Научная статья на тему 'Предпосылки инновационного развития экономики Таджикистана'

Предпосылки инновационного развития экономики Таджикистана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
540
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННЫЙ КЛИМАТ / НИОКР / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ / INNOVATION / INNOVATION INFRASTRUCTURE / INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS / INVESTMENT -AN INNOVATIVE CLIMATE / RESEARCH AND DEVELOPMENT / NATIONAL INNOVATION SYSTEM / MODERNIZATION OF THE ECONOMY / KNOWLEDGE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Файзуллоев М.К.

В статье рассматриваются вопросы инновационного развития национальной экономики. Раскрываются конкретные проблемы инновационного развития экономики Таджикистана. Проанализирована законодательная база инновационного развития экономики. На конкретных статистических цифрах анализируется состояние научно-исследовательской сферы, кадрового потенциала и объем выполненных научно-технических работ в Республике Таджикистан. Приведены основные принципы государственночастного партнерства в инновационной сфере. Определена роль государства в формировании и развитии инновационных процессов. Выявлены и раскрыты факторы, препятствующие инновационному развитию национальной экономики. Предложены основные пути формирования инвестиционно-инновационного климата и решения проблем формирования инновационной экономики. Описана институциональная модель финансирования исследований и разработок, предусматривающая создание институтов инновационного развития. Представлены основные направления реформирования научно-инновационной сферы экономики республики. Изложены главные меры стимулирования инновационного развития экономики Таджикистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Background innovative economic development of Tajikistan

This article discusses the innovative development of the national economy. Disclose the specific problems of innovative development of Tajikistan's economy. Analyzed legislative base of innovative development of the economy. On specific statistical figures examines the state of the research sphere, human resources and the volume of scientific and technical work in the Republic of Tajikistan. The basic principles of public-private partnerships in innovation. The role of the state in the formation and development of innovative processes. Identified and disclosed barriers to innovative development of the national economy. The basic ways of forming an innovative investment climate and addressing the formation of an innovative economy. It describes the institutional model of funding for research and development, providing for the establishment of institutes of innovative development. The main directions of reforming science and innovation sectors of the economy of the republic. Outlined the main measures to stimulate innovative economic development of Tajikistan.

Текст научной работы на тему «Предпосылки инновационного развития экономики Таджикистана»

Предпосылки инновационного развития экономики Таджикистана

Файзуллоев М. К.

доктор экономических наук, декан экономического факультета Российско-таджикского(славянского) университета mashrab@mail.ru

Fayzulloev M.K.

Doctor of Economic Sciences, Dean of the Faculty of Economics Tajik-Russian (Slavonic) University

Background innovative economic development of Tajikistan

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы инновационного развития национальной экономики. Раскрываются конкретные проблемы инновационного развития экономики Таджикистана. Проанализирована законодательная база инновационного развития экономики. На конкретных статистических цифрах анализируется состояние научно-исследовательской сферы, кадрового потенциала и объем выполненных научно-технических работ в Республике Таджикистан. Приведены основные принципы государственно-частного партнерства в инновационной сфере. Определена роль государства в формировании и развитии инновационных процессов. Выявлены и раскрыты факторы, препятствующие инновационному развитию национальной экономики. Предложены основные пути формирования инвестиционно-инновационного климата и решения проблем формирования инновационной экономики. Описана институциональная модель финансирования исследований и разработок, предусматривающая создание институтов инновационного развития. Представлены основные направления реформирования научно-инновационной сферы экономики республики. Изложены главные меры стимулирования инновационного развития экономики Таджикистана.

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, инновационная инфраструктура, инновационное предпринимательство, государственно-частное партнерство, инвестиционно-инновационный климат, НИОКР, национальная инновационная система, модернизация экономики, экономики знаний.

This article discusses the innovative development of the national economy. Disclose the specific problems of innovative development of Tajikistan's economy. Analyzed legislative base of innovative development of the economy. On specific statistical figures examines the state of the research sphere, human resources and the volume of scientific and technical work in the Republic of Tajikistan. The basic principles of public-private partnerships in innovation. The role of the state in the formation and development of innovative processes. Identified and disclosed barriers to innovative development of the national economy. The basic ways of forming an innovative investment climate and addressing the formation of an innovative economy. It describes the institutional model of funding for research and development, providing for the establishment of institutes of innovative development. The main directions of reforming science and innovation sectors of the economy of the republic. Outlined the main measures to stimulate innovative economic development of Tajikistan.

Key words: Innovation, innovation, innovation infrastructure, innovative entrepreneurship, public-private partnerships, investment -An innovative climate, research and development, national innovation system, modernization of the economy, the knowledge economy.

На современном этапе один из стратегических приоритетов для Республики Таджикистан состоит в выборе пути инновационного развития, который предусматривает развитие науки и техники наряду с такими важнейшими направлениями государственной политики, как повышение качества жизни населения, достижение экономического роста и обеспечение национальной безопасности, а также предполагает создание научно-обоснованной национальной инновационной системы (НИС).

Следовательно, в целях формирования благоприятного инвестиционно-инновационного климата необходимо осуществлять последовательную работу по созданию четкой системы законодательного обеспечения инновационной деятельности в национальной экономике, установления гарантий для инвесторов, более широкого применения методов конкурсного отбора инновационных проектов экспертами.

БИЗНЕСА № 3(23)2016

анализ | прогноз | управление

электронный научно-экономический журнал стр 27

Между тем нормативно-правовая база в сфере науки и техники определяет возможности реализации государственной инновационной политики. В целях регулирования инновационной деятельности Правительством Республики Таджикистан приняты Программа инновационного развития Республики Таджикистан на 2011-2020 гг. (утвержденная Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30.04.2011 г. № 227) и Стратегия Республики Таджикистан в области науки и технологии на 2011-2015 гг. (утвержденная Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 03.03.2011 г. № 114).

Реализацию Программы инновационного развития Республики Таджикистан на 2011-2020 гг. предусматривается осуществить в два этапа: первый этап (2011-2014 гг.) - подготовительно-организационный; второй этап (2015-2020 гг.) - этап инновационного развития.

В настоящее время в Республике Таджикистан наблюдается относительно низкий уровень изобретательской активности. В 2013 году в НПИЦентр Республики Таджикистан от научно-исследовательских организаций (НИО) поступило 62 заявки на выдачу охранных документов на изобретение. В 2013 г. из 40 НИИ республики и 23 вузов, только 13 занимались патентно-изобретательской деятельностью, из них: по АН РТ - 4; АМН - 2; вузы - 6; НИО - 1. Из общего количество 41 полученного охраняемого документа, составляют: патенты - 5 и малый патент - 36 (табл.1.)[1,с.39].

Таблица 1

Общее количество тем, публикаций, защищенных диссертаций и изобретательской деятельности по

отраслям науки в Республике Таджикистан за 2013 г.

Отрасли науки Количество тем Количество публикаций Охранные документы Защита диссертаций

Подано заявок Получено

всего из них

книги монографии учебники статьи тезисы прочие малый патент патент кандидатские докторский

АН РТ 87,5 1242 48 40 900 238 33 12 13 2 3

ТАСХН 78,4 285 17 8 195 12 28 3 2 6

АМН 22,2 444 1 8 - 315 32 33 3 2 1 5 1

ВУЗЫ 88,16 7673 292 226 1 4595 1185 772 41 19 4 121 14

НИО 13 433 29 6 234 159 34 3 5 1

ИТОГО 289,26 10077 387 288 1 6239 1626 900 62 36 5 139 19

В 2015 г. в республике действовало 23 диссертационных совета ВАК Министерства образования и науки РФ, в них защищались 353 диссертации, из них 40 докторских и 313 кандидатских[6].

В республике выбор средств для развития инновационной деятельности определяется структурой и состоянием развития производства, наличием инновационных и инвестиционных ресурсов.

На наш взгляд, общие меры стимулирования инновационного развития при разработке государственных программ должны быть структурированы по разделам (подпрограммам), число которых зависит от того, какие направления стимулирования инновационного бизнеса, особенно малого инновационного предпринимательства, были выбраны в качестве приоритетных.

Кроме того, инновационное развитие должно быть ориентировано на повышение управляемости процессом развития инновационного предпринимательства и включать: нормативно-правовую базу, определяющую специфические условия деятельности субъектов малого инновационного бизнеса, регулирующую формы и методы его стимулирования; кадровое обеспечение и имущественную поддержку малого инновационного предпринимательства.

Вместе с тем многоуровневая система объединяет существующий научный потенциал республики и бизнес-структуры, где формируется механизм государственно-частного партнерства в инновационной сфере. К его основным принципам можно включить: софинансирование инновационно-инвестиционых проектов государством при сохранении рычагов управления в руках бизнеса; децентрализация государственной поддержки и формирование «сети институтов инновационного развития» и сохранение старых инновационных институтов с их встраиванием в новую систему[2,с.55].

Слабая техническая база предприятий республики также препятствует инновационному развитию, существуют и другие препятствия: отсутствие у руководителей и специалистов опыта ведения инновационной деятельности; недостаточное участие государства в инновационных процессах; низкое качество информированности предприятий и др.

Несмотря на формальные признаки финансовой стабилизации в республике, государство финансирует исследования и разработки недостаточно. В 2015 году объем финансировании науки в республике составил 0,08% от ВВП. Главная причина, по-видимому, заключается не столько в нехватке средств, сколько в том, что реформа науки проводится крайне медленно. Как показывают статистические данные за 2007-2013 гг., объем выполненных научно-технических работ увеличился в 4,6 раза, т.е. отмечается относительная научно-техническая активность субъектов хозяйствования. В 2013 г. объем научно-технических работ составил 47 631,7 тыс. сомони, научно-исследовательских работ - 44 399,1 тыс. сомони. В 2013 г. собственными силами организаций были выполнены научно-технические и научно-исследовательские работы, соответственно, на сумму 47 559,6 тыс.сомони и 44 327,0 тыс. сомони (табл.2.)[4,с.71-72].

Таблица 2

Объем выполненных научно-технических работ в Республики Таджикистан за период 2008-2013 гг.(тыс. сомони)

Годы Объём выполненных научно-технических работ

Фундаментал Проектно- Изготовление Проектные Научно- Научно-

ьные конструкторск опытных работы технические исследов

ие и образцов услуги ательские

технологи- работы

ческие

работы

2008 4017,7 59,2 - 169 758,8 11 223,4

2009 7397,0 419,7 - 10,3 4405,5 14 858,9

2010 8508,7 22,8 10,0 3867,2 17 987,3

2011 8968,2 51,9 3628,5 32 065,9

2012 10014,8 112,7 1942,6 39 090,7

2013 14254,0 194,1 43,9 45,9 2948,7 44 399,1

Государственная политика в области научно-технических кадров должна исходить из необходимости обеспечения приоритетного развития ведущих отраслей фундаментальной и прикладной науки, от которых в наибольшей мере зависят решающие сдвиги в национальной экономике и переход на инновационный путь развития. Вместе с тем надо предусмотреть организацию в вузах разветвленной системы подготовки специалистов в области инновационной деятельности, инновационного менеджмента, трансфера и коммерциализации технологий, теории и практики правовой охраны и использования интеллектуальной собственности.

Анализ кадрового потенциала Таджикистана показал, что в 2013году количество рабочих мест в 75 научно-исследовательских организациях составило 15 510 единиц, научные сотрудники составляют 8376, т. е. 54%, из них докторов наук - 744, а кандидатов наук - 2913 человек.

Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками по состоянию на 1 января 2014 года, в расчете на 10 тыс. занятых в экономике, составляет 79 человек, что является относительно незначительным по сравнению с показателями в развитых странах.[1,с.7-10]

До сих пор имеются факторы, препятствующие в ближайшее время достижению значимых результатов в развитии инновационной сферы предприятий. Во-первых, затраты на внедрение инноваций могут превышать

эффект от внедрения. Во-вторых, инновационная деятельность связана с высокими рисками, и обычные коммерческие кредиты предприятиям, как правило, недоступны, а собственных средств не хватает. Кроме того, коммерческие банки до сих пор не кредитуют инновационные проекты из-за их рискованности.

Частный бизнес также не спешит тратиться на финансирование инновационных разработок, их практическое внедрение, он вкладывает средства в инновации лишь постольку, поскольку это необходимо для выживания в жесткой конкурентной среде. Причем ограниченность объема инновационно-ориентированных инвестиций со стороны частного бизнеса определяется, прежде всего, институциональной структурой национальной экономики и инвестиционной активностью бизнес-структур[5,с.265].

Институциональная структура науки в Республике Таджикистан в настоящее время не отвечает требованиям рыночной экономики. Анализируя современное состояние науки в республике, нельзя не принимать во внимание инерцию в организации НИОКР, стремление сохранить действовавшие в течение десятилетий институциональные структуры, соответствовавшие требованиям административно-командной экономики.

Для перехода к институциональной модели финансирования НИОКР целесообразно создать институты, организующие долгосрочное льготное кредитование инновационного развития, страхование ряда инновационно-инвестиционных рисков и развитие инновационной инфраструктуры[3,с.602]. Кроме того, инновационная инфраструктура как важнейший сегмент современной национальной инновационной системы республики развивается очень слабо.

На наш взгляд, в республике в целях реформирования научно-инновационной сферы предлагаем обратить внимание на следующие важные направления.

1. Реформа государственного сектора науки и поддержка новых организационных форм, отвечающих условиям рыночной экономики, сокращение государственного сектора науки с целью резкого уменьшения числа прямых бюджетополучателей, кроме НИИ, ведущих фундаментальные исследования, непосредственно обслуживающие государственное управление и бюджетную сферу.

2. Реструктуризация государственного финансирования НИОКР, т.е. переход от субсидирования к кредитованию по мере продвижения по инновационной «цепочке».

Для стимулирования инновационного развития экономики республики целесообразно также реализовать следующие главные меры: освободить прибыль, направляемую на внедрение новых технологий, финансирование НИОКР, от налогообложения; применять методы ускоренной амортизации материальных и нематериальных активов; создать систему государственного и частного страхования (хотя бы частичного) инвестиций в сферу инновационной деятельности, поддерживать страховые компании, принимающие на себя кредитные риски, связанные с освоением инновационной продукции и др.

Обязательным моментом реализации инновационно-инвестиционной стратегии является выработка схем движения средств, идущих на инновационно-инвестиционные цели, снятие различных финансовых ограничений. К сожалению, ее практическое внедрение натолкнется на значительное количество различных трудностей, таких, как отсутствие соответствующего законодательства, руководящего аппарата, согласования ряда вопросов с государственными структурами и т.п. Именно решение вышеназванных проблем может посодействовать созданию инновационно-инвестиционного климата в целях модернизации национальной экономики и ее экономического роста на основе знаний и инноваций.

Таким образом, управление инновационной деятельностью, направленное на обеспечение конкурентоспособности экономики и активизации инновационной деятельности в Республике Таджикистан, позволит решить задачи перевода национальной экономики на инновационный путь развития.

БИЗНЕСА № 3(23)2016

анализ | прогноз | управление

электронный научно-экономический журнал стр 30

Литература

1. Научно-технический потенциал Республики Таджикистан в 2013 году. (Аналитический сборник) Выпуск 9. -Душанбе,НПИЦентр,2013. -98с.

2. Радыгина С.В. Инвестиционная инфраструктура как фактор активизации инновационно- инвестиционной деятельности в регионе// Вестник Удмуртского университета. Серия: экономика и право. 2013. Вып.1. С. 55-59

3. Сабден О., Днишев Ф. М., Альжанова Ф. Г. Наука Казахстана в условиях перехода к инновационному пути развития [Текст]: Экономическое исследование/ О. Сабден, Ф. М. Днишев, Ф. Г. Альжанова/ под ред. д.э.н., проф. А. А. Абишева, д.э.н. Т. И. Мухамбетова. -Алматы: Экономика, 2009.- 648с.

4. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. -Душанбе,2014. -466 с.

5. Файзуллоев М. К. Инновационное развитие как ключевой фактор экономического роста// Вестник ТНУ, 2012. №2/9.-С.263-270

6. URL: http://khovar.tj/2016/01/risolai-ilmii-81-olimi-hori-dar-to-ikiston-imoya-shudaast/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.