Научная статья на тему 'Непрерывное педагогическое развитие преподавателей медицинских вузов: проблемы, перспективы'

Непрерывное педагогическое развитие преподавателей медицинских вузов: проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ / ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ШКОЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА / CONTINUOUS PEDAGOGICAL DEVELOPMENT OF TEACHERS OF MEDICAL UNIVERSITIES / ORGANIZATIONAL-METHODICAL AND PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL PROBLEMS / SCHOOL OF PEDAGOGICAL SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мандриков Виктор Борисович, Артюхина Александра Ивановна, Чумаков Вячеслав Игоревич

В статье сформулированы организационно-методические и психолого-педагогические проблемы непрерывного педагогического развития преподавателей медицинского вуза и представлены перспективы их решения. Дано описание модели непрерывного педагогического развития преподавателей медицинского вуза Школа педагогического мастерства, успешно апробированной в ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мандриков Виктор Борисович, Артюхина Александра Ивановна, Чумаков Вячеслав Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuous pedagogical development of teachers of medical universities: problems and prospects

The article is devoted to organizational-methodical and psychological-pedagogical problems of continuous pedagogical development of teachers of medical University and prospects of their solution. The description of the model of continuous pedagogical development of teachers of medical high school School of pedagogical skill, successfully tested in Volgograd State Medical University.

Текст научной работы на тему «Непрерывное педагогическое развитие преподавателей медицинских вузов: проблемы, перспективы»

НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Мандриков В.Б., Артюхина А.И., Чумаков В.И.

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России

В статье сформулированы организационно-методические и психолого-педагогические проблемы непрерывного педагогического развития преподавателей медицинского вуза и представлены перспективы их решения. Дано описание модели непрерывного педагогического развития преподавателей медицинского вуза Школа педагогического мастерства, успешно апробированной в ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России.

Ключевые слова:

непрерывное педагогическое развитие, преподаватели медицинских вузов, организационно-методические и психолого-педагогические проблемы, Школа педагогического мастерства

CONTINUOUS PEDAGOGICAL DEVELOPMENT OF TEACHERS OF MEDICAL UNIVERSITIES: PROBLEMS AND PROSPECTS

Mandrikov V.B., Artyukhina A.I., Chumakov V.

Volgograd State Medical University

The article is devoted to organizational-methodical and psychological-pedagogical problems of continuous pedagogical development of teachers of medical University and prospects of their solution. The description of the model of continuous pedagogical development of teachers of medical high school School of pedagogical skill, successfully tested in Volgograd State Medical University.

Keywords:

continuous pedagogical development of teachers of medical universities, organizational-methodical and psychological-pedagogical problems, School of pedagogical skill

Пристальное внимание государства и общества к проблемам сохранения и приумножения народонаселения России обусловливает потребность в качественном улучшении отечественного здравоохранения, пополнении его грамотными, конкурентоспособными, компетентными специалистами, отвечающими требованиям и вызовам XXI в. Повышение профессиональных требований к выпускникам медицинских вузов и, как следствие, реализация в высшей медицинской школе личностной парадигмы и компе-тентностного подхода, ориентация на практическую направленность подготовки студентов актуализируют потребность медицинских вузов в преподавателях, осознанно и целенаправленно занимающихся саморазвитием, постоянно совершенствующих профессиональное, в том числе и педагогическое, мастерство. Ведь только преподаватель со сформированной профессионально-субъектной позицией, осуществляющий непрерывное педагогическое развитие, способен, согласно одной из задач Государственной программы развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 г., осуществить переход от рутинной подготовки кадров к креативному развитию интеллекта студентов.

Среди вопросов совершенствования профессионально-педагогической подготовки преподавателей медицинских вузов, согласно анализу литературных источников, в фокусе внимания исследователей находятся не только особенности медицинского образования и роль профессорско-преподавательского состава в образовательном процессе в условиях реформирования национальной системы медицинского образования [11], но и фор-

мирование компетентности с учетом содержания компонентов деятельности [3, 8, 10].

Педагогическое образование преподавателей российских медицинских вузов рассматривается исследователями как непрерывное в историческом аспекте [6], в свете его организации и выявления объективных и субъективных факторов, препятствующих становлению профессионализма [2], а также с позиции развития педагогического мышления врачей-педагогов [1, 5]. Зарубежные ученые также предлагают концепции развития педагогической компетентности преподавателей медицинского вуза, рассматривают подготовку преподавателей к формированию профессиональных компетенций студентов [4, 12]. Указанные литературные труды очерчивают разные подходы к формальному образованию - дополнительному профессиональному образованию преподавателей медицинских и фармацевтических вузов по программам переподготовки и повышения педагогической квалификации специалистов, которое начинается после завершения первичной специализации и продолжается затем в течение всей профессиональной жизни и может быть охарактеризовано термином «непрерывное педагогическое образование».

При этом совершенствование профессионального педагогического мастерства на курсах повышения квалификации, согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 12.2012, реализуется преподавателями 1 раз в 3 года, т.е. по сути является дискретным. В то же время нельзя не согласиться с коллегами из ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России, что су-

Непрерывное педагогическое развитие преподавателей медицинских вузов: проблемы, перспективы

ществующие модели профессионального развития педагогов ориентированы либо только на педагогов, осуществляющих деятельность в рамках зарубежных образовательных систем, либо только на развитие в сфере медицины и фармации без учета особенностей педагогической деятельности преподавателя-врача. Предложенная авторами интересная система личностно-профессионального развития преподавателя медицинского вуза основана на новых подходах к организации повышения квалификации преподавателей медицинских вузов [2], но ориентирована на организацию формального образования.

Поскольку система непрерывного педагогического образования и развития преподавателей медицинских вузов находится на современном этапе в стадии становления, представляется целесообразным рассмотреть возникающие проблемы и очертить перспективы.

Цели настоящего исследования - выявление проблем непрерывного педагогического развития преподавателей медицинского вуза и перспектив их преодоления на примере опыта ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

В работе использовали методы обобщения, сравнения, наблюдения, системного анализа, группировки данных, теоретического познания. Эмпирической базой исследования является курс педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования (ДПО) кафедры социальной работы ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет»

Минздрава России. Общая выборка преподавателей, участвовавших в исследовании, - 485 человек.

РЕЗУЛЬТАТ И ОБСУЖДЕНИЕ

По данным анализа психолого-педагогической литературы и обобщения существующей педагогической практики, в том числе мнения преподавателей, проходивших профессиональную переподготовку (ПП) и повышение квалификации (ПК), удалось сформулировать проблемы непрерывного педагогического развития (НПР) педагогов медицинских вузов и наметить перспективы их решения (табл. 1).

Выделено 2 группы проблем: организационно-методические и психолого-педагогические.

Наиболее сложной из организационно-методических проблем является проблема интеграции формального, неформального образования и саморазвития преподавателей, что потребовало создания концепции и новой модели непрерывного педагогического развития. Данная проблема, находится в русле наиболее значимых тенденций, затрудняющих внедрение технологий в сферу высшего образования, которые представлены в отчете группы из 56 экспертов, сотрудничающих с образовательным проектом EDUCASE [13]. Эксперты видят проблему в смешении формального и неформального обучения, относят ее к проблемам, которые педагогическое сообщество понимает и может решить. Нами разработана и успешно апробирована новая модель непрерывного педагогического развития преподавателей медицинского вуза Школа педагогического мастерства. Согласно нашей модели, формальное обучение реализуется на курсах,

Таблица 1. Проблемы непрерывного педагогического развития педагогов медицинских вузов и перспективы их решения

Проблема Перспективы решения

Организационно-методические

Гетерогенность профессорско-преподавательского состава по базовому педагогическому образованию ПП преподавателей медико-биологических и клинических дисциплин; организация практических занятий ПК отдельно для преподавателей дисциплин гуманитарного и клинического (медико-биологического) блоков

Сочетание обучения на курсах ПК с преподаванием студентам Негативный момент - большую нагрузку - можно нивелировать, если занятия ПК ориентированы на практику, и вновь полученные знания, умения сразу апробируются преподавателями в обучении студентов

Преподаватели клинических кафедр участвуют в системе непрерывного медицинского образования (НМО) Педагоги-врачи полагают, что организация НПР не должна копировать НМО, так как учет набора кредитов в двух системах затруднителен. Предпочтительным является организация НПР по образцу Школы педагогического мастерства ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России

Диссоциация формального и неформального образования Интеграция в рамках Школы педагогического мастерства

Финансовые ограничения участия: 1) в событийном образовании; 2) в ПК в вузах других городов 1. Поскольку при выборе научной конференции по специальности или по педагогике педагоги-врачи всегда делают выбор в пользу первой, надо шире использовать возможности региональной образовательной среды: круглые столы, мастер-классы, конференции организовывать в своем вузе и участвовать в мероприятиях педагогического, классического и других университетов региона при финансовой поддержке администрации вуза. 2. Предоставить большой выбор актуальных дополнительных профессиональных программ в своем вузе, шире использовать педагогические вебинары, дистанционное обучение

Отсутствие единого пространства дополнительного педагогического профессионального образования для преподавателей медицинских вузов Дополнить общение на страницах журнала сообщества медицинских преподавателей «Медицинское образование и профессиональное развитие» сетевым взаимодействием кафедр и курсов педагогики медицинских вузов (обмен инновационным опытом, методическими материалами и т.д.)

Психолого-педагогические

Мотивация к профессиональному развитию по специальности больше, чем к педагогическому развитию Повышение престижа преподавания путем вознаграждения по результатам рейтинга преподавателей, выполнения эффективного контракта; при этом использовать все приемы мотивации на занятиях ПК, дать возможность преподавателю в ходе ПК проявить свой талант и навыки преподавания

Научная работа ориентирована на базовую специальность, а не на тематику педагогики высшей школы Заинтересовать - при ПП предоставить выбор тем выпускных квалификационных работ, действительно актуальных для преподавателей; помочь преодолеть неуверенность в проведении педагогического эксперимента, при ПК помочь обобщить педагогический опыт в процессе подготовки публикации

Педагогическое развитие преподавателей часто ситуативное, целеполагание краткосрочное, нет достаточной рефлексии На занятиях ПП и ПК реализовать инновационные технологии, задания на целеполагание, рефлексию, выстраивание собственной траектории педагогического развития, подводить преподавателей к персонализированному обучению, которое позволит самим определять стратегию и темпы своего обучения и развития

Непрерывное педагогическое развитие преподавателей медицинских вузов: проблемы, перспективы

причем преподавателям предоставляется широкий спектр дополнительных профессиональных программ (11 программ повышения психолого-педагогической квалификации и программа профессиональной переподготовки «Преподаватель профессионального образования»), позволяющих удовлетворить разные образовательные потребности. Неформальное образование, осуществляющее фактически функцию психолого-андрагогической поддержки профессионального развития преподавателей ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России, выполняет Центр педагогических инноваций, который в противовес дискретно проводимым курсам действует постоянно. Преподаватели обращаются в Центр инициативно, когда им требуется помощь при внедрении новых образовательных технологий, помощь в подготовке публикаций по тематике педагогики высшей школы или в проведении педагогического эксперимента, создании совместных проектов. Преподаватели могут обратиться за консультацией по интересующему их вопросу педагогики высшей школы или в любой момент воспользоваться методическими материалами для педагогического самообразования и самосовершенствования, которые размещены на образовательном портале Школы педагогического мастерства. Диссеминация

инновационного педагогического опыта проходит в постоянном взаимодействии с преподавателями университета. Узнав в процессе обучения в открытом университете (Massive open online learning) или на симпозиуме, мастер-классах либо самостоятельно разработав интересные методики или прием обучения студентов, преподаватель делится информацией с педагогами Центра педагогических инноваций, которые, в свою очередь, доводят ее до профессорско-педагогического состава вуза. Преподаватель действует как субъект собственного развития, реализует свой творческий потенциал, участвуя в событийном образовании - региональных круглых столах, мастер-классах, семинарах абсолютно на добровольной основе. Предлагаемая модель профессионального педагогического развития, по данным анкетирования, привлекает преподавателей как свободой выбора курса обучения для реализации образовательных потребностей (от 16 до 288 ч), так и возможностью саморазвития в условиях психолого-андрагогической поддержки. Концепция Школы педагогического мастерства в большей степени соответствует идее непрерывного педагогического развития преподавателей медицинских вузов, чем традиционное, формальное обучение в процессе повышения квалификации, даже с учетом новых подходов.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России:

Мандриков Виктор Борисович - доктор педагогических наук, профессор, первый проректор

Артюхина Александра Ивановна - доктор педагогических наук, руководитель курса

педагогики и образовательных технологий

E-mail: mothersasha0rambler.ru

Чумаков Вячеслав Игоревич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы с курсом педагогики и образовательных технологий

ЛИТЕРАТУРА

1. Бригадирова В.Ю., Наумова Н.В., Глазьева Е.С. и др. Педагогическое мастерство преподавателей медицинского вуза // Инновации в науке: сборник статей по материалам XXXIX международной научно-практической конференции № 11 (36). Новосибирск : СибАК, 2014. С. 79-84.

2. Гаврилюк О.А., Никулина С.Ю. Авдеева Е.А., Артюхов И.П. Организация системы личностно-профессионального развития преподавателя медицинского вуза: проблема и пути ее решения // Вестн. Новосибир. гос. пед. ун-та, 2017. Т. 7, № 8. С. 19-36.

3. Гетман Н. А. Формирование профессионально-педагогической компетентности преподавателя медицинского вуза с помощью гуманитарных технологий // Педагогическое образование в России. 2012. № 3. С. 87-91.

4. Ецко К.П., Форня Ю.В. Современные концепции развития педагогической компетентности преподавателей медицинского вуза // GISAP. Medical Science, Pharmacology. 2013. № 1. С. 30-33. URL: http:// nbuv.gov.ua/UJRN/msph_2013_1_13.

5. Зинкевич Е.Р. Развитие педагогического мышления врачей-преподавателей медицинских вузов в условиях непрерывного образования // Человек и образование. 2012. № 1. С. 103-107.

6. Зинкевич Е.Р. Непрерывное педагогическое образование преподавателей российских медицинских вузов в конце XX - начале XXI века // Человек и образование. 2012. № 2. С. 172-182.

7. Лопанова Е.В., Новиков А.И., Охлопков В.А. Организация непрерывного образования преподавателей медицинского вуза: проблемы и пути решения // Мед. образование и вузовская наука. 2013. № 1 (3). 33-37.

8. Малютина Т.В., Лонская Л.В. Содержание компонентов профессионально-педагогической деятельности преподавателя медицинского вуза // Соврем. пробл. науки и образования. 2016. № 6. С. 370.

9. Мандриков В.Б., Артюхина А.И., Чумаков В.И. Инновационный педагогический опыт в медицинском вузе // Мед. образование и вузовская наука. 2015. № 1 (7). С. 53-56.

10. Манукян И.В. Особенности педагогической подготовки преподавателя профильных дисциплин медицинских вузов в системе дополнительного профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2017. 25 с.

11. Романцов М.Г., Мельникова И.Ю. Роль преподавателя вуза в условиях реформирования национальной системы медицинского образования // Успехи соврем. естествознания. 2014. № 10. С. 55-56.

12. Скорикова Е.А. Подготовка преподавателей медицинского университета к формированию профессиональных компетенций студентов в системе непрерывного образования, 2017. URL: http://mosi.ru/ru/ conf/articles/podgotovka-prepodavateley-medicinskogo-universiteta-k-formirovaniyu-professionalnyh.

13. Johnson L., Adams Becker S., Estrada V., Freeman A. The report NMC Horizon: higher education - 2015. Ostin, Texas: New Media Consortium, 2015.

REFERENCES

1. Brigadirova V.Yu., Naumova N.V., Glaz'eva E.S. et al. Professional competence of teacher in the high medical school. In: Innovacii v nauke [Innovations in Science: Proceedings of XXXIX International Scientific and Practical Conference]. Novosibirsk: CibAK, 2014; 1 1 (36): 79-84. (in Russian)

2. Gavriluk O.A., Nikulina S.Yu., Avdeeva E.A., Artyukhov I.P. The organization of the system of personal and professional development of a teacher of medical students: a problem and its solutions. Vestnik Novosibirskogo gosugarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Novosibirsk State Pedagogical University]. 2017; 7 (8): 19-36 (in Russian)

3. Getman N.A. Building of professional and pedagogical competence of a teacher of medical higher educational institution by means of humanitarian technologies. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [The Pedagogic Education in Russia]. 2012; (3): 87-91. (in Russian)

Непрерывное педагогическое развитие преподавателей медицинских вузов: проблемы, перспективы

4. Yetsko K.P., Fornya Yu.V. The modern concept of development of pedagogical competence of teachers of medical University. GISAP Medical Science Pharmacology. 2013; (1): 30-3 [Electronic resource]. URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/msph_2013_1_13.

5. Zinkevich E.R. The development of pedagogical thinking of doctors - teachers of medical higher institutions in conditions of continuous education. Chelovek i obrazovanie [Human and Education]. 2012; (1): 103-7. (in Russian)

6. Zinkevich E.R. Continuous pedagogical education of teachers in the Russian medical universities at the end of XX - beginning of XXI century. Celovek i obrazovanie [Human and Education]. 2012. (2): 172-82. (in Russian)

7. Lopanova E.V., Novikova A.I., Okhlopkov V.A. Organization of continuous education of teachers of medical students: problems and solutions. Meditsinskoe obrazovanie i vuzovskaya nauka [Medical Education and College Science]. 2013; 1 (3): 33-7. (in Russian)

8. Malutina T.V., Lonskaya L.V. Content of professionally pedagogical activity components of a medical high school teacher. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education]. 2016; (6): 370. (in Russian)

9. Mandrikov V.B., Artukhina A.I., Chumakov V.I. Pedagogical knowledge in the structure of continuing medical education. Meditsinskoe obrazovanie i vuzovskaya nauka [Medical Education and College Science]. 2015; 1 (7): 53-6. (in Russian)

10. Manukyan I.V. Features of the pedagogical training of the teacher relevant disciplines of medical institutions in the system of additional professional education: Diss: Rostov na Donu, 2017. (in Russian)

11. Romantsov M.G., Melnikova I.Yu. The role of the University teacher in terms of reforming the national system of medical education. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya [The Success of Modern Science]. 2014; (10): 55-6. (in Russian)

12. Skorikova E.A. Training of teachers in medical University to the formation of professional competence of students in the terms of continuing education, 2017. [Electronic resource]. URL: http://mosi.ru/ru/conf/ articles/podgotovka-prepodavateley-medicinskogo-universiteta-k-formirovaniyu-professionalnyh.

13. Johnson L., Adams Becker S., Estrada V., Freeman A. The report NMC Horizon: higher education. New Media Consortium: 2015. Ostin, Texas, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.