Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
543
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / IТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ / ЧАТ-ЗАНЯТИЯ / ВЕБ-ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мензул Елена Владимировна, Иванова Светлана Владимировна, Рязанцева Наталья Михайловна

Цель: выявление основных проблем, сопровождающих процесс внедрения дистанционного обучения в систему профессионального образования, и определение путей их решения. Методы: анализ психолого-педагогической литературы, обобщения, группировки данных. Результаты: на основе анализа литературы выявили, что все группы проблем, связанные с внедрением дистанционного обучения в профессиональное образование, условно можно разделить на три группы: организационно-технические, методические, валеологические. Их решение лежит через раскрытие психолого-педагогических, педагогических и иных закономерностей общего и профессионального развития представителей «цифрового поколения» и создание, на их основе, условий, позволяющих формировать субъекта профессиональной деятельности, готового работать в цифровом формате. Научная новизна: в статье определена методологическая основа внедрения дистанционного обучения в профессиональное образование - антропологический и куррикулумный подходы. Практическая значимость: предложены компоненты цифровой образовательной среды, определено главное условие успешности внедрения дистанционного обучения в профессиональное образование - привлечение к нему работодателей и работа с ними в едином цифровом образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мензул Елена Владимировна, Иванова Светлана Владимировна, Рязанцева Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF DISTANCE LEARNING IN VOCATIONAL EDUCATION AND WAYS OF THEIR SOLUTION

Purpose: identification of the main problems arising in the process of distance learning introduction into the vocational education system and finding the ways of their solution. Methods: analysis of psychological and pedagogical literature, generalization, data classification. Results: on the basis of literature analysis it was found that all groups of problems connected with distance learning introduction into vocational education can be conveniently classified into three groups: organizational and technical, methodological, valeological. Their solution is possible by means of identification of psychological, pedagogical, and other patterns of general and professional development of the digital natives and creation on their basis the conditions that allow to form the actor of professional activity ready to work digitally. Scientific novelty: in the article the methodological basis for distance learning introduction into vocational education - anthropological and curriculum approaches - is defined. Practical significance: the components of digital educational environment are proposed, the main condition of the effectiveness of distance learning introduction into vocational education is determined - involvement of employers to it and work with them in a common digital educational space.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

Pedagogy Педагогика

УДК 378.1 DOI: 10.29013/AJH-20-11.12-9-19

Е. В. МЕНЗУЛ \ С. В. ИВАНОВА \ Н. М. РЯЗАНЦЕВА \

1 Самарский государственный медицинский университет, г. Самара, Россия

ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация

Цель: выявление основных проблем, сопровождающих процесс внедрения дистанционного обучения в систему профессионального образования, и определение путей их решения.

Методы: анализ психолого-педагогической литературы, обобщения, группировки данных.

Результаты: на основе анализа литературы выявили, что все группы проблем, связанные с внедрением дистанционного обучения в профессиональное образование, условно можно разделить на три группы: организационно-технические, методические, валеологические. Их решение лежит через раскрытие психолого-педагогических, педагогических и иных закономерностей общего и профессионального развития представителей «цифрового поколения» и создание, на их основе, условий, позволяющих формировать субъекта профессиональной деятельности, готового работать в цифровом формате.

Научная новизна: в статье определена методологическая основа внедрения дистанционного обучения в профессиональное образование — антропологический и куррикулумный подходы.

Практическая значимость: предложены компоненты цифровой образовательной среды, определено главное условие успешности внедрения дистанционного обучения в профессиональное образование — привлечение к нему работодателей и работа с ними в едином цифровом образовательном пространстве.

Ключевые слова: дистанционное обучение; цифровая образовательная среда; цифровые компетентности; IT-компетентности; чат-занятия; веб-занятия.

Для цитирования: Мензул Е. В., Иванова С. В., Рязанцева Н. М. Проблемы дистанционного обучения в профессиональном образовании и пути их решения // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences, 2020, №11-12. - С. 9-19. DOI: https://doi.org/10.29013/AJH-20-11.12-9-19

Введение

Дистанционное обучение — новый вектор развития системы образования в целом, выступающий следствием информатизации и цифровизации социума. Его внедрение — большой прогрессивный шаг

вперед, который позволяет охватить в образовательном процессе большее количество обучающихся; обеспечить доступ к обучению, независимо от местонахождения и образовательных потребностей; создать единое мировое образовательное простран-

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 11 - 12 (2020) - ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online)

Pedagogy

ство и подготовить будущих специалистов к работе на единой цифровой платформе.

Ретроспективный анализ развития дистанционного обучения показал, что с целью недопущения причины его неправильной организации из-за неверного понимания его содержания на первых порах ученые пытались провести грань между ним и заочной формой обучения. Так, первоначально одни ученые отождествляли эти две формы обучения (В. И. Овсянников, И. А. Тавгень, С. Щенников и др.), аргументируя тем, что обе реализуются без отрыва от производства [1-3]. Другие, опираясь на содержание каждой из этих форм, разводили их по нескольким критериям: по индивидуальности и принципам организации: заочное обучение имеет общий учебный план, четкие сроки окончания учебного курса, последовательность изучения предметов и темп работы; дистанционное — предполагает реализацию индивидуального плана со сроками, устанавливаемыми студентом [4];

по интерактивности субъектов образовательных отношений, характерную для дистанционного обучения (Е. С. Полат) [5].

Сегодня проблема дистанционного обучения продолжает оставаться предметом исследования многих ученых (А. А. Ахаян, Д. М. Джусубалиева, А. Долгоруков, Н. Б. Евтух, М. Ю. Карпенко, Ж. Краев, С. П. Кудрявцева, В. М. Кухаренко, Е. С. Полат, Н. Г. Сиротенко, Е. М. Смирнова-Трибульская, П. В. Стефаненко, В. П. Тихомиров, О. В. Хмель,

A. В. Хуторской, Б. И. Шуневич и многие другие) и к настоящему времени определены:

место дистанционного обучения в системе образования (В. И. Овсянников, Е. Б. Сергиенко, В. П. Тихомиров, С. А. Щенников);

проблемы и перспективы его реализации (А. А. Ахаян, В. В. Вержбицкий, J. Daniel, D. Keegun,

B. C. Леднев, М. Moor, В. И. Овсянников, О. Peters, Е. С. Полат, В. П. Тихомиров, В. М. Филиппов, В. Holmberg, С. А. Щенников и др.);

образовательные технологии, необходимые и достаточные при изучении отдельной учебной дисциплины (М. П. Петрова, А. П. Рязанов);

особенности организации процесса дистанционного обучения в специфических условиях (С. Ю. Жидко) и т.д..

Однако, если ранее переход на дистанционное обучение детерминировалось только требованием времени и рассматривалось как замена традиционной

формы обучения, которая в полной мере не удовлетворяла запросы общества [6], то в настоящее время его актуальность усугубляется эпидемиологической обстановкой в мире и принимает более широкие масштабы.

В связи с этим активно продолжает разрабатываться нормативно-правовая база дистанционного обучения и в настоящее время рассматривается Законопроект № 957354-7 «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Основная часть

Процесс внедрения и реализации дистанционного обучения, как и любые нововведения, наряду с положительными результатами, сопровождается определенными проблемами и трудностями, которые условно мы разделили на следующие группы:

организационно-технические, влекущие за собой неготовность оборудования к организации дистанционного обучения, как в вузе, так и дома у студентов, как следствие, технические сбои, связанные с перегрузом интернет-ресурсов;

методические, связанные с недостаточной сфор-мированностью цифровых компетенций педагогов, незнанием ими методик онлайн-преподавания;

валеологические, вызванные возросшей нагрузкой на студентов и преподавателей, следствием которых является ухудшение, как физического, так и психического здоровья.

Особо хотелось бы остановиться на профессиональном образовании, внедрение дистанционного обучения в которое вносит существенные изменения в образовательные цели и содержание. Становятся приоритетными формирование информационной грамотности — способности «решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий, с учетом основных требований информационной безопасности» [7]; и умений работать с информацией (З. А. Адилов, И. Д. Зейналова) [8].

Обозначенные проблемы и целевые изменения подчеркивают необходимость в серьезных транс-

Pedagogy

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 11 - 12 (2020) ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

формациях системы профессионального образования, в рамках которого одновременно происходит подготовка специалиста к дальнейшей работе в дистанционном формате.

В нашем исследовании мы предлагаем пути решения проблем и варианты организации дистанционного обучения в рамках профессионального образования.

Решая группу организационно-технических проблем, необходимо обратить внимание на создание соответствующей цифровой образовательной среды (далее ЦОС).

Следуя авторитетному мнению О. В. Башириной, Ю. Г. Коротенкова, А. А. Кузнецова, Е. В. Огородни-кова, И. В. Роберт, Н. Б. Стрекаловой, Т. Н. Суворовой, А. В. Уварова, Е. В. Черновой, А. Б. Шимурзоевой структурные компоненты ЦОС должны быть представлены основным и вспомогательным модулями. При этом в первом ученые видят дифференциацию на субъектный и методический, а во втором — программный и технический блоки [9].

С точки зрения антропологического подхода ЦОС должна включать в себя ценностно-смысловой для осуществления целеполагания; программно-методический для обеспечения нормативно-правовой базы; информационно-знаниевый для формирования необходимых компетентностей; коммуникационный для обеспечения сотрудничества и взаимодействия; технологический для обеспечения материально-технической базой блоки (Е. В. Чернобай).

По авторитетному мнению Н. Б. Стрекаловой ЦОС должна обеспечивать планирование, методическую наполняемость, технологическую организацию самостоятельной работы студентов; с точки зрения О. В. Башириной — диагностику и коррекцию образовательной траектории обучающихся; с позиции А. В. Уваровой — соответствующими техническими средствами обучения в цифровой среде.

Приняв за основу проект «Цифровая образовательная среда», представленный в рамках национального проекта «Образование», а также на основе результатов, полученных при анализе психолого-педагогической литературы, мы считаем, что при организации ЦОС профессиональной образовательной организации необходимо включить в нее следующие структурные компоненты:

ценностно-смысловой, в рамках которого будет организована переподготовка педагогических кадров

в части осуществления профессиональной деятельности в цифровом образовательном пространстве и формирование цифровых компетенций у будущих специалистов;

нормативно-методический, регламентирующий деятельность профессиональной образовательной организации в рамках дистанционного обучения, а также обеспечивающий методической продукцией, необходимой для реализации дистанционного обучения;

информационный, включающий в себя информационные системы, сервисы, инструменты (MOODLE, 1С и т.д.), электронные учебники и пособия; образовательные платформы: Coursera, Арзамас, Лекториум, Универсариум, Стэпик, edX, ПостНаука и т.д.;

диагностико-коррекционный, позволяющий устанавливать динамику сформированности компетенций будущих специалистов, развития и личностных характеристик.

Решение группы методических проблем мы видим в поиске ответа на возникшее противоречие между необходимостью подготовки будущих специалистов к работе в условиях цифровой экономики и несоответствием образования самих преподавателей новым требованиям.

Меняются не только цели и содержание, но и сама роль преподавателя в образовательном процессе, где он выступает в качестве тьютера (А. Соболева) [10].

Актуализируются цифровые компетенции и система 1Т-компетентностей.

Цифровые компетенции, выступающие, с точки зрения компетентностного подхода (В. А. Болотов, А. А. Зимняя, В. В. Сериков, А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков) [11], готовностью «применять информационно-коммуникационные технологии на основе овладения соответствующими компетенциями, включающими в себя систему знаний, умений, ответственности и мотивации [12], позволят будущему специалисту работать в цифровых библиотеках, проходить онлайн курсы повышения квалификации, свободно владеть цифровой образовательной средой.

Система IT-компетентностей представлена общепользовательским, общепедагогическим и предметно-педагогическим компонентами:

общепользовательский компонент, обеспечивает преподавателя возможностью использовать информационные ресурсы в качестве средств обучения;

общепедагогический — помогает трансформировать усвоенную и привычную методику преподавания

таким образом, чтобы она способствовала формированию субъекта профессиональной деятельности цифрового общества;

предметно-педагогический — позволяет расширить диапазон источников для подготовки современных занятий [13].

Меняются формы занятий, становятся востребованными веб- и чат-занятия, телеприсутствие, телеконференции и т.д..

Новые формы занятий, соответственно, влекут за собой и новые технологии и методики организации учебного процесса. Так, чат-занятия, проводимые с помощью чат-технологий, как правило, проводятся синхронно, что также вносит определенные изменения в используемые методы и приемы обучения. Веб-занятия, представляющие собой дистанционные уроки, конференции и другие формы учебных занятий, имеют длительный и асинхронный характер и требуют необходимой предварительной технической подготовки, а именно — создание соответствующей базы средств телекоммуникаций и других возможностей интернета.

Безусловно, при организации чат-занятий необходимо понимать, что существуют различные модификации их применения, например, становятся актуальными чат-школы, в которых функционируют чат-кабинеты; веб-форумы — форма работы по определённой теме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов со специальной программой и т. д..

Таким образом, решение методических проблем дистанционного обучения в профессиональной организации лежит через создание условий, способствующих, одновременно, подготовке преподавателей к осуществлению в новом цифровом-формате; формированию субъекта профессиональной деятельности в логике субъекта цифрового общества. Такими условиями выступают:

1. создание цифровой образовательной среды; обеспечение всем субъектам образовательных отношений доступности информационно-цифровых ресурсов и максимальное использование цифровых технологий; обеспечение одновременной подготовки как будущих специалистов к работе в условиях цифровой экономики, так и формирования цифровых компетенций у преподавателей вузов;

включение в качестве субъекта образовательных отношений не только студентов, препо-

2.

3.

4.

давателей и родителей, но, в первую очередь, работодателей.

При этом сама организация образовательного процесса, при сохранении ее структуры и содержания должна быть направлена на формирование цифровой культуры, как студентов, так и преподавателей, яркими проявлениями которой выступает грамотное использование открывающихся возможностей и способность встраиваться в информационную среду общества [14].

На основе результатов анализа содержания понятия «дистанционное обучение» обозначились задачи, которые необходимо решить для разрешения методических проблем его внедрения. Среди них:

1. создание материальной базы инфраструктурного назначения, укомплектованной цифровыми учебно-методическими материалами, новыми каналами связи и т.д.;

2. внедрение цифровых программ, применение искусственного интеллекта;

3. организация и расширение диапазона участников онлайн-обучения;

4. активное использование новых систем управления обучением (совершенствование АСУ, СУБД);

5. расширение границ дистанционного обучения, как студентов, так и преподавателей вуза;

6. обеспечение условий для работы в образовательных порталах;

7. подготовка и переподготовка педагогического коллектива к работе в цифровой образовательной среде.

Отметим, что актуальность темы дистанционного обучения профессионального образования и ее глобализм активизируют куррикулумный подход к его внедрению.

Анализ литературы (Ф. Боббит, С. Браславски, Д. Дьюи, Е. В. Зубарева, В. Келли, Дж. Керр, К. Корн-блес, Х. Меллер, З. Робинзон, Л. Стенхаус, В. А. Су-хомлин, Р. У Тейлор, К. Фрей и многие другие) позволил нам выделить основные принципы данного подхода, среди которых:

1. Дифференциация направлений различных профилей.

2. Целостность системы куррикулумов благодаря тому, что все они разработаны в соответствии с едиными терминологией, архитектурой, принципами.

3.

4.

5.

6.

7.

Знаниеориентированность — основное содержание куррикулума составляет спецификация структуры и собственно объемов (сводов) актуальных знаний, соответствующих профилям подготовки.

Единая архитектура представления знаний в виде многоуровневой иерархической структуры — на верхнем уровне иерархии располагаются предметные области, которые подразделяются на модули знаний, последние в свою очередь разбиваются на темы, которые могут делиться на подтемы.

Концепция ядра (CORE) свода знаний — выделение минимально необходимого содержания для всех учебных программ, что способствует поддержке целостности образовательного пространства, мобильности учащихся, гарантирует заданный уровень качества базовой подготовки. Четкая спецификация профессиональных характеристик профилей, целей и результатов обучения.

Включение рекомендаций методического характера по диверсификации направлений подготовки, составлению учебных планов, компоновки курсов из модулей знаний в соответствии с выбранной педагогической стратегией реализации учебной программы, организации профессиональной практики, реализации процессов обучения.

8. Включение описания примеров учебных программ в целом (куррикулумов) и программ учебных курсов, разработанных и успешно реализуемых наиболее известными университетами.

9. Временное объединение разных организаций для разработки куррикулумов, интеграция усилий академических, промышленных, коммерческих и правительственных организаций, ведущих специалистов образования и отрасли, что обеспечивает высокую степень доверия и высокий уровень консенсуса профессионального сообщества по отношению к стандартам куррикулумов.

Именно акцент на проектирование, систематизацию и структурирование актуальных сводов знаний, а также на проектирование связанных с ними системы результатов обучения для различных направлений

подготовки, определяет перспективность данного подхода и целесообразность его применения в процессе формирования компетенций студентов [15].

Определяя методы дистанционного обучения в условиях профессионального образования, по-прежнему, остаются актуальными интерактивные методы. Они способствуют:

• организации равных возможностей и доступности профессионального обучения — инвалидов и лиц с ограниченными возможностями через организацию дистанционного обучения;

• самостоятельному поиску информации и реализации образовательных потребностей через практическую деятельность;

• ориентированию на доминирование познавательной активности студентов в процессе формирования профессиональных компетенций; моделированию жизненных ситуаций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• решению профессиональных задач, согласно анализу возникающих обстоятельств и ситуаций.

Приоритет интерактивных методов в рамках дистанционного обучения обусловлен, предусмотренными им:

активным взаимодействием субъектов образовательных отношений при решении задач, в результате которого происходят изменения всех субъектов взаимодействия (М. В. Кларин, В. В. Николина, Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова и др.);

выстраиванием учебной деятельности в логике субъекта образовательной деятельности (В. В. Нико-лина);

кооперация и сотрудничество в процессе обучения;

игровые формы обучения, способствующие проявлению обучающимися активности, аккумуляции и передачи социального опыта, самореализации личности обучающегося.

Немаловажной группой проблем, возникающих при внедрении дистанционного обучения, обусловлена отрицательной динамикой как физического, так и психического здоровья обучающихся. В нашем исследовании мы обозначили их, как группа валеологи-ческих проблем.

Так, статистика показывает снижение уровня развития эмоционального интеллекта у студентов профессиональных организаций, как следствие на-

рушения процесса общения. Здесь мы сталкиваемся с противоречием, с одной стороны, формируя цифровые компетенции, мы нацелены на создание условий для расширения взаимодействия всех субъектов образовательных отношений; с другой — при работе в рамках цифровой среды утрачивает свою силу перцептивная сторона общения; теряются экстралингвистические и звуковые характеристики речи (интонация, высота звука, тон и др.) [16]. Тогда как по данным известного австралийского психолога А. Пиза, в слове отражается только 7% смысла сказанного, в телодвижениях говорящего — 55%, экстралингвистике — 38% [17]. Все это порождает риск деградации речи, а так как речь органично связана со всеми психическими процессами, то последние также ставятся под угрозу, что влечет за собой безграмотность.

Все это, как было сказано выше, нарушает эмоциональный интеллект (Д. Гоулман) студента. В частности, утрачивается способность распознавать эмоции, как свои, так и своего собеседника, нарушаются саморегулятивные и эмпатийные умения, а также социальные навыки, что крайне важно для будущего учителя. Решая данную проблему, А. Афанасьев провел эксперимент, в результате которого было выяснено, что дети, которые пять дней провели без гаджетов лучше распознавали эмоции, чем дети, проводившие эти же пять дней с гаджетами [18].

Это далеко не весь круг проблем, связанных с внедрением дистанционного обучения. Во все времена под образованием мы понимали триединство обучения, развития и воспитания. В условиях дистанционного обучения, наряду с эмоциональным интеллектом, утрачивает силу воспитание, так как в его основе лежат общение и межличностное взаимодействие субъектов. Л. С. Выготский доказал, что воспитание происходит в процессе проживания и переживания «социальной ситуации развития». К такому умозаключению ученый пришел исходя из того, что сам процесс воспитания морально-нравственен и все принятые в обществе законы, постановления, нормы социального поведения усваиваются через опыт чувственного переживания человеком отношений между людьми.

Также остро встает проблема примитивизации компетенций, которая происходит из-за автоматизации рутинной работы, приводящей к атрофированию многих, заменяемых, но важных компетенций. Современный выпускник профессионального учебного заведения затрудняется выстраивать логические цепоч-

ки, не может выстроить целостную картину мира, то есть идет нарушение функций мыслительных операций [19].

Дистанционное обучение существенно деформировала принципы индивидуального подхода в обучении. Первоначальная идея разработчиков данного подхода (Т. Д. Глейзер, А. А. Кирсанов, Я. И. Коваль-чук, В. С. Мерлин, В. М. Монахов, Н. М. Шахмаев, И. Э. Унт, И. С. Якиманская и др.) заключалась в учете индивидуальных особенностей каждого обучающегося. В цифровом образовании индивидуальный подход носит негативный характер и приводит к изоляции одного обучающегося от другого и от педагога. Следствием этого, также как мы описывали выше, выступают:

а) ещё больший отрыв обучения от воспитания;

б) лишение обучающегося возможности полноценного психического развития.

Чтобы этого избежать в процессе организации дистанционного обучения необходимо соблюдать четкое соотношение и баланс между психологическими, физиологическими, педагогическими и методическими возможностями цифровой образовательной среды.

Важной проблемой дистанционного обучения является переход от знаковой системы, как формы представления информации в процессе цифрового обучения в колледже, к системе практических действий. Это происходит из-за логических расхождений действий, совершаемых на основе знаний и семиотической системы (Ю. М. Лотман). В результате выпускники профессиональных учебных заведений имеют хороший когнитивный багаж, но испытывают большие затруднения в применении этих знаний на практике. Вслед за Н. А. Рыбакиной мы считаем, что компьютер является мощным средством оказания помощи в понимании студентами многих явлений и закономерностей, но при этом порабощает ум, превращая его в набор заученных фактов и навыков [20].

Выход из этого положения ученые видят не в простом встраивании компьютера в традиционную дидактическую систему, а в разработке психолого-педагогической и педагогической теории, предусматривающей использование компьютера, как средства обучения с его возможностями получения, хранения, переработки и передачи информации.

Как показывает многолетняя практика, с дистанционным обучением обозначилась проблема компьютерной зависимости. В поисках решения проблемы уче-

Publishing

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

ные сталкиваются с противоречием. С одной стороны, главным направлением исследований должны

путь решения прост—исключение гаджетов из жизни явиться закономерности личностного развития че-

обучающихся. С другой—избавление от современной ловека в системе непрерывного образования; техники ведет к упразднению процесса цифровизации, особое внимание необходимо уделить организа-

что невозможно в век цифровой экономики. ции воспитательного процесса, который на современ-

Анализ литературы по проблеме дистанционного ном этапе «выпал» и не учитывается цифровизацией

обучения позволил нам сделать вывод о том, что при- образования;

чинами всех обозначенных проблем на современном необходимо актуализировать исследования, на-этапе выступают, прежде всего, несоответствие уров- правленные на выявление механизмов влияния разня развития образовательной среды требованиям ного рода контекстов на смысл воспринимаемой об-цифровой среды и имманентные недостатки системы учающимся информации;

дистанционного обучения. необходимо серьёзное повышение квалификации

Заключение преподавателей, всех работников образования, а так-

Таким образом, проблемы дистанционного об- же родителей, в рассматриваемой проблемной обла-

учения профессионального образования наметили сти, соответствующее научно-методическое обеспе-

ряд задач: чение деятельности педагога на всех уровнях системы

необходимо проведение фундаментальных и при- непрерывного образования; кладных исследований, направленных на раскрытие необходимо активизировать идеи образования

психолого-педагогических, педагогических и иных «через всю жизнь», в котором обеспечивалось бы

закономерностей общего и профессионального раз- непрерывное развитие личности и индивидуальности

вития представителей «цифрового поколения»; каждого человека.

Список литературы

1. Овсянников В. И. Дистанционное обучение в России: миф или реальная перспектива / / Педагогика. 1996.- № 3.- С. 117-118.

2. Тавгень И. А. Социально-экономические предпосылки организации национальной системы дистанционного образования // Современные компьютерные технологии в системах правовой информации: Междунар. науч.-практ. конф.- Минск: Мн., 2002.- 139 с.

3. Щенников С. Дистанционное и заочное образование: антагонисты или партнеры // AlmaMater. 1999. -№ 7.- С. 12-19.

4. Дмитриева В. Ф., Прокофьев В. Л., Самойленко И. П. Дистанционное обучение сущность и проблемы внедрения // Специалист. 1996.- № 11.- С. 37-40.

5. Полат Е. С. Теория и практика дистанционного обучения // Информатика и образование. 2001.- № 6.-С. 38-42.

6. Тарасенко О. С. Использование дистанционных методик в обучении иностранному языку в техническом вузе // Известия ЮФУУ Технические науки. 2010.- № 10.- С. 137-141.

7. Об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования -специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело»: Приказ № 988 от 12.08.2020, с. 11. Режим доступа: URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202008270013?index=12&rangeSize=1/ (дата обращения 30.10.2020).

8. Зейналова И. Д., Адилов З. А. Специфика образовательного процесса в колледже в условиях информатизации образования // Вестник социально-педагогического институт. 2015.- № 4 (16).- С. 1-5.

9. Национальный проект «Образование» / / Справочно-правовая система КонсультантПлюс. Режим доступа: URL: https://textarchive.ru/ 29.11.2019/ (дата обращения 04.11.2020).

10. Михайлова А. А. Цифровизация российского образования // Мир науки, культуры, образования. 2019. -№ 5(78).- С. 354-357.

11. Меняйся или уходи. Цифровое образование бросает вызов преподавателям вузов. Режим доступа: URL: http://www.poisknews.ru/theme/edu/31969/ (дата обращения: 15.10.2020).

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 11 -12 (2020) ' Pedagogy - ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

12. Троянская С. Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании.- Ижевск: Удмуртский университет, 2016.- 176 с.

13. Солдатова Г. У Цифровая компетентность российских педагогов // Психологическая наука и образование. 2015.- Т. 20.- № 4.- С. 5-18.

14. Картукова А. А. Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога // Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога: Сб. материалов участников конф.-СПб.: Международные образовательные проекты. 2019.- 132 с.

15. Никулина Т. В., Стариченко Е. Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018.- № 8.- С. 107-113.

16. Десять цифровых компетенций, необходимых учителю и преподавателю. Режим доступа: URL: http://inoo. omsu.ru/content/desyat-cifrovyh-kompetenciy-neobhodimyh-uchitelyu-i-prepodavatelyu/ (дата обращения 30.10.2020).

17. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам.- М.: Ай Кью, 1992.- 189 с.

18. Афанасьев А. Цифровизация образования, все минусы электронной школы. Режим доступа: URL: https:// vc.ru/flood/43800-cifrovizaciya-obrazovaniya-vse-minusy-elektronnoy-shkoly-chto-budet-s-detmi/ (дата обращения 06.11.2020).

19. Устюжанина Е. В. и др. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы // Вестник РЭУ им. Г.В Плеханов. 2018. № 1 (97). Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-obrazovatelnoy-sredy-vozmozhnosti-i-ugrozy/viewer (дата обращения 29.10.2020).

20. Рыбакина Н. А. Компетентностно-контекстная модель обучения и воспитания в общеобразовательной школе // Образование и наука. 2017.- Т. 19.- № 2.- С. 31-50.

Сведения об авторах

Мензул Елена Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики, психологии и психолингвистики,

Самарский государственный медицинский университет

Адрес: 443013, г. Самара, ул. Тухачевского, 226, тел. 8(846)265-18-95

E-mail: e.v.menzul@samsmu.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4942-1944.

Иванова Светлана Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики, психологии и психолингвистики,

Самарский государственный медицинский университет

Адрес: 443013, г. Самара, ул. Тухачевского, 226, тел. 8(846)265-18-95

E-mail: karb-svetlana@yandex.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1032-0919.

Рязанцева Наталья Михайловна, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и психолингвистики,

Самарский государственный медицинский университет

Адрес: 443013, г. Самара, ул. Тухачевского, 226, тел. 8(846)265-18-95

E-mail: nataly-ryz@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2232-3500.

Pedagogy ' PREMJER Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 11 -12 (2020) - ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

E. V. MENZUL \ S. V. IVANOVA \ N. M. RYAZANTSEVA 1

1 Samara State Medical University, Samara, Russia

THE PROBLEMS OF DISTANCE LEARNING IN VOCATIONAL EDUCATION AND WAYS OF THEIR SOLUTION

Annotation

Purpose: identification of the main problems arising in the process of distance learning introduction into the vocational education system and finding the ways of their solution.

Methods: analysis of psychological and pedagogical literature, generalization, data classification. Results: on the basis of literature analysis it was found that all groups of problems connected with distance learning introduction into vocational education can be conveniently classified into three groups: organizational and technical, methodological, valeological. Their solution is possible by means of identification of psychological, pedagogical, and other patterns of general and professional development of the digital natives and creation on their basis the conditions that allow to form the actor of professional activity ready to work digitally.

Scientific novelty: in the article the methodological basis for distance learning introduction into vocational education — anthropological and curriculum approaches — is defined.

Practical significance: the components of digital educational environment are proposed, the main condition of the effectiveness of distance learning introduction into vocational education is determined — involvement of employers to it and work with them in a common digital educational space.

Keywords: distance learning; digital educational environment; digital competences; IT competences; chat classes; web classes.

References:

1. Ovsyannikov V. I. Distancionnoe obuchenie v Rossii: mif ili real'naya perspektiva (Distance learning in Russia: a myth or a real prospect) Дистанционное обучение в России: миф или реальная перспектива, Pedagogy, 1996.- No. 3.- P. 117-118. (in Russ.).

2. Tavgen I. A. Social'no-ekonomicheskie predposylki organizacii nacional'noj sistemy distancionnogo obrazovaniya (Socio-economic prerequisites for the organization of the national distance education system) // Modern computer technologies in legal information systems: Intern. scientific-practical Conf. Minsk: Mn., 2002.- 139 p. (in Russ.).

3. Schennikov S. Distancionnoe i zaochnoe obrazovanie: antagonisty ili partnery (Distance and distance education: antagonists or partners) // AlmaMater, 1999.- No. 7.- P. 12-19. (in Russ.).

4. Dmitrieva V. F., Prokofiev V. L., Samoylenko I. P. Distancionnoe obuchenie sushchnost' i problemy vnedreniya (Distance learning the essence and problems of implementation) // Specialist, 1996.- No. 11.- P. 37-40. (in Russ.).

5. Polat E. S. Teoriya i praktika distancionnogo obucheniya (Theory and practice of distance learning) // Informatics and education, 2001.- No. 6.- P. 38-42. (in Russ.).

6. Tarasenko O. S. Ispol'zovanie distancionnyh metodik v obuchenii inostrannomu yazyku v tekhnicheskom vuze (Using remote methods in teaching a foreign language at a technical University) // News of the southern Federal University. Technical science, 2010.- No. 10.- P. 137-141. (in Russ.).

7. Ob utverzhdenii federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovaniya - specialitet po special'nosti 31.05.01 Lechebnoe delo» (About the approval of Federal state educational standards of higher education-specialty in the specialty 31.05.01 Medical business"): Order No. 988 of 12.08.2020.- 11 p. Access mode: URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202008270013?index=12 &rangeSize=1.

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

8. Zeynalova I. D., Adilov Z. A. Specifika obrazovatel'nogo processa v kolledzhe v usloviyah informatizacii obra-zovaniya (Specifics of the educational process in College in the conditions of Informatization of education) // Bulletin of the socio-pedagogical Institute, 2015.- No. 4 (16).- P. 1-5 (in Russ.).

9. Nacional'nyj proekt "Obrazovanie" (National project «Education») // reference and legal system Consultant-Plus. Access mode: URL: https://textarchive.ru/ 29.11.2019.

10. Mikhailova A. A. Cifrovizaciya rossijskogo obrazovaniya (Digitalization of Russian education) // World of science, culture, education, 2019.- No. 5 (78).- P. 354-357. (in Russ.).

11. Menyajsya ili uhodi. Cifrovoe obrazovanie brosaet vyzov prepodavatelyam vuzov (Change or leave. Digital education challenges University teachers). Access mode: URL: http://www.poisknews.ru/theme/edu/31969/.

12. Troyanskaya S. L. Osnovy kompetentnostnogo podhoda v vysshem obrazovanii (Fundamentals of competence approach in higher education).- Izhevsk: Udmurt University, 2016.- 176 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Soldatova G. U. Cifrovaya kompetentnost' rossijskih pedagogov (Digital competence of Russian teachers) // Psychological science and education, 2015.- Vol. 20.- No. 4.- P. 5-18. (in Russ.).

14. Kartukova A. A. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda kak faktor professional'nogo razvitiya pedagoga (Digital educational environment as a factor of professional development of a teacher) // Collection of materials of participants of the conference-St. Petersburg: International educational projects, 2019.- 132 p. (in Russ.)

15. Nikulina T. V., Starichenko E. B. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda kak faktor professional'nogo razvitiya pedagoga (Informatization and digitalization of education: concepts, technologies, management) // Teacher education in Russia. 2018.- No. 8.- P. 107-113. (in Russ.).

16. Desyat' cifrovyh kompetencij, neobhodimyh uchitelyu i prepodavatelyu (Ten digital competencies required for teachers and teachers). Access mode: URL: http://inoo.omsu.ru/content/desyat-cifrovyh-kompetenciy-neobhodimyh-uchitelyu-i-prepodavatelyu.

17. Piz A. YAzyk telodvizhenij. Kak chitat' mysli drugih po ih zhestam. (Language of Body. How to read the thoughts of others by their gestures).- Moscow: AI q, 1992.- 189 p.

18. Afanasyev A. Cifrovizaciya obrazovaniya, vse minusy elektronnoj shkoly (Digitalization of education, all the disadvantages of e-school). Access mode: URL: https://vc.ru/flood/43800-cifrovizaciya-obrazovaniya-vse-minusy-elektronnoy-shkoly-chto-budet-s-detmi.

19. Ustyuzhanina E. V. et al. Cifrovizaciya obrazovatel'noj sredy: vozmozhnosti i ugrozy (Digitalization of the educational environment: opportunities and threats) // Bulletin of Plekhanov Russian University of Economics, 2018.- № 1 (97). Access mode: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-obrazovatelnoy-sredy-vozmozhnosti-i-ugrozy/viewer.

20. Rybakin N. A. Kompetentnostno-kontekstnaya model' obucheniya i vospitaniya v obshcheobrazovatel'noj shkole (Competence-context model of learning and upbringing in secondary school) // Education and science, 2017.-Vol. 19.- No. 2.- P. 31-50. (in Russ.).

Information about the authors:

Elena V. Menzul, Candidate of psychological Sciences, associate Professor,

head of the Department of pedagogy, psychology and psycholinguistics,

Samara state medical University

Address: 226 Tukhachevsky street, Samara, Russia, 443013, tel. 8(846)265-18-95

E-mail: e.v.menzul@samsmu.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4942-1944.

Pedagogy ' PREM|ER Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 11 -12 (2020) - ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

Svetlana V. Ivanova, Candidate of psychological Sciences, associate Professor, associate Professor of the Department of pedagogy, psychology and psycholinguistics, Samara state medical University

Address: 226 Tukhachevsky street, Samara, Russia, 443013, tel. 8(846)265-18-95

E-mail: karb-svetlana@yandex.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1032-0919.

Natalia М. Ryazantseva, Senior lecturer of the Department of pedagogy, psychology and psycholinguistics, Samara state medical University

Address: 226 Tukhachevsky street, Samara, Russia, 443013, tel. 8(846)265-18-95

E-mail: nataly-ryz@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2232-3500.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.