Научная статья на тему 'Социально-образовательное проектирование в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования'

Социально-образовательное проектирование в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / TEACHER TRAINING / PRESCHOOL EDUCATION / PROJECT ACTIVITIES / SOCIAL PROJECT / SOCIAL AND EDUCATIONAL PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белинова Наталья Владимировна, Сидорова Анна Евгеньевна

В статье предпринята попытка обоснования валидности понятия «социально-образовательное проектирование» в практике профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Рассмотрены подходы к социальному и образовательному проектированию. Приведен пример мероприятия социально-образовательного проекта для детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белинова Наталья Владимировна, Сидорова Анна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and educational project in professional activity of a preschool teacher

The article attempts to substantiate the validity of the concept of “social and educational project” in professional activity of a preschool teacher. It reviews the approaches to the social and educational project. The authors give an example of an event that is the social and educational project for preschool students.

Текст научной работы на тему «Социально-образовательное проектирование в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования»

УДК 373.2

https://doi.org/10.24158/spp.2017.6.11

Белинова Наталья Владимировна

Belinova Natalya Vladimirovna

кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой психологии и педагогики начального и дошкольного образования Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина

Сидорова Анна Евгеньевна

PhD in Education Science, Head of the Department for Psychology and Pedagogy of Preschool and Elementary Education, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

Sidorova Anna Evgenyevna

студент магистратуры Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина

СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Applicant for a Master's degree, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

SOCIAL AND EDUCATIONAL PROJECT IN PROFESSIONAL ACTIVITY OF A PRESCHOOL TEACHER

Аннотация:

В статье предпринята попытка обоснования ва-лидности понятия «социально-образовательное проектирование» в практике профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Рассмотрены подходы к социальному и образовательному проектированию. Приведен пример мероприятия - социально-образовательного проекта для детей дошкольного возраста.

Ключевые слова:

подготовка педагога, дошкольное образование, проектная деятельность, социальное проектирование, социально-образовательное проектирование.

Summary:

The article attempts to substantiate the validity of the concept of "social and educational project" in professional activity of a preschool teacher. It reviews the approaches to the social and educational project. The authors give an example of an event that is the social and educational project for preschool students.

Keywords:

teacher training, preschool education, project activities, social project, social and educational project.

В процессе развития современного социума, модернизации российского образования повышаются требования к профессиональной подготовке педагога. Особенно остро ощущается необходимость в интеллектуальных, креативных, всесторонне развитых специалистах, способных находить инновационные, нестандартные подходы к решению приоритетных образовательных задач, тем самым выступающих интеграторами и навигаторами в области знаний и социального опыта.

Перспективным направлением в современной образовательной практике является проектная деятельность, которая обеспечивает оптимальные условия социокультурного развития в условиях динамично изменяющегося мира, в том числе и на этапе дошкольного детства.

Образовательный процесс в детском саду строится таким образом, что в процессе овладения знаниями, навыками и умениями у детей дошкольного возраста одновременно формируются мировоззрение, способы действий, поведенческие характеристики и черты характера. Содержание дошкольного образования в соответствии с современными подходами предполагает:

- формирование основ адаптации и жизненной компетентности ребенка;

- воспитание элементов научно-технологического мировоззрения, развитие позитивного отношения к окружающей среде;

- утверждение позитивного эмоционально-ценностного отношения к практической и духовной деятельности человека;

- развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.

Наиболее эффективным способом обеспечения реализации содержательного компонента

представляется проектная деятельность, которая направлена на решение какой-либо проблемы путем процессуально-действенного освоения заданного поля. Проектная деятельность всегда носит преобразующий характер, как для отдельного участника, так и для коллектива в целом [1].

Проектирование широко представлено в современном теоретико-методологическом дискурсе в трудах российских (В.Г. Веселова, И.Я. Зимняя, В.С. Идиатулин, Е. Карпов, Т.В. Крайнова,

Л. Левин, В.А. Луков, И.И. Ляхов, Е.С. Полат, Т.Е. Сахарова, Г. Селевко, В.Я. Синенко, В.И. Сло-бодчиков, Е.Н. Янжул) и зарубежных (Дж. Аткинсон, Т. Блур, Н. Видал, Л. Галлахер, М. Кнолл, Р. Рибе, Т. Хатчинсон, Р.Т. Хауэлл, С. Хэйнс) ученых.

В рамках статьи предпринята попытка рассмотреть типологию социальных проектов с целью обоснования их интеграции с образовательными проектами. Следующим шагом должна стать разработка программы планомерной профессиональной подготовки педагогов к реализации социально-образовательных проектов в работе дошкольных организаций [2].

Наиболее емким, на наш взгляд, представляется определение социального проектирования В.А. Лукова: «сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению» [3].

В соответствии с разрабатываемой тематикой и указанным выше определением социального проектирования наиболее близкой авторам видится следующая классификация социальных проектов:

- прикладные - основанные на процессе внедрения прикладной деятельности в системе образовательной деятельности;

- информационные - предполагающие активную деятельность по использованию современных информационных источников, с разработкой информации о какой-либо теме, событии и явлении;

- ролевые и игровые - способствующие выбору новых социальных ролей участников проектной деятельности с целью обеспечения вариативности содержания проекта и определения линии поведения посредством игровой деятельности;

- исследовательские - направленные на решение творческих и интеллектуальных задач с заранее неизвестным решением, что помогает формированию новизны подхода и восприятия [4].

В процессе анализа теоретической литературы по разрабатываемой проблеме было выявлено, что социальное проектирование неразрывно связано с образовательным проектированием, эти понятия дополняют друг друга. Более того, по одной из классификаций образовательный проект является типом социального проекта по критерию направления деятельности (наряду с научно-техническим и культурным).

В современном образовании «образовательный проект» подразумевает практику организации образовательной деятельности с применением комплексных мероприятий, направленных на получение образовательной продукции за определенный промежуток времени.

Оправданным представляется введение такого понятия, как «социально-образовательное проектирование», для преодоления целого ряда противоречий, имеющих место в современном образовании:

- между активной разработкой теории проектной деятельности в российской и зарубежной науке и недостаточной осведомленностью педагогов-практиков о типологии различных видов проектирования;

- большим количеством разрабатываемых и реализуемых проектов в образовательном процессе и их недостаточной социокультурной ценностью в плане приобщения детей к социальным аспектам современной жизни;

- требованиями современных учебных изданий к организации проектной деятельности в образовательном процессе и неготовностью педагогов к включению в этот процесс (по причине низкой мотивации к профессиональной деятельности, недостаточного уровня знаний по проблемам проектной деятельности и т. п.).

Социально-образовательное проектирование - это интеграция двух смежных понятий с сохранением основных черт каждого из них. В итоге полагаем, что в социально-образовательном проекте для детей дошкольного возраста значимыми характеристиками будут являться:

- формулирование проблемы, решение которой направлено на освоение социальных норм,правил,понятий;

- использование средств, методов и форм деятельности, характерных для дидактической системы дошкольного образования;

- традиционный алгоритм проектной деятельности (мы придерживаемся технологии «пять П»-проекта - проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация) [5];

- усвоение (присвоение) социальных норм, правил и т. д. как результат или продукт проектной деятельности;

- привлечение участников проектной деятельности из сопряженной социальной сферы.

Примером социально-образовательного проекта для детей дошкольного возраста является мероприятие «Город маленьких пешеходов», так как его объектом является социальная среда и он направлен на решение значимой проблемы - обучить детей безопасному поведению на городских улицах в качестве пешехода.

Для решения означенной проблемы педагогу рекомендуется использовать такие формы и методы организации образовательного процесса, как занятия, беседы, экскурсии, просмотр мультфильмов, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые и дидактические игры и т. п. Для обеспечения социально значимого статуса проекта необходимо привлечь представителей ГИБДД (инспектор по работе с молодежью), водителей (например, из числа родителей). Результат проектной деятельности можно проверить в виде сюжетно-ролевой игры с вручением по итогам контрольного мероприятия сертификата «Маленький пешеход».

Таким образом, образовательная деятельность, вынесенная за пределы группы детского сада и представленная в виде проекта разной по времени протяженности, приобретает статус социально значимого проекта и отличается по итогам промежуточных срезов большей эффективностью и результативностью по сравнению с традиционным образовательным процессом, представленным краткосрочными мероприятиями - образовательными ситуациями.

Ссылки:

1. Gilbert T.F. Human Competence: Engineering Worthy Performance. San Francisco, 2007. 416 p.

2. Бичева И.Б., Николаева Т.П. Устойчивое личностно-профессиональное развитие студентов в вузе [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. № 1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/bf6/19-ustoychivoe-lichnostno_professionalnoe-razvitie-studentov-v-vuze.pdf (дата обращения: 02.02.2017).

3. Луков В.А. Социальное проектирование : учеб. пособие. 7-е изд. М., 2007. 240 с.

4. Там же.

5. Taylor J. A Guide to Project Work: Supporting Students in Independent Learning [Электронный ресурс] // The Guardian. 2013. 13 June. URL: https://www.theguardian.com/teacher-network/teacher-blog/2013/jun/13/project-work-students-inde-pendent-learning-school (дата обращения: 12.06.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.