ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
УДК 378.126
DOЫ0.23888/humJ20Ш41-54
© Жолудова А.Н., Полякова О.В., 2018
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Жолудова А.Н., Полякова О.В.
Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, ул. Высоковольтная, 9, 390026, г. Рязань, Российская Федерация
Аннотация. В статье рассматривается вопрос формирования педагогической компетенции преподавателя высшей школы в рамках профессионального обучения«Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Главной задачей является переподготовка профессорско-преподавательского состава медицинского вуза, не имеющего базового педагогического образования для удовлетворения квалификационным требованиям к занимаемой должности. Целью программы «Преподаватель профессионального образования» является комплексная психолого-педагогическая и информационно-технологическая подготовка к педагогической деятельности в высшей школе. Освоение модулей программы «Педагогические аспекты деятельности преподавателя» и «Современные технологии профессионально-ориентированного обучения» способствуют формированию педагогической компетенции молодого преподавателя, а именно приобретению знаний, умений, педагогических и научно-исследовательских способностей, необходимых
ему для выполнения функции обучения и воспитания студентов. Также в статье отражены организационно-педагогическими условия, направленные на эффективное формирование профессионально-педагогической компетентности начинающего преподавателя медицинского вуза. Одним из важных аспектов педагогической деятельности молодого педагога является целенаправленное педагогическое проектирование, которое позволяет создать комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность гуманитаризации образования в вузе. Педагогическое проектирование преподавателя, реализованное в медицинском вузе, способствует становлению гуманитарной направленности студентов, обеспечивая при этом диалогическое взаимодействие и гуманную коммуникацию и формирование необходимых будущему врачу навыков гуманитарного мышления. В целом, практическая направленность данной программы позволяет создать психолого-педагогические условия в образовательном процессе для развития личности начинающего преподавателя и подготовки ее к профессиональной деятельности. В таком контексте становится очевидной задача для всех преподавателей уметь анализировать, проектировать, организовывать образовательное пространство как педагогическую реальность.
Ключевые слова: педагогическая компетентность, преподаватель высшей школы, методика преподавания, педагогическое проектирование, педагогическая технология.
Актуальность исследования. Актуальность данного исследования заключается в том, что 1 января 2017 года вступил в силуприказ Минтруда России от 08.09.2015 N 608н"Об утверждении профессиональногостандарта "Педагог про-фессиональногообучения, профессионального образования идополнительного профессиональногообразования" и встала острая необходимость переподготовки профессорско-преподавательского состава медицинского вуза, не имеющего базо-
вого педагогического образования для удовлетворения квалификационным требованиям к занимаемой должности.
Цель исследования: описание педагогического процесса в рамках программы переподготовки «Преподаватель профессионального образования (уровень ВО)» с цель получения результатов повышения педагогической компетентности преподавателей медицинского вуза, со стажем работы менее 5 лет.
Методики исследования: «Оценка педагогических способностей преподавателя», «Самооценка профессиональных качеств педагога», опрос, анкетирование.
Результаты исследования. Формирования профессионально-педагогической компетентности преподавателя является неотъемлемой составной частью профессионально-педагогической культуры, важной профессионально-личностной характеристикой преподавателя. Однако у преподавателей, не имеющих педагогического образования, уходит несколько лет на усвоение давно известных в педагогике методов, приемов и форм организации учебно-познавательной деятельности студентов при изучении специальных дисциплин; интуитивно, опытном путем вырабатывается своя методика и технология обучения. Так количество преподавателей, не имеющих педагогического образования в Рязанском государственном медицинском университете имени академика И.П. Павлова - 485 человек, количество преподавателей, имеющих стаж педагогического деятельности менее 5 лет - 68 человек.
Организационно-педагогическими условиями, направленными на эффективное формирование профессионально-педагогической компетентности начинающего преподавателя медицинского вуза являются:
- формирование ценностного отношения преподавателя к непрерывному самообразованию, саморазвитию и творческой самореализации в педагогической деятельности;
- ориентация преподавателя на активное применение личностноориентиро-ванных технологий, направленных на построение в образовательном процессе диалога и субъект-субъектного взаимодействия со студентами;
- побуждение преподавателя к педагогической рефлексии в деятельности для построения траектории своего профессионального роста как педагога.
Назначение программы «Преподаватель профессионального образования (уровень ВО)» - комплексная психолого-педагогическая и информационно-технологическая подготовка к педагогической деятельности в высшем учебном заведении по направлению основной программы высшего профессионального образования. Педагогическую компетентность преподавателя составляет совокупность знаний, умений и педагогических и научно-исследовательских способностей, необходимых ему для выполнения функции обучения и воспитания студентов.
Первый модуль в программе - «Педагогические аспекты деятельности препо-давателя».В результате освоения модуля преподаватель должен знать: государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования; цели и содержание высшего профессионального образования; принципы построения содержания профессионального образования; предмет, основные понятия и задачи педагогики и методики преподавания в высшей школе; сущность и закономерности процесса обучения и воспитания; принципы, методы и организационные формы обучения и воспитания студентов.Быть способен: проектировать свою педагогическую деятельность; самостоятельно подбирать учебный материал и оптимальные технологии их подачи студентам с целью обеспечения усвоения студентами большого объема информации; правильно планировать и организовывать занятия с использованием активных методов обучения, обеспечивающих процесс творческого познанияи добывания собственных знаний студентами; формировать у студентов мотивацию самостоятельной учебно-познавательной деятельности и др.
Второй модуль - «Современные технологии профессионально-ориентированного обучения»- сопровождение развития базовых компетентностей, которые отражают специфику педагогической профессиональной деятельности и проводится изучение современных педагогических технологий в медицинском вузе. Для формирования иразвития необходимых компетенций начинающего преподавателя включены основные темы, знакомящие слушателей с современными педагогическими технологиями,интерактивнымиметодами обучения;методами оценки знаний инавыков студентов;новыми формами организации и представления дидактического материала;новыми формами организации учебного процес-са;методами обучения иоценки сиспользованием компьютерных, симуляционных, информационно-коммуникационных идругих технологий.
Качество образования во многом определяется компетентностью педагога в профессиональной деятельности. Профессионализм приходит к педагогу с опытом. В настоящее время, в рамках программы переподготовки «Преподаватель профессионального образования (уровень ВО)» педагоги курса стараются дать молодым преподавателям самые современные психолого-педагогические знания, сформировать у них педагогическое мышление, способность к педагогическому прогнозированию.
Практика же показывает, что начинающие педагоги оказываются подготовлены к профессии более теоретически, нежели практически. При этом, с первого же дня работы начинающий педагог имеет те же обязанности и несет ту же ответственность, что и педагоги с многолетним стажем. Студенты, как правило, не делают скидки на молодость и неопытность.
Таким образом, возникает противоречие между больше теоретической подготовкой начинающего педагога и практической его готовностью к педагогической деятельности. В условиях реформирования образования это извечное противоречие становится особенно актуальным, так как требования к повышению профессиональной компетенции и ответственности каждого специалиста возрастают.
Педагогическое проектирование является функцией любого педагога и имеет огромное значение для образовательного процесса, наравне с организаторскими, гностическими и коммуникативными особенностями деятельности преподавате-ля.Качество деятельности преподавателя зависит от его проектировочных умений - проектирование педагогических технологий, педагогических ситуаций (моделей взаимодействия преподавателя и студента), педагогического процесса (проектирование рабочих программ дисциплин). Процесс педагогического проектирования носит циклический характер и принципиальную незавершенность, так как процесс работы над учебным курсом (дисциплиной) практически никогда не прекращается в связи с непрерывными изменениями актуальности материала курса (дисциплины) и изменениями целей и ценностей различных участников образовательного процесса.
Выводы. В результате освоения модулей внедряется система обучения, основанная на компетентностном подходе;реализуется потребность молодых преподавателей вличностном ипрофессиональном росте иразвитии;повышается инновационная компетентность иактивность преподавателей;повышается удовлетворенность обучающихся качеством преподавания иорганизацией учебного процесса.
Конфликт интересов отсутствует.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Жолудова А.Н. Методы организация учебного процесса на циклах повышения квалификации преподавателя-врача с использованием индивидуального образовательного маршрута // IV Всероссийская научно-методическая конференция «Методы обучения и организации учебного процесса в вузе» / А.Н. Жолудова, О.В.Полякова. - Рязань: РИЦ РГРТУ, 4 - 6 февраля2015 г. - С.44 - 46.
2. Жолудова А.Н. Приоритетные направления формирования профессиональных компетенций преподавателей медицинского вуза в рамках реализации
программы «Педагог профессиональной образовательной организации» // История, философия, педагогика, психология, право: сборник научных статей с международным участием к 100-летию Российской революции 1917 г.; под ред. проф. С.В. Демидова, проф. А С. Соколова, доц. А.А. Щевьёва/ А.Н. Жолудова, О.В.Полякова.- Рязань: «Созвездие», 2017. - С. 70-74.
3. Жолудова А.Н. Проблема формирования психолого-педагогической компетентности преподавателя высшей школы // Электронный журнал: «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие»/ А.Н. Жолудова, О.В.Полякова. - №3 (14), 2016. с. 16-23
4. Полякова О.В. Использование дистанционных образовательных технологий при переподготовке преподавателей вуза // Всероссийская конференция студентов и молодых ученых с международным участием «Естественнонаучные ос-новымедико-биологических знаний»/ О.В.Полякова, А.Н. Жолудова. - Рязань: РИО РязГМУ, 9-10 ноября 2017 года. - С. 332 - 334.
Жолудова Алла Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и ИКТ ФДПО ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, 390026 г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, e-mail: a.n.zholudova@yandex.ru
Полякова Олеся Витальевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и ИКТ ФДПО ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, 390026 г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, e-mail: kpptso@bk.ru
© Zholudova A.N., Polyakova O.V., 2018
FORMATION OF PEDAGOGICAL COMPETENCE WITHIN THE PROFESSIONAL STANDARD "TEACHER OF VOCATIONAL EDUCATION, PROFESSIONAL EDUCATION AND ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION"
Zholudova AN, Polyakova O. V.
Ryazan State Medical University. acad. I.P. Pavlova Str. Vysokovol'tnaya, 9, 390026, Ryazan, Russian Federation
Abstract. In the article the question of formation of pedagogical competence of the high school teacher within vocational education "The teacher of vocational education, professional education and additional professional education" is considered. The main task is retraining of the faculty of the medical school which doesn't have basic pedagogical education to meet the qualification requirements for the position held. The purpose of the Teacher of Professional Education program is a complex psychological-pedagogical and information-technological preparation for pedagogical activity at the higher school. Mastering modules of the program "Pedagogical Aspects of Teach-er'sActivity" and "Modern Technologies of Vocational Training" contribute to the formation of pedagogical competence of a young teacher, namely,the acquisition of knowledge, skills, pedagogical and research abilities necessary for him to perform thefunc-tion of teaching and educating students. Also in the article are reflected the organizational and pedagogical conditions aimedat the effective formation of professional and pedagogical competence of the beginning teacher of medical high school. One of the important aspects of pedagogical activity of the young teacher is targeted pedagogical project which allows creating a set of the pedagogical conditions that ensure the effectiveness of the humanitarization of education in the university. Pedagogical project of the teacher implemented in medical high school contributes to the development of the
humanitarian orientation of students, providing at the same time dialogical interaction and humane communication and formation of skills of humanitarian thinking necessary for the future doctor. In general, the practical orientation of this program allows to create psychological and pedagogical conditions in the educational process for development of the identity of the beginning teacher and preparing her or himfor professional activities. In this context the task for all teachers to be able to analyze, project, organize educational space as pedagogical realitybecomes obvious.
Keywords: pedagogical competence, teacher of the higher education, teaching technique, pedagogical project, pedagogical technology.
Relevance of a research. The relevance of this research is that the order of Ministry of Labour and Social Protection of Russia Federation from 9/8/2015 № 608n "On the approval of the professional standard "Teacher of Vocational Training, Vocational Education and Additional Professional Education" came into force on January 1, 2017 and there was an urgent need of retraining of the faculty of the medical high school that doesn't have basic pedagogical education to meet the qualification requirements for the position held.
Research objective: the description of pedagogical process within the retraining program "The teacher of professional education (HE level)" with the aim of obtaining the results of improving the pedagogical competence of the teachers of medical school, with less than 5 years of experience.
Research technique, use of techniques: "Assessment of pedagogical abilities of the teacher", "Self-assessment of professional qualities of the teacher", poll, questionnaires.
Results of a research. Formation of the teacher's professional and pedagogical competence is the integral part of professional and pedagogical culture, an important professional and personal characteristic of the teacher. However, teachers who do not have a pedagogical education take several years to master the methods and forms of or-
ganizing the educational and cognitive activity of students that have long been known in pedagogy in the study of special disciplines; intuitively, experimentally, it develops its own methodology and technology of instruction. So, the number of the teachers who don't have pedagogical education in the Ryazan State Medical Universitynamed after academician I.P. Pavlovis 485 people; the number of the teachers having pedagogical activity experienceless than 5 years is 68 people.
The organizational and pedagogical conditions aimedat effective formation of professional-pedagogical competence of the beginning teacher of medical high school are:
- formation of the teacher'svaluable attitude to continuous self-education, self-development and creative self-realization in pedagogical activity;
- orientation of the teacher to active use of personally focused technologies aimed atbuilding dialogue and subject-subject interaction with students in the educational process;
- encouraging theteacher to a pedagogical reflection in activities to build a trajectory of his professional growth as a teacher.
Purpose of the program "Teacher of Professional Education (HE Level)" is acom-prehensive psychological, pedagogical and information-technological training for pedagogical activity in a higher educational establishment in the direction of the main program of higher professional education. The pedagogical competence of the teacher is the totality of knowledge, abilities and pedagogical and research abilities necessary for him to perform the function of teaching and educatingstudents.
The first module in the program is "Pedagogical aspects of teacher'sactivity". As a result of mastering the module, the teacher should know: state educational standard of higher professionaleducation; goals and content of higher education; principles of constructing the content of professional education; a subject, the basic concepts and problems of pedagogics and a teachingtechnique in the higher school; the essence and regularities of process of teaching and upbringing; principles, methods and organizational forms of teaching and upbringing students. To be capable: to project the pedagogical
activity; independently select theeducational material and the best technologies for their presentation to students for the purpose of ensuring assimilation of a large amount of informationby students; correctly plan and organize classes using active teaching methods that ensurecreative knowledgeprocessand process of acquisition students'own knowledge; to form students' motivation for independent educational cognitive activity, etc.
The second module is "Modern Technologies of Vocational Training". Itmaintains the development of basic competences which reflect specificity of pedagogical professional activity and conductsthe study of modern pedagogical technologies in medical high school. For the formation and development of necessary competences of the beginning teacher, the main topics are included, introducing students to modern pedagogical technologies, interactive teaching methods; methods of assessing students' knowledge and skills; new forms of the organization and presentation of didactic material; new forms of the educational processorganization; methods of teaching and evaluation using computer, simulation, information and communication and other technologies.
The quality of education is largely determined by competence of the teacher in professional activity. Professionalism comes to the teacher with experience. Currently, within the retrainingprogram "Teacher of professional education (HE level)" the course'steachers are trying to give to young teachers the most up-to-date psychological and pedagogical knowledge, to form their pedagogical thinking and ability to pedagogical foreseeing.
Practice shows that the beginning teachers are trained for a profession more theoretically, than practically. At the same time, from the very first day of work the beginning teacher has the same duties and bears the same responsibility, as the teachers with long-term experience. Students, as a rule, don't make a discount for youth and inexperience.
Thus, there is a contradiction between more theoretical training of the beginning teacher and his practical readiness for pedagogical activity. In the conditions of educa-
tion reforming this eternal contradiction becomes especially urgent, as the requirements to increase the professional competence and responsibility of each expert increase.
Pedagogical projection is a function of any teacher and is of great importance for educational process, along with the organizational, gnostic and communicative features of the teacher's activities. The quality of the teacher's activity depends on his project abilities - design of pedagogical technologies, pedagogical situations (models of interaction between the teacher and student), pedagogical process (design of working programs of disciplines). Process of pedagogical project has a cyclic nature and a fundamental incompleteness as the process of working on a training course (discipline) practically never stops due to continuous changes in the relevance of course (discipline) material and changes of the goals and values of various participants of educational process.
Conclusions. As a result of development of modules atrainingsystem based on a competence approach is introduced; the need of young teachers in personal and professional growth and development is implemented; the teachers'innovative competence and activity rise; the satisfaction of students with the quality of teaching and the educational process organization increases.
There is no conflict of interest.
REFERENCES:
1. Zholudova A.N. Metody organizacija uchebnogo processa na ciklah povyshenija kvalifikacii prepodavatelja-vracha s ispol'zovaniem individual'nogo obrazovatel'nogo marshruta [Methods of the organization of educational process during the cycles of professional development of the teacher-doctor with use of an individual educational route]
// IV Vserossijskaja nauchno-metodicheskaja konferencija «Metody obuchenija i orga-nizacii uchebnogo processa v vuze» [The IV All-Russian scientific and methodical conference "Methods of Training and the Organization of Educational Process in Higher Education Institutions" (Ryazan, 4-6 February, 2015)] // A.N. Zholudova, O.V. Polya-kova. Ryazan, 2015. P. 44 - 46.
2. Zholudova A.N. Prioritetnye napravlenija formirovanija professio-nal'nyh kom-petencij prepodavatelej medicinskogo vuza v ramkah realizacii programmy «Pedagog professional'noj obrazovatel'noj organizacii» [The priority directions of formation of professional competences of teachers of medical school within implementation of the "Teacher of the Professional Educational Organization" program] // Istorija, filosofija, pedagogika, psihologija, pravo: sbornik nauchnyh statej s mezhdunarodnym uchastiem k 100-letiju Rossijskoj revoljucii 1917 g. [History, philosophy, pedagogic, psychology, law: the collection of scientific articles with the international participation to 100 - to the anniversary of the Russian revolution of 1917]; eds.: S.V. Demidov, A.S. Sokolov, A.A. Shchevyyov / A.N. Zholudova, O.V. Polyakova. Ryazan: "Constellation", 2017. P. 70-74.
3. Zholudova A.N. Problema formirovanija psihologo-pedagogicheskoj kompe-tentnosti prepodavatelja vysshej shkoly [Problem of formation of psychology and pedagogical competence of the teacher of the higher school] // Jelektronnyj zhurnal: «Lich-nost' v menjajushhemsja mire: zdorov'e, adaptacija, razvitie» [The personality in the changing world: health, adaptation, development (online magazine)] / A.N. Zholudova, O.V. Polyakova. № 3 (14), 2016. p. 16-23
4. Polyakova O.V. Ispol'zovanie distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij pri pe-repodgotovke prepodavatelej vuza [Use of remote educational technologies when retraining teachers of higher education institutions] // Vserossijskaja konferencija studen-tov i molodyh uchenyh s mezhdunarodnym uchastiem «Estestvennonauchnye osnovyme-diko-biologicheskih znanij» [The All-Russian conference of students and young scientists with the international participation "Natural-science bases of medicobiological knowledge"] (Ryazan, 9-10 November, 2017) / O.V. Polyakova, A.N. Zholudova. Ryazan, 2017. P. 332 - 334.
Zholudova Alla Nikolaevna - the associate professor of psychology, pedagogic and ICT, Ryazan State Medical University named for academician I.P. Pavlov of the
Russian Ministry of Health, Vysokovoltnaya Str. 9, 390026, Ryazan, Russian Federation, the candidate of pedagogical sciences, the associate professor., e-mail: a.n.zholudova@yandex.ru
Polyakova Olesya Vitalyevna - the associate professor of psychology, pedagogic and ICT, Ryazan State Medical University named for academician I.P. Pavlov of the Russian Ministry of Health, Vysokovoltnaya Str. 9, 390026, Ryazan, Russian Federation,^ candidate of pedagogical sciences, the associate professor., e-mail: kpptso@bk.ru