Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №5, Том 6 / 2018, No 5, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-5-2018.html
URL статьи: https ://mir-nauki. co m/PDF/67PDMN518.pdf
Статья поступила в редакцию 20.10.2018; опубликована 10.12.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Бичева И.Б., Хижная А.В., Деревянко М. Д., Юферева М.А. Определение структуры социальной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №5, https://mir-nauki.com/PDF/67PDMN518.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Bicheva I.B., Hizhnaya A.V., Derevyanko M.D., Yufereva M.A. (2018). Determination of structure of social competence of the head of the preschool educational organization. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/67PDMN518.pdf (in Russian)
УДК 373.2 ГРНТИ 14.23.07
Бичева Ирина Борисовна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Нижний Новгород, Россия
Доцент кафедры «Психологии и педагогики дошкольного и начального образования»
Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=275389
Хижная Анна Владимировна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Нижний Новгород, Россия
Доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами»
Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=737385
Деревянко Мария Дмитриевна
МАДОУ «Детский сад № 58, с. Шелокша, Россия
Воспитатель
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Нижний Новгород, Россия Магистрант
E-mail: [email protected]
Юферева Мария Алексеевна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Нижний Новгород, Россия Магистрант E-mail: [email protected]
Определение структуры социальной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации
Аннотация. Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью более точного определения содержания и структурных элементов социальной компетентности для руководителей дошкольных образовательных организаций. Это связано с тем, что для руководителя в области дошкольного образования владение социальной компетентностью
https://mir-nauki.com
является необходимым условием профессионализма, так как его деятельность ориентирована на взаимодействие с сотрудниками дошкольной образовательной организации и с представителями внешнего социального окружения, прежде всего, по реализации социального заказа на предоставление эффективных образовательных услуг. Методология статьи проводится на основе методов анализа и обобщения, позволивших выделить значимые характеристики социальной компетентности личности. Проведенное исследование позволяет авторам определить социальную компетентность руководителя дошкольной образовательной организации как качественную и конструктивную характеристику развития всех компонентов профессиональной компетентности в сфере социальной действительности, позволяющую результативно взаимодействовать при реализации актуальных целей профессионального развития в различных социальных ситуациях, применять необходимые поведенческие модели (сценарии), способствующие согласованности действий участников взаимодействия, выполнять социальную роль в единстве функциональных прав и обязанностей. В статье акцентируется внимание на содержании социальных знаний, навыков и способностей, обеспечивающих развитие социальной компетентности личности. Авторами представлена структура социальной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации как комплекс компетенций в области осуществления социально-профессиональной практики: профессионально-правовая, профессионально-информационная, профессионально-деятельностная. Основаниями для определения данной структуры являются положения системно-деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированного подходов, принципы универсальности, преемственности, интегративности и вариативности. Раскрываются индикаторы достижений сформированности представленных компетенций. Подчеркивается, что развитие системы предлагаемых компетенций позволит руководителю дошкольной образовательной организации целенаправленно осуществлять социокультурную профессиональную деятельность как инновационную, обеспечит необходимый уровень профессионального развития, социальную образованность, воспитанность и готовность выстраивать конструктивные профессиональные отношения с целью повышения качественных показателей в сфере осуществления социально-профессиональной практики.
Ключевые слова: дошкольное образование; руководитель дошкольной образовательной организации; профессиональная деятельность; профессиональная компетентность; социальная компетентность; социальная компетенция; индикаторы достижения
Совершенствование профессиональной деятельности руководителей дошкольных образовательных организаций в меняющихся условиях социальной действительности актуализирует необходимость развития их компетентности с учетом реальных социокультурных общественных норм, а также норм профессиональной этики [1]. В структуре профессиональной компетентности личности социальная компетентность признается основополагающей, поскольку, как подчеркивает И.А. Зимняя, любая компетентность имеет социальную направленность, так как формируется в социуме [2]. В этом смысле она имеет черты интегративности и системности социальных представлений личности, связанных с осознанием себя (другого) как части социальной действительности, проявляется в умениях и навыках социального взаимодействия, направленных на успешное приспособление к социальной среде и моделях поведения в различных социальных ситуациях (А.Е. Авдюкова, В.М. Басова, Т.Б. Беляева, Д.Е. Егоров, О.В. Колобова, С.Н. Краснокутская, И.В. Леднёва, М.И. Лукьянова, Г.П. Мосягина, С.В. Никитина, Д.А. Почебут, С.С. Рачева, К.Х. Рубин, Л. Роуз-Крэснор, С.А. Учурова, др.).
Введение
https://mir-nauki.com
Особое значение развитие социальной компетентности приобретает в условиях социальных преобразований, что требует от личности проявления высокого уровня социальной активности, коммуникабельности, решимости, влиятельности, постоянного анализа и осознания имеющихся проблем реальности и рефлексии своей деятельности, способности соотносить свои ценностные идеалы и ориентации с актуальными на данный момент общественного развития и позволяющими эффективно взаимодействовать с окружающей средой.
Целью нашего исследования является определение структуры и индикаторов достижения социальной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации.
Методология статьи проводится на основе методов анализа и обобщения, позволивших выделить ключевые положения развития социальной компетентности личности.
Основываясь на многочисленных определениях понятия «социальная компетентность», определим значения, важные для нашего исследования.
В энциклопедическом словаре данный термин раскрывается как «способность к межличностным отношениям», зависимая от уровня развития у человека индивидуальных способностей и навыков владения нормами «межличностной ситуации» [3]. Социально компетентную личность отличают поведение и деятельность, соответствующие общественным ценностям, целям и нормам, а также направленность в процессе взаимодействия решать реальные проблемы, жизненно важные для общности и личности (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев). Основой социальной компетентности личности рассматриваются коммуникативная компетентность и социально-психологическая подготовленность, обеспечивающие организацию ее деятельности в соответствии с выбранными социальными ориентациями (Е.В. Коблянская), а также сценарий поведения личности, имеющий культурный характер (В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша).
В исследованиях социальной компетентности личности особо выделяются ее мотивационные, ценностные, эмоционально-волевые, когнитивные, содержательные, оценочные, операциональные компоненты, отражающие осознанность убеждений, мотивов, способность эффективно и результативно взаимодействовать, приобретать умения к социальным достижениям в условиях конструктивной преобразовательной деятельности в социуме, осуществлять многоплановую систему оценки, ориентированную на сотрудничество и выработку социальной точки зрения, владеть способами поведения и освоения различных поведенческих сценариев [4]. В информационной концепции социальной компетентности К. Рубина и А. Роуз-Крэснора предлагается модель социально компетентного поведения, которая включает выбор цели, оценку ситуации и полноты информации, разработку и принятие стратегий, определение, апробацию и оценку эффективности оптимальной стратегии, повторение или отказ от действия. Учеными подчеркивается, что степень компетентности социального поведения личности определяется ее внутренними установками, эмоциональным состоянием, самооценкой, мотивацией, индивидуальным опытом [5].
В.Ш. Масленникова [6] описывает трехкомпонентную структуру социальной компетентности и раскрывает индивидуально-личностный, социологический и жизненно-футурологический компоненты, сформированность которых выражается в ценностном понимании социальной действительности, категориальных конкретных социальных знаниях, развитии локус контроля и информировании по проблемам социальной реальности.
Обсуждение и выводы
Развитие социальной компетентности исследуется также в контексте социального интеллекта личности, в структуру которого входят компоненты самопознания (прогнозирование, моделирование и понимание социальных явлений, коммуникативно-личностные и психологические характеристики, др.) и функциональные компоненты (мотивационные, адаптационные, ориентационные, др.) [7].
Вышеизложенное приводит к выводу: социальная компетентность - это многофакторная, интегративная и системная характеристика, позволяющая личности успешно социализироваться в окружающем мире и профессиональной среде, осуществляя эффективное социальное взаимодействие. Социально компетентная личность осознает социальные проблемы и способы взаимодействия с обществом, основываясь на согласовании объективных и субъективных норм морали и права с целью обеспечения эффективной интеграции в окружающую социальную действительность. Важными условиями продуктивного решения проблем социального взаимодействия рассматриваются субъектность позиции, социальная зрелость и уровень социального мышления конкретной личности.
Проведенный анализ показывает, что учеными предлагается достаточно широкий набор социальных знаний, навыков и способностей, обеспечивающих развитие социальной компетентности личности. Так, к социальным знаниям относят знания, связанные с общечеловеческими нормами и ценностями, нормами различных сфер социальной действительности (национальными, политическими, религиозными, экономическими, духовными и др.), устройством и функционированием социальных институтов, социальных структур и процессов общества, ролевыми требованиями и ожиданиями, предъявляемыми обществом к конкретной личности в соответствие с ее социальным статусом, представлениями о себе и восприятием себя как социального субъекта и т. д. Среди социальных навыков и умений обращают на себя внимание способность реализовывать ролевое поведение, эффективно осуществлять социальное взаимодействие посредством вербальных и невербальных коммуникационных средств, владеть способами социально ориентированного общения, приводящими к взаимопониманию. Социально компетентную личность отличает комплекс взаимосвязанных умений, связанных с анализом, целеполаганием и проектированием деятельности, принятием решений, развитием собственной уверенности, др.
Однако, несмотря на многочисленные исследования, посвященные сущности и структуре социальной компетентности личности, имеется необходимость более точного определения ее содержания и структурных элементов для руководителей дошкольных образовательных организаций. Это связано с тем, что для руководителя в области дошкольного образования владение социальной компетентностью является необходимым условием профессионализма, так как его деятельность ориентирована на взаимодействие с сотрудниками дошкольной образовательной организации и с представителями внешнего социального окружения, прежде всего, по реализации социального заказа на предоставление эффективных образовательных услуг. Следовательно, социально компетентный руководитель должен на высоком уровне владеть:
• комплексом личностных качеств (социальной и правовой зрелостью, ответственностью, самостоятельностью, обязательностью, нравственностью, мобильностью, др.);
• системой социальных знаний, обеспечивающих собственные юридические возможности (права и обязанности) и педагогического коллектива в социальных условиях профессиональной деятельности;
• социальными способностями (умение строить бесконфликтные отношения, осуществлять сотрудничество на основе правил этичного общения и использовать разнообразные возможности решения возникающих
межличностных проблем (социальные технологии) с целью достижения высокого качества профессиональной деятельности.
Исходя из вышеизложенного, социальную компетентность руководителя дошкольной образовательной организации мы определяем как качественную и конструктивную характеристику развития всех компонентов профессиональной компетентности в сфере социальной действительности, позволяющую результативно взаимодействовать при реализации актуальных целей профессионального развития в различных социальных ситуациях, применять необходимые поведенческие модели (сценарии), способствующие согласованности действий участников взаимодействия, выполнять социальную роль в единстве функциональных прав и обязанностей.
Основаниями при разработке структуры социальной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации нами приняты методологии системно-деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированного подходов, а также принципы универсальности, преемственности, интегративности и вариативности. Это позволило включить в структуру социальной компетентности комплекс компетенций в области осуществления социально-профессиональной практики: профессионально-правовую, профессионально-информационную, профессионально-деятельностную.
Профессионально-правовая компетенция характеризует способность осознанно воспринимать социальные и нормативные основы профессиональной деятельности в соответствии со стратегией, целями и задачами современной образовательной политики дошкольного образования и в перспективе развития федеральных законодательных и нормативно-правовых документов.
Профессионально-информационная компетенция отражает способность оценивать роль информатизации дошкольного образования как развития его гуманистических традиций, использовать возможности электронных образовательных ресурсов и устанавливать эффективное информационно-коммуникационное взаимодействие, в том числе сетевое, в области осуществления социально-профессиональной практики.
Профессионально-деятельностная компетенция выражается в способности эффективно применять современные социальные технологии, активные и интерактивные формы и методы работы по социальному взаимодействию с учетом целевой аудитории, в том числе, медийные и информационно-коммуникационные [8, 9].
Подобное понимание структуры социальной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации связывается с общей проблемой социальности личности, субъектности социального взаимодействия, поскольку возникает в системе межличностных отношений, складывающихся в процессе профессиональной деятельности.
Оценку сформированности предлагаемых компетенций предлагается осуществлять на основе следующих индикаторов достижений.
Индикаторы достижения профессионально-правовой компетенции:
• осознает персональную ответственность за свои действия перед другими людьми и актуальность социальных знаний юридических возможностей (прав и обязанностей) своих собственных и людей, вовлекаемых в процесс социально-профессиональной практики;
• учитывает основные цели и направления социального развития системы дошкольного образования и следует им в процессе осуществления социально-профессиональной практики;
• проявляет социальную зрелость, адаптированность, мобильность и готовность соблюдать и демонстрировать правовые нормы социального поведения в профессиональной деятельности;
• демонстрирует знание и понимание основных нормативно-правовых документов, регламентирующих социальные основы профессиональной деятельности;
• проявляет готовность выстраивать продуктивные (бесконфликтные) взаимоотношения с участниками социально-профессиональной практики на основе сотрудничества и правил этики.
Индикаторы достижения профессионально-информационной компетенции:
• понимает значимость социальной информации и информатизации дошкольного образования как ведущего направления его модернизации, обладает мотивацией к осуществлению электронного обучения в сфере осуществления социально-профессиональной практики;
• демонстрирует владение информационным инструментарием для разработки проектов/программ в сфере осуществления социально-профессиональной практики, методами социального проектирования [10];
• осуществляет непрерывное профессиональное саморазвитие, самоанализ и приемы рефлексии в сфере осуществления социально-профессиональной практики;
• объективно оценивает результаты своих профессиональных действий в части анализа реальной социальной ситуации;
• проявляет готовность к инновационному информационному поиску, созданию, внедрению и тиражированию собственного творческого опыта (в том числе с применением ИКТ) в сфере осуществления социально-профессиональной практики.
Индикаторы достижения профессионально-деятельностной компетенции:
• учитывает возрастную специфику физиологических, психических, психологических особенностей участников социального окружения при выборе и (или) разработке содержания, технологии, методики и инструментария в сфере осуществления социально-профессиональной практики;
• владеет системными знаниями в области социальных отношений и представлений о способах построения эффективной коммуникации, взаимодействия и сотрудничества с участниками социально-профессиональной деятельности на разных уровнях социального окружения;
• знает методические особенности осуществления профессионального сопровождения участников социально-профессиональной деятельности, построенного на основе деятельностного подхода;
• использует разнообразные возможности решения возникающих межличностных проблем (социальные технологии) с учетом специфики социально-профессиональной практики и особенностями социальной действительности;
• демонстрирует готовность к самоорганизации и умение эффективно осуществлять работу по разработке, социальному проектированию и внедрению нормативных, программных, методических материалов, в том числе электронных, для повышения эффективности работы в сфере социально-профессиональной практики.
Сформированность системы предлагаемых компетенций позволит руководителю дошкольной образовательной организации целенаправленно осуществлять социокультурную профессиональную деятельность как инновационную, обеспечит необходимый уровень профессионального развития, социальную образованность, воспитанность и готовность выстраивать конструктивные профессиональные отношения с целью повышения качественных показателей в сфере осуществления социально-профессиональной практики.
Перспектива дальнейших исследований связывается с разработкой педагогических условий развития социальной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации в соответствии с аксиологическим и социокультурным подходами [11], а также обеспечением информационной поддержки руководителей дошкольных образовательных организаций на этапе последипломного образования [12].
ЛИТЕРАТУРА
1. Belinova N.V., Bicheva I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., Khizhnaya A.V. Features of professional ethics formation of the future // Espacios. 2017. Т. 38. № 25. С. 9.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.
3. Психология общения. Энциклопедический словарь. М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А.А. Бодалева. 2011.
4. Лукьянова М.И. Социальная компетентность как компонент управленческой культуры руководителя // Психология инновационного управления социальными группами и организациями. 2001. С. 240-242.
5. Рубин К.Х., Роуз-Крэснор Л. Решение межличностной проблемы и социальная компетентность в поведении детей // Межличностное общение / сост. и общ. ред. Н.В. Казариновой, В.М. Погольши. СПб.: Питер, 2001. 512 с.
6. Масленникова В.Ш. Личностная композиция социального отношения // Современные концепции воспитания. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000. С. 84-89.
7. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.
8. Белинова Н.В., Сидорова А.Е. Медийные формы как средство профессиональной социализации педагогов дошкольного образования // Профессиональное образование и общество. 2016. № 4 (20). С. 160-164.
9. Бичева И.Б. Информационная культура как фактор социокультурного развития будущего педагога // Нижегородское образование. 2017. № 1. С. 118-122.
10. Чайкина Ж.В., Смирнова Ж.В., Швецова Ю.В., Антонова Е.В. Социальное проектирование как средство активизации образовательной деятельности обучающихся высшей школы // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №3, https://mir-nauki.com/PDF/02PDMN318.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
11. Бичева И.Б., Филатова О.М. Перспективы профессиональной подготовки педагогов: аксиологический подход // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2 (23). С. 3. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-3.
12. Gruzdeva, M.L., Prokhorova, O.N., Chanchina, A.V., Chelnokova, E.A., Khanzhina, E.V. Post-graduate information support for graduates of pedagogical universities (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 143-151. DOI: 10.1007/9783-319-75383-6 19.
Bicheva Irina Borisovna
Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhniy Novgorod, Russia
E-mail: [email protected]
Hizhnaya Anna Vladimirovna
Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhniy Novgorod, Russia
E-mail: [email protected]
Derevyanko Maria Dmitriyevna
Kindergarten 58, Sheloksha, Russia
Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhniy Novgorod, Russia
E-mail: [email protected]
Yufereva Maria Alekseevna
Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhniy Novgorod, Russia
E-mail: [email protected]
Determination of structure of social competence of the head of the preschool educational organization
Abstract. The relevance of this article is caused by need of more exact determination of content and structural elements of social competence for heads of the preschool educational organizations. It is connected with the fact that for the head in the field of preschool education possession of social competence is a necessary condition of professionalism as his activity is focused on interaction with the staff of the preschool educational organization and with representatives of an external social environment, first of all, on implementation of the social order for providing effective educational services. The methodology of article is carried out on the basis of the methods of the analysis and generalization which have allowed to select significant characteristics of social competence of the personality. The conducted research allows authors to define social competence of the head of the preschool educational organization as the qualitative and constructive characteristic of development of all components of professional competence of the sphere of social reality allowing to interact productively at realization of the relevant purposes of professional development in various social situations, to apply necessary behavioural models (scenarios) promoting coherence of actions of participants of interaction, to carry out a social role in unity of the functional rights and duties. In article the attention is focused on the content of the social knowledge, skills and abilities providing development of social competence of the personality. Authors have presented structure of social competence of the head of the preschool educational organization as a complex of competences in implementation of social and professional practice: professional and legal, professional and information, professional and activity. The bases for determination of this structure are provisions system and activity, competence-based and personal focused approaches, the principles of universality, continuity, integrity and variability. Indicators of achievements of formation of the presented competences reveal. It is emphasized that development of system of the offered competences will allow the head of the preschool educational organization to carry out purposefully sociocultural professional activity as innovative, will provide the necessary level of professional development, social education, good breeding and readiness to build up the constructive professional relationship with the purpose of increase in quality indicators in the sphere of implementation of social and professional practice.
Keywords: preschool education; head of the preschool educational organization; professional activity; professional competence; social competence; social competence; achievement indicators