Научная статья на тему 'Профессиональные компетенции инструктора плавания детей раннего возраста'

Профессиональные компетенции инструктора плавания детей раннего возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
604
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CONCEPTUAL MODEL OF THE INSTRUCTOR'S ACTIVITY FOR TENDER AGE SWIMMING / INSTRUCTOR FUNCTIONS / PERSONALITY TRAITS / INSTRUCTOR PROFESSIONAL ABILITIES / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТРУКТОРА В ДЕТСКОМ ПЛАВАНИИ / ФУНКЦИИ ИНСТРУКТОРА / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ИНСТРУКТОРА ПО ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милякова-Роман Е.В., Дорган В.П., Ващенко М.А.

Цель: определить состав компетенций инструктора по плаванию детей раннего возраста, обеспечивающих достаточное выполнение функциональных обязанностей в процессе осуществления профессиональной деятельности, направленной на достижение самореализации занимающихся. Методы: теоретические методы-операции и методы-действия: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение и другие, а также ээмпирические методы-операции: анализ и обобщение данных научной и методической литературы [18]. Результаты: Использованные научные методы позволили не только сформировать концептуальную модель деятельности инструктора и его функции, но и выявить особенности личностного ресурса инструктора, обеспечивающие профессиональные компетенции, которые приводят к самореализации всех участников педагогического процесса: детей и их родителей. Научная новизна: в статье впервые исследован состав профессиональных компетенций инструктора по плаванию детей раннего возраста. Практическая значимость: основные положения и выводы исследования будут использованы в педагогической деятельности инструкторов в сфере физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCES OF THE INFANT SWIMMING INSTRUCTORS

Objective: Determine the content of professional competencies of the swimming instructor for the tender age children that ensure an adequate implementation of functional responsibilities, aimed on the obtaining of the self-realization of participants. Methods and organization of the research: theoretical operation-methods and action-methods: analysis, synthesis, comparison, abstraction, specification, generalization and others, as well as practical operation-methods: data analysis and compilation of scientific and methodical literature. The study was conducted from September 2016 to February 2017. Results: The scientific methods used in the research allowed not only to form a conceptual model of the instructor’s activities but also to identify the particularities of the personality resource of the instructor which lead to a self-realization of all participants of the pedagogical process: children and their parents. Scientific novelty: in the article is researched for the first time the composition of the professional abilites of the swimming instructor for tender age children. Practical significance: the main statements and conclusions of the research will be used in the pedagogical activities of the instructors in the physical culture domain.

Текст научной работы на тему «Профессиональные компетенции инструктора плавания детей раннего возраста»

Pedaqoqy //TW Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 3-4 (2017)

3 < BAiTWEST >

SdB*ELMTTS

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

Информация об авторе

Александра Ивановна Артюхина, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы

с курсом педагогики и образовательных технологий, зав. курсом педагогики и образовательных технологий

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет»

Адрес:400066, г. Волгоград, ул. Мира, 13, кв. 77. тел.: 8 927 53 63 394

E-mail: mothersasha@rambler.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0758-7129

UDC [797.21-053.2:796.011.3]+372.879.6 DOI: http://dx.doi.org/10.20534/AJH-17-3.4-23-31

E. V. Mileakova-Roman 1 V. P. Dorgan 1 M. A. Vashenko 1

1 State University of Physical Education and Sports, Kishinev, Moldova

PROFESSIONAL COMPETENCES OF THE INFANT SWIMMING INSTRUCTORS

Abstract

Objective: Determine the content of professional competencies of the swimming instructor for the tender age children that ensure an adequate implementation of functional responsibilities, aimed on the obtaining of the self-realization of participants.

Methods and organization of the research: theoretical operation-methods and action-methods: analysis, synthesis, comparison, abstraction, specification, generalization and others, as well as practical operation-methods: data analysis and compilation of scientific and methodical literature. The study was conducted from September 2016 to February 2017.

Results: The scientific methods used in the research allowed not only to form a conceptual model of the instructor's activities but also to identify the particularities of the personality resource of the instructor which lead to a self-realization of all participants of the pedagogical process: children and their parents.

Scientific novelty: in the article is researched for the first time the composition of the professional abilites of the swimming instructor for tender age children.

Practical significance: the main statements and conclusions of the research will be used in the pedagogical activities of the instructors in the physical culture domain.

Keywords: conceptual model of the instructor's activity for tender age swimming, instructor functions, personality traits, instructor professional abilities.

References:

1. Basov M. Ya. General principles of pedology. Spb.: Aletheia, Ed. 3rd, resp. edited by E. V. Levchenko. - 2007, - P. 776.

2. Biddulph C. Up to three still too early/S. Biddulph [trans. from from English V. Kolosov]. - M.: Ripol Klassik, -2015. - 224 p.: il.- (Make a child happy).

3. Bozovic L. I. Problems of formation of the personality//FAV. psychol. tr. - M.: Voronezh, - 1995.

4. Vygotsky L. S. collected works: In 6th V. - M.: Pedagogika, - 1983.

5. Galizubova L. N., Mescheryakova S. Y., Education of young children. - M:. VLADOS, - 2007. - 230 p.

6. Dmitrieva V. G., Maria Montessori' technique of early development of. From 6 months to 6 years/VG Dmitrieva. -M.: Eksmo, - 2014. - 224 str. - (popular educational methodology).

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 3-4(2017)"^^« Pedaqoqy

< iAgTWEST > 3

KBJCEUNrTTS

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

7. Ilyin E. P. Psychology of physical education. - M.: Education, - 1986. - 287 s.

8. Kozyreva O. A. the Model of professional competence of teachers working with children with substantial learning difficulties. In the Elementary School, before and after, - No. 12, - 2004.

9. Kozyreva O. A. the Phenomenology of teacher's professional competence. In: Educational technology & Society 11 (2) - 2008. - C 361-363. - ISSN 1436-4522.JA

10. Comenius J. A., Locke D., J.-J. Rousseau, I. G. Pestalozzi's Pedagogical heritage]. V. M. Klarin, A. N. Dzhurinsky. -M.: Pedagogika, - 1989. - 416 p (B-ka teacher).

11. Kondurar M. V. the concepts of competence and competence in education. In: Vector of science TSU, - No. 1 (8). - 2012. - P. 189-192.

12. Krutetskiy V. A. The psychology of teaching and education in schools: a book for teachers and student leaders/V. A. Krutetskiy. - M.: Education, - 1976. - 303 p.

13. The curriculum for the education of children 1-7 years in Moldova. Ch.: S. n., - 2007 (Combinatul Polig.). -108 with.

14. Lubysheva L. I. The concept of formation of physical culture of the person/GLPK. - 1992.

15. Martens R. Sotsialnaja, Psychology and sport: trans. from English./Boleslav. V. I. Stolyarov. - M.: Physical culture and sport, - 1979. - 176 p., Il.

16. Matveev L. P. Theory and Methods of Physical Education: Textbook for institutes ofphysical culture. - M: Physical Culture and Sports, - 1991.

17. R. S. Nemov. Psycholog In 3 Vol. Book. 1.: General Principles of Psychology: Textbook. for students. Of higher. ped. institutions./R. S. Nemov. - 2013. - 687 p.

18. Novikov A. M., Novikov D. A. Methodology of scientific research.-Moscow: Book house «LIBROKOM», -2010. - 280 p.

19. V. A. Slastenin. Pedagogy: textbook for stud. institutions higher. professional education/V. A. Slastenin, I. F. Isaev, E. N. Shiyanov; ed. by V. A. Slastenin. - 11th ed., - M.: Publishing center «Academy», - 2012. - 608 p

20. Standards of training and development of children from birth to 7 years: National standards for teachers/Education Ministry of Rep. Moldova; collaborated: Larissa VIRTOSU, Ala Pynzar, Hope Velisco and others; nat. Eksierty: Aglaia Bolboceanu Cornelia Chinchley; mezhdnar.ekspert: Mihaela Ionescu. - K.: «Imprint Star» SRL, - 2010. - 170 p.

21. Theory and methods ofphysical culture. Under the editorship ofJ. F. Kuramshina. M: Soviet sport, - 2003. 433 p.

22. El'konin D. B. Selected psychological works. - M.: Education, - 1989. - 560 p.

Information about authors

E V. Mileacova-Roman, doctor in pedagogy, lecturer at the Theory and Methodology of physical education chair at

the State University of Physical Education and Sport

Adress: Andrei Doga 22, Chisinau, Rep. of Moldova,

Telephone: +373 22 49 40 81, E-mail: mileakova@gmail.com

ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0518-7903

V. P. Dorgan, Ph D, professor, prorector at the State University of Physical Education and Sport Adress: Andrei Doga 22, Chisinau, Rep. of Moldova, Telephone: +373 22 49 40, E-mail: dorganviorelpetrovichi@gmail.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6069-4329

М. А. Vashchenko, doctoral student at the Theory and Methodology of physical education chair at the State University of Physical Education and Sport Adress: Andrei Doga 22, Chisinau, Rep. of Moldova, Telephone: +373 22 49 40, E-mail: marinavshcenko@mail.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6445-8411

Pedaqoqy //TW Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 3-4 (2017)

3 < BAiTWEST >

SdB*ELMTTS

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

Е. В. Милякова-Роман 1 В. П. Дорган 1 М. А. Ващенко 1

1 Государственный университет физического воспитания и спорта, г. Кишинёв, Молдова

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ИНСТРУКТОРА ПЛАВАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Цель: определить состав компетенций инструктора по плаванию детей раннего возраста, обеспечивающих достаточное выполнение функциональных обязанностей в процессе осуществления профессиональной деятельности, направленной на достижение самореализации занимающихся.

Методы: теоретические методы-операции и методы-действия: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение и другие, а также ээмпирические методы-операции: анализ и обобщение данных научной и методической литературы [18].

Результаты: Использованные научные методы позволили не только сформировать концептуальную модель деятельности инструктора и его функции, но и выявить особенности личностного ресурса инструктора, обеспечивающие профессиональные компетенции, которые приводят к самореализации всех участников педагогического процесса: детей и их родителей.

Научная новизна: в статье впервые исследован состав профессиональных компетенций инструктора по плаванию детей раннего возраста.

Практическая значимость: основные положения и выводы исследования будут использованы в педагогической деятельности инструкторов в сфере физической культуры.

Ключевые слова: концептуальная модель деятельности инструктора в детском плавании, функции инструктора, качества личности, профессиональные компетенции инструктора по плаванию детей раннего возраста.

Введение

Согласно исследованиям в области психологии, ранние периоды жизни, а именно возраст 1-3 лет, имеют особую важность в жизни ребёнка [1; 2; 3; 4; 5; 21].

В этом возрасте ребенок переживает первый опыт взаимодействия с людьми, природой и предметами, познает культуру и человеческие ценности, формируется индивидуальность ребенка, его физическое и психическое здоровье.

В свою очередь специалисты медицины, педагогики, психологии и физического воспитания, оптимизирующие развитие ребёнка, должны делать правильный выбор в образовательных стратегиях, наиболее полно отвечающих требованиям воспитания и образования: соблюдать индивидуальные особенности, собственный ритм обучения и использовать потенциал каждого ребенка при соблюдении всех прав.

В этой связи, особенно важен уровень профессиональной компетенции специалиста, работающего с детьми данного возраста, который позволил бы

сделать систему обучения не только высокоинтеллектуальной и развивающей, но и адекватной возрастным потребностям.

В данном исследовании мы будем рассматривать профессиональные компетенции инструктора плавания детей раннего возраста в ресурсном аспекте, то есть, в аспекте наличия и использования определённых личностных качеств для эффективного выполнения персональных функциональных обязанностей в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Результаты исследования

На основании изучения доступных информационных источников [6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 15; 16; 17; 19; 20; 23], мы считаем, что противоречие в многочисленных научных мнениях, посвящённых педагогическим, психологическим и другим специфическим профессионально-обусловленным характеристикам специалиста по работе с детьми, можно сформулировать в виде следующей проблемы: классические, современные и популярные теории,

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 3-4(2017)

< iAgTWEST >

SCBJCEUHrTTS

Pedagogy

описывающие профессиональные качества педагога тийном аппарате и не являются идентичными по со-по работе с детьми, основаны на различном поня- держанию (таб. 1).

Таблица 1. - Профессионально-обусловленные характеристики педагога

Автор

Профессионально-обусловленные характеристики педагога

2

3

1.

Я. А. Коменский, 1989

Должен обладать педагогическим мастерством и любить своё дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе: « (1) каждый сам должен быть таким, каким должен делать других, (2) каждый должен владеть искусством делать других такими (3) и быть ревнителем своего дела, — словом, должен мочь, уметь, хотеть насаждать пансофию».

2.

В. А. Крутецкий, 1976

Состоят из общих педагогических способностей: личностных (перцептивные, педагогическое отражение, саморегуляция, выдержка и самообладание, саморегуляция нервных процессов), организационно-коммуникативных (коммуникативные, педагогический такт, организаторские способности, суггестивные способности) и дидактических (способность передавать информацию, экспрессивно-речевые, академические, распределения внимания), при этом главная характеристика — «расположенность к детям».

3.

Е. П. Ильин, 1986

Слагаемые педагогического мастерства учителя физической культуры: педагогическая направленность учителя (любовь к детям, интерес к физической культуре),умения (конструктивные, организаторские, коммуникативные, гностические, двигательные), знания (общие, специальные) и качества (идейно-политические, нравственные, коммуникативные, волевые, интеллектуальные, психомоторные).

4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л. Н. Гализубова, С. Ю. Мещерякова, 2007

Важнейшими требованиями являются: искренность, позитивное принятие другого человека, эмпатия, эмоциональность. Педагог как профессионал должен: хорошо знать возрастные особенности, обладать навыками ухода, быть знаком с современными образовательными программами для детей раннего возраста, уметь играть с детьми, владеть культурой общения и речи.

5.

Куррикулум по воспитанию детей 1-7 лет в Республике Молдова, 2007

Воспитатель должен стать единомышленником, партнером ребенка в его взаимодействии с окружающим миром, обеспечить детям равные возможности, соблюдать их личные и социальные права, обеспечивать им эмоциональный комфорт, охрану жизни и здоровья.

Основные требования: способствовать более легкому обучению, быть отзывчивым и доброжелательным, проявлять гибкость и креативность, быть реальным партнером родителей.

6.

Козырева О. А., 2008.

Профессиональная компетентность включает: общепедагогические умения, специальные умения, знания и профессионально-значимые личностные качества.

7.

В. А. Сластёнин, 2012

Состоят из характеристик общей направленности личности учителя (социальная зрелость, профессиональные идеалы, высокоразвитые познавательные интересы, самоотверженное отношение к профессии) и специфических (организаторские, коммуникативные, перцептивно-гностические, экспрессивные, профессиональная работоспособность, физическое и психическое здоровье).

Р. С. Немов, 2013

Состоят из следующих критерий: знание своего предмета, общая образованность, культура поведения, профессиональная квалификация, профессиональное мастерство, профессиональное творчество, политическое сознание, нравственное сознание и активная жизненная позиция.

1

Pedagogy Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 3-4 (2017)

3 3/ < EASTWEST >

ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online)

1 2 3

9. http://www.grandars. ru/college/psi-hologiya/profes-sionalnye-kachest-va-pedagoga. htm l Идеальный педагог должен быть: Специалистом: знать педагогическую теорию и психологию; владеть педагогическим мастерством, технологиями обучения и воспитания; уметь рационально организовать труд; обладать терпеливостью, оптимизмом, сдержанностью, находчивостью, быстротой и точностью реакции, душевной щедростью, эмоциональной уравновешенностью; понимать детей и уметь с ними работать; обладать ясной и убедительной речью, требовательностью, тактичностью, самообладанием, справедливостью, общительностью и умением слушать; Работником: уметь поставить цель и достигнуть ее, распределять время; систематически и планомерно повышать квалификацию; быть нацеленным на повышение производительности труда; обладать способностью к творчеству, быть всесторонне образованным, разумным оптимистом и умеренным скептиком; Человеком: обладать высокими моральными качествами, принимать активное участие в общественной жизни, иметь активную жизненную позицию, также ему присущи гуманизм, духовность, религиозность, потребность в общении, открытость, нравственность, критическое отношение к своим действиям.

В тоже время, теории, которые предоставляют информацию о составе необходимых профессиональных качествах специалиста по программам физического воспитания и рекреации для детей 1-3 лет — малосодержательны и редки.

Наше целеполагание в разрешении проблемы определения необходимых профессиональных компетенций инструктора по плаванию детей раннего возраста, обеспечивающих самореализацию занимающихся, предполагает дальнейшее исследование, которое,

на наш взгляд должно начинаться с формирования концептуальной модели деятельности инструктора и состава его функций, учитывающие два стандарта отношений, возникающих в процессе занятия: «инструктор — родитель — занимающийся ребёнок» и отношения «инструктор — занимающийся ребёнок».

Для формирования концептуальной модели деятельности инструктора мы использовали теорию деятельности системного анализа [18], представленную на рисунке 1.

Рисунок 1. Процессуальные компоненты деятельности в системном анализе

В соответствии с выше представленными процессуальными компонентами деятельности, мы сформировали концептуальную модель деятельности инструктора плавания детей раннего возраста:

1. Социальный заказ: общество нуждается в здоровых детях, которые владеют множеством двигательных умений и навыков.

2. Требования и нормы: соблюдение участниками процесса санитарно-гигиенических требований и норм, техники безопасности поведения на воде и на "суше" и т. д.

3. Принципы: обязательное соблюдение инструктором общих фундаментальных принципов физической культуры (принципы непрерывности развития,

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 3-4(2017)

< EAgTWEST >

SCBJCEUHrTTS

Pedagogy

целостного развития и т. д. по Л. И. Лубышевой, 1992) и общих и специфических методических принципов (принципы сознательности, непрерывности, прогрес-сирования педагогических воздействий по Ю. Ф. Ку-рамшину, 2003) для сохранения адекватности системы [14, 20].

4. Критерии: показатели физического, психологического и социального развития ребёнка.

5. Потребности и мотивы: потребностно-моти-вационная система участников дидактического процесса должна быть скоординированна, позитивно динамична и направлена на оптимизацию физического, психологического и социального развития ребёнка.

6. Целеполагание: цели участников дидактического процесса должны быть скоординированны и направлены на самореализацию персональных возможностей.

7. Целевыполнение: совмещение операционных целей всех участников дидактического процесса на приобретение ребёнком достаточного или должного уровня здоровья (физического и психо-эмо-ционального), оптимального социального статуса и компетенций плавания (безбоязненное поведение на воде, координированное плавание разными стилями, ныряние и т. п.).

8. Результат: реализация индивидуальных и личностных ресурсов всех участников процесса.

9. Оценка: происходит в системе жизнедеятель-

« »

ности в значимых точках .

Таким образом, очевидно, что вышепредставлен-ное содержание деятельности инструктора плавания детей раннего возраста формирует определённый состав его функциональных обязанностей, которые кратко можно представить в следующих положениях:

- обеспечение техники безопасности (на воде и на суше);

- соблюдение общих и методических принципов физической культуры;

- систематизация занятий (связь занятия с предыдущим и последующим);

- постановка и выполнение задач, субкомпетенций занятий и формирование адекватного структурированного дозированного содержания;

- использование разнообразных форм, средств и методов в рамках занятий;

- достижение оптимальной двигательной активности всех занимающихся на протяжении всего занятия;

- обеспечение рациональных условий проведения занятия со стороны материальных, гигиенических,

эстетических и морально-психологических требований к ним;

- реализация и развитие потребностей и мотивов детей и родителей;

- формирование ценностей двигательной активности у детей и их родителей.

Оперативный образ объекта деятельности и совокупность исполнительских действий инструктора воплощается в реальности в системе свойств личности инструктора, который можно представить в следующей последовательности:

1. Психологические качества личности: свойства темперамента и характера, типологические черты, характеризуемые силой, подвижностью и уравновешенностью основных нервных процессов, характеристики Я-концепции (самооценка, самоуважение и др.), морально-нравственная ориентация и мировоззренческие ценности.

2. Педагогические способности и профессиональная мотивация: педагогическая подготовка в дидактической деятельности, способность планирования образовательной и воспитательной деятельности, способности по организации процесса обучения, способности по оценке достижений детей, способности по самооценке и менеджменту профессиональной карьеры и коммуникативные способности (общение и сотрудничество с семьёй ребёнка).

3. Социо-психопедагогические способности: владение технологиями психологического подкрепления и поддержки педагогических мероприятий, знания, умения и навыки в социальной психологии (психологии и социологии групп).

4. Способности самопрезетации: умения и навыки самопрезетации образа (внешнего вида), визуализации физической подготовленности, особенности мимики и невербального общения и т. п.

Вышеперечисленные теоретические умозаключения на предмет требований деятельности, функций и личностных качеств к инструктору по плаванию детей раннего возраста, обеспечивающие самореализацию занимающихся, сделали возможным определение состава профессиональных компетенций, которые включают общепедагогические, специальные и личностные компетенции представляем ниже.

Общепедагогические компетенции инструктора по плаванию детей раннего возраста. Инструктор должен использовать на практике:

Pedagogy

< EASTWEST >

SdB*ELMTTS

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 3-4 (2017)

1. Знания общих закономерностей развития ребенка.

2. Совместно с родителями занимающихся определять достигнутые результаты.

3. Применять оптимальные способы обучения и развития занимающихся и зоны их ближайшего развития.

4. Определять на основе анализа собственной деятельности оптимальную модель собственной педагогической деятельности, подверженной постоянному развитию и изменению.

5. Планировать занятия по плаванию как на основе имеющихся типовых программ, так и с помощью собственных разработок.

6. Применять организаторские способности.

7. Использовать методы и средства психолого-педагогического просвещения родителей.

8. Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями для решения образовательных задач.

9. Предоставлять информацию об особенностях и мерах обеспечения здорового образа жизни (ЗОЖ) в детском возрасте.

10. Использовать современные информационно-коммуникационные ресурсы.

Ресурс специальных компетенций инструктора по плаванию детей раннего возраста. Инструктор должен использовать на практике:

1. Осуществлять деятельность в соответствии с фундаментальными и методическими принципами формирования физической культуры личности.

2. Правильно подбирать формы, средства и методы в системе занятий.

3. Квалифицированно выбирать необходимое оборудование для проведения того или иного упражнения.

4. Предлагать на занятиях творческие самостоятельные задания родителям, направленные на улучшение умений детей в плавании.

5. Обеспечивать помощь занимающимся, не освоившим необходимое упражнение иди задание в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных).

6. Проводить игровые занятия.

7. Владеть организацией физкультурно-массовых мероприятий и соревнований.

8. Использовать современные информационные источники, периодику, следить за последни-

ми событиями в области плавания применять их на практике.

9. Иметь канал консультирования с другими специалистами (педиатрами, массажистами и т. п.), работающими с детьми.

10. Формировать у занимающихся и их родителей ценности физической культуры.

11. Поддерживать и возвышать потребностно-мотивационную систему двигательной активности на занятиях.

Личностные компетенции инструктора по плаванию детей раннего возраста. Инструктор должен использовать на практике:

1. Открытость — готовность к новым знакомствам, приветливым.

2. Развитое мышление — быть сообразительным, уметь анализировать ситуацию.

3. Эмоциональную стабильность — быть спокойным, зрелым, уверенным, эмоционально устойчивым.

4. Сознательность — быть выдержанным, решительным, ответственным.

5. Смелость — быть реактивным, бодрым, предприимчивым.

6. Твёрдость — быть реалистом, который надеется на себя, берет на себя ответственность, самостоятельным.

7. Доверчивость — быть дружеским, прямодушным, открытым, понимающим, не завистливым.

8. Практичность — интересоваться фактами, спонтанно ничего не делать, быть надёжным, серьёзным.

9. Самостоятельность — быть независимым во взглядах, стремящимся к самостоятельным решениям и действиям.

10. Самоконтроль и волю — быть дисциплинированным, точным в выполнении требований, контролировать эмоции.

11. Адекватную самооценку — среднюю или высокую самооценки.

Таким образом, можно сделать следуюшие выводы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Анализ классических, современных и популярных массовых информационных источников на предмет выявления концептуальной модели деятельности инструктора плавания детей раннего возраста, позволил сформулировать требования к ней, заключающиеся в обязательном соблюдении требований и норм социального заказа, принципов, критерий, потреб-

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 3-4(2017)^^^ Pedaqoqy

< iAgTWEST > 3

KBJCEUNrTTS

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

ностей и мотивов, целеполаганий, целевыполнений собности, которые поддерживают профессиональные

и оценки результатов. компетенции.

2. Функции инструктора плавания детей раннего 3. Состав профессиональных компетенций ин-

возраста, определили желательные качества его лич- структора плавания детей раннего возраста включают ности, включающие психологические, педагогические общепедагогические, специальные и личностные ком-

способности, профессиональную мотивацию, социо- петенции, которые обеспечивают самореализацию психопедагогические и самопрезентационные спо- возможностей занимающихся и их родителей.

Список литературы:

1. Басов М. Я. Общие основы педологии. Спб.: Алетейя, Изд. 3-е, отв. ред. Е. В. Левченко. - 2007, - 776 с.

2. Биддалф С. До трех еще рано/С. Биддалф [пер. с англ. В. Колосовой]. - М.: РИПОЛ классик, - 2015. -224 с.: ил. - (Сделай ребенка счачтливым).

3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности//Избр. психол. тр. - М.: Воронеж, - 1995.

4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-и т. - М.: Педагогика, - 1983.

5. Гализубова Л. Н., Мещерякова С. Ю. Педагогика детей раннего возраста. - М.: ВЛАДОС, - 2007. - 230 с.

6. Дмитриева В. Г. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет/В. Г. Дмитриева. -М.: Эксмо, - 2014. - 224 с. - (Популярное развивающие методики).

7. Ильин Е. П. Психология физического воспитания. - М.: Просвещение, - 1986. - 287 с.

8. Козырева О. А. Модель профессиональной компетентности педагога, работающего с детьми, имеющими устойчивые трудности в обучении. В: Начальная школа плюс До и После, - № 12, - 2004. - С. 50-55.

9. Козырева О. А. Феноменология профессиональной компетентности учителя. В: Educational technology & Society 11 (2) 2008. - C 361-363. - ISSN 1436-4522.

10. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие/Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. - М.: Педагогика, - 1989-416 с. (Б-ка учителя).

11. Кондурар М. В. Понятия компетенция и компетентность в образовании. В: Вектор науки ТГУ - № 1 (8). -2012. - С. 189-192.

12. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников: книга для учителей и классных руковод ителей/В. А. Крутецкий. - М.: Просвещение, - 1976. - 303 с.

13. Куррикулум по воспитанию детей 1-7 лет в Республике Молдова. Ch.: S. n., - 2007 (Combinatul Polig.). -108 с.

14. Лубышева Л. И. Концепция формирования физической культуры человека/ГЦИФК. - М., - 1992.

15. Мартенс Р. Социольная психология и спорт: Пер. С англ./Послеслов. В. И. Столярова. - М.: Физкультура и спорт, - 1979. - 176 с., ил.

16. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. -М: Физкультура и спорт, - 1991.

17. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1.: Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений./Р. С. Немов. - 2013. - 687 с.

18. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология научного исследования. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», -2010. - 280 с.

19. Сластёнин В. А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - 11 е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», - 2012. - 608 с.

20. Стандарты обучения и развития детей от рождения до 7 лет: Национальные стандарты для воспитателей/Min. Educatiei al Rep. Moldova; сотрудничали: Лариса Выртосу, Ала Пынзарь, Надежда Велишко и др; нац. Эксиерты: Аглаида Болбочану, Корнелия Чинчлей; межднар.эксперт: Михаела Ионеску. - К.: „Imprint Star„ SRL, - 2010. - 170 p.

21. Теория и методика физической культуры. Под ред. Ю. Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, - 2003. - 433 с.

22. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, - 1989. - 560 с.

Pedagogy Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 3-4 (2017)

3 3' < BAiTWEST >

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

Информация об авторах

Милякова-Роман Е. В., доктор педагогических наук, лектор кафедры Теории и методики физической культуры

Государственного университета физического воспитания и спорта

Адрес: Молдова, г. Кишинёв, улица Андрея Доги 22,

Телефон: +373 22 49 40 81, E-mail: mileakova@gmail.com

ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0518-7903

Дорган В. П., доктор-хабилитат, профессор, проректор Государственного университета физического воспитания и спорта

Адрес: Молдова, г. Кишинёв, улица Андрея Доги 22,

Телефон: +373 22 49 40 81, E-mail: dorganviorelpetrovichi@gmail.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6069-4329

Ващенко М. А., докторант Теории и методики физической культуры Государственного университета

физического воспитания и спорта

Адрес: Молдова, г. Кишинёв, улица Андрея Доги 22,

Телефон: +373 22 49 40 81, E-mail: marinavshcenko@mail.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6445-8411

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.