УДК 33:34
Нефедов Виталий Анатольевич Nefedov Vitaly A.
старший оперуполномоченный отдела ЭБ и ПК Управления МВД России по г. Самаре; адъюнкт адъюнктуры
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
the senior operative of department of ES and СС Department of the MIA of Russia in Samara; postgraduate student
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Роль микро-, малых и средних предприятий в обеспечении экономической безопасности России
Small and medium enterprises as a strategic factor of Russia's
economic security
В статье проведено исследование состояния и роли микро-, малых и средних предприятий в обеспечении экономической безопасности. Подробно проанализированы последние изменения законодательства, определяющие субъектный состав малого и среднего предпринимательства и условия отнесения. Приведены наиболее распространенные нарушения на примере Самарской и Нижегородской областей.
Ключевые слова: экономическая безопасность, угрозы, факторы обеспечения, микро-, малые и средние предприятия, государственная поддержка, коррупция, преступления в сфере экономики.
The article deals with the study of the state and the role of micro, small and medium enterprises in ensuring economic security. It analyses in detail recent changes in the legislation that define the subject structure of small and medium enterprises and the conditions of attribution. The most common violations on the example of Samara and Nizhny Novgorod regions.
Keywords: economic security, threats, factors ensure, micro, small and medium enterprises, state support, corruption, crimes in the economic sphere.
Актуальность выбранной темы подтверждает позиция Министра внутренних дел РФ В.А. Колокольцева, который, выступая в 2015 году в Государственной Думе РФ, обозначил, что в условиях непростой финансово-экономической ситуации значительные усилия ОВД направлены на борьбу с экономической преступностью и коррупцией, а среди приоритетных направлений деятельности определил недопущение неправомерного вмешательства в сферу малого и среднего предпринимательства (далее — МСП).
А.В. Мартышевская в диссертации «Малое предпринимательство как стратегический фактор развития экономической безопасности» приводит данные из Концепции национальной безопасности США, разработанной еще в 1954 году: «Защита и поощрение свободной конкуренции, развитие малого и среднего бизнеса
составляют основу не только экономического благосостояния, но и национальной безопасности всей страны» [1].
Отстаивая позицию, что для обеспечения экономической безопасности необходимы активные меры по борьбе с коррупцией, теневой и криминальной экономикой, обратимся к вступившему в силу Указу Президента РФ от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [2] (далее — Стратегия). В Стратегии большое внимание уделено экономической безопасности, так как без стабильной, эффективной и (особенно важно обозначить) постоянно растущей экономики нельзя обеспечить национальную безопасность.
Одним из важнейших путей обеспечения экономической безопасности России является устойчивое формирование и развитие МСП. Так,
в пункте 62 раздела IV «Обеспечение национальной безопасности» Стратегии определена социально-экономическая политика органов государственной власти и местного самоуправления, направленная на обеспечение экономического роста. В целях противодействия угрозам экономической безопасности необходимо в том числе:
— совершенствование условий для предпринимательской деятельности;
— стимулирование развития МСП в производственной сфере;
— развитие конкуренции и др.
Именно данные основополагающие факторы экономического роста позволят реализовать рациональное импортозамещение, позволит восстановить сельское хозяйство, легкую промышленность, станкостроение и другие основные отрасли российской экономики.
В сегодняшний период состояния российской экономики проблемными моментами являются инвестиционная привлекаемость, деловой климат, незащищенность права собственности, недоступность кредитования для хозяйствующих субъектов, особенно МСП. Д.А. Медведев на заседании Правительства РФ от 3 марта 2016 года № 7 озвучил актуальную проблему по финансированию МСП: «в сложившейся ситуации, когда западные источники фондирования фактически закрыты, для наших предприятий особенно важно, чтобы присутствовали внутренние, которые в первую очередь должны быть направлены для финансирования проектов модернизации и создания новых производств» [3].
Развитие МСП, особенно в данный кризисный период в условиях санкций [4], когда ставки по кредитам достигают 30%, немыслимо без активного вмешательства государства. По итогам опроса, в котором участвовало 5 600 респондентов, ключевыми препятствиями для получения кредитов МСП были названы высокие ставки по кредиту (48% респондентов) и трудности с предоставлением необходимого залога или гарантии (22%) [5].
Какая же ситуация складывается в регионах? В Российской газете со ссылкой на региональное министерство труда, занятости и трудовых ресурсов приводятся следующие данные. С начала 2016 года в 474 организациях Новосибирской области уже уволено 2 654 человека (35% от числа всех работников, заявленных к увольнению по сокращению штатов). О предполагаемом высвобождении 2 505 человек заявило еще 276 организаций [6]. Приведенные данные
показывают, что наиболее уязвимым в кризис становится рынок труда.
Необходимо подчеркнуть, что развитие российской экономики целиком зависит от решения вопроса доступности финансовых ресурсов для российских предприятий. Одной из основных проблем в настоящий момент является отсутствие альтернативных источников капитала для российских компаний, а без кредитов с невысоким процентом создавать и развивать конкурентоспособные проекты практически невозможно.
Какие же меры предприняло Правительство России в 2015—2016 годах? Распоряжением Правительства РФ от 18 июля 2015 года № 1400-р в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на господдержку МСП, включая КФХ, в рамках госпрограммы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» выделено 16 903 787 300 рублей.
Распоряжением Правительства РФ от 7 марта 2016 года № 389-р утверждено распределение субсидий, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку МСП, в размере 9 612 914 000 рублей.
Важную роль для кредиторов имеет обеспеченность кредита, от этого зависит и процентная ставка, и срок заключаемого договора, именно здесь должно эффективно проявить себя АО «Федеральная корпорация по развитию МСП» (далее — Корпорация МСП). На сайте Правительства РФ приводится следующая информация «за 2015 год и начало 2016-го «Корпорация МСП» предоставила более 4 тысяч (4 027) гарантий на общую сумму 22,6 млрд рублей, а сумма выданных кредитов с гарантией корпорации — 48 млрд рублей» [7]. В 2015 году Корпорацией МСП совместно с Минэкономразвития России и Банком России разработана и запущена программа стимулирования кредитования субъектов МСП для снижения процентной ставки по кредитам за счет инструментов гарантийной поддержки. В результате итоговый размер составит от 10-11% в зависимости от категории субъекта МСП.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о состоянии МСП в России. В докладе Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова 2015 года приводятся следующие данные: «в России доля малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте (ВВП) составляет 20-21%, но самый проблемный момент, что доля не меняется с 2007 по 2015 гг. В сравнение приводятся и данные по другим странам. Доля МСП в ВВП
Китая составляет более 70%. Для сравнения, в США эта величина составляет 60%, а в Евросоюзе 60—80%, так, лидером здесь является Италия —боле 80%» [8].
Минэкономразвития подготовило Стратегию по развитию МСП до 2030 года, в соответствии с которой планируется увеличение в 2,5 раза оборота микро-, малых и средних предприятий, в 2 раза — производительности труда и доли занятых до 35%. На заключительном этапе данной стратегии планируется обеспечение лидерства в приоритетных сферах деятельности российских МСП на мировом уровне.
Подводя промежуточный итог, необходимо обозначить, что от того, получат ли эти финансовые средства именно субъекты МСП, по целевому назначению будут ли использованы, выполнят ли взятые на себя обязательства, не поглотят ли большую часть коррупционные издержки, зависит не только дальнейшее развитие экономики страны, но и экономическая безопасность России в целом.
Заслуживает внимания ситуация в Самарской и Нижегородской областях в сфере поддержки МСП. В 2013—2014 годах Нижегородская область становилась лидером в ПФО по показателям деятельности МСП, а Самарская область занимала 2 место в ПФО.
По результатам проведенной проверки КСП Нижегородской области Комплексной целевой программы развития МСП в Нижегородской области на 2011—2015 годы в части мероприятия «Оказание государственной поддержки в виде грантов — субсидий начинающим малым предприятиям, в том числе инновационным, на создание собственного дела в целях возмещения части затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности» выявлено значительное количество нарушений. По обращению КСП в ОВД выявлены следующие факты: представление поддельных документов, неведение
предпринимательской деятельности и др. Из 52 по 32 грантополучателям установлено несоблюдение основного взятого обязательства по созданию новых рабочих мест. Возбуждено 6 уголовных дел [9].
Какая же ситуация в Самарской области? По материалам проверки, проведенной Счетной палатой Самарской области, возбуждены ряд уголовных дел. В соответствии с соглашением о взаимодействии Счетной палатой в ГУ МВД России по Самарской области были направлены материалы проверки использования субсидий, выделенных в 2013—2014 годах и истекшем периоде 2015 года из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции, в части расходов на выполнение работ по строительству (реконструкции, модернизации) животноводческих комплексов (ферм) для содержания крупного рогатого скота молочного направления.
В ходе контрольных мероприятий установлены факты предоставления недостоверных сведений о понесенных затратах ИП главами КФХ на строительство зданий ферм. Результатом указанных нарушений стало причинение ущерба государству в лице министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области в объеме 4 115,8 тыс. рублей возбуждены уголовные дела по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159.2 УК РФ [10].
Необходимо назвать основные нарушения, совершаемые при господдержке МСП:
— неправомерно признаются хозяйствующие субъекты субъектами МСП;
— средства выдаются на государственную поддержку малых форм хозяйствования по направлениям деятельности, не включенным в за-
Таблица 1
Планируемое финансовое обеспечение Стратегии
Минэкономразвития не менее 23 млрд рублей ежегодно
Министерством сельского хозяйства РФ не менее 8 млрд рублей ежегодно
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере не менее 7 млрд рублей ежегодно
АО «МСП Банк» 55 млрд рублей 90 млрд рублей до 2020 года
до 2030 года
АО «Корпорация МСП» не менее 20 млрд рублей ежегодно в период с 2016 г. по 2020 г.
Федеральное агентство по делам молодежи не менее 300 млн рублей ежегодно
крытый перечень направлений, по которым возможно получение грантов и субсидий;
— не соблюдено условие софинансирования гранта в части расходования собственных денежных средств, заявленных в плане расходов;
— в подтверждение целевого расходования предоставление фиктивных документов;
— средства грантов и субсидий израсходованы на деятельность, не соответствующую целям предоставления, и др.
Во многих регионах России были существенные проблемы в сфере функционирования фондов поддержки бизнеса. В Российской газете можно встретить публикации, когда в отношении руководителей фондов поддержки малого предпринимательства Кировской области, Смоленской области, Клинского района Московской области и других. возбуждены уголовные дела.
Приведем позицию начальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России генерал-майора полиции А. Курносенко: «В условиях экономического кризиса, особенно дефицита бюджета и нерешенных социальных задач, снижение уровня коррупции — одно из самых значимых направлений государственной политики в сфере правоохранительной деятельности» [11]. Также он говорит о том, что преступления коррупционной направленности чиновников, особенно имеющих высокопоставленное положение и должностной статус, дискредитируют государственные органы власти.
Для эффективного предупреждения и пресечения преступлений по программам развития
МСП сотрудникам подразделений ЭБиПК необходимо знать субъектный состав МСП, условия, в соответствии с которыми они могут получать поддержку со стороны государства. Условия отнесения к МСП быстро изменяются (так, вступило в силу с 1 августа 2016 года постановление Правительства РФ, которое внесло значительные изменения в сфере МСП ). Немаловажную роль играет и знание регионального и муниципального законодательства, так как в зависимости от данных особенностей зависит эффективность действий сотрудников подразделений ЭБиПК.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о категориях субъектов МСП. В статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон о МСП) [12] это хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели и сельскохозяйственные потребительские кооперативы. В соответствии с законом о МСП субъектами могут быть (при соблюдении определенных условий) как коммерческие организации за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий и одна организационно-правовая форма некоммерческой организации это сельскохозяйственный потребительский кооператив (ранее до декабря 2015 года было закреплено «потребительский кооператив»), а также индивидуальные предприниматели.
Таблица 2
Количество юридических лиц, числящихся в едином госреестре по состоянию
на 1 февраля 2016 года [13]
Коммерческие организации (всего) 4 132 091
Полные товарищества 234
Товарищества на вере 515
Общества с ограниченной ответственностью 3 949 256
Общества с дополнительной ответственностью 13
Акционерные общества 1 24 826
в том числе
закрытые акционерные общества 99 260
открытые акционерные общества 25 260
Производственные кооперативы 16 018
Унитарные предприятия 23 019
Прочие коммерческие организации 18 210
Некоммерческие организации (всего) 670 776
Потребительские кооперативы 89 728
ФНС РФ не приводит отдельно данные по количеству хозяйственных партнерств и крестьянских (фермерских) хозяйств, однако можно предположить, что они указаны среди прочих коммерческих организаций, так как в статье 50 ГК РФ закреплены организационно-правовые формы коммерческих организаций. Количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее — СПК) также не приводится. В Российской газете сообщается о 3 тыс. СПК, осуществляющих свою деятельность в 2015 году, то есть лишь небольшое количество из 89 728 потребительских кооперативов может претендовать на поддержку со стороны государства как субъект МСП [14].
Интересен вопрос: может ли физическое лицо, зарегистрированное в статусе ИП, не являющееся гражданином РФ, получить финансовую поддержку как субъект МСП? Ответ был получен сайте АО «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства», 100% акций которого с 21 апреля 2016 года принадлежат акционерному обществу «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». Может, но только в случае, если иностранный гражданин — субъ-
ект МСП, зарегистрирован на территории РФ в установленном порядке как предприниматель без образования юридического лица и при этом является резидентом РФ, то есть постоянно проживает в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ (подп. 4 п. 3 ст. 14 Закона о МСП и подп. «б» п. 6 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).
Всегда ли ИП может претендовать на поддержку со стороны государства как субъект МСП? Субъекты МСП — хозяйствующие субъекты (ЮЛ и ИП), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом о МСП, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям. По данным Росстата, ежегодно около 100 ИП в России имеют более 250 наемных работников.
Как видно из приведенных данных, значительного роста предприятий в течение данного периода не произошло.
Актуален вопрос по условиям отнесения хозяйствующих субъектов к микро-, малым и средним предприятиям. Законодатель регулярно вносит изменения в данные условия.
Количество индивидуальных предпринимателей
Таблица 3
Количество ИП и крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе 3 637 884
граждан Российской Федерации 3 595 760
иностранных граждан 41 477
лиц без гражданства 647
Таблица 4
Количество микро- и малых предприятий в России (по данным Росстата [15])
Год Количество малых предприятий (вкл. микропредприятия) в России
За 2014 год 2 103 780
За 2013 год 2 063 126
За 2012 год 2 003 038
За 2011 год 1 836 432
Таблица 5
Количество средних предприятий (по данным Уполномоченного при Президенте РФ
по защите прав предпринимателей [16])
Количество средних предприятий, тыс. Количество занятых, млн чел. Изменение количества предприятий с 2011 по 2013 год,%
13,7 1,63 -14%
Так, вступило в силу с 1 августа 2016 года постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 года № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов МСП» [17], в соответствии с которым установлены предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для следующих категорий субъектов МСП: микропредприятия — 120 млн рублей; малые предприятия — 800 млн рублей; средние предприятия —2 млрд рублей.
Доход субъектов МСП, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяется в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории.
В статье 4 Закона о МСП подробно раскрыты не только категории субъектов МСП, но и обязательные условия:
1) не более 25% суммарной доли участия в уставном капитале ООО государства (на федеральном, региональном и муниципальном уровне), а также некоммерческих организаций;
2) доля участия иностранных ЮЛ и (или) ЮЛ, не являющихся субъектами МСП, не должна превышать 49% (есть исключения см. ч. 1 ст. 4 Закона о МСП).
Среднесписочная численность работников не должна превышать за предшествующий календарный год на микропредприятиях — 15 человек; малых предприятиях — до 100 человек; средних предприятиях — от 101 до 250 человек.
Внесены в закон о МСП следующие изменения — вновь созданные ЮЛ и вновь зарегистрированные ИП самостоятельно заявляют о своем статусе для включения в единый реестр субъектов МСП, но в соответствии с условиями отнесения к данным субъектам.
Малый бизнес должен обеспечивать одну из важнейших составляющих стабильного развития экономики России. Он призван стать одним из важнейших факторов обеспечения экономи-
ческой безопасности государства. Именно на данном этапе необходима активная позиция сотрудников подразделений ЭБиПК по выявлению и раскрытию преступлений в сфере финансового обеспечения становления и развития микро-, малых и средних предприятий, а знание законодательства, регулирующего данную сферу, повысит эффективность деятельности по данному направлению.
Примечания
1. Мартышевская А. В. Малое предпринимательство как стратегический фактор развития экономической безопасности: дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2009.
2. Российская газета. 2015. 31 декабря.
3. URL: http://government.ru/meetings/22050/stenog rams/#mal
4. Санкции и рекомендации правительства США в первую очередь направлены на ограничение доступа РФ к международным финансовым рынкам, так как международные рынки являлись источником долговременных и недорогих финансовых средств для российских предприятий.
5. URL: h ttp://www. garant. ru/article/480455/#ixzz48 KbwZUnb.
6. Решетникова Н. Экономить с умом // Российская газета. 2016. 21 апреля.
7. URL: http://government.ru/info/22650/#sel=15:1:4 yV,15:32:ie1.
8. URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/pdf/2015_ portret.pdf.
9. URL: http://ksp.r52.ru/data/objects/264/files/ OTChET
10. URL: http://sp.samregion.ru/press_centre/ officially/6379/.
11. Полиция России // 2016. № 2.
12. Собрание законодательства РФ. 2007. № 31, ст. 4006.
13. URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/ statistics_and_analytics
14. Шмелева Е. Фермер рвется в цех // Российская газета. 2015. 17 ноября.
15. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat _main/rosstat/ru/statistics/enterprise/reform/#
16. URL: http://tass.ru/ekonomika/2625584.
17. Российская газета. 2016. 11 апреля.
Notes
1. Martyshewskaya V.A. Small entrepreneurship as a strategic development factor of economic security: dissertation... candidate of economic sciences. St. Petersburg, 2009.
2. Rossiyskaya gazeta. 2015. December 31.
3. URL: http://government.ru/meetings/22050/steno grams/#mal
4. Sanctions and recommendations of the USA government are primarily aimed at limiting Russian access to international financial markets because international markets were the source of long-term and cheap funds for Russian enterprises.
5. URL: http://www.garant.ru/article/480455/#ixzz48 KbwZUnb
6. Reshetnikova N. To economize wisely // Rossiys-kaya gazeta. 2016. April 21.
7. URL: http://government.ru/info/22650/#sel=15:1:4 yV,15:32:ie1
8. URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/pdf/2015_ portret.pdf
9. URL: http://ksp.r52.ru/data/objects/264/files/OTChET
10. URL: http://sp.samregion.ru/press_centre/offi-cially/6379/
11. Police of Russia. 2016. № 2.
12. Collection of legislative acts of the RF. 2007. № 31, art. 4006.
13. URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activi-ties/statistics_and_analytics
14. Shmeleva E. the Farmer rushes into the shop // Rossiyskaya gazeta. 2015. November 17.
15. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rostat _main/rosstat/ru/statistics/enterprise/reform/#
16. URL: http://tass.ru/ekonomika/2625584
17. Rossiyskaya gazeta. 2016. April 11.