Научная статья на тему 'Методологический анализ деятельности специалистов социальной работы'

Методологический анализ деятельности специалистов социальной работы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
365
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIAL POLICY / METHODOLOGY / METHODOLOGICAL ANALYSIS / THE NATURE OF SOCIAL WORK / SOCIAL WORKER / ACTIVITIES / PROFESSIONAL ACTIVITIES / THE EFFECTIVENESS / EXPEDIENCY / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МЕТОДОЛОГИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ребуха Лилия Зиновьевна

Цель: осуществить методологический анализ профессиональной деятельности специалистов социальной работы. Методы: синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение, системный анализ. Результаты: на основе теоретического анализа научной литературы конкретизировано содержание понятий «методология», «методология социальной работы», «сущность социальной работы», «деятельность», «реализация деятельностного подхода в процессе подготовки социальных работников в высшем учебном заведении». Коротко проанализирована стратегия социальной политики государства, целенаправленная на разработку механизмов регуляции благоприятных условий для развития личности и ее профессионального становления. Отмечено, что инструментом осуществления социальной политики является эффективная профессиональная социальная работа. Резюмировано, что осуществление методологического анализа сущности социальной работы требует обоснования логики построения ее как профессиональной деятельности, выбора и реализации системы средств и методов фундаментальной подготовки будущих социальных работников в высших учебных заведениях. Выявлено влияние методологии как учения о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека на конкретизацию различных форм деятельности специалистов социальной работы. Определена сущностная роль деятельности будущего специалиста социальной сферы, которая задает социальному пространству вектор движения и во многом определяет тип и характер его предметного мышления. Выделены деятельностные формы активности социального работника, позволяющие действенно управлять, проектировать и опережать социальные процессы. Научная новизна: в статье впервые осуществлен методологический анализ деятельности специалистов социальной работы и выделены деятельностные формы активности социальных работников. Практическая значимость: основные выводы статьи могут быть использованы преподавателями высших учебных заведений в процессе профессионально-фундаментальной подготовки будущих социальных работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ANALYSIS OF SOCIAL WORK SPECIALISTS

Objective: carrying out of the methodological analysis of professional activity of the specialists of social work. Methods: synthesis, abstraction, generalization, comparison, system analysis. Results: the terms “methodology”, “methodology of social work”, “the nature of social work”, “activities”, “the implementation of the activity approach in the training of social workers in higher education institution” were concretized basing on the theoretical analysis of the scientific literature. The strategy of social policy, targeted at the development of mechanisms of regulation of an appropriate environment for the development of the individual and his or her professional formation, was briefly analyzed. It was noted that the instrument of social policy was an effective professional social work. It was concluded that the implementation of a methodological analysis of the nature of social work required justification of logic of its fondation as a professional activity, the selection and implementation of the system tools and methods of basic training of future social workers in higher education institutions. It was found the influence of the methodology as a teaching about the ways of organization and building of the theoretical and practical human activity on the specification of different forms of activity of specialists of social work. It was determined the essential role of the ativities of the future specialist of the social sphere, which defined the motion vector to the social space and largely determined the type and nature of its objective thinking. Activity-related forms of activities of a social worker, that allowed effectively manage, design and stay ahead of social processes, were obtained. Scientific novelty: a methodological analysis of the activities of specialists of social work was carried out and an active forms of activities of social workers were established for the first time in an article. Practical significance: the main conclusions of the article can be used by teachers of the higher military educational institutions in the process of professional fundamental training of future social workers.

Текст научной работы на тему «Методологический анализ деятельности специалистов социальной работы»

Pedaqoqy Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 11-12 (2016)

3 < BAiTWEST >

ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online)

УДК 378.14:001.8 DOI: http://dx.doi.org/10.20534/AJH-16-11.12-33-38

L. Z. REBUKHA1

1Ternopil National Economic University, Ternopil, Ukraine

METHODOLOGICAL ANALYSIS OF SOCIAL WORK SPECIALISTS

Abstract

Objective: carrying out of the methodological analysis of professional activity of the specialists of social work. Methods: synthesis, abstraction, generalization, comparison, system analysis.

Results: the terms "methodology", "methodology of social work", "the nature of social work", "activities", "the implementation of the activity approach in the training of social workers in higher education institution" were concretized basing on the theoretical analysis of the scientific literature. The strategy of social policy, targeted at the development of mechanisms of regulation of an appropriate environment for the development of the individual and his or her professional formation, was briefly analyzed. It was noted that the instrument of social policy was an effective professional social work. It was concluded that the implementation of a methodological analysis of the nature of social work required justification of logic of its fondation as a professional activity, the selection and implementation of the system tools and methods of basic training of future social workers in higher education institutions. It was found the influence of the methodology as a teaching about the ways of organization and building of the theoretical and practical human activity on the specification ofdifferent forms ofactivity ofspecialists of social work. It was determined the essential role of the ativities of the future specialist of the social sphere, which defined the motion vector to the social space and largely determined the type and nature of its objective thinking. Activity-related forms of activities of a social worker, that allowed effectively manage, design and stay ahead of social processes, were obtained.

Scientific novelty: a methodological analysis of the activities of specialists of social work was carried out and an active forms of activities of social workers were established for the first time in an article.

Practical significance: the main conclusions of the article can be used by teachers of the higher military educational institutions in the process of professional fundamental training of future social workers.

Keywords: social policy, methodology, methodological analysis, the nature ofsocial work, social worker, activities, professional activities, the effectiveness, expediency

References

1. Kepska A. I. Socialna pedagogika. 5-te vid. Pererob. ta dop. Pidruchnik (Social pedagogy. 5th ed. revised. and add. Textbook), K. 2011. 488 p.

2. Surmin Y. P., Bakumenko V. D., Myhnenko A. M. and authors. Enciklopedichniy slovnik z derzhavnogo upravlin-nia (Encyclopedic Dictionary of governance), K: NADU, 2010. 820 p.

3. Kryvokon N. I. Problemi sotsialnoii roboti ta sotsialnoii politiki v Ukriini [Tekst] navchalniy posibnik (Problems of Social Work and Social Policy in Ukraine [Text:] tutorial), Chernihiv: Chernihiv State Technological University, 2012. 320 p.

4. Zvereva I. D. Entsiklopediia dlia fakhivtsiv sotsialnoii sferi. - 2-ge vidannia (Encyclopedia for social services professionals. - 2nd Edition), Kyiv, Simferopol: Universum, 2013. 536 p.

5. Lukasiewicz M., Semigina T. Sotsiologiia sitsialnoii roboti: kurs lektsiy (Sociology of social work: lectures), Institute of Training of State Employment Service of Ukraine. - K: IPK DSZU, 2009. 210 p.

6. Andrushchenko V. P., Karpenko O., Tolstoukhov S. Sotsialna robota: navchalno-metodichniy kompleks (Social Work: study complex), K: Izd NPU named after M. P. Dragomanov, 2006. 400 p.

7. Stepin V., Furman A. Naukova ratsionalnist u tekhnogenniy kulturi: tipi ta istorichna evoliutsiia (Scientific rationality of man-made culture: types and historical evolution), System of modern methodologies, Ternopil: TNEU, 2015. № 2. Pp. 5-10.

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 11-12 (2016) /rTW Pedaqoqy

< iAgTWEST > 3

KBJCEUNrTTS

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

8. Furman A. V. Ideia i zmist profesiynogometodologuvannia: monografiia (Idea and content of professional metodology: monograph), Ternopil: TNEU, 2016. 378 p.

9. Shchedrovitskiy G. P. Filosofiia. Nauka. Metodologiia (Philosophy. Science. Methodology), M.: Csh. cult. policy, 1997. 656 p.

10. Iudin E. G. Metodologiia nauki. Sistemnost. Deiatelnost (Methodology of Science. Consistency. Activities), M.: Эditorial URSR, 1997. 445 p.

11. Chernilevsky D. V., Handzyuk O. M., Zakharchenko V. I., Kozlovsky I. and others. Metedologiia naukovoii diial-nosti: navch. posibn. (Methodology of scientific activity: teach. guidances.), K: Izd Univ "Ukraine", 2008. 478 p.

12. Mikeshin L. A. Filisofiia nauki. Sovremennaia epistemologiia. Nauchnoie znaniie v dinamike kulturi. Metodologiia nauchnogo issledovaniia: ucheb. posob. (Philosophy of science. Modern epistemology. Scientific knowledge in dynamics of culture. Methodology of Scientific Studies: Textbook.), M.: Progress-Tradition: MPSI: Flynta, 2005. 464 p.

13. Stepin V. S. Genesis citsialno-gumanitarnikh nauk (filosofskiy I metodologicheskiy aspekti) (Genesis of socio-humanitarian sciences (philosophical and methodological aspects)), Questions of philosophy, № 3, 2004. Pp. 37-43.

14. Kemerovo V. E. Metodologiia (Methodology), Social philosophy: dictionary M.: Acad project, 2003. Pp. 230231.

15. Bech V. P., Lukasiewicz M., Tulenkov M. V. Sotsialna robota i formuvannia gromadianskogo suspilstva: monografiia (Social work and forming of civil society: monograph), NPU named after Dragomanov. - K: NPU named after Dragomanov, 2008. 599 p.

16. Bradford W. Sheafor, Charles R. Horejsi. Techniques and Guidelines for Social Work Practice, Boston, 2008, 340 p.

17. Tyuptya L. T., Ivanova I. B. Sotsialna robota (teoriia I praktika): navchalniy posibnik (Social work (theory and practice): tutorial), K. University "Ukraine", 2004. 408 p.

18. Holovaty M. F. and authors. Upravlinski aspekti sotsialnoi roboti [Text]: kurs lektsiy (Administrative aspects of social work [Text]: lectures), K.: IAPM, 2002, 376 p.

19. Crimski S. B. Proekt i proektuvannia v suchasniy tsivilisatsii (Project and projecting in modern civilization), Method of Projects: traditions, perspectives, life results: Practice-oriented collection, K.: The Department, 2003. Pp. 6-15.

20. Zahvyazynskyy V. I., Atahanov R. Metodologiia i metodi psikhologo-pedagogicheskogo issledovaniia (Methodology and methods of psychological and pedagogical research), M.: Pub. center "Academy", 2001. 208 p.

Information about the authors

Liliya Z. Rebukha, Candidate of Psychological Sciences, Assistant Professor, Assistant Professor of Department

of Psychology And Social Work, Ternopil National Economic University

Address: 11 Lvivska Str.,46000, Ternopil, Ukraine, tel.: +38(0352) 47-50-63

E-mail: liliya_rebukha@ukr.net

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0054-0651

Pedaqoqy //TW Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 11-12 (2016)

3 < BAiTWEST >

SdB*ELMTTS

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

Л. з. РЕБУХА 1

1 Тернопольский национальный экономический университет, г. Тернополь, Украина

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Аннотация

Цель: осуществить методологический анализ профессиональной деятельности специалистов социальной работы.

Методы: синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение, системный анализ.

Результаты: на основе теоретического анализа научной литературы конкретизировано содержание понятий «методология», «методология социальной работы», «сущность социальной работы», «деятельность», «реализация деятельностного подхода в процессе подготовки социальных работников в высшем учебном заведении». Коротко проанализирована стратегия социальной политики государства, целенаправленная на разработку механизмов регуляции благоприятных условий для развития личности и ее профессионального становления. Отмечено, что инструментом осуществления социальной политики является эффективная профессиональная социальная работа. Резюмировано, что осуществление методологического анализа сущности социальной работы требует обоснования логики построения ее как профессиональной деятельности, выбора и реализации системы средств и методов фундаментальной подготовки будущих социальных работников в высших учебных заведениях. Выявлено влияние методологии как учения о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека на конкретизацию различных форм деятельности специалистов социальной работы. Определена сущностная роль деятельности будущего специалиста социальной сферы, которая задает социальному пространству вектор движения и во многом определяет тип и характер его предметного мышления. Выделены деятельностные формы активности социального работника, позволяющие действенно управлять, проектировать и опережать социальные процессы.

Научная новизна: в статье впервые осуществлен методологический анализ деятельности специалистов социальной работы и выделены деятельностные формы активности социальных работников.

Практическая значимость: основные выводы статьи могут быть использованы преподавателями высших учебных заведений в процессе профессионально-фундаментальной подготовки будущих социальных работников.

Ключевые слова: социальная политика, методология, методологический анализ, сущность социальной работы, социальный работник, деятельность, профессиональная деятельность, результативность.

ВВЕДЕНИЕ

Действенным механизмом, с помощью которого в основном происходят перемены в обществе, является социальная политика государства, через которую реализуются объективные перспективы экономического, политического и духовного потенциала гражданского общества [1, с. 403]. Это означает, что стратегия социальной политики Украины целенаправленная на разработку механизмов регуляции благоприятных условий для развития личности, воспитания и обучения, ее профессионального становления и помощи в социализации [2, с. 657].

результаты исследования

Ведущей формой социально-политического, организационно-управленческого реагирования

на кризисную ситуацию в государстве, инструментом осуществления социальной политики является профессиональная социальная работа [3, с. 42-45, 69-74]. Она налаживает, нормализует социальные процессы в обществе путем внедрения инновационных концепций и программ. Вследствие этого социальная работа служит не только ее инструментом, но и выполняет функцию обратной связи, выступая в качестве своеобразного «социального локатора», который определяет, на основе социальных показателей, реальные последствия социальной политики, отражает ее эффективность [4, с. 236].

Сегодня возникает потребность в осуществлении методологического анализа сущности социальной работы, чтобы обосновать логику построения ее как

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 11-12 (2016)

< iAgTWEST >

SCBJCEUHrTTS

ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online)

Pedagogy

профессиональной деятельности, выбора и реализации системы средств и методов фундаментальной подготовки будущих социальных работников в высших учебных заведениях.

Методологические подходы к пониманию сущности социальной работы заложены в классических трудах теоретиков и мыслителей прошлого [5; 6, с. 1218], которые в своих трудах сосредоточили внимание на социальных системах, социальных процессах и социальных изменениях. В работах зарубежных и отечественных исследователей открываем научно-методологические предпосылки для понимания социальной работы как общественного феномена и деятельности [1; 7-11; 14; 17-19].

Истоки методологических основ деятельности находим в работах Р. Декарта «Рассуждения о методе» и у Ф. Бэкона «Новый Органон». Древние мыслители указывают на то, что методологическое мышление является важной составляющей научных изысканий, а впоследствии и всех форм деятельности человека. Такому всеобщему подходу к организации деятельности, как отмечает В. Степин, объективно присущие: существование идеального объекта, выделение предмета познания, обоснование способов и методов исследования и проведения эксперимента, который служит исключительной практикой [7, с. 5].

На современном этапе развития социальной работы ученые активно обсуждают проблемы ее методологии. По мнению ученого А. Фурмана, методология — это отдельный мир, сверхсовершенная форма как мышления, так и деятельности, которая предусматривает оценку-критику, исследование, нормирование, разработку способов и средств преодоления проблем [8, с. 49]. В полнозначном понимании является наукой и искусством для нахождения возможности совершенного мышления и эффективной деятельности во всех сферах общественной жизни [8, с. 27]. Известный методолог Г. Щедровицкий логико-содержательно моделирует научный и чисто методологический способы построения методологии [9, с. 331].

Стоит отметить, что на сегодняшний день выделены принципы методологии науки, системности и деятельности [10], осуществлен анализ методологии научной деятельности [11], научного исследования и психолого-педагогического исследования в частности [12]; описаны философские и методологические аспекты генезиса социально-гуманитарных наук [13], реализованы методологические аспекты системного

анализа педагогического процесса, философии прак-тико-ориентированной методологии педагогического воздействия [14].

Методология профессионально-ориентированной научной деятельности является сверхсложной формой мышления ученого-теоретика социальной сферы, который реализует реальную во времени мыс-ледеятельность. Она является отражением основных черт методологического профессионализма, организует и создает новые структурные элементы, а именно знания, правила и др., которые можно проверить на практике, не отрицает научного подхода к пониманию сущности социальной работы, учитывает различные знания об объекте познания, формируется как сложнейшая совместная работа ученых, которая способна проектировать и нормировать универсальную практику социального работника.

Для современной методологии с позиций профессиональной подготовки специалистов социальной работы большую важность имеют вопросы, связанные с различиями, как многопредметной объективной реальности, так и форм, методов, способов и средств познавательной и практической деятельности. Так в монографии «Социальная работа и формирование гражданского общества» В. Бех, М. Лукашевич и М. Туленков отмечают, что «под сущностью социальной работы надо понимать ее внутренний смысл, который проявляется в единстве всех многообразных и противоречивых форм существования или бытия» [15, с. 113-114]. Большая роль для определения сущности социальной работы отводится, прежде всего, понятию «деятельность», которая задает социальному пространству вектор движения, во многом определяет тип и характер предметного мышления, которое порождается определенным временем. Универсальность этого понятия имеет такое особенное свойство как полифункциональность, что позволяет объяснить сущность и действенность социальной работы.

Обобщая различные подходы к изучению этой проблематики и осуществив методологический анализ реализации деятельности в социальной работе, нами выделены деятельностные формы активности социального работника. Деятельность для нас служит:

1. Объясняющей составляющей социального мира. Деятельность как форма активности в социальной работе направлена, прежде всего, на преобразование мира в соответствии с потребностями каждого

Pedagogy

< EASTWEST >

SdB*ELMTTS

ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online)

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 11-12 (2016)

человека и делает невозможным создание без нее общей и целостной его картины.

2. Предметом объективного научного анализа. Через деятельность социальный работник осуществляет взаимосвязь с клиентом и миром в целом [16, с. 256-290].

3. Важной составляющей в тот или иной период жизни каждого человека — гражданина страны. Только профессионально-образованный и грамотный специалист может эффективно решить сложные, проблематичные и противоречивые вопросы, которые назрели в личности в тот или другой период ее жизни.

4. Необходимым средством для формирования у социального работника знаний, умений, навыков, норм и ценностей для реализации эффективной деятельности. Принимая решение специалист руководствуется важнейшими ценностями социальной работы, такими как уверенность в значимость каждой личности и ее право на самостоятельный выбор, вера в возможность, желание индивида меняться и быть независимым.

5. Предметом управления организацией функционирования и эффективного развития социальной работы на основе постоянных принципов. Их сущность заключается в том, что они определяют организационный аспект управления и помогают выбрать наиболее эффективное для конкретных условий управленческое решение на основе всестороннего анализа и изучения проблемы [17, с. 192203; 18, с. 23-59].

6. Предметом проектирования оптимальной реализации новых видов деятельности в социальной работе. Известный ученый С. Крымский считает, что «проектирование приобретает интегрального

статуса и начинает конкурировать с традиционными средствами познания и действия, подвигая даже теорию как главную форму организации научного знания» [19, с. 6].

7. Ценностной оценкой для определения социальной работы среди других наук. Практический опыт социальной работы является ценностной оценкой для определения ведущего места социальной работы среди других наук, поскольку ее основой есть теоретическая, методологическая, проектная, экспериментальная и методическая деятельность.

8. Предметом теоретического обобщения, подражания и воспроизведения передового опыта социальной работы стран ближнего и дальнего зарубежья [20]. Концептуальные теоретико-методологические ориентиры социальной работы задает зарубежный опыт, ведь в мировой инфраструктуре эффективно значимой деятельности отслеживается тенденция ее развития в едином информационно-познавательном пространстве.

ВыВОДы

Теоретико-методологическое обоснование деятельности как формы активности социального работника позволяет по-особому ее увидеть, понять и проникнуть в сущность социальной работы. Нами обобщены различные подходы к изучению методологического анализа реализации деятельности в социальной работе, а также выделены деятельностные формы активности социального работника. Благодаря практической деятельности социальная работа занимает ведущее место среди других наук, выстраивается в национальных традициях и имеет собственную теоретико-методологическую, проектно-эксперимен-тальную и методическую специфику.

Список литературы

1. Сощальна педагопка. 5-те вид. перероб. та доп. тдручник/За ред. Капсько! А. Й. - К.: Центр учбово! лгтератури, 2011. - 488 с.

2. Енциклопедичний словник з державного управлшня/уклад.: Ю. П. Сурмш, В. Д. Бакуменко, А. М. Михнен-ко та ш.; за ред. Ю. В. Ковбасюка, В. П. Трощинського, Ю. П. Сурмша. - К.: НАДУ 2010. - 820 с.

3. Кривоконь Н. I. Проблеми сощально! роботи та сощально! полггики в Укра!ш [Текст:] навчальний поабник/Н. I. Кривоконь: -Енциклопедiя для фaхiвцiв сощально! сфери. - 2-ге видання/за заг. ред. проф. I. Д. Зверево!. - Ки!в, Омферополь: Ушверсум, 2013. - 536 с.

4. Лукашевич М. П. Сощолопя сощально! роботи: курс лекцш/М. П. Лукашевич, Т. В. Семигша/Днститут тдготовки кaдрiв державно! служби зайнятоси Укра!ни. - К.: 1ПК ДСЗУ 2009. - 210 с.

5. Сощальна робота: навчально-методичний комплекс/за ред. В. П. Андрущенка, О. Г. Карпенко, С. В. Толстоухово!. - К.: Вид-во НПУ iм. М. П. Драгоманова, 2006. - 400 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 11-12 (2016) /rTW Pedaqoqy

< iAgTWEST > 3

SCBŒWrTTS

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

6. Вячеслав Стьотн. Наукова ращональшсть у техногеннiй культурЬ типи та шторична еволюц1я//Система сучасних методологiй: [Фурман А. В. 1дея i змкт професiйного методологування: [Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология/Георгий Петрович Щедровицкий. - Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность/Э. Г. Юдин. - М.: Эдиториал УРСС, 1997. - 445 с.

7. Методолом науково'1 дiяльностi: навч. по0б./Д. В. Чернкевський, О. М. Гандзюк, В. I. Захарченко, I. М. Коз-ловська та ш.; за ред. проф. Д. В. Чершлевського. - К.: Вид-во ун-ту «Украша», 2008. - 478 с.

8. Микешина Л. А. Философия науки. Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособ./Л. А. Микешина. - М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. - 464 с.

9. Стёпин В. С. Генезис социально-гуманитарных наук (философский и методологический аспекты)/В. С. Стё-пин//Вопросы философии. - 2004. - № 3. - С. 37-43.

10. Кемеров В. Е. Методология/Вячеслав Кемеров//Социальная философия: Словарь. - Бех В. П. Сощальна робота i формування громадянського суспгльства: монографiя/В. П. Бех, М. П. Лукашевич, М. В. Туленков; Нац. пед. ун-т iменi М. П. Драгоманова. - К.: НПУ iменi М. П. Драгоманова, 2008. - 599 с.

11. Bradford W. Sheafor, Charles R. Horejsi. Techniques andGuidelines for SocialWork Practice./Bradford W. Sheafor, Charles R. Horejsi. - Boston, 2008. - 340 р.

12. Тюптя Л. Т. Сощальна робота (теорiя i практика) [Текст]: навчальний поабник/Л. Т. Тюптя, I. Б. 1ванова. -Управлшсью аспекти сощально!' роботи [Текст]: курс лекцш/Кер. автор. колективу М. Ф. Головатий. -Крим-ський С. Б. Проект i проектування в сучаснш цившзацп'//Метод проекив: традицп', перспективи, життeвi результата: Практико-зорieнтований збiрник/Наyковий керiвник i редактор I. Г. Срмаков. -Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования/В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. -М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 208 с.

Информация об авторах

Ребуха Лилия Эиновьевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и социальной работы

Тернопольский национальный экономический университет, г. Тернополь, Украина.

Адрес: 46000, Украина, г Тернополь, ул. Львовская, 11; тел. 38 (0352) 47-50-63

E-mail: liliya_rebukha@ukr.net

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0054-0651

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.