Pedagogy Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 1-2 (2017)
3 < BAiTWEST >
ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online)
UDC 378 DOI: http://dx.doi.org/10.20534/AJH-17-1.2-43-49
S. G. Pyatkova 1
1 Surgut state pedagogical University, Surgut, Russia
FORMATION OF PROJECT PROFESSIONAL COMPETENCE WITH BACHELORS OF TOURISM
Abstract
Objective: to determine the practical possibilities of implementation's modern educational technologies, in particular active and practice-oriented approaches in the process of project formation professional competence with bachelors of tourism.
Methods: systematic analysis, comparison, generalization, marketing, monitoring, design. Results: the experience of implementing activity-based, practice-oriented approaches in designing a model of vocational training for the tourism industry showed practical ability, and its effectiveness in the context of the formation of project formation professional competence with bachelors of tourism that meets the modern trends of tourism development, HR policy and market needs at different levels of its implementation.
Scientific novelty: for the first time on the basis of practical experience and complex methods determined the feasibility of the implementation modern educational technologies, in particular active and practice-oriented approaches in the process project formation professional competence with bachelors of tourism
Practical significance: the research results can be used in the compilation of issues of the modern model's professional tourist education, the application of activity-based and practice-oriented approaches in the process of project formation professional competence with bachelors of tourism.
Keywords: professional tourism education, bachelors of tourism, activity-based and practice-oriented approaches, design of professional competence.
References:
1. Gribkova G. I., Zajceva T. A. Proektnaja dejatel'nost' kak sredstvo formirovanija professional'noj kompetentnosti bakalavrov turizma//Vestnik MGUKI, No. 4. - M., - 2015. - P. 218-224.
2. Matjash N. V., Volodina Ju. A. Metodika ocenki proektnoj kompetentnosti studentov [Jelektronnyj resurs]//Psi-hologicheskie issledovanija: jelektron. nauch. zhurn. - 2011. - No. 3 (17). [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://psystudy.ru, svobodnyj
3. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 14.12.2015 N1463 «Ob utverzhdenii FGOS VO po napravleniju podgoto-vki 43.03.02 Turizm (uroven' bakalavriata)» [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://base.garant. ru/71310860, svobodnyj
4. Pjatkova S. G. Organizacija turistskoj dejatel'nosti. Uchebnoe posobie. - Omsk: Nauka, - 2016.
5. Strategija razvitija turizma v Rossijskoj Federacii do 2020 g. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://www.russiatourism.ru, svobodnyj
Information about the author
Svetlana Gennad'evna Pyatkova, PhD in History, associate Professor, associate Professor of social and humanitarian education, Head of the experimental Department of the direction "Tourism", Surgut state pedagogical University, Department of socio-humanitarian education
Address: 628400, Surgut, ul 50 let VLKSM, 10/2, tel.: (3462) 22-32-37.
E-mail: [email protected]
ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2476-2758
Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 1-2 (2017)"^^« Pedagogy
< iAgTWEST > 3
SCBJCEUHrTTS
- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -
С. Г. Пяткова 1
1 Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БАКАЛАВРОВ СФЕРЫ ТУРИЗМА
Аннотация
Цель: определение практических возможностей реализации современных образовательных технологий, в частности деятельностного и практико-ориентированных подходов, в процессе формирования проектных профессиональных компетенций у бакалавров сферы туризма.
Методы: системного анализа, сравнения, обобщения, маркетинговые, наблюдения, проектирования.
Результаты: опыт внедрения деятельностного, практико-ориентированного подходов в проектировании модели профессиональной подготовки кадров для туристской индустрии показал практические возможности и его эффективность в контексте формирования проектных профессиональных компетенций у бакалавров сферы туризма, что отвечает современным тенденциям развития туризма, кадровой политике и потребностям рынка на разных уровнях его реализации.
Научная новизна: в статье впервые на основе практического опыта и комплекса методов определены практические возможности реализации современных образовательных технологий, в частности деятельностного и практико-ориентированных подходов, в процессе формирования проектных профессиональных компетенций у бакалавров сферы туризма.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в обобщении вопросов современной модели профессионального туристского образования, применении деятельностного и практико-ориентированного подходов в процессе формирования проектных профессиональных компетенций у бакалавров сферы туризма.
Ключевые слова: профессиональное туристское образование, бакалавры сферы туризма, деятельностный и практико-ориентированный подходы, проектные профессиональные компетенции.
введение
В современных условиях развития общества наблюдается активизация развития сферы сервиса и туризма, что закономерно требует соответствующего подхода к решению задач профессиональной подготовки кадров. Современная модель профессионального туристского образования учитывает ориентированность на практическую подготовку специалистов, учет запросов бизнес сообщества и многие другие актуальные аспекты. Тем не менее, практи-ко-ориентированная подготовка является важным элементом качественной подготовки кадров для современной сферы туризма. Для реализации данного направления, ведущие российские вузы используют различные образовательные методики и технологии, подходы и способы. Среди них следует отметить деятельностный подход, который позволяет системно подходить к формированию профессиональных компетенций специалистов сферы туризма, в том числе проектных.
Главные ориентиры формирования проектных профессиональных компетенций у бакалавров сферы туризма, прежде всего, определяет Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» (уровень бакалавриат). Согласно последнего специалисты сферы туризма должны не только владеть теоретическими основами проектирования, но и быть готовыми к применению методов проектирования и реализации проектов в туристской индустрии [3]. По мнению Н. В. Матяш и Ю. А. Володиной, проектная компетентность связана с проектной деятельностью и процессом проектирования в конкретной профессиональной сфере [2]. В связи с этим можно согласиться с мнением Г. И. Грибковой и Т. А. Зайцевой о том, что «главным принципом методики формирования компетентности в области проектирования является инновационный подход, креативность, с одной стороны, а с другой — опора на получение знания в процессе учебной деятель-
Pedagogy
< EASTWEST >
SdB*ELMTTS
Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 1-2 (2017)
ности в образовательном учреждении» [1]. Все это актуализирует проблему формирования проектных профессиональных компетенций у бакалавров сферы туризма.
результаты исследования
Опыт внедрения деятельностного и практико-ориентированного подходов в проектировании модели профессиональной подготовки кадров для туристской индустрии показал, что возможны несколько вариантов формирования проектных профессиональных компетенций бакалавров сферы туризма: в ходе учебной деятельности — преподавания дисциплин, ориентированных на конкретный практический результат и посредством реализации образовательно-воспитательных проектов, ориентированных на профессию. Практический опыт подготовки кадров для сферы туризма в Сургутском государственном педагогическом университете позволяет говорить о том, что реализация данных вариантов в комплексе ориентирована на решение важных практических вопросов профессиональной подготовки кадров: их профессиональной мотивации и конкурентоспособности на рынке труда. Причем данные варианты следует рассматривать в комплексе, как единую структуру модели профессионального туристского образования. Каждое из предложенных направлений имеет свои особенности, но ключевым объединяющим аспектом является проектная деятельность.
Для первого варианта целесообразно предложить модель учебной программы дисциплины базового цикла «Организация туристской деятельности». Цель освоения дисциплины — научиться разрабатывать проект стратегии организации и развития актуального направления регионального туризма. Основные задачи изучения дисциплины: выявить специфику организации современной туристской деятельности; разработать проект стратегии организации и развития актуального направления туризма в регионе (на примере муниципального образования). Модульное построение курса позволяет изучить как теоретические аспекты организации туристской деятельности, так и практические: Модуль 1. «Организация современной туристской деятельности», Модуль 2. «Разработка проекта стратегии организации и развития актуального направления регионального туризма» [4, с. 11-12]. Практический второй модуль ориентирован на изучение и формирование практических умений и навыков по определению ак-
туальной проблематики проекта и ее обоснование, разработку направлений (способов) решения проблемы проекта, определение целевой направленности проекта и планирование ее достижения.
Для реализации сформулированных цели и задач дисциплины целесообразны практические формы работы со студентами. Среди них следует отметить: семинарские и практические занятия, выполнение практических заданий в форме сравнительных таблиц, схем, решение кейсовых ситуаций, подготовка презентаций и докладов по отдельным проблемным вопросам организации туризма в регионе, отчеты о результатах проведенных маркетинговых исследований по различным направлениям туризма. Например, рассматривая тему «Государственное регулирование туристской сферой в современной России» студентам предлагается выполнить практическое задание в форме сравнительной таблице по заявленной теме с целью выявления специфики государственного регулирования туризмом на федеральном и региональном уровне [4, С. 28-30]. Выполнение подобного рода заданий позволяет не только сравнивать и соотносить данные уровни, но и выявлять спектр важных проблемных вопросов, которые наиболее актуальны в современных условиях туристской индустрии. Обсуждение и решение кейсовых ситуаций, ориентированных на реальные факты и данные по туризму позволяют выходить на более высокий уровень изучения конкретных проблем, который предполагает применение совокупности маркетинговых и проектных методов. Например, выполняя кейсы «Анализ проекта туристской направленности», «Потенциал современного туризма», «Анализ ситуации в туристской фирме» [4, С. 109-111] студенты не только проводят детальный анализ проблемы, но и предлагают возможные пути решения, отвечающие современным тенденциям развития туристской индустрии.
Модульное практико-ориентированное построение курса позволяет перенести акцент с простейшего уровня усвоения и воспроизведения материала на более высокие — применение и творчество, что значительно повышает эффективность профессиональной подготовки кадров для сферы туризма. Кроме того, следует отметить значимость данного курса и его практической направленности в контексте изучения организационно-управленческих основ планирования, проектирования и реализации профессиональной туристской деятельности.
Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 1-2 (2017)
< iAgTWEST >
SCBJCEUHrTTS
Pedagogy
В связи с этим теоретическое изучение организации туристской деятельности направлено на выявление особенностей развития современной туристской индустрии, сущности организации туристской деятельности, нормативно-правовой основы организации туристской деятельности в целом и деятельности туристских предприятий в частности, квалификационных требований и должностных обязанностей сотрудников туристского предприятия, модели управления предприятием сферы туризма для обслуживания потребителей; организационных этапов процесса обслуживания в сфере туризма, стратегии деятельности и развития туристских предприятий. Самостоятельная работа студентов предполагает деятельность по выявлению специфики и основных направлений партнерских отношений в туристской деятельности; оцениванию роли нормативных документов в профессиональной деятельности туристских предприятий и развитии туризма в стране в целом; разработке планов инноваций для совершенствования деятельности туристского предприятия. Индивидуальная работа со студентами направлена на углубление материала об основных элементах организации туристской деятельности на разных этапах и уровнях ее реализации, основных понятий и технологий организационно-управленческой деятельности в современной туристской индустрии.
Постоянными участниками учебных занятий по курсу, прежде всего в формате круглых столов, мастер-классов, деловых игр, являются представители регионального бизнес сообщества сферы туризма, которые не только делятся практическими аспектами организации туристской деятельности, но и выступают в роли потенциальных работодателей для студентов. Например, при изучении темы «Компетентность работников туристского бизнеса» предлагается проведение деловой игры «Я — менеджер туризма», которая уже имеет четкую профессиональную направленность [4, С. 54-56]. Студенты не только пытаются овладеть алгоритмами и принципами подбора и отбора сотрудников турфирмы, но и сами выступают в качестве претендентов. Для этого они разрабатывают и презентуют работодателям свое профессиональное резюме, ориентированное на перспективу. В целом, модульное построение курса и практический аспект его освоения позволяет мотивировать обучающихся на будущую профессию, акцентировать внимание на потребности и запросы регионального рынка туристской индустрии.
В качестве образовательно-воспитательных проектов, ориентированных на профессию, предлагается проект «Югра — территория ценностей», который отвечает современным требованиям в сфере образования и туризма, сочетает в себе многовариантные возможности его применения в процессе образования учащихся муниципальных образовательных учреждений округа и профессиональной подготовке будущих специалистов сферы сервиса и туризма. Название и содержание проекта связано с конкретной территорией Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (далее Югры), что отвечает приоритетным направлениям реализации современных программ гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи. Выбранная форма проекта отвечает приоритетным задачам развития туризма в России: переориентация части потребительского спроса россиян на внутренний туризм; реализация стратегической роли туризма в духовном развитии, воспитании патриотизма и просвещении [5]. Кроме того, выделенные в Стратегии развития туризма в России проблемы касаются и профессиональной подготовки кадров сферы сервиса и туризма, и прежде всего их академичности, теоретичности. Применение инновационных подходов в процессе профессиональной подготовки специалистов туристской сферы также актуализирует практическую направленность предлагаемого проекта. Кроме того важным является выбор конкретной целевой аудитории проекта — учащиеся младшего школьного звена муниципальных образовательных учреждений региона, на которых ориентировано основное содержание деятельности. А в качестве непосредственных организаторов и практических исполнителей проекта выступают студенты, обучающиеся по направлению подготовки туризм. Поэтому важным в процессе практической реализации проекта является ориентация на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий), обеспечение преемственности в процессе образования. Речь идёт о разнообразии организационных форм и учёте индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов учащихся. Реализация проекта предполагает возможность использования современных образовательных (экскурсии, в том числе виртуальные, оп-Нпе, проектирование, игровая деятельность) и информационных (интерактивных,
Pedagogy
< EAiTWEST >
SdB*ELMTTS
Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 1-2 (2017)
дистанционных) технологий в процессе изучения истории и культуры региона. Варианты этих возможностей определяются возрастными особенностями учащихся.
Целевая направленность проекта связана с формированием у учащихся представлений и интереса об актуальных направлениях развития регионального туризма в контексте изучения культурно-исторического наследия Югры в исторической ретроспективе с помощью использования современных образовательных и информационных технологий, с учетом современных тенденций развития туристской индустрии. Также цель для бакалавров, реализующих проект, определена как — формирование у студентов профессиональных аналитических, организаторских и проектных компетенций, необходимых для успешной работы в туристско-рекреационном бизнесе и управлении; возможность применения практических компетенций в ходе.
Для обоснования актуальности и необходимости реализации практико-ориентированного проекта было проведено маркетинговое исследование регионального рынка туристско-экскурсионных услуг. Среди сильных сторон были отмечены: широкий спектр туристско-экскурсионных предложений по достопримечательностям города и округа, ориентированных в основном на все целевые аудитории (дети, студенты, семьи, пенсионеры и т. п.); проведение мероприятий профессиональными гидами-переводчиками, экскурсоводами; возможности выбора различных вариантов предлагаемых услуг в зависимости от запросов потребителей (цена, цель и т. п.). Слабые стороны затрагивают следующие аспекты: превалирование в основном выездных мероприятий, которые слабо затрагивают интересы выбранной целевой аудитория учащихся, как связующего звена между дошкольным образованием и средней школой; высокая ценовая политика предложений, не всегда доступная для большинства учащихся; предложение разовых мероприятий по изучению отдельных аспектов из истории и культуры региона.
В ходе исследования выявлено более 50 турист-ско-экскурсионных предложений по территории Югры, однако их распределение по основным центрам региона не равномерно. Отмечено значительное преобладание предложений по столице региона — г. Ханты-Мансийску (26). Кроме того, результаты анкетирования (230 респондентов — учащиеся муни-
ципальных образовательных учреждений г. Сургута и Сургутского района 1-5 классы выборочно) выявили низкий уровень знаний по истории и культуре региона, что обусловило теоретическую и практическую направленность проекта.
Модульная вариативность проекта предполагает возможность его представления и реализации в нескольких образовательных модулях по изучению развития регионального туризма: Модуль 1. «Этнографический туризм», Модуль 2. «Экологический туризм», Модуль 3. «Деловой туризм» Модуль 4. «Событийный туризм», Модуль 5. «Перспективное туристское направление». Данная структура позволяет последовательно изучать и формировать ценностное отношение к историко-культурным традициям региона, формировать практические проектные умения учащихся. Организаторами и непосредственными участниками реализации проекта выступают как преподаватели университета, осуществляющие профессиональную подготовку кадров для сферы сервиса и туризма, так и сами студенты по данным направлениям с целью овладения и применения практических профессиональных компетенций будущей профессии. Организация деятельности студентов в рамках проекта предполагает работу в мини-группах (по 5 человек), деятельность которых направлена на проведение маркетингового исследования о развитии детского образовательного туризма в регионе, разработку новых мини-проектов по выявленным проблемам и заявленным модулям (виртуальные туры, экскурсии, игровые представления), ориентированных на школьников региона. Практическая направленность проекта предполагает возможность его практической реализации как в процессе профессиональной подготовки специалистов сферы сервиса и туризма, так и в процессе образовательной и воспитательной деятельности (классной и внеклассной работы) с учащимися муниципальных образовательных учреждений региона в качестве применения новых образовательных и информационных технологий в процессе изучения его истории и культуры.
Реализация предлагаемых практико-ориентиро-ванных форм и методов работы позволяет решать основные профессиональные и образовательно-воспитательные задачи в процессе качественной подготовки кадров для современной туристской индустрии. Фактические результаты проектов свидетельствуют о значительном повышении качествен-
Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 1-2 (2017)
< EAgTWEST >
SCBJCEUHrTTS
Pedagogy
ных показателей уровня профессиональной подготовки кадров для сферы сервиса и туризма в регионе, в том числе относительно и проектных компетенций. Прежде всего, в течение 2015-2016 учебного года удалось привлечь к проектной деятельности более 300 школьников, более 70 студентов направления подготовки «Туризм»; провести 36 мероприятий (выставок, круглых столов, мастер-классов, экскурсий, развивающих игр, квестов, виртуальных экскурсий), привлечь к участию в научно-исследовательских и профессиональных конкурсах, конференциях более 58 студентов. Данные показатели в сравнении с предыдущими учебными годами в 2-3 раза превышают студенческую активность по данным направлениям, что свидетельствует о значительном практическом эффекте реализации проектов в процессе формирования проектных профессиональных компетенций у бакалавров сферы туризма. Кроме того, важным показателем результативности практической деятельности являются призовые места студенческих проектов на конкурсах различных уровней: региональных, всероссийских и международных. В целом, реализация проекта имеет важные практические ориентиры. Для учащихся это связано с формированием интереса к изучению культурно-исторического наследия края, развитием регионального туризма; комплексной профессиональной ориентацией в процессе работы со студентами; возможностью развивать и проявлять различные способности и интересы в ходе проектной деятельности. Для студентов, прежде всего, важным является включенность в профессиональную среду в процессе обучения; формирование профессиональных компетенций; возможность инновационного проектирования профессиональной направленности; изучение регионального рынка туристских услуг, выявление проблемных сторон с целью дальнейшей научной разработки. Также реализация подобных
проектов значима и для региона относительно позиционирования его бренда, культурно-исторический традиций и ценностей, природных богатств; формирования учебно-методических комплексов по изучению культурно-исторического наследия региона для учащихся; развития детского образовательного туризма, формирования бренда территории «глазами детей», что отвечает современным тенденциям развития туризма.
выводы
Формирование проектных профессиональных компетенций бакалавров сферы туризма является важной составляющей их конкурентоспособности. Проектирование и реализация современных практико-ориен-тированных проектов в процессе профессиональной подготовки кадров для туристской индустрии отвечает современным тенденциям и требованиям рынка. Кроме того, реализация практико-ориентированного и деятельностного подходов позволяет формировать современные модели профессионального туристского образования, отвечающие не только принципам инновационных образовательных технологий, но и потребностям и запросам конкретной территории и региона. Для сферы образования и просвещения это выражается в установлении и развитии тесной взаимосвязи вуза и муниципальных образовательных учреждений региона («Вуз — Школе») в процессе обучения учащихся и профессиональной подготовки специалистов сферы сервиса и туризма; реализации современных образовательных технологий; качественном тематическом и методическом сопровождении модулей, что позволяет использовать различные варианты и способы изучения региональной истории и культуры. Для сферы туризма и сервиса это выражается в стимулировании развития туристкой индустрии в регионе; актуализации и развития образовательного туризма, практико-ориен-тированной профессиональной подготовке будущих специалистов сферы сервиса и туризма.
1.
2.
3.
Список литературы:
Грибкова Г. И., Зайцева Т. А. Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности бакалавров туризма//Вестник МГУКИ, № 4. — М., 2015. — С. 218-224. Матяш Н. В., Володина Ю. А. Методика оценки проектной компетентности студентов [Электронный ресурс]//Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 3 (17). [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://psystudy.ru, свободный.
Приказ Минобрнауки России от 14.12.2015 N1463 «Об утверждении ФГОС ВО по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (ур овень бакалавриата)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/71310860, свободный.
Pedagogy Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 1-2 (2017)
3 < BAiTWEST >
- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -
4. Пяткова С. Г. Организация туристской деятельности. Учебное пособие. — Омск: Наука, — 2016.
5. Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2020 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.russiatourism.ru, свободный.
информация об авторе
Пяткова Светлана Геннадьевна, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры социально-гуманитарного
образования, заведующая экспериментальной кафедрой направления подготовки «Туризм», Сургутский
государственный педагогический университет, кафедра социально-гуманитарного образования
Адрес: 628400, г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, 10/2, тел.: (3462) 22-32-37.
E-mail: [email protected]
ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2476-2758