Научная статья на тему 'Учебные проекты по педагогике в подготовке аспирантов-медиков'

Учебные проекты по педагогике в подготовке аспирантов-медиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
910
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДА ПРОЕКТА / АСПИРАНТЫ / ПЕДАГОГИКА / PROJECT METHOD / POSTGRADUATE STUDENTS / PEDAGOGICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артюхина Александра Ивановна, Чумаков В.И.

Статья посвящена обобщению опыта использования метода проекта в обучении педагогике аспирантов-медиков на курсе педагогики и образовательных технологий Волгоградского государственного медицинского университета. Результаты исследования могут служить ориентиром для организации проектного обучения при подготовке преподавателей-исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артюхина Александра Ивановна, Чумаков В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study projects in postgraduate training of medical specialists

The article generalizes the experience of using project method in teaching Pedagogy for the postgraduate medical students in the course of Pedagogy and Educational Technologies of the Volgograd state medical University. The results of the study can be considered as targets for the implementation of project-based learning in the training of teaching researchers.

Текст научной работы на тему «Учебные проекты по педагогике в подготовке аспирантов-медиков»

2016, том 18 [11]

УДК 378

УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ ПО ПЕДАГОГИКЕ В ПОДГОТОВКЕ АСПИРАНТОВ-МЕДИКОВ

А.И. Артюхина, В.И. Чумаков

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Волгоград, Россия

Аннотация. Статья посвящена обобщению опыта использования метода проекта в обучении педагогике аспирантов-медиков на курсе педагогики и образовательных технологий Волгоградского государственного медицинского университета. Результаты исследования могут служить ориентиром для организации проектного обучения при подготовке преподавателей-исследователей. Ключевые слова: метода проекта, аспиранты, педагогика.

Рекомендации Всемирной федерации медицинского образования, представленные в Глобальных стандартах по улучшению качества базового медицинского образования 2012 года пересмотра ориентируют на внедрение в медицинское и фармацевтическое образование программ обучения, способствующих вовлечению студентов в научные исследования. Подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре согласно Федеральным государственным образовательным стандартам нацелена на формирование компетенций аспирантов по соответствующему направлению подготовки, обеспечивающих их готовность и способность к деятельности преподавателя-исследователя. При этом на обучение дисциплине «Педагогика и методика преподавания в высшей школе» отведено 5 кредитов. Освоение теоретического материала носит обобщающий характер и ставит целью сориентировать аспиранта к пониманию сущности педагогической деятельности, необходимости постоянного саморазвития, самостоятельной

актуализации собственных знаний, пониманию ответственности в социально-нравственном и юридическом аспектах. Практические занятия на курсе педагогики и образовательных технологий ВолгГМУ проводятся в форме семинаров с использованием интерактивных технологий (только побывав на месте обучаемого, преподаватель сможет корректно оценить достоинства и ограничения каждого метода), а также тренингов (психологических, педагогических).

Среди значительного количества методических приемов включения элементов научных исследований в учебный процесс для аспирантов в качестве ведущего был выбран метод проектов, апробированный ранее на студентах [1]. Цель данной работы заключается в обобщении опыта использования метода проекта в обучении педагогике аспирантов медицинского университета.

Учебный проект, предлагаемый аспирантам, относится по преобладающей деятельности к прак-тикоориентированному, а по количеству исполни-

~ 69 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 11

---g»c«o»9-

телей к индивидуально-коллективному. Аспиранты одной группы разрабатывали проект учебно-методического пособия по дисциплине «Педагогика и методика обучения в высшей школе», аспиранты другой группы — проект учебного пособия «Организация самостоятельной работы аспирантов по педагогике». Аспирантов распределяли по одному-два человека на каждое занятие согласно учебному плану. Аспиранты, ответственные за занятие выполняли следующие виды работ: осуществляли самостоятельный поиск информации, ее обработку и структурирование, и на этой базе создавали и оформляли по унифицированной схеме методические указания по теме для аспирантов и для преподавателя. Причем вариант проведения семинара в русле конкретной технологии (игровой, проблемного обучения, технологии развития критического мышления и др.), также как и варианты входного/выходного контроля, компетентностно ориентированных или творческих заданий определяли самостоятельно. На занятии такой аспирант выступал в роли преподавателя от момента целеполагания и актуализации знаний и до момента подведения итогов и рефлексии. Непременным условием было в хронокарте предусматривать 15—20 минут для обсуждения достоинств и недочетов в проведении занятия. Вначале преподаватель проводил показательный анализ проведенного семинара, в дальнейшем аспиранты уже самостоятельно грамотно отмечали позитивные и негативные стороны, как проведенного занятия, так и разработанных указаний. Автор методической разработки мог аргументированно отстаивать свое мнение или соглашаться и вносить коллегиально предложенные исправления. Индивидуальные (или выполненные в паре) проекты объединяли с участием специально назначенного из среды аспирантов редактора и готовый продукт — учебно-методическое

или учебное пособие помещали на образовательный портал для использования в качестве дидактического материала для аспирантов. Аспиранты следующего набора выполняли учебные проекты с использованием инновационного педагогического опыта [2]. Особое внимание обращает на себя проект по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании дисциплины...... Аспирантам предоставлялся

выбор — выполнить проект по педагогике высшей школы либо по дисциплине кафедры, где обучается аспирант. Аспиранты освоили создание веб-квестов, ментальных карт, гугл форм с использованием информационных технологий. Выполнение учебного проекта погружало аспирантов в профессиональную педагогическую деятельность, способствовало развитию как универсальных, так и профессиональных компетенций. Методические и коммуникативные навыки, сопровождаемые са-моценкой и рефлексией, приобретенные в процессе выполнения учебного проекта и его ролевой презентации коллегам позволили аспирантам уверенно чувствовать себя в условиях реальной педагогической деятельности на педагогической практике.

Представленный опыт может служить ориентиром для организации проектного обучения при подготовке преподавателей — исследователей в других медицинских вузах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артюхина А.И., Великанов В.В., Великано-ва О.Ф., Чумаков В.И. Проектное обучение в формировании базовых и профессиональных компетенций студентов // Сб.: Альманах-2014. Волгоград, 2014. С. 294—299.

2. Мандриков В.Б., Артюхина А.И., Чумаков В.И. Инновационный педагогический опыт в медицинском вузе // Медицинское образование и вузовская наука. 2015. № 1(7). С. 53—56.

~ 70 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

Артюхина А.И., Чумаков В.И. Учебные проекты по педагогике в подготовке аспирантов-медиков

----—

ST UDY PROJECTS IN POSTGRADUATE TRAINING OF MEDICAL SPECIALISTS

A.I. Artyukhina, V.I. Chumakov

Federal state budget educational establishment of higher professional education "Volgograd state medical University" of Ministry of healthcare of the Russian Federation Volgograd, Russia

Annotation. The article generalizes the experience of using project method in teaching Pedagogy for the postgraduate medical students in the course of Pedagogy and Educational Technologies of the Volgograd state medical University. The results of the study can be considered as targets for the implementation of project-based learning in the training of teaching researchers.

Key words: project method, postgraduate students, pedagogics.

REFERENCES

1. Artyukhina A.I., Velikanov V.V., Velikanova O.F., Chumakov V.I. Project-based learning in the development of basic and professional competences of students. Collection of articles: Almanac-2014. Volgograd, 2014. P. 294—299.

2. Mandrikov V.B., Artyukhina A.I., Chumakov V.I. Innovative pedagogical experience in a medical school.

Medical education and university science (Meditsinskoe obrazovanie i vuzovskaya nauka), 2015, no. 1(7), pp. 53—56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.