Статья/Article
УДК 373
DOI:10.26795/2307-1281-2020-8-4-1
РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И. Б. Бичева1, С. Н. Казначеева1
1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
АННОТАЦИЯ
Введение. В статье рассматривается актуальность проблемы развития правовой компетенции педагога в решении задач дошкольного правового образования. Необходимость ее развития обосновывается важностью реализации требований, определяемых Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в области правового воспитания и социальной подготовки ребенка.
Материалы и методы. Применялись методы анализа, систематизации и обобщения научной литературы по проблеме исследования, экспериментальное исследование уровня развития правовой компетенции педагога дошкольного образования. Целью статьи является разработка модели развития правовой компетенции педагога дошкольного образования. Результаты исследования. Правовая компетенция педагога дошкольного образования определяется авторами как комплекс компонентов (ценностно-мотивационный, содержательно-правовой, функционально-деятельностный, рефлексивно-оценочный), сформированность которых обеспечивает более эффективную организацию работы по правовому образованию воспитанников. Предлагаются три уровня ее сформированности (высокий, средний, низкий), представлена их характеристика. Представлены данные по результатам изучения уровня сформированности правовой компетенции педагога дошкольного образования. Разработана модель развития правовой компетенции педагога дошкольного образования, ориентированная на современные ценности системы дошкольного образования, непрерывность личностно-профессионального развития педагога, формирование его правовых установок, способов профессионально-правовой деятельности. Раскрыты педагогические условия ее реализации. Приведены примеры рекомендуемых форм и методов развития правовой компетенции педагога дошкольного образования в условиях дошкольной образовательной организации.
Обсуждение и заключения. В выводах авторы подчеркивают необходимость развития правовой компетенции педагога дошкольного образования как составляющей их профессиональной компетентности, высокий уровень сформированности которой является основанием для формирования правовой компетенции воспитанников. В качестве перспективы дальнейших исследований авторы обозначают апробацию модели развития правовой компетенции педагога дошкольного образования и проверку педагогических условий ее реализации в условиях дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: дошкольное правовое образование, профессиональная компетентность, правовая компетенция педагога дошкольного образования, моделирование, педагогические условия, методическое сопровождение.
Для цитирования: Бичева И.Б., Казначеева С.Н. Развитие правовой компетенции педагога дошкольного образования // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, №4. С.1.
LEGAL COMPETENCE DEVELOPMENT OF THE TEACHER IN SPHERE
OF PRESCHOOL EDUCATION
I. B. Bicheva1, S. N. Kaznacheeva1
1Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation
ABSTRACT
Introduction. The authors point to the relevance of the problem of the legal competence development of a teacher in the sphere of preschool legal education. The requirements determined by the Federal State Educational Standards of Preschool Education in the field of legal education and social training of the child indicate the need for its development.
Materials and Methods. The authors used methods of analysis, systematization and generalization of scientific literature according to the research problem, experimental research of the development level of a preschool teacher's legal competence. The purpose of the article is to develop a model for the development of legal competence of a preschool teacher.
Results. The authors understand legal competence of a preschool teacher as a complex of components (value-motivational, content-legal, functional-activity, reflexive-evaluative), the formation of which ensures a more effective organization of work on legal education of pupils. The authors distinguish three levels of its formation (high, medium, low) and characterize them. There are results of studying the level of formation of the legal competence of a preschool teacher. The authors have developed a model for the development of legal competence of a preschool teacher, focused on the modern values of the preschool education system, the continuity of the teacher's personal and professional development, the formation of his legal attitudes, methods of professional and legal activity. There are the pedagogical conditions for its realization. There are examples of recommended forms and methods of developing the legal competence of a preschool teacher in a preschool educational organization.
Discussion and Conclusions. The authors emphasize the need to develop the legal competence of a preschool teacher as a component of their professional competence. Its high level of formation is the basis for the formation of the legal competence of pupils. As a prospect for further research, the authors designate the approbation of the model for the development of legal competence of a preschool teacher and the verification of the pedagogical conditions for its implementation in the conditions of a preschool educational organization.
Keywords: preschool legal education, professional competence, legal competence of a preschool teacher, modeling, pedagogical conditions, methodological support.
For citation: Bicheva I.B., Kaznacheeva S.N. Legal competence development of the teacher in sphere of preschool education // Vestnik of Minin University. 2020. Vol. 8, no. 4. Р.1.
Введение
Современная система образования, в том числе дошкольного, характеризуется концептуальными изменениями [17; 30; 32; 36], непрерывностью образования/самообразования личности [15; 19; 23], динамичностью, социальной ориентированностью и инновационностью профессиональной деятельности [26; 33; 37], активным использованием эффективных педагогических технологий [7; 27; 28; 29; 38; 39]. Это предъявляет особые требования к профессиональной компетентности педагога как условию реализации стратегических направлений в деятельности образовательных организаций и повышения качества воспитательной и образовательной работы с детьми в соответствии с нормативно-правовыми основами [5; 11; 14; 21; 35].
В ситуации трансформации ценностей, внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) повышается роль правового воспитания и социальной подготовки ребенка, что обуславливает важность развития правовой компетенции педагога дошкольного образования [4; 8; 24].
С одной стороны, дошкольное правовое образование не является отдельной образовательной областью в деятельности педагога. Однако знание правовых основ воспитания и обучения, умение их применять, правовая культура и правомерное поведение педагога обеспечивают нормативное воздействие на ребенка. Поэтому важность подготовки ребенка к современной социокультурной ситуации, проблема защиты его прав рассматривается как значимое направление, которое предполагает решение целого комплекса задач в условиях дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с правами человека направлено на нравственное становление личности ребенка, развитие личностных качеств (ответственности, гуманности, уважения, доброжелательности, др.), позволяющих формировать понятие об этичности проявления чувств, поступков в процессе взаимодействия, развивать способности учитывать другое мнение и интересы других людей, справедливо разрешая возникающие конфликты, признавая право каждого на свое мнение. Это требует от педагога владения правовыми основами реализации профессиональной деятельности, развития способности отбирать содержание и технологии ознакомления детей с правовыми вопросами. В то же время в практике дошкольных образовательных организаций уделяется недостаточное внимание ознакомлению детей с основами права, так как педагоги затрудняются в выборе его содержания и технологий изучения, что свидетельствует о недостаточном уровне развития их правовой компетенции в сфере дошкольного правового образования [6]. В данном контексте повышается роль руководителя в проектировании системы правового воспитания участников правовых отношений в дошкольной образовательной организации [25].
Вышеизложенное позволяет выделить противоречие между требованиями ФГОС ДО к социально-правовой подготовке воспитанников и необходимостью повышения уровня развития правовой компетенции педагогов дошкольного образования.
Рассмотренные положения обуславливают разработку модели развития правовой компетенции педагога дошкольного образования и условий ее реализации в условиях дошкольной образовательной организации.
Обзор литературы
Теоретическое осмысление проблемы развития правовой компетенции педагога дошкольного образования основывается на исследованиях, обосновывающих методологические, научно-психологические и методические основы формирования профессиональной компетентности личности.
Следует отметить, что в научных публикациях используется понятие «правовая компетентность педагога». Содержательно оно раскрывается как личностная и профессиональная характеристика, проявляющаяся в знании правовых норм и готовности следовать им в профессиональной деятельности, в сформированности правовых ценностей и наличии правовой (гражданской) позиции [2; 10; 16; 18]. Например, Д.А. Микаилов подчеркивает, что правовая компетентность «проявляется как способность использовать универсальные способы деятельности, основанные на совокупности правовых знаний в конкретных жизненных ситуациях, результативно отражающие уровень сформированности и овладения правовыми знаниями; способность преобразовывать их в правовые установки, убеждения, мотивы правовой деятельности; практически применять в профессиональной деятельности» [20, с. 129]. А.С. Аникина правовую компетентность специалиста сферы образования рассматривает как «интегрированное личностное качество, отражающее единство его теоретико-правовой подготовленности и практической способности осознанно реализовывать правовые нормы в процессе профессиональной деятельности, осуществлять правовое воспитание и защиту детей» [2, с. 119]. Е.Н. Рябышева и Н.И. Плаксина отмечают интегративный характер правовой компетентности с позиции регулирования профессиональных и межличностных отношений в соответствии с нормативными требованиями педагогики и права [22]. А.С. Киндяшова и Н.Р. Волкова также указывают, что правовая компетентность педагога - это личностное интегративное свойство, которое включает в качестве компонентов когнитивную и поведенческую составляющую, ценностно-правовые установки, отражающие внутренние убеждения личности реализовывать нормы права [13].
Проведенный анализ позволяет сделать следующий вывод: развитие правовой компетентности педагогов характеризуется правовой позицией, правовым мировоззрением и самосознанием, сформированными правовыми интересами, целостным овладением профессионально-правовыми и культурными нормами, правовой саморегуляцией, профессионально-правовой образованностью, правомерным поведением и др.
В исследованиях правовая компетентность педагога рассматривается как структурный элемент профессиональной компетентности. Обоснование ее компонентного состава с точки зрения правовых знаний, позиций, социально-правового опыта, ответственного выполнения профессиональных норм и функций в достижении качества предоставления образовательных услуг находит отражение в публикациях И.П. Андриади [1], И.Б. Бичевой, Т.Г. Хановой, П.Ю. Потаниной, Н.Е. Гладковой [6], А.С. Киндяшовой и Н.П. Волковой [13], Е.Н. Рябышевой и Н.И. Плаксиной [22], A.V. Korotun и Ye.N. Bogdanova [31], H. Munkler [34]. Подчеркнем, что сформированность правовой компетентности педагога оказывает выраженное влияние на процессы его социализации. Как отмечают В.Н. Дэкон, О.Я. Гутак, Т.А. Черных «социализация в предельном смысле - это общественная оценка (социальная оценка в широком смысле представления данных) качества и востребованности продуктов деятельности личности и личности в целом [9, с. 213].
Материалы и методы
При подготовке статьи применялись методы анализа, систематизации и обобщения научной литературы по проблеме исследования, а также экспериментальное исследование уровня развития правовой компетенции педагога дошкольного образования. В исследовании участвовали 40 педагогов старших возрастных групп дошкольных образовательных организаций г. Нижнего Новгорода.
Целью данной статьи является разработка модели развития правовой компетенции педагога дошкольного образования.
Результаты исследования
Рассмотрев теоретические аспекты проблемы развития правовой компетенции педагога дошкольного образования, обратимся к определению ее структуры и особенностей разработки модели.
Мы основываемся на положении, что профессиональная компетентность педагогов дошкольного образования является системообразующим компонентом их профессиональной деятельности. Результатом ее сформированности являются новые нравственно-гуманистические позиции, стремление к непрерывному личностно-профессиональному развитию и достижению уровня профессиональной образованности, запрашиваемого профессиональным сообществом и родителями воспитанников.
Правовая компетенция педагога дошкольного образования определяется нами как комплекс компонентов (ценностно-мотивационный, содержательно-правовой, функционально-деятельностный, рефлексивно-оценочный), сформированность которых позволит наиболее эффективно организовывать работу по правовому образованию воспитанников, в том числе в области гражданского воспитания [3].
Ценностно-мотивационный компонент характеризуется: осознанием правовой позиции в выполнении законов, норм общества, профессии; ориентаций на достижение качественного результата правового саморазвития; установкой на нравственно-правовую деятельность и нравственно-правовое поведение; уважительностью оценочных суждений.
Содержательно-правовой компонент характеризуется: необходимым и достаточным уровнем правовых знаний, представлений; управлением знаниями в области формирования правовых представлений у дошкольников; правовой образованностью, воспитанностью, ответственностью; нравственной этичностью; восприятием, пониманием и применением правовых знаний.
Функционально-деятельностный компонент характеризуется: опытом правового (правомерного) поведения и деятельности; выполнением своего долга, саморегуляцией; уважительными, доброжелательными отношениями и коммуникацией.
Рефлексивно-оценочный компонент характеризуется: эмоциональной вовлеченностью в процесс правового воспитания; объективностью оценки поступков, поведения (своих, других); осознанностью собственной правовой позиции, профессионально-правовых знаний и способов профессионально-правового поведения.
Развитие данных компонентов обеспечит, с одной стороны, «формирование правовых интересов, целостное овладение нормами профессионально-правовой культуры, развитие правового мировоззрения и самосознания, правовой регуляции профессиональных отношений, профессионально-правовой образованности, правового поведения» [6, с. 34], а с
другой - организацию воспитательно-образовательного процесса как правонаправленного и правообеспечивающего.
Оценка сформированности правовой компетенции педагога дошкольного образования предполагает три уровня: высокий, средний, низкий. Представим их характеристику.
Высокий уровень: сформирована устойчивая профессионально-правовая позиция; осознанное понимание ценности правомерной профессиональной деятельности; осознанность смысла правового самопознания; уважительное отношение к праву и правовым отношениям как норме жизни. Обеспечивается системное освоение базовых теоретических положений и содержательных основ права, правовых норм; овладение разнообразными способами поиска правовой информации, ее преобразованием в работе с детьми и родителями; овладение инновационными методами воспитательного воздействия и взаимодействия. Сформирован положительный опыт правового поведения; постоянное осуществление профессиональной деятельности в соответствии с правовыми нормами; владение различными методами анализа образовательной (воспитательной) ситуации с позиции ее правомерности; владение различными методами защиты себя, воспитанников, родителей.
Средний уровень: сформированность профессионально-правовой позиции отличается неустойчивостью; недостаточно проявляется осознанное понимание ценности правомерной профессиональной деятельности; недостаточно осознается смысл правового самопознания; уважительное отношение к праву и правовым отношениям проявляется не постоянно. Характерно фрагментарное освоение базовых теоретических положений и содержательных основ права, правовых норм; владение некоторыми способами поиска правовой информации, затруднения в ее преобразовании в работе с детьми и родителями; владение некоторыми методами воспитательного воздействия и взаимодействия. Опыт правового поведения проявляется нерегулярно, в основном в знакомых ситуациях. Характерно непостоянное осуществление профессиональной деятельности в соответствии с правовыми нормами; владение некоторыми методами анализа образовательной (воспитательной) ситуации с позиции ее правомерности; владение некоторыми методами защиты себя, воспитанников, родителей.
Низкий уровень: правовая позиция не сформирована; ценности правомерной профессиональной деятельности не осознаются и не принимаются; смысл правового самопознания не осознается; уважительное отношение к праву и правовым отношениям проявляется редко или не проявляется. Характерно частичное освоение базовых теоретических положений и содержательных основ права, правовых норм; частичное владение способами поиска правовой информации, неумение ее преобразовывать в работе с детьми и родителями; частичное владение методами воспитательного воздействия и взаимодействия. Опыт правового поведения не сформирован; осуществление профессиональной деятельности в соответствии с правовыми нормами затруднено. Характерно частичное владение методами анализа образовательной (воспитательной) ситуации с позиции ее правомерности; частичное владение методами защиты себя, воспитанников, родителей.
Нами проведено изучение уровня развития правовой компетенции педагога дошкольного образования. В исследовании участвовали 40 педагогов старших возрастных групп дошкольных образовательных организаций г. Нижнего Новгорода (рисунок 1).
50%
42%
40% 30%
38%
20%
20%
10% 0%
Высокий уровень/High the Средний уровень/Medium Низкий уровень/Low level
level
the level
Рисунок 1 - Уровень сформированности правовой компетенции педагога дошкольного образования / Figure 1 - The level of formation of the teachers' competence in the field of preschool legal education
Результаты свидетельствует о том, что основные показатели у большинства испытуемых не сформированы либо сформированы частично.
Почти половина педагогов находятся на низком уровне (42,5%), проявляя неустойчивую правовую позицию, неосознанность ценностей правомерной деятельности, уважительного отношения к праву и правовым отношениям. У данной группы педагогов наблюдается частичное освоение базовых положений и содержательных основ права, владение методами воспитательного воздействия; недостаточно сформирован опыт правового поведения.
Лишь 8 человек (20%) достигли высокого уровня, демонстрируя устойчивую правовую позицию, правовую образованность, системность правовой информированности, стремление разрабатывать и тиражировать опыт работы по правовому образованию дошкольников.
В то же время 74% всех опрошенных понимают важность социально-правовой подготовки ребенка и считают необходимым повышение собственных правовых знаний, овладение технологиями ДПО.
Рассмотренные положения обуславливает разработку модели развития правовой компетенции педагога дошкольного образования (далее - модель), адаптированную к логике, содержанию инновационного развития дошкольного образования и профессионально-правовой деятельности (рисунок 2).
Теоретические основы:
системно-деятельно с тный: компетентно с гнын, лнчностно ориентированный подходы
Цель: развитие правовой компетенции педагога дошкольного образования
Структура правовой компетенции педагога дошкольного образования
7 '
I
7
Ценностно- Содержат е л ьно- Функционально - Рефлекснвно-
мошвацноннын правовон деятельностнын оценочнын
компонент компонент компонент компонент
Педагогические условия
Готовность Проектирование Мониторинговое Установление
педагогов к процесса развития сопровождение эффективной
развитию правовой компетенции развития правовой коммуникации на
правовой педагога дошкольного компетенции педагога основе уважения и
компетенции образования дошкольного доорожелательностн
ооразования
Уровень развития правовой компетенции педагога дошкольного обр аз о ваши
Высокий
Средний
Низкий
Результат: профессионально-правовая образованность педагога
Рисунок 2 - Модель развития правовой компетенции педагога дошкольного образования Vestnik of Minin University. 2020. Volume 8, no. 4
Figure 2 - Model for the development of teacher's competence in the sphere of preschool legal education
Теоретической основой развития правовой компетенции педагога дошкольного образования приняты методологии системно-деятельностного, личностно ориентированного и компетентностного подходов. Это позволило выделить ключевые принципы ее развития:
— принцип последовательности и непрерывности самообразования и методического сопровождения педагогов по овладению необходимыми научно-теоретическими и практико-ориентированными знаниями;
— принцип самоорганизации и саморегулирования в достижении поставленных целей на основе нормативных требований;
— принцип персональной ответственности педагога за результат развития правовой компетенции;
— принцип учета индивидуальных возможностей и достижений педагогов в профессиональном самовыражении и самопрезентации профессиональных успехов;
— принцип конструктивного взаимодействия в процессе методического сопровождения;
— принцип добровольности, свободы и осознанности при выборе форм взаимодействия (совместной деятельности);
— принцип дифференцированного отбора содержания, форм и методов развития правовой компетенции педагога дошкольного образования.
Таким образом, предлагаемая модель ориентирована на современные ценности системы дошкольного образования, обеспечивает личностно ориентированное профессиональное развитие педагога, формирует его правовые установки, способы профессионально-правовой деятельности.
В соответствии с предлагаемой моделью предлагаются педагогические условия ее реализации.
Первое условие - готовность педагога к развитию правовой компетенции:
— осознанность профессионально-культурных норм профессиональной деятельности;
— понимание своих прав и обязанностей как основного способа регулирования профессиональных отношений;
— мотивированность на самостоятельное овладение знаниями, их творческое преломление в практике профессиональной деятельности, уважение к профессиональному опыту.
Второе условие - проектирование процесса развития правовой компетенции педагога дошкольного образования:
— определение актуального правового содержания, выбор эффективных инновационных форм и методов его освоения в совместно организуемых методических мероприятиях;
— разработка индивидуально ориентированного содержания, форм, методов методического сопровождения развития правовой компетенции педагога дошкольного образования в соответствии с возможностями и проблемами конкретного педагога.
Третье условие - мониторинговое сопровождение развития правовой компетенции педагога дошкольного образования:
— создание комплекта диагностических методик для педагогов (и родителей) по изучению уровня сформированности компонентов правовой компетенции педагога дошкольного образования и для детей старшего дошкольного возраста с целью изучения уровня сформированности представлений о праве;
— изучение реального уровня сформированности правовой компетенции педагога дошкольного образования для последующей конкретизации индивидуальных целей ее развития (выявление проблем и «точек роста»).
Четвертое условие - установление эффективной коммуникации и сотрудничества в процессе методического сопровождения:
— создание обстановки уважения и доброжелательности, согласованности позиций, профессиональных решений посредством информационно-коммуникативных, дискуссионных, диалоговых, проблемно-поисковых форм методического сопровождения.
В дошкольной образовательной организации реализация данных педагогических условий обеспечивается посредством методического сопровождения, включающего активные формы и методы работы.
Приведем примеры рекомендуемых форм и методов в соответствии с педагогическими условиями развития правовой компетенции педагога дошкольного образования.
Условие 1. Готовность педагогов к развитию правовой компетенции:
— полемика «Правовая культура - это...»;
— дискуссия «Зачем нам правовое образование?»;
— семинар-практикум «Могу ли я повысить свою правовую компетентность?»;
— рефлексивное упражнение «Правовые отношения - это ...».
Условие 2. Проектирование процесса развития правовой компетенции педагога дошкольного образования:
— методический семинар «Содержание правового образования дошкольника»;
— консультация «Требования к планированию работы по правовому образованию дошкольников»;
— практикум «Дизайн информационно-правовой среды ДОО»;
— составление методической копилки по правовому воспитанию ребенка;
— разработка конспектов образовательных событий по страницам Конвенции о правах ребенка.
Условие 3. Мониторинговое сопровождение развития правовой компетенции педагога дошкольного образования:
— изучение реального уровня развития компетентности педагогов в сфере дошкольного правового образования (анкетирование, проблемные задания, др.);
— определение проблем и перспектив;
— изучение уровня сформированности представлений о праве у детей старшего дошкольного возраста;
— интеллектуальная игра «Знатоки права».
Условие 4. Установление эффективной коммуникации и сотрудничества в процессе методического сопровождения:
— круглый стол «Правовое взаимодействие: проблемы и перспективы»;
— онлайн-семинар «Я знаю свои права и права ребенка?»;
— тренинг «Общение между нами»;
— рефлексивный семинар «Права и обязанности».
Результатом развития правовой компетенции педагога дошкольного образования становится его профессионально-правовая образованность, которую можно определить следующими характеристиками:
— понимание значимости правовых ценностей и системы правовых взаимоотношений для профессиональной деятельности,
— высокий интерес к правовому самообразованию, самовоспитанию и изучению особенностей правового образования детей дошкольного возраста;
— знание и выполнение в профессиональной деятельности правовых норм, учет общепедагогических закономерностей и тенденций;
— критический и объективный анализ правомерности осуществления своей профессиональной деятельности, умение принять ответственность за принятые решения;
— сформированность и проявление таких личностных качеств, как справедливость, гуманность, объективность и др.
Обсуждение и заключения
Изучение проблемы развития правовой компетенции педагога дошкольного образования приводит к следующим выводам:
— во-первых, правовая компетенция педагога дошкольного образования является важной составляющей его профессиональной компетентности, обеспечивающей целостность процесса правового воспитания и развития ребенка в общей системе воспитательно-образовательной работы;
— во-вторых, достижение педагогом дошкольного образования необходимого уровня развития правовой компетенции обеспечит целенаправленное приобщение детей к правовым ценностям, проявление их правовой активности и культуры, приобретение первоначальных представлений о праве и обязанности человека, опыта нравственно-правового поведения в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Следовательно, высокий уровень ее сформированности необходимо рассматривать как основание для формирования правовой компетенции воспитанников.
Перспектива дальнейших исследований предполагает апробацию модели развития правовой компетенции педагога дошкольного образования и проверку педагогических условий ее реализации в условиях дошкольной образовательной организации.
Список использованных источников
1. Андриади И.П. Компетентность и ответственность авторитетного учителя и процессы, ее определяющие // Педагогическое образование и наука. 2018. №3. С. 120-125.
2. Аникина А.С. Правовая компетентность как актуальный результат педагогического образования // Транспрофессионализм как предиктор социально-профессиональной мобильности молодежи: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции / под научной редакцией Э.Ф. Зеера,
B.С. Третьяковой. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2019. С. 118-121.
3. Бичева И.Б., Бикеева А.В. Особенности воспитания гражданственности у детей дошкольного возраста // Наука и практика регионов. 2019. №4(17). С. 53-57.
4. Бичева И.Б., Гладкова Н.Е. Актуальность правового воспитания в дошкольной образовательной организации // Перспективы науки и образования. 2017. №5(29). С. 45 -49.
5. Бичева И.Б., Казначеева С.Н. Развитие профессиональной компетентности специалистов педагогического образования в построении карьеры // Наука и практика регионов. 2019. №1(14). С. 63-66.
6. Бичева И.Б., Ханова Т.Г., Потанина П.Ю., Гладкова Н.Е. Особенности формирования правовой компетентности будущего педагога дошкольного образования // Международный журнал экспериментального образования. 2017. №5. С. 32-35.
7. Гутак О.Я., Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как метод и технология продуктивно-инновационного решения задач профессионально-педагогической деятельности // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. №5(74). С.154-162.
8. Давыдов Г.П., Обухов В.М. Правовое воспитание в системе работы дошкольной организации. М.: Педагогика, 2014. С. 25.
9. Дэкон В.Н., Гутак О.Я., Черных Т.А. Педагогические основы социализации личности в модели научно-исследовательской деятельности // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. №6(75). С. 211-218.
10. Ишкильдина Г.Р. Правовая компетентность личности в период модернизации современного российского общества // Евразийский юридический журнал. 2012. №10(53). С. 126-129.
11. Казначеева С.Н., Бичева И.Б., Казначеев Д.А. Особенности проектирования модели компетенций персонала организации // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. №1(43). С. 186-192.
12. Камалдинова Э.Ш. Конвенция ООН о правах ребенка и проблемы ее реализации в сфере образования и воспитания (к концепции подхода) // Конвенция о правах ребенка: теоретико-прикладные проблемы реализации. М.: Педагогика, 2013. 124 с.
13. Киндяшова А.С., Волкова Н.Р. Правовая компетентность как структурный элемент компетентности педагога // Современные проблемы науки и образования. 2017. №6. С. 151.
14. Козырева О.А. Педагогическое моделирование в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника // Вестник Мининского университета. 2020.Т. 8, №2. С. 1.
15. Kozyreva O.A. The Principle of Continuity in Teacher Training // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2019. № 3-1.
C. 181-184.
16. Ларюшкин С.А., Сваталова Т.А. Когнитивный аспект правовой компетентности педагогов дошкольного образования, формируемый в системе дополнительного профессионального образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. №1(26). С. 40-45.
17. Майер А.А. Изменяющееся дошкольное образование в современном мире: от теории к практике // Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и
практика: V Международная научно-практическая конференция / отв. ред. А.И. Улзытуева. Чита: Забайкальский государственный университет, 2018. С. 82-84.
18. Мартынова С.А. Понятие и специфика правовой компетентности педагогов дошкольной образовательной организации // Вестник науки и образования. 2020. №9-1(87). С. 77-79.
19. Матвиевская Е. Г., Муратова А. А. Непрерывное образование педагогов дошкольного образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.
2016. №9. С. 83-88.
20. Микаилов Д.А. Сущность формирования правовой компетентности будущего бакалавра педагогики // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2016. Т. 22, №1. С. 128-131.
21. Сваталова Т.А. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования в свете требований Профессионального стандарта педагога: учебное пособие. Челябинск, 2019. 125 с.
22. Рябышева Е.Н, Плаксина Н.И. Особенности развития правовой компетентности современного специалиста // JSRP. 2015. №1(21). С.13-19.
23. Ханова Т.Г., Белинова Н.В. Непрерывное образование педагогов дошкольного образования: методическое сопровождение повышения профессиональной компетентности // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №67-3. С. 240-243.
24. Харитончик Т.А. Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями. Волгоград: Учитель, 2011. 123 с.
25. Belinova N.V., Bicheva I.B., Krasilnikova L.V., Khanova T.G., Hizhnaya A.V. The Role of Managerial Competence of an Executive in Improving the Quality of Pre-school Educational Organization // Popkova E., Sergi B. (eds) The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. ISC 2019. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 91. Springer, Cham, 2020. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-32015-7 47.
26. Belinova N.V., Bicheva I.B., Vershinina A.Y., Khanova T.G., Khizhnaya A.V. Innovation and education: technologies and perspectives // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. 2020. Vol. 12, no. 4. Special Issue. Pp.1307-1313. DOI: http://doi.org/10.5373/JARDCS/V12SP4/20201607.
27. Bulaeva M.N., Vaganova O.I., Vorobyov N.B., Chaikina Z.V., Shobonova L.Y. Technology of Pedagogical Workshops in Professional Education // Popkova E. (eds) Growth Poles of the Global Economy: Emergence, Changes and Future Perspectives. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 73. Springer, Cham, 2020. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-15160-7 43.
28. Fedina N.V., Burmykina I.V., Zvezda L.M., Pikalova O.S., Skudnev D.M., Voronin I V. Use of Distance Learning Technologies in the Course of Implementing Educational Programs in Preschool Education // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education.
2017. Vol. 13, no. 11. Pp. 7561-7571. DOI: https://doi.org/10.12973/ejmste/80095.
29. Gruzdeva M.L., Vaganova O.I., Kaznacheeva S.N., Bystrova N.V., Chanchina A.V. Modern Educational Technologies in Professional Education // Popkova E. (eds) Growth Poles of the Global Economy: Emergence, Changes and Future Perspectives. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 73. Springer, Cham, 2020. Pp. 1097-1103. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-15160-7 110.
3G. Gryaznova E.V., Treushnikov I.A., Goncharuk A.G. The role of information culture in the formation of a cultural ideal // Perspektivy Nauki i Obrazovania. 2G2G. Vol. 43(1). Pp. 379-388. DOI: 1G.32744/pse.2G2G. 1.27.
31. Korotun A.V., Bogdanova Ye.N. Developing legal competence of a contemporary specialist in conditions of digitalization of education // Proceedings of the International Scientific Conference "Digitalization of Education: History, Trends and Prospects" (DETP 2020). Advances in Social Science, Education and Humanities Research. DOI: https://dx.doi.org/1G.2991/assehr.k.2GG5G9.GG8.
32. Markova S.M., Tsyplakova S.A., Sedykh C.P., Khizhnaya A.V., Filatova O.N. Forecasting the Development of Professional Education // Popkova E., Sergi B. (eds) The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. ISC 2G19. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 91. Springer, Cham, 2G2G. Pp. 452-459. DOI: https://doi.org/1G.1GG7/978-3-G3G-32G15-7 51.
33. Morozova E.E., Rudenko I.V., Nikinova N.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Belova N.Y. Innovative development of preschool organizations in the region ecological educational space // International Journal of Recent Technology and Engineering. 2G19. Vol. 8, no. 1. Pp. 17191722. Available at: https://www.ij rte.org/download/volume- 8-issue-1/ (accessed: G5.G6.2G2G).
34. Munkler H. Der kompetente Burger // Ansgar Klein, Rainer Schmalz-Bruns (Hrsg.). Politische Beteiligung und Burgerengagement in Deutschland. Bonn, 1997. Pp. 153-172.
35. Romanova S.A., Gulaya T.M., Gerasimenko T.L. Legal regulation of educational activities in public schools // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2G18. Vol. 9, no. 1(31). Pp. 265-277. DOI: https://doi.org/1G.145G5//jarle.v9.1(31).32.
36. Serkina N., Romanova S., Romanova M. The Change of Social Management Paradigm in Conditions of Globalization // Innovation Management and Education Excellence through Vision 2G2G. Proceedings of the 31st International Business Information Management Association Conference (IBIMA). Milan, Italy, 2G18. Pp. 6538-6542. Available at: https://ibima.org/accepted-paper/the-change-of-social-management-paradigm-in-conditions-of-globalization-2/ (accessed: G5.G6.2G2G).
37. Trubina G.P., Zeer E.F., Malashenko M.V. Socially-oriented approach to education as a condition of successful socialization // Education Sciences and Psychology. 2G17. Vol. 19, no. 6. P. 9. DOI: https://doi.org/1G.17853/1994-5639-2G17-6-9-32.
38. Vaganova O.I., Tsyganova L.V., Chelnokova E.A., Lapshova A.V., Turchina L.A. Technology "Debate" as a tool for communicative competence development // Amazonia Investiga. 2G2G. Vol. 9, no. 27. Pp. 367-375. DOI: https://doi.org/1G.34G69/ai%2F2G2G.27.G3.4G.
39. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Kaznacheeva S.N., Kutepova L.I., Kutepov M.M. Practically-Oriented Technologies in Professional Education // Popkova E. (eds) Growth Poles of the Global Economy: Emergence, Changes and Future Perspectives. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 73. Springer, Cham, 2G2G. Pp. 433-439. DOI: https://doi.org/1G.1GG7/978-3-G3G-1516G-7 44.
References
1. Andriadi I.P. Competence and responsibility of an authoritative teacher and the processes that determine it. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 2G18, no. 3, pp. 12G-125. (In Russ.)
2. Anikina A.S. Legal competence as an actual result of pedagogical education. Transprofessionalizm kak prediktor social'no-professional'noj mobil'nosti molodezhi: materialy Vserossijskoj (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoj konferencii / pod
nauchnoj redakciej E.F. Zeera, V.S. Tret'yakovoj. Yekaterinburg, Rossijskij gosudarstvennyj professional'no-pedagogicheskij universitet Publ., 2019. Pp. 118-121. (In Russ.)
3. Bicheva I.B., Bikeeva A.V. Features of civic education in preschool children. Nauka ipraktika regionov, 2019, no. 4(17), pp. 53-57. (In Russ.)
4. Bicheva I.B., Gladkova N.E. The relevance of legal education in a preschool educational organization. Perspektivy nauki i obrazovaniya, 2017, no. 5(29), pp. 45-49. (In Russ.)
5. Bicheva I.B., Kaznacheeva S.N. Development of professional competence of pedagogical education specialists in building a career. Nauka i praktika regionov, 2019, no. 1(14), pp. 6366. (In Russ.)
6. Bicheva I.B., Hanova T.G., Potanina P.YU., Gladkova N.E. Features of the formation of the legal competence of the future teacher of preschool education. Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya, 2017, no. 5, pp. 32-35. (In Russ.)
7. Gutak O.YA., Kozyrev N.A., Kozyreva O.A. Pedagogical modeling as a method and technology of productive and innovative solution of problems of professional and pedagogical activity. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta, 2019, no. 5(74), pp.154-162. (In Russ.)
8. Davydov G.P., Obuhov V.M. Legal education in the system of work of a preschool organization. Moscow, Pedagogika Publ., 2014. P. 25. (In Russ.)
9. Dekon V.N., Gutak O.YA., CHernyh T.A. Pedagogical foundations of personality socialization in the model of research activity. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta, 2019, no. 6(75), pp. 211-218. (In Russ.)
10. Ishkil'dina G.R. Legal competence of the individual in the period of modernization of modern Russian society. Evrazijskijyuridicheskij zhurnal, 2012, no. 10(53), pp. 126-129. (In Russ.)
11. Kaznacheeva S.N., Bicheva I.B., Kaznacheev D.A. Features of the design of the competence model of the organization's personnel. Innovacionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya, 2020, no. 1(43), pp. 186-192. (In Russ.)
12. Kamaldinova E.SH. UN Convention on the Rights of the Child and Problems of Its Implementation in the Sphere of Education and Upbringing (to the Concept of Approach). Konvenciya o pravah rebenka: teoretiko-prikladnye problemy realizacii. Moscow, Pedagogika Publ., 2013. 124 p. (In Russ.)
13. Kindyashova A.S., Volkova N.R. Legal competence as a structural element of teacher competence. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya, 2017, no. 6, p. 151. (In Russ.)
14. Kozyreva O.A. Pedagogical modeling in the professional activity of a teacher and a scientific-pedagogical worker. VestnikMininskogo universiteta, 2020, vol. 8, no. 2, p. 1. (In Russ.)
15. Kozyreva O.A. The Principle of Continuity in Teacher Training. Konferencium ASOU: sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prakticheskih konferencij, 2019, no. 3-1, pp. 181-184. (In Russ.)
16. Laryushkin S.A., Svatalova T.A. Cognitive aspect of the legal competence of preschool teachers, formed in the system of additional professional education. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov, 2016, no. 1(26), pp. 40-45. (In Russ.)
17. Majer A.A. Changing preschool education in the modern world: from theory to practice. Doshkol'noe obrazovanie v sovremennom izmenyayushchemsya mire: teoriya i praktika: V Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya / otv. red. A.I. Ulzytueva. Chita, Zabajkal'skij gosudarstvennyj universitet Publ., 2018. Pp. 82-84. (In Russ.)
18. Martynova S.A. The concept and specificity of the legal competence of teachers of a preschool educational organization. Vestnik nauki i obrazovaniya, 2020, no. 9-1(87), pp. 77-79. (In Russ.)
19. Matvievskaya E.G., Muratova A.A. Continuous education of preschool teachers. Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta, 2016, no. 9, pp. 83-88. (In Russ.)
20. Mikailov D.A. The essence of the formation of the legal competence of the future bachelor of pedagogy. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. YUvenologiya. Sociokinetika, 2016, vol. 22, no. 1, pp. 128-131. (In Russ.)
21. Svatalova T.A. Professional competence of a teacher of preschool education in the light of the requirements of the Professional standard of a teacher: a textbook. Chelyabinsk, 2019. 125 p. (In Russ.)
22. Ryabysheva E.N, Plaksina N.I. Features of the development of legal competence of a modern specialist. JSRP, 2015, no. 1(21), pp. 13-19. (In Russ.)
23. Hanova T.G., Belinova N.V. Continuous education of preschool teachers: methodological support for improving professional competence. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2020, no. 67-3, pp. 240-243. (In Russ.)
24. Haritonchik T.A. Legal education. Organization of work with teachers, children and parents. Volgograd, Uchitel' Publ., 2011. 123 p. (In Russ.)
25. Belinova N.V., Bicheva I.B., Krasilnikova L.V., Khanova T.G., Hizhnaya A.V. The Role of Managerial Competence of an Executive in Improving the Quality of Pre-school Educational Organization. Popkova E., Sergi B. (eds) The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. ISC 2019. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 91. Springer, Cham, 2020. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-32015-7 47.
26. Belinova N.V., Bicheva I.B., Vershinina A.Y., Khanova T.G., Khizhnaya A.V. Innovation and education: technologies and perspectives. Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems, 2020, vol. 12, no. 4, special issue, pp. 1307-1313, doi: http://doi.org/10.5373/JARDCS/V12SP4/20201607.
27. Bulaeva M.N., Vaganova O.I., Vorobyov N.B., Chaikina Z.V., Shobonova L.Y. Technology of Pedagogical Workshops in Professional Education. Popkova E. (eds) Growth Poles of the Global Economy: Emergence, Changes and Future Perspectives. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 73. Springer, Cham, 2020. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-15160-7 43.
28. Fedina N.V., Burmykina I.V., Zvezda L.M., Pikalova O.S., Skudnev D.M., Voronin I.V. Use of Distance Learning Technologies in the Course of Implementing Educational Programs in Preschool Education. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, 2017, vol. 13, no. 11v pp. 7561-7571, doi: https://doi.org/10.12973/ejmste/80095.
29. Gruzdeva M.L., Vaganova O.I., Kaznacheeva S.N., Bystrova N.V., Chanchina A.V. Modern Educational Technologies in Professional Education. Popkova E. (eds) Growth Poles of the Global Economy: Emergence, Changes and Future Perspectives. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 73. Springer, Cham, 2020. Pp. 1097-1103. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-15160-7 110.
30. Gryaznova E.V., Treushnikov I.A., Goncharuk A.G. The role of information culture in the formation of a cultural ideal. Perspektivy Nauki i Obrazovania, 2020, vol. 43(1), pp. 379-388, doi: 10.32744/pse.2020.1.27.
31. Korotun A.V., Bogdanova Ye.N. Developing legal competence of a contemporary specialist in conditions of digitalization of education. Proceedings of the International Scientific Conference "Digitalization of Education: History, Trends and Prospects" (DETP 2020). Advances in
Social Science, Education and Humanities Research. DOI: https://dx.doi.org/10.2991/assehrk.200509.008.
32. Markova S.M., Tsyplakova S.A., Sedykh C.P., Khizhnaya A.V., Filatova O.N. Forecasting the Development of Professional Education. Popkova E., Sergi B. (eds) The 21st Century from the Positions of Modern Science; Intellectual, Digital and Innovative Aspects. ISC 2019. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 91. Springer, Cham, 2020. Pp. 452-459. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-32015-7 51.
33. Morozova E.E., Rudenko I.V., Nikinova N.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Belova N.Y. Innovative development of preschool organizations in the region ecological educational space. International Journal of Recent Technology and Engineering, 2019, vol. 8, no. 1, pp. 17191722. Available at: https://www.ijrte.org/download/volume-8-issue-1/ (accessed: 05.06.2020).
34. Munkler H. Der kompetente Burger. Ansgar Klein, Rainer Schmalz-Bruns (Hrsg.). Politische Beteiligung und Burgerengagement in Deutschland. Bonn, 1997. Pp. 153-172.
35. Romanova S.A., Gulaya T.M., Gerasimenko T.L. Legal regulation of educational activities in public schools. Journal of Advanced Research in Law and Economics, 2018, vol. 9, no. 1(31), pp. 265-277, doi: https://doi.org/10.14505//jarle.v9.1(31).32.
36. Serkina N., Romanova S., Romanova M. The Change of Social Management Paradigm in Conditions of Globalization. Innovation Management and Education Excellence through Vision 2020. Proceedings of the 31st International Business Information Management Association Conference (IBIMA). Milan, Italy, 2018. Pp. 6538-6542. Available at: https://ibima.org/accepted-paper/the-change-of-social-management-paradigm-in-conditions-of-globalization-2/ (accessed: 05.06.2020).
37. Trubina G.P., Zeer E.F., Malashenko M.V. Socially-oriented approach to education as a condition of successful socialization. Education Sciences and Psychology, 2017, vol. 19, no. 6, p. 9, doi: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-6-9-32.
38. Vaganova O.I., Tsyganova L.V., Chelnokova E.A., Lapshova A.V., Turchina L.A. Technology "Debate" as a tool for communicative competence development. Amazonia Investiga, 2020, vol. 9, no. 27, pp. 367-375, doi: https://doi.org/10.34069/ai%2F2020.27.03.40.
39. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Kaznacheeva S.N., Kutepova L.I., Kutepov M.M. Practically-Oriented Technologies in Professional Education. Popkova E. (eds) Growth Poles of the Global Economy; Emergence, Changes and Future Perspectives. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 73. Springer, Cham, 2020. Pp. 433-439. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-15160-7 44.
© Бичева И.Б., Казначеева С.Н., 2020
Информация об авторах Бичева Ирина Борисовна - кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3462-3727, Researcher ID: J-8611-2017, AuthorID: 57188858853, SPIN код: 7592-5895, e-mail: [email protected].
Казначеева Светлана Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8540-8918, SPIN код: 1004-4580, e-mail: cnkaznacheeva@ gmail. com.
Information about the authors Bicheva Irina B. - candidate of pedagogical sciences, assistant professor, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3462-3727, Researcher ID: J-8611-2017, AuthorlD: 57188858853, SPIN код: 7592-5895, e-mail: [email protected].
Kaznacheeva Svetlana N. - candidate of pedagogical sciences, assistant professor, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, ORCID: https://orcid.org/ 0000-0001-8540-8918, SPIN код: 1004-4580, e-mail: cnkaznacheeva@ gmail. com.
Вклад соавторов
Бичева Ирина Борисовна - критический анализ и доработка текста; представление данных в тексте статьи.
Казначеева Светлана Николаевна - подготовка начального варианта текста; формализованный анализ данных.
Contribution of authors Bicheva Irina B. - revision and correction of the text, presentation of data in the text of the article. Kaznacheeva Svetlana N. - preparation of the material of the article, data analysis.
Поступила в редакцию: 02.10.2020 Принята к публикации: 25.10.2020 Опубликована: 05.11.2020