Научная статья на тему 'Формирование ключевых направлений и процедур оказания консультационной поддержки малого и среднего предпринимательства'

Формирование ключевых направлений и процедур оказания консультационной поддержки малого и среднего предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1068
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ОБЪЕКТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ / КОНСАЛТИНГ / АНКЕТНЫЙ ОПРОС / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / SYSTEM OF BUSINESS SUPPORT / OBJECTS OF INFRASTRUCTURE / CONSULTING / QUESTIONNAIRE SURVEY / SMALL AND MEDIUM BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Палагина А. Н.

В статье представлены результаты мониторинга наиболее востребованных видов консультационной поддержки малого и среднего предпринимательства, целью которого выступило выявление актуальных направлений и форм оказания консалтинговых услуг субъектам малого и среднего предпринимательства в Ростовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents results monitoring the most popular types of consulting support to small and medium enterprises, the purpose of which acted as the identification of important trends and ways of providing consulting services to small and medium enterprises in the Rostov region.

Текст научной работы на тему «Формирование ключевых направлений и процедур оказания консультационной поддержки малого и среднего предпринимательства»

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ПРОЦЕДУР ОКАЗАНИЯ КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Палагина А.Н., к.ф.н., профессор кафедры экономики и предпринимательства

ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)»

Аннотация. В статье представлены результаты мониторинга наиболее востребованных видов консультационной поддержки малого и среднего предпринимательства, целью которого выступило выявление актуальных направлений и форм оказания консалтинговых услуг субъектам малого и среднего предпринимательства в Ростовской области.

Ключевые слова: система поддержки предпринимательства; объекты инфраструктуры; консалтинг; анкетный опрос; малый и средний бизнес.

В современных условиях динамично меняющейся внешней среды и увеличения масштабов информационных потоков возможность получения квалифицированной консультационной помощи является одним из ключевых факторов эффективного функционирования и развития бизнеса. Особенно эта проблема становится актуальной для предприятий малых и средних форм.

Основные функции по поддержке сектора малого и среденего предпринимательства в современных условиях находятся в ведении государственных и муниципальных органов власти - институтов, призванных регулировать стабильный рост и развитие всех экономических отношений страны.

За последнее время была проделана большая работа в рамках создания эффективных механизмов поддержки субъектов МСП, выстроена многоуровневая система (федеральный, территориальный, местный) мероприятий и соотвествующих инструментов, обеспечивающих нормальное функционирование различных форм предпринимательства. Однако нельзя не отметить, что большинство вышеуказанных мероприятий носят материальный характер и в большинстве случаев сводятся к имущественной и финансовой поддержке бизнеса, в то время как именно малые и средние

предприятия чаще субъектов, функционирующих в более крупных масштабах, нуждаются в консультационных услугах по отдельным вопросам ведения бизнеса. Проблема усугубляется затруднением доступа к консалтинговым услугам субъектам МСП, обусловленным относительно дорогой их стоимостью в ракурсе небольшого, часто семейного бизнеса.

При всей очевидности положительной динамики развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства механизм оказания консалтинговой помощи нельзя считать отработанным.

Рынок консалтинговых услуг в РФ достаточно молод. Возникновение этого вида рынка традиционно связывают с началом 1990-х годов, возникновением рыночной конкуренции, института частной собственности и свободных независимых экспертов.

Рост рынка консультационных услуг в течение последних 15 лет составлял в среднем 15-20%, суммарная выручка 150 крупнейших консалтинговых групп по итогам 2011 года увеличилась на 21% и достигла почти 104 млрд рублей1, и тем не менее, несмотря на это, следует отметить, что структуру рынка нельзя признать сформировавшейся.

Спектр услуг, оказываемых российскими консалтинговыми компаниями, достаточно широк и ничем не отличается от американского или европейского набора. Традиционно можно выделить следующие направления консалтинговых услуг: общее управление и администрирование, управление кадрами, оценочную деятельность, финансовый, юридический, налоговый, маркетинговый и 1Т- консалтинг, а также производственный консалтинг2.

По состоянию на сегодняшний день можно отметить, что управленческий консалтинг является мощным стратегическим резервом совершенствования системы управления предпринимательскими

*Ханферян В. Снова в строю // Эксперт № 15 (798), 16 апреля 2012 г.

2Обзор рынка консалтинговых услуг. Портал новостей и деловой информации РосБизнесКонсалтинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/reviews/consulting/chapter3.shtml (дата обращения 21.10.2012)

структурами. В частности, существенные резервы роста имеет сектор консультирования малых и средних предприятий.

Крупные предприятия имеют гораздо больше возможностей для использования профессионального консультирования по направлениям за счет более низкой относительной их стоимости в структуре общих затрат.

Устойчивая и эффективная работа предприятия связана с непрерывным процессом принятия решений в таких сферах, как: бухгалтерский учет, аудит, маркетинг, сертификация, лицензирование, налоговое и финансовое планирование, юридическое и правовое обеспечение деятельности. Профессиональные консультации в этих сферах в большинстве случаев носят индивидуальный и уникальный характер и, как следствие, являются достаточно дорогостоящими услугами для предприятий малого и среднего бизнеса.

С учетом достаточно высокой стоимости консультационных услуг относительно объемов производства малых предприятий, несмотря на острую нехватку кадров в сфере маркетинга, управления персоналом, финансами, а зачастую и просто низкую квалификацию руководства, они достаточно редко превращаются из потенциальных потребителей рынка консультационных услуг в реальных.

На сегодняшний день методология стратегического и управленческого консалтинга МСП РФ развита крайне слабо. На практике отечественные консалтинговые фирмы извлекают инструменты работы из двух источников: опыта практической деятельности в проблемной сфере западных компаний и адаптации зарубежного управленческого консалтинга к специфическим российским условиям. Подобную адаптацию каждая компания осуществляет самостоятельно, в силу возможностей менеджмента предприятия и имеющейся в ограниченном количестве информации по данному направлению.

В этой ситуации особенно актуальными становятся процессы организации консультационной помощи силами государственной инфраструктуры поддержки МСП.

В рамках работы по данному направлению был проведен мониторинг наиболее востребованных видов консультационной поддержки предпринимательства, целью которого стало выявление актуальных направлений и форм оказания консалтинговых услуг субъектам малого и среднего предпринимательства в Ростовской области.

Предметом анализа выступили:

наиболее востребованные направления консультационной поддержки субъектов МСП;

- наиболее удобные и актуальные формы оказания консультационной поддержки в рамках государственных программ развития сектора;

- допустимая стоимость консультационных услуг для субъектов МСП;

- источники информации о программах консультационной поддержки МСП (в том числе государственной).

Для реализации целей исследования был проведен стандартизованный опрос руководителей и специалистов малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей. Основные результаты исследования основаны на данных, полученных в рамках анкетного опроса.

В опросе участовали 72 руководителя и специалиста малых и средних предприятий (МСП), участников и претендентов на участие в Губернаторской программе подготовки управленческих кадров 2012/2013 учебного года в Ростовской области.

Анализ результатов анкетного опроса предпринимателей относительно степени развития рынка консалтинговых услуг демонстрирует ярко выраженное мнение большинства респондентов (52%) о среднем развитии данного рынка. Чуть менее 14% опрошенных отметили, что степень развития рынка в настоящий момент можно оценить как «ниже среднего».

Развитие рынка консультационных услуг как «низкое» оценили всего 7% респондентов, представляющих преимущественно периферийные города и районы области.

Для оценки емкости рынка консалтинга в Ростовской области, а также потребности предпринимателей в данного вида услугах в анкете был предусмотрен вопрос, оценивающий регулярность обращения респондентов за консультациями в течение последних двух лет, по результатам которого было выявлено, что большинство представителей субъектов малого и среднего бизнеса (54%) не имели опыта обращения к консалтинговым агентствам для решения вопросов текущей деятельности. 37% всех участников обращались за консультациями очень редко, и только 8% пользуются данным ресурсом регулярно.

Как уже говорилось, актуальность проблемы оказания консультационной поддержки малым и средним предпринимательским структурам обусловлена высокой относительной стоимостью данных услуг в структуре затрат предприятия. Распределение мнений респондентов относительно оценки уровня цен на консалтинг в Ростовской области представлено на рисунке 1.

При оценке уровня стоимости консалтинговых услуг в Ростовской области мнения респондентов резко разделились: 46,7 % указали, что цена высокая, 45,7% отметили ее как доступную для малого и среднего предпринимательства.

Рис. 1. Какой является для субъектов МСП стоимость консалтинговых предложений коммерческих фирм Ростовской области?

Разделение ответов респондентов, относящихся по признаку численности персонала к группе микропредприятий и малых, показывает, что оценка финансовых возможностей оплаты консультационных услуг мало зависит от масштабов предприятия. Так, 50% микропредприятий оценили стоимость консалтинговой поддержки бизнеса ростовских компаний как доступную, в то время как соответствующий ответ среди малых предприятий был получен только от 43% респондентов.

Аналогично только 36% хозяйствующих субъектов с численностью персонала до 15 человек оценили стоимость услуг консалтинговых фирм как высокую, среди малых предприятий с численностью персонала от 16 до 100 человек данная характеристика консультационным услугам была присвоена 53% опрошенных предпринимателей.

Ни один из опрошенных представителей малого бизнеса не охарактеризовал стоимость консалтинга как низкую, в то время как среди микропредприятий этот показатель был отмечен 9% респондентов.

Выявленная тенденция, однако, может быть объяснена таким фактором, как сравнительная сложность и различия в направленности консультационной поддержки, оказываемой микро- и малым предприятиям. Чем крупнее становится бизнес, тем более масштабные и специфические

задачи приходится решать его руководству, что в целом ведет к удорожанию консалтинговых услуг для бизнеса.

В этой связи в рамках анкетирования, предпринимателям, представляющим субъекты сферы малого и среднего предпринимательства Ростовской области было предложено отметить наиболее актуальные направления консалтинговой поддержки бизнеса. Сводные результаты ответов на вопрос об актуальности консультаций по отдельным сферам хозяйственной деятельности (бухгалтерский учет, финансовое планирование, юридические консультации, сертификация, лицензирование) представлены на рисунке 2.

■ Бухгалтерский и налоговый учет

■ Финансовое планирование

■ Страхование

■ Сертификация и лицензирование

■ Формирование аналитических отчетов по отраслям

■ Аудит

■ Юридические консультации

■ Оформление документов на получение кредитных ресурсов

■ Вопросы получения государственной поддержки

Рис. 2. По каким направлениям является наиболее востребованной субъектами МСП консультационная помощь

Наиболее востребованными среди малых и средних предприятий остаются консультационные услуги по бухгалтерскому учету (отметили 21% опрошенных респондентов), юридическим вопросам (17%), механизмам получения государственной поддержки предпринимательства (16%), финансовому планированию в бизнесе (13%) и по вопросам сертификации и лицензирования (11%).

Анализ наиболее актуальных вопросов консультирования субъектов МСП в разрезе микро- и малых предпринимательских структур показывает, что на первом месте у микропредприятий по значимости занимают вопросы бухгалтерского учета, далее - проблемы получения государственной поддержки бизнеса, финансового планирования и регулирования и юридические консультации. В то же время приоритеты малых предприятий в исследуемой проблеме выстроились следующим образом: на первое место респонденты поставили юридические вопросы; на второе - получение государственной поддержки предпринимательства; на третьем месте стоит бухгалтерский учет, сертификация и лицензирование.

Обе группы респондентов в качестве наименее востребованного направления указали различные аспекты вопросов страхования.

Особый интерес представляет анализ эффективности форм предоставления консультационной поддержки предпринимательству (рисунок 3).

Иное

Индивидуальные консультации

Возможность подписки на периодические аналитические отчеты о развитии отрасли

Обучающие курсы по направлениям

Семинары/тренинги по направлениям

Стандартизированные пакеты документов по различным направлениям хозяйственной деятельности

Рис. 3. Какие формы консультационной поддержки кажутся вам

наиболее эффективными?

Наиболее эффективными формами предоставления консультационных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства считаются такие формы, как: «организация обучающих курсов по направлениям»,

«индивидуальные консультации» и «проведение семинаров/тренингов»; их отметили 30%, 29% и 23% респондента соответственно.

Данная тенденция формирует представление о современном предпринимателе как об эффективном собственнике, нацеленном на личностный рост и непрерывное обучение, самосовершенствование с целью максимально результативного использования имеющихся в его распоряжении ресурсов.

Проблема острой нехватки знаний у менеджеров, работающих в сфере МСП, обусловлена большим количеством «вынужденных предпринимателей», составляющих целый пласт экономической системы, порожденный в значительной степени кризисными тенденциями во всех отраслях народного хозяйства.

Анализ развития отрасли на современном этапе представляется одним из действительных резервов повышения эффективности малого и среднего предприятия. Зачастую, не обладая достаточно квалифицированным персоналом и финансовыми ресурсами для проведения подобного вида исследований, малый бизнес, по определению обладающий такими качествами, как: гибкость и быстрая адаптация к изменениям внешней среды, не получает достаточного количества информации о развитии отрасли, не может угадать тенденции и, как следствие, испытывает серьезные затруднения в условиях возрастающей конкуренции со стороны крупных бизнес-структур.

Примечательно также, что никто из представителей микропредпринимательства не указал возможность использования стандартизированных пакетов документов по различным направлениям деятельности, в то время как более 10% респондентов, относящихся к сфере малого бизнеса, на вопрос об эффективности данного вида поддержки ответили положительно.

В рамках исследования представляется интересным оценить уровень стоимости консультационных услуг, которая является для субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области допустимой и приемлемой. Результаты ответов респондентов по данной тематике представлены на рисунке 4.

Груб. включительно; руб.включйтелЬно ;

9; 15% 3%

■ Ряд71; Свыше

'До 0 да-рублей включительно

Ряд71; До 5 тыс. 1; 2%

рублей

включительно ; 215 - 10 тыс' руб включительно 34%

10 - 30 тыс. руб. включительно

30 - 50 тыс. руб. включительно

Ряд71; 5 - 10 тыс. руб. включитель 28; 46%

Свыше 50 тыс. рублей

Рис. 4. Укажите примерный уровень стоимости, которую вы готовы платить за консультационную поддержку вашего бизнеса ежемесячно?

Рассматривая допустимый уровень цены, которую готовы ежемесячно платить предприниматели за возможность получения консультационной поддержки, можно отметить, что большинство респондентов (46%) отметили границы от 5 до 10 тыс. рублей включительно. 34% всех опрошенных субъектов МСП считают допустимой сумму, не превышающую 5 тыс. руб.

Размер ежемесячной платы, равный 10-30 тыс. рублей, указали лишь 15% предпринимателей.

Только 3% и 2% соответственно высказали готовность платить от 30 до 50 тыс. рублей и выше 50 тыс. рублей за информационно-консультационные услуги специалистов по различным сферам развития бизнеса.

В отличие от субъектов малого предпринимательства, 53% которых готовы оплатить за консалтинговую поддержку бизнеса от 5 до 10 тыс.

рублей ежемесячно, среди микропредприятий этот показатель составляет всего 36%.

Аналогичным образом сумма, не превышающая 5 тыс. рублей, является приемлемой для 22% малых предприятий, в то время как у микропредприятий этот показатель больше в 2 раза - 44%.

Также следует отметить: 3% и 6% опрошенных малых предпринимательских структур соответственно готовы платить за консультационную поддержку более 30 тыс. рублей (среди микропредприятий готовность ежемесячно расстаться с такой суммой не высказал никто).

Подводя итоги проведенного исследования, можно отметить, что актуальность предоставления консультационной поддержки предпринимателей Ростовской области органами государственной власти не представляет сомнения. Большинство видов консалтинговых услуг, предоставляемых на рынке коммерческими структурами, являются достаточно дорогостоящими для субъектов малого и среднего предпринимательства (46,7% респондентов отметили стоимость услуг как «высокую»).

Среди наиболее востребованных направлений консультационной помощи бизнесу можно выделить бухгалтерский учет, юридическую поддержку, финансовое планирование и вопросы подготовки документов и получения государственной поддержки бизнеса. Представленные направления являются ключевыми в деятельности любого предприятия, независимо от размеров и сферы деятельности, однако в связи с недостатком знаний у малых и средних предпринимателей, а также нехваткой финансовых ресурсов для привлечения компетентных наемных работников, зачастую решение элементарных вопросов ведения бизнеса может стать проблемой для субъектов МСП.

Относительно допустимого уровня стоимости предоставляемых консультационных услуг, которую готовы отдать представители субъектов малого и среднего предпринимательства, можно сказать, что большинство опрошенных респондентов (80%) готовы платить не более 10 тыс. рублей ежемесячно. Сумму свыше 30 тыс. рублей могут себе позволить заплатить не более 5% опрошенных.

Примечательно, что возможность выделения средств на приобретение консалтинговых услуг напрямую связана с размерами бизнеса: 53% предпринимателей, относящихся к субъектам малого бизнеса, готовы платить за консультации от 5 до 10 тыс. рублей, в то время как среди микропредприятий этот показатель не превышает 39%.

Что касается источников информации, из которых большинство предпринимателей получают сведения относительно существующих программ поддержки малого и среднего бизнеса в Ростовской области, следует отметить, что лидирующее положение остается за источниками в Интернете, подбор информации из этого ресурса является максимально удобным для более чем половины респондентов.

Консультационная поддержка малого и среднего бизнеса в рамках государственных программ должна осуществляться по двум направлениям: консультационная поддержка старт-апов и уже действующих предприятий.

Если в случае открытия нового бизнеса наиболее актуальным для потенциального предпринимателя становится необходимость поиска актуальной бизнес-идеи и подготовка бизнес-плана по ее реализации, то в ситуации уже действующего малого предприятия, не имеющего возможности приобретения консультационных услуг у коммерческих структур, наиболее актуальными оказываются вопросы организации текущей деятельности по таким направлениям, как: бухгалтерский и налоговый учет, маркетинг, лицензирование и сертификация, юридическое сопровождение бизнеса и правовые аспекты деятельности.

Таким образом, можно определить два основных направления, наиболее актуальных в рамках оказания консультационной поддержки малым и средним предпринимательским структурам (рисунок 5).

Направления консультационной поддержки субъектов МСП

Поддержка старт-апов

Консалтинговые услуги малому бизнесу

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формирование ежегодных ^ аналитических отчетов по отраслям

Формирование учебных пособий по >■ отдельным направлениям работы

Создание типовых бизнес-планов развития

Бухгалтерский и налоговый учет

Стратегическое (индивидуальное) консультирование

^ N

Модульные станда ртизированные консультационные — услуги по сферам

Аудит

Финансовое планирование Лимиты риска ликвидности

Юридические консультации

Страхование

Сертификация и лицензирование

Оформление документов на получение кредитных ресурсов

Вопросы получения государственной поддержки

Рис. 5. Основные направления консультационной поддержки МСП

3 Составлено автором

Разделение направлений поддержки на группы по признакам «старт-ап» и «действующее предприятие» является принципиальным. В большей степени это обусловлено различием в потребностях, уровне подготовки бизнес-единицы.

Если на начальном этапе ключевым вопросом, который встает перед предпринимателем, является определение сферы деятельности будущего предприятия, востребованности его бизнес-идеи на рынке и необходимости адекватной оценки собственных сил и возможностей, далее, в процессе развития функционирующей бизнес - единицы, происходит существенное усложнение всей деятельности предприятия. На первый план выходит необходимость адекватного ведения бухгалтерского и налогового учета, маркетинга и решения иных стратегических и оперативных вопросов.

В рамках оптимизации процесса оказания консультационных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства представляется целесообразным разбиение всей работы на три блока: блок общей аналитики, индивидуального стратегического консультирования и модульных стандартизированных консультационных услуг по сферам деятельности предприятия.

Блок работы по созданию общей аналитической базы предполагает формирование ежегодных (квартальных) отчетов и аналитических дайджестов состояния региональной рыночной среды в отдельных отраслях (въездной и выездной туризм, общественное питание, легкая промышленность).

С учетом того, что заказ и приобретение отчетов о маркетинговых исследованиях являются достаточно затратным мероприятием для субъектов МСП, фактически данная услуга остается доступной только для крупных компаний. Выполнение этой работы информационно - консультационными центром позволит обеспечить доступ к актуальной и востребованной

информации для предприятий малого бизнеса путем оформления подписки на период при минимальных финансовых и временных затратах.

Также в этот блок надо считать целесообразным включить работу по подготовке учебных пособий и методических рекомендаций по отдельным вопросам ведения бизнеса. В условиях «экономики знаний» самым ценным ресурсом любого менеджера можно считать наличие актуальных и корректных знаний и навыков поведения на рынке и решения оперативных внутрифирменных вопросов. Далеко не все предприниматели в современных условиях могут отметить наличие этих знаний (подтверждением данного факта выступает высокая востребованность программ обучения и повышения квалификации субъектами малого и среднего бизнеса, проводимых Правительством Ростовской области совместно с крупнейшими вузами региона).

Блок стратегического индивидуального консультирования включает в себя все виды работ по консультированию предпринимателей, функционирующих в узкоспециализированных отраслях, столкнувшихся с проблемами в тех сферах и направлениях работы, которые не охвачены модулями стандартных решений.

Модульные стандартизированные консультационные услуги для малых и средних предприятий включают в себя отдельные типовые блок-схемы и модели принятия решений по ключевым направлениям ведения бизнеса: бухгалтерскому учету, аудиту, маркетингу, сертификации, лицензированию, налоговому и финансовому планированию, юридическому и правовому обеспечению деятельности.

Большинство проблем, с которыми сталкиваются предприниматели в рамках управления деятельностью организации, как правило, носят стандартный типовой характер и могут быть описаны при помощи моделей и инструкций. Например, процесс получения лицензии на какой-либо вид

деятельности можно описать стандартным алгоритмом или пошаговой инструкцией.

Внедрение в работу подобных типовых модулей позволит оптимизировать работу информационно-консультационных центров поддержки предпринимательства за счет:

- снятия части нагрузки с консультантов и, как следствие, увеличения количества предпринимателей, имеющих возможность получить консультацию;

снижения себестоимости оказанных услуг, возможности максимально эффективного и результативного использования бюджетных средств центром;

возможности стандартизации и мониторинга качества оказываемых услуг; создания дополнительных возможностей оказания полноценных квалифицированных консультационных услуг по проблемным модулям через Internet, фактически без участия непосредственно консультантов.

Таким образом, разделение выполняемой работы на три блока, разработка подобных типовых модулей и внедрение их в рамках информационно-консультационных центров инфраструктуры поддержки предпринимательства позволят повысить эффективность самого процесса работы центра, а также максимально полно удовлетворить потребности внешних потребителей услуг - субъектов малого и среднего предпринимательства.

Библиографический список

1. Обзор рынка консалтинговых услуг. Портал новостей и деловой информации РосБизнесКонсалтинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/reviews/consulting/chapter3.shtml (дата обращения 21.10.20012);

2. Ханферян В. Снова в строю // Эксперт № 15 (798), 16 апреля 2012 г.

E-mail: anpalagina@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.