УДК 159.9.07 йО!: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-107-113
Психологическая готовность педагогов к профессиональной деятельности в условиях инклюзии: теоретические основы концепта
О. В. Данилова
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
Введение. В статье приводится обзор научных работ, посвященных проблеме готовности педагогов к профессиональной деятельности: рассматриваются основные подходы к определению готовности к деятельности в психологии, представления о ее структуре, определяется специфика психологической готовности педагогов к работе в условиях внедрения инклюзивного подхода в современную систему образования. Цель: проанализировать основные теоретико-методологические аспекты проблемы психологической готовности педагогов к профессиональной деятельности в условиях реализации отечественной модели инклюзивного образования. Материалы и методы Приводится анализ теоретических представлений о сущности и структурных компонентах готовности педагогов к профессиональной деятельности с позиций различных научных подходов, рассматривается специфика проблемы психологической готовности педагогов к работе в условиях образовательной инклюзии. Результаты исследования, обсуждения. Полученные результаты теоретического анализа научных работ позволяют выделить основные аспекты проблемы готовности к профессиональной деятельности в психологии, определить специфику и структуру психологической готовности педагогов к работе в условиях инклюзии, обозначить ключевые проблемы ее формирования в ходе профессионального обучения на современном этапе. Заключение. Теоретический анализ научных исследований в отечественной психологии позволяет определить готовность к профессиональной деятельности как важнейшую категорию профессионального обучения, а также констатировать недостаточную разработанность проблемы психологической готовности педагогов к профессиональной деятельности в рамках инклюзивного образования и путей ее формирования в ходе профессионального обучения. Также выявляется необходимость изменений в системе вузовской подготовки будущих педагогов с учетом проводимых государством реформ в системе отечественного образования в связи с внедрением инклюзивного подхода.
Ключевые слова: инклюзивное образование, психологическая готовность, профессиональная деятельность, инклюзивная готовность, инклюзивная компетентность, дети с ограниченными возможностями здоровья, педагог.
Psychological readiness of teachers for professional activities in the conditions of inclusion: theoretical foundations of the concept
O. V. Danilova
Mari State University, Yoshkar-Ola
Introduction. The article gives an overview of scientific works devoted to the problem of teachers 'readiness for professional activity: the main approaches to the determination of readiness for activity in psychology, the notion of its structure are examined, the specificity of the teachers' psychological readiness fto work in conditions of introducing an inclusive approach in the modern education system is determined. The purpose of the study is to analyze the main theoretical and methodological aspects of the problem of the psychological readiness of teachers for professional activities in the context of the implementation of the national model of inclusive education. Materials and methods. the analysis of theoretical concepts about the essence and structural components of teachers' readiness for professional activity from the standpoint of various scientific approaches is presented, the specificity of the problem of psychological readiness of teachers for work in conditions of educational inclusion is examined. Results, discussion. The results of the theoretical analysis of scientific papers allow us to identify the main aspects of the problem of readiness for professional activity in psychology, to determine the specifics and structure of the psychological readiness of teachers to work in conditions of inclusion, to identify main problems of its formation in the course of professional training at the present stage. Conclusion. Theoretical analysis of scientific research of domestic psychology makes it possible to determine readiness for professional activity as the most important category of vocational training, as well as to state that the problem of psychological readiness of teachers for professional activity in the framework of inclusive education and ways of its formation during professional training is insufficiently developed. It also reveals the need for changes in the system of higher education of future teachers, taking into account the reforms carried out by the state in the system of national education in connection with the introduction of an inclusive approach.
Keywords: inclusive education, psychological readiness, professional activity, inclusive readiness, inclusive competence, children with disabilities, teacher.
© Данилова О. В., 2018
Проблема внедрения инклюзивного подхода обретает все большую актуальность в современном образовательном пространстве России, при этом на первый план выходит социальный аспект данного процесса, поскольку становится очевидным, что для успешного развития инклюзивного образования, помимо организации образовательной среды, оснащения ее техническими средствами, наличия законодательных и финансовых механизмов, необходима информационная подготовка общества в принятию лиц с ОВЗ. Сегодня социокультурная ситуация в России свидетельствует о том, что современное российское общество далеко от этого определения, поскольку в большинстве своем не готово к восприятию и принятию лиц с ОВЗ как полноправных членов социума, в результате чего реализация социальной концепции инвалидности в отечественной системе образования значительно затруднена. В первую очередь это связано с проблемой готовности участников образовательного процесса к практике совместного обучения детей различных категорий в условиях массовой школы.
Традиционно центральная роль в образовательной практике отводится педагогу, от деятельности которого во многом зависит успешность педагогического процесса, уровень и качество знаний учащихся, их психологическое благополучие в классе и многое другое. При переходе к инклюзивной модели образования особую важность закономерно приобретает степень готовности педагога к профессиональной деятельности в новых условиях. Эффективность педагогической деятельности в условиях инклюзии во многом обусловлена особенностями личности педагога, особенностями психологического климата в коллективе, школе и так далее. Возможности и качество деятельности педагога в данной области будут прямо зависеть от уровня готовности педагога к профессиональной деятельности, или уровня его профессиональной готовности. Педагогическая деятельность в условиях инклюзии становится еще одним аспектом данной проблемы, который на сегодняшний день приобретает особенную актуальность.
Говоря о проблеме готовности к профессиональной деятельности, следует отметить, что она подробно и разносторонне разрабатывалась в отечественной педагогике и психологии учеными С. А. Рубинштейном, К. К. Платоновым, В. Н. Мясищевым, М. И. Дьяченко и др., резуль-
татом чего стал достаточно обширный теоретический материал в данной области. Обобщая имеющиеся исследования, можно констатировать, что в современной отечественной психологии сложилось два основных подхода к пониманию готовности к деятельности: функциональный и личностный. В русле функционального подхода готовность рассматривается как временное психическое состояние, в котором активизируются определенные психические функции индивида (Е. П. Ильин, Н. Д. Левитов, Л. С. Нерсесян,
B. Н. Пушкин, Д. Н. Узнадзе и другие).
Личностный подход рассматривает готовность
как определенное свойство личности, проявление ее индивидуальных качеств (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейн, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Крутецкий, В. Д. Шад-риков, А. А. Деркач и др.).
В современных условиях реформирования системы образования большое значение приобретает психологическая готовность педагогов к профессиональной деятельности, поскольку, согласно мнениям многих исследователей [1; 3; 6], именно психологическая готовность является условием успешности овладения профессиональными знаниями и применения их на практике. Я. В. Топольник называет психологическую готовность ключевым условием «быстрой адаптации к условиям труда и дальнейшего профессионального усовершенствования квалификации будущего специалиста» [16, с. 201]. По мнению
C. В. Алехиной, «психологическая готовность учителя - это условие эффективности его профессиональной деятельности» [2, с. 120].
И. А. Кучерявенко описывает психологическую готовность в неразрывной взаимосвязи с деятельностью, вследствие чего она включает в себя все составляющие элементы действия, которые необходимы для успешного выполнения поставленной задачи: «Качество, устойчивость, успешность профессиональной деятельности предопределяется особенностями психологической готовности специалиста» [9, с. 60].
Проблема психологической готовности к деятельности в психологии разрабатывается с 60-х годов XX века с позиций различных подходов. Т. Б. Крюкова, анализируя данную проблему, выделяет три основных подхода:
- функциональный (Н. Д. Левитов, Л. С. Нерсесян, В. Н. Пушкин и др.), в рамках которого готовность к деятельности рассматривается как
состояние мобилизации всех психофизиологических систем организма, необходимых для эффективного выполнения деятельности;
- личностный (Я. Л. Коломинский, А. П. Авдеева, О. В. Михайлов, Е. В. Шипилова и др.) -рассматривает «психологическую готовность» как неотъемлемый и существенный компонент развития личности в целом;
- личностно-деятельностный (К. М. Дурай-Нова-кова, А. А. Деркач, И. Н. Назимов, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, А. С. Мельничук, О. Б. Дмитриева, О. Н. Аллин), с позиций которого готовность к деятельности понимается как проявление индивидных, личностных и субъективных особенностей, свойств и качеств человека в их целостности, обеспечивающее человеку возможность эффективного выполнения своих функций [8].
В современных условиях развития образования проблема психологической готовности к профессиональной деятельности рассматривается с позиций компетентностного подхода (В. И. Байденко, Г. Э. Белицкая, Н. А. Гришанова, И. А. Зимняя, Г. Б. Корнетов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, А. Н. Новиков, Л. А. Петровская, Ю. Г. Татур). Данный подход связан с факторами, обеспечивающими повышение профессионального мастерства специалиста, способного успешно ориентироваться в динамичном информационном пространстве [11; 12].
В работах современных исследователей (С. А. Кирилова, Л. В. Лежнина, Т. В. Тагаева, Е. Н. Францева) также в качестве методологической базы выступает системный подход к рассмотрению готовности к профессиональной деятельности. Так, С. А. Кирилова в своем исследовании утверждает, что психологическая готовность является основой профессиональной компетентности и выступает условием успешности педагогической деятельности [6].
Л. В. Лежнина рассматривает готовность к профессиональной деятельности как многоуровневую, -видовую и -компонентную систему. В данной модели психологическая готовность к профессиональной деятельности отражает субъектный уровень готовности к профессии, который составляют социально-психологические и индивидуально-личностные характеристики специалиста, и выделены ее подвиды: мотиваци-онная, личностная, когнитивная [10].
Реформирование системы образования предъявляет новые требования к педагогам, что в свою
очередь требует внесения изменений в их подготовку. В современных условиях большое значение приобретает способность специалистов образования быстро адаптироваться к новым условиям, готовность к реализации в своей профессиональной деятельности инновационных подходов, стремление к самообразованию и самосовершенствованию. Таким образом, готовность к деятельности в условиях инклюзии представляется разновидностью профессиональной готовности педагога, предъявляющей определенные требования к его компетентности, а также к личностным качествам.
Проблема готовности педагогов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и к инклюзивному образованию поднимается в работах С. В. Алехиной, М. Н. Алексеевой, С. А. Алейниковой, Н. А. Прониной, В. В. Хитрюк, С. А. Черкасовой, Ю. В. Скоробогатовой и других.
Рассматривая готовность к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования, В. В. Хитрюк выделяет понятие «инклюзивная готовность», которое определяется как «сложное интегральное субъектное качество личности, содержательно раскрывающееся через комплекс компетенций и определяющее возможность эффективной профессионально-педагогической деятельности в актуальных условиях» [17, с. 83]. Структура инклюзивной готовности, по мысли автора, представлена следующими компонентами: информационно-компетентност-ный, эмпатический (эмоционально-нравственный), мотивационный (установочно-поведенчес-кий), операционно-действенный.
Н. А. Пронина определяет данный вид готовности как «совокупность знаний и представлений об особенностях учащихся с ограниченными возможностями здоровья, владение способами и приемами работы с этими учениками в условиях инклюзивного образования, а также сформи-рованность определенных личностных качеств, обеспечивающих устойчивую мотивацию к данной деятельности» [13].
С. В. Алехина, М. А. Алексеева, Е. Л. Агафонова предлагают рассматривать готовность педагогов к работе в условиях инклюзии в двух аспектах - профессиональном и психологическом [1].
С. В. Алехина трактует понятие «психологическая готовность педагога к реализации инклюзивного подхода в образовании» как «целостное, личностное образование, представляющее
совокупность социальных, нравственных, психологических и профессиональных качеств и способностей, позволяющих на высоком мотивационном уровне обеспечивать возможность результативной деятельности по включению ребенка с особыми образовательными потребностями в учебное взаимодействие с другими участниками образовательного процесса» [2, с. 121]. В структуре психологической готовности к педагогической деятельности в условиях инклюзии автор выделяет эмоциональное принятие детей с различными типами нарушений в развитии, готовность включать их в деятельность на уроке, удовлетворенность собственной педагогической деятельностью. Стоит отметить, что эмоциональное принятие ребенка с особенностями в развитии многими авторами выдвигается в качестве одного из базовых компонентов готовности педагога к деятельности в условиях инклюзии. Так, И. М. Яковлева важной составляющей профессионально-личностной готовности педагога, работающего с лицами с ограниченными возможностями здоровья, называет готовность к оказанию помощи [19]. С. А. Черкасова в структуре готовности к работе в системе инклюзивного образования выделяет взаимосвязь мотивационного, личностного, эмоционально-волевого и когнитивного компонентов. Автор определяет профессионально значимые качества, необходимые для работы в инклюзивном образовательном учреждении: толерантное отношение к людям, в том числе с особенностями в здоровье, эмпатическое принятие ребенка с ОВЗ, эмоциональная стабильность, сознательность, оптимизм [18]. Ю. В. Скоробогатова, выделяя педагогическую толерантность как одно из важнейших профессиональных и личностных качеств педагога, подчеркивает, что сформированность у педагога толерантности значительно возрастает в условиях инклюзивного образования [15].
Если рассматривать психологическую готовность к профессиональной деятельности в условиях образовательной инклюзии как совокупность определенных профессиональных компетенций и личностных качеств педагога, закономерно встает вопрос о способах и условиях их формирования.
Проблема готовности и подготовки студентов к реализации педагогической деятельности в условиях образовательной инклюзии на сегодняшний день представлена в сравнительно небольшом количестве научных работ. Она поднимается в исследованиях С. В. Алехиной, Р. А. Фахрут-
диновой, И. Н. Хафизуллиной, Е. В. Богдановой, А. В. Мирук, Н. Ю. Корнеевой и др. Инклюзивная компетентность рассматривается авторами как составляющая профессиональной компетентности будущих педагогов, позволяющая им осуществлять педагогическую работу в условиях инклюзивного образования [7; 14]. Авторы отмечают отсутствие системности в подготовке будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования в российских вузах, которая на сегодняшний день предполагает главным образом формирование знаний об особенностях детей с ограниченными возможностями здоровья, при этом не учитывается формирование профессионально-личностной готовности студентов к работе с данной категорией детей. В результате, согласно исследованиям, студенты педагогических направлений оказываются психологически не готовыми к работе в условиях инклюзивного образования [5; 18; 19]. Данная проблема усугубляется тем, что большинство преподавателей высшего звена образования не владеют основами инклюзивного обучения [3]. Исходя из этого, исследователи приходят к выводу о необходимости изменений в системе профессионального обучения [4; 5; 13; 18; 19]. Здесь уместно отметить, что, несмотря на достаточно длительный срок, в течение которого в российской системе образования происходят инклюзивные процессы, требования к изменению вузовской подготовки педагогов с учетом внедрения инклюзивного подхода в систему российского образования вступили в силу сравнительно недавно.
Анализ научных работ показывает, что проблема готовности к деятельности в психологии разрабатывается продолжительное время с позиций различных научных подходов. Выступая характеристикой состояния и активности личности, в то же время готовность к деятельности является важнейшей категорией профессионального обучения.
В нашем исследовании мы исходим из представления о психологической готовности педагогов к деятельности в условиях инклюзии как о субъектном качестве личности, структурными компонентами которого выступают мотивацион-ная, личностная и когнитивная готовность к реализации инклюзивного подхода в педагогической деятельности.
В условиях реформирования системы образования и меняющихся требований к личностным
и профессиональным качествам педагога проблема готовности остается не только актуальной, но и получает дополнительные аспекты изучения. В свете внедрения инклюзивного подхода в отечественную систему образования большую значимость приобретает проблема готовности
педагогов к работе в условиях образовательной инклюзии, в частности - психологическая готовность как условие успешной педагогической деятельности. Данная проблема определяет необходимость изменений в подготовке современных педагогов, в том числе на этапе обучения в вузе.
Литература
1. Алехина С. В., Алексеева М. Н., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83-92. URL: http://psyjournals.ru/psyedu/ 2011/n1/39878.shtml (дата обращения: 22.07.2018).
2. Алехина С. В. Инклюзивное образование и психологическая готовность учителя // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 4 (22). С. 117-127. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18936306 (дата обращения: 22.07.2018).
3. Артюхина А. И., Чумаков В. И., Иванова Н. В. Формирование готовности преподавателей к инклюзивному обучению студентов // Здоровье и образование в XXI веке. 2016. № 5. С. 85-87. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26534331 (дата обращения: 22.07.2018).
4. Богданова Е. В. Проблема формирования инклюзивной компетентности студентов в информационно-образовательной среде вуза // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. М.: МГППУ, 2015. С. 397-402. URL: http://umcvpo.ru/node/469 (дата обращения: 22.07.2018).
5. Гребенникова Е. В., Закотнова Е. Ю. Психологическая готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования // Вестник ТГПУ. 2015. № 3 (156). С. 34-37. URL: http://vestnik.tspu.edu.ru/ archive.html?year=2015&issue=3&article_id=5155 (дата обращения: 19.07.2018).
6. Кирилова С. А. Психологическая готовность как основа профессиональной компетентности педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57 (12). С. 138-144. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=32383611 (дата обращения: 18.07.2018).
7. Корнеевa Н. Ю. Формирование готовности педагога профессионального обучения к созданию инклюзивной среды образования // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2011. № 38 (255). С. 49-52. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id= 17048633 (дата обращения: 22.07.2018).
8. Крюкова Т. Б. Современные подходы к исследованию проблемы психологической готовности к деятельности в электроэнергетической сфере // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. 2011. Вып. 1. С. 155-160. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18067943 (дата обращения: 19.07.2018).
9. Кучерявенко И. А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности // Молодой ученый. 2011. № 12. Т. 2. С. 60-62. URL: https://moluch.ru/archive/35/4055/ (дата обращения: 22.07.2018).
10. Лежнина Л. В. Результат современного профессионального обучения: компетентность, компетенции или готовность к деятельности // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2015. № 3 (47). С. 30-34. URL: http:// www.eastjournal.ru/docs/contArt/2015/47.zip (дата обращения: 10.07.2018).
11. Мычко Е. И., Зелко А. С. Проблема психологической готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности // Психологическая наука и образование. 2013. № 4. С. 23-28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21133920 (дата обращения: 10.07.2018).
12. Пасько О. Н. Теоретические аспекты готовности как основа компетентностного подхода в профессиональной подготовке сотрудников милиции // Психология и право. 2013. № 1. С. 1-10. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n1/58343.shtml (дата обращения: 25.07.2018).
13. Пронина Н. А. Подготовка будущих учителей к работе в инклюзивной среде на примере дисциплин психологического цикла // Молодой ученый. 2014. № 7. С. 287-289. URL: https://moluch.ru/archive/66/10962/ (дата обращения: 16.07.2018).
14. Романовская И. А., Хафизуллина И. Н. Развитие инклюзивной компетентности учителя в процессе повышения квалификации // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 1-8. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22285430 (дата обращения: 22.07.2018).
15. Скоробогатова Ю. В. Готовность педагогов общеобразовательных учреждений к реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 8 (64). С. 173-181. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-pedagogov-obscheobrazovatelnyh-uchrezhdeniy-k-realizatsii-inklyuzivnogo-obrazovaniya-detey-s-ogranichennymi (дата обращения: 23.07.2018).
16. Топольник Я. В. Формирование готовности будущих преподавателей к использованию информационно-коммуникационных технологий // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). Казань: Бук, 2015. С. 200-203. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8109/ (дата обращения: 07.07.2018).
17. Хитрюк В. В. Инклюзивная готовность как этап формирования инклюзивной культуры педагога: структурно-уровневый анализ // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 1. С. 80-84. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17957175 (дата обращения: 14.07.2018).
18. Черкасова С. А., Лобанова А. В. Опыт формирования готовности студентов-психологов к работе в системе инклюзивного образования // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 2 (45). С. 173-176. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21507134 (дата обращения: 14.07.2018).
19. Яковлева И. М. Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Вестник МГОПУ Серия «Педагогика». 2009. № 4. С. 140-144. URL: https://vestnik-mgou.ru/Artides/View/2005 (дата обращения: 22.07.2018).
References
1. Alyokhina S. V., Alekseeva M. N., Agafonova E. L. Gotovnost' pedagogov kak osnovnoj faktor uspeshnosti inklyuzivnogo protsessa v obrazovanii [Preparedness of Teachers as the Main Factor of Success of the Inclusive Process in Education]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education, 2011, no. 1, pp. 83-92. Available at: http://psyjournals.ru/ psyedu/2011/n1/39878.shtml (accessed 22.07.2018). (In Russ.).
2. Alyokhina S. V. Inklyuzivnoe obrazovanie i psikhologicheskaya gotovnost' uchitelya [Inclusive education and the teacher's psychological readiness]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya = Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Pedagogy and psychology, 2012, no. 4 (22), pp. 117-127. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=18936306 (accessed 22.07.2018). (In Russ.).
3. Artyukhina A. I., Chumakov V. I., Ivanova N. V. Formirovanie gotovnosti prepodavatelej k inklyuzivnomu obucheniyu studentov [Development of teaching staff readiness for inclusive education of students]. Zdorov'e i obrazovanie v XXIveke = Health and education in the 21st century, 2016, no. 5, pp. 85-87. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26534331 (accessed 22.07.2018). (In Russ.).
4. Bogdanova E. V. Problema formirovaniya inklyuzivnoj kompetentnosti studentov v informatsionno-obrazovatel'noj srede vuza [The problem of forming inclusive competence of students in the information and educational environment of the university]. Inklyuzivnoe obrazovanie: rezul'taty, opyt i perspektivy: sbornik materialov III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii = Inclusive education: results, experience and prospects: collection of materials of the III International Scientific and Practical Conference, Moscow: MGPPU, 2015, pp. 397-402. Available at: http://umcvpo.ru/node/469 (accessed 22.07.2018). (In Russ.).
5. Grebennikova E. V., Zakotnova E. Yu. Psikhologicheskaya gotovnost' studentov-psikhologov k professional'noj deyatel'nosti v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya [Psychological readiness of students-psychologists to professional activity in inclusive education conditions]. Vestnik TGPU = TSPU Bulletin, 2015, no. 3 (156), pp. 34-37. Available at: http://vestnik.tspu.edu.ru/ archive.html?year=2015&issue=3&article_id=5155 (accessed 19.07.2018). (In Russ.).
6. Kirilova S. A. Psihologicheskaya gotovnost kak osnova professionalnoj kompetentnosti pedagoga [Psychological readiness as the basis of the professional competence of the pedagogue]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of Modern Teacher Education, 2017, no. 57 (12), pp. 138-144. Available at: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/ dissertaciya-formirovanie-gotovnosti-k-professionalnoy-deyatelnosti-u-buduschih-ofitserov-silovyh-struktur-v-period-obucheniya-v-vuze (accessed 18.07.2018). (In Russ.).
7. Korneeva N. Yu. Formirovanie gotovnosti pedagoga professionalnogo obucheniya k sozdaniyu inklyuzivnoj sredy obrazovaniya [Forming the readiness of the teacher of vocational training to create an inclusive education environment]. Vestnik YuUrGU. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki = Bulletin of the South Ural State University, series «Education. Pedagogic», 2011, no. 38 (255), pp. 49-52. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=17048633 (accessed 22.07.2018). (In Russ.).
8. Kryukova T. B. Sovremennye podhody k issledovaniyu problemy psihologicheskoj gotovnosti k deyatelnosti v elektroenerget-icheskoj sfere [Modern approaches to research of psychological readiness problem for activity in electric power engineering sphere]. Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo energeticheskogo universiteta = Vestnik of Ivanovo State Power Engineering University, 2011, issue 1, pp. 155-160. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=18067943 (accessed 19.07.2018). (In Russ.).
9. Kucheryavenko I. A. Problema psihologicheskoj gotovnosti k professionalnoj deyatelnosti [The problem of psychological readiness for professional activity]. Molodoj uchenyj = Young Scientist, 2011, no. 12, vol. 2, pp. 60-62. Available at: https://moluch.ru/archive/35/4055/ (accessed 22.07.2018). (In Russ.).
10. Lezhnina L. V. Rezultat sovremennogo professionalnogo obucheniya: kompetentnost, kompetencii ili gotovnost k deyatelnosti [Results of Modern Vocational Education: Competence, Competencies or Aptness for Activity]. Socialnye i gumanitarnye nauki na Dalnem Vostoke = The Humanities And Social Studies in the Far East, 2015, № 3 (47), pp. 30-34. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=19236978 (accessed 10.07.2018). (In Russ.).
11. Mychko E. I., Zyolko A. S. Problema psihologicheskoj gotovnosti budushih pedagogov k professionalnoj deyatelnosti [The problem of psychological readiness to professional activities in future teachers]. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological science and education, 2013, no. 4, pp. 23-28. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21133920 (accessed 10.07.2018). (In Russ.).
12. Pasko O. N. Teoreticheskie aspekty gotovnosti kak osnova kompetentnostnogo podhoda v professionalnoj podgotovke sotrudnikov milicii [Theoretical aspects of readiness, as the basis of the competence approach in police officers training]. Psihologiya i pravo = Psychology and Law, 2013, no. 1, pp. 1-10. Available at: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n1/58343.shtml (accessed 25.07.2018). (In Russ.).
13. Pronina N. A. Podgotovka budushih uchitelej k rabote v inklyuzivnoj srede na primere disciplin psihologicheskogo cikla [Preparation of future teachers for work in an inclusive environment on the example of disciplines of the psychological cycle]. Molodoj uchenyj = Young Scientist, 2014, no. 7, pp. 287-289. Available at: https://moluch.ru/archive/66/10962/ (accessed 16.07.2018). (In Russ.).
14. Romanovskaya I. A., Khafizullina I. N. Razvitie inklyuzivnoj kompetentnosti uchitelya v processe povysheniya kvalifikacii [The develpoment of teachers' inclusive competence in the process of further training]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education, 2014, no. 4, pp. 1-8. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=22285430 (accessed 22.07.2018). (In Russ.).
15. Skorobogatova Y. V. Gotovnost pedagogov obsheobrazovatelnyh uchrezhdenij k realizacii inklyuzivnogo obrazovaniya detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya [Readiness of teachers of educational institutions to implement inclusive education for children with disabilities]. Sovremennye issledovaniya socialnyhproblem = Modern Research of Social Problems, 2016, no. 8 (64), pp. 173-181. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-pedagogov-obscheobrazovatelnyh-uchrezhdeniy-k-realizatsii-inklyuzivnogo-obrazovaniya-detey-s-ogranichennymi (accessed 23.07.2018). (In Russ.).
16. Topolnik Ya. V. Formirovanie gotovnosti budushih prepodavatelej k ispolzovaniyu informacionno-kommunikacionnyh tehnologij [Formation of the readiness of future teachers for the use of information and communication technologies]. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii: materialy II Mezhdunar. nauch. konf., Kazan: Buk = Innovative pedagogical technologies: materials II Intern. sci. conf. (Kazan, May 2015). Kazan: Buk, 2015, pp. 200-203. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8109/ (accessed 07.07.2018). (In Russ.).
17. Hitryuk V. V. Inkljuzivnaja gotovnost' kak jetap formirovanija inkljuzivnoj kul'tury pedagoga: strukturno-urovnevyj analiz [Readiness as the formation stage cultures of the teacher: structurally-urovnevyj the analysis]. VestnikBrjanskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Bryansk State University, 2012, no. 1, pp. 80-84. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=17957175 (accessed 14.07.2018). (In Russ.).
18. Cherkasova S. A., Lobanova A. V. Opyt formirovaniya gotovnosti studentov-psihologov k rabote v sisteme inklyuzivnogo obrazovaniya [Formation of psychological and pedagogical readiness of psychology students for work in inclusive education system]. Mir nauki, kultury, obrazovaniya = The world of science, culture and education, 2014, no. 2 (45), pp. 173-176. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21507134 (accessed 14.07.2018). (In Russ.).
19. Yakovleva I. M. Professionalno-lichnostnaya gotovnost pedagoga k rabote s detmi s ogranichennymi vozmozhnostyami zdo-rovya [Professional and personal teacher's preparedness for working with disabled/special needs children]. VestnikMGOPU. Seriya «Pedagogika» = Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2009, no. 4, pp. 140-144. Available at: https://vestnik-mgou.ru/Articles/View/2005 (accessed 22.07.2018). (In Russ.).
Статья поступила в редакцию 22.07.2018 г.; принята к публикации 23.08.2018 г.
Submitted 22.07.2018; revised 23.08.2018.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Autor have read and approved a final version of the manuscript.
Для цитирования:
Данилова О. В. Психологическая готовность педагогов к профессиональной деятельности в условиях инклюзии: теоретические основы концепта // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 4. С. 107-113. Ш1: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-107-113
Об авторе
Данилова Ольга Вячеславовна, старший преподаватель, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, ORCID: 0000-00034851-1830, [email protected]
Citation for an article :
Danilova O. V. Psychological readiness of teachers for professional activities in the conditions of inclusion: theoretical foundations of the concept. Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 4, pp. 107-113. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4107-113 (In Russ.).
About the author
Olga V. Danilova, Senior Lecturer, Mari State University, Yoshkar-Ola, ORCID: 0000-0003-4851-1830,