Научная статья на тему 'Проблемы организации личностно-ориентированной модели развития здравоохранения, образования и работы врача'

Проблемы организации личностно-ориентированной модели развития здравоохранения, образования и работы врача Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее медицинское образование / организация здравоохранения / организационнометодические подходы / личностноориентированная модель образования и работы врача / graduate medical education / public health organization / organizational and methodical approaches / person-centered model in regard to physician's education and work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зорин Константин Вячеславович

В статье сформулированы организационно-методические и психологопедагогические проблемы личностно-ориентированной модели образования и работы врача, представлены перспективы их решения. Дано описание такой модели на основе многолетнего опыта кафедр ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России. Показана роль методов обучения и образовательных технологий, значимых для личностного и профессионального роста будущих и практикующих специалистов. Рассмотрены возможности и ресурсы данной модели в системе высшего медицинского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зорин Константин Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF A PERSONALITY-ORIENTED MODEL OF DEVELOPMENT OF PUBLIC HEALTH SERVICES, EDUCATION AND WORK OF A DOCTOR

In the article organizational and methodological and psychological-pedagogical problems of person-centered model in regard to physician's education and work are formulated, perspectives and their solutions are represented. The description of such a model on the basis of long-term experience of the departments of the A.I. Evdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry is given. The role of teaching methods and educational technologies, which are important for personal and career growth of future specialists and practitioners is represented. Possibilities and resources of this model in system of graduate medical education are considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации личностно-ориентированной модели развития здравоохранения, образования и работы врача»

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И РАБОТЫ ВРАЧА

Зорин К.В.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Москва, Россия

В статье сформулированы организационно-методические и психолого-педагогические проблемы личностно-ориентированной модели образования и работы врача, представлены перспективы их решения. Дано описание такой модели на основе многолетнего опыта кафедр ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России. Показана роль методов обучения и образовательных технологий, значимых для личностного и профессионального роста будущих и практикующих специалистов. Рассмотрены возможности и ресурсы данной модели в системе высшего медицинского образования.

Для цитирования: Зорин К.В. Проблемы организации личностно-ориентированной модели развития здравоохранения, образования и работы врача // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 1. С. 66-71. с)о1: 10.24411/2220-84532019-11007.

Статья поступила в редакцию 1 1.02.2019. Принята в печать 01.03.2019.

Ключевые слова:

высшее медицинское образование,организация здравоохранения, организационно-методические подходы, личностно-ориентированная модель образования и работы врача

PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF A PERSONALITY-ORIENTED MODEL OF DEVELOPMENT OF PUBLIC HEALTH SERVICES, EDUCATION AND WORK OF A DOCTOR

Zorin K.V.

A.I. Evdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry, Moscow, Russia

In the article organizational and methodological and psychological-pedagogical problems of person-centered model in regard to physician's education and work are formulated, perspectives and their solutions are represented. The description of such a model on the basis of long-term experience of the departments of the A.I. Evdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry is given. The role of teaching methods and educational technologies, which are important for personal and career growth of future specialists and practitioners is represented. Possibilities and resources of this model in system of graduate medical education are considered.

For citation: Zorin K.V. Problems of the organization of a personality-oriented model of development of public health services, education and work of a doctor. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2019; 10 |1]: 66-71. doi: 10.2441 1/2220-8453-2019-1 1007. (in Russian] Received 1 1.02.2019. Accepted for publication 01.03.2019.

Keywords:

graduate medical education, public health organization, organizational and methodical approaches, person-centered model in regard to physician's education and work

Внимание государства и общества к про- грамотных компетентных специалистов, блемам российского здравоохранения следующих за новациями и отвечающих обусловливает необходимость воспитания вызовам XXI в. Повышение профессиональ-

ных требований и реализация личностно-ориентированного подхода актуализируют потребность медицинских вузов в педагогах, совершенствующих профессиональное мастерство. Лишь такой преподаватель может решить одну из задач Государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 94) -осуществить переход от рутинной подготовки кадров к креативному развитию интеллекта студентов.

Другая задача означенной государственной программы - создание системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности, организация эффективной системы управления качеством. А управление качеством медицинской помощи должно опираться, в частности, на позитивную мотивацию, личностный и профессиональный рост каждого сотрудника.

Актуальность и социально-экономическая значимость данной задачи имеют огромное значение для отечественного здравоохранения. Создание эффективной системы управления качеством образования будет способствовать повышению качества и доступности медицинской помощи населению. А качество и эффективность должны стать основными критериями оценки деятельности высшей медицинской школы и системы здравоохранения в целом.

Анализ литературных источников показывает, что российские и зарубежные авторы подробно рассматривают особенности медицинского образования, миссию профессорско-преподавательского состава в условиях реформирования высшей медицинской школы, формирование различных компетентностей и факторы, препятствующие или способствующие становлению врачебного профессионализма [1-9].

Однако система непрерывного медицинского образования (НМО) и профессионального развития преподавателей медицинских вузов находится в настоящее время в стадии становления. Именно поэтому представляется целесообразным проанализировать особенности организации личностно-ориентированной модели образования и работы врача.

Цель настоящего исследования - выявление проблем организации личностно-ориентированной модели образования и работы врача.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

В работе использовали методы обобщения, сравнения, наблюдения, системного анализа и теоретического познания. Эмпирической основой исследования стал курс педагогики и психологии, а также здорового образа жизни на базе ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России. В исследовании приняли участие 250 человек.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

По данным анализа психолого-педагогической литературы и обобщения существующей медицинской практики, были сформулированы проблемы организации личностно-ориентированной модели образования и работы врача и намечены перспективы их решения.

Поскольку медицинские науки и педагогические технологии стремительно развиваются, переход от идеи самоценности научного знания к ценностям развития лич-

ности становится все более драматичным. Узкая специализация, появление у врачей разносторонних научных интересов, написание диссертационных трудов - все это, как ни парадоксально, может уводить от решения лечебно-диагностических задач. Не менее серьезная трудность - отсутствие простых психолого-педагогических технологий, позволяющих легко освоить ценностно-смысловой, этический и эмоциональный компоненты профессии.

На фоне этих объективных реалий ведущую роль в профессиональном обучении играет собственная активная и осмысленная установка студента-медика и практикующего врача: именно он решается изменять себя в процессе обучения, именно он ставит задачу созидания себя как профессионала. В основе этих изменений лежит освоение средств и способов собственной активности, благодаря которым обучающийся развивает качества и способности, которых у него ранее не было. Среди этих способностей особенно выделяются клиническое мышление, эмоциональный интеллект и нравственно-деонтологическая компетентность. Их взаимовлияние тоже весьма неоднозначно.

По данным специалистов, преимущества личностно-ориентированного образования в вузе таковы: учет индивидуальных особенностей каждого студента (составление индивидуальных образовательных программ и учебных планов); выстраивание студентами собственной индивидуальной образовательной траектории (возможность самообучения и самореализации); индивидуальное планирование и выбор студентом предпочтительных модулей, интересных и полезных именно для него дисциплин; междисциплинарный подход и др. Однако отмечены и недостатки личностно-ориентированного обра-

зования: уход от фундаментальности и всеохватности подготовки; увеличение учебной занятости студента и усиление нагрузки на преподавателя; возможное увеличение сроков обучения и пр. [10].

Итак, ядром личностно-ориентиро-ванной модели образования и деятельности врача являются самопознание и диалог. Нужно хорошо знать себя, чтобы понять, что и как в самом себе можно и следует изменить. В процессе обучения и работы происходит согласование 2 носителей знания (обучающегося и врача-педагога) как равноправных участников познания. При этом неизбежен взаимообмен, когда и ученики учат учителя.

Указанные особенности делают лич-ностно-ориентированную модель обращенной к человеку. Например, студенты уже не могут быть только потребителями информации, пассивными наблюдателями, но должны думать самостоятельно и превращаются в людей, продуцирующих идеи и знания. Педагог же перестает восприниматься как носитель и передатчик информации, а занимает особую позицию - навигатора и ведущего, заинтересованного в успехе обучающегося. Это разгружает педагога и парадоксальным образом делает его деятельность более эффективной. Хороший педагог может также стать своего рода зеркалом, в котором обучающийся увидит себя самого со всеми своими возможностями.

В рамках личностно-ориентированного подхода студент-медик или практикующий врач занимает активную позицию. Он сам оценивает свою подготовку и работу с точки зрения того, отвечают ли они его потребностям, ведут ли к тому, что он стремится узнать, становятся ли для него ясными те области, которые раньше были

неизвестны. Именно эта внутренняя оценка как согласование с самим собой и со своей жизненной перспективой составляет подлинный смысл обучения.

Российские ученые отмечают, что личностно-ориентированная модель образования включает следующие ключевые характеристики. С точки зрения цели это развитие личности как субъекта жизнедеятельности и человека культуры; с точки зрения знаний, умений и навыков - это средство развития личности; с точки зрения основных дидактических средств - это диалог, полилог, сотрудничество, творческая учебно-познавательная деятельность; с точки зрения аксиологической (ценностно-смысловой) основы - это потребности и интересы личности; с точки зрения роли преподавателя - это позиционирование его как координатора, консультанта, помощника, организатора (менеджера); с точки зрения получения основных результатов - это повышение уровня личностного развития, учебной самостоятельности, самоопределения и самореализации [11].

Личностно-ориентированный подход к медицинскому образованию и работе заключается в том, чтобы видеть не только учебные процедуры, обучение способам диагностики и лечения, а нечто гораздо большее - гуманитарные аспекты человеческих отношений. Отсюда и главная цель личностно-ориентированного подхода - способствовать личностному росту студентов и преподавателей при сохранении значимости задач подготовки к профессиональной деятельности.

В результате определяющими ценностями и смыслами становятся личность и личное достоинство каждого, свободный выбор и ответственность за него, творчество, самопознание и самовыражение,

нравственность и смысл профессии. При этом базовая педагогическая стратегия -стратегия сотрудничества, помощи, понимания, уважения и поддержки. Вот тогда содержание и способы деятельности максимально осмыслены, индивидуально значимы и тесно связаны с механизмами профессионального становления личности.

Гуманитаризация и гуманизация - это кредо системы НМО, условия развития творческих возможностей преподавателей и студентов, в совместной деятельности которых проявляется подлинно гуманное, деонтологически грамотное отношение к пациенту как субъекту общения-диалога.

В этом случае для преподавателя нормативные документы (программы, стандарты, методики и т.д.) являются не догмами, навязанными администрацией, а своеобразным ориентиром собственной творческой деятельности. Основными критериями эффективности и качества обучения и работы становятся показатели личностного роста студентов и преподавателей. Это проявляется в более осознанном, зрелом и деонтологически грамотном отношении к пациенту. Средства контроля (например, тесты) превращаются в инструмент понимания степени освоения знаний. Упор делается на решение реальных врачебных ситуаций (к примеру, при курации пациентов) или моделируемых, максимально приближенных к жизни (ситуационных, клинических, психологических и медико-деонтологических задач).

Ведущий стиль общения и взаимодействия, характерный для личностно-ориентированного подхода, базируется на следующих принципах: безусловном принятии партнера по общению; равноправия, правдивости, искренности; открытости в общении; взаимопонимании

и сопереживании (эмпатии); сотворчества и сотрудничества.

Личностно-ориентированный подход в соединении с операционально-деятель-ностным в настоящее время применяется для улучшения качества подготовки будущих специалистов на доклиническом и клиническом этапах, а также на этапе последипломного повышения квалификации. Такой педагогический плюрализм позволяет развивать ведущие основы профессионализма - ценностно-смысловую и операционально-деятельностную (цели, нормы, средства, способы, методы, способности).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особенностями организации личност-но-ориентированной модели образования и работы врача является то, что обучающийся и педагог действуют как субъекты собственного развития, реализуют свой творческий потенциал и участвуют в событийном процессе. Данная модель профессионального развития привлекает свободой выбора и возможностью саморазвития. Это в большей степени соответствует идеям и смыслу НМО, чем традиционные методики обучения.

Совместная деятельность - форма учебного диалога, в котором участники слышат и понимают друг друга. Это отличается от закрытых монологических форм обучения. Совместную деятельность мож-

но организовать специально, но диалог, основанный на подлинном взаимопонимании, специально организовать невозможно. Он возникает спонтанно в ходе лекций и семинаров, когда участники действительно хотят слышать и понимать друг друга. Однако педагог и студент могут прилагать усилия для возникновения и поддержания диалога. Для этого организуют как можно больше разнообразных практических самостоятельных заданий, в процессе которых формируется уникальный собственный и личностно значимый опыт.

Таким образом, личностно-ориентиро-ванный подход в образовании и деятельности медицинских работников призван формировать ключевые компетенции, прежде всего хорошие коммуникативные навыки, умение работать в команде и гуманное милосердное отношение к каждому человеку, нуждающемуся в помощи. Основной акцент делается на врачебной профессии в целом, а не на конкретной дисциплине (анатомии, патофизиологии, терапии и пр.). Предмет преподавания используется в качестве средства профессионального развития обучающихся. А педагог переходит от обычного академического курса и традиционных форм преподавания к разработке новых образовательных программ и учебных планов, соответствующих личностно-ориентированной модели образования и работы врача.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Зорин Константин Вячеславович - кандидат медицинских наук, доцент кафедры ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни - залог успешного развития» ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Москва, Россия E-maiL: zkv1OOO0yandex.ru https://orcid.org/0000-0001-8819-6818

ЛИТЕРАТУРА

1. Лисицын Ю.П., Улумбекова Г.Э. Общественное здоровье и здравоохранение : учебник. 3-е изд., пере-раб. и доп. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. 512 с.

2. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Смирнова Н.Б., Волошина Е.А. и др. Педагогика в медицине : учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений. 3-е изд., испр. и доп. / под ред. Н.В. Кудрявой. Алматы : ССК, 2018. Ч. I. 192 с.

3. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Смирнова Н.Б., Волошина Е.А. и др. Педагогика в медицине : учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений. 3-е изд., испр. и доп. / под ред. Н.В. Кудрявой. Алматы : ССК, 2018. Ч. II. 244 с.

4. Кудрявая Н.В., Зорин К.В., Смирнова Н.Б., Анашкина Е.В. и др. Нравственно-просветительская деятельность врача-педагога: история и современность : учебное пособие / под ред. Н.В. Кудрявой. Алматы : ССК, 2018. 380 с.

5. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Молчанов А.С., Смирнова Н.Б. и др. Врач-педагог в современном мире: опыт и новации : учебное пособие / под ред. Н.Д. Ющука. Алматы : New book, 2018. 384 с.

6. Зорин К.В., Топорков В.А., Гуревич К.Г. Организация здоровьецентрической и пациент-ориентированной модели образования и работы врача // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2018. Т. 7, № 3. С. 127-132.

7. Зинкевич Е.Р. Развитие педагогического мышления врачей-преподавателей медицинских вузов в условиях непрерывного образования // Человек и образование. 2012. № 1. С. 103-107.

8. Зинкевич Е.Р. Непрерывное педагогическое образование преподавателей российских медицинских вузов в конце XX - начале XXI века // Человек и образование. 2012. № 2. С. 172-182.

9. Мандриков В.Б., Артюхина А.И., Чумаков В.И. Непрерывное педагогическое развитие преподавателей медицинских вузов: проблемы, перспективы // Мед. образование и проф. развитие. 2018. № 1. С. 149-155.

10. Лисеенко В.И. Особенности личностно ориентированного образования в вузе: формы реализации, особенности, проблемы // Молодой ученый. 2017. № 15. С. 530-536. URL: https://www.moluch.ru/ archive/149/42231/ (дата обращения: 03.02.2019)

11. Бабакова Т.А. Педагогика высшей школы : учебное пособие. Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2009. С. 69-70.

REFERENCES

1. Lisitsyn Yu.P., Ulumbekova G.E. Public Health and Health Care: Textbook. 3rd ed., rev. and add. Moscow: GEOTAR-Media, 2011: 512 p. (in Russian)

2. Kudryavaya N.V., Ukolova E.M., Smirnova N.B., Voloshina E.A., et al. Pedagogy in medicine: Textbook for students of higher medical schools. 3rd ed., rev. and add. In: N.V. Kudryavaya (ed.). Almaty: SSC, 2018; (Pt

I): 192 p. (in Russian)

3. Kudryavaya N.V., Ukolova E.M., Smirnova N.B., Voloshina E.A., et al. Pedagogy in medicine: Textbook for students of higher medical schools. 3rd ed., rev. and add. In: N.V. Kudryavaya (ed.). Almaty: SSC, 2018; (Pt

II): 244 p. (in Russian)

4. Kudryavaya N.V., Zorin K.V., Smirnova N.B., Anashkina E.V., et al. Moral and educational activities of the doctor-teacher: history and modernity: Textbook. In: N.V. Kudryavaya (ed.). Almaty: SSC, 2018: 380 p. (in Russian)

5. Kudryavaya N.V., Ukolova E.M., Molchanov A.S., Smirnova N.B., et al. Doctor-teacher in the modern world: experience and innovations: Textbook. In: N.D. Yushchuk (ed.). Almaty: New book, 2018: 384 p. (in Russian)

6. Zorin K.V., Toporkov V.A., Gurevich K.G. Organization of health-centric and patient-oriented model of education and the work of a doctor. Infektsionnye bolezni: novosti, mneniya, obuchenie [Infectious Diseases: News, Opinions, Training]. 2018; 7 (3): 127-32. (in Russian)

7. Zinkevich E.R. The development of pedagogical thinking of doctors-teachers of medical higher institutions in conditions of continuous education. Chelovek i obrazovanie [Human and Education]. 2012; (1): 103-7. (in Russian)

8. Zinkevich E.R. Continuous pedagogical education of teachers in the Russian medical universities at the end of XX - beginning of XXI century. Chelovek i obrazovanie [Human and Education]. 2012; (2): 172-82. (in Russian)

9. Mandrikov V.B., Artyukhina A.I., Chumakov V.I. Continuous pedagogical development of teachers of medical universities: problems, prospects. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2018; (1): 149-55. (in Russian)

10. Liseenko V.I. Features of personality-oriented education in high school: forms of implementation, features, problems. Molodoy uchoniy [Young Scientist]. 2017; (15): 530-6. URL: https:// www.moluch.ru/ archive/149/42231/ (date of access February 03, 2019). (in Russian)

11. Babakova T.A. Higher education pedagogy: Textbook. Petrozavodsk: Izdatel'stvo PetrGU, 2009: 69-70. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.