Научная статья на тему 'Создание проблемно ориентированной среды на занятии в медицинском вузе'

Создание проблемно ориентированной среды на занятии в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROBLEM-ORIENTED ENVIRONMENT / CLASS / MEDICAL UNIVERSITY / POSTGRADUATE TRAINING / CONTINUING PEDAGOGICAL TRAINING / ПРОБЛЕМНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ СРЕДА / ЗАНЯТИЕ / МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / АСПИРАНТУРА / ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артюхина Александра Ивановна

Цель: обобщение педагогического опыта подготовки педагогов-врачей к созданию проблемно ориентированной среды занятия. Методы: обобщения, сравнения, наблюдения, системного анализа, группировки данных, теоретического познания. Результаты: на основе анализа научной педагогической литературы и данных наблюдения и сравнения выявлены противоречия между требованиями профессионального стандарта педагога профессионального образования и умениями/знаниями педагогов-врачей в области средообразования, с одной стороны, и отсутствием системной подготовки преподавателей в данной сфере с другой стороны; определены параметры, характеризующие среду занятия как проблемно ориентированную и условия для её создания; разработана система подготовки аспирантов и преподавателей-врачей, повышающих квалификацию, к созданию проблемно ориентированной среды на занятии в медицинском вузе и проведена её апробация. Научная новизна: в статье впервые на основе опыта курса педагогики и образовательных технологий Волгоградского государственного медицинского университета представлена система подготовки педагогов-врачей к созданию проблемно ориентированной среды на занятии медицинского вуза. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при разработке программ подготовки преподавателей-исследователей в аспирантуре и программ дополнительного образования педагогов-врачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артюхина Александра Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING PROBLEM-ORIENTED CLASS ENVIRONMENT IN MEDICAL TRAINING

Objective: generalization of pedagogical experience of training teaching doctors to create a problem-oriented class environment. Methods: generalization, comparison, observation, systemic analysis, data grouping, theoretical cognition. Results: The analysis of scientific literature and the obtained data on observation and comparison revealed the contradiction between the requirements of the professional standard for teachers of vocational education and abilities/knowledge of teaching doctors in the field of environment creation, on the one hand, and the lack of systematic training of teachers in this area on the other. The parameters that characterize the environment as a problem-oriented one, and the conditions for its creation were determined; a training module for postgraduate students and teaching doctors aimed at enhancing skills of problem-oriented environment creation was developed and tested. Scientific novelty: The article presents the novel experience of training teaching doctors to create problem-oriented class environment obtained in the course of Pedagogics and Educational Technologies of Volgograd State Medical University Practical significance: The main statements and conclusions of the article can be used in scientific and teaching activities in the development of postgraduate training programs for teaching researchers and continuing education programs for teaching doctors

Текст научной работы на тему «Создание проблемно ориентированной среды на занятии в медицинском вузе»

Pedaqoqy Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 3-4 (2017)

3 < BAiTWEST >

ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online)

Pedagogy Педагогика

UDC 378.661:61(470.45) DOI: http://dx.doi.org/10.20534/AJH-17-3.4-15-23

A. I. Artyukhina 1

1 Volgograd State Medical University, Volgograd, Russia

CREATING PROBLEM-ORIENTED CLASS ENVIRONMENT IN MEDICAL TRAINING

Abstract

Objective: generalization of pedagogical experience of training teaching doctors to create a problem-oriented class environment.

Methods: generalization, comparison, observation, systemic analysis, data grouping, theoretical cognition.

Results: The analysis of scientific literature and the obtained data on observation and comparison revealed the contradiction between the requirements of the professional standard for teachers of vocational education and abilities/knowledge of teaching doctors in the field of environment creation, on the one hand, and the lack of systematic training of teachers in this area on the other. The parameters that characterize the environment as a problem-oriented one, and the conditions for its creation were determined; a training module for postgraduate students and teaching doctors aimed at enhancing skills of problem-oriented environment creation was developed and tested.

Scientific novelty: The article presents the novel experience of training teaching doctors to create problem-oriented class environment obtained in the course of Pedagogics and Educational Technologies of Volgograd State Medical University

Practical significance: The main statements and conclusions of the article can be used in scientific and teaching activities in the development of postgraduate training programs for teaching researchers and continuing education programs for teaching doctors.

Keywords: problem-oriented environment, class, medical university, postgraduate training, continuing pedagogical training

References:

1. Gavriljuk O. A., Konstantinova E. S., Platonova N. V., Lebedeva T. P. Konceptual'nye osnovy postroenija av-tonomno orientirovannoj obrazovatel'noj sredy vuza (Concepts of modeling autonomy-oriented educational environment of university), Sovremennye problemy nauki i obrazovanij a, - 2016, - No. 2, - P. 1-8 (in Russian). URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24319 (08.12.2016).

2. Efanova T. I., Ivanov A. B., Savickij S. K., Habibulin Je. M., Koshkalov E. S., Informacionno-obrazovatel'naja sreda vuza (Informative educational environment of university), Novoe slovo v nauke: perspektivy razvitija: materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Cheboksary, 15 janvarja 2016 g.), - Vol. 2 tomah, - T. 1 redkollegija: O. N. Shirokov [i drugie], Cheboksary: CNS «Interaktiv pljus», - 2016, - No. 1 (7), - P. 195-199 (in Russian).

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 3-4(2017)"^^« Pedaqoqy

< iAgTWEST > 3

StBJCEUUrTÍS

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

3. Kalashnikova V. G. Obrazovatel'naja sreda kontekstnogo tipa (Educational environment of a contextual type), Vysshee obrazovanie v Rossii, - 2012, - No. 4, - P. 92-97 (in Russian).

4. Korobkova S. A. Obrazovatel'nyj process v uslovijah polikul'turnoj sredy vuza: teorija i praktika realizacii gender-nogo podhoda: monografija (Educational process in terms of multicultural environment of university: theory and practice of gender approach implementation: Monograph), Volgograd: Izdatel'stvo VolGMU, - 2010, - 156 p. (in Russian).

5. Agapov I. G. Proektirovanie iniciativnoj pedagogicheskoj sredy v uslovijah kompetentnostnogo podhoda v obra-zovanii (Designing of initiative pedagogical environment in terms of competence-based approach of education), Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, - 2011, - No.10, - P. 9-14 (in Russian).

6. Artyukhina A. I. Obrazovatel'naja sreda vysshego uchebnogo zavedenija kak pedagogicheskij fenomen: Monografija (Educational environment of a higher educational establishment as a pedagogical phenomenon: Monograph), Volgograd: Izdatel'stvo VolGMU, - 2006, - 237 p. ( in Russian).

7. Artyukhina A. I. Pedagogicheskoe proektirovanie obrazovatel'noj sredy kafedry pri situacionno-sredovom pod-hode (Pedagogical modeling of the educational environment in terms of situational-environmental approach), Vestnik VolGMU (Prilozhenie), - 2005, - No.4, - P. 24-27 (in Russian).

8. Kompetentnostno-orientirovannoe obuchenie v medicinskom vuze: uchebno-metodicheskoe posobie (Competence-oriented training at medical university), Artyukhina A. I. i drugie; pod redakciej E. V. Lopanovoj, Omsk: OOO «Poligraficheskij centr KAN», - 2012, - 198 p. (in Russian).

9. Hodjakova N. V. Situacionno-sredovoj podhod k proektirovaniju lichnostno-razvivajushhego obrazovanija: metodologicheskie predposylki i koncepcija: Monografija (Situation-environmental approach to projecting personality-developing education: methodological prerequisites and the conception: Monograph), nauchnyj redaktor V. V. Serikov, Volgograd: Peremena, - 2012, - 170 p. (in Russian).

10. Mitjaeva A. M. Strategii organizacii uchebnogo processa na kompetentnostnoj osnove v mnogourovnevom obrazovanii vuza (Strategies of the educational process management in multilevel competence-based higher professional education), Aktual'nye voprosy social'no-gumanitarnogo znanija. Sbornik statej, Orel: GOU VPO «OGU», - 2010, - P. 57-65 (in Russian).

11. Brooks F. P. Communicative competence and the conversation course: A social interaction perspective, Linguistics and Education, - 1992, - No. 4, - P. 219.

12. Ferdig C., DiPietro, L. D. Innovative technologies for multicultural education needs, Multicultural Education & Technology Journal, - 2007, - Vol. 1, - Iss.1, - P. 47-63.

13. Kramsch C. Classroom interaction and discourse options, Studies in Second Language Acquisition, - 1985, -No.7, - P. 169.

14. Granger E. M., Bevis T. H., Saka Y. et al. The efficiency of student-centered instruction in supporting science learning, Science, - 2012, - Vol. 338 (6103), - P. 105-108.

15. Mentins K. V. Higher liberal education prediction by way of educational technologies, Europeen researcher, -2012, - 17 vol. 2, - P. 204.

16. Griffiths R. Knowledge production and the research-teaching nexus: the case of the built environment disciplines, Studies in Higher Education, - 2004, - Vol. 29 (6), - P. 709-726.

17. Jasvin V. A. Obrazovatel'naja sreda: ot modelirovanija k proektirovaniju (Educational environment: from modeling to a project), 2 izdanie, - M.: Smysl, - 2001, - P. 169-282 (in Russian).

18. Matjushkin A. M. Problemnye situacii v myshlenii i obuchenii ('Problem cases in thinking and education), - M.: Pedagogika, - 1972, - 208 p. ( in Russian).

19. Mahmutov M. I. Problemnoe obuchenie: Osnovnye voprosy teorii (Problem-oriented training: theory), - M.: Pedagogika, - 1975, - 368 p. ( in Russian).

20. Ertmer P. A., Newby T.J. Behaviorism, cognitivism, constructivism: Comparing critical features from an instructional design perspective, Performance Improvement Quarterly, - 1993, - No. 6 (4), - P. 50-72.

21. Savery J. R. Duffy T. M. Problem based learning: an instructional model and its constructivist framework, Educational Technology, - 1995, - No. 35, - P. 31-38.

Pedaqoqy <f Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 3-4 (2017)

3 < BAiTWEST >

sa»«ELMTis

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

22. Pozdeeva C. I. Problemnoe i problemno-orientirovannoe obuchenie: sravnitel'nyj analiz (Problem-based and problem-oriented learning: comparative analysis), Sibirskij pedagogicheskij zhurnal, - 2016, - No. 2, - P. 96-99 (in Russian).

23. Lessons from Problem-Based Learning. Oxford University Press, - 2010, - 267p.

24. Petrov V. I. Innovacionnaja sostavljajushhaja razvitija medicinskogo vuza (Innovative component of medical university development), Akkreditacija v obrazovanii, - 2013, - No. 62, - P. 30-32 (in Russian).

25. Mandrikov V. B., Artyukhina A. I., Chumakov V. I. Innovacionnyj pedagogicheskij opyt v medicinskom vuze (Innovative pedagogical experience at medical universities), Medicinskoe obrazovanie i vuzovskaja nauka, -2015, - No. 1 (7), - P. 53-56 (in Russian).

Information about the author

Alexandra I. Artyukhina, Doctor of Pedagogy, Professor of the Chair of Social Work and Pedagogy & Educational

Technology, Volgograd State Medical University,

Address: appt. 77, bld. 13 Mira st., 400066, Volgograd, Russia,

Tel.: +7 (927) 53-63-394

E-mail: mothersasha@rambler.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0758-7129

А. И. Артюхина 1

1 Волгоградский государственный медицинский университет, г. Волгоград, Россия

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ СРЕДЫ НА ЗАНЯТИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Аннотация

Цель: обобщение педагогического опыта подготовки педагогов-врачей к созданию проблемно ориентированной среды занятия.

Методы: обобщения, сравнения, наблюдения, системного анализа, группировки данных, теоретического познания.

Результаты: на основе анализа научной педагогической литературы и данных наблюдения и сравнения выявлены противоречия между требованиями профессионального стандарта педагога профессионального образования и умениями/знаниями педагогов-врачей в области средообразования, с одной стороны, и отсутствием системной подготовки преподавателей в данной сфере с другой стороны; определены параметры, характеризующие среду занятия как проблемно ориентированную и условия для её создания; разработана система подготовки аспирантов и преподавателей-врачей, повышающих квалификацию, к созданию проблемно ориентированной среды на занятии в медицинском вузе и проведена её апробация.

Научная новизна: в статье впервые на основе опыта курса педагогики и образовательных технологий Волгоградского государственного медицинского университета представлена система подготовки педагогов-врачей к созданию проблемно ориентированной среды на занятии медицинского вуза.

Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при разработке программ подготовки преподавателей-исследователей в аспирантуре и программ дополнительного образования педагогов-врачей.

Ключевые слова: проблемно ориентированная среда; занятие; медицинский университет; аспирантура; повышение педагогической квалификации.

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 3-4(2017)

< iAgTWEST >

SCBJCEUHrTTS

Pedagogy

ВВЕДЕНИЕ

Повышение качества подготовки конкурентоспособного и компетентного специалиста — выпускника медицинского вуза, овладевшего универсальными и профессиональными компетенциями, реализующего свой личностный потенциал и способного осуществлять успешную профессиональную деятельность на современном уровне предстает одной из целей в «Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. » и отражает государственную политику в образовании и здравоохранении. Логично, что, с одной стороны, требования к подготовке будущих специалистов-медиков представлены в виде перечня компетенций в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) по всем специальностям. В то же время, с другой стороны, поскольку качество обучения студентов и конечного результата — выпускников обусловлено профессионализмом преподавателей, требования к профессиональной готовности преподавателей вуза обучать студентов в современных условиях представлены в профессиональном стандарте педагога профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

Лавинообразный рост знаний, в том числе и в медицинской сфере, стремительное развитие новых медицинских технологий обуславливают применение в обучении образовательных технологий, позволяющих уже на студенческой скамье освоить навыки выявления и решения проблем, причём как индивидуально, так и при работе в команде. Среди необходимых умений,_обеспечивающих выполнение трудовой функции преподавателя высшей школы согласно профессиональному стандарту педагога профессионального образования и дополнительного профессионального образования, особое внимание привлекает умение «создавать на занятиях проблемно ориентированную образовательную среду, обеспечивающую формирование у обучающихся компетенций, предусмотренных требованиями ФГОС ВО и (или) образовательных стандартов, установленных образовательной организацией и (или) образовательной программой к компетенциям выпускников». Данное умение является системообразующим в деятельности педагога высшей школы, поскольку преподаватель медицинского университета должен освоить не только проблемное обучение студентов, но и уметь проекти-

ровать и реализовать на занятиях проблемно ориентированную образовательную среду.

В исследованиях посвященных педагогике высшей школы образовательную среду рассматривали с разных позиций — как автономно ориентированную [1], информационно-образовательную [2], социокультурную, воспитывающую, контекстного типа [3], поликультурную [4], инициативную педагогическую среду в условиях компетентностного подхода [5] и в целом как педагогический феномен [6]. Научных исследований, отражающих ситуаци-онно-средовой подход к проектированию образовательной среды не только высшего учебного заведения, но и кафедры значительно меньше, приведем лишь некоторые из них, значимые для медицинского образования [7; 8; 9]. Обосновывая компетентностный подход к стратегии организации учебного процесса вуза и тактике применения инновационных технологий в обучении, исследователи вопросы средообра-зования применительно к практическому занятию не затрагивали [10; 11; 12; 13].

На этапе констатирующего эксперимента был проведен опрос среди 43 аспирантов, изучающих дисциплину «Педагогика и методика преподавания в высшей школе» и 102 преподавателей Волгоградского государственного медицинского университета (ВолгГМУ), повышающих психолого-педагогическую квалификацию, который показал, что умения и знания педагогов-врачей в области средообразова-ния значительно уступают таковым в проблемном обучении. Примерно половина педагогов-респондентов полагали, что проведение занятия с элементами про-блемности (например, использование проблемных вопросов, решение кейсов) автоматически превращает среду практического занятия в проблемно ориентированную. Выявленные противоречия между требованиями профессионального стандарта педагога профессионального образования и умениями/знаниями педагогов-врачей в области средообразования, с одной стороны, и отсутствием системной подготовки преподавателей в данной сфере, с другой стороны, обусловили актуальность данной работы.

Целью настоящей работы стало обобщение педагогического опыта подготовки педагогов-врачей к созданию проблемно ориентированной среды практического занятия на курсе педагогики и образовательных технологий ВолГМУ В работе использовали методы обобщения, сравнения, педагогического

Pedagogy

< EASTWEST >

SdB*ELMTTS

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 3-4 (2017)

наблюдения, системного анализа, группировки данных, теоретического познания.

результаты исследования

Отправной точкой в разработке системы подготовки аспирантов и преподавателей-врачей, повышающих квалификацию, к созданию проблемно ориентированной среды на практическом занятии в медицинском вузе стало определение параметров, которые характеризовали бы среду занятия в медицинском вузе как проблемно ориентированную. Образовательная среда практического занятия проблемно ориентированная, если она: инновационная, то есть стимулирует инновационные изменения в имеющейся среде; личностно-ориентированная, то есть студентоцентрированная [14] и способствует развитию личности и профессиональных компетенций студентов согласно ФГОС ВО; постоянно погружает студентов в ситуацию выбора; вызывает активный отклик на возникающие перед студентами проблемы; творческая, то есть предоставляет возможность студентам искать собственные пути решения проблем. Организация занятия в проблемно ориентированной среде подразумевает сочетание индивидуальной работы с работой студентов в малых группах, применение в субъект-субъектном взаимодействии разных приемов, методов, технологий в русле проблемного обучения [15; 16] с постоянной рефлексией, самоконтролем и самооценкой своей деятельности.

Проектирование проблемно ориентированной образовательной среды практического занятия можно рассматривать как локальный уровень проектирования, включая уровень проектирования микросреды по В. А. Ясвину и используя предлагаемый им алгоритм проектирования образовательной среды [17]. Поскольку центром взаимопроникновения проектируемых компонентов среды (пространственно-предметного, социального, технологического) и субъекта учебного процесса становится процесс целеполага-ния, то проблемность должна найти отражение при проектировании каждого компонента.

Условиями для создания проблемно ориентированной образовательной среды практического занятия в медицинском университете являются:

• теоретическая и практическая готовность преподавателей, как в области проблемного обучения, так и в сфере средопроектирования;

• умение преподавателя не только реализовывать разные уровни проблемности на практическом занятии,

но и осуществляя роль тьютора, модератора, фасили-татора вовлекать студентов в процесс самоуправления учением;

• комфортная образовательная среда кафедры, которая предлагает студентам открытую и доступную информационную базу кафедры, различные варианты моделей самостоятельной исследовательской и учебно-проектной деятельности, презентацию профессиональных ценностей и образцов деятельности;

• раскрытие проблемности материала на лекции, что служит для студентов сильным мотивирующим фактором;

• понимание студентами смысла проблемно-поисковой деятельности и их настрой на такую работу, наличие возможности самостоятельно определять какая информация требуется студенту для выполнения задания, как ее можно получить и каким образом применить;

• участие студентов в проектировании проблемно ориентированной среды практического занятия, начиная с этапа определения целей, задач и актуализации знаний. Каковы требования студентов к среде практического занятия? Какие ожидания? Как студенты понимают проблемность, какие подходы к решению проблем знают?;

• наличие методического обеспечения, а именно: комплекса компетентностных, разноуровневых заданий основанных на реальных, профессиональных проблемах (кейсы, веб-квесты и т. д.), присутствие компьютерной поддержки, причем на клинических кафедрах должна быть еще предусмотрена возможность обеспечить студентов пациентами для самостоятельной курации и клинических разборов.

Подготовка аспирантов и преподавателей-врачей, повышающих психолого-педагогическую квалификацию на курсе педагогики и образовательных технологий ВолгГМУ к созданию проблемно ориентированной среды на практическом занятии в медицинском вузе проводилась следующим образом. На этапе входного контроля преподаватели определяли, что они знают по данной тематике и что хотят узнать, дефицит каких знаний и умений им необходимо восполнить. Обучающиеся преподаватели-врачи и аспиранты в процессе самостоятельной внеаудиторной работы проектировали проблемно ориентированную среду занятия по дисциплине, преподаваемой на кафедре, и для выработки такого умения они актуализировали знания по основам проблемного обучения. Изучая

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 3-4(2017)

< EAgTWEST >

SCBJCEUHrTTS

Pedagogy

теоретические труды А. М. Матюшкина, М. И. Мах-мутова — выдающихся отечественных дидактов, стоявших у истоков проблемного обучения в России [18; 19], преподаватели разрабатывали варианты проблемных ситуаций в мышлении и обучении применительно к конкретному занятию по своей дисциплине. Практика образования учебных сред перекликается с теорией конструктивизма, базисом которой служит представление, что индивид в процессе учения приходит к пониманию и воссоздает понятие из собственных знаний [20]. Полагают, что проблемно ориентированная среда учения является одной из наиболее подходящих согласно теории конструктивизма учебных сред для использования в образовательном процессе [21]. Разрабатывая проекты проблемно ориентированной среды практического занятия в медицинском вузе, аспиранты/педагоги-врачи стремились к интеграции проблемного и средового подхода применительно к преподаваемой дисциплине.

С аспирантами и преподавателями-врачами во время аудиторных занятий на курсе педагогики и образовательных технологий проводили мозговые штурмы, дискуссии, активно обсуждали созданные проекты, пути адаптации студентов к проблемно ориентированной учебной среде практического занятия, сравнивали достоинства и недостатки проблемного обучения и технологии проблемно ориентированного обучения [22; 23], рассматривали подходы к решению проблем при изучении разных дисциплин. Особое внимание уделяли вопросам педагогического общения — как сделать, чтобы студенты на занятии получали свободу действий в исследовании практических вопросов, соблюдая при этом профессиональные этические нормы, как вывести студентов на уро-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вень самообучения, а преподаватель при этом, чтобы выступал в роли активного наблюдателя.

Учебную деятельность на занятиях аспирантов и преподавателей-врачей на курсе педагогики и образовательных технологий проводили в проблемно ориентированной образовательной среде, что позволяло обучающимся представить себя на месте студента, почувствовать соответствующие эмоции, прожить ситуацию изнутри. Каждый обучающийся в течение учебного курса готовил и проводил занятие по педагогике с коллегами из своей учебной группы. Известный приём интерактивного обучения «ученик в роли учителя» в данном случае помогал обучающимся аспирантам и преподавателям-врачам понять специфику работы в проблемно ориентированной среде практического занятия. Умение создавать проблемно ориентированную среду и проводить в ней занятия аспиранты и преподаватели-врачи, повышающие педагогическую квалификацию, апробировали во время педагогической практики. Система выработки умения создавать на занятиях проблемно ориентированную образовательную среду (табл. 1) включает обязательный рефлексивный компонент по завершении каждого этапа.

Развитие медицинского вуза невозможно без инновационной составляющей [24]. Инновационный педагогический опыт создания проблемно ориентированной среды на практическом занятии в медицинском вузе наши аспиранты и преподаватели-врачи, обучающиеся по программам дополнительного образования, распространяли в коллективах своих кафедр согласно традициям и системе диссеминации передового опыта, разработанной Советом по качеству и инновационным технологиям в ВолгГМУ [25].

Таблица 1. - Система выработки умения создавать на практических занятиях проблемно ориентированную образовательную среду

Этапы выработки умения Продукты деятельности

1 2

Входной контроль Осознание дефицита собственных знаний и умений преподавателями/аспирантами по вопросам проблемного обучения и средообразования.

Внеаудиторная самостоятельная работа Приобретенные знания, восполняющие выявленный дефицит, знание и умение интегрировать проблемный и средовой подходы к проектированию практического занятия в медицинском вузе. Проект проблемно ориентированной среды практического занятия по преподаваемой дисциплине.

Pedaqoqy Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 3-4 (2017)

3 < BAiTWEST >

ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online)

1 2

Аудиторная работа в проблемно ориентированной среде занятия на курсе педагогики и образовательных технологий. Представление о достоинствах и/или недостатках своего проекта проблемно ориентированной среды практического занятия по преподаваемой дисциплине. Осознание себя в роли студента и представление изнутри о проведении занятия в проблемно ориентированной среде.

Проведение практического занятия с обучающимися педагогами в своей группе на курсе педагогики и образовательных технологий по теме, согласно учебного плана цикла повышения квалификации преподавателей-врачей или дисциплины «Педагогика и методика преподавания в высшей школе» для аспирантов. Многомерное представление о специфике организации и проведении занятия в проблемно ориентированной среде и презентация своего умения проводить такое практическое занятие.

Проведение практического занятия в проблемно ориентированной среде со студентами по преподаваемой дисциплине на своей кафедре (педагогическая практика). Закрепление умения проектировать и вести практическое занятие со студентами в проблемно ориентированной среде.

Освоение создания проблемно ориентированной среды на практическом занятии в медицинском вузе в процессе повышения квалификации или при обучении в аспирантуре позволяет преподавателю вуза совершенствовать свою психолого-педагогическую компетенцию «Способен и готов проектировать образовательную среду в медицинском вузе» и овладеть умением, предусмотренным профессиональным стандартом педагога высшего образования. Надеемся, опыт обучения аспирантов и преподавателей Вол-гГМУ созданию проблемно ориентированной образовательной среды на практическом занятии может быть полезен коллегам других медицинских вузов.

выводы

1. Выявлены противоречия между требованиями профессионального стандарта педагога профессионального образования и отсутствием системной подготовки преподавателей в сфере создания проблемно ориентированной образовательной среды занятия.

2. Выявлен дисбаланс между умениями/знаниями педагогов-врачей в области проблемного обучения и средообразования.

3. Определены параметры, характеризующие среду практического занятия как проблемно ориентированную.

4. Определены условия для создания проблемно ориентированной образовательной среды занятия.

5. Разработана система подготовки аспирантов и преподавателей медицинских вузов к проектированию и проведению занятия в проблемно ориентированной среде.

6. Опыт обучения аспирантов и преподавателей ВолгГМУ может быть использован в научной и педагогической деятельности при разработке программ подготовки преподавателей-исследователей в аспирантуре и программ дополнительного образования педагогов-врачей.

список литературы:

1. Гаврилюк О. А., Константинова Е. С., Платонова Н. В., Лебедева Т. П. Концептуальные основы построения автономно ориентированной образовательной среды вуза//Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 2. - C. 1-8; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24319 (дата обращения: 08.12.2016).

2. Ефанова Т. И. Информационно-образовательная среда вуза/Т. И. Ефанова, А. Б. Иванов, С. К. Савицкий, Э. М. Хабибулин, Е. С. Кошкалов//Новое слово в науке: перспективы развития: материалы VII Междунар. науч. - практ. конф. (Чебоксары, 15 янв. 2016 г.). В 2 т. - Т. 1/редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», - 2016. - № 1 (7). - С. 195-199.

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 3-4(2017)"^^« Pedaqoqy

< iAgTWEST > 3

scereunrris

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

3. Калашникова В. Г. Образовательная среда контекстного типа//Высшее образование в России. - 2012. -№ 4. - С. 92-97.

4. Коробкова С. А. Образовательный процесс в условиях поликультурной среды вуза: теория и практика реализации гендерного подхода: монография/С. А. Коробкова; Минздравсоцразвития РФ, ВолГМУ -Волгоград: Изд-во ВолГМУ - 2010. - 156 с.

5. Агапов И. Г. Проектирование инициативной педагогической среды в условиях компетентностного подхода в образовании//Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 10. - С. 9-14.

6. Артюхина А. И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен: Монография. - Волгоград: Изд-во ВолГМУ, - 2006. - 237 с.

7. Артюхина А. И. Педагогическое проектирование образовательной среды кафедры при ситуационно-средовом подходе/А. И. Артюхина//Вестник ВолГМУ (Приложение). - 2005. - № 4. - С. 24-27.

8. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе: уч. метод. пособие/Артюхина А. И. и др.; под ред Е. В. Лопановой. - Омск: ООО «Полиграфический центр КАН», - 2012. - 198 с.

9. Ходякова Н. В. Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно-развивающего образования: методологические предпосылки и концепция. моногр./науч.ред. В. В. Сериков. - Волгоград: Перемена, -2012. -170 с.

10. Митяева А. М. Стратегии организации учебного процесса на компетентностной основе в многоуровневом образовании вуза./А. М. Митяева//Актуальные вопросы социально-гуманитарного знания. Сборник статей. - Орел, ГОУ ВПО «ОГУ». - 2010. - С. 57-65.

11. Brooks F. P. Communicative competence and the conversation course: A social interaction perspective Text./F. P. Brooks//Linguistics and Education. - 1992. - No. 4. - P. 219.

12. Ferdig C., DiPietro L. D. Innovative technologies for multicultural education needs/In: Multicultural Education & Technology Journal. - 2007. - Vol. 1. - Iss. 1. - P. 47-63.

13. Kramsch C. Classroom interaction and discourse options Text./C. Kramsch//Studies in Second Language Acquisition. - 1985. - No. 7. - P. 169.

14. Granger E. M., Bevis T. H., Saka Y. et al. The efficacy of student-centered instruction in supporting science learn-ing//Science. - 2012. - Vol. 338 (6103). - P. 105-108.

15. Mentins K. V. Higher liberal education prediction by way of educational technologies. Europeen researcher, -2012, 17 - Vol. 2. - P. 204.

16. Griffiths R. Knowledge production and the research-teaching nexus: the case of the built environment disci-plines//Studies in Higher Education. - 2004. - Vol. 29 (6). - P. 709-726.

17. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. 2-е из-е. - М.: Смысл. - 2001. -С. 257-268.

18. Матюшкин A. M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, - 1972. - 208 с.

19. Махмутов М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, - 1975. - 368 с.

20. Ertmer P. A., and Newby T. J. Behaviorism, cognitivism, constructivism: Comparing critical features from an instructional design perspective. Performance Improvement Quarterly, - 1993. 6 (4). - Р. 50-72.

21. Savery J. R., and Duffy T. M. Problem based learning: an instructional model and its constructivist framework. Educational Technology, - 1995. 35. - Р. 31-38.

22. Поздеева C. И. Проблемное и проблемно-ориентированное обучение (problem-based learning): сравнительный анализ. Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 2. - С. 96-99.

23. Lessons from Problem-Based Learning. Oxford University Press, - 2010, - 267 p. Submitted.

24. Петров В. И. Инновационная составляющая развития медицинского вуза/В. И. Петров//Аккредитация в образовании. - 2013. - № 62. - С. 30-32.

25. Мандриков В. Б., Артюхина А. И. Чумаков В. И. Инновационный педагогический опыт в медицинском вузе//Медицинское образование и вузовская наука. - 2015. - № 1 (7). - С. 53-56.

Pedaqoqy //TW Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 3-4 (2017)

3 < BAiTWEST >

SdB*ELMTTS

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

Информация об авторе

Александра Ивановна Артюхина, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы

с курсом педагогики и образовательных технологий, зав. курсом педагогики и образовательных технологий

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет»

Адрес:400066, г. Волгоград, ул. Мира, 13, кв. 77. тел.: 8 927 53 63 394

E-mail: mothersasha@rambler.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0758-7129

UDC [797.21-053.2:796.011.3]+372.879.6 DOI: http://dx.doi.org/10.20534/AJH-17-3.4-23-31

E. V. Mileakova-Roman 1 V. P. Dorgan 1 M. A. Vashenko 1

1 State University of Physical Education and Sports, Kishinev, Moldova

PROFESSIONAL COMPETENCES OF THE INFANT SWIMMING INSTRUCTORS

Abstract

Objective: Determine the content of professional competencies of the swimming instructor for the tender age children that ensure an adequate implementation of functional responsibilities, aimed on the obtaining of the self-realization of participants.

Methods and organization of the research: theoretical operation-methods and action-methods: analysis, synthesis, comparison, abstraction, specification, generalization and others, as well as practical operation-methods: data analysis and compilation of scientific and methodical literature. The study was conducted from September 2016 to February 2017.

Results: The scientific methods used in the research allowed not only to form a conceptual model of the instructor's activities but also to identify the particularities of the personality resource of the instructor which lead to a self-realization of all participants of the pedagogical process: children and their parents.

Scientific novelty: in the article is researched for the first time the composition of the professional abilites of the swimming instructor for tender age children.

Practical significance: the main statements and conclusions of the research will be used in the pedagogical activities of the instructors in the physical culture domain.

Keywords: conceptual model of the instructor's activity for tender age swimming, instructor functions, personality traits, instructor professional abilities.

References:

1. Basov M. Ya. General principles of pedology. Spb.: Aletheia, Ed. 3rd, resp. edited by E. V. Levchenko. - 2007, - P. 776.

2. Biddulph C. Up to three still too early/S. Biddulph [trans. from from English V. Kolosov]. - M.: Ripol Klassik, -2015. - 224 p.: il.- (Make a child happy).

3. Bozovic L. I. Problems of formation of the personality//FAV. psychol. tr. - M.: Voronezh, - 1995.

4. Vygotsky L. S. collected works: In 6th V. - M.: Pedagogika, - 1983.

5. Galizubova L. N., Mescheryakova S. Y., Education of young children. - M:. VLADOS, - 2007. - 230 p.

6. Dmitrieva V. G., Maria Montessori' technique of early development of. From 6 months to 6 years/VG Dmitrieva. -M.: Eksmo, - 2014. - 224 str. - (popular educational methodology).

E. V. Mileakova-Roman V. P. Dorgan М.А.Vashenko PROFESSIONAL COMPETENCES OF THE INFANT SWIMMING INSTRUCTORS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.