Научная статья на тему 'Перспективы инновационно-технологического развития Республики Таджикистан'

Перспективы инновационно-технологического развития Республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ВЕНЧУРНЫЕ ФОНДЫ / INNOVATION ACTIVITY / NATIONAL INNOVATION SYSTEM / INTELLECTUAL PROPERTY / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP / VENTURE FUNDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Файзуллоев Машраб Курбоналиевич

В статье рассматриваются вопросы финансирования научно-исследовательской деятельности в Республике Таджикистан. Приведены факты о состоянии научно-исследовательских кадров, патентной активности и объемах выполненных научно-технических работ в Республике. Предложены варианты создания организационных структур, способствующих продвижению инновационной деятельности в Таджикистане, а также «имитационной» стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of Innovative-Technological Development of Republic of Tajikistan

The subject of article is problem of funding of research activity in Republic of Tajikistan. There are facts about the conditions of research personal, the patent activity and the amount of research that have been performed in republic. In article there were proposed a creation of organization structures, which stimulate promotion of innovation activity in Tajikistan, and implementation of imitation strategy.

Текст научной работы на тему «Перспективы инновационно-технологического развития Республики Таджикистан»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2012. № 1

М.К. Файзуллоев1,

канд. экон. наук, доцент, докторант кафедры инновационного и производственного менеджмента Московского государственного университета

экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННО-

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

В статье рассматриваются вопросы финансирования научно-исследовательской деятельности в Республике Таджикистан. Приведены факты о состоянии научно-исследовательских кадров, патентной активности и объемах выполненных научно-технических работ в Республике. Предложены варианты создания организационных структур, способствующих продвижению инновационной деятельности в Таджикистане, а также «имитационной» стратегии.

Ключевые слова: инновационная деятельность, национальная инновационная система, интеллектуальная собственность, государственно-частное партнерство, венчурные фонды.

The subject of article is problem of funding of research activity in Republic of Tajikistan. There are facts about the conditions of research personal, the patent activity and the amount of research that have been performed in republic. In article there were proposed a creation of organization structures, which stimulate promotion of innovation activity in Tajikistan, and implementation of "imitation" strategy.

Key words: innovation activity, national innovation system, intellectual property, state-private partnership, venture funds.

В Республике Таджикистан, как и в других странах с переходной экономикой, инновационные процессы находятся в процессе становления. При этом государство из-за недостаточности средств финансирует лишь этап фундаментальных исследований, инвестирование в остальные этапы возлагается на предприятия.

Базовые методологические принципы инновационно-технологического развития сочетаются со знаниями, инновационной деятельностью и институциональной основой, которые являются стратегическим ресурсом.

Между тем если в 1995 г. для финансирования науки из государственного бюджета Республики Таджикистан было выделено 64 тыс. сомони (64 млн руб.), то в 2011 г. этот показатель повысился

1 Файзуллоев Машраб Курбоналиевич, тел.: +7 (926) 350-71-89; e-mail: mashrab@ mail.ru

до 40 млн сомони. В 2009 г. общий объем финансирования науки составил 25 млн сомони, а в 2010 г. — 34 млн сомони.

Для проведения фундаментальных исследований из государственного бюджета было выделено в 2010 г. 24 млн сомони, а в 2011 г. — 27 млн долл.; для проведения отраслевых научных исследований в 2010 г. — 10 млн сомони, в 2011 г. — 13 млн сомони; для финансирования научно-исследовательской деятельности Академии наук Республики Таджикистан в 2010 г. — 14 млн сомони, в 2011 г. — 17 млн сомони. В 2008—2010 гг. расходы государства на науку увеличились с 19 769,4 тыс. сомони до 22 024,2 тыс. сомони2.

Если исходить из реально сложившегося в последние годы соотношения бюджетного и внебюджетного финансирования науки, то представляется возможным, по мнению экспертов, довести в 2015 г. обеспечение науки из внебюджетных источников до 30% от бюджетного финансирования, в том числе за счет выполнения грантов и проектов международных организаций и фондов (20%) и хозяйственной деятельности самих научно-исследовательских учреждений (10%). В табл. 1 приведены основные целевые показатели финансовых затрат до 2015 г.3

Таблица 1

Показатель финансовых ориентировочных затрат до 2015 г. (тыс. долл.)

Виды затрат 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Внутренние затраты на исследования и разработки 7109 9242 12 014 15 619 20 304 26 396 34 315

Удельный вес средств международных организаций во внутренних затратах на исследования и разработки (в скобках — % от внутренних затрат) 1422 (20%) 1848 (20%) 2403 (20%) 3124 (20%) 4061 (20%) 5279 (20%) 6863 (20%)

Удельный вес средств предприятий, фирм, частных лиц и собственных средств научных организаций во внутренних затратах на исследования и разработки (в скобках — % от внутренних затрат) 710,9 (10%) 924,2 (10%) 1201 (10%) 1562 (10%) 2030 (10%) 2639 (10%) 3431 (10%)

По данным Министерства экономического развития и торговли Республики Таджикистан, по состоянию на 1 января 2010 г. в сфере

2 Финансы и бухгалтерский учет. 2011. № 6. С. 34—35.

3 См.: ЛенчукЕ.Б., ВластиГ.А. Международная кооперация и инновации в странах СНГ. СПб., 2011. С. 190—193.

науки работали 5196 научных сотрудников, в том числе 3880 из них имели ученую степень (доктора наук — 780 человек, кандидаты наук — 3100 человек). Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в расчете на 10 тыс. занятых в экономике составляла 24 человека.

В настоящее время для научно-технологического развития республики недоиспользуется такой значимый ресурс инновационного подъема экономики, как закупка патентов, лицензий на инновационные технологии за рубежом, совместное производство инновационных продуктов с иностранными компаниями.

В 2009 г. в Национальный патентно-информационный центр Республики Таджикистан (НПИЦентр) поступило 116 заявок (все от национальных заявителей) на выдачу охранных документов на изобретение. Всего с 1993 г. в НПИЦентр поступило 1317 заявок, из них 353 — на выдачу малого патента и 964 — на выдачу патента. На промышленный образец в 2008 г. поступило 12 заявок (всего с 1993 г. — 133 заявки). Количество поступивших заявок на изобретение в 2009 г. оказалось в 2,5 раза меньше, чем в 2008 г. По данному виду заявок было принято решение о выдаче 10 патентов национальным и иностранным заявителям. В 2008 г. из 24 национальных заявителей и одного иностранного патенты получили только 5 национальных заявителей4.

В настоящее время в Республике Таджикистан наблюдается относительно средний уровень научно-исследовательской активности. Объем выполненных научно-технических работ в 2010 г. составил 21 887,3 тыс. сомони5 (табл. 2).

В 2012 г. на государственное финансирование было представлено 346 проектов научно-исследовательских работ.

Известно, что в настоящее время в Республике Таджикистан консолидированная заинтересованность всех субъектов экономики и всего населения страны, их политическая воля и целеустремленная творческая деятельность, объективные экономические условия позволяют проводить системную работу по формированию основ устойчивого и перспективного инновационно-технологического развития экономики страны.

В целях обеспечения диверсификации экономики и государственной поддержки инновационной деятельности посредством развития перерабатывающих и высокотехнологичных производств, коммерциализации научных разработок, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках, были приняты постановления Правительства Республики Таджикистан о создании свободных экономических зон (СЭЗ) «Панч», «Сугд», «Ишкашим» и «Дангара».

4 Годовой отчет Национального патентно-информационного центра Республики Таджикистан. Душанбе, 2009. С. 5.

5 Статистический ежегодник Республики Таджикистан. Душанбе, 2010. С. 132.

Таблица 2

Объем выполненных научно-технических работ в Республике Таджикистан за период 2002—2010 гг. (тыс. сомони)

Виды научно-технических работ

Годы Фунда-ментальные работы Проектно-конструкторские и технологические работы Изготовление опытных образцов Проектные работы Научно-технические услуги Научно-исследовательские работы

2002 804,1 9,4 8,9 0,9 21,2 1530,5

2003 1324,9 93,0 9,2 798,1 219,6 1805,6

2004 1614,0 49,0 126,8 1770,07 277,3 2319,8

2005 5592,3 — 59,0 69,6 168,2 6520,7

2006 5356,6 — 65,0 84,2 182,6 9995,0

2007 3327,3 — 65 76,5 484,3 7860,2

2008 4017,7 59,2 — 169 758,8 11 223,4

2009 7397,0 419,7 — 10,3 4405,5 14 858,9

2010 8508,7 22,8 — 10,0 3867,2 17 987,3

Кроме того, принят Закон Республики Таджикистан от 21.07.2010 г № 629 «О технологическом парке», который способствует организации малых инновационных предприятий и оказанию помощи в патентно-лицензионной и правовой сферах в области защиты объектов интеллектуальной собственности (ОИС).

Одним из важных достижений Стратегии развития науки как составной части Национальной стратегии развития Республики Таджикистан, является партнерство и участие государственных, не правительственных, общественных и других учреждений и организаций в инновационно-технологическом развитии страны.

В Республике Таджикистан в целях инвестиционного продвижения и развития инновационной деятельности перспективным направлением государственно-частного партнерства (ГЧП) представляется создание таких некоммерческих организаций, как Ассоциация агентств инвестиций, инноваций и развития и Национальное агентство прямых инвестиций в инновационной сфере, а также Национального центра ГЧП, отвечающего за развитие института ГЧП в сфере инноваций.

Так, например, в процессе совместного партнерства ученых Института химии АН Республики Таджикистан и Таджикской алюминиевой компании была разработана технология получения

ферросилиция из отходов производства. После ее внедрения в Таджикской алюминиевой компании, экономический эффект составил 36,6 тыс. долл. на 100 т сырья. Также в результате вышеназванного партнерства разработана и внедрена технология производства синтетического чугуна, экономический эффект от которой составил более 700 тыс. долл.

По инициативе Таджикского национального университета (ТНУ) и при государственной поддержке создан Центр инновационных технологий и биотехнологий, на оснащение которого университет выделил средства в размере 2 млн 310 тыс. сомони.

При поддержке Международного научно-технического центра (МНТЦ), финансируемого Европейским союзом, США, Японией, Канадой, Южной Кореей, Норвегией, в Таджикистане было выполнено 17 научно-исследовательских проектов, еще 27 проектов находятся в настоящее время на стадии разработки. Общий объем финансирования завершенных и выполняемых проектов составляет около 10 млн долл.6

Для поддержки и развития научной сферы от земельного налога освобождены земли, непосредственно используемые для научных и учебных целей, а также для испытания сортов сельскохозяйственных культур научными организациями, экспериментальными и научно-опытными хозяйствами, научно-исследовательскими учреждениями и учебными заведениями. К сожалению, по другим объектам налогообложения никаких льгот не предусматривается.

На данном этапе инновационно-технологического развития Республики Таджикистан необходимо предусмотреть освобождение НИОКР от налога на добавленную стоимость независимо от формы собственности исполнителей.

Однако переход к инновационно-технологическому развитию экономики страны и его реализацию во многом сдерживает отсутствие правового поля, поскольку до сих пор в республике нет законов об инновационной деятельности и о передаче технологий.

Следует отметить, что в постановлении Правительства Республики Таджикистан от 02.12.2006 г. № 525 «Правила формирования, экспертизы, учреждения, финансирования и реализации научных, научно-технических программ и проектов, финансируемых из государственного бюджета Республики Таджикистан» вопросы вовлечения в хозяйственный и общественный оборот результатов научно-технической (инновационной) деятельности не рассматриваются.

В связи с этим в Таджикистане назрела необходимость разработать и принять такой нормативно-правовой документ, как Кон-

6 International Science & Technology Center Website. URL: http://www.istc.tj (дата обращения: 15.10.2011).

цепция государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической (инновационной) деятельности.

Из положительных моментов следует отметить то, что в республике были приняты Программа инновационного развития Республики Таджикистан на 2011—2020 гг. (утв. постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30.04.2011 г. № 227) и Стратегия Республики Таджикистан в области науки и технологии на 2011— 2015 гг (утв. постановлением Правительства Республики Таджикистан от 03.03.2011 г. № 114), где запланированы разработка и реализация более 30 приоритетных и важнейших технологий в производстве Таджикистана в 2001—2015 гг. За 2010 г. общая сумма, полученная таджикскими учеными от своих разработок, внедрений и услуг, составила 9,1 млн сомони.

Для инновационно-технологического развития Республики Таджикистан особое значение имеет сотрудничество с государствами — участниками СНГ и ЕврАзЭС в рамках Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств — участников СНГ на период до 2020 г., Концепции создания Евразийской инновационной системы и разработки межгосударственной программы «Евразийская инновационная система».

В настоящее время инновационно-технологическому развитию страны препятствуют недостаточное инвестирование инновационных процессов, низкий технико-технологический уровень производства, нехватка инвестиций для реконструкции, модернизации устаревших мощностей и снижение стимулирования научного труда. Эти недостатки подтверждаются следующими фактами:

а) продолжается структурный уклон экономики в сторону сырьевой отрасли;

б) практически отсутствуют высокотехнологичные отрасли промышленности и малые инновационные предприятия;

в) современные приоритеты инновационной деятельности обусловлены недостаточной конкурентоспособностью отечественных товаров для широкого выхода на мировые рынки.

В целях улучшения ситуации автором статьи предлагаются следующие меры:

1) государству следует более активно поддерживать ключевые сферы наукоемкой промышленности через предоставление государственных заказов из государственного бюджета;

2) необходимо более активное создание совместных с зарубежными производств;

3) необходимо наращивание экспорта инновационной продукции путем выхода на новые рынки сбыта.

Кроме того, в Республике Таджикистан, где наблюдается недостаток крупных финансовых ресурсов и необходимость закупок

иностранных технологий, следует стимулировать формирование венчурных фондов, ориентированных на приобретение за рубежом оригинальных, относительно недорогих и быстроокупаемых организационно-экономических, управленческих решений, методов организации производства и ноу-хау. Поэтому государственная поддержка развития венчурных фондов должна проявляться прежде всего в разработке соответствующей законодательно-нормативной базы венчурного финансирования.

Чтобы преодолеть недостатки прошлых лет, необходимо:

а) усовершенствовать экспериментальную базу фундаментальной науки;

б) сократить разрыв между наукой и бизнесом путем объединения их в единую инновационную систему;

в) обеспечить интеграцию власти, бизнеса, науки и образования, но без коренной ломки существующей системы их организации;

г) адаптировать научно-технологическую сферу к условиям рыночной экономики.

Таджикистану как стране, не имеющей достаточной базы и возможностей для инновационно-технологического развития, целесообразно было бы принять «имитационную» стратегию. Она может стать основой для перехода на путь инновационно-технологического развития.

Обобщение всего вышесказанного позволит выявить слабые и сильные стороны в управлении научно-технологической системой Республики Таджикистан (табл. 3).

Таблица 3

Оценка управления научно-технологической системой Таджикистана

Сильные стороны Слабые стороны

1. Относительно стабильный социально-экономический рост обеспечивает ресурсы для инновационных процессов. Высокие темпы экономического роста (6—8% ВВП) создают благоприятные условия для правительственных мер по развитию инновационной активности. 2. Руководство республики проводит активную поддержку инновационного бизнеса, внедряет эффективный комплекс инструментов государственной поддержки инновационной активности. 3. Создается инновационная инфраструктура, позволяющая сопровождать инновационные проекты с различной отраслевой направленностью. 1. Недостаточно проработанное нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности приводит к совмещению критериев инвестиционных и инновационных проектов. 2. Отмечается низкая доля посевного финансирования и поддержка более поздних стадий инновационного процесса. 3. Интересы получения прибыли доминируют над стратегией финансирования рисковых, радикальных инновационных проектов. 4. Отсутствуют устойчивые процессы реинвестирования в научную сферу, отмечается низкая мотивация бизнеса на проведение собственных НИОКР.

4. Научно-исследовательские организации и специалисты активно работают в ряде международных проектов. 5. Проводится системная кадровая политика, используется передовой опыт, создается информационное поле для инновационной деятельности. 6. Подготовлены стратегические документы в области инновационной политики (закон (проект)), стратегия, программа). 7. Улучшилась правовая база в сфере защиты прав интеллектуальной собственности в соответствии с международными стандартами. 5. При организации процессов коммерциализации новшеств приоритет отдается инвестиционной сфере, отсутствуют ресурсы у высшей школы для полноправного участия в венчурном бизнесе. 6. Существует слабая координация с частным сектором в разработке приоритетов исследований и разработок (ИР) и мер финансовой поддержки ИР. 7. Отмечаются плохие показатели выполнения политики, направленной на решение проблем технологического отставания промышленности, и интеграция в международную базу знаний. 8. Наблюдается низкий уровень реальной защиты прав интеллектуальной собственности и слабое развитие механизмов распределения этих прав.

Возможности Угрозы

1. Активизация взаимодействия научного, инвестиционного сектора, малого и среднего бизнеса, крупных промышленных предприятий путем развития СЭЗ. 2. Интеграция с евразийской и мировой инновационной системой, а также в рамках СНГ и ЕврАзЭС, участие в международных инвестиционных конкурсах и программах, привлечение международных управленческих знаний и венчурного капитала. 3. Концентрация на оказании стратегической поддержки инноваций в передовых отраслях промышленности. 4. Активное участие в нормотворческих инициативах по улучшению законодательства в области инновационной деятельности в рамках СНГ и ЕврАзЭС 1. Снижение конкурентоспособности научно-исследовательского сектора, старение материальной базы науки, кадрового и научно-технического потенциала. 2. Увеличение зависимости от иностранных технологий, разрыва между отечественной наукой и производством. 3. Высокая зависимость инновационных процессов от внешней конъюнктуры и увеличение «долины смерти» в финансировании инновационных проектов на начальных этапах. 4. Несоответствие структуры системы ИР и ее направленности в целом потребностям национальной экономики и общества (реформа в этой области не была проведена)

Для достижения вышеуказанных целей Республике Таджикистан предстоит разработать комплексные меры, направленные на развитие инновационной деятельности (известно, что инновационные преобразования носят на практике комплексный и системный характер). Для соединения всех этапов инновационного процесса требуются более совершенные информационные технологии и инновационно образованный кадровый потенциал.

Таким образом, исследования инновационно-технологической сферы показывает, что только комплексный подход к ее реструктуризации и выработка модели организации инновационно-техноло-

гического развития с учетом требований новых реалий переходного периода позволят преодолеть трудности на пути формирования инновационной экономики республики.

Список литературы

Годовой отчет Национального патентно-информационного центра Республики Таджикистан. Душанбе, 2009.

Ленчук Е.Б., Власкин Г.А. Международная кооперация и инновации в странах СНГ. СПб., 2011.

Статистический ежегодник Республики Таджикистан. Душанбе, 2010.

Финансы и бухгалтерский учет. 2011. № 6.

International Science & Technology Center Website. URL: http://www.istc.tj

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.