а
«о §
л
3
DOI 10.25588/CSPU.2020.159.6.012
УДК 37.032 ББК 74.00
Т. Н. Садыкова
1ORCID № 0000-0002-6583-5944 Аспирант кафедры педагогики и психологии детства, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, музыкальный руководитель, МБДОУ «ДС «Непоседы», Ямало-Ненецкий автономный округ, Муравленко, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
Аннотация
Введение. В статье рассматривается проблема управления качеством дошкольного образования посредством профессиональной компетентности педагога, рассматриваются способы формирования и оценивания профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации.
Материалы и методы. Для выявления способов формирования и оценивания профессиональной компетентности педагога используются такие методы исследования, как анализ нормативно-правовых документов, в которых определены требования к квалификации педагогов, а также анализ научных исследований, рассматривающих различные подходы к формированию и оцениванию профессиональной компетентности педагога.
Результаты. По итогам анализа нормативно-правовых документов и научных исследований рассмотрены различные формы методической работы, которые будут способствовать формированию профессиональной компетентности, а также методики оценивания уровня сформированности профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.
Обсуждение. В статье подчеркивается, что способами формирования профессиональной компетентности являются различные
Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического 198__университета, № 6, 2020_
формы методической работы в дошкольной образовательной организации, способами оценивания — различные методики оценивания профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.
Заключение. По итогам изучения нормативно-правовых документов и научных исследований дается обоснование таких форм методической работы, как тренинг, семинар, проектная деятельность, социализационное занятие, которые будут способствовать формированию профессиональной компетентности. Также представлена характеристика методик оценивания профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования.
Ключевые слова: управление качеством дошкольного образования; компетенция; профессиональная компетентность педагога; р
о
образовательные и социальные компетенции педагога дошкольного о
образования; формирование профессиональной компетентности; оце- ^
л
нивание профессиональной компетентности; методическая работа. и
Основные положения: ^
а
н
и
¡0
- рассмотрены требования современных нормативно-правовых документов к уровню профессиональной компетентности педагога;
- определены способы формирования профессиональной ком-
- дана характеристика методик оценивания профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.
о -к № ж
к
§
петентности педагога — формы методической работы в дошкольной К
образовательной организации; О
&
№ о о к о
ж §
с
1 Введение (Introduction) О
Й! *
О
В современных условиях обновления и модернизации системы образования актуальной является проблема совершенствования деятельности образовательных организации, повышения качества образования, поиска эффективных средств, которые будут способствовать решению данных задач. В нормативно-правовых документах р подчеркивается, что деятельность образовательных организаций, в том числе на уровне дошкольного образования, должна быть
ориентирована на достижение качества образовательного процесса (Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования).
Для достижения качества дошкольного образования необходимы соответствующие средства, одним из которых является профессиональная компетентность педагога. В соответствии с Федеральным законом № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» педагог должен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с установленными в нормативно-правовых документах требованиями, при этом педагог должен постоянно повышать уровень своей подготовки (ст. 48) [1].
В связи с этим важно понимать, что входит в содержание феномена «профессиональная компетентность педагога», какова ее структура, а также какие способы формирования и оценивания профессиональной компетентности педагога необходимо применять с учетом специфики дошкольного образования.
2 Материалы и методы (Materials and methods)
Для изучения способов формирования и оценивания профессиональной компетентности педагога как средства управления качеством дошкольного образования были проанализированы нормативно-правовые документы и научные исследования, рассмотрены основные подходы к обоснованию форм методической работы и выбору методов и методик для оценивания профессиональной компетентности.
3 Результаты (Results)
Под профессиональной компетентностью педагога как средства управления качеством дошкольного образования понимается
§ комплекс компетенций. Компетенция, в соответствии с теорией про-
ко
^ фессионально-педагогической компетентности С. Г. Молчанова,
да
представляет собой совокупность представлений об объекте (зна-
^ ния), представления о возможных способах работы с объектом
(умения и навыки), реальные действия и поступки (способы деятельности и поведения)[2].
Комплекс компетенций, которые входят в структуру профессиональной компетентности педагога дошкольного образования, включает образовательные (предметные, дидактические компетенции, квалитативные, технико-технологические, методические) и социальные компетенции. Образовательные компетенции направлены на передачу содержания образования, а социальные — на передачу социализации [3].
Проблема профессиональной компетентности педагога предполагает изучение не только содержания данного феномена, но и поиск способов формирования и оценивания. Необходимо определить, какие формы, методы и средства будут способствовать °
о
формированию профессиональной компетентности педагога, а ^
также то, по каким критериям и показателям нужно оценивать уро- л
к и
о
№
а н
и ¡0
вень профессиональной компетентности, посредством каких методов и методик осуществлять процесс оценивания профессиональной компетентности педагога [4].
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3 сказано, что педагог обязан «осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном
о -к
е н
и
№
а н
и о
уровне», «систематически повышать свой профессиональный уро- е
о
вень» и «проходить аттестацию» (ст. 48, п. 1). Аттестация, согласно о
на
ст. 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федера- §
но
ции» проводится с целью «подтверждения соответствия педагогичес- к,
к о
ких работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности». При этом не указывается, какие инструменты необходимо использовать для оценки профессиональ- но ной деятельности педагога, а также какие способы необходимо ис-
е
пользовать для того, что «систематически повышать свой професси- а
й
о
г а
ональный уровень» [1].
Федеральным законом также определено, педагог должен осуществлять образовательную деятельность в соответствии с квалификационными требованиями, которые указаны в профессиональных стандартах (ст. 46, п. 1). В данном случае это Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [5]. Согласно данному стандарту, деятельность педагога включает в себя ряд трудовых функций, направленных на реализацию содержания программы дошкольного образования. При этом не обозначены способы формирования и оценивания данных трудовых функций.
В п. 1.7 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования сказано, что в дошкольной образовательной организации должны быть созданы условия для «профессионального развития, ... консультативной поддержки педагогических работников, ... организационно-методического сопровождения процесса реализации программы ...» (п. 3.2.6) [6]. При этом не раскрывается, что входит в перечень данных условий, каким образом они будут способствовать формированию профессиональной компетентности педагогов.
В научных исследованиях рассматриваются различные подходы к формированию профессиональной компетентности педагога. Согласно теории профессионально-педагогической компетентности С. Г. Молчанова, необходимо определить не только то, что входит в содержание феномена «профессиональная компетентность педагога» («Что?»), но и как необходимо формировать профессиональную компетентность («Как?») и каким образом оценить уровень сформи-рованности профессиональной компетентности («Каков?») [2]. | И. Н. Асаева считает, что процесс формирования профессио-
^ нальной компетентности педагога включает в себя такие этапы, как ¡Н диагностика компетенций воспитателя, создание условий для повы-^ шения квалификации (мотивация, разработка и реализация модуль-
ной программы повышения квалификации, научно-методическое сопровождение), оценка результативности деятельности педагогов [7].
О. В. Тихомирова также выделяет такие направления, как развитие мотивации педагогов, освоение теоретических знаний и формирование практических умений, организация процесса профессионального взаимодействия педагогов (коммуникация), рефлексия. В качестве форм предлагаются групповой или индивидуальный методический продукт, теоретические и практические занятия [8].
Г. И. Захарова в качестве средства формирования профессиональной компетентности педагогов ДОО предлагает тренинг. Посредством тренинга у педагогов формируются знания в области педагогики и психологии, умения и навыки эффективного общения с детьми, коллегами и родителями, профессионально значимые свойства личности [9].
Л. Н. Атмахова считает, что условием развития профессио- ^ нальной компетентности педагогов ДОО является организация методической службы. Методическая служба рассматривается как самостоятельное структурное подразделение дошкольной образовательной организации, задача которого — развитие профессио-
о к ен
нальной компетентности через разнообразные формы организации к
ан
работы с педагогами (предметно-педагогические циклы, методичес- |
о
^ е
с
с и
кие секции, творческие мастерски т. д.) [10].
С. Г. Молчанов предлагает такую форму работы по формированию компетентности, как социализационное занятие. Это форма н работы по формированию теоретических представлений о положи
тельных социальных компетенциях с использованием различных ко материалов с социализирующим контентом. Классификация занятий | включает: теоретические занятия по формированию представлений Н о компетенциях педагога дошкольного образования, проектную деятельность, занятия с изображениями (images-self-teach), с видеоматериалами (video-self-teach), с аудиоматериалами (audio-self-teach). В работе с педагогами социализационные занятия могут
203
быть направлены на формирование представлений о компетенциях современного педагога дошкольного образования, умений экспертного оценивания и самооценивания профессиональной компетентности [11].
Таким образом, в научных исследованиях раскрываются различные подходы к проблеме формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования. Во многих исследованиях подчеркивается важность работы по формированию мотивации педагогов, организации методической работы посредством различных форм (занятий, лекций, тренинга, семинара, проектной деятельности). Для того, чтобы оценить эффективность данных форм, необходимо определить способы измерения уровня сформированности профессиональной компетентности педагога.
В научных исследованиях проблема измерения профессиональной компетентности рассматривается с позиции двух основных подходов:
1) оценивается определенный компонент профессиональной компетентности, например, мотивационный, коммуникативный, организационный и т. д.;
2) разрабатывается комплексная авторская методика, в которой определяется структура профессиональной компетентности и соответствующие способы измерения всех входящих в нее компонентов [12].
В рамках первого подхода можно выделить различные методики, направленные на оценку определенных компонентов компетентности педагогов. Так, например, для изучения мотивационного компонента можно использовать методики и диагностики для определения мотивации профессиональной деятельности педагога, мотива вации профессионального развития педагога: методика «Изучение ко
^ мотивации профессиональной деятельности» (К. Замфира в моди-¡Н фикации А. Реана), методика «Способности педагога к творческому ^ саморазвитию» И. В. Никишиной) [13].
В рамках второго подхода разрабатываются комплексные методики оценивания профессиональной компетентности педагога. В них компетентность рассматривается как совокупность определенных компетенций, каждая из которых оценивается по специально разработанным критериям и показателям. Так, например, Т. А. Сва-талова разработала лист самооценки, который педагоги заполняют на основе рефлексии собственной деятельности. По количеству баллов делается вывод об уровне профессиональной компетентности (недопустимый, критический, допустимый, достаточный, оптимальный) [14].
С. Г. Молчанов разработал методику «Отбор содержания социализации (ОСС)» и «Оценивание социализованности (ОС)». Первая методика обеспечивает выбор референтных групповых компетенций, фиксирующих социальный заказ, вторая — обеспечивает взаимное оценивание (фиксацию поступков) качеств каждого члена ^ группы [11].
4 Обсуждение (Discussion)
Проведенный анализ нормативно-правовых документов и научных исследований показал, что решение проблемы управления
о к ен
качеством дошкольного образования требует обоснования спосо- к
н
бов формирования и оценивания профессиональной компетентно- |
5
3
о ^
е с с
8
сти педагога дошкольного образования.
5 Заключение (Conclusion)
Таким образом, в результате проведенного исследования вы- § явлено, что структура профессиональной компетентности педагога дошкольного образования включает в себя образовательные и социальные компетенции. Данный подход позволяет определить спосо- |
S
бы формирования и оценивания профессиональной компетентности. § Способы формирования профессиональной компетентности включают в себя различные формы методической работы, способы оценивания — методы и методики диагностики профессиональной
а
S д а г г
компетентности. а
Библиографический список
1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 дек. 2012 г. : одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2012 г. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
2. Молчанов С. Г., Садыкова Т. Н. Основания для построения теории профессионально-педагогической компетентности // Социум и власть. 2018. № 1 (69). С. 113-126.
3. Белкина В. Н. Профессиональное самосознание как психолого-педагогическая категория // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 6. С. 207-211.
4. Катуржевская О. В. Оценка качества сформированное™ профессиональной компетентности выпускника вуза // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2 (62) Т.3. С. 58-63.
5. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н c приложением : зарег. в Минюсте Рос. Федерации 06 декабря 2013 г. № 30550. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : утвержден приказом Министерства образования и науки Рос. Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. До-ступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Асаева И. Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2009. - 23 с.
8. Тихомирова О. В. Формирование профессиональной компетентности педагога в предшкольном образовании в условиях повышения квалификации : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. Ярославль, 2012. - 22 с.
9. Захарова Г. И. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения средством психолого-педагогического тренинга : дис. ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 1998. - 168 с.
10. Атмахова Л. Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2006. - 177 с.
^ 11. Молчанов С. Г. Video-self-teach и другие социализационные занятия
а
«о §
.0
-"О
Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, № 6, 2020_
с родителями: опыт классификации // Детский сад от А до Я: Научно-методический журнал для педагогов и родителей. 2017. № 5. С. 6-11.
12. Прилипко Е. В. Оценочная деятельность преподавателя в компетент-ностной парадигме: формирование осознанной компетентности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2017. № 1. С. 30-35.
13. Тихомирова О. В. Методика оценивания профессиональной компетентности педагога общего образования // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1 (112). С. 77-84.
14. Сваталова Т. А. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2011. № 1. С. 94-101.
T. N. Sadykova
ORCID No. 0000-0002-6583-5944 Postgraduate at the Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, music director, Municipal Budget Preschool Educational Institution
"Kindergarten "Fidgets" ("Neposedy"), ^
Yamalo-Nenets Autonomous District, Muravlenko, Russia. 5
s
E-mail: [email protected] ^
THE WAYS FOR FORMING AND EVALUATION ^
THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF A EDUCATOR rmi
§
g
Abstract §
d
Introduction. The article discusses the problem of quality tp
a
u a
i
management of preschool education through the professional
competence of a teacher, discusses the ways of forming and as- §
h
sessing the professional competence of a teacher of a preschool ^ educational organization.
Materials and methods. To identify ways of forming and assessing the professional competence of a teacher, such research methods are used as the analysis of regulatory documents that define the requirements for the qualifications of teachers, as well as the analysis of scientific research that considers various approaches to the formation and assessment of the professional competence of a teacher.
es
si o
n a c o m e
te n
c e
s a
Ed
duc c
a
to r
Results. Based on the analysis of regulatory documents and scientific research, various forms of methodological work are considered that will contribute to the formation of professional competence, as well as methods for assessing the level of formation of the professional competence of a preschool teacher.
Discussion. The article emphasizes that the methods of forming professional competence are various forms of methodological work in a preschool educational organization, methods of assessment are various methods for assessing the professional competence of a preschool teacher.
Conclusion. Based on the results of the study of regulatory documents and scientific research, a substantiation of such forms of methodical work as training, seminar, project activities, socialization classes is given, which will contribute to the formation of professional competence. The characteristics of the methods for assessing the professional competence of preschool teachers are also presented.
Keywords: Quality management of preschool education; Competence; Professional competence of a teacher; Educational and social competencies of a preschool teacher; Formation of professional competence; Assessment of professional competence; Methodical work.
Highlights:
Considered the requirements of modern regulatory documents to the level of professional competence of a teacher;
Methods of forming the professional competence of a teacher are determined - forms of methodological work in a preschool educational organization;
a
J The characteristics of methods for assessing the profes-
ad sional competence of a preschool teacher are given.
£
^ References
1. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii (Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ) [On education in the Russian Federation (Federal Law of December 29, 2012 No. 273-®3)]. Prinyat Gosudarst- vennoy Dumoy Federal'nogo Sobraniya Rossiyskoy Federatsii 21 de-kabrya 2012 g. [Adopted by the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation on December 21, 2012]. Odobren Sovetom Federatsii Federal'nogo Sobraniya Rossiyskoy Federatsii 26 dekabrya 2012 g. [Approved by the Council of the Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation on December 26, 2012.]. Spravochno-pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus". (In Russian).
2. Molchanov S.G. & Sadykova T.N. (2018), Osnovaniya dlya postroeniya teorii professional'no-pedagogicheskoj kompetentnosti [The grounds for constructing the theory of professional and pedagogical competence] Socium i vlast', 1 (69), 113-126. (In Russian).
3. Belkina V.N. (2017), Professional'noye samosoznaniye kak psikhologo-pedagogicheskaya kategoriya [Professional identity as a psycho-logo-pedagogical category]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik, 6, 207-211. (In Russian).
4. Katurzhevskaya O.V. (2015), Otsenka kachestva sformirovannosti h
e
professio-nal'noy kompetentnosti vypusknika vuza [Assessment of the quality s
ay
of the formation of the professional competence of a university graduate]. §
Vestnik Kemerovskogo gosudar-stvennogo universiteta, 2 (62), 3, 58-63. (In § Russian). §
5. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog (pedagog- g icheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnov- n nogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel') " v (Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity Rossijskoj Federacii ot 18 a
oktyabrya 2013 g. No. 544n c prilozheniyem) [Order of the Ministry of Labor o
n
th e
and Social Protection of the Russian Federation of October 18, 2013 No. 544n "On the approval of the professional standard "Teacher (pedagogical r activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)" with annex] Zaregistrirovano v Min- n isterstve yustitsii Rossiyskoy Federatsii 06 dekabrya 2013 g. No. 30550 [Registered in Ministry of the Russian Federation December 06, 2013 No. 30550]. Spravochno-pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus". (In Russian).
6. Ministry of Education and Science of the Russian Federation
f es
to
si o
n
a
<—i c
o m p e
te n
c e
(2013), No. 1155 ot 17 oktyabrya 2013 g.: Federal'nyy gosudarstvennyy 0>
obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya [No. 1155 dated Octo- d
u
ber 17, 2013: Federal State Educational Standard for Preschool Education]. a
to
Spravochno-pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus". (In Russian). r
7. Asayeva I.N. (2009), Razvitiye professional'nykh kompetentsiy vospitateley doshkol'nykh uchrezhdeniy raznogo vida v protsesse povysheni-ya kvalifikatsii (avtoreferat dissertatsii na soiskaniye uchenoy stepeni kandi-data pedagogicheskikh nauk) [Development of professional competencies of preschool teachers of various types in the process of advanced training (Dissertation author's abstract for the degree of candidate of pedagogical sciences)]. Yekaterinburg, 23 p. (In Russian).
8. Tikhomirova O.V. (2012), Formirovaniye professional'noy kompe-tentnosti pedagoga v predshkol'nom obrazovanii v usloviyakh povy-sheniya kvalifikatsii (avtoreferat dissertatsii na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk) [Formation of professional competence of a teacher in preschool education in conditions of advanced training (Dissertation abstract for the degree of candidate of pedagogical sciences)]. Yaroslavl', 22 p. (In Russian).
9. Zakharova G.I. (1998), Razvitiye professional'noy kompetentnosti pedagoga doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya sredstvom psi-khologo-pedagogicheskogo treninga (dissertatsiya na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk) [Development of professional competence of a teacher of a preschool educational institution by means of psycho-pedagogical training (Dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences)]. Chelyabinsk, 168 p. (In Russian).
10. Atmakhova L.N. (2006), Organizatsiya deyatel'nosti metodicheskoy sluzhby kak usloviye razvitiya professional'noy kompetentnosti pedagogov DOU (avtoreferat dissertatsii na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk) [Organization of the activity of methodical service as a condition for the development of professional competence of teachers of preschool educational institutions (Dissertation abstract for the degree of candidate of pedagogical scienc-es)]. Yekaterinburg, 177 p. (In Russian).
11. Molchanov S.G. (2017), Video-self-teach i drugiye sotsi-alizatsion-nyye zanyatiya s roditelyami: opyt klassifikatsii [Video-self-teach and other socialization activities with parents: the experience of classification]. Nauchno-metodicheskiy zhurnal dlya pedagogov i rodite ley "Detskiy sad ot A do Ya", 5, 6 -11. (In Russian).
12. Prilipko Ye.V. (2017), Otsenochnaya deyatel'nost' prepo-
a
o davatelya v kompetent-nostnoy paradigme: formirovaniye osoznannoy
yk
"a kompe-tentnosti [Evaluation activity of a teacher in the competence para-
aS
^ digm: the formation of conscious competence]. Innovatsionnyye proyekty i
^ programmy v obrazovanii, 1, 30-35. (In Russian).
13. Tikhomirova O.V. (2020), Metodika otsenivaniya professional'-noy kompe-tentnosti pedagoga obshchego obrazovaniya [Methodology for assessing the professional competence of a teacher of general education]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik, 1 (112), 77-84.
14. Svatalova T.A. (2011), Instrumentariy otsenivaniya profession-al'noy kompetentnosti pedagogov doshkol'nogo obrazovaniya [Tools for assessing the professional competence of preschool teachers]. Doshkol'noye vospitaniye, 1, 94 -101. (In Russian).
he e
ys
for r
for r
s
g
a n d
l
u
a
i
o
n
th
e
ofes Co
si o
n
a
<—1 c
o m p e
te n
c e of a
duc c
a
to r