Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY / QUALITY OF EDUCATION / MANAGEMENT / PRESCHOOL EDUCATION QUALITY MANAGEMENT / COMPETENCE / EXPERTISE / PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER / EDUCATIONAL AND SOCIAL EXPERTISE OF A TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садыкова Таслима Нурисовна, Молчанов Сергей Григорьевич

Введение: В статье предлагается актуальная для современной науки проблема управления качеством дошкольного образования посредством профессиональной компетентности педагога, рассматривается структура профессиональной компетентности педагога дошкольного образования и входящие в ее состав образовательные и социальные компетенции. Материалы и методы: Для понимания сущности профессиональной компетентности педагога дошкольного образования, выделения ее структуры используются такие методы исследования, как анализ нормативно-правовых документов, в которых определены требования к квалификации педагогов, а также анализ научных исследований, рассматривающих различные подходы к пониманию сущности профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Результаты: По итогам анализа нормативно-правовых документов и научных исследований рассмотрена сущность основных понятий - «качество дошкольного образования», «управление качеством дошкольного образования», «профессиональная компетентность педагога дошкольного образования», структура профессиональной компетентности педагога дошкольного образования как комплекс образовательных и социальных компетенций. Обсуждение: В статье подчеркивается, что профессиональная компетентность педагога является одним из средств управления качеством дошкольного образования через реализацию образовательных и социальных компетенций. Заключение: По итогам изучения нормативно-правовых документов и научных исследований дается обоснование содержания феномена «профессиональная компетентность педагога как средство управления качеством дошкольного образования», предлагается структура профессиональной компетенции, характеристика образовательных и социальных компетенций, что в дальнейшем позволит определить для них соответствующие критерии, показатели и методы оценивания, а также формы и методы работы по формированию профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER AS A TOOL OF PRESCHOOL EDUCATION QUALITY MANAGEMENT

Introduction. The article considers the problem of professional competence, describes the essence and structure of a preschool teacher professional competence. Materials and methods. The main research methods involve the analysis of regulatory documents and scientific literature on the problem of the formation of a preschool teacher professional competence. Results. The content of “Professional competence of a teacher” concept has been studied, various viewpoints on understanding the quality of preschool education and preschool education quality management have been presented, the structure of a preschool teacher professional competence as a combination of educational and social expertise has been determined. Discussion. It is emphasized that professional competence of a teacher as a combination of educational and social expertise is a tool of preschool education quality management. Conclusion. It is concluded that validation of the content of “professional competence of a teacher as a tool of preschool education quality management” phenomenon will allow one to develop criteria, indicators and methods for assessing professional competence, as well as find effective forms, methods and means of forming professional competence of preschool education teachers.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 9-10 (2020) ' - ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online)

PREMIER

Publishing

Pedagogy

Pedagogy Педагогик

УДК 37.032 DOI: 10.29013/AJH-20-9.10-10-16

Т. Н. САДЫКОВА 1,

С. Г. МОЛЧАНОВ 1

1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Введение: В статье предлагается актуальная для современной науки проблема управления качеством дошкольного образования посредством профессиональной компетентности педагога, рассматривается структура профессиональной компетентности педагога дошкольного образования и входящие в ее состав образовательные и социальные компетенции.

Материалы и методы: Для понимания сущности профессиональной компетентности педагога дошкольного образования, выделения ее структуры используются такие методы исследования, как анализ нормативно-правовых документов, в которых определены требования к квалификации педагогов, а также анализ научных исследований, рассматривающих различные подходы к пониманию сущности профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.

Результаты: По итогам анализа нормативно-правовых документов и научных исследований рассмотрена сущность основных понятий - «качество дошкольного образования», «управление качеством дошкольного образования», «профессиональная компетентность педагога дошкольного образования», структура профессиональной компетентности педагога дошкольного образования как комплекс образовательных и социальных компетенций.

Обсуждение: В статье подчеркивается, что профессиональная компетентность педагога является одним из средств управления качеством дошкольного образования через реализацию образовательных и социальных компетенций.

Заключение: По итогам изучения нормативно-правовых документов и научных исследований дается обоснование содержания феномена «профессиональная компетентность педагога как средство управления качеством дошкольного образования», предлагается структура профессиональной компетенции, характеристика образовательных и социальных компетенций, что в дальнейшем позволит определить для них соответствующие критерии, показатели и методы оценивания, а также формы и методы работы по формированию профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования.

Ключевые слова: качество дошкольного образования, управление качеством дошкольного образования, компетенция, компетентность, профессиональная компетентность педагога дошкольного образования,

Pedagogy - Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 9-10 (2020) - ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

образовательная программа, структура профессиональной компетентности педагога дошкольного образования, образовательные и социальные компетенции педагога дошкольного образования.

Как цитировать статью: Садыкова Т. Н., Молчанов С. Г. Профессиональная Компетентность Педагога Как Средство Управления Качеством Дошкольного Образования// Austrian Journal of Humanities and Social Sciences, 2020, No. 9-10. - P. 10-16. DOI: https://doi.org/10.29013/AJH-20-9.10-10-16

Основные положения:

- определена сущность понятий «качество дошкольного образования», «профессиональная компетентность педагога как средство управления качеством дошкольного образования» через комплекс образовательных и социальных компетенций;

- рассмотрены требования современных нормативно-правовых документов к уровню профессиональной компетентности педагога, а также различные подходы к пониманию профессиональной компетентности в научной литературе;

- выявлены структурные компоненты профессиональной компетентности педагога через анализ содержания образовательной программы - образовательные и социальные компетенции педагога дошкольного образования.

1. Введение

В современных условиях обновления и модернизации системы образования актуальной является проблема совершенствования деятельности образовательных организации, повышения качества образования, поиска эффективных средств, которые будут способствовать решению данных задач. В нормативно-правовых документах подчеркивается, что деятельность образовательных организаций, в том числе на уровне дошкольного образования, должна быть ориентирована на достижение качества образовательного процесса (Стратегия инновационного развития Российской Федерации, Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования).

Для достижения качества дошкольного образования необходимы соответствующие средства, одним из которых является профессиональная компетентность педагога. В соответствии с Федеральным законом № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» педагог должен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с установленными в нормативно-правовых документах требованиями, при этом педагог должен постоянно повышать уровень своей подготовки (ст. 48) [1].

В связи с этим важно понимать, что входит в содержание феномена «профессиональная компетентность педагога», какова ее структура, а также какие способы формирования и оценивания профессиональной компетентности педагога необходимо применять с учетом специфики дошкольного образования.

2. Материалы и методы

Рассмотрение проблемы профессиональной компетентности педагога как средства управления качеством дошкольного образования требует анализа нормативно-правовых документов и научных исследований. В первую очередь необходимо определить, что понимается под качеством дошкольного образования.

В Федеральном законе № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 2 п. 29 качество образования понимается как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, степень достижения планируемых результатов образовательной программы [1].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования также отражен результат-ориентированный подход к пониманию качества образования как обеспечение для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения [2].

С. Е. Шишов, В. А. Кальней, Е. Ю. Гирба считают, что качество образования можно рассматривать как степень достижения образовательных задач [3]. Качество образования можно определить через достижение результата, что выражается в уровне знаний и умений обучающихся, уровня умственного, физического и нравственного развития, которого достигли обучающиеся в соответствии с поставленными целями обучения и воспитания» [4].

Приоритет качества образования как основы образовательной политики делает актуальной проблему по-

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 9-10 (2020) ' - ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online)

PREMIER

Publishing

Pedagogy

иска эффективных механизмов управления качества дошкольного образования. Под управлением в различных источниках понимается как использование имеющихся средств и ресурсов, которые будут способствовать достижению оптимального результата. Потому основным вектором управления является «цель - результат» [5].

Оценить уровень достижения цели - качество дошкольного образования - возможно через определенные критерии и показатели. Данные критерии и показатели определены в приказе Минобрнауки России от 05.12.2014 N1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность». В данном документе предложены такие показатели, как открытость и доступность информации об образовательной организации, комфортность условий образовательной деятельности, компетентность работников образовательной организации и удовлетворенность качеством образования всех субъектов образовательного процесса [6]. Как видно из содержания документа, одним из показателей качества выступает компетентность педагога [7].

В научных исследованиях профессиональная компетентность педагога, в том числе педагога дошкольного образования, раскрывается «заданное социальное требование к готовности воспитателя реализовать образовательные задачи» [8], как «совокупность способов профессиональной деятельности» [9], как «совокупность социально-профессиональных и социально-статусных компетенций» [10].

Наибольший интерес представляет последний подход, предложенный С. Г. Молчановым [11]. Социально-профессиональные и социально-статусные компетенции составляют основу профессионально-педагогической компетентности и выделяются в соответствии с тем, что педагог должен обеспечивать не только содержание образования, но и содержание социализации [12].

Таким образом, на основании анализа нормативно-правовых документов и научных исследований были рассмотрены основные понятия исследования и определено понятие профессиональной компетентности педагога как совокупности компетенций, которые обеспечивают передачу содержания образования и содержания социализации. Далее рассмотрим более подробно структуру профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.

3. Результаты

В структуру профессиональной компетентности педагога как средства управления качеством дошкольного образования входит комплекс компетенций. Под компетенцией понимается, в соответствии с теорией профессионально-педагогической компетентности С. Г. Молчанова, совокупность: представлений об объекте (знания), представления о возможных способах работы с объектом (умения и навыки), реальные действия и поступки (способы деятельности и поведения) [11].

Комплекс компетенций, которые входят в структуру профессиональной компетентности педагога дошкольного образования, можно определить на основе анализа такого понятия, как «образовательная программа» с точки зрения Федерального закона № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с этим в структуру образовательной программы включены следующие компоненты, в соответствии с которыми можно выделить образовательные и социальные компетенции педагога дошкольного образования:

- содержание образования - предметные компетенции;

- содержание обучения - дидактические компетенции;

- контрольно-измерительные материалы - квалитативные компетенции;

- материально-техническое оснащение - технико-технологические компетенции;

- методическое обеспечение (управленческое) -методические компетенции.

Отдельную группу составляют социальные (социально-статусные) компетенции, которые направлены на передачу социализации.

Образовательные (передача содержания образования) и социальные (передача содержания социализации) компетенции определяют, во-первых, то, что должен передать педагог, во-вторых, каким образом будет осуществляться данный процесс, то есть какие формы, методы и средства должны использоваться педагогом, в-третьих, как оценить эффективность образовательного процесса, уровень освоенности воспитанниками содержания образования и содержания социализации, посредством каких контрольно-измерительных средств и материалов.

4. Обсуждение

Проведенный анализ нормативно-правовых документов и научных исследований показал, что фе-

Pedagogy - f^MIER Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 9-10 (2020) - ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

номен «профессиональная компетентность педагога компетентность педагога выступает как одно из средств

как средство управления качеством дошкольного об- управления качеством дошкольного образования. разования» обусловливает необходимость изучения Профессиональная компетентность педагога

основных категорий, в том числе понимания качества дошкольного образования понимается как ком-

дошкольного образования, управления качеством до- плекс компетенций - образовательных и социаль-

школьного образования, поиска средств управления, ных. К ним относятся предметные, дидактические,

в том числе обоснования профессиональной компе- квалиметрические, технико-технологические, ме-

тентности педагога дошкольного образования. тодические и социально-статусные компетенции.

Качество дошкольного образования рассматри- Данные компетенции педагога в совокупности по-

вается как степень соответствия образовательного зволяют эффективно решать задачи профессиональ-

процесса в дошкольной образовательной организа- ной деятельности и обеспечить качество образова-

ции закрепленным в Федеральном государственном тельного процесса в дошкольной образовательной

образовательном стандарте дошкольного образо- организации. вания и образовательной программе ДОО целевым 5. Заключение

установкам, целевым ориентирам. Таким образом, в результате проведенного иссле-

Для обеспечения качества дошкольного образова- дования выявлено, что структура профессиональной

ния должна быть создана эффективная система управ- компетентности педагога дошкольного образования

ления, которая направлена на обоснование средств включает в себя образовательные и социальные ком-

управления, обеспечивающих соответствие образова- петенции. Данный подход позволяет в дальнейшем

тельного процесса в дошкольной образовательной ор- определить способы формирования и оценивания

ганизации целевым ориентирам. Профессиональная профессиональной компетентности.

Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/ (дата обращения: 10.03.2020).

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html (дата обращения: 10.03.2020).

3. Шишов С. Е., Кальней В. А., Гирба Е. Ю. Мониторинг качества образовательного процесса в школе: монография. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 205 с.

4. Профессиональная деятельность педагога: новые подходы и решения: коллективная монография / А. Ю. Нагорнова, Л. Ю. Байбородова, Р. М. Шерайзина и др.; отв. ред. А. Ю. Нагорнова]. - Ульяновск: Зебра, 2017. - 287 с.

5. Как воспитателю выстраивать деятельность по профессиональному стандарту / авт.-сост. Ю. А. Афонькина. - Волгоград: Учитель, 2018. - 209 с.

6. Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность: приказ Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2014 г. № 1547 [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant. ru/70859410/ (дата обращения: 10.03.2020).

7. Персонифицированная программа развития профессиональной компетентности воспитателя / С. В. Абасова, С. Ф. Багаутдинова, С. В. Владельщикова. - Магнитогорск: Магнитогорский дом печати, 2019. - 79 с.

8. Соломенникова О., Гладкова Ю. Профессиональная компетентность современного педагога: вопросы формирования и непрерывного совершенствования // Дошкольное воспитание. 2018. - № 11. - С. 86-93.

9. Абашина В. В. К вопросу о профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в современных условиях // Мир науки. 2017. - № 1. - Т. 5. [Электронный ресурс]. URL: http://mir-nauki. com/PDF/49PDMN117.pdf/ (дата обращения: 10.03.2020).

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 9—10 (2020) - Pedagogy - ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

10. Панфилова О. И. Понятие «профессиональная компетентность» и различные подходы к изучению феномена данного понятия // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). - Казань: Бук, 2016. - С. 3-6.

11. Молчанов С. Г., Садыкова Т. Н. Основания для построения теории профессионально-педагогической компетентности // Социум и власть. 2018. - № 1(69). - С. 113-126.

12. Молчанов С. Г., Садыкова Т. Н. «Целевые ориентиры», «результаты освоения», «учебные достижения» или все-таки поступки - объект мониторинга // Детский сад от А до Я: Научно-методический журнал для педагогов и родителей. 2018. - № 3(93). - С. 4-20.

Информация об авторе

Садыкова Таслима Нурисовна, аспирант, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Музыкальный руководитель, МБДОУ «ДС«Непоседы», Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Непоседы». Адрес: 629601, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Муравленко, улица Школьная дом 20, кв. 20. E-mail: taslima.s@bk.ru ORCID No. 0000-0002-6583-5944

Молчанов Сергей Григорьевич, Профессор, доктор педагогических наук, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: molchanovsg@cspu.ru ORCID No. 0000-0003-1089-2711

T. N. SADYKOVA \ S. G. MOLCHANOV 1

1 South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation

PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER AS A TOOL OF PRESCHOOL EDUCATION QUALITY MANAGEMENT

Abstract

Introduction. The article considers the problem ofprofessional competence, describes the essence and structure of a preschool teacher professional competence.

Materials and methods. The main research methods involve the analysis of regulatory documents and scientific literature on the problem of the formation of a preschool teacher professional competence.

Results. The content of "Professional competence of a teacher" concept has been studied, various viewpoints on understanding the quality of preschool education and preschool education quality management have been presented, the structure of a preschool teacher professional competence as a combination of educational and social expertise has been determined.

Discussion. It is emphasized that professional competence of a teacher as a combination of educational and social expertise is a tool of preschool education quality management.

Conclusion. It is concluded that validation of the content of "professional competence of a teacher as a tool of preschool education quality management" phenomenon will allow one to develop criteria, indicators and methods for assessing professional competence, as well as find effective forms, methods and means of forming professional competence of preschool education teachers.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pedagogy

I PREMIER

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 9 - 10 (2020)

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

Keywords: quality, quality of education, management, preschool education quality management, competence,

expertise, professional competence of a teacher, educational and social expertise of a teacher.

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29, dekabrya 2012. - № 273-FZ. [On education in the Russian Federation: Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FL] Available at: URL: https://base.garant. ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/ (Accessed: 10.03.2020). (In Russian).

2. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya: Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii (Minobrnauki Rossii) ot 17 oktyabrya. 2013. - № 1155 g. - Moskva [On the approval of the federal state educational standard for preschool education: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 17, 2013 No. 1155 Moscow]. Available at: URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html/ (Accessed: 10.03.2020). (In Russian).

3. Shishov S. E., Kalney V. A., Girba E. Y. Monitoring kachestva obrazovatel'nogo processa v shkole [Monitoring the quality of the educational process at school]. Monograph. 2018. - 205 p. (In Russian).

4. Nagornova A. Y., Baiborodova L. Y., Sheraizina R. M., et. al. Professional'naya deyatel'nost' pedagoga: novye podhody i resheniya [Professional activity of a teacher: new approaches and solutions]. Collective monograph. Ulyanovsk: Zebra. 2017. - 287 p. (In Russian).

5. Afonkina Y. A. Kak vospitatelyu vystraivat' deyatel'nost' po professional'nomu standartu [How to organize activities according to a professional standard for an educator]. - Volgograd: Teacher. 2018. - 209 p. (In Russian).

6. Ob utverzhdenii pokazatelej, harakterizuyushchih obshchie kriterii ocenki kachestva obrazovatel'noj deyatel'nosti organizacij, osushchestvlyayushchih obrazovatel'nuyu deyatel'nost': prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 5 dekabrya 2014 g. № 1547. [On the approval of indicators characterizing the general criteria for assessing the quality of the educational activities of organizations engaged in educational activities: Order No. 1547 of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated December 5, 2014]. Available at: URL: https://base.garant.ru/ 70859410 / (Accessed: 10.03.2020). (In Russian)

7. Abasova S. V., Bagautdinova S. F., Vladelschikova S. V. Personificirovannaya programma razvitiya professional'noj kompetentnosti vospitatelya [Personalized program for the development of professional competence of the educator] Magnitogorsk: Magnitogorsk^ dom pechati. 2019. - 79 p. (In Russian).

8. Solomennikova O., Gladkova Y. Professional'naya kompetentnost' sovremennogo pedagoga: voprosy formirovani-ya i nepreryvnogo sovershenstvovaniya [Professional competence of a modern teacher: issues of formation and continuous improvement] Doshkol'noe vospitanie. 2018. - No. 11. - P. 86-93. (I n Russian).

9. Abashina V. V. K voprosu o professional'noj kompetentnosti pedagoga doshkol'nogo obrazovaniya v sovremen-nyh usloviyah [On the question of the professional competence of the teacher ofpreschool education in modern conditions] Mir nauki. 2017. - No. 1. - T. 5. Available at: URL: http://mir-nauki.com/PDF/49PDMN117.pdf / (Accessed: 10.03.2020). (In Russian).

10. Panfilova O. I. Ponyatie «professional'naya kompetentnost'» i razlichnye podhody k izucheniyu fenomena dan-nogo ponyatiya [The concept of "professional competence" and various approaches to the study of the phenomenon of this concept] Innovacionnye pedagogicheskie tekhnologii: materials of the V Intern. scientific. conf. (Kazan, October 2016). Kazan: Buk. 2016. - P. 3-6. (In Russian).

11. Molchanov S. G., Sadykova T. N. Osnovaniya dlya postroeniya teorii professional'no-pedagogicheskoj kompetentnosti [The grounds for constructing the theory of professional and pedagogical competence]. Socium i vlast'. Nomer, 2018. - 1(69). - P. 113-126. (In Russian).

12. Molchanov S. G., Sadykova T. N. «Celevye orientiry», «rezul'taty osvoeniya», «uchebnye dostizheniya» ili vse-taki postupki - ob"ekt monitoringa ["Target guidelines", "development results", "educational achievements" or actions in the end - the object of monitoring]. Detskij sad ot A do YA: Nauchno-metodicheskij zhurnal dlya pedagogov i roditelej. 2018. - No. 3(93). - P. 4-20. (In Russian).

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 9—10 (2020) - PREM|ER Pedagogy

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

Information about the author

Sadykova Taslima Nurisovna, postgraduate student, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation. Musical director, MBDOU "DS" Fidgets ", Municipal budgetary preschool educational institution" Kindergarten "Fidgets".

Address: 629601, Yamalo-Nenets Autonomous District, Muravlenko, Shkolnaya street 20, apt. 20.

E-mail: taslima.s@bk.ru

ORCID No. 0000-0002-6583-5944

Molchanov Sergey Grigorievich, professor, Doctor of Pedagogical Sciences, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation E-mail: molchanovsg@cspu.ru ORCID No. 0000-0003-1089-2711

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.