УДК/UDC 378.124:616 О. Ф. Природова, В. Б. Никишина, А. А. Кузнецова
O. Prirodova, V. Nikishina, Д. Kuznetsova
МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION SIMULATION SYSTEM OF MEDICAL UNIVERSITY TEACHERS
В статье представлен проект модели непрерывного педагогического образования преподавателя медицинского вуза, состоящей из содержательного компонента профессионально-должностной дифференциации преподавателей высшей школы, требований к уровню образования и квалификации, профессионально-педагогических компетенций преподавателей высшей школы с учетом распределения функционала и обязанностей по занимаемой должности.
The article presents the project model of continuous pedagogical education of medical university teacher in the form of a ratio of the clusters. It consists of: a substantial component of professional and career differentiation of high school teachers; requirements to the level of education and skills; referrals or competence of high school teachers taking into account the distribution of functionality and responsibilities of office.
Ключевые слова: непрерывное педагогическое образование, преподаватель медицинского вуза, модель непрерывного образования.
Keywords: continuous pedagogical education, medical university teacher, continuous education model.
Очевидность современного момента реформирования системы образования состоит в том, что академическая среда в современной России трансформируется, и процесс трансформации касается как ее организационно-статусного уровня, так и функционально-содержательного.
Педагогическое образование определяет уровень и качество подготовки кадров для всех сфер функционирования общества и государства в целом. В функционале преподавателей вузов появились социально-педагогические, воспитательные, культурно-просветительские, профилактические, административно-сервисные задачи.
Таким образом, система педагогического образования выполняет опережающую функцию, готовя кадры для непрерывно развивающейся системы образования в целом, и, соответственно, актуальным и приоритетным становится образование самого субъекта педагогической деятельности, а именно преподавателя высшей школы. Какой же должна быть система повышения квалификации преподавателя вуза? В настоящее время изучение проблемы системы непрерывного образования актуально и в практическом, и научном модусах.
Академическая среда представляет собой совокупность научно-педагогических сотрудников, исследователей и преподавателей, а также условий их социально-профессионального функционирования и включает в себя два сегмента: молодые специалисты некандидаты и кандидаты наук, и научно-педагогические сотрудники, имеющие академический опыт. Происходит «снижение значимости роли преподавателя как транслятора научных знаний при возрастании роли эксперта и консультанта, помогающего студенту ориентироваться в мире научной информации» [11; 13].
Среди условий развития и успешного функционирования академической среды можно выделить: необходимость кадрового развития высшей школы; развитие новых направлений исследований и системы высшего образования; конкуренцию за лучшие научно-педагогические кадры; необходимость формирования перспективы и рынка труда для аспирантов и молодых исследователей.
Так, задаваясь вопросом «Каким образом система видит развитие и квалификационный рост субъекта педагогической деятельности?» (в нашем случае преподавателя высшей школы), мы находим ответ в пункте 5 статьи 47 федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3: «Педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической дея-
тельности не реже чем один раз в три года...» [1]. Дополняет его пункт 12 приказа Министерства образования и науки РФ от 1.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», определяющего минимальный объем дополнительных профессиональных программ: «... Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов.» [2]. Как мы видим, в настоящий момент акцент ставится преимущественно на количественных показателях, не несущих в себе ни содержательного, ни качественного компонента, ни аспекта возможности непрерывности педагогического образования. Вопрос же о непрерывности педагогического образования, по нашему мнению, должен заостряться не столько на хронологической периодичности, сколько на содержательно-организационной вариативности. Если практика уже задала вектор непрерывности педагогического образования, под которым понимают динамично развивающуюся систему, которая соответствует требованиям открытости, много-
ступенчатости, многофункциональности и универсальности с одной стороны, но инвариатив-ности — с другой, то академическая среда все еще дискутирует по этому вопросу.
По данным информационной базы РИНЦ, по запросу «непрерывное педагогическое образование» найдено более 16 900 научных публикаций, однако по критерию «непрерывное педагогическое образование преподавателей вуза» найдено всего 169 публикаций и только 17 научных по критерию «непрерывное педагогическое образование преподавателей медицинского вуза». В свою очередь был реализован тематический библиометрический анализ публикационной активности по вопросу непрерывного педагогического образования преподавателей медицинского вуза, который позволил выделить несколько тематических направлений исследований (рис. 1).
Целью данной работы явилось моделирование системы непрерывного педагогического образования преподавателей медицинского вуза. В процессе моделирования системы непрерывного педагогического образования необходимо учесть несколько кластеров. Под кластером в данном случае мы понимаем любую группу объектов или явлений со схожими характери-
Д Исторический аспект изучения НПО
^ Рассмотрение феномена НПО
6
5
5
4
уууууууу,
V^-'^-tt-yyyyyyyy',
уууууууу, уууууууу', ууууууу/,
11 Психолого-педагогические аспекты деятельности преподавателя медицинского вуза
Специфика компетенций преподавателя медицинского вуза
Применение дистанционных форм для НПО
Н Проектирование модели НПО
Тематические направления исследований
Рис. 1. Результаты тематического библиометрического анализа публикационной активности по вопросу непрерывного педагогического образования преподавателей медицинского вуза РФ
3
3
2
2
1
1
0
стиками, которые субъективно воспринимаются как принадлежащие к одному классу, составляющие естественную группу. Таким образом, мы выделяем следующие кластеры:
— профессионально-должностной функционал — содержательный компонент профессионально-должностной дифференциации преподавателей высшей школы;
— уровень образования и квалификации;
— профессионально-педагогические компетенции преподавателей высшей школы (с учетом распределения функционала и обязанностей по занимаемой должности).
Рассмотрим последовательно каждый из кластеров.
Профессиональная активность преподавателя высшей школы включает в себя пять компонентов: гностический (решающий задачу получения и накопления новых знаний о законах и механизмах функционирования педагогической системы); проектировочный (связан с проектированием целей преподавания курса и путей их достижения); конструктивный (включает действия по отбору и композиционному построению содержания курса, форм и методов проведения занятий); организационный (решает задачи реализации запланированного); коммуникативный (включает в себя действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений между субъектами педагогического процесса) [10, с. 309].
В соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих обозначим содержательный компонент профессионально-должностной дифференциации преподавателей высшей школы [11; 12]. В общем функционале отражается тот объем обязанностей и полномочий преподавателя, который реализуется вне зависимости от занимаемой должности (от ассистента до профессора). В специфическом функционале отражается динамика расширения объема и содержательных характеристик в зависимости от занимаемой должности и, соответственно, стажа педагогической деятельности и квалификационных характеристик, таких как наличие степени, звания. Причем в континууме «ассистент — профессор» каждая последующая должностная категория включает весь объем функционала предыдущего уровня (табл.).
В недалеком будущем распределение по должностям с соответствующим функционалом и обязанностями по кафедре будет осуществляться согласно требованиям профессионального стандарта.
Кластер «требования к уровню образования и квалификации» предполагает соотнесение с профессиональным стандартом, утвержденным приказом Минтруда РФ от 08.09.2015 № 608 н, который учитывает и согласовывается с положением федерального закона от 2912.2013 № 273-Ф3: «В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
— среднее профессиональное образование;
— высшее образование — бакалавриат;
— высшее образование — специалитет, магистратура;
— высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации» [1, п. 5 ст. 10].
«К основным образовательным программам относятся: ... образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки...» [1, п. 3 ст. 12].
Профессиональный стандарт педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования, утвержденный приказом Минтруда РФ от 08.09.2015 № 608 н, раскрывает характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления конкретного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. Он помогает нивелировать противоречия, раскрыть содержательные аспекты требований по повышению квалификации преподавателя высшей школы. Существовавшие же ранее единые квалификационные справочники не соответствовали актуальным потребностям сферы образования, не позволяя уточнить формальный комплекс трудовых функций и не давая системам высшего и дополнительного профессионального образования стабильно развиваться и быть критеризированными.
В утвержденном профессиональном стандарте содержится следующая информация: общие сведения (общие названия трудовых функций и коды классификаций рода деятельности); функциональная карта (описание общих функций, которые должен выполнять преподаватель, общие функции также могут делиться на несколько конкретных узких функций, для каждой из них указывается соответствующий уровень квалификации); характеристика функций (подробная расшифровка позиций функциональной карты, перечень конкретных дей-
Таблица
Функциональные обязанности преподавателей высшей школы с учетом профессионально-должностной дифференциации
Должность
Специфический функционал
Общий функционал
X н
CD СО
О CD 5 Ч
О <
С
1
I s
ä CD
¡5 §
с о
CD О
а
.
о
о о
CD -&
О
.
О
• Принимает участие в разработке методических пособий, лабораторных работ, практических занятий, семинаров;
• организует и планирует методическое и техническое обеспечение учебных занятий;
• принимает участие в воспитательной работе с обучающимися, в организации их научно-исследовательской работы, профессиональной ориентации школьников, разработке и осуществлении мероприятий по укреплению, развитию, обеспечению и совершенствованию материально-технической базы учебного процесса;
• участвует в организуемых в рамках исследований кафедры семинарах, совещаниях и конференциях, иных мероприятиях университета
• Обеспечивает выполнение учебных планов;
• проводит все виды учебных занятий, учебной работы;
• осуществляет контроль качества проводимых ассистентами учебных занятий;
• разрабатывает рабочие программы по преподаваемым дисциплинам;
• комплектует и разрабатывает методическое обеспечение преподаваемых дисциплин или отдельных видов учебных занятий и учебной работы;
• принимает участие в научно-исследовательской работе обучающихся, руководит их самостоятельной работой по преподаваемой дисциплине или отдельным видам учебных занятий и учебной работы, участвует
в профессиональной ориентации школьников;
• оказывает методическую помощь молодым преподавателям в овладении педагогическим мастерством и профессиональными навыками;
• принимает участие в научно-методической работе кафедры в составе методической комиссии по соответствующей специальности;
• участвует в пропаганде научных знаний;
• принимает участие в подготовке учебников, учебных и учебно-методических пособий, разработке рабочих программ и других видов учебно-методической документации кафедры или иного структурного подразделения университета
• Осуществляет планирование, организацию и контроль учебной, воспитательной и учебно-методической работы по курируемым дисциплинам;
• обеспечивает выполнение политики и целей университета в области качества в рамках своей деятельности, соблюдает требования СМК вуза, предъявляемые к деятельности кафедры;
• организует, руководит и ведет научно-исследовательскую работу по профилю кафедры;
• руководит курсовыми и дипломными работами и научно-исследовательской работой обучающихся;
• руководит, контролирует и направляет деятельность студенческого научного кружка кафедры;
• разрабатывает материалы учебно-методического комплекса курируемых дисциплин;
• принимает участие в повышении квалификации начинающих преподавателей;
• руководит работой по подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации на кафедре
• Руководит научно-исследовательской работой по научному направлению работы кафедры (смежным специальностям), организует ее деятельность;
• участвует в разработке основной образовательной программы университета;
• присутствует на любых видах учебных занятий по выбору, а также на экзаменах и зачетах по курируемым дисциплинам;
• осуществляет руководство подготовкой учебников, учебных и учебно-методических пособий и других материалов учебно-методического комплекса по курируемым дисциплинам, непосредственно участвует в разработке
и подготовке их к изданию;
• вносит предложения по совершенствованию учебной и учебно-методической работы кафедры и факультета;
• участвует в работе выборных органов или структурных подразделений университета по вопросам, относящимся к деятельности кафедры (факультета)
• Организует
и осуществляет учебную и учебно-методическую работу по преподаваемой дисциплине или отдельным видам учебных занятий;
• участвует в научно-исследовательской работе кафедры, иного подразделения университета;
• принимает участие в развитии
и совершенствовании материально-технической базы кафедры;
• контролирует
и проверяет выполнение обучающимися домашних заданий;
• контролирует соблюдение обучающимися правил по охране труда и пожарной безопасности при проведении учебных занятий, выполнении лабораторных работ
и практических заданий;
• создает условия для формирования у обучающихся основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников;
• организует, планирует и руководит самостоятельной работой обучающихся по курируемым дисциплинам,их научно-исследовательской работой, студенческим научным кружком
на кафедре, профессиональной ориентационной работой школьников по специальностям кафедры
ствий для выполнения каждой функции, необходимые умения и знания, которыми должны обладать преподаватели) [6].
Другими словами, профессиональный стандарт — документ, в котором прописаны все знания, умения и навыки, необходимые преподавателю для успешного выполнения своих рабочих обязанностей. Постоянное развитие сферы образования, изменение как содержания педагогической деятельности, так и технологии приводит к появлению новых компетенций, которыми должны обладать современные педагоги для достижения целей образовательного процесса. Существующая организация дополнительного профессионального образования не всегда это учитывает. На устранение этих рассогласований и должна быть направлена система непрерывного педагогического образования.
Необходимо отметить также и то, что происходящие реформы в системе подготовки кадров высшей квалификации согласуются с требованиями приказа Минобрнауки России от 18.03.2016 № 227 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре...») [3].
В основе системы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре лежат федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) высшего образования, определяющие универсальные компетенции, которые не зависят от направления подготовки, и общепрофессиональные компетенции, индивидуальные для каждого направления подготовки.
Профессиональные компетенции определяются направленностью (профилем) подготовки, но в настоящее время разрабатываются образовательной организацией самостоятельно. По окончании обучения выпускники аспирантуры могут быть допущены до двух видов профессиональной деятельности: научно-исследовательской и преподавательской [3].
Третий кластер необходимо учесть при моделировании системы НПО — компетенции преподавателей высшей школы с учетом распределения функционала и обязанностей по занимаемой должности. Можно выделить следующие направления квалификационно-педагогической деятельности преподавателей высшей школы: административно-сервисные компетенции, коммуникативные и воспитательные, учебно-методические, профессиональ-
наые (профиль преподаваемой дисциплины) [8, с. 50; 9, с. 106]. При описании функциональных обязанностей преподавателей высшей школы с учетом профессионально-должностной дифференциации и компетенции в данном кластере необходимо учитывать распределение их по должностному функционалу в иерархическом соотношении (в системе: ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор, заведующий кафедрой). Под административно-сервисной компетенцией понимаем группу знаний и способностей, которые обеспечивают реализацию преподавателями функционала планирования и организацию деятельности, причем не только своей, управление процессами, осуществление эффективного делопроизводства, администрирование и эффективное взаимодействие с другими участниками образовательного процесса. Методическая компетентность преподавателя вуза — уровень владения методическими знаниями, умениями диагностировать результаты достижения цели обучения, проектировать методики и технологии обучения, осваивать инновационные технологии, отбирать инновационное содержание обучения, проводить мониторинг результатов обучения и качества образовательной деятельности; владения традиционными, активными и интерактивными методами обучения. Коммуникативная компетентность рассматривается как способность и готовность вступать в различного рода (невербальные и вербальные, устные и письменные) контакты для решения коммуникативных задач; владение коммуникативными и информационными технологиями, приемами эффективного общения с участниками образовательного процесса. Долевая представленность той или иной компетенции в каждой профессионально-должностной единице различна, кроме профессиональных компетенций, под которыми мы рассматриваем знания, умения, владения в области преподаваемой дисциплины (рис. 2).
Необходимо отметить также наличие в каждом из направлений компетенций внутренней градации по широте овладения в зависимости от иерархии должностного функционала (расширение его границ от ассистента до заведующего кафедрой).
Представим модель непрерывного педагогического образования в виде соотношения выделенных нами кластеров, образующих содержательную наполненность дополнительного профессионального образования. Содержательные характеристики рассматриваются через призму количественного и времен-
Преподаватель/ассистент Старший преподаватель Доцент Профессор Заведую ий кафедрой
Я Профессиональные 1_ Коммуникативные В Учебно-методические — Административно-сервисные
20 40 60 80 100 120
Рис. 2. Долевое распределение профессионально-педагогических компетенций в соответствии с профессионально-должностной дифференциацией (%)
ного показателей (объем программ повышения квалификации свыше 16 часов, программ профессиональной переподготовки — свыше 250 часов). Содержательные и временные, количественные составляющие взаимообусловливают друг друга.
Профиль образовательной системы определяет содержание и организацию образовательного процесса. Так, для медицинских вузов традиционно явление совмещения преподавательской и лечебной практики. Таким образом, преподаватели клинических кафедр медицинских вузов, являясь врачами, обязаны повышать квалификацию как медицинские специалисты, а также в большинстве случаев иметь допуск к профессиональной (медицинской) деятельности, подтвержденный процедурой сертификации или аккредитации специалиста. С 2013 года начинается регламентация и внедрение системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМФО), основные принципы которой включают: непрерывность, преемственность и последовательность между его ступенями, персонификацию и информацию образовательного процесса, а также регламентность обучения. В проекте приказа Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» непрерывное образование представляет собой самостоятельное формирование специалистом индивидуального плана обу-
чения по своей специальности и его дискретное освоение в течение 5 лет [4]. При этом в перечень учитываемых образовательных активностей могут включать посещение различных образовательных мероприятий и освоение электронных образовательных ресурсов. Успешное освоение всех компонентов индивидуального плана фиксируется в образовательном портфо-лио, оценка которого является необходимым условием прохождения периодической аккредитации специалиста [5].
При проектировании модели НПО с учетом специфики медицинского образования необходимо учитывать реализуемые в настоящее время государственные и федеральные целевые программы в сфере образования и здравоохранения. Госпрограммой «Развитие науки и технологий» предусмотрена поэтапная реализация федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 годы. Новый программный документ разрабатывается с учетом Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, согласно которым «инновационное развитие национальной экономики, фундаментальная и прикладная наука, образование являются безусловным приоритетом и одним из главных направлений по обеспечению государственной безопасности» [7]. С целью развития медицинской науки, направленной на создание высокотехнологичных инновационных продуктов, обеспечивающих на основе трансфера инновационных технологий в практическое здравоохранение сохранение
0
и укрепление здоровья населения, распоряжением Правительства РФ 28.12.2012 № 2580-р утверждена Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации до 2025 года. Ее реализация будет проходить в соответствии со следующими принципами: концентрация ресурсов на приоритетных направлениях медицинской науки и внедрение ее результатов в практическое здравоохранение, интеграция исследовательских и образовательных процессов, качество и доказательность результатов научных исследований, персонализацией финансирования научных проектов, независимость экспертизы результатов научных исследований и развитие научной конкуренции.
Немаловажным является и то, что модернизация профессионального образования не произойдет без качественного обновления препода-
вательского состава и изменений требований к их деятельности. Так, многие образовательные организации уже внедряют заключение эффективных контрактов со своими преподавателями. Основой эффективного контракта является конкурентоспособный уровень заработной платы преподавателей в профессиональном образовании. Он также предполагает активное участие преподавателей в исследованиях и разработках, повышение ответственности за результаты работы. Эта приоритетная задача предполагает и перестройку системы повышения квалификации научно-педагогических кадров, а также существенные меры по повышению качества управления, переподготовке руководителей системы профессионального образования.
На настоящий момент состояние непрерывного педагогического образования в ме-
Должностной уровень Профессионально-педагогические компетенции
Учебно-методические Административно-сервисные Воспитательные и коммуникативные
Образовательные программы
1-й уровень (заведующий кафедрой) Методика и технология подготовки видеолекций Технологии оптимизации наукометрических показателей
1, 2, 3-й уровни • Дистанционная поддержка образовательного процесса: модуль iSpring; • английский язык для академических и специальных целей в поликультурном образовательном пространстве медицинского вуза; • технологии моделирования лекционного материала в системе дистанционного образования (на платформе MOODLE)
2-й уровень (профессора, доценты) • Внутренний аудит системы менеджмента качества; • информационное сопровождение деятельности структурных подразделений университета Коммуникация в стиле TED в образовательной сфере вуза
• Управление проектами; • наукометрические критерии в оценке эффективности деятельности научно-педагогических работников университета: пути прогресса индивидуальных показателей РИНЦ, Scopus и Webofscience Современные технологии моделирования воспитательного процесса в структурных подразделениях вуза
2-й, 3-й уровни • Методика и технология симуляционного обучения; • проектирование реляционных баз данных
3-й уровень (старшие преподаватели, преподаватели, ассистенты)
• Библиометрические методы публикационной активности ППС; • электронная библиотека вуза в образовательной и научной деятельности: ресурсы, технологии использования; • технология создания электронных образовательных ресурсов
Документационное обеспечение управления в университете Инновационные психолого-педагогические технологии в преподавании профессионального цикла в системе среднего профессионального образования
Рис. 3. Компетентностная модель повышения квалификации преподавателей высшей школы
Рис. 4. Модель системы непрерывного педагогического образования преподавателей медицинского вуза
дицинских вузах в ракурсах рассмотрения «ведущий и региональный вуз» представлено соотнесенностью профессионально-педагогических компетенций преподавателя, профессионально-должностного функционала и программ повышения квалификации. Причем в компетентностной модели повышения квалификации преподавателей высшей школы программы повышения квалификации и компетенции соотнесены с профессионально-должностным функционалом (рис. 3). Алгоритм соотнесения представлен выше на рисунке 2.
Необходимо отметить и то, что в ведущих вузах большая доля программ повышения квалификации переведена в дистанционный формат. Учитывая этот опыт для технологизации процесса обучения по программам дополнительного образования, необходимо заложить в основу модели непрерывного педагогического образования преподавателей медицинского вуза следующие принципы:
— применение дистанционных образовательных технологий и электронного обучения при реализации программ повышения квалификации;
— сохранение педагогического наследия, педагогических достижений;
— соотнесенность результата прохождения программ дополнительного образования в виде образовательных продуктов с результатами профессиональной деятельности, рей-
тинговыми индивидуальными показателями преподавателя, впоследствии критериями эффективности в контракте.
Таким образом, нормативно закрепленные в настоящий момент количественные и временные (периодичность прохождения повышения квалификации) характеристики повышения квалификации научно-педагогических работников, представленные выше, предполагают определенность компетентностного содержания и содержательно-организационную вариативность. Эти основания заложены в проект модели непрерывного педагогического образования преподавателей медицинского вуза (рис. 4).
1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ. URL: http://vww.consuitant.nu/document/cons_doc_ LAW_175600/ (дата обращения: 01.03.2017).
2. О высшем и послевузовском профессиональном образовании [Электронный ресурс] : приказ Минобр-науки России от 01.07.2013 г. № 499. URL: http://www. consultant.nu/document/cons_doc_LAW_1 51143/ (дата обращения: 01.03.2017).
3. Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки» [Электронный ресурс] : приказ Минобр-науки России от 18.03.2016 г. № 227 (не вступил в силу). URL: https://minjust.consuitant.nu/ documents/19231 (дата обращения: 01.03.2017).
4. Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях [Электронный ресурс] : проект приказа Минздрава России от 3.08.2012 г. № 66н. URL: http://base.ganant.nu/70222886/ (дата обращения: 01.03.2017).
5. Об утверждении Положения об аккредитации специалистов [Электронный ресурс] : приказ Минздрава России от 2.06.2016 г. № 334н. URL: http://www.nsmu. nu/univensity/smk/334n%20ot%2002.06.201 6.pdf (дата обращения: 01.03.2017)
6. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс] : приказ Минтруда России от 08.09.2015 г. № 608н. URL: http:// boukalmmed.nu/sites/default/files/pnof-standant-608n.pdf (дата обращения: 01.03.2017)
7. Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 г. № 2580-р. URL: http://Www.consultant.nu/document/ cons_doc_LAW_140249/ (дата обращения: 01.03.2017).
8. Лазаренко В. А., Никишина В. Б., Петраш Е. А. Компетент-ностная модель оценки эффективности взаимодействия структурных подразделений вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 3. С. 49-57.
9. Ритуал приветствия как маркер внутриорганизацион-ного взаимодействия: методика расчета / В. А. Лазаренко, В. Б. Никишина, И. В. Запесоцкая, Е. А. Петраш // Менеджмент в России и за рубежом. 201 5. № 4. С. 100-107.
10. Марадзе Л. М., Кузнецова А. А. Удовлетворенность профессиональной деятельностью: критериально-феноменологический анализ //Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2012. № 2. С. 308-313.
11. Никишина В. Б., Кузнецова А. А. Методика исследования редукции достижений в условиях педагогической деятельности (СОРД): методология и технология стандартизации // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. Т. 24, № 26 (197). С. 154-161.
12. Никишина В. Б., Лазаренко В. А., Петраш Е. А. Индекс здоровья организации: методика расчета // Менеджмент в России и за рубежом. 2016. № 6. С. 82-90.
13. Никишина В. Б., Петраш Е. А., Никишин И. И. Экспресс-оценка установок внутригруппового взаимодействия в организационной среде // Менеджмент в России и за рубежом. 2017. № 1. С. 64-72.
УДК/UDC 378.22 М. Р. Скоробогатова
M. Skorobogatova
РЕАЛИЗАЦИЯ БОЛОНСКОГО СОГЛАШЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
BOLOGNA AGREEMENT IMPLEMENTATION IN ACADEMIC PERSONNEL TRAINING SYSTEM OF RUSSIAN FEDERATION
Система подготовки научных кадров во всех странах, ратифицировавших Болонское соглашение, в том числе и в Российской Федерации, развивается в соответствии с Докторской программой для европейского общества знаний и базовыми принципами Болонского процесса. Установленные на правительственном уровне цели и задачи развития высшего образования России ориентированы на интеграцию и стандартизацию с европейским и мировым образовательным пространством. Однако до сих пор ни на законодательном уровне, ни на практике не разработаны механизмы достижения поставленных целей.
Academic personnel training system in all countries that have ratified the Bologna agreement, including the Russian Federation, is developing in accordance with the Doctoral
Program for the European Knowledge Society and the basic principles of the Bologna Process. The goals and objectives of higher education development set at the government level are oriented towards integration and standardization with the European and world educational space. However, neither on the legislative level nor in practice has been developed mechanisms for achieving the set goals.
Ключевые слова: подготовка научных кадров, система высшего образования.
Keywords: academic personnel training, higher education system.
Ориентиром для развития системы подготовки научных кадров России является Болон-ский процесс как наиболее последовательный проект регионального сотрудничества в сфере