Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ'

ФЕНОМЕН "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садыкова Таслима Нурисовна, Молчанов С. Г.

Цель: В статье рассматривается проблема профессиональной компетентности, описывается сущность и структура профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Материалы и методы: Основными методами исследования являются анализ нормативно-правовых документов и научных исследований по проблеме формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Результаты: Изучено содержание понятия «профессиональная компетентность педагога», представлены различные точки зрения к пониманию качества дошкольного образования, управления качеством дошкольного образования, определена структура профессиональной компетентности педагога дошкольного образования как совокупность образовательных и социальных компетенций. Обсуждение: Подчеркивается, что профессиональная компетентность педагога как совокупность образовательных и социальных компетенций является средством управления качеством дошкольного образования. Заключение: Делается вывод о том, что обоснование содержание феномена «профессиональная компетентность педагога как средство управления качеством дошкольного образования» позволит разработать критерии, показатели и способы оценки профессиональной компетентности, а также найти эффективные формы, методы и средства формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования. Основные положения: - определена сущность понятия «профессиональная компетентность» в научных исследованиях; - рассмотрены требования современных нормативно-правовых документов к уровню профессиональной компетентности педагога; - выявлены структурные компоненты профессиональной компетентности педагога - образовательные и социальные компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENON OF “PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER AS A TOOL OF PRESCHOOL EDUCATION QUALITY MANAGEMENT”. IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH

Object: The article considers the problem of professional competence, describes the essence and structure of a preschool teacher professional competence. Materials and methods: The main research methods involve the analysis of regulatory documents and scientific literature on the problem of the formation of a preschool teacher professional competence. Results: The content of “Professional competence of a teacher” concept has been studied, various viewpoints on understanding the quality of preschool education and preschool education quality management have been presented, the structure of a preschool teacher professional competence as a combination of educational and social expertise has been determined. Discussion: It is emphasized that professional competence of a teacher as a combination of educational and social expertise is a tool of preschool education quality management. Conclusion: It is concluded that validation of the content of “professional competence of a teacher as a tool of preschool education quality management” phenomenon will allow one to develop criteria, indicators and methods for assessing professional competence, as well as find effective forms, methods and means of forming professional competence of preschool education teachers. Highlights: The essence of “professional competence” concept in scientific research was determined; The requirements of modern regulatory documents to the level of professional competence of the teacher were reviewed; The structural components of the teacher’s professional competence - educational and social expertise - were identified.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ»

Pedagogy

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 7 - 8 (2020)

ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online)

УДК 37.032

DOI: 10.29013/AJH-20-7.8-29-34

1, 2

Т. Н. САДЫКОВА 1,

С. Г. МОЛЧАНОВ 2,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация

ФЕНОМЕН «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Цель: В статье рассматривается проблема профессиональной компетентности, описывается сущность и структура профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.

Материалы и методы: Основными методами исследования являются анализ нормативно-правовых документов и научных исследований по проблеме формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.

Результаты: Изучено содержание понятия «профессиональная компетентность педагога», представлены различные точки зрения к пониманию качества дошкольного образования, управления качеством дошкольного образования, определена структура профессиональной компетентности педагога дошкольного образования как совокупность образовательных и социальных компетенций.

Обсуждение: Подчеркивается, что профессиональная компетентность педагога как совокупность образовательных и социальных компетенций является средством управления качеством дошкольного образования.

Заключение: Делается вывод о том, что обоснование содержание феномена «профессиональная компетентность педагога как средство управления качеством дошкольного образования» позволит разработать критерии, показатели и способы оценки профессиональной компетентности, а также найти эффективные формы, методы и средства формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования.

Основные положения:

- определена сущность понятия «профессиональная компетентность» в научных исследованиях;

- рассмотрены требования современных нормативно-правовых документов к уровню профессиональной компетентности педагога;

- выявлены структурные компоненты профессиональной компетентности педагога - образовательные и социальные компетенции.

Ключевые слова: качество, качество образования, управление, управление качеством дошкольного образования, компетентность, компетенция, профессиональная компетентность педагога, образовательные и социальные компетенции педагога.

Как цитировать статью: Садыкова Т. Н. Молчанов С. Г. Феномен «Профессиональная Компетентность Педагога как средство Управления Качеством Дошкольного Образования» В Психолого-Педагогических Исследованиях / / Austrian Journal of Humanities and Social Sciences, 2020. - No. 7-8. - P. 29-34. DOI: https:// doi.org/10.29013/AJH-20-7.8-29-34

Аннотация

Т. Н. САДЫКОВА С. Г. МОЛЧАНОВ ФЕНОМЕН «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 7 - 8 (2020)

PREMIER

Publishing

Pedagogy

ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online)

1. Введение

Актуальность проблемы профессиональной компетентности педагога как средства управления качеством дошкольного образования определяется социальным заказом на необходимые процессы обновления и совершенствования содержания деятельности дошкольных образовательных организаций в новых социально-экономических условиях. В Стратегии инновационного развития Российской Федерации, Федеральном законе № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования представлен ориентир деятельности современных дошкольных образовательных организаций на достижение качества образовательного процесса.

Одним из средств управления качеством дошкольного образования является компетентность педагогов. В нормативно-правовых актах подчеркивается, что педагог должен осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями нормативных документов, при этом постоянно повышая уровень своей профессиональной подготовки (ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») [1].

Проблема профессиональной компетентности педагога предполагает изучение содержания данного феномена, поиск способов формирования и оценивания. Необходимо определить, что входит в содержание понятия «профессиональная компетентность», какова структура профессиональной компетентности педагога дошкольного образования, какие формы, методы и средства будут способствовать формированию профессиональной компетентности педагога, а также то, по каким критериям и показателям нужно оценивать уровень профессиональной компетентности.

2. Материалы и методы (Materials and methods)

Изучение феномена «профессиональная компетентность педагога» предусматривает анализ категории «качество образования». В научных исследованиях проблема управления качеством образования рассматривается многими учеными (В. А. Кальней, М. М. Поташник, А. И. Субетто, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова, С. Е. Шишов и др.).

С. Е. Шишов, В. А. Кальней, Е. Ю. Гирба считают, что качество образования - это «степень достижения поставленных образовательных целей и задач, при этом качество образования - это не только качество его результатов, но и качество состояния образова-

тельного процесса, его содержания, технологий, условий реализации» [2, с. 4].

В. М. Полонский считает, что качество образования - это «определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания» [3, с. 109].

Категорию «качество образования» можно трактовать как степень достижения или соответствия целевым установкам. Качество дошкольного образования - это соответствие стандарту (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования), степень достижения заявленных целевых ориентиров.

Изучение проблемы качества образованием, выявление специфики феномена «профессиональная компетентность педагога» связаны с уточнением такого понятия, как «управление». Управление нацелено на такое использование имеющихся средств и ресурсов, которые будут способствовать достижению оптимального результата. Потому основным вектором управления следует признать цель - результат. Управление качеством образования раскрывается как процесс, совокупность непрерывных взаимосвязанных управленческих функций (целеполагания, планирования, организации, мотивации, контроля).

Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества функционирования образовательных организаций, отражены в приказе Минобрнауки России от 05.12.2014 N1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Выделяется следующие группы показателей:

1) открытость и доступность информации об образовательной организации;

2) комфортность условий образовательной деятельности;

3) компетентность работников образовательной организации;

4) удовлетворенность качеством образования всех субъектов образовательного процесса [4].

В данном документе компетентность работников образовательной организации выступает как один из показателей качества образования. В научных исследованиях рассматриваются различные аспекты проблемы формирования профессиональной ком-

Pedagogy

I PREMIER

Publishing

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 7 - 8 (2020) ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

петентности педагогов дошкольного образования (И. Н. Асаева, Л. Н. Атмахова, О. Ю. Дедова, Г. И. Захарова, С. Г. Молчанов, Т. А. Сваталова, О. В. Тихомирова и другие).

И. Н. Асаева под профессиональной компетентностью понимает «заданное социальное требование к готовности воспитателя по реализации обобщенных способов действий (основанных на знаниях, умениях, ценностных отношениях, опыте), необходимых для осуществления профессиональной деятельности по развитию дошкольников» [5, с. 9].

Т. А. Сваталова отмечает, что профессиональная компетентность педагогов дошкольного образования - это «совокупность компетенций, отражающих теоретические представления и способы профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования, обеспечивающих профессиональный рост» [6, с. 11].

В рамках нашего исследования наибольший интерес представляет понятие профессионально-педагогической компетентности в теории С. Г. Молчанова. Специфика профессионально-педагогической деятельности предполагает наличие у педагога и социально-профессиональных, социально-статусных компетенций. Педагог должен располагать не только профессионально-образовательными компетенциями, обеспечивающими передачу содержания образования, но еще и компетенциями, обеспечивающими передачу содержания социализации [7].

Таким образом, мы изучили нормативно-правовые документы и проанализировали научную психолого-педагогическую литературу по проблеме профессиональной компетентности педагогов. Теперь опишем структуру педагогической компетентности.

3. Результаты (Results)

Профессиональную компетентность педагога можно рассмотреть как совокупность компетенций. Компетенция - это 1) представления об объекте (знания: у французов savoir); 2) представления о возможных способах работы с объектом (умения и навыки: savoir-faire); 3) реальные действия и поступки (способы деятельности и поведения: action). Компетенции делятся на две группы: образовательные и социальные. Любая компетенция проявляется в действии и (или) поступке, в performences, т. е. в позитивном преобразовании объекта воздействия, в обеспечении его восхождения от актуального состояния к новому, качественно более высокому.

Структуру профессиональной компетентности педагога дошкольного образования можно рассмотреть с точки зрения реализации образовательных программ. Феномен «образовательная программа» описан и определен в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Образовательная программа как система включает в себя следующие компоненты: 1) содержание образования; 2) содержание обучения; 3) контрольно-измерительные материалы (контрольно-оценочные средства) КИМ (КОС)ы; 4) материально-техническое оснащение; 5) финансово-экономическое обеспечение; 6) методическое обеспечение (управленческое). Взаимодействуя с описанной таким образом системой, педагогический работник должен обладать адекватными названным компонентам системы (признакам объекта) совокупностями компетенций:

1) предметными;

2) дидактическими;

3) квалитативными;

4) технико-технологическими;

5) социально-статусными;

6) методическими.

Совокупность данных компетенций составляет профессиональную компетентность педагога дошкольного образования. Данные компетенции можно разделить на две группы - образовательные (профессионально-образовательные) и социальные (социально-статусные). Педагог должен располагать не только профессионально-образовательными компетенциями, обеспечивающими передачу содержания образования, но еще и компетенциями, обеспечивающими передачу содержания социализации.

В соответствии с этим подходов необходимо определить, 1) что должен педагог передать (для этого педагог должен освоить: а) содержание социализации и; б) содержание образования), 2) как он должен передавать (для этого педагог должен освоить содержание воспитания и содержание обучения, т. е. формы, методы, приемы и средства воспитания (обучения); 3) каков уровень освоенности воспитанниками (обучающимися) содержания социализации и образования (для этого педагог должен освоить использование контрольно-измерительных материалов (-оценочных средств) (КИМ(КОС)-ов).

4. Обсуждение (Discussion)

Выявление специфики феномена «профессиональная компетентность педагога как средство

Т. Н. САДЫКОВА С. Г. МОЛЧАНОВ ФЕНОМЕН «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 7-8 (2020) ® PRE_MIER Pedagogy

Publishing

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

управления качеством дошкольного образования» и навыков, реальных действия и поступков как спосо-

связано с изучением основных понятий исследования бов деятельности и поведения.

(«качество дошкольного образования», «управле- Компетенции, входящие в структуру профессио-

ние качеством дошкольного образования», «профес- нальной компетентности педагога, разделяются на об-

сиональная компетентность педагога»). разовательные (предметные, дидактические, квалиме-

Под качеством дошкольного образования понима- трические, технико-технологические, методические)

ется степень соответствия образовательного процесса и социальные (социально-статусные). Данные компе-

в дошкольной образовательной организации целевым тенции педагога в совокупности позволяют эффектив-

установкам, закрепленным в Федеральном государ- но решать задачи профессиональной деятельности. ственном образовательном стандарте дошкольного 5. Заключение (Conclusion) образования и образовательной программе ДОО. Таким образом, в результате проведенного иссле-

Управление качеством дошкольного образования дования была изучена одна из актуальных проблем со-

включает в себя совокупность функций управления: временной науки - изучение содержание и структуры

целеполагания, планирования, организации, мотива- профессиональной компетентности педагога. Полу-

ции и контроля. Одним из средств управления каче- ченные результаты позволили определить компетен-

ством образования выступает профессиональная ком- ции, которые входят в структуру компетентности пе-

петентность педагога как совокупность компетенций дагога дошкольного образования, что в дальнейшем

(представлений об объекте - знаний, представлений даст возможность определить способы ее формиро-

о возможных способах работы с объектом - умений вания и оценивания.

^исок литературы

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/ (дата обращения: 10.03.2020).

2. Шишов С. Е., Кальней В. А., Гирба Е. Ю. Мониторинг качества образовательного процесса в школе: монография.- М.: ИНФРА-М, 2018.- 205 с.

3. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике.- М.: Высшая школа, 2004.- 512 с.

4. Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность: приказ Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2014 г. № 1547 [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70859410/ (дата обращения: 10.03.2020).

5. Асаева И. Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.07 / И. Н. Асаева; Ур. гос. пед. ун-т.- Екатеринбург, 2009.- 23 с.

6. Сваталова Т. А. Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в системе дополнительного профессионального образования: повышения квалификации: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.07 / Т. А. Сваталова; Челяб. гос. пед. ун-т.- Челябинск, 2009.- 26 с.

7. Молчанов С. Г., Садыкова Т. Н. Основания для построения теории профессионально-педагогической компетентности // Социум и власть. 2018.- № 1(69).- С. 113-126.

Информация об авторах: Садыкова Таслима Нурисовна, аспирант,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация Музыкальный руководитель, МБДОУ «ДС «Непоседы», Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Непоседы».

Адрес: 629601, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Муравленко, улица Школьная дом 20, кв.20 E-mail: [email protected]; тел.: 89630785481 ORCID № 0000-0002-6583-5944

Pedagogy ' Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 7-8 (2020)

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Молчанов С. Г. Профессор, доктор педагогических наук,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация E-mail: [email protected] ORCID № 0000-0003-1089-2711

T. N. SADYKOVA 1, S. G. MOLCHANOV 2,

12 South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia

PHENOMENON OF "PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER AS A TOOL OF PRESCHOOL EDUCATION QUALITY MANAGEMENT". IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH

Abstract

Object: The article considers the problem of professional competence, describes the essence and structure of a preschool teacher professional competence.

Materials and methods: The main research methods involve the analysis of regulatory documents and scientific literature on the problem of the formation of a preschool teacher professional competence.

Results: The content of "Professional competence of a teacher" concept has been studied, various viewpoints on understanding the quality of preschool education and preschool education quality management have been presented, the structure of a preschool teacher professional competence as a combination of educational and social expertise has been determined.

Discussion: It is emphasized that professional competence of a teacher as a combination of educational and social expertise is a tool of preschool education quality management.

Conclusion: It is concluded that validation of the content of "professional competence of a teacher as a tool of preschool education quality management" phenomenon will allow one to develop criteria, indicators and methods for assessing professional competence, as well as find effective forms, methods and means of forming professional competence of preschool education teachers.

Highlights: The essence of "professional competence" concept in scientific research was determined;

The requirements of modern regulatory documents to the level of professional competence of the teacher were reviewed;

The structural components of the teacher's professional competence - educational and social expertise - were identified.

Keywords: quality, quality of education, management, preschool education quality management, competence, expertise, professional competence of a teacher, educational and social expertise of a teacher.

For citation: Sadykova T. N., Molchanov S. G. Phenomenon of "Professional Competence ofA Teacher As A Tool of Preschool Education Quality Management". In Psychological And Pedagogical Research. 2020. - No. 7-8. - P. 29-34. (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.29013/AJH-20-7.8-29-34

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 goda № 273-FZ (On education in the Russian Federation: Federal Law of December 29, 2012. No. 273-FL) Available at: URL: https://base.garant. ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/ (Accessed: 03.10.2020). (In Russian).

T. N. SADYKOVA S. G. MOLCHANOV PHENOMENON OF "PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER AS A TOOL OF PRESCHOOL EDUCATION QUALITY MANAGEMENT"...

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 7-8 (2020) ' PREM|ER Pedagogy - ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

2. Shishov S. E., Kalney V. A., Girba E. Y. Monitoring kachestva obrazovatel'nogo processa v shkole (Monitoring the quality of the educational process at school). Monograph.- 205. 2018. (In Russian).

3. Polonsky V. M. (Slovar' po obrazovaniyu i pedagogike (Dictionary on education and pedagogyO. 512. 2004). (In Russian).

4. Ob utverzhdenii pokazatelej, harakterizuyushchih obshchie kriterii ocenki kachestva obrazovatel'noj deyatel'nosti organizacij, osushchestvlyayushchih obrazovatel'nuyu deyatel'nost': prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 5 dekabrya 2014 g. № 1547. (On the approval of indicators characterizing the general criteria for assessing the quality of the educational activities of organizations engaged in educational activities: Order No. 1547 of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated December 5, 2014). Available at: URL: https://base.garant.ru/ 70859410 / (Accessed: 03.10.2020). (In Russian).

5. Asaeva I. N. (Development of professional competencies of teachers of preschool institutions of various kinds in the process of continuing education): abstract of thesis. ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.07 / I. N. Asaev; Level state ped un-t - Yekaterinburg, 2009.- 23 p. (In Russian).

6. Svatalova T. A. Formirovanie professional'noj kompetentnosti pedagogov doshkol'nogo obrazovaniya v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya (Formation of professional competence of teachers of preschool education in the system of continuing education) Candidate of education dissertation abstract: 13.00.07 / T. A. Svatalova; Chelyab. state ped un-t - Chelyabinsk, - 26. 2009. (In Russian).

7. Molchanov S. G., Sadykova T. N. Osnovaniya dlya postroeniya teorii professional'no-pedagogicheskoj kompetentnosti (The grounds for constructing the theory of professional and pedagogical competence) Socium i vlast'. Nomer 1(69). 2018.- P. 113-126. (In Russian).

Information about authors: Sadykova Taslima Nurisovna, Post-graduate student of

"Psychology and pedagogy of pre-school children development" department, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, music director (MBPEI "DS" Neposedy") of the Municipal Budgetary Pre-school Educational Institution "Detskiy sad "Neposedy", Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, Muravlenko, Russia. Address: 629601, Yamalo-Nenets Autonomous District, Muravlenko, Shkolnaya street 20, apt. 20 E-mail: [email protected]; tel.: 89630785481 ORCID: 0000-0002-6583-5944

Molchanov S. G. Professor, Doctor of

Education, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0003-1089-2711

T. N. SADYKOVA S. G. MOLCHANOV PHENOMENON OF "PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER AS A TOOL OF PRESCHOOL EDUCATION QUALITY MANAGEMENT".. 34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.