Научная статья на тему 'Проблемы экономической устойчивости малого и среднего бизнеса в Российской Федерации на современном этапе и пути их решения'

Проблемы экономической устойчивости малого и среднего бизнеса в Российской Федерации на современном этапе и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ECONOMIC SUSTAINABILITY / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС (МСБ) / SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES (SMES) / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / GOVERNMENT SUPPORT / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кучерявенко С.А., Коннова А.В.

Актуальность темы обусловлена тем, что одной из основных задач современного развития национальной экономики является создание условий экономического роста, который во многом обеспечивается за счет экономической устойчивости предприятий малого и среднего бизнеса. В статье изучены и проанализированы проблемы, негативно влияющие на устойчивое развитие малого и среднего бизнеса (МСБ), выделены возможные последствия, а также предложены пути решения существующих проблем. Разработан комплекс мер, направленных на стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ECONOMIC STABILITY OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE AND THE WAY OF THEIR DECISION

Relevance of a subject is caused by the fact that one of the main objectives of modern development of national economy is creation of conditions of economic growth which is in many respects provided due to economic stability of the entities of small and medium business. Authors studied line items of the state concerning small and medium business and small and medium business concerning the state. Efficiency of the state economic policy depends on coincidence of these two line items. In article the problems which are negatively influencing sustainable development of small and medium business (MSB) are studied and analysed, possible consequences are allocated, and also solutions of the existing problems are offered. The package of measures, directed to stimulation of development of a small and average entrepreneurship in the Russian Federation is developed. The SWOT-analysis of the entities of small and medium business which is carried out by authors in the Russian Federation allows to determine strong and weaknesses, and also to give an assessment to external opportunities of data of the entities, and also to determine the available and possible threats. According to authors, forming of economic and legal conditions, stimulation of small and medium business for its self-development and competitiveness is connected with the state support. Authors of article studied and offered tasks regarding the state support of small and medium business on the near-term outlook. Besides, authors offer a package of measures which will allow to stimulate development of sector of a small and average entrepreneurship to implementation, and also to create a favorable environment for development of small and medium business in the Russian Federation. Authors made the offer on activization of participation of authoritative Russian, regional and local public associations of small business in development and implementation of actions of the state support of small and medium business. Their opinion as experienced experts in the field of development of small and medium business on places, will undoubtedly promote reduction of risks of business activity, and also investment attraction in economy.

Текст научной работы на тему «Проблемы экономической устойчивости малого и среднего бизнеса в Российской Федерации на современном этапе и пути их решения»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. Том 2 (68). 2016 г. № 2. С. 94-100.

УДК334.012.64 32

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Кучерявенко С. А., Коннова А. В.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород,

Российская Федерация

E-mail: konnova anna. 95@yandex. ru

Актуальность темы обусловлена тем, что одной из основных задач современного развития национальной экономики является создание условий экономического роста, который во многом обеспечивается за счет экономической устойчивости предприятий малого и среднего бизнеса. В статье изучены и проанализированы проблемы, негативно влияющие на устойчивое развитие малого и среднего бизнеса (МСБ), выделены возможные последствия, а также предложены пути решения существующих проблем. Разработан комплекс мер, направленных на стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

Ключевые слова: экономическая устойчивость, малый и средний бизнес (МСБ), государственная поддержка, устойчивое развитие.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях экономической турбулентности внешней среды предприятия малого и среднего бизнеса становятся все более эффективной формой предпринимательства. Несмотря на то, что его доля составляет около 20 %, малый и средний бизнес можно отнести к одному из приоритетных секторов экономики.

От успешного развития малого и среднего бизнеса во многом зависит экономическая стабильность как регионов, так и страны в целом. Ведь именно с МСБ связано появление новых рабочих мест, смягчение негативного влияния безработицы, повышение качества оказываемых услуг, формирование цивилизованных рыночных отношений, рост производства импортозамещающей продукции, что особенно важно на современном этапе. В то же время малый и средний бизнес является наиболее мобильным на рынке в изменяющейся обстановке по сравнению с крупными предприятиями. Однако существует ряд проблем, делающих предприятия МСБ уязвимыми в период кризиса, нестабильной экономической ситуации в стране, на сегодняшний момент имеющей место в России.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Одним из главнейших условий устойчивого развития малого и среднего бизнеса является достижение общности целей и интересов государства и субъектов МСБ.

На наш взгляд, на практике картина выглядит следующим образом (рис. 1).

94

Рис. 1. Интересы государства и субъектов малого и среднего бизнеса относительно совместного сотрудничества.

Только при условии совпадения целей и интересов государства и бизнеса государственная политика может быть эффективной. Кроме того, в государстве должна наблюдаться экономическая стабильность, так как при неустойчивой экономической ситуации покупатель будет ограничивать свои потребности и приобретать товары только первой необходимости, а потенциальные инвесторы будут минимизировать поток инвестиций в компании [1, с. 206].

Авторы статьи попытались систематизировать ключевые проблемы, с которыми сталкиваются предприятия малого и среднего бизнеса, с целью детального изучения и анализа, а также определения возможных последствий и разработки рационального управленческого решения.

В таблице 1 приведен SWOT-анализ предприятий малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, который позволил выявить сильные и слабые стороны, а также оценить внешние возможности и угрозы данных предприятий.

Таблица 1.

SWOT-анализ предприятий малого и среднего бизнеса в Российской Федерации

Сильные стороны Слабые стороны

+ создание новых рабочих мест; + небольшие первоначальные финансовые вложения; + создание новых видов продукции, ориентированных на индивидуальное потребление и соответствующих стандартам качества; + высокая степень специализации производства; + упрощенная система регистрации, налогообложения и управления; + большие возможности для быстрого принятия решений; + развитие и использование творческого потенциала работников, проявления личной инициативы; + оперативность и гибкость при изменениях предпочтений потребителей и рынка в целом; + осуществление активной инновационной деятельности; + наличие квалифицированного персонала, способного соответствовать скорости изменений на рынке. - отсутствие достаточного управленческого опыта при принятии решений; - несовершенство действующего налогового законодательства, негативно влияющего на деятельность субъектов малого и среднего бизнеса; - наличие административных барьеров и коррупции; - ограниченность финансовых вложений; - низкий уровень использования имеющихся производственных мощностей; - наличие неформальной занятости населения; - низкая оплата труда работников; отсутствие возможностей для повышения квалификации работников; - ограниченность или полное отсутствие доступа к кредитным ресурсам коммерческих банков; - медленное внедрение на предприятиях систем управления качеством; - низкий уровень кооперации с крупными предприятиями; - недостаточный уровень развития логистики предприятия.

Внешние возможности Внешние угрозы

+ создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса; + развитие научно-исследовательского и научно- образовательного потенциала; + формирование добросовестной конкурентной среды; + обеспечение прироста инвестиций в менее развитые и активно развивающиеся сегменты рынка; + расширение социальной основы рынка; + устранение законодательных изъянов, относящихся к регулированию сферы малого и среднего предпринимательства; + разработка и реализация комплексов мероприятий государства совместно с предприятиями малого и среднего бизнеса на различных уровнях для обеспечения развития экономики; + взаимодействие с общественными организациями, занимающимися помощью и защитой субъектов малого и среднего бизнеса; + возможность повышение квалификации сотрудников при активном сотрудничестве с образовательными учреждениями; + развитие информационно-аналитического освещения деятельности малого и среднего бизнеса; + активное взаимодействие с населением с целью изучения изменений в их потребностях. - нестабильность в системе поддержки предприятий малого и среднего бизнеса со стороны государства; - большое давление налоговой нагрузки; - неразвитость системы кредитования малого и среднего бизнеса в целях стратегического развития, низкий уровень микрокредитования; - высокий уровень конкуренции со стороны крупных предприятий; - ограниченный доступ к материальным ресурсам и инфраструктуре; - несовершенство действующего законодательства РФ относительно субъектов малого и среднего бизнеса; - низкий уровень вовлечения в систему государственных закупок; - неразвитая инфраструктура поддержки предпринимательства (бизнес-инкубаторов, технопарков, лизинговых компаний); - низкий уровень развития организационной системы для реализации инвестиционных и инновационных проектов; - неразвитость добросовестной внутренней конкурентной среды; - ограничение доступа к информации государственных и муниципальных органов; - неопределенность экономической ситуации в стране.

Как показывает практика, из-за отсталости рыночных механизмов регулирования экономических субъектов в Российской Федерации очень слабо

96

развито саморегулирование малого бизнеса, то есть его поддержка со стороны крупных предприятий. Именно поэтому очень важно централизованное регулирование, предусматривающее меры по поддержке малого и среднего бизнеса со стороны государства [2].

По мнению авторов, государственная поддержка должна, прежде всего, формировать экономические и правовые условия, стимулировать МСБ для его саморазвития и конкурентоспособности. При этом необходимо соблюдать отраслевые, географические, национальные, исторические особенности и традиции [3, с. 141].

На ближайшую перспективу можно отметить следующие задачи в части государственной поддержки МСБ:

- обеспечение малым и средним предприятиям равных прав;

- минимизация разрыва между малыми и более крупными предприятиями в конкурентном рыночном соревновании в условиях хозяйственных возможностей;

- создание равных возможностей для ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов;

- поддержка жизнеспособных хозяйственных структуры МСБ, деятельность которых совпадает с целями и направлениями государственной социально-экономической политики.

При этом МСБ в своей деятельности, естественно, должны опираться, прежде всего, на собственные силы, свои материальные и финансовые ресурсы

[4].

Как следствие, государственная поддержка не будет поощрять иждивенчество, так как еще встречаются случаи восприятия господдержки как основного источника повышения конкурентоспособности и роста рентабельности [5].

Считаем необходимым реализацию комплекса мер, направленных на стимулирование развития сектора малого и среднего предпринимательства, создание благоприятной среды для развития МСБ в Российской Федерации.

Г

л

снижение административных барьеров в деятельности субъектов МСБ

Л

снижение налоговой нагрузки на МСБ

V.

г

У

повышение доступности кредитных ресурсов

широкое вовлечение субъектов МСБ в с систему государственных закупок

-<

стимулирование экспортной деятельности субъектов МСБ

повышение доступности подключения субъектов МСБ к инженерным коммуникациям

У

•замена процедуры регистращш на процедуру приобретения патента; • ограшгчение числа проверок; •упрощение делопронзводствана микропр е дприят! их;

•дифференциация уровня административных штрафов в зависимости от категории субъектов предпринимательства и состава правонарушения;

•увеличение для юридических лиц размера критериев отнесения к субъектам МСБ; •распространение налоговых каникул на все 1Ш; •снижение размера платежей во внебюджетные фонды в первые два года деятельности; • снижение предельных ставок по ЕНВД и по упрощенной системе налогообложения.

• увеличение мака шаль но го размера мпкрозаима до 3 млн руб.;

•увеличение максимальны ого размера государственнойгарантш! до 10 млн руб.:

• предоставление возможности оформления и получения кредита через учреждения МФЦ.

•увеличение квоты размещения госзакуп оку "субъектов МСБ с 10 % до 30 %; •установление квоты заказов у субъектов МБ для госкомпашш, компашш с госучастием и госкорпораций.

•расширение видов субсидирования затрат экспортно ориентированных предприятий.

• отмена таможенного сбора за экспорт недорогих товаров;

• введение субсидий па сертификацию качества продукшпг российских предприятий в зарубежных странах

• повышение прозрачности прав ил и условии подключения к инженерным сетям;

•разработака формы типового договора о подключении; •предоставление возможности рассрочки платы за подключение;

* передача в аренду или собственность

неис пользуем о е государственное и муниципальное имущество.

Рис. 2. Комплекс мер, направленных на стимулирование развития сектора малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

98

ВЫВОДЫ

Таким образом, малое и среднее предпринимательство является неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Именно МСБ представляет собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играет значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. При этом малый и средний бизнес — самая динамичная форма предпринимательской деятельности, где постоянно и активно происходят процессы реорганизации, создания новых и отмирания неэффективных предприятий.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что активная государственная поддержка МСБ позволит минимизировать социальную напряженность, создать в этом секторе множество новых высокооплачиваемых рабочих мест, компенсировать нарастание безработицы в других секторах.

Государственная политика в области МСБ должна быть направлена на соблюдение национальных интересов России и на достижение социально-экономических целей текущего и перспективного этапов развития страны. Государственная поддержка МСБ является средством реализации этой политики.

Немаловажно развитие частной инициативы МСБ. В конткесте проводимых социально-экономических реформ в РФ оно стало общегосударственной доктриной, оснащенной четким механизмом реализации, со своими исполнительными, финансовыми и общественными органами и законодательной базой.

Малый бизнес имеет ярко выраженную региональную ориентацию и строит свою деятельность, исходя, прежде всего, из потребностей и возможностей насыщения местного рынка. Поэтому поддержка МСБ является важнейшей задачей субъектов Федерации и местных органов власти.

Несомненно, комплексная и эффективная реализация мероприятий государственной поддержки МСБ потребует проведения организационных преобразований, направленных на взаимодействие и координацию всех вовлечённых в эту работу органов власти и институциональных структур.

Наряду с этим необходимо обеспечить возможность активного участия авторитетных общероссийских, региональных и местных общественных объединений малого бизнеса в разработке и реализации мероприятий государственной поддержки МСБ.

Таким образом, текущая ситуация в секторе малого и среднего предпринимательства Российской Федерации требует принятия дополнительных мер, направленных на уменьшение рисков предпринимательской деятельности, привлечения инвестиций в экономику. Разработка и утверждение на федеральном уровне нормативных правовых актов, направленных на решение вышеуказанных проблем, будет способствовать дополнительному экономическому росту, улучшению деловой среды.

Реализация вышеперечисленных мероприятий направлена на достижение конечной цели — обеспечение устойчивого развития малого и среднего бизнеса.

Ведь стабильное и конкурентоспособное состояние малого и среднего бизнеса в рыночных условиях — это необходимое условие поддержания устойчивого социального и экономического положения в стране.

* Статья выполнена в рамках Гранта Президента МК-4882.2016.6 «Моделирование системы риск-менеджмента малого и среднего бизнеса в условиях повышенной турбулентности внешней среды»

Список литературы

1. Щетинина Е. Д., Кучерявенко С. А., Климова Т. Б., Коннова А. В. Система факторов и причин возникновения турбулентности как меры хаотичности и неопределенности развития экономики // Научный результат. 2016. № 7. С. 203-209.

2. Митякова О. И. Концепция устойчивого развития малых и средних предприятий [Электронный ресурс]. URL: https://doviewer.yandex.ru. (дата обращения: 28.07.2016).

3. Ропотан С. В. Факторы устойчивости развития предпринимательских структур // Молодой ученый. 2012. № 8. С. 139-142.

4. Доклад Президенту РФ уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей,

2015 [Электронный ресурс]. URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_2015.html. (дата обращения: 30.07.2016).

5. Доклад Президенту РФ уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей,

2016 [Электронный ресурс]. URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_2016.html. (дата обращения: 03.08.2016).

Статья поступила в редакцию 26.09.2016

100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.