Научная статья на тему 'Развитие социальной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации посредством педагогического проектирования'

Развитие социальной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации посредством педагогического проектирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / РУКОВОДИТЕЛЬ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / SOCIAL COMPETENCE / PEDAGOGICAL DESIGN / HEAD OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белинова Наталья Владимировна, Брызгалова Юлия Владимировна, Вершинина Анна Юрьевна

Возможности развития социальной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации через педагогическое проектирование представляются актуальной проблемой в контексте современных социокультурных преобразований. Это обусловлено не только гуманистическими принципами, ориентированными на ценностно-нравственное и активное осмысление профессиональной деятельности, но и учетом национально-культурных особенностей и региональных аспектов системы дошкольного образования в едином образовательном дискурсе. Одним из проблемных компонентов в свете предлагаемого исследования видится недостаточный уровень рефлексии социальной компетентности как составляющей профессиограммы руководителя образовательной организации. Основными методами исследования предлагаемой проблемы выступают анализ и типологизация существующих подходов в отечественных и зарубежных научных исследованиях к определению формально-функциональных признаков социальной компетентности, а также метод анкетирования, позволяющий определить степень информированности и заинтересованности профессионального сообщества в данном аспекте. Декомпозиция данного феномена в свете современных исследований позволила выделить ряд компонентов, таких как информационно-когнитивный, мотивационно-ценностный, коммуникативный, социально-личностный. Как показывают наблюдения, руководители большое значение придают информационно-когнитивному и коммуникативному компонентам, в то время как мотивационно-ценностный и социально-личностный компоненты остаются вне зоны внимания в профессиональной деятельности. Проводимое исследование позволяет выдвинуть педагогическое проектирование в качестве оптимального метода в социально-профессиональной деятельности, оказывающего влияние на развитие социальной компетентности, повышение качества профессиональных функций во взаимодействии с социальными партнерами образовательной организации. Необходимы дальнейшие исследования, которые позволят на основании выделенной проблемы разработать методы инкорпорирования в процесс подготовки педагогических кадров формирование социальной компетентности в разрезе учета всех ее компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белинова Наталья Владимировна, Брызгалова Юлия Владимировна, Вершинина Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical design of social competence development for preschool educational organization head

Opportunities for the development of social competence of the head of a preschool educational organization through pedagogical design seem to be a pressing issue in the context of modern sociocultural transformations. This is due not only to humanistic principles, focused on value-moral and active understanding of professional activity, but also taking into account national-cultural characteristics and regional aspects of pre-school education system in a single educational discourse. One of the problematic components in the light of the proposed research seems to be an insufficient level of reflection of social competence as a component of the professiogram of the head of an educational organization. The main research methods of the proposed problem are the analysis and typology of existing approaches in domestic and foreign scientific research to the definition of formal-functional signs of social competence, as well as the questionnaire method, which allows us to determine the degree of the professional community awareness and interest in this aspect. The decomposition of this phenomenon in the light of modern research allowed us to identify a number of components, such as information-cognitive, motivational and value, communicative, social and personal ones. As the observations show, heads show much concern for the information-cognitive and communicative components, while the motivational, axiological and socio-personal components remain outside the zone of attention in professional activities. The research allows us to put forward pedagogical design as an optimal method in social and professional activities, influencing the development of social competence, improving the quality of professional functions in cooperation with the social partners of an educational organization. It is necessary to conduct further research that will allow us, to develop methods for incorporating into the process of pedagogical personnel training the formation of social competence in the context of all its components census.

Текст научной работы на тему «Развитие социальной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации посредством педагогического проектирования»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 191048 2019, № 7 (июль) УДК 371.14

Развитие социальной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации посредством педагогического проектирования

Белинова Наталья Владимировна1

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Нижний Новгород, Россия

belinova@mail.ru

Брызгалова Юлия Владимировна2

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Нижний Новгород, Россия

juliyabryzgalova@mail.ru

Вершинина Анна Юрьевна3

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Нижний Новгород, Россия

starikova.anneta@mail.ru

Аннотация. Возможности развития социальной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации через педагогическое проектирование представляются актуальной проблемой в контексте современных социокультурных преобразований. Это обусловлено не только гуманистическими принципами, ориентированными на ценностно-нравственное и активное осмысление профессиональной деятельности, но и учетом национально-культурных особенностей и региональных аспектов системы дошкольного образования в едином образовательном дискурсе. Одним из проблемных компонентов в свете предлагаемого исследования видится недостаточный уровень рефлексии социальной компетентности как составляющей профессиограммы руководителя образовательной организации. Основными методами исследования предлагаемой проблемы выступают анализ и ти-пологизация существующих подходов в отечественных и зарубежных научных исследованиях к определению формально-функциональных признаков социальной компетентности, а также метод анкетирования, позволяющий определить степень информированности и заинтересованности профессионального сообщества в данном аспекте. Декомпозиция данного феномена в свете современных исследований позволила выделить ряд компонентов, таких как информационно-когнитивный, мотивационно-ценностный, коммуникативный, социально-личностный. Как показывают наблюдения, руководители большое значение придают информационно-когнитивному и коммуникативному компонентам, в то время как мотивационно-ценностный и социально-личностный компоненты остаются вне зоны внимания в профессиональной деятельности. Проводимое исследование позволяет выдвинуть педагогическое проектирование в качестве оптимального метода в социально-профессиональной деятельности, оказывающего влияние на развитие социальной компетентности, повышение качества профессиональных функций во взаимодействии с социальными партнерами образовательной организации. Необходимы дальнейшие исследования, которые позволят на основании выделенной проблемы разработать методы инкорпорирования в процесс подготовки педагогических кадров формирование социальной компетентности в разрезе учета всех ее компонентов.

Ключевые слова: педагогическое проектирование, социальная компетентность, руководитель дошкольной образовательной организации.

Поступила в редакцию Received 12.05.2019 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.05.2019

Принята к публикации Accepted for publication 30.05.2019 Опубликована Published 29.07.2019

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

1 Белинова Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород, Россия

2 Брызгалова Юлия Владимировна, магистрант ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород, Россия

3 Вершинина Анна Юрьевна, аспирант, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород, Россия

Введение

Для руководителя в сфере дошкольного образования владение социальной компетентностью является необходимым условием профессионализма, так как его деятельность ориентирована на взаимодействие с сотрудниками дошкольной образовательной организации и с представителями внешнего социального окружения прежде всего по реализации социального заказа на предоставление эффективных образовательных услуг [1, 2].

Социальная компетентность руководителя дошкольной образовательной организации определяется нами как качественная и конструктивная характеристика развития всех компонентов профессиональной компетентности в сфере социальной действительности, позволяющая результативно взаимодействовать при реализации актуальных целей профессионального развития в различных социальных ситуациях, применять необходимые поведенческие модели (сценарии), способствующие согласованности действий участников взаимодействия, выполнять социальную роль в единстве функциональных прав и обязанностей [3, 4]. Ключевым отличием в этом случае социальной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации от социальной компетентности руководителя образовательной организации иного типа или уровня является набор ситуаций в микродискурсе детского сада.

Социокультурный подход рассматривается как важный фактор развития социальной компетентности, с помощью которого формируется культурно-ценностное и ответственное отношение руководителя к социальному окружению; происходит осознание личности величайшей ценностью, признание ее роли в достижении гармонии с социальным миром, стремление жить в соответствии с его законами посредством присвоения системы ценностей общечеловеческой культуры [5-7].

Обзор отечественной и зарубежной литературы

К характеристикам социально компетентной личности, обеспечивающим решение межличностных проблем, относят комплекс взаимосвязанных умений, связанных с анализом деятельности и принятием решений, достижением целей эффективными способами, развитием собственной уверенности, пониманием и учетом желаний, ожиданий и требований других людей и др. (Г. Спивак, М. Шаре) [8].

По мнению Г. Шредера и М. Форверга, структура социальной компетентности обусловливает развитие коммуникабельности, решимости, влиятельности, самоуважения личности [9]. В исследованиях Т. Кавелла (1990) характеризуются три компонента социальной компетентности: социальные способности, представления и достижения. Клаус Кобьелл различает пять типов социальной компетентности в зависимости от степени сложности: выражение, восприятие, сотрудничество, формирование, идентификация [10]. По мнению Ю. Хабермаса, владение социальной компетентностью обеспечивает человеку адекватное и эффективное решение «многообразных проблемных ситуаций» в условиях социума [11, 12].

М. Аргайл исследует термин «общая социальная компетентность», содержательно объединяющий профессиональную и коммуникативную компетентности. К ее основным компонентам ученый относит социальную сенситивность, навыки взаимодействия, одобрения и вознаграждения, которые существенны для всех социальных ситуаций, равновесие, спокойствие [13].

К. Рубина и А. Роуз-Крэснора в русле информационной концепции социальной компетентности обосновывают модель социально компетентного поведения, включающую ряд

компонентов: оценку ситуации и полноты информации, выбор цели, разработку и принятие стратегий, определение, апробацию и оценку эффективности оптимальной стратегии. Учеными подчеркивается, что «внутренние установки, эмоциональное состояние, самооценка, мотивация, особенности индивидуального опыта личности оказывают определенное влияние на степень компетентности социального поведения» [14].

Успешность социального поведения личности в рамках социально-когнитивной концепции определяется степенью развития способностей: декодировать социальную информацию, расшифровывая невербальный план поведения и поведенческие паттерны; интерпретировать декодированные сигналы; принимать и выбирать возможные реакции на интерпретированные сигналы; оценивать возможные последствия и выбирать оптимальный способ реагирования; действовать. И. Гоффман отмечается, что будущее компетентное (или некомпетентное) поведение человека возможно прогнозировать с раннего возраста. С точки зрения автора, достижение социального успеха обеспечивается оптимальным соотношением персональной и социальной идентичности личности, при котором она стремится к проявлению своей индивидуальности и одновременно подчиняется нормам и ценностям социальной группы. Овладение этим балансом характеризует высокий или низкий уровень развития социальной компетентности личности, а способность выбирать и принимать компромиссные решения между собственными целями самореализации и целями другого человека обеспечивает социальную адаптацию [15].

Социально-когнитивная теория (А. Бандура, у. Мишель) предлагает микроанализ как научно-исследовательскую стратегию развития социальной компетентности и самоэффективность личности в решении конкретных задач и ситуаций социального окружения [16, 17].

Обзор зарубежных источников позволяет выделить в структуре социальной компетентности ее мотивационные, когнитивные, оценочные, а также операциональные компоненты. Наличие всего комплекса компонентов обусловливает эффективное взаимодействие, конструктивную деятельность в социуме и профессиональных сообществах, овладение способами нормативного поведения.

Отечественные исследования социальной компетентности связаны с теорией социальных представлений (В. Дуаз, В. Дрозда-Сеньковская, С. Московичи и др.), методологией личностного, деятельностного и субъектного подходов (М. М. Бахтин, А. В. Брушлинский, С. Л. Рубинштейн и др.).

Развитие социальной компетентности исследуется также в контексте «социального интеллекта личности», интегративного понятия, раскрываемого через самопознание и функционально обусловленные действия [18].

Таким образом, социально компетентную личность характеризуют поведение и деятельность в соответствии с общественными ценностными установками и нормами, готовность решать социально значимые задачи (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев). Основой социальной компетентности личности рассматриваются коммуникативные и социально-психологические умения (Е. В. Коблянская), а также владение сценариями поведения (В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша) [19].

В исследованиях социальной компетентности личности особо выделяются ее мотивационные, ценностные, эмоционально-волевые, когнитивные, содержательные, оценочные, операциональные компоненты, отражающие осознанность убеждений, мотивов, способность эффективно и результативно взаимодействовать, приобретать умения к социальным достижениям в условиях конструктивной преобразовательной

деятельности в социуме, осуществлять многоплановую систему оценки, ориентированную на сотрудничество и выработку социальной точки зрения, владеть способами поведения и освоения различных поведенческих сценариев [20].

М. И. Лукьянова раскрывает понятие социальной компетентности с точки зрения сознательного проявления личностью ее убеждений, взглядов, отношений, мотивов, установок на поведение в определенной ситуации, а также необходимого уровня развития «личностных качеств, способствующих конструктивному взаимодействию» [22].

Широкая дискуссия по проблеме социальной компетентности выявляет неоднозначные трактовки как самого понятия, так и сферы применения данного профессионально релевантного феномена.

Проблемы педагогического проектирования также широко представлены в научных исследованиях. Основоположниками теории и практики проектирования в области педагогики и образования являются выдающиеся педагоги XX века: П. П. Блонский, О. Г. Генисарецкий, Дж. Дьюи, К. М. Кантор, В. В. Краевский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, Г. П. Щедровицкий и др. По мнению В. В. Краевского, обоснование педагогических проектов наиболее эффективных систем обучения и воспитания является конечной целью всей научной работы в области педагогики [21].

Признание проектирования и технологии проектной деятельности как самостоятельного вида педагогической деятельности относится к концу 80-х годов XX века и связано с именем В. П. Беспалько, в исследованиях которого проектирование представлено как многошаговое планирование и деятельность по определению условий реализации определенной педагогической системы [23, 24].

Современные взгляды на проектирование, в том числе в области педагогики, характеризуются разнообразными подходами, связанными с изучением и определением оснований, направленных на введение нового понятийного аппарата, акцентированием многообразных аспектов процесса проектирования, исследованием теоретических моделей и др. [25]

Поэтому в настоящее время не существует единого определения понятия «проектирование», что свидетельствует о непрерывном научном поиске ученых различных областей знания. Однако можно отметить некоторые педагогические позиции, раскрывающие понятие «проектирование» и имеющие особое значение в рамках нашего исследования.

Например, по мнению Н. О. Яковлевой, педагогическое проектирование является целенаправленной деятельностью, в результате которой создается проект как инновационная модель образовательно-воспитательной системы. Основные особенности этой деятельности состоят в том, что, являясь процессом, педагогическое проектирование системно носит информационный характер и всегда решает актуальную проблему; базируется на некотором изобретении; ориентировано на будущее, на предвидение результатов и последствий деятельности. Деятельность проектировщика характеризуется ценностью, которая и определяет сущность будущего проекта, а результаты проектирования ориентированы на массовое использование [26].

Методологическая база исследования

На основании анализа и типологизации вышеизложенных материалов нами было проведено анкетирование руководителей образовательных организаций как муниципального сектора, так и альтернативных форм (частные детские сады, центры развивающего обучения, семейный детский сад). Всего было опрошено 52 респондента.

Целью было выявление осознанного отношения к изучаемому компоненту профессиональной готовности руководителя эффективно осуществлять деятельность в современном социокультурном и экономическом контексте, а также рефлексия собственной деятельности в свете функциональных характеристик.

Были предложены вопросы информационно-рефлексивного характера, позволяющие определить осведомленность руководителей о феномене социальной компетентности как важном компоненте в портрете современного руководителя образовательной организации.

Также был предложен вопрос о декомпозиции компетентности на составляющие компоненты.

Несколько вопросов было посвящено методу проектной деятельности, его значимости в современной социокультурной практике.

Результаты исследования

В целом 55% респондентов (29 человек) отмечают значимость социальной компетентности в организации эффективной деятельности современного руководителя. При этом только 38% (20 человек) смогли предложить структурную декомпозицию этого феномена на компоненты.

Ведущим компонентом, по мнению большинства опрошенных, является информационный и коммуникативный, то есть формальные признаки социальной компетентности доминируют по отношению к содержательно-сущностным.

Мотивационно-ценностный и социально-личностный компоненты были определены 29% респондентов (15 человек), которые также отметили необходимость формирования профессиональной корпоративной культуры в педагогическом коллективе и соблюдения принципов профессиональной этики как основы здоровой рабочей атмосферы в организации.

92% (48 человек) однозначно подчеркивают перспективность и эффективность метода проектной деятельности в решении большинства производственных задач, в том числе и в формировании и совершенствовании социальной компетентности руководителя образовательной организации.

В структуру социальной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации можно включить такие компоненты, как информационно-когнитивный, мотивационно-ценностный, коммуникативный, социально-личностный и др.

Информационно-когнитивный компонент - это понимание миссии дошкольной образовательной организации в современных динамично развивающихся условиях; сформированные представления о педагогической профессии; умение анализировать профессиональную и социальную ситуацию; ставить достижимые цели; проектировать индивидуальные образовательные траектории профессионального развития каждого педагога, разрабатывать адекватные ситуации программы профессионального развития и др. [27]

Мотивационно-ценностный компонент подразумевает умение выявлять и оценивать степень выраженности индивидуальных профессиональных интересов; владение диагностическими процедурами и методами повышения уровня профессиональной мотивации педагогов; проявление гибкости, вариативности и мобильности построения профессиональных стратегий развития; выраженную потребность к раскрытию профессионального потенциала и роста [28].

Коммуникативный компонент характеризуется межличностным пониманием и стилем общения в соответствии с ситуацией взаимодействия (проявление эмоциональной устойчивости и самоконтроля при взаимодействии; умение создавать условия для сплочения коллектива, учитывая совместимость педагогов одной команды; умение легко устанавливать контакт и вступать в процесс взаимодействия; стремление к развитию новых социальных контактов и др.) [29].

Социально-личностный компонент включает пластичность мышления, способность быстро переключать и распределять внимание; стремление к лидерству; высокую работоспособность и активность; способность к непрерывному обучению и самообразованию, овладению новыми формами и методами управленческой деятельности; эмоциональную чувствительность; владение коммуникативными техниками; направленность на достижение успеха; проявление эмоциональной зрелости в выражении своих чувств и управлении ими; умение принимать самостоятельные решения, нести за них ответственность [30].

Вышеизложенное позволяет прийти к выводу: социальная компетентность - это многоаспектный феномен, обусловливающий успешную социализацию личности, в том числе и в профессиональной среде. Социально компетентная личность способна осознанно определять социальные проблемы и на их основе дальнейшие функциональные действия, в том числе и проектирование эффективного социального партнерства и взаимодействия.

Социально компетентный руководитель должен на высоком уровне владеть:

- высоким уровнем социальной ответственности, самостоятельностью в принятии управленческих решений, нравственностью, мобильностью и др.;

- системой социальных знаний, обеспечивающих функциональные действия в границах нормативного-правового поля в управлении профессиональным педагогическим коллективом;

- социальными способностями, обусловливающими выбор поведенческих моделей в решении межличностных и профессиональных конфликтов, в определении траектории развития социально и профессионально значимого взаимодействия.

Исходя из вышеизложенного, социальную компетентность руководителя дошкольной образовательной организации мы определяем как качественную и конструктивную характеристику развития всех компонентов профессиональной компетентности в сфере социальной действительности, позволяющую результативно взаимодействовать при реализации актуальных целей профессионального развития в различных социальных ситуациях, применять необходимые поведенческие модели (сценарии), способствующие согласованности действий участников взаимодействия, выполнять социальную роль в единстве функциональных прав и обязанностей.

Заключение

Таким образом, педагогическое проектирование - это актуальная тенденция и инновационный способ объективных изменений современного образования и педагогической практики в области как методологии, так и дидактики.

Основополагающими принципами педагогического проектирования в условиях модернизации образования, в том числе дошкольного, рассматриваются принцип гуманизации, обусловливающий учет индивидуальных запросов, интересов и возможностей личности, и принцип саморазвития, предполагающий создание в процессе

проектирования динамичных систем, процессов и ситуаций, а также создание гибких, способных к изменению, преобразованию, усложнению/упрощению проектов.

Научно-теоретическое осмысление понятия «педагогическое проектирование» позволяет выделить наиболее важные смыслы применительно к сфере образования (М. В. Кларин, Е. И. Машбиц, В. М. Монахов, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, Т. К. Смы-ковская и др.). Прежде всего, педагогическое проектирование раскрывается:

- как важнейшая составляющая педагогической деятельности, направленная на процессы преобразования с целью повышения эффективности и достижения качественного образовательного результата;

- деятельность творческого характера, интегративно включающая определенную совокупность: конструирование (разработку проектной идеи) и практическую реализацию проектного замысла;

- продуктивная деятельность, поскольку продуктом этой деятельности выступают: проект (модель) и программа реализации в практику, а также достижения (результаты), имеющие место в процессе реализации проекта;

- структурно-процессуальная характеристика деятельности, направленная на разрешение различных проблем в педагогическом процессе и включающая систему следующих компонентов: цель, субъект, объект, предмет, формы, средства, результат деятельности.

На основании вышеизложенного и в соответствии с общей теорией проектирования, определяющей основные закономерности, методологию и дидактику, можно сделать следующие выводы:

- педагогическое проектирование способно устранить препятствия, которые возникают при осуществлении социально-профессиональной деятельности руководителя в условиях дошкольной образовательной организации;

- при проектировании процесса развития социальной компетентности руководителя в дошкольной образовательной организации важно определить целевые установки, методы и технологию организации работы; способы взаимодействия участников социально-профессиональных отношений в едином социально-образовательном пространстве.

Общими требованиями к проектированию процесса развития социальной компетентности руководителя в дошкольной образовательной организации выступают:

- актуальность, конкретность и точность содержания социально-профессиональной информации;

- определение соответствующих форм и методов ее преподнесения;

- мотивация на социокультурное поведение и формирование привычки неукоснительно выполнять социальные нормы взаимодействия;

- понимание своих прав и обязанностей как основного способа регулирования социально-профессиональных отношений.

Ссылки на источники

1. Белинова Н. В., Сидорова А. Е. Социально-образовательное проектирование в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования // Общество: социология; психология; педагогика. - 2017. - № 6. - С. 59-61.

2. Features of professional ethics formation of the future teacher / N. V. Belinova, I. B. Bicheva, O. V. Kolesova, T. G. Khanova, A. V. Khizhnaya // Espacios. - 2017. - Vol. 38(25). - P. 9.

3. Developing preschool teachers' professional competencies with regard to forming children's safe traffic participation skills / N. V. Belinova, I. B. Bicheva, L. V. Krasilnikova, T. G. Khanova, A. V. Khizhnaya // Espacios. - 2108. - 39 (49). - 8 p.

4. Бичева И. Б. Карьерная компетентность будущих педагогов дошкольного образования: теоретический контекст // Государственный советник. - 2017. - № 4(20). - С. 57-60.

5. Бичева И. Б., Филатова О. М. Перспективы профессиональной подготовки педагогов: аксиологический подход // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6. - № 2. - С. 3. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-3

6. Бичева И. Б., Филатова О. М. Проектирование управленческих компетенций руководителя дошкольной образовательной организации // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7. - № 1. - С. 7. DOI: 10.26795/2307-1281-2019-7-1-7

7. Didactic foundations of designing the process of training in professional educational institutions / N. V. Bystrova, E. A. Konyaeva, J. M. Tsarapkina, I. M. Morozova, A. S. Krivonogova // Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2018. - 622. - Р. 136-142.

8. Янчук В. А. Введение в современную социальную психологию. - Минск: АСАР, 2005. - 800 с.

9. Хьюстон М., Штребе В. Введение в социальную психологию. Европейский подход: учеб. для студ. вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 622 с.

10. Кобьелл К. Мотивация в стиле ЭКШН. Восторг заразителен. - М.: «Альпина Паблишер», 2011. - С. 192.

11. Habermas Yu. Theorie des kommunikativen Handelns. (Bd. 1: Handlungsrationalitat und gesellschaftliche Rationalisierung; Bd. 2: Zur Kritik der funktionalistischen Vernunft.) - Frankfurt am Main, 1984. - 1216 S.

12. Habermas Yu. Theorie der Gesellschaft oder Sozialtechnologie. Was leistet die Systemforschung? (Совместно с N. Luhmann). - Frankfurt am Main, 1971. -1123 S.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Аргайл М. Психология межличностного поведения. - М., 2000. -336 с.

14. Рубин К. Х., Роуз-Крэснор Л. Решение межличностной проблемы и социальная компетентность в поведении детей // Межличностное общение / сост. и общ. ред. Н. В. Казариновой, В. М. Погольши. - СПб.: Питер, 2001. - 512 с.

15. Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. - М., 2003. - 752 с.

16. Bandura A. Moral Disengagement: How People Do Harm and Live with Themselves. - N. Y.: Worth, 2015. - Р. 23-39.

17. Walter M. Personality and assessment. - Lawrence Erlbaum Associates; 1 edition. - 1996. - February 3. - 365 р.

18. Слободчиков В. И. Очерки психологии образования. - 2-е изд. - Биробиджан: Биробиджанский государственный педагогический институт, 2005. - 272 с.

19. Долинина И. Г., Бороненкова Л. С. Современные подходы к определению понятия социальная компетентность // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - С. 377.

20. Personal resources of the professional's stress tolerance / N. V. Fomina, T. E. Fedoseeva, N. N. Kuimova, I. A. Ivanova, T. Y. Medvedeva, E. Y. Salyaeva // Asian Journal of Pharmaceutics. - 2017. - 11 (3). - Р. S561-S565.

21. Психология общения: энциклопедический словарь / под общ. ред. А. А. Бодалева. - М.: Когито-Центр, 2011. - 2280 с.

22. Лукьянова М. И. Социальная компетентность как компонент управленческой культуры руководителя // Психология инновационного управления социальными группами и организациями. - М.; Кострома, 2001. - С. 240-242.

23. Кошевая О. Г. Понятие «социальная компетенция» как научная категория // Устойчивое развитие науки и образования. - 2017. - № 9. - С. 154-164.

24. Краснокутская С. Н. Анализ состояния проблемы социальной компетентности в отечественной и зарубежной литературе // Сб. науч. тр. Северо-Кавказского гос. техн. ун-та. Сер. «Гуманитарные науки». - 2005. -№ 1 (13). - С. 98-109.

25. Маркова С. М., Наркозиев А. К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7. - № 1. - С. 2. DOI: 10.26795/2307-1281-2019-7-1-2

26. Яковлева Н. О. Проектирование как педагогический феномен // Педагогика. - 2002. - № 6. - С. 8-14.

27. Ilaltdinova E. Y., Frolova S. V., Lebedeva I. V. Top qualities of great teachers: National and universal // Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2018. - Vol. 677. - P. 44-52.

28. Jankins R. Social identity. - L., 1996. - P. 73.

29. Kochetova E. V., Gutsu E. G., Demeneva N. N. et al. Psychological mechanisms of future pedagogues' professional individualization formation during their studies in a higher educational institution // Journal of Fundamental and Applied Sciences. - 2017. - Vol. 9. Special Issue: SI. Supplement: 2. - P. 1484-1493.

30. Empirical understanding of the problem of value orientations students [Article@Comprensión empírica del problema de las orientaciones de valores] / O. Kostina, M. Simonova, N. Belinova, E. Kochneva, L. Morozova, T. Serebry-akova // Opcion. - 2018. - 34 (85). - Р. 672-686.

Natalia Belinova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Psychology and Pedagogy of Preschool and Primary Education Chair, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin, Nizhny Novgorod belinova@mail.ru Julia Bryzgalova,

Undergraduate, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin, Nizhny Novgorod

juliyabryzgalova@mail.ru

Anna Y. Vershinina,

Postgraduate Student, Senior Lecturer, Psychology and Pedagogy of Pre-School and Primary Education Chair, Nizhny

Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin, Nizhny Novgorod

starikova.anneta@mail.ru

Pedagogical design of social competence development for preschool educational organization head

Abstract. Opportunities for the development of social competence of the head of a preschool educational organization through pedagogical design seem to be a pressing issue in the context of modern sociocultural transformations. This is due not only to humanistic principles, focused on value-moral and active understanding of professional activity, but also taking into account national-cultural characteristics and regional aspects of pre-school education system in a single educational discourse. One of the problematic components in the light of the proposed research seems to be an insufficient level of reflection of social competence as a component of the professiogram of the head of an educational organization. The main research methods of the proposed problem are the analysis and typology of existing approaches in domestic and foreign scientific research to the definition of formal-functional signs of social competence, as well as the questionnaire method, which allows us to determine the degree of the professional community awareness and interest in this aspect. The decomposition of this phenomenon in the light of modern research allowed us to identify a number of components, such as information-cognitive, motivational and value, communicative, social and personal ones. As the observations show, heads show much concern for the information-cognitive and communicative components, while the motivational, axiological and socio-personal components remain outside the zone of attention in professional activities. The research allows us to put forward pedagogical design as an optimal method in social and professional activities, influencing the development of social competence, improving the quality of professional functions in cooperation with the social partners of an educational organization. It is necessary to conduct further research that will allow us, to develop methods for incorporating into the process of pedagogical personnel training the formation of social competence in the context of all its components census.

Key words: pedagogical design, social competence, head of preschool educational organization.

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

Библиографическое описание статьи:

Белинова Н. В., Брызгалова Ю. В., Вершинина А. Ю. Развитие социальной компетент ности руководителя дошкольной образовательной организации посредством педа гогического проектирования // Научно-методический электронный журнал «Кон цепт». - 2019. - № 7 (июль). - С. 1-10. - URL: http://e-koncept.ru/2019/191048.htm.

DOI 10.24411/2304-120X^019-11048

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Белинова Н. В., Брызгалова Ю. В., Вершинина А. Ю., 2019

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.