Научная статья на тему 'Малое и среднее предпринимательство как важнейший фактор роста экономики'

Малое и среднее предпринимательство как важнейший фактор роста экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
989
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СТРАТЕГИЯ / ПРОБЛЕМЫ / КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ПРЕДПРИЯТИЯ / НАЛОГОВЫЕ КАНИКУЛЫ / ВАЛОВЫЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ / ОБОРОТ / ИНВЕСТИЦИИ / ЗАНЯТОСТЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / КОРРУПЦИЯ / SMALL-SCALE AND MEDIUM-SCALE ENTERPRISE / STRATEGY / PROBLEMS / CRUCIAL INDICES / ENTERPRISES / TAX HOLIDAYS / GROSS DOMESTIC PRODUCT / TURNOVER / CAPITAL INVESTMENT / EMPLOYMENT / CRIMES / CORRUPTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чеботарев Владислав Стефанович, Ионов Владимир Алексеевич

В статье проанализированы состояние малого и среднего предпринимательства в России, основные механизмы поддержки, а также препятствия, отрицательно влияющие на его развитие. Авторами предложены факторы, которые могут оказать положительное воздействие по достижению ключевых показателей, закрепленных в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чеботарев Владислав Стефанович, Ионов Владимир Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The state of small-scale and medium-scale enterprise in Russia, the basic mechanisms of support as well as some obstacles that have a negative influence on it development are analyzed in the article. Authors suggested the factors that can render a positive effect to reach the crucial indices that fortify in the Strategy of development of small-scale and medium-scale enterprise in the Russian Federation for the period up to 2030 year.

Текст научной работы на тему «Малое и среднее предпринимательство как важнейший фактор роста экономики»

УДК 33:34

Чеботарев Владислав Стефанович Tchebotaryov Vladislav S.

доктор экономических наук, профессор, начальник кафедры экономики и экономической безопасности

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

doctor of sciences (economics), professor, chief of chair of economy and economic safety

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: vschebotarev@rambler.ru

Ионов Владимир Алексеевич Ionov Vladimir A.

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры экономики и экономической безопасности

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

сandidate of sciences (law), associate professor of the department of economy and economic safety

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: ionovva@mail.ru

Малое и среднее предпринимательство как важнейший фактор роста экономики

Small-scale and medium-scale enterprise as the most important factor of economic growth

В статье проанализированы состояние малого The state of small-scale and medium-scale enter-

и среднего предпринимательства в России, основ- prise in Russia, the basic mechanisms of support as well

ные механизмы поддержки, а также препятствия, as some obstacles that have a negative influence on it

отрицательно влияющие на его развитие. Авторами development are analyzed in the article. Authors sug-

предложены факторы, которые могут оказать поло- gested the factors that can render a positive effect to

жительное воздействие по достижению ключевых по- reach the crucial indices that fortify in the Strategy of de-

казателей, закрепленных в Стратегии развития мало- velopment of small-scale and medium-scale enterprise

го и среднего предпринимательства в РФ на период in the Russian Federation for the period up to 2030 year. до 2030 года.

Ключевые слова: малое и среднее предприни- Keywords: small-scale and medium-scale enter-

мательство, стратегия, проблемы, ключевые пока- prise, strategy, problems, crucial indices, enterprises,

затели, предприятия, налоговые каникулы, валовый tax holidays, gross domestic product, turnover, capital

внутренний продукт, оборот, инвестиции, занятость, investment, employment, crimes, corruption. преступления, коррупция.

Особое значение в Российской Федерации уделяется развитию малого и среднего предпринимательства (далее — МСП), однако данная важнейшая сфера экономики России значительно отстает от развитых стран по основным параметрам. Ключевым показателем состояния сферы МСП является ее доля в валовом внутреннем продукте (далее — ВВП).

Профессор Е.М. Бухвальд указывает, что Федеральная служба государственной статистики России (далее — Росстат) с 2007 года не публикует этот показатель, «последний раз эти данные были опубликованы в 2006 г. Подобные сведения периодически появляются в разных источниках и между собой часто не совпадают» [1, с. 70].

Обратившись к статистическим сборникам, размещенным на официальном сайте Росста-та 2000—2015 «Малое предпринимательство в России», можно ознакомиться с данными по численности, обороту, инвестициям, а так же доле МСП в ВВП, но только 2003—2006 годов включительно [2].

Также Росстат дает следующий комментарий: «в отдельных случаях приводятся расхождения между итогом» и объясняется это округлением данных. Если проанализировать эти данные, размещенные в различные периоды, то можно увидеть, что этот важнейший макроэкономический показатель за один и тот же период не только округляется Росстатом, но он может и изменяться в течение ряда лет и достаточно значительно.

Так, в данных по итогам 2004 года, размещенных Росстатом в 2005 году, этот показатель равен 11,4%, в 2006 году показатель за тот же период вырос до 12,7%, а в 2007 году произошло снижение до 12,5% (таблица 2).

Почему делается такой акцент на данную проблему, так как в соответствии с утвержденной Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года [3] (далее — Стратегия МСП) должно произойти увеличение доли МСП в ВВП до 40%. Цель документа — развитие сферы МСП как одного из факторов улучшения отраслевой струк-

туры экономики, а результатом реализации стратегии должно стать увеличение: в 2,5 раза оборота в постоянных ценах по отношению к 2014 году; производительности труда в секторе в 2 раза в постоянных ценах по отношению к 2014 году; доли обрабатывающей промышленности в обороте сектора МСП до 20%; доли занятых в общей численности занятого населения до 35%.

Достижение данных показателей непосредственно связано с обеспечением экономической безопасности России, так как в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации [4] среди стратегических целей обеспечения нацбезопасности закреплены развитие экономики страны, а также вхождение России в число стран — лидеров по объему ВВП, что будет способствовать успешному противостоянию внутренним и внешним угрозам. Как раз сектор МСП — это один из ключевых факторов роста экономики, который в полной мере до сих пор не функционирует и не развивается.

Так какова реальная ситуация в сфере МСП? Различные источники, как уже было сказано выше, приводят противоречивые данные. Борис Титов, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, в докладе Президенту РФ (2015) приводит следующие данные по доли МСП в ВВП [5].

Таблица 1

Основные показатели деятельности малых предприятий (%)

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Валовой внутренний продукт — — — 9,8 12,5 12,0 11,6

Таблица 2

Основные показатели деятельности малых предприятий (%)

Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях (в процентах) ВВП по итогам 2004 года Статистический сборник размещен на сайте Росстата

11,4 в 2005 году

12,7 в 2006 году

12,5 в 2007 году

Этапы Стратегии

Таблица 3

1 этап 2016—2018 Совершенствование условий ведения бизнеса

2 этап 2019—2025 Достижение устойчивого роста

3 этап 2026—2030 Увеличение доли МСП в ВВП до 40%

График 1. Доля МСП в ВВП

Наглядно видно, что в России доля малых и средних предприятий в ВВП составляет 20-21%. Доля МСП в ВВП Китая составляет более 70%. Для сравнения, в США эта величина составляет 60%, а в Евросоюзе 60-80%, лидером здесь является Италия — боле 80%. Самый проблемный момент, что в России данный показатель, по мнению Б. Титова, не меняется с 2007 года, но если обратимся к данным Росстата, которые приведены выше, рост все же был. Профессор С.С. Чеботарев также указывает на проблемы в данной сфере: в 2011—2014 годах «в России по самым оптимистичным оценкам, от 12 до 20%» [6].

В средствах массовой информации, в частности Российской газете, опубликован ряд статей, в которых приводится позиция Д.А. Медведева о необходимости увеличения данного важнейшего сектора экономики. В 2008 году, подписывая указ о ликвидации административных барьеров для предпринимателей, тогда Президент России Д.А. Медведев заявил, что к 2020 году в сфере малого бизнеса будет осуществлять свою деятельность до 70% населения, а доля в ВВП составит 50%. Однако подобные цифры не получили закрепления ни в одном программном документе, для их достижения не создано ничего, отмечает А. Шубин [7].

«Увеличить долю малого и среднего бизнеса в ВВП к 2020 году до 60-70% — такова одна из задач, поставленных перед Правительством Президентом России», а профильный департамент Минэкономразвития в разделе «Малое и среднее предпринимательство» обозначил следующую динамику: если в 2011 году доля сектора МСП в валовом внутреннем продукте должна составить 21,2%, то в 2012 — 21,5%, в 2013 — 21,8%, в 2014 — 22,1%. Шаг роста — ровно 0,3% в год. Такие данные приводит вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) В. Буев и делает вывод: «выходит, просчитались» [8].

Приведем следующий пример. Еще в 2006 году Минэкономразвития вышло с предложениями по мерам государственной поддержки МСП. Так, глава минэкономразвития Г. Греф заявил: «если удастся в полной мере осуществить предложенные его министерством меры государственной поддержки этого сектора экономики, то к 2010 году малый бизнес сможет удвоить объем выпускаемой им продукции, займет до 40% в ВВП страны и половину в общем показателе занятости населения в экономике» [9].

В действующей Стратегии МСП определена цель стратегии в том числе приводятся данные не только о 20% доли МСП в ВВП, а, особенно важно заметить, закреплена необходимость обеспечения ежегодного прироста указанной доли на 1% и более, а также определены базовые индикаторы (производительность труда, увеличение оборота и доля занятого населения и др.).

Можно встретить на страницах научных публикаций суждения о некорректности сравнения доли МСП в ВВП России и других стран — лидеров в данной важнейшей сфере для экономики, так как условия в разных странах отличаются от условий признания хозяйствующих субъектов субъектами МСП в России, да и ВВП может значительно отличаться в зависимости от «размера» экономики. В действующих документах стратегического планирования в сфере развития МСП (Стратегии МСП, дорожной карте по ее реализации) показатель МСП в ВВП закреплен как основной стратегический ориентир, показывающий, соответствует ли состояние МСП в России уровню развитых стран, что подтверждает необходимость ведения, сбора информации Росстатом по данному важнейшему макроэкономическому показателю.

Необходимо обозначить и следующую «территориальную» проблему в сфере МСП, что наглядно видно в приведенной ниже таблице 4 (таблица составлена на основе данных реестра МСП размещенных на сайте ФНС РФ) [10]. Территориально субъекты МСП сконцентрированы в Центральном ФО и Приволжском ФО, наименьшее количество данных субъектов в Крымском, Северо-Кавказском, Дальневосточном ФО.

На наш взгляд, на эту ситуацию отчасти влияет и позиция региональных властей. Департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития в докладе «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в 2016 году» приводит данные о субъектах Российской Федерации с наибольшими остатками средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2016 года по соглашениям 2015 года.

Таблица 4

Количество МСП в субъектах Российской Федерации

Юридических лиц из них

Микро

Малое

Среднее

предприятие предприятие предприятие

Индивидуальных предпринимателей всего из них

Микро Малое Среднее

предприятие предприятие предприятие

Российская Федерация 5.523,765 2,594.355 2,335.579 238,796 19,980 2,929,410 2,900,085 28,953 372

Центральный ФО 1,636,987 899,171 803,309 87,431 8,431 737,816 731,213 6,511 92

Северо-Западный ФО 629,902 357,442 323,180 31,875 2,387 272,460 269,894 2,536 30

Южный ФО 569,338 172,704 155,424 15.926 1,354 396.684 393,304 3,341 39

СевероКавказский ФО 188,631 43,956 39,478 4,116 362 144.675 143,808 856 11

Приволжский ФО 1,016,076 458,048 410,518 44.171 3,359 558.028 551,158 6,781 89

Уральский ФО 482,238 233,439 212,380 19.493 1,566 248.799 245,914 2,847 38

Сибирский ФО 653,465 299,308 272,275 25.246 1,787 354.157 350,085 4,018 54

Дальневосточный ФО 245,699 104,242 94,742 8.875 625 141.457 139,652 1,787 18

Крымский ФО 101,379 26,045 24,273 1.663 109 75.334 75,057 276 1

Таблица 5

Субъекты Российской Федерации с наибольшими остатками средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2016 года по соглашениям 2015 года

Субсидии на поддержку МСП

№ Субъект Российской Федерации Остаток средств федерального бюджета на 1 января 2016 года по соглашениям 2015 года (млн рублей)

1 Астраханская область 59 563,2

2 Республика Башкортостан 59 070,1

3 Ивановская область 57 865,9

4 Московская область 54 610,4

5 Красноярский край 48 678,4

6 Республика Дагестан 47 091,2

7 Ставропольский край 43 876,5

8 Ямало-Ненецкий автономный округ 40 095,2

9 Оренбургская область 24 213,7

10 Алтайский край 24 199,2

Приведем следующий пример. В 2011 году Минэкономразвития готово было предоставить Калининградской области 211 млн федеральных рублей. Регион мог направить средства по разным направлениям поддержки предпринимателей. От региона требовалось подготовить план этих мероприятий и обеспечить региональное софинансирование — 40 млн рублей. Однако Калининградская область представила документы на 30 млн рублей федеральных субсидий, в результате калининградские малые

предприятия в 2011 году могли рассчитывать лишь на 36 млн рублей господдержки [11].

Но если денежные средства, так необходимые на развитие МСП, и поступают в регионы, то приведенный выше пример по остаткам средств наглядно показывает эффективность их использования. Какова же ситуация в сфере кредитования МСП? Приведем результаты опроса топ-менеджеров банков в рамках XI Ежегодной конференции «Финансирование малого и среднего бизнеса — 2016» [12].

ктов больше, чем годом ранее. Это максимум с начала публикации официальной статистики ЦБ РФ — с 2009 года. За 2015 год объем просроченной задолженности у банков вне топ-30 увеличился почти втрое, тогда как просрочка у крупных банков показала прирост на 28%. Сегмент МСБ остался лидером по доле просроченной задолженности.

Отдельного внимания заслуживает и отраслевая структура выданных в 2015 году кредитов МСП: лидером осталась торговля (48% кредитов выдано торговым предприятиям, как и годом ранее), доля обрабатывающих производств выросла лишь на 4 пункта, до 15%.

Диаграмма 1. Главные вызовы в сфере развития рынка кредитования МСБ

Дефицит качественных заемщиков является одним из главных вызовов для развития рынка кредитования малого и среднего бизнеса (далее — МСБ) в 2016 году. Такой точки зрения придерживаются 59% опрошенных. Кроме того, 27% топ-менеджеров опасаются роста дефолт-ности кредитов МСБ в связи с ухудшением финансового положения МСП. И лишь 5% банкиров не видят серьезных вызовов для рынка кредитования МСБ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По итогам 2015 года доля просроченной задолженности МСП достигла своего максимального значения. На 1 января 2016 года просрочка составила почти 14% портфеля, что на 6 пун-

Диаграмма 2. Задолженность МСБ по кредитам за 2015 год

Самые популярные сферы работы малого бизнеса — это торговля и предоставление услуг. Средние предприятия в большей степени представлены в обрабатывающей промышленности, строительстве и сельском хозяйстве. Приведем актуальное мнение: «в целом малый бизнес России никак не повернется «лицом» к реальному сектору экономики, сфере промыш-

График 2. Отраслевая структура кредитов МСБ в 2015 году

ленного производства, решению задач модернизации. По своей сути он остается не только инвестиционно, но и инновационно малоактивным. Удельный вес малых предприятий, работающих в сфере технологических инноваций, застыл на отметке ниже 5%» [1, с. 71].

Как же изменить данную ситуацию? Департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России в докладе «Государственная поддержка МСП в 2016 году» приводит данные по итогам 10 лет поддержки предпринимательства. Ниже на графике представлены данные о средствах (программа в т. ч. требовала софинансирова-ния и со стороны регионов), направленных на поддержку МСП с 2005 года.

По данным Минэкономразвития, финансовые виды поддержки МСП продемонстрировали наименьшую динамику роста в последнее вре-

мя по сравнению с другими видами поддержки. Наиболее активно развивались консультационная и экспортная поддержки МСП.

В таблице представлена динамика количество МСП, осуществляющих экспортную деятельность (по данным ФТС России) [13].

Приведем актуальные данные по финансированию программы в 2016 году. В результате снижения финансирования Федеральной программы поддержки МСП субсидии субъектам РФ значительно сокращены по сравнению с 2015 годом (~ на 56%).

Перечислим и основные механизмы поддержки, которые осуществляются в 2016 году.

Вышеприведенная информация показывает, что средства выделяются ежегодно, разработаны механизмы поддержки. Так что же мешает развитию МСП в России?

График 3. Финансирование МСП с 2005 года

Таблица 6

Количество МСП, осуществляющих экспортную деятельность (по данным ФТС России),

на начало года

Наименование 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Малые предприятия Средние предприятия Малые предприятия Средние предприятия Малые предприятия Средние предприятия

Российская Федерация 9 536 1 084 11 916 1 506 14 641 1 557

Таблица 7

Субсидии на поддержку МСП Софинансирование объектов капитального строительства

Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета в соответствии с государственной программой Российской Федерации «экономическое развитие и инновационная экономика» 14,8 млрд рублей 1,9 млрд рублей

Сокращенный Минфином России объем, представленный в проекте закона о бюджете на 2016 год 9,6 млрд рублей 1,5 млрд рублей

Предусмотрено ФНС на ведение реестра МСП - 0,6 млрд рублей -

Предусмотрено росмолодежи на программу «Ты — предприниматель» - 0,25 млрд рублей -

Предусмотрено росмолодежи на программу «Ты — предприниматель» 9,6 млрд рублей 1,5 млрд рублей

Таблица 8

Можно по-разному относиться к либерализации «гуманизации» в сфере уголовной политики в отношении предпринимателей, осуществляемой в России. Конечно же, необходимо максимально снизить барьеры, мешающие вести бизнес в России. Но сотрудники ЭБиПК в большинстве регионов выявляют факты, когда неправомерно признаются хозяйствующие субъекты субъектами МСП, средства выдаются на господдержку МСП по направлениям деятельности, по которым невозможно получение грантов и субсидий, когда в подтверждение целевого расходования предоставляются фик-

тивные документы, то есть средства грантов и субсидий израсходованы на деятельность, не соответствующую целям, а значит взятые на себя обязательства предпринимателями не выполняются.

Получается, значительная часть средств, выделенных на поддержку МСП, поглощается коррупцией и нецелевым использованием, так как бюджетные средства используются зачастую не в сфере предпринимательской деятельности. По нашему мнению, эта одна из причин, торпедирующих развитие данного важнейшего «сектора» экономики, и трудно представить в

складывающейся ситуации достижение значимых показателей в сфере МСП.

До сих пор на структуру экономики оказывают воздействие не только экономические, политические, но и социальные, а также психологические факторы. Что подтверждает не потерявшее актуальность утверждение Т.Дж. Даннинга (T.J. Dunning), приводимое в качестве примечания К. Марксом: «Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы» [14, с. 446].

Для того что бы осуществить мощный «прорыв» в этом важнейшем секторе национальной экономики, достичь вышеперечисленные стратегические ориентиры, на наш взгляд, необходимо менять подходы в сфере поддержки предпринимателей.

Подводя итог, приведем информацию, которая была представлена в докладе Минэкономразвития России «О ходе реализации поддержки МСП в 2010—2013 годах и основных направлениях МСП на ближайшую и среднесрочную перспективу». В подразделе 5.7 «Развитие российских «газелей»» рассматриваются проблемы и возможности быстрорастущих компаний малого и среднего бизнеса — «газелей». Проводится анализ зарубежных и отечественных исследований, касающихся влияния «газелей» на экономику страны, а именно на такие факторы, как занятость и ВВП, определяются международные и российские критерии отнесения компаний к «газелям». В основном выводе относительно роли «газелей» в экономике страны указывается, что данные виды предприятий МСП могут оказывать значительное воздействие на экономический рост.

Приведем мнение представителей Минэкономразвития России: «данные предприятия не заинтересованы в мерах поддержки, направленных на малый бизнес (в связи с тем, что данные меры в первую очередь нацелены на выживание небольших компаний), а так как при этом они не подпадают под критерии крупного бизнеса, то не могут претендовать на поддержку, направленную на данную категорию, но зачастую интересную «газелям».

Необходимо сказать, что на сегодняшний день отсутствуют меры поддержки, представляющие собой непрерывное сопровождение «газелей» на всех этапах развития. Данному во-

просу важно уделить особое внимание, так как эффективное развитие рассмотренных предприятий МСП может положительно повлиять на достижение показателей в данной сфере к 2030 году.

Президент РФ В.В. Путин говорил о налоговых каникулах МСП в ежегодном послании Федеральному Собранию, об эффективности этого уже указывалось в ранее опубликованных работах [15].

На наш взгляд, основная задача на данном этапе становления и развития МСП России — это создание таких условий, которые бы стимулировали рост производительности труда, создание рабочих мест, привлечение инвестиций в основной капитал и другие важнейшие показатели.

Если за определенный период субъект МСП достигнет установленных законодателем показателей, то он может претендовать на значимые для него льготы, в том числе и в сфере налогообложения, но законодатель должен предусмотреть важный аспект — если данные достигнутые показатели снизятся, то эти привилегии должны быть отменены. На наш взгляд, это будет важным стимулом не только достижения, но и сохранения определенных показателей, а также приведет к дальнейшему развитию данных предприятий. Необходимо определить ключевые показатели для каждого вида МСП с учетом особенностей микро, малых и особенно средних предприятий, по которым они могут получить значимые льготы.

Также хотелось бы подчеркнуть, что только системный подход в сфере поддержки МСП позволит достичь ключевых показателей в данной важнейшей сфере экономики. Один из существенных факторов роста — это выход из теневой экономики 22 млн граждан России (данные, озвученные Б. Титовым), которые не урегулировали свои отношения с государством. Данный вопрос актуален и будет исследован в следующих работах.

Примечания

1. Бухвальд Е.М. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в России до 2030 года: амбиции и реалии // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 1 (43).

2. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_1139841601359

3. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Прави-

тельства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р // Собрание законодательства РФ.2016. № 24, ст. 3549.

4. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г № 683 // Российская газета. 2015. 31 декабря.

5. URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_ 2015.html

6. Чеботарев С.С., Ионов В.А. Текущее состояние сектора микро, малых и средних предприятий в Нижегородской области и перспективы развития // Экономика и предпринимательство. 2015. № 1 (54).

7. Васильева Ю. Бизнесу дали карту // Российская газета. 2010. 16 февраля.

8. Буев В. Сбились со счета // Российская газета. 2011. 22 ноября.

9. Добрынина Е. Наука зарабатывать. Российская газета. 2006. 25 мая.

10. Ресурсный центр МСП. URL: http://rcsme.ru/ru/ statistics

11. Вылегжанина У. Малым — помалу. Российская газета. 2011. 4 октября.

12. URL: http://raexpert.ru/researches/banks/ frb_2016_opros/

13. URL: http://www.gks.ru/metod/pred-export.htm

14. Мусский И.А. 100 великих мыслителей. М., 2000.

15. Чеботарев В.С. Малое и среднее предпринимательство как стратегический фактор экономической безопасности России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 2 (34).

Notes

1. Buhvald E.M. The strategy of development of small-scale and medium-scale enterprise in the Russian Federation for the period up to 2030 year: ambitions and realities // Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2016. № 1 (43).

2. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ros-stat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_1139841601359

3. About approval the Strategy of development of small-scale and medium-scale enterprise in the Russian Federation for the period until the year 2030: the direction of Government of the Russian Federation № 1083-p from 02.06.2016 // Collection of legislative acts of the RF. № 24, art. 3549.

4. National security strategy of the Russian Federation: the decree of the President of the Russian Federation from 31.12.2015 № 683 // Rossiyskaya gazeta. 2015. December 31.

5.

doklad

URL: 2015.html.

http://doklad.ombudsmanbiz.ru/

6. Chebotarev S.S., lonov V.A. The current state of the sector of micro, small-scale and medium-scale enterprises in Nizhny Novgorod region and prospects of development // Economics and entrepreneurship. 2015. № 1 (54).

7. Vasileva Yu. The map was given to the business // Rossiyskaya gazeta. 2010. February 16.

8. Buev V. Lost by count // Rossiyskaya gazeta. 2011. November 22.

9. Dobrynina E. Science to earn // Rossiyskaya gazeta 2006. May 25.

10. Resource centre of SME. URL: http://rcsme.ru/ ru/statistics.

11. Vylegzhanina U. The little — by little. Russian newspaper. 2011. 4 October.

12. URL: http://raexpert.ru/researches/banks/ frb_2016_opros/

13. URL: http://www.gks.ru/metod/pred-export.htm.

14. Musskij I.A. 100 great thinkers. Moscow, 2000.

15. Chebotarev V.S. Small-scale and medium-scale enterprise as a strategic factor of Russia's economic security // Legal science and practice: Journal of the Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia. 2016. № 2 (34).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.