Научная статья на тему 'Организационно-методические аспекты непрерывного педагогического образования преподавателей медицинского вуза'

Организационно-методические аспекты непрерывного педагогического образования преподавателей медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL EXPERIENCE / НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мандриков В.Б., Артюхина А.И.

Цель исследования заключается в обобщении организационно-методического опыта Волгоградского государственного медицинского университета по созданию системы непрерывного педагогического образования преподавателей. По результатам анкетирования 436 преподавателей Волгоградского государственного медицинского университета обоснована как необходимость системы методической поддержки профессионального педагогического развития, так выявлена иерархия преимуществ. Результаты исследования могут стать основой для организации непрерывного педагогического образования преподавателей в медицинских вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-METHODICAL ASPECTS OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION OF TEACHERS OF MEDICAL UNIVERSITY

The purpose of the study is to consolidate the organizational and methodological experience of the Volgograd state medical University on creation of system of continuous pedagogical education of the teachers. According to the results of the survey of 436 teachers of the Volgograd state medical University is justified as a necessity of the system of methodical support of professional teacher development, identified the hierarchy of benefits. The results of the study can be the basis for the organization of continuous pedagogical education of teachers in medical universities.

Текст научной работы на тему «Организационно-методические аспекты непрерывного педагогического образования преподавателей медицинского вуза»

Специальный выпуск: Материалы XIXмеждународного конгресса "Здоровье и образование в XXI веке"

18-20 декабря 2017, г. Москва —--—

УДК 378

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Мандриков В.Б., Артюхина А.И.

ФГБОУ ВО Волгоградский государственный медицинский университет, г. Волгоград, Российская

Федерация

Аннотация. Цель исследования заключается в обобщении организационно-методического опыта Волгоградского государственного медицинского университета по созданию системы непрерывного педагогического образования преподавателей. По результатам анкетирования 436 преподавателей Волгоградского государственного медицинского университета обоснована как необходимость системы методической поддержки профессионального педагогического развития, так выявлена иерархия преимуществ. Результаты исследования могут стать основой для организации непрерывного педагогического образования преподавателей в медицинских вузах.

Ключевые слова: организационно-методический опыт, непрерывное педагогическое образование.

Мировое сообщество оценивает конкурентоспособность государств по человеческому капиталу, его сбережению и развитию. Соответственно повышаются требования к подготовке кадров в области здравоохранения.

Повышение качества подготовки врачей присутствует среди пяти направлений, которые Министерство здравоохранения РФ определило, как приоритетные, позволяющие достичь новых позитивных результатов. При этом в «Государственной программе развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года» поставлена задача перехода от рутинной подготовки кадров к креативному развитию интеллекта. Обеспечить выполнение такой задачи по силам лишь преподавателям медицинских вузов, которые постоянно повышают свою квалификацию и профессиональное мастерство не только в медицинской, но и в педагогической сфере. На государственном уровне созданы ориентиры для развития непрерывного педагогического образования. В Законе "Об образовании в Российской Федерации" N 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года педагоги получили возможность повышать собственный уровень образования раз в три года, что позволит обеспечить соответствие квалификации преподавателя быстро меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. В профессиональном стандарте "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования", принятом в 2015 году чётко обозначены требования к умениям и знаниям, необходимым преподавателям для выполнения всех видов профессиональной деятельности. Участие ряда российских медицинских университетов в проекте Темпус IV «Система обучения в течение жизни для преподавателей медицинских вузов» способствовало международному сотрудничеству медицинских вузов в области дополнительного профессионального образования и развития. В то же время система непрерывного педагогического образования преподавателей медицинских вузов в России пока ещё не сложилась, в том числе и в организационно-методическом плане, идёт накопление и рефлексия опыта.

Цель настоящей работы заключается в обобщении организационно-методического опыта Волгоградского государственного медицинского университета по созданию системы непрерывного педагогического образования преподавателей.

В настоящее время повышение психолого-педагогической квалификации как для преподавателей кафедр педагогики медицинских вузов, так и для педагогов-клиницистов организует ФГБОУ ДПО «Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию». Далее руководители курсов и кафедр педагогики и образовательных технологий организуют в своих вузах дополнительное профессиональное образование профессорско-преподавательского состава по дополнительным профессиональным программам.

В медицинских вузах сосуществует два варианта организации повышения педагогической квалификации. Первый вариант - преподаватель медицинского вуза проходит один раз в три года обучение - либо профессиональную переподготовку, либо повышение психолого-педагогической квалификации. Второй вариант, а именно обучение преподавателей по накопительной системе, близок к сути непрерывного педагогического образования. По аналогии с термином «непрерывное медицинское образование» [2], можно определить «непрерывное педагогическое образование» как дополнительное профессиональное образование преподавателей

медицинских и фармацевтических вузов по программам повышения педагогической квалификации и

—--—

~ 189 ~

Специальный выпуск: Материалы XIXмеждународного конгресса "Здоровье и образование в XXI веке"

18-20 декабря 2017, г. Москва —--—

переподготовки специалистов, которое начинается после завершения первичной специализации и продолжается затем в течение всей профессиональной жизни. При накопительной системе на уровне администрации, Центрального методического совета медицинского вуза определяется количество часов, необходимое педагогу для профессионального совершенствования в течение трёх лет. Это количество часов распределяется на три года, и преподаватели проходят краткосрочные циклы обучения ежегодно. Такая организация повышения педагогической квалификации педагогов медицинского вуза при всех положительных моментах имеет свои минусы: с одной стороны, у преподавателей обычно нет возможности выбирать программы, соответствующие своим образовательным потребностям, а с другой стороны в интервалах между учебными циклами преподаватели по-прежнему оказываются без поддержки, занимаются повышением профессионального педагогического мастерства самостоятельно. Преподаватели медицинских вузов в большинстве своём не имеют базового педагогического образования, поэтому в условиях постоянной модернизации высшей школы, появления новых образовательных технологий могут испытывать затруднения и в процессе профессионального развития нуждаться в педагогической поддержке.

В Волгоградском государственном медицинском университете разработана и апробирована система непрерывного педагогического образования преподавателей - школа педагогического мастерства, которая реализуется курсом педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования кафедры социальной работы. По утверждённым дополнительным профессиональным программам осуществляется профессиональная переподготовка «Преподаватель профессионального образования», 288 ч, и повышение педагогической квалификации, причём циклы различаются как тематикой, содержанием, так и длительностью. Минимально времени (16 ч) занимают лекционные курсы по разным аспектам инклюзивного обучения с проведением межрегионального круглого стола в завершение. У преподавателя есть выбор из 10 программ, той, что, отвечает его образовательным потребностям. Обучение на курсах повышения квалификации дискретно, а вот постоянно действующим является Центр педагогических инноваций, который призван обобщать и распространять лучший опыт. Центр педагогических инноваций осуществляет такие виды деятельности как

• помощь преподавателям в обосновании педагогического эксперимента;

• помощь преподавателям в подготовке публикаций по тематике педагогики высшей школы;

• поддержание и наполнение образовательного портала методическими материалами для самоподготовки при обучении на цикле повышения квалификации, и для самообразования и самосовершенствования в педагогической сфере;

• помощь в освоении новых образовательных технологий;

• диссеминация инновационного педагогического опыта [1].

Результаты анкетирования 436 преподавателей Волгоградского государственного медицинского университета свидетельствуют, что разработанный вариант методической поддержки профессионального педагогического развития оценивается позитивно как нужный и своевременный (100%). Преимуществами такого подхода преподаватели считают (результаты ранжированы по значимости) сочетание свободы выбора курса обучения и возможности в любой момент проконсультироваться по любому педагогическому вопросу, участие в событийном образовании, освоение педагогической рефлексии и участие в обобщении и распространении инновационного опыта. В ответах на открытые вопросы преподаватели отмечали гибкость, открытость, адаптивность предлагаемой системы. Достоинствами сочетания формального и неформального образования в профессиональном педагогическом развитии преподаватели считают, как осознание значимости своего педагогического опыта и создаваемых инноваций, так и возможность самосовершенствования в своем ритме и направлении, возможность реализовать свою профессионально-субъектную позицию и педагогическое мастерство в большей мере, чем при традиционной организации дополнительного профессионального образования.

Мы полагаем, что разработанная система, сочетающая обучение на курсах повышения педагогической квалификации преподавателей с инициативным участием в работе Центра педагогических инноваций, а также результаты её апробации в Волгоградском государственном медицинском университете могут стать основой для организации непрерывного педагогического образования преподавателей в медицинских вузах.

Специальный выпуск: Материалы XIXмеждународного конгресса "Здоровье и образование в XXI веке"

18-20 декабря 2017, г. Москва —--—

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Мандриков В.Б., Артюхина А.И., Чумаков В.И. Инновационный педагогический опыт в медицинском вузе// Медицинское образование и вузовская наука, 2015.-№1(7).-С.53-56

[2] Усольцева Р. Ф. Непрерывное медицинское образование в России. Адрес доступа:http://nsportal.ru/npospo/zdravookhranenie/library/2016/01/08/nepreryvnoe-meditsinskoe-obrazovanie-v-rossii

ORGANIZATIONAL-METHODICAL ASPECTS OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION OF

TEACHERS OF MEDICAL UNIVERSITY

Mandrikov V.B., Artyukhina A.I.

Volgograd state medical University, Volgograd, Russian Federation

Annotation. The purpose of the study is to consolidate the organizational and methodological experience of the Volgograd state medical University on creation of system of continuous pedagogical education of the teachers. According to the results of the survey of 436 teachers of the Volgograd state medical University is justified as a necessity of the system of methodical support of professional teacher development, identified the hierarchy of benefits. The results of the study can be the basis for the organization of continuous pedagogical education of teachers in medical universities. Key words: organizational and methodological experience, continuous pedagogical education.

REFERENCES

[1] Mandrikov V.B., Artyukhina A.I., Chumakov V.I. Innovative pedagogical experience in a medical school // Medical education and university science (Meditsinskoe obrazovanie I vuzovskaya nauka), 2015.-№1(7).-P.53-56

[2] Usol'tseva R. Ph. Continuous medical education in Russia. URL: http://nsportal.ru/npospo/zdravookhranenie/library/2016/01/08/nepreryvnoe-meditsinskoe-obrazovanie-v-rossii

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.