Научная статья на тему 'Методы актуализации содержания программ дополнительного профессионального образования'

Методы актуализации содержания программ дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
447
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / АКТУАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сваталова Тамара Александровна

В статье представлена модель формирования содержания образовательной программы дополнительного профессионального образования на основе изучения образовательных и профессиональных потребностей педагогов. Нормативно-законодательные документы в сфере образования содержат требования обеспечения субъектности обучающихся в меняющихся условиях профессиональной деятельности и социальной среды. Это предполагает использование соответствующих методов разработки образовательных программ повышения квалификации. Одним из средств, позволяющих достигать поставленных целей, могут стать экспертные карты, содержащие перечни теоретических представлений (знаний) и способов профессиональной деятельности (умений), входящих в состав стандартных профессиональных задач педагога дошкольного образования. Актуальность содержания экспертных карт достигается за счет их оценивания и корректировки педагогическим сообществом. В статье дано описание их применения на этапе курсовой подготовки в учреждениях дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сваталова Тамара Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Updating methods of the content of additional professional education programs

The article presents a model for the formation of the content of educational program for additional professional education on the basis of studying the educational and professional needs of teachers. The regulatory and legislative documents in the sphere of education contain the requirements of students’ subjectivity in the changing conditions of professional activity and the social environment. These requirements involve the use of appropriate methods for the development of educational development programs. One of the tools that can achieve these goals can be expert maps containing lists of theoretical concepts (knowledge) and ways of professional activity (skills) that are part of the standard professional tasks of the teacher of preschool education. The relevance of the content of expert cards is achieved through evaluation and adjustment by the pedagogical community. The article describes the application at the stage of coursework in institutions of additional vocational education.

Текст научной работы на тему «Методы актуализации содержания программ дополнительного профессионального образования»

УДК 378.091.398

Методы актуализации содержания программ дополнительного профессионального образования

Т. А. Сваталова

Updating methods of the content of additional professional education programs

T. A. Svatalova

Аннотация. В статье представлена модель формирования содержания образовательной программы дополнительного профессионального образования на основе изучения образовательных и профессиональных потребностей педагогов. Нормативно-законодательные документы в сфере образования содержат требования обеспечения субъектности обучающихся в меняющихся условиях профессиональной деятельности и социальной среды. Это предполагает использование соответствующих методов разработки образовательных программ повышения квалификации. Одним из средств, позволяющих достигать поставленных целей, могут стать экспертные карты, содержащие перечни теоретических представлений (знаний) и способов профессиональной деятельности (умений), входящих в состав стандартных профессиональных задач педагога дошкольного образования. Актуальность содержания экспертных карт достигается за счет их оценивания и корректировки педагогическим сообществом. В статье дано описание их применения на этапе курсовой подготовки в учреждениях дополнительного профессионального образования.

Abstract. The article presents a model for the formation of the content of educational program for additional professional education on the basis of studying the educational and professional needs of teachers. The regulatory and legislative documents in the sphere of education contain the requirements of students' subjectivity in the changing conditions of professional activity and the social environment. These requirements involve the use of appropriate methods for the development of educational development programs. One of the tools that can achieve

these goals can be expert maps containing lists of theoretical concepts (knowledge) and ways of professional activity (skills) that are part of the standard professional tasks of the teacher of preschool education. The relevance of the content of expert cards is achieved through evaluation and adjustment by the pedagogical community. The article describes the application at the stage of coursework in institutions of additional vocational education.

Ключевые слова: компетентность педагога дошкольного образования, актуальные компетенции, содержание программ дополнительного профессионального образования, профессиональные функции, профессиональные обязанности педагогов дошкольного образования.

Keywords: competence of preschool education teacher, actual competencies, content of additional professional education programs, professional functions, professional duties of preschool education teachers.

Усиление адресной направленности дополнительного профессионального образования обусловлено требованиями нормативных документов. В частности, в законе «Об образовании в РФ» в ст. 76. устанавливается, что дополнительное профессиональное образование должно быть направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды [1]. Другими словами, на законодательном уровне отражены особенности профессиональной деятельности, содержание которой будет меняться в прямой зависимости от «условий профессиональной дея-

Т. А. Сваталова

¡Методы актуализации содержания программ...

тельности и социальной среды». В то же время современные попытки стандартизировать саму педагогическую деятельность к настоящему моменту не внесли ясности в понимание того, как же на практике это возможно реализовать. На наш взгляд одной из причин такого положения дел является отсутствие гибкого, динамичного, способного меняться по запросу времени инструментария как оценивания, так и корректировки содержания профессиональной компетентности педагогов [2].

То соотнесение с конкретной практической деятельностью, которое с необходимостью содержится в самом понятии компетентность, обусловливает его исторический характер. Понятие компетентность лишается смысла, если его рассматривать как внеисторическую, абстрактную категорию. Можно предположить, что изменение претерпевает и содержание понятия того или иного вида профессиональной компетентности в зависимости от того, каков в данный момент критерий «успешного» выполнения соответствующей деятельности относительно актуальных совокупных представлений педагогической общественности об эффективной профессиональной деятельности [3].

Поэтому актуальность разработки соответствующего инструментария оценивания профессиональной компетентности, способного отражать изменения в представлениях общества, педагогического сообщества об эффективности профессиональной деятельности педагога в настоящий исторический период очевидна [4]. Следуя требованиям профессионального стандарта педагога [5], такой инструмент должен содержать перечни знаний (представлений, сведений) и способов профессиональной деятельности педагогов, позволяющих решать стандартные профессиональные задачи. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [6] определено, что квалификация педагогов должна соответствовать Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [7]. Сравнение требований этих трех документов, являющихся нормативными для описания профессиональной компетентности педагогов, подводит к выводу, что должностные инструкции специалистов на каждом

из уровней образования должны включать конкретизированные перечни профессиональных задач, в которых педагог обязан разбираться и за которые несет ответственность по должности, иными словами - компетенции. Должностные инструкции каждого отдельно взятого педагога в конкретной, отдельно взятой организации и есть его профессиональные компетенции в данной организации, качество реализации которых зависит от его квалификации. Безусловно, стремительные перемены и вызовы времени вносят поправки в списки решаемых педагогом профессиональных задач, а это значит, что статичный характер перечней быстро перестает соответствовать действительности, или как принято говорить, морально устаревает. Именно об этом ведет речь в своей статье С. М. Климов [8].

По мнению доктора экономических наук, профессора, ректора Санкт-Петербургского Института внешнеэкономических связей, экономики и права, вице-президента общества «Знание» С. М. Климова, профессиональная компетентность является интеллектуальным ресурсом личности.

В свою очередь, интеллектуальные ресурсы личности - это сформированные в процессе формального и неформального обучения знания, информация и креативные способности человека, обладающие такими специфическими особенностями, как старение знаний и изменение соотношение явного и неявного знания в их структуре. Под процессом старения знаний понимается не утрата знания, связанная с биофизическим старением работника, а явление, аналогичное моральному износу оборудования, в основе которого лежит старение объективированного в этом оборудовании знания.

Также в статье отмечается такой феномен как период полураспада знаний, который определяется как время после завершения обучения, в течение которого профессионалы теряют половину первоначальной компетентности. Сегодня считается, что период полураспада знаний в сфере образования составляет около двух лет. Кстати, это явление учтено в современном законе «Об образовании в РФ» в ст. 47, п. 5, п. 2. Педагогические работники имеют... 2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года [1].

Образовательный процесс, педагогическая деятельность в государственных образовательных организациях призвана реализовывать цели и задачи, которые приоритетны, в первую очередь, на уровне государства. Государством также определяется номенклатура видов компетентности, что является способом социального нормирования, конкретизацией на нормативном уровне социального заказа, т. е. заказа на то, в каких вопросах профессиональной деятельности должен разбираться педагог и какие задачи он обязан уметь решать.

На наш взгляд, обозначенные в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих [7] общие виды компетентности педагогов (правовая, информационная, коммуникативная, профессиональная) носят инвариантный характер, а наполняться и конкретизироваться должны в зависимости от профессиональных задач, решаемых педагогом соответствующего уровня образования в каждой отдельно взятой образовательной организации. Ведя речь об актуальных компетенциях педагогов дошкольного образования необходимо уточнить, какие основания можно использовать для выявления степени актуальности имеющихся у педагога представлений и способов профессиональной деятельности. На наш взгляд, это цели и задачи, поставленные в основной образовательной программе дошкольной образовательной организации, в программе развития и годовом плане дошкольной образовательной организации. Другими словами, мы будем определять степень актуальности компетенций педагога, соотнося их с теми профессиональными функциями, задачами, которые стоят перед педагогом в данный момент в данной конкретной организации. Современный компетентностный подход к определению инвариантного состава профессиональной компетентности предполагает уточнение и описание содержания теоретических представлений (знаний) и способов профессиональной деятельности (умений), входящих в состав компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения.

Формирование компетентности как результата деятельности образовательной организации логично предполагает обновление форм, методов и приемов работы с обучающимся. Универсальный характер утверждения прояв-

ляется как в справедливости в отношении организации образовательного процесса в организациях дополнительного образования, так и в дошкольных образовательных организациях. Компетентность объединяет интеллектуальную и деятельностную составляющие; предполагает формирование образовательной подготовки в любой образовательной организации «от результата», т. е. от фактического состояния имеющихся у обучающегося знаний и умений; интегративна по своей сути, вбирает в себя знания и умения, относящиеся к сферам культуры и деятельности.

Другими словами, необходимость постоянного мониторинга за качеством имеющихся у обучающегося знаний и умений заложена в самом понятии компетентность, что и актуализирует переход на новую систему оценки качества образования как в целом, так и на отдельных его уровнях.

Подводя итог изложенному выше, можно отметить, что для достижения заданного в нормативных документах качества профессионального развития педагогов как в условиях дополнительного профессионального образования, так и в режиме самообразования, необходимо учесть несколько факторов:

- построение образовательной траектории специалиста на основе обеспечения адресности содержания образования, что в корне меняет существующие подходы к проектированию содержания образовательных программ дополнительного профессионального образования на основе статичного содержания.

- учет современного представления об эффективности и актуальности имеющихся у специалиста теоретических представлений и способов профессиональной деятельности при проектировании содержания образования или самообразования

- учет дискретности обучения педагогов в учреждениях дополнительного профессионального образования и непрерывный характер самообразования в межкурсовой период.

Процесс формирования содержания образовательной программы дополнительного профессионального образования на основе определения актуального уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, участвующих в курсовой подготовке, относительно эталонного представления о со-

Т. А. Сваталова

Методы актуализации содержания программ...

держании профессиональной компетентности можно представить в виде модели [3]. Создание эталонных представлений о содержания профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования рассматривается нами следующим образом.

1 этап. На этом этапе происходит определение содержания и признаков профессиональной компетентности, являющимися актуальными для данной категории педагогов в данный исторический период, уточняются критерии оценивания степени их выраженности. Представленное таким образом содержание профессиональной компетентности далее формализуется в экспертных картах оценивания степени выраженности теоретических представлений и способов профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Этот этап не входит в образовательный процесс курсовой подготовки, но необходим для целостного представления модели формирования содержания программ дополнительного профессионального образования на основе определения актуальных компетенций педагогов дошкольного образования.

Справедливости ради, необходимо уточнить, что изучение актуальных представлений самих педагогов о содержании профессиональной компетентности можно совместить с этапом входного оценивания.

2 этап - входное оценивание. На этом этапе проводится оценивание профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, начинающих курсовую подготовку, на основе экспертных карт. По результатам оценивания определяется первичный «профиль» группы. Он служит для оперативного корректирования содержания образовательных занятий (лекций, семинарских, практических).

3 этап - итоговое оценивание. На этом этапе, после освоения содержания образовательной программы педагоги вновь заполняют экспертные карты, выводится итоговый «профиль» группы.

Соотнесение первичного «профиля» группы и итогового позволяют сделать выводы о динамике изменений профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, участвующих в курсовой подготовке и эффективности освоения содержания образовательной программы дополнительного профессио-

нального образования (повышения квалификации).

Экспертные карты представляют собой содержание образовательных программ дополнительного профессионального образования в виде списка формируемых компетенций, конкретизированных до описания входящих в их состав теоретических представлений и способов профессиональной деятельности. Педагогам предлагается напротив позиции, которую они определяют, как необходимую для освоения, поставить условный знак «х». Технология обработки результатов автоматизирована, осуществляется с помощью компьютерной программы и позволяет получить обобщенные сведения по группе.

Так, например, позиции, получившие наибольшее количество выборов, определяют востребованность и актуальность формируемых компетенций. Также определяется степень сформированности теоретических представлений и способов профессиональной деятельности по видам компетенций.

В экспертной карте предусмотрены строки, в которых педагоги вписывают те способы деятельности и теоретические представления, которые, по их мнению, важны, но отсутствуют в экспертной карте. Этот шаг позволяет использовать экспертные карты как инструмент систематического пополнения и обновления содержания образовательных программ дополнительного профессионального образования.

На наш взгляд, содержание дополнительного образования, корректируемое на основе экспертных карт, позволяет выстраивать образовательную траекторию специалиста на основе обеспечения адресности содержания образования, позволяет учитывать современные представления об эффективности и актуальности имеющихся у специалиста теоретических представлений и способов профессиональной деятельности при проектировании содержания образования или самообразования, учитывает дискретность обучения педагогов в учреждениях дополнительного профессионального образования и непрерывный характер самообразования в межкурсовой период, служит основанием преемственности и согласованности в осуществлении целенаправленного характера саморазвития педагогов дошкольного образования.

Таким образом, описанные нами методы актуализации содержания программ дополнительного профессионального образования на основе определения актуальных компетенций педагогов дошкольного образования позволяют решать задачи учета образовательных потребностей педагогов и оценки эффективности и востребованности содержания образования, реализуемого в ходе курсовой подготовки.

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) [Электронный ресурс] // Российская газета, № 303, 31.12.2012. - Режим доступа : http://sudact.ru/law/federalnyi-zakon-ot-29 122012-п-273-^-оЬ/ (дата обращения: 10.09.2017).

2. Сваталова Т. А. Функционально-деятель-ностный подход к разработке инструментария оценивания профессиональной компетентности педагога дошкольного образования / Т. А. Свата-лова, Г. В. Яковлева // «Современные исследования социальных проблем». - 2013. - № 9 (29). -С. 88.

3. Сваталова Т. А. Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в системе дополнительного профессионального образования: повышение квалификации : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Т. А. Сваталова. - Челябинск, 2009. -194 с.

4. Коптелов А. В. Особенности формирования внутренней системы оценки качества образования в учреждении дополнительного профессионального образования / А. В. Коптелов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. - 2016. -№ 3 (24). - С. 5-15.

5. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрирован в Минюсте России 06.12.2013 № 30550) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sudact.ru/law/prikaz-mintruda-rossii-ot-18102013-n-544n/prikaz/ (дата обращения: 10.09.2017).

6. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерально-

го государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: httpy/минобрнауки.рф/ документы/6261 (дата обращения: 10.09.2017).

7. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования"» (зарегистрирован в Минюсте РФ 06.10.2010 № 18638) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://sudact.ru/law/prikaz-mintruda-rossii-ot-18102013-n-544n/ (дата обращения: 10.09.2017).

8. Климов С. М. Компоненты человеческого капитала [Электронный ресурс] / Сергей Михайлович Климов. - Режим доступа: http://gtmarket. ru/laboratory/expertize/2006/1932 (дата обращения: 17.04.2017).

References:

1. The federal law of the Russian Federation of 29/12/2012 No. 273 "About Education in the Russian Federation" [Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii] [Web resource], access mode: http://sudact.ru/law/federalnyi-zakon-ot-29122012-n-273-fz-ob (accessed date: 20/09/2017).

2. Svatalova T. A., Yakovleva G. V. Functional-activity approach to the development of tools for assessing the professional competence of the teacher of preschool education [Funkcional'no-dejatel'nostnyj podhod k razrabotke instrumentarija ocenivanija professional'noj kompetentnosti peda-goga doshkol'nogo obrazovanija], Modern Studies of Social Problems, 2013, No. 9 (29), pp. 88.

3. Svatalova T. A. Formation of professional competence of teachers of preschool education in the system of additional vocational education: advanced training [Formirovanie professional'noj kompetentnosti pedagogov doshkol'nogo obra-zovanija v sisteme dopolnitel'nogo profession-al'nogo obrazovanija: povyshenie kvalifikacii], Dissertation of Candidate of Pedagogical Sciences, Chelyabinsk, 2009. 194 p.

4. Koptelov A. V. Features of the formation of an internal system for assessing the quality of education in the institution of additional professional education [Osobennosti formirovanija vnutrennej sistemy ocenki kachestva obrazovanija v uchrezhdenii dopolnitel'nogo professional'nogo

Т. Я. Сваталова

¡Методы актуализации содержания программ.

содшсл.

А

ЧИППКРО

obrazovanija], Scientific support of a system of advanced training, 2016, No. 3 (24), pp. 5-15.

5. The Order of Russian Federation Ministry of Labour of 18/10/2013 No. 544n "About the approval of the professional standard: Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher) " [Ob utverzhdenii profes-sional'nogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo ob-shhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovanija) (vospitatel', uchitel')"] [Web resource], access mode: http://sudact.ru/law/prikaz-mintruda-rossii-ot-18102013-n-544n/prikaz// (accessed date: 10/09/2017).

6. The Order of Russian Federation Ministry of Education and Science No. 1155 of 17 October 2013 "About the approval of the federal state educational standard of preschool education" [Ob utverzhdenii federal'nogo gosudar-stvennogo obrazovatel'nogo standarta dosh-

kol'nogo obrazovanija] [Web resource], access mode: http://MHHo6pHayKH.p$/goKyMeHTbi/6261/ (accessed date: 10/09/2017).

7. The Order of Ministry of Health and Social Development of Russian Federation of 26/08/2010 No. 761n "About the approval of the Unified Qualification Handbook of posts of managers, specialists and employees, the section "Qualification characteristics of the positions of educators" [Ob utverzhdenii Edinogo kvalifikacionnogo spravoch-nika dolzhnostej rukovoditelej, specialistov i slu-zhashhih, razdel "Kvalifikacionnye harakteristiki dolzhnostej rabotnikov obrazovanija"] [Web resource], access mode: http://sudact.ru/law/prikaz-mintruda-rossii-ot-18102013-n-544n/ (accessed date: 10/09/2017).

8. Klimov S. M. Components of human capital [Komponenty chelovecheskogo kapitala] [Web resource], access mode: http://gtmarket.ru/labo-atory/expertize/2006/1932 (accessed date: 17/04/2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.