Научная статья на тему 'Научные основы формирования и развития инновационного потенциала экономики региона'

Научные основы формирования и развития инновационного потенциала экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
370
435
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ / ФАКТОРЫ / INNOVATION / INNOVATIONAL POTENTIAL / CLASSIFICATION OF INNOVATIONS / FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Холматов Дустмухаммад Турсунович

В статье предлагается уточненное понятие “инновация”, обрисована схематическая связь инновационного потенциала и диффузии инновации, перечислены факторы формирования и развития инновационного потенциала. Отражены основные тенденции изменения инновационного потенциала Республики Таджикистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Schientific Foundations of Formation and Development of Innovational Potential in Regional Economy

The author of the article proposes a specified notion of the term “innovation”, he outlines schematic connection of innovational potential and diffusion of innovation, enumerates the factors of formation and development of innovational potential. Basic tendencies for variations of the latter under the conditions of Tajikistan Republic are reflected.

Текст научной работы на тему «Научные основы формирования и развития инновационного потенциала экономики региона»

Холматов Дустмухаммад Турсунович,

аспирант Политехнического института ТТУ им. акад. М. Осими

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

В современных условиях для обеспечения устойчивого развития национальной и особенно региональной экономики важным фактором является формирование и развитие инновационного потенциала, который позволит добиться конкурентоспособности производимой продукции.

В послании 2013 года президент Республики Таджикистан (РТ) подчеркнул, что «ВВП страны к 2020 году увеличится более чем на 80% по сравнению с текущим годом» (11). Ученые-экономисты едины во мнении, что каждый дополнительный прирост ВВП обеспечивается за счет инновации, т.е. за счет ввода дополнительных производственных мощностей, модернизации оборудования и производства нового вида продукции. Кроме того развитие инновационного потенциала в условиях нестабильного состояния экономики современного мира и ослабление механизмов управления финансовой системой на мировом рынке приводят к укреплению и совершенствованию организационной и отраслевой структуры экономики страны, что является одной из главных задач обеспечения её устойчивого её развития.

Выполнение этой задачи станет возможным, если мы осуществим модернизацию отраслей национальной экономики с широким использованием достижений науки и технологии, производственного новаторства, интеллектуального потенциала современного уровня. [Послание Президента Республики Таджикистан от 26.04.13] (11). Более того, в долгосрочной перспективе страна должна ориентироваться на развитие наукоемких отраслей экономики.

Активизация такого процесса, конечно требует колоссального труда, тем более, что наша страна уже более 20 лет находится в переходном положении. В связи с этим в рамках данной статьи предлагается изучить:

во-первых, концепцию инновации, понятие, сущность и классификацию инноваций;

во-вторых, факторы формирования и развития инновационного потенциала; в-третьих, оценить современное состояние инновационного потенциала с использованием статистических показателей, в качестве которых приняты затраты на науку по отношению к ВВП, инвестиции в основной капитал производственного назначения, а также инвестиции на воспроизводство основных фондов. Такой набор показателей объясняется тем, что инновационная деятельность предприятий региона направлена на приобретение передовой технологии.

Инновация является невероятно сложным и многоаспектным понятием. В современной литературе используется ряд терминов: «новшество», «нововведение», «новация». Прежде всего стоит отметить латинское значение, слова «инновация». В переводе с английского языка innovation означает «введение новаций, новшеств». Русским вариантом данного слова является «нововведение». В словаре С.И. Ожегова «нововведение» означает новое правило, вновь установленный порядок. Русское словосочетание "нововведение", в буквальном смысле "введение нового", означает процесс использования новшества. Некоторые авторы, такие как А.И. Пригожин,

Н.Л. Маренков, считают их синонимами. Также используются как синонимы термины «новшество» и «новация», «инновация» и «нововведение».

Б.А. Райзберг при определении понятия «инновация» делает акцент на новшества, которые вводятся и используются в различных сферах человеческой деятельности. Таким образом, он определяет инновацию как «нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых различных областях и сферах деятельности»[8].

По мнению некоторых ученых, таких как И.Н. Полушкина, И.Ю. Малявина, отожествлять понятия «инновация» и «новшества», «нововведение» и т.д. неправомерно потому, что они имеют существенные смысловые различия. Тем не менее, при генезисе инновационной или иной концепции наличия подобных понятий считается логичным.

Мы придерживаемся мнения Р.А. Фатхудинова относительно понятия «новшество», так как он утверждает, что «новшество — это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности». [1, 45]. В уточнение к вышесказанному добавим, что новшество главным образом направлено на повышение эффективности человеческой деятельности, но оно может не оправдать свои затраты. Тем не менее, из-за этого явления данный продукт или процесс не меняет своего статуса, и его автор может оформить их как новшество. Отсюда следует, что различия между понятиями «инновация» и «новшество» образовались в результате их использования, т.е. новшество это ранее не известный продукт или процесс, которые могут быть не использованы в зависимости от эффективности, но результат использования инновации должен быть только положительным.

В «Руководстве Осло», являющемся методологическим документом, также фокус делается на употребление нового или улучшенного продукта и даётся следующее определение: «Инновация есть введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях» [5, 55]. Отсюда можно сделать вывод, что инновация должна обеспечивать экономическую эффективность и устойчивый рост.

Наиболее авторитетным в области теории и практики экономических инноваций считается учёный-политик Йозеф Алоиз Шумпетер. Впервые данный термин в

научном контексте им был употреблен в 1911 году в работе «Теория экономического развития». Он обозначил инновацию понятием «Осуществление новых комбинаций». В 1930-е годы он рассматривал инновацию «как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности». По его мнению, это понятие «...охватывает следующие пять случаев:

1. Изготовление нового, т.е. еще не известного потребителям блага или создание нового качества того или иного блага.

2. Внедрение нового, т.е. в данной отрасли промышленности еще практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара.

3. Освоение нового рынка сбыта, т.е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет.

4. Получение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде, или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать.

5. Проведение соответствующей реорганизации, например обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия»[2,63].

Практически все вышеприведённые случаи, определенные Й.А. Шумпетером, раскрывают содержание инновации и отражают отличительные признаки инновации. Однако содержание инновации полностью сфокусировано на производственную сферу и тем самым ограничивает масштаб распространения инновации на сферу человеческой деятельности. Тем не менее, эти случаи раскрывают два главных признака инновации:

- продуктовая инновация;

- процессная инновация.

М. Портер при обосновании теории конкурентного преимущества дает следующее определение нововведения:

«Фирмы добиваются конкурентного преимущества, находя новые способы конкуренции в своей отрасли и выходя с ними на рынок, что можно назвать одним словом - «нововведение»[3].

Нововведение в широком смысле включает и улучшение технологии, и совершенствование способов и методов ведения дел. Конкретно обновление может выражаться в изменении товара или производственного процесса, новых подходах к маркетингу, новых путях распространения товара и новых концепциях сферы конкуренции. Фирмы-новаторы не только улавливают возможность изменений, но и заставляют эти изменения происходить быстрее [3, 21]. Такие ситуации можно встретить только на рынках с крупными производителями, которые не только реагируют на конъюнктуру рынка, но и участвуют в ее изменении или же сами создают эти изменения.

Каждое понятие имеет содержание и объем [4, 11]. Объем понятия - это количество объектов, охватываемых этим понятием, входящих в него. Содержание понятия - это наиболее важный признак (или признаки) того объекта, который обозначен. Следовательно, организация производства, управление, источники сырья, продукция, оборудование являются объемом понятия «инновация». Также новизна, модификация, дополнительный, социально экономический эффект от внедрения являются содержанием этого понятия. В целом существуют объектный и процессный подход к определению данного понятия.

Таким образом, инновация - это есть экономически успешная связь между наличием инновационного потенциала с пониманием необходимости инновации.

В данном понятии основной фокус направлен на экономически успешную связь, результатом которой является инновация.

Как известно, для определения понятия «инновация» используется процессный и результативный подход. При определении вышеприведенного понятия использовался комплексный подход.

Процессный подход охватывает весь инновационный процесс, вплоть до его реализации и употребления. Результативный подход опирается на результат, т.е. этот подход не принимает во внимание весь процесс создания инновации, а лишь признает результат творческой работы. Комплексный подход признаёт и тот и другой подход, так как наличие инновационного потенциала есть база, при помощи которого исследуется и создаётся новая идея, стимулом появления которой является связь с внешним окружением (рис. 2).

Инновационный потенциал Распространение (диффузия) АА

Интеллектуальный Новшество ‘п \ Рынок инновации Инновация

Финансовый потенциал д Vй Спрос на инновацию

Ресурсный потенциал 1 Пути внедрения

Рисунок 2. Связь инновационного потенциала с диффузией инновации.

Следовательно, мы рассматриваем инновацию как систему, состоящую из двух блоков: инновационный потенциал, с помощью которого создаются инновации, и блок распространения, или «диффузии», с помощью которой инновация внедряется на рынок, в организацию, в производство и т.д.

На основе пяти случаев И.А. Шумпетера, которые охватывают понятие инновации, выделены две следующие основные группы инноваций: продуктовая инновация (вещественный вид) - это инновации в виде нового оборудования, продукта, новых источников сырья, полуфабрикатов и т.д., и процессная инновация, которая создаётся в виде определённых последовательных действий, таких как новые методы, способы организации производства, создание новых организационных структур управления, и т.д.

Так, в «Руководстве Осло» уже заложено разделение инноваций на четыре основных вида [5, 57]: продуктовые, процессные, маркетинговые, организационные.

Стоит отметить, что «Руководство Осло» является международным документом, который приняли около 30 стран мира и руководствуются им. Концепция данной классификации основана на характерных свойствах инновации, которые создаются в разных сферах деятельности организации.

В.Г. Медынский приводит классификацию инноваций в таблице 1.

Таблица 1.

Классификация инноваций В.Г. Медынского__________________

Признак классификации Виды инноваций

По степени радикальности (новизны, инновационному потенциалу, оригинальности технического решения) 1.Радикальные (пионерные). 2.Ординарные (изобретения, новые технические решения)

По характеру применения: - продуктовые, - технологические, - социальные, - комплексные, - рыночные 1 .Ориентированные на производство и использование новых продуктов. 2.Ориентированные на создание и применение новой технологии. 3.Ориентированные на построение и функционирование новых структур

По стимулу появления (источнику) По стимулу появления (источнику)

По роли в воспроизводственном процессе Потребительские и инвестиционные

По масштабу (комплексности) Сложные (синтетические) и простые

По уровню потребления ^ 1. Для производителя и потребителя. 2. Для общества в целом. 3. Для рынка,.

Источник:[9, 66]

Ж. Ламбен классифицировал инновации на «втягиваемые спросом», т.е. вызванные к жизни наблюдаемыми потребностями, и на «вталкиваемые лабораторией» [6], т.е. основанные на фундаментальных исследованиях и возможностях технологии. Европейские и американские исследования многих секторов промышленности показывают, что:

• примерно 60-80% удачных нововведений имеет рыночное происхождение против 20-40%, исходящих из лаборатории (НИИ, КБ);

• нововведения, базирующиеся на непосредственном анализе потребностей, в целом более успешны [6, 26].

Другими словами новая идея, которая возникает на траектории рынок -лаборатория - рынок более эффективна, чем траектория лаборатория - рынок, что подтверждают вышеприведенные цифры. Более того, при выборе второй траектории высока вероятность возвратиться в лабораторию, подвергнуться изменению и во второй раз вернуться на рынок, и в итоге такая продукция может потерять потенциальную позицию из-за потери времени.

Эффективность и своевременная обеспеченность инновационной деятельности необходимыми ресурсами прежде всего зависит от инновационного потенциала.

В ходе изучения работ, посвящённых инновационному потенциалу, авторами которых являются такие ученые, как Й.А. Шумпетер, М.Портер, С.В. Тишков, Е.В.

Скрухина, В.Д. Волосатов, Ю.В. Бабанова, В.Н. Суязов, был выявлен факторный и комплексный подход к определению понятия инновационного потенциала.

Факторный подход определяет инновационный потенциал как совокупность ресурсов, состоящих из интеллектуального, финансового, материально-технического, кадрового, информационного и т.п. компонентов.

Комплексный подход определяет инновационный потенциал как способность и готовность экономического субъекта различного уровня к ведению инновационной деятельности, т.е. данная категория понятий не ограничивается определённым составом понятий.

Итак, факторами формирования инновационного потенциала можно считать те факторы, которые создают необходимые ресурсные условия для инновационного процесса. К таким факторам можно отнести такие факторы, как научно-технический потенциал, кадровый потенциал, управленческий потенциал, финансовые ресурсы и .т.д. Факторы развития инновационного потенциала - это необходимые факторы, которые увеличивают инновационный потенциал и повышают эффективность его использования.

В условиях рыночной экономики Республики Таджикистан наиболее важным фактором развития инновационного потенциала является интеллектуальная и финансовая способность как региона, так и страны в целом. Для оценки и анализа финансовой способности страны ученые используют затраты государства на науку по отношению к ВВП, которые свидетельствуют о масштабах поддержки науки и о степени стимулирования инновационной деятельности.

Среди стран мира по затратам на научно-исследовательские работы первое место занимает Швеция, затраты которой составляют 3,62% ВВП; затем Япония-3,48%, США-2,66%, Китай-1,65%, Германия - 2,85%; также в эту десятку пробилась Россия - 1,48%, далее идут Бразилия - 1,3% и Индия - 0,9% от ВВП [10]. Таджикистан тратит на науку около 0,001 % ВВП (без учета частных вложений), это примерно 20 млн. сомони в год. После приобретения независимости в 1991 году научно-технические работники, иначе говоря, интеллектуальный потенциал страны, составляли 8501человека, из них 2,1% - доктора наук и 21,5% - кандидаты наук. В 2010 году доктора наук от общего числа научно-технических работников составляют 5,8%, а кандидаты наук -15,5%, но темпы прироста -32 %, т.е. число научнотехнических работников с 8501 человека уменьшилась до 5756 человек. В 2011 году по сравнению с 2000 годом темпы прироста составляют около 8%.

Инвестиционно-инновационная деятельность предприятий промышленного сектора экономики как Согдийской области, так и страны в целом направлена на приобретение нового оборудования, которое обеспечивает конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке за счет качественной продукции, производительности труда, рационального использования сырья, экономии энергии и т.п.

Технологическая структура инвестиций в основной капитал за период 2007-2011 гг. не претерпела существенных изменений. При этом в рассматриваемом периоде доля инвестиций в строительно-монтажные работы (СМР) увеличилась с 79% до 83%, а доля инвестиций в оборудование, инструменты и инвентарь уменьшилась с

14,8% до 11% . Но в целом расходы на приобретения оборудования имели тенденцию к росту.

Относительно воспроизводственной структуры инвестиций в основной капитал по объектам производственного назначения стоит отметить, что темпы роста в 2011г. относительно 2007 года составила 130%. Также доля инвестиции на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий увеличилась с 4,3 до 28,1%. Также увеличились инвестиции на поддержку действующих мощностей. В целом объем производства продукции растет за счет приобретения нового оборудования и расширения действующих мощностей, также свидетельствует об этом уменьшение доли инвестиций на строительство производственного назначения с 93% до 56,1%.

Таблица 2.

Воспроизводственная структура инвестиций в основной капитал по объектам производственного назначения (в фактически действовавших ценах)

Виды МННСС1 ицнй по нроитполстпенному назначению гщы Темпы |М|С|'А 21111/ 2007

1007 2<М* гооч МЫ) 2011

Инвестиции н осношюй капитал, всего, млн. сомони @004): 2002,3 3! 73,7 24*1,5 2748 и

Техническое перевооружение и реконструкция 87.1 1.3 Ц].4 5,1 493,4 19,9 б77.& 24,2 749.9 24,1 Кб

Расширение действующих предприятий К,6 с.* 34,9 1.1 11,6 0,5 18.1 0,6 257,6 9,7 29,9

Строительство 1874.4 93.6 М22.5 ИЗЗ* 57.8 ! 1М 56.1 0,71>

Строительство, не относящееся к указанным направлениям зо.и 1.5 54,4 1.7 17,7 0.7 91.5 3.3 163,6 4,1 5.3

Поддержание действующих мощностей. 1.3 (1.! - ■ 525.2 21.2 Й69.1 31.1 «3 1,6 32,!

Источник: Анализ инвестиционного климата и привлечения инвестиций в РТ.

В целом для развития инновационного потенциала в стране есть предпосылка для развития. Инновационная сфера только создается, но есть предприятия и компании, имеющие опыт успешной реализации своих изобретений и инноваций. В вузах, промышленном секторе активную работу по внедрению новых технологий ведут АО «Ковры Кайраккума», «ТАЛКО», таджикско-американское СП «ОБИ ЗУЛОЛ», таджикско-китайское СП «Душанбинская табачная фабрика», СП по производству натуральных соков в упаковке «Тетра Пак», АО «Душанбе», Академия наук РТ, а также в ряде университетов страны [7].

Как было уже отмечено, инвестиционно-инновационная деятельность отечественных предприятий направлена на приобретение передового оборудования, а также на производство новых видов продукции. Поэтому такие направления в условиях жесткой конкуренции являются одним из основных преимуществ на рынке.

Список использованной литературы:

1. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник, 4-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 400 с.

2. Шумпетер И. Теория экономического развития / Пер. с нем. В.С. Автономова, М. С. Любского, А.Ю. Чепуренко. - М.: Прогресс,1982. -456 с.

3. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ./Под ред. В.Д. Щетинина. -М.: Международные отношения, 1993. - 896с.

4. Гусев Д.А. Удивительная логика: -М.: Энас, 2010

5. Руководство Осло: рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. -М.: ОЭСР-ЦИСН, 2006.

6. Баранчеев В. П., Масленникова Н.П., Мишин В.М.. Управление инновациями : учебник для бакалавров — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2012.

7. http://khovar. tj/ (дата обращения 13.08.13.)

8. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999. 479 с.

9. Козлова Ж.М. Анализ подходов к классификации инноваций // Вестник Алтайской академии экономики и права.-2011.-№4 .-С.65-68

10. http://www.re.ru/2013/05/14/strany.html (дата обращения: 14.05.2013).

Д. Т. Холматов

Научные основы формирования и развития инновационного потенциала экономики

региона

Ключевые слова: инновация, инновационный потенциал, классификация инноваций, факторы.

В статье предлагается уточненное понятие “инновация”, обрисована схематическая связь инновационного потенциала и диффузии инновации, перечислены факторы формирования и развития инновационного потенциала. Отражены основные тенденции изменения инновационного потенциала Республики Таджикистан.

D. T. Kholmatov

Schientific Foundations of Formation and Development of Innovational Potential in

Regional Economy

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: innovation, innovational potential, classification of innovations, factors

The author of the article proposes a specified notion of the term “innovation”, he outlines schematic connection of innovational potential and diffusion of innovation, enumerates the factors of formation and development of innovational potential. Basic tendencies for variations of the latter under the conditions of Tajikistan Republic are reflected.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.