Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка студентов к инклюзивному образованию'

Профессиональная подготовка студентов к инклюзивному образованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
541
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МОНИТОРИНГОВАЯ / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ И СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИИ / INCLUSIVE EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING / FUTURE TEACHER / COMPETENCE APPROACH / MONITORING / DIAGNOSTIC AND SUBSTANTIVE EXPERTISE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хентонен Анна Геннадьевна, Падалко Анна Игоревна

В статье рассмотрена проблема и сущность профессиональной подготовки студентов к инклюзивному образованию в условиях высшей школы. Реализация инклюзивного образования рассматривается в нескольких направлениях: традиционное посещение учебного заведения учащимися с ограниченными возможностями здоровья, обучение на дому и дистанционное обучение. Необходимость создания безбарьерной среды в образовательных учреждениях представлена основными требованиями к профессиональной подготовке студентов к инклюзии, предусматривающая овладение ими педагогическими знаниями, содействие выработке творческой активности, способность порождать новые идеи, осуществление гуманистической позиции, которая базируется на сопричастности, диалогичности, понимании и принятии ребенка с особыми возможностями здоровья как данность. Компетентностный подход является методологической основой профессиональной подготовки будущих учителей к работе с детьми в условиях инклюзивного образования. На основе данного подхода в статье представлен набор компетенций, который позволяет успешно осуществлять работу с детьми и семьей в условиях инклюзивного образования. Рассмотрены основные компетенции профессиональной готовности студентов к инклюзивному образованию: мониторинговая, диагностическая и содержательная. Мониторинговая компетенция предусматривает отслеживание процесса обучения и воспитания детей в условиях инклюзивного образования. Диагностическая умение работать с данной категорией детей и их родителями. Содержательная знание проблем обучения и воспитания, понимание особенностей содержания инклюзивного обучения, усвоение знаний и умений работы с детьми с особыми потребностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хентонен Анна Геннадьевна, Падалко Анна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL PREPARATION OF STUDENTS FOR INCLUSIVE EDUCATION

The article deals with the problem and the essence of training students for inclusive education in terms of higher education. The implementation of inclusive education is seen in several ways: the traditional school attendance by students with disabilities, learning at home and distance learning. The need for a barrier-free environment in the educational institutions represented by the basic requirements for the training of students for inclusion, providing mastery of pedagogical knowledge, promoting the development of creativity, the ability to generate new ideas, the implementation of a humanistic position that is based on ownership, dialogue, understanding and acceptance of the child with special abilities for granted. Competence approach is the methodological basis of training future teachers to work with children in the conditions of inclusive education. On the basis of this approach, the article presents a set of competencies that can successfully carry out the work with children and families in the conditions of inclusive education. The main competence of professional readiness of students for Inclusive Education: monitoring, diagnostic and informative. Monitoring competence involves tracking the process of training and education of children in inclusive education. Diagnostic ability to work with this category of children and their parents. The content -knowledge of the problems of training and education, understanding of the content of inclusive education, acquisition of knowledge and skills in working with children with special needs.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка студентов к инклюзивному образованию»

УДК 37

ХЕНТОНЕН Анна Геннадьевна, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия

ПАДАЛКО Анна Игоревна, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

В статье рассмотрена проблема и сущность профессиональной подготовки студентов к инклюзивному образованию в условиях высшей школы. Реализация инклюзивного образования рассматривается в нескольких направлениях: традиционное посещение учебного заведения учащимися с ограниченными возможностями здоровья, обучение на дому и дистанционное обучение. Необходимость создания безбарьерной среды в образовательных учреждениях представлена основными требованиями к профессиональной подготовке студентов к инклюзии, предусматривающая овладение ими педагогическими знаниями, содействие выработке творческой активности, способность порождать новые идеи, осуществление гуманистической позиции, которая базируется на сопричастности, диалогичности, понимании и принятии ребенка с особыми возможностями здоровья как данность. Компетентностный подход является методологической основой профессиональной подготовки будущих учителей к работе с детьми в условиях инклюзивного образования. На основе данного подхода в статье представлен набор компетенций, который позволяет успешно осуществлять работу с детьми и семьей в условиях инклюзивного образования. Рассмотрены основные компетенции профессиональной готовности студентов к инклюзивному образованию: мониторинговая, диагностическая и содержательная. Мониторинговая компетенция предусматривает отслеживание процесса обучения и воспитания детей в условиях инклюзивного образования. Диагностическая - умение работать с данной категорией детей и их родителями. Содержательная - знание проблем обучения и воспитания, понимание особенностей содержания инклюзивного обучения, усвоение знаний и умений работы с детьми с особыми потребностями.

Ключевые слова: инклюзивное образование, профессиональная подготовка, будущий учитель, компетентностный подход, мониторинговая, диагностическая и содержательная компетенции

Anna G. HENTONEN, Kuban State University, Krasnodar, Russia

Anna I. PADALKO,

Kuban State University, Krasnodar, Russia

PROFESSIONAL PREPARATION OF STUDENTS FOR INCLUSIVE EDUCATION

The article deals with the problem and the essence of training students for inclusive education in terms of higher education. The implementation of inclusive education is seen in several ways: the traditional school attendance by students with disabilities, learning at home and distance learning. The need for a barrier-free environment in the educational institutions represented by the basic requirements for the training of students for inclusion, providing mastery of pedagogical knowledge, promoting the development of creativity, the ability to generate new ideas, the implementation of a humanistic position that is based on ownership, dialogue, understanding and acceptance of the child with special abilities for granted. Competence approach is the methodological basis of training future teachers to work with children in the conditions of inclusive education. On the basis of this approach, the article presents a set of competencies that can successfully carry out the work with children and families in the conditions of inclusive education. The main competence of professional readiness of students for Inclusive Education: monitoring, diagnostic and informative. Monitoring competence involves tracking the process of training and education of children in inclusive education. Diagnostic - ability to work with this category of children and their parents. The content -knowledge of the problems of training and education, understanding of the content of inclusive education, acquisition of knowledge and skills in working with children with special needs.

Keywords: inclusive education, professional training, future teacher, competence approach, monitoring, diagnostic and substantive expertise

Современные реформы в сфере отечественного образования имеют гуманистическую направленность. При этом важное место среди них занимает инклюзивное образование, т.е. обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья. Несмотря на то, что происходит интеграция образования, обучение таких детей остается проблемным, так как предполагает создание доступной образовательной среды, которую не все образовательные учреждения могут сразу организовать.

Инклюзивное обучение создает доступность образования для всех учащихся, подстраиваясь под каждого ребенка и учитывая его возможности и способности. Данное направление образования имеет несколько вариантов реализации: традиционный вариант посещения учебного заведения учащимся с ограниченными возможностями здоровья; обучение на дому; дистанционное обучение.

Таким образом, инклюзивное образование - это процесс обучения и воспитания всех детей, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей в системе общего, среднего и профессионального образования. Это значит, что учащиеся с ограниченными возможностями здоровья проходят обучение вместе со здоровыми детьми в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывая их особое положение, оказывают специальную поддержку [1, с.202].

Проблемам инклюзивного образования посвящены работы Лошаковой И.И., Ярской-Смирновой Е.Р., Задорина И. В., Михалюка В.И., Колесниковой Е.Ю., Новиковой Е.М., Федоровой А.С. Психолого-педагогические особенности развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются в исследованиях Л.И. Акатова, М.С. Басового, Е.М. Мастюковой, М.В. Певзнера и др. [4, с.208].

Проанализировав психолого-педагогические исследования по проблеме инклюзивного образования, мы пришли к выводу, что необходимо повышать уровень профессиональной подготовки студентов для работы с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Так вопросами готовности будущего педагога к работе с такими детьми занимаются ученые Н.Д. Левитов, К.К. Платонов, А.Г. Ковалев, Л.А. Кандыбович, П.Р. Чамата [2, с.192].

В современной педагогической практике имеются противоречия:

- между социальным заказом на компетентного педагога, который эффективно будет взаимодействовать с детьми, обладающими особыми образовательными потребностями, с их родителями и отсутствием научно доказанного механизма формирования нужной психолого-педагогической компетентности в процессе вузовской подготовки;

- между потребностью образовательных учреждений в учителях, которые будут гуманистически взаимодействовать с семьей обучающихся, и недооценкой педагогами этого направления в своей профессиональной деятельности, отсутствием у преподавателей важной инклюзивной компетентности, которая определяется как «интегративное личностное образование, обусловливающее способность осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного образования» [3, с.104].

Итак, в системе профессиональной подготовки студентов необходимо создавать условия не только для овладения педагогическим знанием, но и оказывать содействие вырабатыванию творческой активности, способной порождать новые идеи, осуществлять гуманистическую позицию, которая базируется на сопричастности, диалогичности, понимании, принятии ребенка с особыми возможностями здоровья как данность. Профессиональная принадлежность педагогов к инклюзивному образованию требует от него применение гуманистического подхода в работе.

Исходя из этого возникает необходимость включения в программу университетского курса педагогики информации об инклюзивном образовании, так же важно во время педагогической практики формировать у студентов профессиональные компетенции работы с детьми, имеющими особенные образовательные потребности. Так инклюзия определяет модернизацию программы педагогической подготовки студентов, применение новых подходов, структуры и стратегии в решении проблемы обучения детей с особыми возможностями здоровья. При этом проблема заключается не в интеграции отдельных учащихся в систему образования, а в создании комфортной среды для таких детей.

Инклюзивное образование исключает любую дискриминацию учащихся. В рамках этой идеологии рассматривается равное отношение ко всем людям, при этом создаются особые условия для детей с особенными образовательными потребностями и ограниченными возможностями. Все дети, независимо от их возможностей, имеют право на раскрытие своего потенциала и занятие деятельностью, которая будет приносить пользу обществу.

В этом плане компетентностный подход может стать методологической основой в профессиональной подготовке студентов к работе с детьми в условиях инклюзивного образования. Благодаря данному подходу можно получить высокий уровень подготовки педагогов для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности. Это означает, что в вузе студенты должны получить набор компетенций, которые помогут им удачно взаимодействовать с детьми и семьей для разрешения возникающих проблем инклюзивного образования.

Основными психолого-педагогическими ключевыми компетенциями студентов для работы в условиях инклюзивного образования являются:

- мониторинговая компетенция. С её помощью можно отслеживать процесс обучения и воспитания детей в условиях инклюзивного образования и сопоставлять реально полученные итоги с намеченными, помогать детям с особенными потребностями в учебной деятельности и поведении, поддерживать контакт с их родителями;

- диагностическая компетенция, которая позволяет определить готовность к работе с детьми с особенными образовательными потребностями, нахождению взаимодействия с родителями;

- содержательная компетенция, характеризующаяся знанием проблем воспитания и обучения, пониманием особенностей содержания инклюзивного обучения, усвоением знаний и умений работы с детьми с особыми потребностями и ограниченными возможностями. Большое значение имеют компетенции, связанные с технологиями и методикой работы с детьми в усло-

виях инклюзивного образования, с усвоением умений и навыков работы с детьми, имеющими проблемы. Необходимо, чтобы учитель овладел комплексом знаний для работы с учащимися, которым необходима помощь [5].

Осуществление компетентностного подхода предполагает наличие у учителя определенных личностных качеств, которые помогали бы ему квалифицированно выполнять воспитательную работу со школьниками.

Итак, для успешной интеграции инклюзии в образовательное пространство страны необходимо наличие хорошо организованной инфраструктуры, специализированной педагогической и психологической помощи особым детям, обучающимся в общеобразовательном учреждении. Соответственно одним из условий эффективности интеграции образования должно быть необходимое специальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с особыми возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении. Важно создание коррекционного блока, дополняющего и тесно связанного с общеобразовательным.

Предложенная нами иерархия компетенций, необходимых для эффективной профессиональной подготовки студентов к инклюзивному обучению детей, и их реализация в процессе образовательно-воспитательной работы в вузе может оказать положительное воздействие на их качество к данной педагогической деятельности. Целенаправленное осуществление компе-тентностного подхода в процессе профессиональной деятельности будет способствовать овладению будущими учителями методами и формами работы с детьми с особыми потребностями, и их родителями.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Абрамова Н.А. Программно-целевое управление развитием профессиональной компетентности будущих учителей коррекционно-развивающего образования: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Якутск, 2006. 202 с.

2. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 192 с.

3. Грозная Н.С. Включающее образование. История и зарубежный опыт // Вопросы образования. 2006. №2. С.104

4. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 208 с.

5. Хентонен А.Г. Формирование готовности будущих учителей к инклюзивному образованию // Концепт: научно-методический электронный журнал. Т. 37. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/95638.htm (15 января 16).

REFERENCES

1. Abramova N. And. Program-targeted management of the development of professional competence of future teachers of remedial and developmental education [Programmno-celevoe upravlenie razvitiem professional'noj kompetentnosti bu-

dushhih uchitelej korrekcionno-razvivajushhego obrazovanija]: dis. Cand. ped. sciences: 13.00.01. Yakutsk, 2006. 202 p.

2. Aksenov JI.H. Social pedagogy in special education [Social'naja pedagogika v special'nom obrazovanii]. Moscow: Publishing center "Akademiya", 2001. 192 p.

3. Formidable N.With. Including education. History and foreign experience [Vkljuchajushhee obrazovanie. Istorija i za-rubezhnyj opyt] // Questions of education. 2006. No. 2. P. 104

4. Isaev I.F. Professional and pedagogical culture of the teacher: Proc. the Handbook for students. the high. proc. institutions. [Professional'no-pedagogicheskaja kul'tura prepodavatelja]. Moscow: Publishing center "Academy", 2002. 208 p.

5. Hentonen A.G. Formation of readiness of future teachers for inclusive education [Formirovanie gotovnosti budushhih uchitelej k inkljuzivnomu obrazovaniju] // Koncept: scientific and methodological e-magazine. Vol. 37.Available at: http://e-koncept.ru/2015/95638.htm (15 January 2016).

Информация об авторе

Хентонен Анна Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра технологии и предпринимательства, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия

Падалко Анна Игоревна, студент, кафедра технологии и предпринимательства, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия

Получена: 15.05.2016

Information about the author

Anna G. Hentonen, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Technology and Entrepreneurship, Kuban State University, Krasnodar, Russia

Anna I. Padalko, Student, Department of Technology and Entrepreneurship Kuban State University,

Krasnodar, Russia Received: 15.05.2016

- 1B4 -

Для цитирования статьи: Хентонен А.Г., Па-далко А.И. Профессиональная подготовка студентов к инклюзивному образованию. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 5. Часть 3. с.- 182-185

For article citation: Hentonen A.G., Padalko A.I. Professional'naya podgotovka studentov k inklyuzivnomu obrazovaniyu. [Professional preparation of students for inclusive education]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. № 5. Part 3. p.- 182-185

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.