Научная статья на тему 'Малый и средний бизнес в России: проблемы и перспективы развития'

Малый и средний бизнес в России: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3554
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зангеева С.Б.

В дни работы Второй международной конференции по проблемам финансирования и кредитования сектора малого и среднего бизнеса в России интервью редакции журнала дала президент Национального Фонда развития малого и среднего предпринимательства, член Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат экономических наук Светлана Бальжиновна ЗАНГЕЕВА, которая рассказала о месте и роли малого и среднего бизнеса в развитии экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зангеева С.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малый и средний бизнес в России: проблемы и перспективы развития»

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В дни работы Второй международной конференции по проблемам финансирования и кредитования сектора малого и среднего бизнеса в России интервью редакции журнала дала президент Национального фонда развития малого и среднего предпринимательства, член Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат экономических наук Светлана Бальжиновна ЗАНГЕЕВА:

- В цивилизованной рыночной экономике значение малого и среднего предпринимательства (МСП) определяются их функциями и реальным вкладом в общественное развитие. Так, например, в сфере малого предпринимательства осуществляется большая часть всех инноваций, что способствует научно-техническому прогрессу, ускоренному росту ВВП, созданию дополнительных рабочих мест и, как следствие, решению вопроса занятости населения и формированию «среднего класса»

- важнейшего фактора социальной и политической стабильности общества.

В России использование подобных возможностей малого и среднего бизнеса (МСБ) пока еще не является реальным приоритетом государственной политики. Декларируется, но практически не решается задача наращивания предпринимательского ресурса и его целевого использования для ускорения экономического роста и улучшения социального климата в стране. Ресурсная поддержка МСБ в настоящее время приобретает особое значение и звучание.

- Светлана Бальжиновна!Не могли бы вы кратко рассказать о текущем состоянии и динамике развития малого и среднего бизнеса в России?

- Малый и средний бизнес затрагивает интересы сотен тысяч, миллионов наших сограждан, занятых в этом мощном реально действующем секторе экономики. По данным Госкомстата и МНС России, сегодня в стране имеется около 5,5 млн субъектов малого предпринимательства

- малых предприятий (юридических лиц) и предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ), а также фермерских хозяйств. В целом

в малом секторе экономики заняты примерно 15 млн чел., что составляет 20% от общей численности занятого населения.

Уровень развития малого предпринимательства в России в сравнении с экономически развитыми странами явно недостаточен. Малый бизнес (МБ) уже несколько лет (фактически, с середины 1990-х гг.) находится в фазе «нулевого роста». Так, на 1000 жителей России приходятся в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в странах-членах ЕС — не менее 30. Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы: на 1 000 жителей этих городов приходится соответственно 20 и 23 малых предприятия.

Общий вклад малого предпринимательства в ВВП России не превышает 11%, а совокупный вклад в валовое производство продовольствия составляет около 20%. Характерно, что малые предприятия, удельный вес которых в промышленности составляет 15%, производят 30% общего объема выпуска товаров и услуг, обеспечивают занятость в среднем почти 21 % от численности работающих. Причем необходимо отметить, что значительная доля малого предпринимательства находится в «тени», по данным экспертов и аналитиков Национального Фонда, эта цифра колеблется от 30 до 50%. Официальная статистика сектора малого и среднего предпринимательства весьма далека от истинного состояния вещей.

- С какими основными проблемами, на ваш взгляд, сталкивается сейчас малое предпринимательство в России ? Согласны ли вы с мнением экспертов о том, что «камнем преткновения» для предпринимателей является существующая система налогообложения ?

- Барьеры, препятствующие развитию малого предпринимательства, можно условно разделить на внешние и внутренние. Негативные внешние барьеры в основном связаны с неразвитостью правовой системы, отношений собственности и слабой защищенностью предпринимателя, недостаточной определенностью и непредсказуемостью макроэкономической ситуации, неадекватнос-

тью финансовой инфраструктуры и исторически сложившимся монополизмом на многих рынках. Внутренние барьеры — это низкий уровень корпоративной, предпринимательской, инвестиционной и инновационной культуры, культуры менеджмента, наследие старой структуры и содержания экономического образования.

Переход к ускоренному развитию МСБ требует, прежде всего, совершенствования внешней среды малого бизнеса, законодательной и нормативно-правовой базы этого вида деятельности. Законодательной основой поддержки МБ является Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», принятый в 1995 г. Многие важные положения этого закона до сих пор не имеют достаточной нормативной и правовой базы и потому не действуют, а ряд положений устарели. Например, до сих пор не решены проблемы субъектов МБ в области имущественной поддержки и порядка финансирования программ поддержки предпринимательства, отсутствуют реальные возможности получения предпринимателями необходимой информации по широкому спектру интересующих их вопросов. Не решена проблема предоставления предприятиям МБ государственных и муниципальных заказов. Действующие законодательные и нормативные акты, регламентирующие этот процесс, нуждаются в кардинальном пересмотре. Законодательно установленный норматив предоставления малым предприятиям 15% общего стоимостного объема заказов повсеместно не выполняется. Субъекты МБ практически не допускаются к госзаказу. Кроме того, некоторые более поздние законы (например, «О банках и банковской деятельности») не учитывают положения данного закона.

Решение проблем налогообложения остается вообще наболевшей темой для обсуждения. Так, например, действующая в настоящее время система налогообложения субъектов малого предпринимательства существенно препятствует развитию МБ в России. Эта система обернулась для представителей малого предпринимательства чрезмерным налоговым бременем, непосильными по сложности и объему системами ведения учета и представления отчетности, создала ряд серьезных препятствий к ведению предпринимательской деятельности излишним налоговым администрированием. Постоянно вносимые изменения в порядок налогообложения МБ сопровождаются пренебрежительным отношением власти не только к жизненным интересам предпринимателей, но и

к существующим нормам законодательства о порядке принятия соответствующих решений. Так, например, введение Налогового и Бюджетного кодексов РФ значительно сузило льготы малого предпринимательства. В сочетании с увеличением объема налоговой отчетности сужение возможностей финансовой поддержки малого предпринимательства со стороны государства и сокращение льгот в очередной раз ставят добросовестные малые предприятия на грань банкротства, а декларируемые цели снижения налогового бремени, упрощения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства пока остаются не более чем декларациями.

Наконец, непродуманное и поспешное введение единого социального налога вызвало, по существу, двойное налогообложение малых предприятий, уплачивающих налог на вмененный доход. Усиление иррационального налогового пресса привело к еще большему уходу малого бизнеса в теневую экономику. Введение этого налога можно рассматривать как яркий пример безответственного отношения ряда органов власти к своим обязанностям в проведении провозглашенной политики поддержки малого предпринимательства, несогласованности их действий. Непродуманная налоговая политика, по существу, косвенно работает на пользу криминальных структур, активно «курирующих» теневую экономику.

- Светлана Бальжиновна, что вы можете сказать об имущественном обеспечении малого предпринимательства ? Возможно ли использовать лизинг как механизм поддержки субъектов малого бизнеса ?

- Задача имущественной поддержки малого предпринимательства зачастую входит в противоречие с другими задачами органов управления государственным имуществом и вступает в противоречие с уже поставленными целями управления государственным имуществом. В этой связи, кроме кропотливой работы по использованию этого имущества в целях поддержки МБ на основе существующей законодательной, нормативной и правовой базы, необходимо пересмотреть законодательные акты, в том числе Бюджетный кодекс РФ, в части статей, ограничивающих возможности органов управления государственным имуществом в данном направлении.

Что касается использования лизинга как важного ресурсного источника и механизма поддержки субъектов МСП, его эффективное использование опирается на базовые законодательные и норматив-

ные акты, такие как ГК РФ, Закон РФ «О лизинге», валютное законодательство, таможенное законодательство, налоговое законодательство, законодательство об исполнительном производстве др.

В настоящее время правовым основанием, по которому лизинговая компания вправе приобрести предмет договора лизинга, может являться только договор купли-продажи, что исключает возможность самостоятельного изготовления или инвестирования в предмет лизинга, заключение договора подряда, мены и т.д. В этой связи актуальной является необходимость расширить в рамках ГК РФ правовые основания, по которым лизинговая компания вправе приобрести предмет договора лизинга.

Действующее валютное законодательство предусматривает более чем либеральный порядок осуществления валютных операций в рамках лизинговых правоотношений. Но, поскольку указанный порядок предусмотрен только инструкциями ЦБ РФ, существует потребность в его обосновании в виде поправок к Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Остается нерешенной проблема изъятия имущества у недобросовестного лизингополучателя, в связи с чем целесообразно внести ряд изменений в законодательство об исполнительном производстве и в Закон РФ «О лизинге», гл. 25 НК РФ необходимо дополнить некоторыми разъяснениями. Не менее важно отработать механизмы своевременного возврата НДС из бюджета. Сейчас, увы, возврат НДС из бюджета производится в течение многих месяцев, снижая оборачиваемость капитала лизинговых компаний.

- Расскажите, пожалуйста, о деятельности Национального фонда и Национального (экспертного) совета развития малого и среднего предпринимательства.

- Аналитики Национального фонда и Национального (экспертного) совета ведут свой собственный отсчет событий на календаре МБ страны, ведь государственная державная политика Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина в области развития МБ началась, по существу, с его выступления на моей исторической родине у о. Байкал, после чего 19.12.2001 Государственным Советом России была принята Концепция государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

Важным шагом в развитии МСБ в России явилось создание в верхней палате Парламента России распоряжением Председателя Совета Федерации в декабре 2002 г. Совета по поддержке малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совета), возглавляемого С.М. Мироновым. Совет объединил в своих рядах членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей предпринимательских объединений России, научных и экспертных организаций. Роль данного сектора в экономике страны как сферы обеспечения социально-экономической и политической стабильности в обществе невозможно недооценивать и данный постоянно действующий консультативный орган призван работать над совершенствованием законодательства в области МСП для его эффективного развития.

Одновременно необходимо подчеркнуть своевременность и актуальность создания в верхней палате парламента России такого Совета, являющего собой действующую модель взаимодействия, социального партнерства власти, бизнеса и общества. Совет представляется прообразом — срезом гражданского общества России — Общественной палаты, о целесообразности формирования которой заявил Президент Российской Федерации В.В. Путин.

Советом были подготовлены Концепция законотворческой деятельности Совета Федерации в области малого и среднего предпринимательства и Концепция активизации работы в регионах Российской Федерации по развитию малого и среднего предпринимательства, которые были утверждены на заседании Совета 15 мая 2003 г., рассмотрены на Президиуме Совета законодателей и разосланы членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации для применения и использования в законотворческой деятельности и для практической работы сенаторов в субъектах Российской Федерации. Приоритетные направления работы Совета следующие:

1) анализ региональных условий и практического опыта поддержки малого предпринимательства;

2) изучение и тиражирование опыта развития МСП в регионах;

3) содействие в разработке законодательных норм, закрепляющих за регионами и муниципалитетами ведущую роль в развитии малого бизнеса, а также регулирующих межбюджетные отношения, определяющие оптимальные пропорции в распределении налоговых поступлений от деятельности малых предприятий;

4) оказание помощи в формировании законодательной базы для создания профессиональных союзов предпринимателей и объединения их на федеральном уровне;

5) совершенствование системы налогообложения МСП через проведение в отдельных «пилотных» регионах экспериментов по использованию новых элементов нормативно-правового и законодательного регулирования МСП;

6) формулирование потребностей регионов в части создания условий на федеральном уровне для развития малого предпринимательства и инициирование соответствующих решений на уровне Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации;

7) содействие и повышение квалификации законодателей, представителей региональных администраций по вопросам развития и поддержки малого предпринимательства;

8) обобщение нормативно-правовой информации и баз данных по поддержке развития МСП в регионах Российской Федерации;

9) подготовка проекта Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2005-2008 гг., являющейся частью ведомственной программы Министерства экономического развития и торговли РФ;

10) участие в разработке законопроектов по вопросам технического регулирования МСБ и создания на их основе проекта Федеральной инвестиционной Программы поддержки и развития МСП с использованием специалистов-экспертов Национального фонда развития малого и среднего предпринимательства.

Представители предпринимательских организаций и объединений России — члены Совета в целях оказания практической помощи МСБ России, совершенствования механизмов взаимодействия малых, средних и крупных предприятий страны, укрепления делового сотрудничества регионов РФ, развития кооперации и формирования эффективной модели социального партнерства между властью, обществом и бизнесом объединили свои усилия в форме Национального фонда развития малого и среднего предпринимательства (далее — Национального фонда) и Национального совета по развитию малого и среднего предпринимательства (далее — Национальный (экспертный) совет), являющихся исполнительными органами и деловыми партнерами Совета. Национальный фонд

ведет пилотные проекты МСБ, Национальный совет объединил лучших экспертов в области МСП и, по существу, является специализированным объединением экспертов и аналитиков по глубокому анализу процессов, происходящих в сфере малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с принятыми в мае 2003 г. Концепцией законотворческой деятельности Совета Федерации в области малого и среднего предпринимательства и Концепцией активизации работы в регионах Российской Федерации по развитию малого и среднего предпринимательства Национальный фонд развития малого и среднего предпринимательства является деловым партнером и исполнительным органом Совета.

Сила Совета в его членах и экспертах, в эффективности работы сенаторов, активности администраторов от МБ. Но главная составляющая успеха и все возрастающего значения действующего Совета заключается в качестве законодательных инициатив, поступающих от предпринимательского сообщества и от отдельных экспертов. Благодаря их блестящей экспертно-аналитической деятельности, умению отслеживать состояние и тенденции развития МСП в сложных условиях, когда была предпринята попытка аннулировать Федеральный закон от 14.07.1985 № 88 «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», экспертами Совета и Национального фонда была проведена общественная акция по защите этого базового закона.

В законотворчестве каждый закон имеет свою, часто нелегкую, судьбу. Что произошло с ФЗ № 88 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», известно всем: он в значительной мере устарел, еще в большей мере оказался выхолощенным по форме и по содержанию в ходе принятия пакета законов (регулирующих «монетизацию льгот»), об общих принципах разграничения полномочий и предметов ведения федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и муниципальных органов управления. В законе осталось 16 статей, ликвидируется Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, бывший базовым элементом существующей инфраструктуры МСП, инвестиционно-финансовым институтом государственного регулирования МБ. В процессе разграничения полномочий между уровнями власти не последовало адекватного продолжения данной государственной политики в отношении субъектов МСП на региональном и муниципальном уровнях управления.

Сектор МСП требует особого экспертного подхода, скрупулезного анализа состояния и тенденций развития сегментов рынка МСБ, инвентаризации существующей нормативно-правовой базы МСП, умелого «вкрапления» в правовое поле отечественного МСП положительного зарубежного опыта управления столь сложной и многообразной (по содержанию, формам и методам функционирования и управления) сферой, каковой является МСП в РФ.

Предстоит многотрудная работа по созданию фактически новой законодательной базы МСП в русле формирования новой модели государственного регулирования сектором МСП, носящего к тому же и многоотраслевой, и «теневой» характер. В этих условиях неизбежны общественные дискуссии предпринимателей и законодателей, в ходе которых будет найдена «золотая середина» законопроектной составляющей в области МСП. Новый Федеральный закон «О государственной политике в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ» потребует дополнений и изменений в Налоговом кодексе РФ, Бюджетном кодексе РФ, других областях права. И при наличии уже принятой в декабре 2001 г. Госсоветом при Президенте РФ Концепции государственной политики в области развития малого предпринимательства в РФ, по мнению экспертов Национального фонда и Национального (экспертного) совета, он обязательно должен быть дополнен пакетом законопроектов о государственном регулировании малого и среднего предпринимательства в отраслях экономики, позволяющем более пристально изучить бюджетообразующую составляющую МСБ, налогооблагаемую базу МСП в разрезе отраслей в соответствии с критериями, параметрами, объемами и функциями различных видов бизнеса. Нет системообразующего закона в сфере МСП, нет и общих правил игры. Отсутствие правил порождает хаос, «мутную воду», в которой пропадают инновации и инвестиции.

Закрыть бреши в законодательстве и начать серьезнейшим образом осуществлять анализ экономики МСП, координацию и управление сферой МСП, государственное регулирование — вот в этом и заключается задача Совета, Национального фонда развития малого и среднего предпринимательства и Национального (экспертного) совета по развитию малого и среднего предпринимательства, всех заинтересованных организаций и структур.

Однако есть и свои проблемы в работе Совета и Национального фонда развития малого и среднего предпринимательства. Так, в мае 2003 г. Советом и Национальным фондом на площадке «Александр

Хаус» был проведен телемост с Министерством торговли США, в ходе которого выяснилось, что в федеральном бюджете США ежегодно 600 млн дол. предусматривается только на гармонизацию законодательства в сфере МБ. Отечественные же эксперты и аналитики работают по принципу: «Жила бы страна родная...». Как мы видим, труд экспертов далек от реальных оценок и стимулов.

- Каковы перспективы дальнейшего развития малого и среднего бизнеса в России? Оправдает ли малый бизнес связанные с ним надежды, станет ли основным локомотивом российской экономики?

- В современной России вопрос - быть или не быть малому бизнесу - стоит ребром. Каким путем пойдет развитие МСП в Российской Федерации — тема чрезвычайно актуальная и серьезная еще и потому, что затрагивает интересы сотен тысяч, миллионов наших сограждан, занятых в мощном, реально действующем секторе экономики — МСБ.

По прогнозу Минэкономразвития России, темпы прироста численности занятых в сфере МБ в ближайшие 2-3 года снизятся, число малых предприятий уменьшится на 2%, вклад в ВВП составит не более 10-12%. Похожая ситуация наблюдается и в сфере среднего бизнеса. При сохранении существующих тенденций малое предпринимательство в России все более будет отставать от потребностей рыночной экономики, что не позволит реализовать предпринимательского ресурса общества для решения макроэкономических и социальных задач.

Особенности состояния и развития МСБ на нынешнем этапе определяются, прежде всего, результатами экономической политики государства и состоянием соответствующего ей хозяйственного права. В настоящее время в России отсутствуют условия для развития производства вообще (особенного его инновационного сектора) — как малого, так и среднего, крупного. Поэтому в такой ситуации приоритетное выделение МБ, принятие специальных мер и создание благоприятных условий могли бы дать в лучшем случае только кратковременный эффект.

До тех пор пока основой хозяйственного механизма в стране не станет производственное инновационное предпринимательство, а государство всеми доступными ему экономическими, правовыми, социальными, организационными мерами не создаст условий для формирования предпринимательской среды с приоритетом производственного предпринимательства, МБ не сможет

реализоваться в полной мере и будет развиваться односторонне (например, только в торгово-посред-нической сфере). Малые по размеру предприятия будут оставаться таковыми и не перерастут в малое предпринимательство, а МБ без изменения роли государства в социально-экономических преобразованиях не сможет стать основным локомотивом российской экономики.

Одной из веских причин наличия проблем в сфере МСП мы считаем нежелание слышать и воспринимать независимое экспертное мнение, непрофессионализм, верхоглядство, дилетантство, схоластику со стороны администрирующей элиты МБ в России, основу которого составляют крупные объединения предпринимателей от МБ, аффилированные с чиновничеством. Так, по мнению экспертов Национального фонда, в России использование возможностей и развитие МСП пока еще не возведено в ранг приоритетов государственной политики, не является приоритетом как в политике Правительства РФ, Центрального банка РФ, так и в политике коммерческих банков.

Тем не менее эксперты Национального фонда развития малого и среднего предпринимательства отмечают, что решение поставленной Президентом России В.В. Путиным задачи удвоения ВВП к 2010 г. возможно лишь при условии вовлечения потенциала МСП в хозяйственный оборот.

Деньги можно делать на деньгах, надо формировать средний класс, который создает платежеспособный спрос, емкость рынка, другие составляющие цивилизованной рыночной экономики. Можно констатировать, что к настоящему времени, во-пер-вых, накоплен всесторонний опыт создания условий развития малого предпринимательства, и можно обоснованно выбрать наиболее эффективные направления и формы его развития. Во-вторых, создан производственный потенциал, который сейчас используется недостаточно, но может быть востребован малым предпринимательством в очень многих сферах хозяйственной деятельности. В-третьих, остаются неразвитыми многие сферы экономики, которые могли бы стать перспективными именно в МБ. В-четвертых, созрел довольно значительный слой населения, способный и желающий заниматься МБ. Малое и среднее предпринимательство являются фактором политической, экономической и социальной стабильности в российском обществе, средой производства и воспроизводства среднего предпринимательского класса, сферой приложения интересов наиболее энергичных, предприимчивых и находчивых людей.

Чтобы изменить сложившуюся ситуацию к лучшему, государство при создании конкретных механизмов развития малого предпринимательства должно исходить из того, что динамично развивающееся малое предпринимательство, особенно его инновационный сектор, являются целью и средством (инструментом) развития рыночной экономики инновационного типа, перманентного повышения благосостояния населения и улучшения социально-политического климата в стране, а не побочным или сопутствующим продуктом рыночных отношений. Кроме того, изменение ситуации, в соответствии с прогнозом Минэкономразвития России, будет зависеть от «скорости построения новой модели государственной поддержки малого предпринимательства». Взять под государственный патронаж МСБ означает: опереться на самую активную и перспективную часть российского общества в XXI веке.

В своем Послании Федеральному Собранию Президент России В.В. Путин в качестве третьей задачи определил проведение активной политики либерализации предпринимательского пространства, что в существующих условиях означает: на знамени российской экономики должен быть девиз: нужна такая государственная политика в области МСП, которая даст новый импульс для динамичного социально-экономического развития страны в XXI веке. Государственная внутренняя и внешняя политика РФ в области развития МСП в условиях глобализации должна строиться на таких приоритетных направлениях, которые позволили бы перейти от базовой инвестиционной модели к инновационной модели экономического развития России.

Критериями перехода к инновационной модели являются:

1) повышение качества жизни людей;

2) рост бюджетообразующей и налогообразующей

составляющей экономики;

3) максимальное вовлечение потенциала МСБ в

хозяйственный оборот.

В Концепции законотворческой деятельности Совета Федерации в области развития МСП отмечается, что политика переориентации экономической реформы на цели поддержки производства и ее социальная направленность должны создать базисные условия развития и организации МСП в различных хозяйственных сферах, ослабить теневой и криминальный характер его развития, учесть социальные основы, на которых МСБ может развиваться.

По различным экспертным данным, ориентировочная цифра оптимального числа малых пред-

приятий для сбалансированного рынка колеблется от 3 млн до 11 млн, что во много раз больше того их количества, которое имеется на сегодняшний день. При этом делаются прогнозы, что при создании благополучных условий для развития малого предпринимательства желаемого числа малых предприятий можно было бы достичь к 2010 г., причем их вклад в ВВП мог бы составить 20-25%. В среднесрочной перспективе, по заключению экспертов, уделяя внимание малому сектору экономики, можно добиться устойчивого экономического роста (8%) и увеличения инвестиций (на 13-15% в год, а в наукоемкую продукцию и новые технологии — до 25-30%). Этого можно достигнуть, например, выводом «из тени» МБ.

Учитывая, что Концепция законотворческой деятельности Совета Федерации в области малого и среднего предпринимательства и Концепция активизации работы в регионах Российской Федерации по развитию малого и среднего предпринимательства являются документами, призванными поднять проблемы развития МСП на новую высоту с учетом глубинных цивилизационных процессов, связанных с формированием новой финансово-экономической системы страны, эксперты Национального фонда и Национального (экспертного) совета считают, что речь идет о необходимости выработки долгосрочной Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, на чем должно сфокусировать свое внимание Министерство экономического развития и торговли РФ с привлечением к этой важнейшей теме других отраслевых министерств и ведомств, структур региональной власти и муниципальных органов управления.

Именно поэтому выработка новой модели государственной поддержки малого предпринимательства и создание нового Федерального закона «О государственной политике в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» должны представляться как стратегическая цель политики государственного участия в расширенном рыночном воспроизводстве малого частного предпринимательства в России. Это в существующих условиях означает: 1. Государственная поддержка МП должна проводиться по критериям бюджетной оптимизации в условиях разграничения полномочий и предметов ведения между федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и на основе приоритетов, закрепленных Конс-

титуцией Российской Федерации и другими федеральными законами.

2. Отладка нормативно-правового механизма реализации профессиональных интересов частного предпринимательского класса в России через координацию деятельности предпринимательских объединений, саморегулируемых организаций предпринимателей, профсоюзов предпринимателей.

3. Обеспечение безопасности бизнеса, охрана жизни и деятельности предпринимателей от криминальных и коррумпированных структур.

4. Государство должно стать стратегическим партнером малого и среднего предпринимательства, гарантирующим ему справедливые и экономически привлекательные условия хозяйствования, включая доступ на рынок капитала, помощь в освоении инвестиций, защиту от недобросовестной конкуренции в сфере производства и сбыта.

5. Скоординированность действий властных структур федерального и регионального уровней, создание им специализированных организаций (фондов, центров, компаний, агентств) в качестве хозяйственных партнеров малого предпринимательства, выполняющих от имени и по поручению государства работы и услуги в интересах малых предприятий при строгом следовании гражданским правовым принципам (свобода выбора, отсутствие властного принуждения, равная ответственность перед законом, взаимная выгода, справедливое разделение рисков).

Эксперты и аналитики Национального фонда и Национального (экспертного) совета готовы всемерно участвовать в законотворческом процессе и оказать содействие Министерству экономического развития и торговли РФ в формировании более совершенной, эффективной нормативно-правовой базы для развития МСП в РФ.

Необходимо отметить, что последние решения по МБ, принятые высшим руководством страны, носят в основном конструктивный и комплексный характер. Сделан существенный шаг вперед в понимании сути экономических проблем МБ. Основные формы его поддержки выявлены и обозначены, а приоритетами выбраны: совершенствование налоговой системы, выделение кредитных ресурсов из федерального бюджета, государственное страхование программ с высокой степенью риска, обеспечение гарантий для иностранных инвестиций, использование опыта зарубежных специалистов.

Для развития МБ в стране большое значение имеет разработка комплексной государственной программы намечаемых преобразований в экономической и правовой сферах. При этом государственные органы должны учитывать сложившееся к настоящему времени социальное положение в малом предпринимательстве, интересы занятых в нем работников, степень их приверженности к рыночным отношениям, характер ожидаемых ими перемен, предполагаемые перспективы.

Только в этом случае государственная поддержка малого предпринимательства окажется эффективной, будет способствовать его дальнейшему становлению и развитию в интересах экономики всей страны, а не отдельных хозяйственных групп и структур.

- В апреле2005г. Минэкономразвития и торговли РФ провело Всероссийское совещание руководителей внешнеэкономических служб приграничных регионов Российской Федерации по вопросам приграничной торговли. Не могли бы вы рассказать об итогах этого совещания?

- Данное совещание было весьма актуальным и для регионов России, ведущих приграничную торговлю, и для интересов малого и среднего бизнеса России. По мнению наших экспертов, необходимо заранее готовить экономические амортизаторы для сглаживания стихии глобальности, примером которой является мощный трансграничный поток «челночников» — предвестников глобальных рыночных геофинансовых и георесурсных потоков. Огромный трансграничный поток труда и капиталов требует государственного регулирования: в интересах государства и в интересах людей.

Требуется дальнейшее расширение международных связей, развитие приграничного сотрудничества с целью повышения объемов зарубежной технической помощи МБ России, необходим поиск адекватной национальной доктрины развития МСП с учетом зарубежного опыта:

• в промышленно развитых странах малые предприятия производят основную часть ВВП (до 70% в среднем по странам ЕС);

• малое предпринимательство обеспечивает рабочие места для большинства трудоспособного населения (до 72% в среднем в ЕС);

• малое предпринимательство оказывает непосредственное воздействие на формирование среднего класса, который является фактором социальной и политической стабильности.

И здесь в условиях наличия огромного потока предпринимателей, так называемых «челночников» (по данным наших экспертов их количество составляет от 4 до 12 млн чел.), весьма актуальны и необходимы конструктивный диалог по расширению международных связей и развитие приграничного сотрудничества. Эти предприниматели развивают свою деятельность на приграничных территориях, переносят все невзгоды и преодолевают все препятствия на таможенных и пропускных пунктах.

Так, например, в марте 2005 г. Национальный фонд развития малого и среднего предпринимательства заключил соглашение о сотрудничестве с Министерством промышленности и торговли Монгольской Народной Республики, с фондом поддержки малых и средних предприятий Монголии. Монгольская сторона заверила, что за 40 минут они могут обеспечить пропуск наших людей через границу, через таможенно-пропускной пункт. В настоящее же время они стоят на границе сутками.

В итоговом документе Всероссийского совещания руководителей внешнеэкономических служб приграничных регионов Российской Федерации по вопросам приграничной торговли предусмотрено:

1. Создание в составе межведомственной комиссии по развитию приграничного сотрудничества в Российской Федерации, специального экспертного Совета по вопросам государственного регулирования и отладки нормативно-правового механизма приграничной торговли.

2. Внесение в ведомственную программу Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (2005-2008 гг.) предложения о проведении выездных заседаний Всероссийского совещания руководителей внешнеэкономических служб приграничных регионов Российской Федерации по вопросам приграничной торговли, изучение опыта Санкт-Петербурга по созданию инновационной модели приграничного сотрудничества, проведение круглых столов с бизнес-сообществом по обсуждению проблем приграничной торговли, проведение с привлечением экспертов Национального фонда мониторинга состояния и тенденций развития приграничного сотрудничества России с зарубежными странами.

3. Приглашение Департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Министерства экономического развития и торговли Российской Фе-

дерации совместно с Национальным фондом развития малого и среднего предпринимательства и Советом по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации подготовить и провести круглые столы по проблемам развития приграничного сотрудничества со странами СНГ и другими странами в рамках Экономического форума в Санкт-Петербурге и Дальневосточного экономического форума.

- 27мая в г. Краснодаре прошла краевая Конференция малого и среднего бизнеса Краснодарского края, в которой вы принимали участие. Не могли бы вы рассказать об итогах конференции?

- Вклад малого предпринимательства в экономику территорий в значительной степени зависит от условий, которые созданы для его развития на региональном и муниципальном уровнях. Следует исходить из того, что малый бизнес в целом пока не обрел устойчивости, поэтому необходимы модельные территории — полигоны, отрабатывающие эффективные пути для использования возможностей МСП в развитии территорий. Необходимо привлечь внимание законодателей и администраций регионов, органов местного самоуправления к программам поддержки МСП, предложить реальные, профессионально обоснованные шаги по развитию МБ, а также созданию целостной инфраструктуры его поддержки. Значительная роль в решении этой задачи принадлежит Совету по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации.

Такой модельной территорией может стать Кубань, являющаяся и кузницей, и житницей, и жемчужиной двух морей - уникальным с геополитических и экономических позиций регионом РФ. Поэтому многотысячная Конференция предпринимателей МСБ в Краснодаре, организованная для обсуждения чрезвычайно актуальных для сегодняшней России проблем развития МСП, по своему значению и размаху вышла далеко за рамки краевой конференции Краснодарского края. В конференции приняли участие Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Южном Федеральном округе Д.Н. Козак, Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Греф, Первый заместитель Председателя Сберегательного банка Российской Федерации А. К. Алешкина, Глава администрации

(Губернатор) Краснодарского края А.Н. Ткачев, первый заместитель Главы администрации Краснодарского края А. А. Ремезков, заместитель главы администрации Краснодарского края Е.И. Муравьев (куратор профильных департаментов Администрации Краснодарского края по проблемам развития МСП), представители бизнеса и власти регионов ЮФО.

На Кубани определен мощный вектор развития МСП. В Краснодарском крае созданы наиболее благоприятные условия для развития малого бизнеса. Краснодарский край весьма динамично и поступательно идет по пути перехода от базовой, инвестиционной модели к инновационной модели развития территорий. Как отметил A.A. Ремезков, первый заместитель Главы администрации края: «Краснодарский край определил свою политику в отношении малого бизнеса, малый бизнес является основой экономики Кубани. Малый бизнес наиболее гибок и маневрен, не требует для развития больших затрат и дает быструю отдачу, наиболее экономически и социально востребован. Кубань — благодатный край, где есть и крупная промышленность, и мощный аграрный сектор, и развитая транспортная сеть, и замечательная зона отдыха, лечения и курортно-реабилитационного обслуживания населения, а также «точки» будущего роста. Но крупной промышленности, для того чтобы она успешно развивалась, нужны сопутствующие небольшие производства, аграрному сектору — предприятия переработки, транспортной сети — своя многоотраслевая инфраструктура. А это как раз и есть сфера приложения сил малого предпринимательства. Кубань называют южным окном России, и это «окно» через портовые города Азовско-Черноморского побережья все более широко распахивается во внешний мир. Развитие малого бизнеса — это принципиальная позиция краевой власти. Наша цель — достичь его доли в экономике свыше 60%, как в развитых европейских странах, в результате мы реально сможем удвоить ВВП и сделать край и Россию во всех отношениях процветающими».

Успех в развитии края обеспечен во многом за счет качественного менеджмента территории и населения. Губернатор Александр Ткачев отметил, что «малый бизнес является основой экономического развития России. Мы должны убрать препоны на пути его дальнейшего развития и решить три наиважнейшие задачи: убрать чиновничьи барьеры, сделать налоговое бремя минимальным, а самое главное, обеспечить предпринимателям доступ

к заемным средствам и земельным участкам. В последние годы в крае успешно реализуется программа государственной поддержки малого предпринимательства. Эффективно работают 10 фондов поддержки малого бизнеса, 39 центров содействия развитию малого предпринимательства в городах и районах. Создана так называемая служба «одного окна», с помощью которой в прошлом году свыше двух тысяч малых и средних предприятий получили земельные участки под свои инвестиционные проекты и вложили в них более 12 млрд руб.».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Александр Ткачев предложил изменить саму систему оценки работы государственных служащих, поставить ее в зависимость от показателей роста МБ, прибыли и объемов производства малых предприятий: «Хорошие государственные программы остаются пустой декларацией, потому что многие чиновники воспринимают предпринимателей исключительно как дополнительный источник доходов».

При непосредственном вовлечении Кубани в орбиту необходимых экономических экспериментов Краснодарский край становится наиболее подходящим регионом-полигоном для отладки механизмов новой модели государственной поддержки малого бизнеса в России XXI века.

Экспертами Национального фонда и Национального (экспертного) совета в 2003 г. была разработана Концепция развития субъектов малого предпринимательства в Краснодарском крае, в которой обозначены приоритетные направления МСП, предложены инновационные идеи:

• о необходимости превращения туризма в статью № 1 бюджета края;

• о проведении крупномасштабных экономических экспериментов совместно с МЭРТ РФ по возврату к патентной форме изъятия налогов по определенным видам деятельности;

• по введению так называемых «налоговых каникул» для отдельных видов деятельности субъектов МСП;

• по введению должности Парламентского секретаря, курирующего вопросы законодательного обеспечения МСП в структуре Законодательного Собрания Кубани;

• о продвижении кластерных технологий и субконтрактинга в целях создания на базе Краснодарского края агропромышленного кластера и всероссийского туристического и лечебно-оздоровительного кластера;

• о возможности учреждения особой экономической зоны «Кубань — Южные врата России»

(«Кубань — Инвестиционное окно в Россию»,

«Кубань — регион открытой экономики для

малого бизнеса»).

Учитывая многочисленные обращения представителей вендингового сообщества и игрового бизнеса России и мира, эксперты Национального фонда и Национального (экспертного) совета предлагают рассмотреть возможность реализации федеральных пилотных проектов с условным названием: «Сочи — российский Лас-Вегас и Диснейлэнд» и «Опера XXI» — уникальный проект всемирно известной оперной певицы Любови Казарновской с участием талантливых артистов Краснодарской театральной сцены.

Министр экономического развития и торговли РФ Г.О. Греф впервые серьезно заявил о необходимости ускоренного развития МСБ, тем самым обозначив данное направление в числе приоритетов государственной политики. В своем выступлении он отметил следующее: «Я прибыл на Кубань специально для участия в Конференции предпринимателей малого и среднего бизнеса, а не для встречи с крупными промышленниками и бизнесменами».

Эксперты и аналитики Национального фонда выражают признательность Г.О. Грефу за убедительный вояж министра на Кубань, в котором был взят курс на реализацию стратегически важных для страны задач по развитию МСП. Меня также порадовало яркое выступление министра на Кубани. В моем обращении к ГО. Грефу была подчеркнута необходимость срочного и безотлагательного принятия Федерального закона «О государственной политике в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Если бы по итогам выступлений на краевой Конференции МСБ Краснодарского края награждались выступающие, то диплом за самое содержательное и профессионально ориентированное выступление, направленное на дело процветания малого предпринимательства в России, был бы вручен А. К. Алешкиной, Первому Заместителю Председателя Правления Сбербанка Российской Федерации. Алла Константиновна исчерпывающе полно представила кредитные продукты Сберегательного банка Российской Федерации: финансирование на срок до трех лет инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства (СМП) и пополнение оборотных средств СМП до 1,5 лет. Сбербанком России в 2004 г. выдано 110 000 кредитов на сумму 553 млрд руб. Опережающими являются и темпы прироста ссудной задолженности

по сравнению с темпами роста кредитования других секторов экономики. Сбербанк России занимает 44% кредитных портфелей, предоставляемых банковской системой в России для субъектов МП.

Также были названы следующие направления программ поддержки субъектов малого предпринимательства:

1) оказание нефинансовой поддержки субъектам малого предпринимательства;

2) развитие операций кредитования субъектов МП;

3) реализация совместно с Администрацией Краснодарского края Программы поддержки субъектов МП.

Систематическое проведение круглых столов с финансистами малых предприятий стало одной из эффективных форм работы Сбербанка Российской Федерации с субъектами малого предпринимательства. Совершенствуется методика выдачи микрокредитов до 100 тыс. руб., введено обязательное страхование залога под кредиты субъектов МП. Отменена обязательная оценка залога, срок рассмотрения кредитов сокращен до 8 дней, выдаются кредиты наличными средствами до 500 тыс. руб. и т.д.

- Каково значение Второй Международной конференции по проблемам финансирования и кредитования сектора малого и среднего бизнеса в России XXI века?

- Определено «слабое звено» в системе финансового обеспечения МБ. Недостаток финансовых средств и является существенным фактором, сдерживающим в настоящее время успешное развитие МБ. Проблема, подчеркнем, не в отсутствии финансовых ресурсов в России: к настоящему времени в финансово-кредитной системе нашей страны скопились большие объемы ресурсов, ищущих выгодного размещения! Например, по оценкам экспертов Национального фонда развития малого и среднего предпринимательства, сейчас в отечественных банках и на счетах зарубежных банков находится 95 млрд дол. Малое и среднее предпринимательство — основной источник инвестиций, поэтому необходимо возродить доверие населения к банкам.

Проблема заключается также в отсутствии эффективно работающего механизма доведения финансовых ресурсов до субъектов МБ. Создать такую систему мешают несовершенство действующего законодательства и дефицит организационно

проработанных и апробированных механизмов и структур финансового обеспечения МСБ. Банки в большинстве случаев не заинтересованы в кредитовании МБ.

В последнее время на первый план выходят проблемы, связанные с существенным отставанием кредитно-финансовой системы от требований рыночной экономики, и особенно ее почти полной неспособностью обеспечить развитие малого предпринимательства. Предполагается, что нет проще задачи — иди в банк и бери кредит без проблем. Тем не менее проблемы есть.

Формирование первоначального капитала для МБ — проблема номер один. Банковский кредит должен быть основным источником формирования первоначального капитала, однако на практике это не так. Дело в том, что малые предприятия, предполагающие заниматься производственной деятельностью, рассчитывают на долгосрочные разовые кредиты под полное техническое оснащение производства. Банки же в условиях нестабильности, трудностей с реализацией продукции, кризиса неплатежей, инфляции сильно рискуют, давая такие кредиты. Они предпочитают крупных клиентов с государственными гарантиями, играют на ставках кредитов, давая кредит по более низким ставкам постоянным клиентам и компенсируя недополучение в таком случае прибыли за счет более высоких ставок для начинающих.

Предоставить доступ предпринимателей к кредитам и его современным формам: лизингу, франчайзингу, ипотеке, венчурному инвестированию инновационных проектов, к средствам международных финансово-экономических организаций, в том числе объемам технической помощи в процессе структурной перестройки реального сектора экономики — означает не только поддержать существующий сектор МСП, стимулировать появление новых предприятий, новых рабочих мест, но и развитие малого предпринимательства в целом, вывод его «из тени» и обеспечение социальной, политической и экономической стабильности в обществе.

Согласно исследованиям, доступ к финансовым ресурсам ежегодно имеют лишь порядка 13 — 15 тыс. малых предприятий из примерно миллиона ныне действующих. Это означает, что сегодня в России организации, предоставляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают менее 1% потенциального рынка. С одной стороны, государство должно заинтересовать банки в кредитовании МБ, например путем субсидирования

части процентных выплат по банковским кредитам субъектам малого предпринимательства.

Сегодня архиважным является создание новых механизмов инвестиционного и кредитного финансирования субъектов МСП в России; форм бюджетной поддержки МСБ; решение задач совершенствования нормативно-правовой базы для банков, схем финансового конструирования; обобщение положительного зарубежного и отечественного опыта создания систем микрофинансирования предприятий, финансирование стартовых бизнесов с использованием средств коммерческих банков, потребительских и кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, касс взаимопомощи кредитных линий международных организаций, бюджетных средств. Например, выходом из положения могло бы стать также создание специальных банков (местных, муниципальных) для предоставления кредита малым предприятиям на долгосрочной основе и при относительно низкой процентной ставке. Эти банки могут быть созданы при участии государства. Это могут быть кооперативные банки, общества взаимного кредита. Во всяком случае, пока эта ниша в финансово-кредитной инфраструктуре МБ не закрыта.

Это привело бы к снижению рисков реализации инвестиционных проектов в сфере МБ и уменьшению сроков их окупаемости, повысив тем самым их привлекательность для кредитующих организаций.

Большое внимание в деле государственной поддержки и развития МБ уделяется финансово-кредитным отношениям. Однако в определяющих документах практически не затронута проблема кредитных перспектив малого предпринимательства. Продолжается многолетнее противодействие принятию законов о взаимном кредитовании и страховании субъектов МБ, необходимых для кардинального улучшения финансовой ситуации в этой сфере. Остро стоит вопрос необходимости формирования качественно новой финансовой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в субъектах РФ, оказания финансовой помощи региональным и муниципальным фондам поддержки малого предпринимательства в условиях межбюджетной оптимизации при разграничении полномочий и предметов ведения федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и муниципальных образований. В существующих условиях нужны новые финансо-

во-кредитные инструменты поддержки субъектов малого предпринимательства, которые могут быть предложены экспертами Национального фонда и Национального(экспертного) совета.

С другой стороны, необходима система гарантий по кредитам, предоставляемым субъектам малого предпринимательства. Существующая в России в настоящее время система предоставления гарантий изначально направлена на оказание поддержки тем хозяйствующим субъектам, которые могут предоставить достаточное залоговое обеспечение, и для большинства субъектов малого предпринимательства является недоступной. Затрудненный доступ к финансовым ресурсам, отсутствие государственной системы гарантирования кредитов для малых предприятий существенно снижают предпринимательскую активность населения, не стимулируют развития малых производств. Поэтому в России целесообразно и актуально создание системы государственных гарантий по кредитам коммерческих банков субъектам малого предпринимательства, так как большинство коммерческих банков России как не рассматривало, так и не будет рассматривать в обозримом будущем малые предприятия как потенциальных клиентов, если государство не возьмет на себя часть рисков, неизбежно возникающих при кредитовании финансовыми структурами субъектов МБ.

Значение конференции видится в том, что она подвела определенные итоги работы Национального фонда развития малого и среднего предпринимательства — делового партнера и исполнительного органа Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Успешно решены задачи конференции, выработаны инициативы по совершенствованию нормативно-правовой базы, определены новые подходы к финансированию малых форм предпринимательства, формированию соответсвующих экономико-правовых механизмов и структур содействия развитию экономики России. Есть уверенность, что будут предоставлены государственные гарантии для развития малого и среднего предпринимательства, что будут обеспечены максимальная открытость и адресность при освоении указанных средств.

Подготовил к печати кандидат технических наук С. А. ФИЛИН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.