Научная статья на тему 'К вопросу о профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в современных условиях'

К вопросу о профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / TEACHER OF PRESCHOOL EDUCATION / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARD / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / MODERNIZATION OF EDUCATION / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / TRAINING FUTURE TEACHERS / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / THE CONDITIONS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абашина Валентина Васильевна

В статье представлены требования к профессиональной компетентности педагога дошкольного образования, определяемые современными нормативными документами, важнейшими из которых являются: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и профессиональный стандарт педагога. Готовность как субъект субъектной модели взаимодействия с ребёнком, способность организовывать вариативное развивающее образование, вовлечение родителей воспитанников в образовательный процесс, создание развивающей предметно пространственной среды, обеспечивавшей полноценное развитие ребёнка, готовность работать с разными категориями детей вот далеко не полный перечень компетенций, которыми должен обладать педагог дошкольного образования в современных условиях. Автор приходит к выводу о том, что современная нормативно правовая база дошкольного образования выдвигает повышенные требования к профессиональной компетентности педагога дошкольной организации, которые в традиционной системе дошкольного образования носили декларативный характер или выполнялись не в полной мере. Выделенные компоненты профессиональной компетентности педагога рассматриваются как стратегический ориентир в подготовке будущих педагогов дошкольного образования. Автором статьи определены условия, способствующие становлению профессиональной компетенции будущих педагогов дошкольного образования в период обучения в вузе (использование технологий деятельностного обучения, стажировки в ходе педагогической практики, исследовательская деятельность студентов и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абашина Валентина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question about the professional competence of the teacher of preschool education in modern conditions

The article presents the requirements for the professional competence of the teacher of preschool education determined by modern regulations, the most important of which are: Federal state educational standard of preschool education and teacher professional standard. Ready for the subject subjective models of interaction with the child, the ability to organize variativnoe developing education, the involvement of parents of pupils in the educational process, the creation of a developing subject spatial environment, obespechivayushey full development of the child, a willingness to work with different categories of children this is not a complete list of competencies that must have a teacher of pre-school education in modern conditions. The author comes to the conclusion that the current regulatory legal framework of pre-school education brings increased demands on the professional competence of the teacher of preschool organizations in the traditional pre-school education were of declarative character or not carried out in full. Dedicated components of professional competence of the teacher regarded as a strategic guideline in the preparation of future teachers of pre-school education. The author of the article defines the conditions conducive to the formation of professional competence of future teachers of pre-school education in the period of study at the university (using activity-technology training, training in the teaching practice, research students, and others.).

Текст научной работы на тему «К вопросу о профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в современных условиях»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, номер 7 (январь - февраль) http ://mir-nauki. com/vol5 -1. html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/49PDMN117.pdf Статья опубликована 07.03.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:

Абашина В.В. К вопросу о профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в современных условиях // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 1 http://mir-nauki.com/PDF/49PDMN117.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 37

Абашина Валентина Васильевна

БУ ВПО «Сургутсткий государственный педагогический университет», Россия, Сургут1 Доцент кафедры «Теории и методики дошкольного и начального образования»

Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]

К вопросу о профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в современных условиях

Аннотация. В статье представлены требования к профессиональной компетентности педагога дошкольного образования, определяемые современными нормативными документами, важнейшими из которых являются: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и профессиональный стандарт педагога.

Готовность как субъект - субъектной модели взаимодействия с ребёнком, способность организовывать вариативное развивающее образование, вовлечение родителей воспитанников в образовательный процесс, создание развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивавшей полноценное развитие ребёнка, готовность работать с разными категориями детей - вот далеко не полный перечень компетенций, которыми должен обладать педагог дошкольного образования в современных условиях. Автор приходит к выводу о том, что современная нормативно - правовая база дошкольного образования выдвигает повышенные требования к профессиональной компетентности педагога дошкольной организации, которые в традиционной системе дошкольного образования носили декларативный характер или выполнялись не в полной мере.

Выделенные компоненты профессиональной компетентности педагога рассматриваются как стратегический ориентир в подготовке будущих педагогов дошкольного образования. Автором статьи определены условия, способствующие становлению профессиональной компетенции будущих педагогов дошкольного образования в период обучения в вузе (использование технологий деятельностного обучения, стажировки в ходе педагогической практики, исследовательская деятельность студентов и др.).

Ключевые слова: профессиональная компетентность; педагог дошкольного образования; Федеральный государственный образовательный стандарт; профессиональный стандарт; модернизация образования; подготовка будущих педагогов; условия формирования профессиональной компетентности

1 628400, ХМАО, Тюменская область, г. Сургут, ул. Артёма 9, корпус 2В

В последние годы общество предъявляет более высокие требования к качеству дошкольного образования, рассматривая его как предпосылку, обеспечивающую успешность ребёнка на следующих ступенях образовательной системы. С.В. Кузьмин отмечает, что качество дошкольного образования - это обобщённая мера эффективности деятельности дошкольной организации, проявляющаяся в гарантировании ей такого уровня предоставляемых образовательных услуг, который удовлетворяет ожидания и запросы их потребителей и соответствует государственным нормативам [7, с. 7].

Безусловно, качество образования непосредственно связано с профессиональной компетентностью педагога, работающего в сфере дошкольного образования. Учитывая специфику дошкольного возраста, следует отметить важную роль педагога в развитии базиса личностной культуры ребёнка, обеспечении его эмоционального благополучия, создании психолого-педагогических условий для развития индивидуальных склонностей и способностей детей. Поэтому очень важно, чтобы на этом возрастном этапе с детьми работали профессионально - компетентные педагоги, в полной мере осознающие самоценность периода дошкольного детства.

Следует отметить, что в силу ряда причин (обновление нормативной базы дошкольного образования, увеличение численности детей дошкольного возраста, старение педагогических кадров дошкольных образовательных организаций) проблемы кадрового обеспечения дошкольного образования и профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования становятся ещё более актуальными.

В настоящее время существует много различных определений сущности профессиональной компетентности педагога. Э.Ф. Зеер рассматривает профессиональную компетентность как интегральное качество личности, включающих систему необходимых знаний, умений и навыков, достаточных для выполнения определённого вида профессиональной деятельности [5, с. 23].

В.И. Байденко определяет компетентность специалиста как проявление им стремления и способности на практике реализовать свой потенциал для успешной творческой деятельности в профессиональной и социальной сферах [3, с. 18].

С точки зрения В.А. Сластёнина профессиональная компетентность педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности [9, с. 79].

Рассматривая компетенцию как целостное интегративное образование, В.С. Лазарев выделяет в ней четыре компонента: когнитивный, ориентировочный, операциональный и опыт [8, с. 27].

В своём исследовании под профессиональной компетентностью мы понимаем готовность педагога дошкольного образования решать профессиональные задачи, опираясь на имеющиеся у него знания, умения и навыки, а также опыт практической деятельности.

Для получения целостного представления о сущности профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации на современном этапе целесообразно обратиться к действующим нормативным документам, регламентирующим его деятельность.

В частности, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования 2 отмечается, что важнейшей целью дошкольного образования является

2 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»: [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

личностное развитие ребёнка, его позитивная социализация. Для достижения этой цели педагоги должны владеть компетенциями, необходимыми для создания социальной ситуации развития детей:

• обеспечение эмоционального благополучия;

• поддержку индивидуальности и инициативы детей;

• создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми;

• построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития ребёнка;

• взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

Мы согласны с мнением Е.А. Сурудиной, утверждающей, что в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования перечисляются действия, которые должен выполнять педагог, но нет собственно компетенций, которые должны обеспечить выполнение этих действий [10].

Таким образом, Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предъявляет качественно новые требования к организации образовательного процесса. Готовность педагога как субъект - субъектной модели взаимодействия с ребёнком позволяет предоставить ему возможность занять активную позицию в образовательном процессе, не просто осваивать предлагаемую взрослым информацию, а познавать мир, вступая с ним в активный диалог. Становление субъектной позиции ребёнка в деятельности, общении и познании обеспечивает развитие таких личностных качеств, как активность, самостоятельность, инициативность.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от педагога готовности к организации вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития ребёнка. Таким образом, педагог должен быть готов к реализации ключевого принципа стандарта - поддержке разнообразия детства, выстраиванию индивидуальной траектории развития каждого ребёнка. Он должен обладать способностью конструировать образовательный процесс на основе специфических детских видов деятельности - игровой, коммуникативной, познавательно - исследовательской, двигательной, трудовой, музыкальной, конструктивной и т.д.

Одним из ключевых условий реализации основной образовательной программы дошкольного учреждения является создание развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающей полноценное физическое, художественно-эстетическое, познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие ребенка.

Актуальным направлением педагогической деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации является его взаимодействие с родителями дошкольников. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования актуализирует способность педагога к взаимодействию с родителями по вопросам воспитания, образования и развития ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

Обратимся теперь к другому документу, который в ближайшем будущем будет определять содержание профессиональной компетентности педагога: «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего,

среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (далее - профессиональный стандарт педагога)3.

В нём перечислены трудовые действия педагога дошкольной образовательной организации, готовность и способность совершать которые требует определённой системы знаний и умений и составляет содержание профессиональной компетентности данного специалиста.

Педагог дошкольной организации должен быть способен к участию в проектировании основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с образовательным стандартом, к проектированию региональной составляющей содержания образования. Педагог должен быть готов к планированию, организации и мониторингу образовательной работы с детьми в соответствии с требованиями стандарта дошкольного образования и образовательными программами, уметь вести коррекционную работу с детьми совместно с другими специалистами дошкольной организации.

Современный педагог должен обладать способностью создавать образовательную среду (развивающую предметно - пространственную и духовную), в которой ребёнок чувствует себя психологически комфортно.

Современным дошкольным организациям нужен педагог, владеющий способами взаимодействия с разными категориями детей (одарёнными, детьми с ограниченными возможностями здоровья, с задержкой психического развития, детьми - билингвами и т.д.). Педагог дошкольного образования должен уметь работать с детьми, учитывая в общении с ними особенности детского развития, уметь вести коррекционную работу, ориентируясь на возможности и потребности ребёнка. Владение современными развивающими образовательными технологиями, в том числе информационно - коммуникационными, технологиями индивидуализации образовательного процесса является неотъемлемой составляющей профессионализма современного воспитателя дошкольной образовательной организации.

Педагог дошкольного образования должен уметь создавать благоприятный психологический климат и условия для конструктивного взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками, оказывая детям не директивную помощь и поддерживая их инициативу и самостоятельность в разных видах специфических детских деятельностей.

Перечисленные в Профессиональном стандарте действия и умения педагога дошкольного образования и составляют содержание профессиональных компетенций, которыми он должен обладать.

Таким образом, следует отметить, что современная нормативная база дошкольного образования выдвигает более высокий уровень требований к профессиональной компетентности педагога. Многие из названных выше компетенций в традиционной системе дошкольного образования носили декларативный характер или выполнялись не в полной мере.

На этапе реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования, а также подготовки к введению Профессионального стандарта педагога актуальным становится приведение образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях в соответствии с данными документами. Как справедливо отмечает Л.М. Волобуева, в каждом из документов, требования к воспитателю рассматриваются с разных позиций. Как увязать их между собой и что является основным в

3 Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rg.ru/2013/12/18/pedagog-doc.html.

подготовке будущего воспитателя - актуальные вопросы современных систем дошкольного и профессионального образования [4].

Важной задачей методической службы дошкольных организаций является развитие профессионального потенциала каждого педагога, формирование у него соответствующих профессиональных компетенций.

Процесс модернизации дошкольного образования невозможен без изменения системы подготовки будущих педагогов. Необходима модернизация подходов к содержанию, формам и методам подготовки будущих воспитателей в системе высшего образования.

Вполне очевидно то, что процесс профессиональной подготовки компетентного педагога дошкольного образования должен осуществляться в деятельности, по возможности моделирующей профессиональную деятельность. Компетентностный и деятельностностный подходы к обучению позволяют осуществлять перевод предметных знаний в действующий способ решения профессиональных задач и формировать у студентов соответствующие компетенции.

Дошкольные образовательные организации должны выступить стажировочными площадками для студентов с целью отработки определенных компетенций, внедрения и апробации технологий дошкольного образования, которые студенты осваивают в стенах вуза. Различные виды педагогических практик должны способствовать не только освоению способов профессиональной деятельности, но и получению собственного опыта педагогической деятельности, который является системообразующим компонентом в формировании компетенции будущего специалиста.

Изменение отношений в системе «преподаватель - студент» рассматривается как одно из важнейших условий, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности будущего педагога. Анализ психолого-педагогической литературы, наш опыт показывают, что процесс становления партнерских отношений субъектов образовательного процесса в вузе обусловлен не только объективными, но и субъективными факторами. К последним мы относим готовность преподавателей вуза к построению партнерских отношений со студентами, а также готовность студентов к принятию субъектной позиции в процессе обучения.

Становление профессиональной компетентности современного специалиста обеспечивается включением будущих педагогов в научно- исследовательскую деятельность. И.А. Зимняя отмечает, что студенческий возраст - это пора сложнейшего структурирования интеллекта, интенсивной и активной социализации человека как будущего «деятеля-профессионала» [6, с. 184].

Считаем, что успешное формирование профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного образования в вузе возможно за счет создания в образовательной среде педагогического вуза следующих условий:

• моделирование будущей профессиональной деятельности в образовательном процессе вуза средствами контекстной, позиционной и модульно-рейтинговой технологий обучения;

• овладение компонентами профессиональной компетентности в ходе педагогических практик;

• вовлечение студентов, начиная с младших курсов в учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность [2, с. 85].

Профессиональная подготовка будущих педагогов дошкольного образования должна быть направлена на формирование их как субъектов собственной педагогической деятельности, способных осуществлять научное управление процессом воспитания, обучения и развития ребёнка. Современной дошкольной образовательной организации нужен педагог, который:

Мир Науки

2017, Том 5, номер 1 (499) 755 50 99

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom

• способен с научных позиций, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности детей, планировать и организовывать образовательный процесс;

• осуществлять субъект - субъектное взаимодействие с детьми;

• регулировать и корректировать ход и результаты образовательного процесса с учётом обратной связи;

• эффективно взаимодействовать с родителями воспитанников, вовлекая их в образовательный процесс [1, с. 50].

Выделенные компоненты профессиональной компетентности педагога мы рассматриваем как стратегический ориентир в подготовке будущих педагогов дошкольного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абашина В.В. Профессиональная подготовка компетентного педагога дошкольного образования в вузе. Монография. - Ханты - Мансийск: ООО «Типография «Печатное дело», 2010. - 286 с.

2. Абашина В.В., Якоб С.А. Профессиональная компетентность педагога как условие внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное и начальное образование: проблемы, перспективы, инновации развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием), 1 апр. 2014 г. / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО - Югры «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост., науч. ред. д-р пед. наук, доцент Н.В. Абрамовских. - Сургут: РИО СурГПУ, 2014. - 114, [1] с. 85-88.

3. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускника вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. Методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.

4. Волобуева Л.М. Практико - ориентированный подход к подготовке воспитателе ДОО // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2015. -№11. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://e.stvospitatel.ru.

5. Зеер Э.Ф. Ключевые компетенции, определяющие качество образования / Образование в Уральском регионе: научные основы развития. Тез. докл. II научн. - практ. конф. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та. - 2002. - Ч.2. - С. 23-25.

6. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 1999. - 476 с.

7. Кузьмин С.В. Эволюция взглядов на качество дошкольного образования. // Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции «Детский сад будущего: оценка качества в соответствии с ФГОС дошкольного образования» к 150-летию открытия первого детского сада в России. Редакционная коллегия сборника Муштавинская И.В., Овечкина Т.А. и др. (Санкт-Петербург, 24-25 марта 2014 года). - С. 7.

8. Лазарев В.С., Коноплина Н.В. Деятельностный подход к проектированию целей педагогического образования // Педагогика. - 2000. - №3. - С. 27-34.

9. Сластёнин В.А. Педагогика. - М.: Школа - Пресс, 2000. - 512 с.

10. Сурудина Е.А. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. -2015.-№11. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://e.stvospitatel.ru.

Abashina Valentina Vasil'evna

Surgutstky state pedagogical university, Russia, Surgut E-mail: [email protected]

To the question about the professional competence of the teacher of preschool education in modern conditions

Abstract. The article presents the requirements for the professional competence of the teacher of preschool education determined by modern regulations, the most important of which are: Federal state educational standard of preschool education and teacher professional standard.

Ready for the subject - subjective models of interaction with the child, the ability to organize variativnoe developing education, the involvement of parents of pupils in the educational process, the creation of a developing subject - spatial environment, obespechivayushey full development of the child, a willingness to work with different categories of children - this is not a complete list of competencies that must have a teacher of pre-school education in modern conditions. The author comes to the conclusion that the current regulatory - legal framework of pre-school education brings increased demands on the professional competence of the teacher of preschool organizations in the traditional pre-school education were of declarative character or not carried out in full.

Dedicated components of professional competence of the teacher regarded as a strategic guideline in the preparation of future teachers of pre-school education. The author of the article defines the conditions conducive to the formation of professional competence of future teachers of pre-school education in the period of study at the university (using activity-technology training, training in the teaching practice, research students, and others.).

Keywords: professional competence; teacher of preschool education; the federal state educational standard; professional standard; modernization of education; training future teachers; the conditions of formation of professional competence

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.