УДК 373: 616-036.856
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ
А.И. Артюхина1, В.И. Чумаков1, Н.В. Иванова2
1ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Волгоград, Россия, 400066
2ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет» Министерства образования и науки Российской Федерации Волгоград, Россия, 400074
Аннотация. Статья посвящена обоснованию подходов к формированию готовности преподавателей университетов к инклюзивному обучению студентов. Анализ современного состояния готовности педагогов высшей школы к инклюзивному обучению студентов выявил противоречие между отсутствовавшей до недавнего времени подготовкой педагогов в сфере инклюзии и требованиями профессионального стандарта. Предлагается периодизация уровней инклюзии и соответствие им знаний и умений преподавателей высшей школы. Разработаны стратегические и тактические подходы к формированию готовности преподавателей к инклюзивному обучению студентов — от студенческой скамьи до системы дополнительного образования (на примере медицинского и архитектурно-строительного университетов), что имеет практическую значимость при разработке программ дополнительного образования.
Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, профессиональный стандарт педагога профессионального образования.
Основной закон государства Конституция гарантирует равные права гражданам России, в том числе и в сфере образования. Инвалиды и молодые люди с ограниченными возможностями здоровья могут выбрать способ получения высшего образования наилучшим образом соответствующий их образовательным потребностям и состоянию здоровья. Обучаться в аудиториях наравне со здоровыми сверстниками, найти друзей и единомышленников, возможность реализовать свой творческий потенциал, получить прочные профессиональные знания и умения — вот неполный перечень привлекательных черт для студентов с ограниченными возможностями здоровья, которые выбирают для себя инклюзивное обучение. Политика государства подкрепляется как ратификацией Россией Конвенции о правах инвалидов (Федеральный закон от 03.05.2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»), так и Федеральным за-
коном от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые в п. 27 ст. 2 законодательно закреплено понятие инклюзивного образования,. Инклюзивное образование, под которым понимают в узком смысле совместное обучение со здоровыми студентами, а в широком смысле — совокупность мер, обеспечивающих условия качественной профессиональной подготовки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, рассматривают как социокультурную технологию [1].
Педагогическое сообщество высшей школы предлагает, апробирует и реализует разные модели инклюзивного обучения студентов [2]. Инклюзив -ное образование в России только набирает обороты, и успех во многом зависит от готовности профессорско-преподавательского состава университетов и каждого преподавателя к инклюзивному обучению студентов.
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 5
Цель настоящей работы заключается в анализе современного состояния готовности педагогов высшей школы к инклюзивному обучению студентов и в обосновании подходов к формированию такой готовности.
Преподаватели университетов, осуществляющих обучение в сфере медицины, архитектуры, особенно на кафедрах профессионального блока не имеют базового педагогического образования. Однако даже преподаватели, имеющие профессиональное педагогическое образование, в абсолютном большинстве не владеют основами инклюзивного обучения, поскольку лишь в ФГОС ВО1 (3+) появилась общепедагогическая компетенция ОПК-2, включающая в себя способность осуществлять обучение, воспитание, развитие с учетом в том числе психофизических и особых образовательных потребностей обучающихся. Тогда как согласно требованию профессионального стандарта2 среди необходимых умений педагога профессионального образования присутствует разработка учебного и методического обеспечения преподаваемых учебных курсов, дисциплин (модулей) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья — также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей). Выявленное противоречие требует скорейшего разрешения поскольку профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» вступает в действие с 1 января 2017 года. Нам представляется, что проблему формирования готовности преподавателей вузов к инклюзивному обучению студентов следует рассматривать в долгосрочной и в краткосрочной перспективе. Стратегия подготовки кадров к инклюзивному образованию выглядит так: бакалавры педагогического образования осваивают суть инклюзивного обучения (ОПК-2). Дисциплина «Общественное здоровье», как известно, изучает здоровье коллективов, социальных групп, общества и влияние на него внешних условий и образа жизни. С видами здо-
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата: Приказ Минобр-науки России от 04.12.15 г. № 1426).
2 Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»: Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н1426. Вступает в действие с 1 января 2017 г.
ровьсберегающих технологий, спецификой их применения в инклюзивном образовании студенты могут познакомиться на дисциплине Педагогика и психология, а особенности медицинской реабилитации у лиц с поражением зрения, слуха, речи и опорно-двигательного аппарата, которые могут обучаться в университете, узнать на кафедре медицинской реабилитации и спортивной медицины.
При обучении студентов-архитекторов на кафедрах профессиональной направленности при составлении заданий на курсовые и дипломные проекты следует обращать внимание на разработку элементов архитектурной среды для инклюзивного образования, проводить творческие конкурсы по данной тематике. Целесообразным представ ля-ется выполнение межвузовских междисциплинарных проектов, объединяющих студентов медиков и архитекторов, в том числе и студентов с ограниченными возможностями здоровья. Тогда представление об инклюзии как об обычном компоненте студенческой жизни, позволяющем индивидам, имеющим ограниченные возможности здоровья или инвалидность получать предусмотренное ФГОС ВО образование, будет постепенно формироваться у всех студентов. В тактическом плане основная тяжесть в подготовке преподавателей к инклюзивному обучению студентов ложится на систему дополнительного образования — профессиональную переподготовку по программе «Преподаватель высшей школы» и повышение психолого-педагогической квалификации педагогов высшей школы. У преподавателей требуется сформировать представление об инклюзии как целостном явлении и социокультурной технологии с содержательным и процессуальным наполнением, которая реализуется на разных уровнях. Для формирования умений инклюзивной готовности преподавателей представляется целесообразным использовать не только контекстные проблемные задачи [6], но и возможности психологических и педагогических тренингов, мастер-классов, занятий по гендерной толерантности [7].
Заключение. Предлагаемые нами стратегические и тактические подходы к формированию готовности преподавателей вузов к инклюзивному обучению студентов могут служить ориентирами для разработки программ дополнительного образования педагогов высшей школы и быть полезны на этапе становления инклюзивного высшего образования.
Артюхина А.И., Чумаков В.И., Иванова Н.В. Формирование готовности преподавателей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Тихомирова Л.Ф. Трудности реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и пути их преодоления // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 2. Т. II (Психолого-педагогические науки). URL: http://vestnik.yspu.org/ releases/2013_2pp/21.pdf.
2. Инклюзивная практика в высшей школе: учебно-методическое пособие / А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева, А.Т. Курбанова, И.А. Нигматуллина, А.А. Твардовская, А. Т. Файзрахманова. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015.
3. Артюхина А.И. Формирование учебно-исследовательской компетентности студентов медицинского вуза: монография. Волгоград, 2010.
4. Артюхина А.И. Проектирование и создание образовательной среды для профессионально-личностного развития студентов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2006.-№ 9. С. 15—21.
5. Интерактивный метод обучения в медицинском вузе на примере ролевой игры / А.И. Артюхина, Е.Б. Ма-рымова, Ю.А. Македонова, И.В. Фирсова // Успехи современного естествознания. 2014. № 4. С. 122—126.
6. Хитрюк В.В. Контекстные проблемные задачи и ситуации в формировании инклюзивной готовности будущих педагогов // Педагогическое образование в России. 2014. № 9. С. 127—130.
7. Чумаков В.И. Организация педагогического взаимодействия преподавателя и иностранных студентов на занятиях по социологии (гендерный аспект) // Грани познания. 2010. № 2 (7). С. 48—49.
DEVELOPMENT OF TEACHING STAFF READINESS FOR INCLUSIVE EDUCATION OF STUDENTS
A.I. Artyukhina1, V.I. Chumakov1, N. V. Ivanova2
1 State budget educational establishment of higher professional education
"Volgograd state medical University" of Ministry of healthcare of the Russian Federation
Volgograd, Russia, 400066
2State budget educational establishment of higher professional education "Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering" of the Ministry of education and science of the Russian Federation Volgograd, Russia, 400074
Annotation. The article is devoted to justification of approaches to development of University teaching staff readiness to inclusive education of students. Analysis of the current state of the readiness development revealed the contradiction between the lack of the experience of the teaching staff training in the field of inclusion and requirements of the professional standard. Periodization of the levels of inclusion with corresponding knowledge and skills of university teachers is proposed. Strategic and tactical approaches to the development of University teaching staff readiness to inclusive education of students are presented — from the level of higher professional education to the system of continuing education (with the example of medical and architectural universities), which is of practical importance for the development of programs of continuing education.
Key words: inclusion, inclusive education, professional standard of vocational education teacher.
REFERENCES
1. Tikhomirova L.F. Difficulties of implementation of inclusive education of children with health disabilities and ways of their overcoming. Yaroslavl pedagogical Bulletin, 2013, no. 2, vol. II (Psychological and pedagogical Sciences). URL: http://vestnik.yspu.org/releases/2013_ 2pp/21.pdf.
2. Akhmetzyanov A.I., Artemyev T.V., Kurbanov A.T., Nigmatullina A.I., Tvardovskaya A.A., Fayzrahmanova A.T. Inclusive practice in higher education: a teaching manual. Kazan, Publishing house of Kazan. University press, 2015.
3. Artyukhina A.I., Development of educational and research competence in medical university students: monograph. Volgograd, 2010.
4. Artyukhina A.I. Projecting and creation of educational environment for professional and personal develop-
ment of students. Alma mater (Journal of the Higher School), 2006, no. 9, pp. 15—21.
5. Artyukhina A.I.., Marimova E.B., Makedono-va Yu.A., Firsova I.V. Interactive teaching method in medical school as an example of a role-playing games. Advances in current natural sciences, 2014, no. 4, pp. 122—126.
6. Khitryuk V.V. Contextual problem situations and tasks in formation of inclusive readiness of perspective teachers. Pedagogical education in Russia, 2014, no. 9, pp. 127—130.
7. Chumakov V.I. Organization of pedagogical interaction of the teacher and foreign students in the classroom for Sociology (gender aspect). Edges of knowledge, 2010, no. 2 (7), pp. 48—49.