Научная статья на тему 'Профессиональные компетенции педагогов дошкольного образования, как условие формирования профессионального мастерства'

Профессиональные компетенции педагогов дошкольного образования, как условие формирования профессионального мастерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / TEACHERS OF THE PRESCHOOL EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / PROFESSIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белевич Наталия Александровна

Статья посвящена проблеме реализации стандартов, прописанных в ФГОС дошкольного образования и профессиональном стандарте педагога в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Целью исследования было определить, какие именно факторы способствуют тому, чтобы человек, выбравший профессию педагога и решивший посвятить себя воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении, смог реализовать себя в полной мере и достичь профессионального мастерства, избежав профессиональных деструкций и раннего выгорания. Для достижения поставленной цели была поставлена задача разработать модель компетенций для воспитателей ГДОУ методом изучения критических инцидентов. Предлагается учесть не только формальные признаки выполнения поставленных задач, но и обратить внимание на условия для реализации, через личностные особенности педагогов. В статье подробно описывается процесс разработки компетенций на основе изучения поведенческих признаков, которые проявляются в работе успешных работников дошкольного образования, имеющих большой опыт работы и результаты их работы высоко оценены руководством, коллегами и родителями. В результате работы представлена уровневая модель компетенций педагогов дошкольного образования, разработанная методом изучения критических инцидентов, которую можно в дальнейшем использовать как дополнительный метод работы с педагогическими кадрами для проведения аттестации, подбора и планирования профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белевич Наталия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATION, AS A CONDITION OF FORMATION OF PROFESSIONAL SKILLS

This article is devoted to the realization of the standard which is registered in the Federal State Educational Standard of the preschool education and professional standard of the educational specialist in the field of the preschool, the primary general, the basic general and the secondary general education. The objective of the study was to determine what factors contribute to the fact that a person who has chosen the profession of the teacher and decided to devote himself to the education of children in preschool educational institution, was able to realize themselves fully and to achieve professional excellence, avoiding professional destruction and early burnout. task to develop a competency model for educators GDOU method for studying critical incidents was set to achieve this goal. It is proposed to take into account not only formal characteristics of the fulfilment of the assigned tasks, and to pay attention to conditions for realization through personal qualities of the teachers for decision of the assigned problem. In this articlethere is a detailed description of the process of the competence designs which are based on the studying of the behavioural indications which are shown in a work of the successful workers of the preschool education who have a large workingexperience, and the result of their work has been highly appreciated by governance, colleagues and parents. As a result of working,it has been produced a model of the teacher competence of the preschool education, which had been cultivated with a method of the studying the critical incidents. This model can be used as a complementary method of the working with pedagogical staff for conducting a certification, selection and planning the professional education.

Текст научной работы на тему «Профессиональные компетенции педагогов дошкольного образования, как условие формирования профессионального мастерства»

УДК 37.015.32

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

© 2016

Ьелевич Наталия Александровна, кандидат психологических наук, преподаватель, доцент кафедры управление персоналом и психологии, факультет социальных технологий Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Северо-Западный институт управления РАНХиГС), Санкт-Петербург (Россия)

Аннотация. Статья посвящена проблеме реализации стандартов, прописанных в ФГОС дошкольного образования и профессиональном стандарте педагога в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Целью исследования было определить, какие именно факторы способствуют тому, чтобы человек, выбравший профессию педагога и решивший посвятить себя воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении, смог реализовать себя в полной мере и достичь профессионального мастерства, избежав профессиональных деструкций и раннего выгорания. Для достижения поставленной цели была поставлена задача разработать модель компетенций для воспитателей ГДОУ методом изучения критических инцидентов. Предлагается учесть не только формальные признаки выполнения поставленных задач, но и обратить внимание на условия для реализации, через личностные особенности педагогов. В статье подробно описывается процесс разработки компетенций на основе изучения поведенческих признаков, которые проявляются в работе успешных работников дошкольного образования, имеющих большой опыт работы и результаты их работы высоко оценены руководством, коллегами и родителями. В результате работы представлена уровневая модель компетенций педагогов дошкольного образования, разработанная методом изучения критических инцидентов, которую можно в дальнейшем использовать как дополнительный метод работы с педагогическими кадрами для проведения аттестации, подбора и планирования профессионального обучения.

Ключевые слова: педагоги дошкольного образования, профессиональные компетенции, профессиональные стандарты.

PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATION, AS A CONDITION OF FORMATION OF PROFESSIONAL SKILLS

© 2016

Belevich Natalia Alexandrovna, candidate of psychological Sciences, lecturer, associate Professor of management

and psychology, faculty of social technologies The Russian Presidential Academy Of National Economy And Public Administration (The North-West Institute of Management), St. Petersburg (Russia)

Abstract. This article is devoted to the realization of the standard which is registered in the Federal State Educational Standard of the preschool education and professional standard of the educational specialist in the field of the preschool, the primary general, the basic general and the secondary general education. The objective of the study was to determine what factors contribute to the fact that a person who has chosen the profession of the teacher and decided to devote himself to the education of children in preschool educational institution, was able to realize themselves fully and to achieve professional excellence, avoiding professional destruction and early burnout. task to develop a competency model for educators GDOU method for studying critical incidents was set to achieve this goal. It is proposed to take into account not only formal characteristics of the fulfilment of the assigned tasks, and to pay attention to conditions for realization through personal qualities of the teachers for decision of the assigned problem. In this articlethere is a detailed description of the process of the competence designs which are based on the studying of the behavioural indications which are shown in a work of the successful workers of the preschool education who have a large workingexperience, and the result of their work has been highly appreciated by governance, colleagues and parents. As a result of working,it has been produced a model of the teacher competence of the preschool education, which had been cultivated with a method of the studying the critical incidents. This model can be used as a complementary method of the working with pedagogical staff for conducting a certification, selection and planning the professional education.

Keywords: teachers of the preschool education, professional competence, professional standard.

На сегодняшний день вопрос о качестве выполнения любой профессиональной деятельности, особенно связанной с воспитанием детей, стоит очень остро.

До сих пор, в каждом дошкольном образовательном учреждении, ощущается нехватка высококвалифицированных кадров [1-5], обладающих не только необходимыми знаниями и умениями, но и мотивацией к осуществлению данной деятельности.

Для решения этой проблемы неоднократно уделялось внимание разработке профессиональных требований и компетенций к педагогам дошкольного образования, разработан федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в котором прописаны основные принципы дошкольного образования, перечислены требования к структуре образовательной программы и её объему и есть отдельная глава о требованиях к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, где так же есть упоминание о требованиях к профессиональному развитию педагогических работников (ФГОС дошкольного образования от 17.10.2013) [6]. С 1 января 2017 года вступает в силу приказ Министерства труда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог"[7]. В разработанном

стандарте подробно и грамотно перечислены требования к образованию и обучению, к опыту работы и особых условиях допуска к работе. Перечень необходимых умений и знаний тоже представлен очень основательно и соответствует главной цели - воспитанию и развитию здоровой личности ребенка как в психосоматическом, так и в образовательном аспекте. Но на наш взгляд, все прописанные стандарты, как бы хорошо продуманы они ни были, упираются в их субъективную реализацию, проходящую через призму человеческого фактора.

Целью нашего исследования было определить, какие именно факторы способствуют тому, чтобы человек, выбравший профессию педагога и решивший посвятить себя воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении, смог реализовать себя в полной мере и достичь профессионального мастерства, избежав профессиональных деструкций и раннего выгорания.

Для достижения поставленной цели была поставлена задача разработать модель компетенций [8] для воспитателей ГДОУ методом изучения критических инцидентов. Данный метод, разработанный Джоном Фланаганом, на наш взгляд, позволяет наиболее полно изучить работу дошкольного педагога через призму субъективного восприятия и реализации данной профес-

сии, т.к. прося людей сосредоточиться на наиболее критических ситуациях, с которыми они столкнулись, можно собрать данные о самых важных навыках и компетенциях. Опрашиваемые рассказывают яркие «краткие истории» о том, как они справились со сложнейшими, самыми важными участками своей работы и при этом обнаружили у себя компетенции для выполнения этой работы.

Преимущества метода «Интервью по критическим инцидентам» заключаются в следующем:

1. Эмпирическое определение компетенций.

2. Точность по части выраженности компетенций.

3. Определение алгоритмов. (Полученные данные могут точно показать, как лучшие исполнители управляются с конкретными рабочими заданиями или проблемами).

4. Создание данных для ассессмента, обучения или планирования карьеры. (Результатом интервью являются очень конкретные описания эффективных и неэффективных типов рабочего поведения, которые могут показать и научить других, что надо делать — и что не надо — на работе. Важный побочный результат этих интервью — обилие коротких рассказов о рабочих ситуациях и проблемах, которые можно использовать для разработки кейсов, имитаций и учебных ролевых игр. Можно проследить и оценить карьерный путь опрашиваемого, основываясь на том, когда, где и как он приобрел ключевые компетенции).

Для выполнения поставленной задачи было проведено интервью по критическим инцидентам с педагогами дошкольного образования, отвечающим следующим параметрам:

1. Педагог проработал в ГДОУ не менее 10 лет.

2. Педагог оценен как профессионал руководством ГДОУ.

3. Педагог имеет хорошие отзывы от родителей, как о профессионале, который умеет наладить образовательный процесс, контакт с детьми и родителями.

4. Педагогическое мастерство педагога высоко оценено коллегами по работе.

5. Сам педагог высказывает позитивное отношение к своей работе.

Было опрошено 10 воспитателей из разных дошкольных учреждений. На основе полученных данных были выделены поведенческие признаки, в дальнейшем определенные как выраженные способности, характерные для успешного выполнения профессиональной деятельности.

Поведенческие признаки и характеристики, выделенные в результате анализа интервью по критическим инцидентам представлены в таблице № 1.

Выделенные характеристики в дальнейшем были сгруппированы в компетенции.

Так характеристики решительность; профессиональная смелость; профессиональная настойчивость; инициативность; творческий подход к профессии; преданность профессии; выраженная мотивация на работу; умение ставить цели и добиваться их; отказ от профессиональных шаблонов и построение собственного пути в профессиональном развития -получили название компетенция профессиональной настойчивости.

Группа характеристик - выраженный познавательный интерес; стремление к самообразованию; способность использовать критику для дальнейшего профессионального роста; умение осознать свои слабые стороны, профессиональные ошибки и преодолевать их в дальнейшем - были объединены и обозначены как компетенция профессионального развития.

Характеристики эмпатия и доброжелательность; способность прогнозировать реакцию других на свои действия; тактичность; забота о коллегах по работе, микроклимате коллектива были объединены в компетенцию под названием -компетенция социального взаимодействия.

Таблица 1 - Характеристики, выделенные в результате анализа интервью по критическим инцидентам.

Цитата из интервью, характеризующая поведение профессионала Способности/ Характеристики

«Когда мне предложили попробовать себя в новом профессиональном направлении, я решилась. Мне нужно было сделать так, чтобы меня узнали как грамотного специалиста». Решительность, профессиональная смелость.

«Я знаю что у меня хватит сил, для того чтобы изучить то, чего я не знаю». Выраженный познавательный интерес.

«У меня было огромное желание работать, которое я проявила, плюс искренность и честность во всем». «.. .я должна постараться сделать все, чтобы мне поверили». Выраженная мотивация на работу.

«.единственное что я сказала, это то, что я очень хочу научиться». «Активность нужно уметь проявлять». Профессиональная настойчивость.

«.. ..все замечания и предложения по улучшению работы, предложенные заведующий, были приняты во внимание и в дальнейшем осуществлены». Способность использовать критику для дальнейшего профессионального роста.

«.. .я очень много читаю профессиональной литературы». Стремление к самообразованию.

«Когда видишь проблему, хочется помочь, подсказать». Эмпатия и доброжелательность.

«Ошибка была в том, что я ни с кем не проконсультировалась. Я думала, что я достаточно знаю, но оказалось все совсем не так». Умение осознать свои слабые стороны, профессиональные ошибки и преодолевать их в дальнейшем.

«Если бы эта ситуация произошла сейчас, я корректно подошла бы к маме, без таких слов как «травмирование ребенка», просто сказала бы «Что у вас, как? Может, беспокоит что-то? Тревожит почему-то?»...». Тактичность. Способность прогнозировать реакцию других на свои действия.

«Педагог должен владеть не общими инструментами, а индивидуальными. Вначале нас всех одинаково учат, но в дальнейшем, уникальность педагогики в том, что каждый педагог должен найти для себя те инструменты, которые действительно помогут в дальнейшей работе». «И тогда, на совещании, я предложила организовать группу для повышению квалификации специалистов. Отказ от профессиональных шаблонов и построение собственного пути в профессиональном развитии. Творческий подход к профессии. Инициативность

«Да, я нашла свой инструмент в работе, и он настолько уже вошел в жизнь, что без него уже никак». Умение ставить цели и добиваться их.

«.мы смогли образовать эту группу и объединить. Они перестали бояться своей профессии, бояться того, чего от них просят.» «...мы все-таки смогли образовать эту группу и объединить. Они перестали бояться своей профессии, она стала им интересна и подход стал не шаблонный, а рациональный и продуманный». Забота не о личном результате, а об общем, как проявление лояльности к имиджу организации. Преданность к профессии. Наличие собственного мнения по профессиональным вопросам и аргументированное отстаивание своих слов.

«Я это сказала и соответственно сдержала свои слова. Я такой человек, если я сказала - я это сделаю.» Демонстрация уверенного поведения.

И последняя группа характеристик наличие собственного мнения по профессиональным вопросам и аргументированное отстаивание своих слов; демонстрация уверенного поведения; умение контролировать свои эмоции, преодолевать обиды - получила название компетенция уверенного поведения.

Выделенные компетенции: профессиональная настойчивость, ориентация на профессиональное развитие, компетенция социального взаимодействия, уверенное поведение - несколько отличаются от тех, которые предлагались ранее. Основное их отличие - это то, что

их наличие можно считать основными условиями для развития личности в процессе профессионального становления. Именно наличие этих 4-х характеристик объединяет выбранных нами профессионалов, достигших высоких результатов в профессии и эти результаты не только видны со стороны руководителям, коллегам и потребителям продукта труда, но и самим воспитателям приносят удовлетворение, что способствует профилактике профессиональных выгораний и формированию профессиональных деструкций. Несомненным преимуществом, является тот факт, что выделенные компетенции разработаны на основе многолетнего успешного практического опыта, а не на основе теоретических умозаключений. Предложенные компетенции в дальнейшем можно использовать для оценки и аттестации педагогических работников, как дополнительную систему оценки профессиональных качеств, составляющих базу для перспективы дальнейшего профессионального развития. Для этой цели в дальнейшем проделана работа по разработке уровневой модели компетенций, с выделением поведенческих индикаторов и их оценки в баллах.

Компетенция профессиональной настойчивости.

0 баллов. Не берёт на себя инициативу ни в каких профессиональных вопросах, не ставит перед собой никаких профессиональных задач.

1 балл. Ставит перед собой профессиональные задачи и решает их традиционным способом.

2 балла. Ставит перед собой профессиональные задачи, если не получается решить их известным, традиционным способом, то отступается от намеченной цели.

3 балла. Умеет ставить перед собой профессиональные задачи и решать их с учетом многих обстоятельств и если задачу нельзя решить традиционным способом, ищет новые пути решения, не отступая от намеченной цели.

Компетенция профессионального развития.

0 баллов. Не стремится к самообразованию. Критику воспринимает как оскорбление личности.

1балл. Не отказывается от курсов повышения квалификации за счет организации. На критику реагирует остро и эмоционально, не делая никаких выводов.

2 балла. Повышает свой профессиональный уровень, читает профессиональную литературу, обменивается опытом с коллегами. На критику реагирует остро, но делает выводы.

3 балла. Самостоятельно повышает свой профессиональный образовательный уровень, читает профессиональную литературу, посещает семинары и тренинги, участвует в конференциях, обменивается опытом работы с коллегами. Самостоятельно находит курсы повышения квалификации и проходит их. Критику использует как "почву" для развития.

Компетенция социального взаимодействия.

0 баллов. Не умеет выстраивать эффективное и бесконфликтное межличностное взаимодействие с различными группами в обществе (дети, родители, коллеги, руководители). Общение бесконфликтное, не эффективное, безынициативное.

1 балл. Умеет взаимодействовать с различными группами людей, без конфликтов добиваться эффективности во взаимодействии без учета мнения других людей.

2 балла. Умеет взаимодействовать с различными группами людей, без конфликтов добиваться эффективности во взаимодействии, с проявлением доброжелательного отношения и чувства такта по отношению к другим людям.

3 балла. Умеет взаимодействовать с различными группами людей, умеет предупредить конфликтную ситуацию и прогнозировать реакцию других на свои действия. Проявляет заботу о комфортном состоянии других людей в процессе взаимодействия.

Компетенция уверенного поведения.

0 баллов. В обыденных рабочих ситуациях проявляет АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3(16)

признаки постоянного сомнения в том, что делает, нуждается в постоянном одобрении, контроле. Никогда не имеет своего мнения по профессиональным вопросам.

1балл. В обыденных ситуациях, работает без дополнительного контроля, демонстрирует уравновешенность и уверенность в себе.

2 балла. Демонстрирует уверенность и настойчивость, но не приводит аргументов в пользу своего решения или мнения.

3 балла. Четко понимает свои профессиональной задачи и умеет их выполнить при любых помехах со стороны. Может выразить свое несогласие в профессиональных вопросах, и аргументировано отстоять свою точку зрения.

Для руководителей ГДОУ, заинтересованных не только в формальном выполнении задач, поставленных ФГОС и Профессиональными стандартами, но и в качественном исполнении профессиональных обязанностей работниками дошкольного учреждения, предложенная уровневая модель может быть существенным ориентиром в формировании требований к педагогическим кадрам при подборе или при планировании обучения.

Таким образом, разработанные компетенции демонстрируют основные факторы, которые способствуют стойко выраженной мотивации педагогов дошкольного образовательного учреждения и являются важными условиями для достижения профессионального мастерства, а так же для реализации поставленных задач в воспитательном и образовательном процессе дошкольников. Несомненным, является тот факт, что личностные особенности педагога отражаются не только на его личной успешности, но и на имидже всей системы дошкольного образования и, что наиболее важно, на формировании личности дошкольников, что является основной ценностью и национальным приоритетом страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Руденко И.В., Каракозова Н.Ю. Формирование технологической компетентности воспитателей детского сада в процессе дополнительного профессионального образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 139-142.

2. Лепешкина Е.Ю. Компетентностный подход - основа формирования профессиональной позиции будущего педагога как воспитателя // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2014. № 2 (16). С. 22-24.

3. Федорова Т.В., Борзенкова О.А. Совершенствование методико-математической подготовки бакалавров дошкольного и начального образования // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 46-48.

4. Притуляк Л.Н. Особенности формирования профессиональной компетентности будущих воспитателей ДНЗ // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 71-74.

5. Лепешкина Е.Ю. Проблема формирования профессиональной позиции будущего педагога как воспитателя в психолого-педагогической науке // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2015. № 3 (19). С. 35-37.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

7. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н

8. Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы. - М.: Hippo, 2005. (Глава 10. Проектируем исследование компетенций).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.