Научная статья на тему 'Практическое занятие при инклюзивном обучении студентов'

Практическое занятие при инклюзивном обучении студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
733
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ / ЗДОРОВЬЕСОХРАНЯЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRACTICAL TRAINING / HEALTH-PRESERVING EDUCATIONAL TECHNOLOGY / INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артюхина Александра Ивановна, Чумаков Вячеслав Игоревич, Иванова Нина Васильевна

В статье проведен анализ современного состояния проблемы педагогического проектирования, организации и проведения практических занятий при инклюзивном обучении студентов в высшем учебном заведении (на примере медицинского и архитектурно-строительного университетов). Показано, что реализация инклюзивного обучения студентов зависит как от качества организационно-педагогического, психолого-педагогического, медико-оздоровительного и социального сопровождения, так и от применяемых здоровьесохраняющих образовательных технологий, учёта специфики работы со студентами, имеющими поражение зрения, слуха, речи и опорно-двигательного аппарата. Авторами предложены методы проведения практического занятии при инклюзивном обучении студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practical classes of inclusive education of students

The article analyzes the current state of the problem of pedagogical designing, organizing and conducting practical classes in inclusive education of students at higher educational establishment (providing the example of medical and architectural universities). It is shown that the implementation of inclusive education of students depends on both the quality of organizational-pedagogical, psychological-pedagogical, health and social support and applied health-preserving educational technologies, taking into account the readiness of inclusive teaching staff and peculiarities of work with students having disorders of vision, hearing, speech and locomotion. The authors have proposed methods for practical training of students at inclusive education

Текст научной работы на тему «Практическое занятие при инклюзивном обучении студентов»

УДК 373:616-036.856

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

ПРИ ИНКЛЮЗИВНОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ

А.И. Артюхина1, В.И. Чумаков1, Н.В. Иванова2

1ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Волгоград, Россия

2ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет» Министерства образования и науки Российской Федерации Волгоград, Россия

Аннотация. В статье проведен анализ современного состояния проблемы педагогического проектирования, организации и проведения практических занятий при инклюзивном обучении студентов в высшем учебном заведении (на примере медицинского и архитектурно-строительного университетов). Показано, что реализация инклюзивного обучения студентов зависит как от качества организационно-педагогического, психолого-педагогического, медико-оздоровительного и социального сопровождения, так и от применяемых здоровьесохраняющих образовательных технологий, учёта специфики работы со студентами, имеющими поражение зрения, слуха, речи и опорно-двигательного аппарата. Авторами предложены методы проведения практического занятии при инклюзивном обучении студентов.

Ключевые слова: практическое занятие, здоровьесохраняющие образовательные технологии, инклюзивное образование.

Интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство (Болонский процесс) с одной стороны и значительное количество выпускников школ, имеющих разной степени отклонения в здоровье, с другой стороны, сделали проблему инклюзивного образования в высшей школе актуальной и практически значимой. В последнее десятилетие инклюзивное образование в России развивается и проходит свое становление, как в средней, так и в высшей профессиональной школе. Проделана большая работа по созданию нормативно-правовой базы инклюзивного образования на го-сударственном1 и региональном уровнях.

1 Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»; приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н1426; Об утверждении про-

фессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

В вузах для обеспечения доступа к качественному профессиональному образованию студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья создаётся инклюзивная образовательная среда, реализующая условия для их полноценной адаптации к учебному процессу университета, начиная от работы подготовительного отделения и условий приема вступительных испытаний до особенностей проведения итоговой аттестации и помощи в трудоустройстве. Для достижения максимальной инклюзии по каждому из направлений сопровождения инклюзивного обучения студентов: организационное, психолого-педагогическое, медико-оздоровительное, социальное выделяются соответствующие организационные структуры, а также назначается ответственное лицо, координирующее деятельность разных структурных подразделений университета по развитию инклюзивного образования. Исследовали социально-психологические и организационно-методические стороны инклюзивного обучения в медицинском вузе [1], но специфика проведения практического занятия при инклюзивном обучении студентов не отражена.

—--—-

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

Артюхина А.И., Чумаков В.И., Иванова Н.В. Практическое занятие при инклюзивном обучении студентов

----

Цель настоящей работы — анализ современного состояния проблемы педагогического проектирования, организации и проведения практических занятий при инклюзивном обучении студентов в высшем учебном заведении. Эмпирической базой выступили Волгоградский государственный медицинский университет и Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет.

На этапе педагогического проектирования образовательных программ по направлениям (специальностям), рабочих программ и учебно-методических комплексов дисциплин, научно-методического обеспечения инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ответственными за разработки являются соответствующие подразделения (кафедры и деканаты), а координатором выступает учебно-методическая комиссия инклюзивного обучения. Однако и при наличии утвержденного учебно-методического комплекса дисциплины при проектировании практического занятия в русле инклюзивного обучения преподаватель встречается с рядом вопросов, требующих получения ответов. Педагогу следует также убедиться, что в группе находятся студенты со сходными ограничениями возможностей здоровья. В противном случае этот организационный вопрос решается с учебной частью вуза. Помимо технологий обучения, необходимо спроектировать

Педагогические приемы и технологии, при инклюзивном

методику воспитания студентов с ограниченными возможностями с учетом образовательной среды медицинского вуза [6].

Отправной точкой для успешного проведения практического занятия может служить создание психологически комфортной образовательной среды занятия, что подразумевает предварительную подготовку здоровых студентов к инклюзивному обучению, то есть, к принятию студентов с ограниченными возможностями здоровья не только преподавателем, но и всеми студентами. Обычно студенты уже с первого занятия на первом курсе знают особенности ограничений возможности здоровья своих товарищей, однако конкретная помощь с их стороны при изучении разных дисциплин имеет свою особенность, что требуется рассмотреть на вводном занятии по дисциплине.

Существенным моментом проектирования и проведения практических занятий является выбор образовательных технологий. Педагогические технологии инклюзивного образования, представленные в научной литературе ориентированы на среднюю школу [2]. При инклюзивном образовании в вузе оптимальным представляется использование здоровьесберегающих образовательных технологий. На практическом занятии при инклюзивном обучении студентов-медиков и архитекторов целесообразно использовать интерактивные методы и технологии:

Таблица 1

применяемые на практическом занятии обучении студентов

Этап практического занятия Применяемые приемы и технологии Особенности использования

На протяжении всего изучения дисциплины — создание психологически комфортной среды инклюзии для профессио-нально-личност-ного развития студентов [3] Приветствие Пожелание хорошего настроения, активной работы, совместного творчества.

Беседа со студентами группы фронтальная либо «Беседа-диалог» На вводном занятии и по мере выявления напряженности в отношениях

Совместный мозговой штурм На вводном занятии

Создание ситуации успеха Возможно на любом этапе занятия, оптимально при выполнении совместных учебных проектов, ролевых и деловых игр [4; 5]

Прием «ученик в роли учителя» Тот, кто лучше подготовлен — помогает другим, обязательно роль учителя предоставить студенту с ограниченными возможностями здоровья

Психологический и педагоги ческий тренинги Тренинги направлены на формирование профессиональных коммуникативных навыков, преодоления учебных стрессов и профилактику синдрома эмоционального выгорания

Воспитательное воздействие — отметить достижения (похвала) и неудачи Нам любом этапе занятия и обязательно на этапе рефлексии и подведения итогов. Причины неудач предложить выявить самим студентам

Входной контроль Тестирование, разгадывание кроссворда Студент-волонтёр зачитывает задания и варианты ответов для слабовидящего студента и отмечает выбранные ответы

—--—-

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 5

Готовность корректно применять интерактивные методы на занятии может служить показателем инклюзивной готовности преподавателя.

Заключение. Успешность инклюзивного обучения студентов на практическом занятии зависит как от качества организационно-педагогического, психолого-педагогического, медико-оздоровительного и социального сопровождения, так и от применяемых здоровьесохраняющих образовательных технологий, учёта специфики работы со студентами, имеющими поражение зрения, слуха, речи и опорно-двигательного аппарата и инклюзивной готовности преподавателей. Использование интерактивных методов может применяться преподавателями вузов на практическом занятии при инклюзивном обучении студентов разной профессиональной направленности подготовки.

ЛИТЕРАТУРА 1. Захарова Е.В. Социально-психологические и организационно-методические аспекты инклюзивного об-

разования в медицинском вузе // Аспирантский вестник Поволжья. 2013. № 3-4. С. 141—150.

2. Самсонова Е.В. Основные педагогические технологии инклюзивного образования // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015. С. 84—96.

3. Артюхина А.И. Проектирование и создание образовательной среды для профессионально-личностного развития студентов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2006. № 9. С. 15—21.

4. Проектное обучение в формировании базовых и профессиональных компетенций студентов / А.И. Артюхина, В.В. Великанов, О.Ф. Великанова, В.И. Чумаков // Альманах-2014. С. 294—299.

5. Харькова Н.Н., Чумаков В.И. К вопросу о проблемах воспитания иностранных студентов медицинского вуза // Грани познания. 2014. № 3 (30). С. 81—84.

PRACTICAL CLASSES

OF INCLUSIVE EDUCATION OF STUDENTS

A.I. Artyukhina1, V.I. Chumakov1, N. V. Ivanova2

1 State budget educational establishment of higher professional education

"Volgograd state medical University" of Ministry of healthcare of the Russian Federation

Volgograd, Russia

2State budget educational establishment of higher professional education "Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering" of the Ministry of education and science of the Russian Federation Volgograd, Russia

Annotation. The article analyzes the current state of the problem of pedagogical designing, organizing and conducting practical classes in inclusive education of students at higher educational establishment (providing the example of medical and architectural universities). It is shown that the implementation of inclusive education of students depends on both the quality of organizational-pedagogical, psychological-pedagogical, health and social support and applied health-preserving educational technologies, taking into account the readiness of inclusive teaching staff and peculiarities of work with students having disorders of vision, hearing, speech and locomotion. The authors have proposed methods for practical training of students at inclusive education

Key words: practical training, health-preserving educational technology, inclusive education.

REFERENCES

1. Zaharova E.V. Social-psychological and organizational-methodical aspects of inclusive education in medical university. Aspirantskii vestnik Povolzhya, 2013,-no. 3-4, pp. 141—150,

2. Samsonova E.V. Fundamental educational technologies of inclusive education// Inclusive education: results, experience and perspective: sb. mat. III International Science-practical conference. Ed. S.V. Alekhina. Мoscow, МGPPU, 2015. P. 84—96.

3. Artyukhina A.I. Projecting and creation of educational environment for professional and personal development of students. Alma mater (Journal of the Higher School), 2006, no. 9. pp. 15—21.

4. Artyukhina A.I., Velikanov V.V., Velikanova O.F., Chumakov V.I. Project training in formation of base and professional competences of students. Almanakh-2014. P. 294—299.

5. Kharkovа N., Chumakov V.I. To a question about the problems of education of foreign medical students.

Facets of knowledge, 2014, no. 3 (30), pp. 81—84.

—--—-

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

~ 94 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.