Научная статья на тему 'Педагогические знания в структуре непрерывного медицинского образования'

Педагогические знания в структуре непрерывного медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
488
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / PEDAGOGICAL KNOWLEDGE / НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUOUS MEDICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мандриков В.Б., Артюхина А.И.

Цель исследования заключается в обосновании содержания педагогических знаний, которые необходимы для непрерывного медицинского образования. Проведенное анкетирование студентов 2 6 курсов лечебного факультета и факультета социальной работы и клинической психологии, а также ординаторов и педагогов-врачей, обучающихся в системе дополнительного образования, позволило выстроить иерархию потребности в педагогических знаниях. Результаты исследования могут служить ориентиром для разработки рабочих программ дополнительного образования педагогов-врачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мандриков В.Б., Артюхина А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL KNOWLEDGE IN THE STRUCTURE OF CONTINUING MEDICAL EDUCATION

The purpose of the study is to substantiate the content of the pedagogical knowledge necessary for continuous medical education. A survey of the 2nd6th-year students of General Medicine Department and the Department for Social work and Clinical Psychology, as well as residents and teaching staff members, enrolled in continuous education system, revealed a hierarchy of needs in pedagogical knowledge. The results of the study can guide the development of curriculum for the continuous training of the teaching staff members of medical universities.

Текст научной работы на тему «Педагогические знания в структуре непрерывного медицинского образования»

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В СТРУКТУРЕ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мандриков В.Б., Артюхина А.И.

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет», г. Волгоград, Россия

Аннотация. Цель исследования заключается в обосновании содержания педагогических знаний, которые необходимы для непрерывного медицинского образования. Проведенное анкетирование студентов 2 - 6 курсов лечебного факультета и факультета социальной работы и клинической психологии, а также ординаторов и педагогов-врачей, обучающихся в системе дополнительного образования, позволило выстроить иерархию потребности в педагогических знаниях. Результаты исследования могут служить ориентиром для разработки рабочих программ дополнительного образования педагогов-врачей.

Ключевые слова: педагогические знания, непрерывное медицинское образование.

Вслед за изменяющимся миром в XXI веке стремительно меняется и высшее профессиональное образование. Для высшего медицинского образования идея постоянного профессионального совершенствования не является принципиально новой. Уже на первом курсе вуза студенты-медики узнают, что профессия врача подразумевает накопление профессиональных знаний и совершенствование умений на протяжении всей жизни. Поэтому провозглашённая ЮНЕСКО концепция непрерывного образования человека в течение жизни (lifelong learning) стала лишь отправной точкой для создания государственной системы непрерывного медицинского образования, позволяющей преодолеть дискретность в повышении квалификации врачей, провизоров имевшуюся ранее.

В организационном плане переход от сертификации к аккредитации сопровождается определением объёмов кредитов на год и их распределением между обучающими циклами повышения квалификации специалистов или профессиональной переподготовки и научными мероприятиями с накопительным принципом обучения.

Несмотря на большую организационную и методическую работу Координационного совета по развитию непрерывного и фармацевтического образования МЗ РФ , некоторые теоретические аспекты проблемы остаются в тени, в частности отбор педагогических знаний и их востребованность в системе непрерывного профессионального образования.

Какие педагогические знания и умения потребуются врачу для успешной деятельности (учёбы) в системе непрерывного медицинского образования в роли обучающего и обучаемого? Поиск ответа на данный вопрос обусловил цель данной работы.

Эмпирической базой исследования является Волгоградский государственный медицинский университет. В работе использовались методы анкетирования, интервью, стандартные методы математической статистики.

Термином «непрерывное медицинское образование», или НМО, принято обозначать дополнительное профессиональное образование медицинских и фармацевтических работников по программам повышения квалификации и перепод-

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

61 ■

готовки специалистов, которое начинается после завершения первичной специализации и продолжается затем в течение всей профессиональной жизни [2]. Такое представление о понятии НМО соответствует Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", но отражает лишь узкое понимание термина, которое ориентировано на личностно-профессиональное развитие специалиста, оставляя в стороне этапы его профессионального становления.

Фактически, как нам представляется, НМО начинается с момента учебной деятельности по получению профессионального медицинского образования, будь то колледж или университет. Именно «умения учиться», полученные в студенческие годы и будут составлять арсенал дальнейшего успешного освоения НМО. Известно, что НМО на каждое пятилетие проходит по индивидуальному плану по соответствующей специальности обучения, который формирует самостоятельно врач/провизор. Чтобы создать такой план, а затем его успешно реализовать требуется определённый спектр умений: от самомотивации и целеполагания, определения иерархии задач, умения структурировать учебный материал, до навыков организации самостоятельной деятельности, тайм-менеджмента, самоконтроля, самооценки. На додипломном уровне образования согласно ФГОС ВО предусмотрено овладение студентами общекультурной компетенцией: готовностью к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала (ОК-5), в формировании которой участвуют преподаватели всех предусмотренных образовательной программой дисциплин. Наиболее важный вклад в формирование данной компетенции вносят педагогические знания, осваиваемые студентами на дисциплине «Психология и педагогика».

Анкетирование студентов 2 - 6 курсов лечебного факультета и факультета социальной работы и клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета (выборка составила 259 человек) по обсуждаемой проблеме позволило выстроить иерархию потребности в педагогических знаниях. Ответы

ранжированы по значимости (по степени востребованности): навык целеполагания, умение структурировать учебный/научный материал, осуществлять самоконтроль и самооценку, использовать тайм-менеджмент и самомотивацию. Для самоизменения и саморазвития надо знать свои исходные качества, поэтому для студентов 2-3 курсов наиболее актуальны методики диагностики и формирования профессионально-субъектной позиции. Для студентов 4-го и более старших курсов востребованы оказываются не только методики поиска источников информации и ориентации в них, но и методики самооценки и тайм-менеджмента. Для обучающихся врачей на этапе первичной специализации - ординатуры (выборка 163 человека) приоритетными были потребности в знании темы «Педагогическое общение» и темы «Образовательные технологии в обучении учащихся разного профиля (пациенты, средний и младший медицинский персонал)». Анализ анкет и интервью с молодыми преподавателями факультета усовершенствования врачей, повышающих педагогическую квалификацию (выборка за три года составила 42 человека) свидетельствуют, что наиболее важны для них знания по проектированию образовательной среды для профессионально-личностного развития [1], андрагогических технологий обучения, грамотной коммуникации с врачами, старшими по возрасту. Полученные результаты могут служить ориентиром для разработки рабочих программ дополнительного образования в области повышения педагогической квалификации и профессиональной переподготовки «Преподаватель высшей школы».

ЛИТЕРАТУРА

1.Мандриков В.Б., Артюхина А.И., Чумаков В.И. Инновационный педагогический опыт в медицинском вузе// Медицинское образование и

вузовская наука,2015.-№1(7).-С.53-56

2.Усольцева Р. Ф. Непрерывное медицинское образование в России. Адрес до-ступа:http://nsportal.ru/npospo/zdravookhraneme/Иbrary /2016/01/08/nepreryvnoe-meditsinskoe-obrazovanie-v-rossii

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

PEDAGOGICAL KNOWLEDGE IN THE STRUCTURE OF CONTINUING MEDICAL EDUCATION

Mandrikov V. B., Artyukhina A.I.

Volgograd state medical University, Volgograd, Russia

Annotation. The purpose of the study is to substantiate the content of the pedagogical knowledge necessary for continuous medical education. A survey of the 2nd- 6th-year students of General Medicine Department and the Department for Social work and Clinical Psychology, as well as residents and teaching staff members, enrolled in continuous education system, revealed a hierarchy of needs in pedagogical knowledge. The results of the study can guide the development of curriculum for the continuous training of the teaching staff members of medical universities.

Key words: pedagogical knowledge, continuous medical education.

REFERENCES

1. Mandrikov V.B., Artyukhina A.I., Chumakov V.I. Innovative pedagogical experience in a medical school // Medical education and university science (Med-itsinskoe obrazovanie I vuzovskaya nauka), 2015.-№1(7).-P.53-56

2. Usol'tseva R. Ph. Continuous medical education in Russia. URL: http://nsportal.ru/npospo/zdra-vookhranenie/library/2016/01/08/nepreryvnoe-med-itsinskoe-obrazovanie-v-rossii

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

~ 63 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.