Научная статья на тему 'К вопросу о конкурентоспособности высшего образования в России'

К вопросу о конкурентоспособности высшего образования в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TRANSFORMATION OF THE EDUCATION SYSTEM / THE INTERDEPENDENCE OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND THE GENERAL ECONOMIC SYSTEM / EDUCATIONAL SERVICE AS AN ECONOMIC CATEGORY / THE ECONOMIC INTERESTS OF THE SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL SERVICES MARKET / THE COMPETITIVENESS OF THE UNIVERSITY / THE INDICATORS OF COMPETITIVENESS / IMPROVEMENT OF THE EDUCATION SYSTEM / ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ СУБЪЕКТОВ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА / ПОКАЗАТЕЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хасанова Асия Шамилевна, Мирзагалямова Зульфия Нурулловна

Цель исследования: анализ проводимой реформы в сфере образования, изучение подходов российских и зарубежных ученых к оценке конкурентоспособности высших учебных заведений с целью выявления новых механизмов деятельности вузов с учетом рыночного и интеграционного контекстов существования. Методы исследования: анализ и синтез, сравнение, группировка, детализация и обобщение, исторический и логический анализ. Результаты: представлен ряд характерных особенностей функционирования высшей школы в России; проведена группировка различных задач в программную систему приоритетов в целях совершенствования системы высшего образования. Научная новизна: выделены особенности функционирования высшей школы в России; выявлены детерминанты конкурентоспособности образовательных учреждений и ее дифференцированные показатели. Практическая значимость: анализ существующих подходов российских и зарубежных ученых к оценке конкурентоспособности позволил сгруппировать различные показатели деятельности вуза и его структурных подразделений в 6 групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хасанова Асия Шамилевна, Мирзагалямова Зульфия Нурулловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF COMPETITIVENESS OF THE HIGHER EDUCATION IN RUSSIA

Research purpose: the analysis of the undertaken reform in education, studying of approaches of the Russian and foreign scientists to assessment of competitiveness of higher educational institutions for the purpose of identification of new mechanisms of activities of higher education institutions taking into account market and integration contexts of existence. Research methods: analysis and synthesis, comparison, group, disaggregation and generalization, historical and logical analysis. Results: a number of characteristics of functioning of the higher school in Russia is provided; the group of various tasks is carried out to a program system of priorities for the purpose of enhancement of system of the higher education. Scientific novelty: features of functioning of the higher school in Russia are marked out; determinants of competitiveness of educational institutions and its differentiated indicators are revealed. Practical importance: the analysis of the existing approaches of the Russian and foreign scientists to assessment of competitiveness allowed to group various indicators of activities of higher education institution and its structural divisions in 6 groups.

Текст научной работы на тему «К вопросу о конкурентоспособности высшего образования в России»

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 3-4(2017)^^^ Economics and management

< iAgTWEST > 3

SCBJCEWrTTS

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

UDC 378 DOI: http://dx.doi.org/10.20534/AJH-17-3.4-196-202

A.Sh. Hasanova 1 Z. N. Mirzagalyamova 1

1 Kazan National Technical University named after A. N. Tupolev - KAI (Kazan Aviation Institute), Kazan City

TO THE QUESTION OF COMPETITIVENESS OF THE HIGHER EDUCATION IN RUSSIA

Abstract

Research purpose: the analysis of the undertaken reform in education, studying of approaches of the Russian and foreign scientists to assessment of competitiveness of higher educational institutions for the purpose of identification of new mechanisms of activities of higher education institutions taking into account market and integration contexts of existence.

Research methods: analysis and synthesis, comparison, group, disaggregation and generalization, historical and logical analysis.

Results: a number of characteristics of functioning of the higher school in Russia is provided; the group of various tasks is carried out to a program system of priorities for the purpose of enhancement of system of the higher education.

Scientific novelty: features of functioning of the higher school in Russia are marked out; determinants of competitiveness of educational institutions and its differentiated indicators are revealed.

Practical importance: the analysis of the existing approaches of the Russian and foreign scientists to assessment of competitiveness allowed to group various indicators of activities of higher education institution and its structural divisions in 6 groups.

Keywords: transformation of the education system, the interdependence of educational institutions and the General economic system, educational service as an economic category, the economic interests of the subjects of the educational services market, the competitiveness of the University, the indicators of competitiveness, improvement of the education system.

References:

1. Khasanova A.Sh. A quarter of a century of reform of the Russian economy: does it wander in a labyrinth or run on the spot? // Indian Journal of Science and Technology. - 2015. - Volume 8 (S 10). - DOI: IPL0802.

2. Aleksandrov A.Yu. Organization of the educational process in conditions of transition to new educational standards // Bulletin of the Chuvash University. - 2013. - No. 2. - P. 111-115.

3. Afanasyeva N. V., Kadyshev E. N., Afanasyev V. V. The role of small innovative enterprises in higher education institutions in increasing the competitiveness of the regional economy // Bulletin of the Chuvash University. -2013. - No. 4. - P. 285-291.

4. Bataykin P.A., Khasanova A.Sh., Shlychkov VV., Tumashev A.R., Tuumasheva M. V. Economic Growth in Conditions of Resource Constraints: An Ordinal Approach to Optimizing the Structure ofMacroeconomic Production, Zh. Applied Economic Sciences. XI. - Вып. 3 (41). - P. 521-531.

5. Nestulayeva D. R. Electronic Education as a New Form of Training Qualified Personnel for the Modernization Economy // Bulletin of Economics, Law and Sociology. - 2015. - No. 1. - P. 35-37.

6. Komelina V.A., Mirzagaljamova Z.N., Gabbasova L.B., Lavrentyev S.Yu., Harisova G. М. Features of the formation of economic competence of students//International Review of Management and Marketing. International Review of Management and Marketing. - 2016. - 6 (1). - P. 53-57.

7. Sibgatova K.I., Mirzagaljamova Z.N., Pupysheva E.L., Mirzanagimova F.I., Shkinderova I. N. Nurieva E. N. Formation of readiness of teachers of educational institutions and professional community to implement the guidance on joint education of students // Journal of Natural Sciences. - 2014. - 3 December. - DOI: 10.5539/RES.V7N1P74.

Economics and management « Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 3-4 (2017)

3 < BAiTWEST >

SdB*ELMTTS

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

8. Gumerov A.V., Babushkin V.M., Moiseev R.E., Nikolaeva A.B., Biktemirova M.K., Nuryakhmetova S.M., Khari-sova R.R., Rukukoynikova V.P. Modeling of the quality functions of industrial enterprises // International Review of Management and Marketing. - 2016. - T. 6. - No. 1. - P. 165-169.

9. Indicators of education. Statistical collection. - M.: National Research University "Higher School of Economics", - 2013. - P. 92.

10. Danilova S. V. The rating-rating methodology for assessing the competitiveness of universities // Bulletin of the SSU. - No. 4 (105). - P. 19-26.

11. Higher education and the labor market: the paradigm of interaction // Higher education today. - 2005. - No. 6. - P. 30.

12. Aleksandrov A.Yu., Vereshchak S.B., Ivanova O. A. Legal issues of the correlation of state and public control in the sphere of higher education // Actual problems of economics and law. - No. 2. - 140-146.

Information about the author

Hasanova Asiya Shamilevna, Doctor of economic sciences, professor, head of the department of economic theory

of the Kazan National Research Technical University. A. N. Tupolev-KA.I, city of Kazan

Address: 420111, Kazan, St. K. Marx, 10

Tel.: +7 (843) 231-01-09

E-mail: khasanovaas@mail.ru

ORCID: 0000-0002-4987-8952

Mirzagalyamova Zulfiya Nurullovna,

Candidate of economic sciences, professor of the Department of Economic Theory of the Kazan National Research

Technical University. A. N. Tupolev-KAI, city of Kazan

Address: 420111, Kazan, St. K. Marx, 10

Tel.: +7 (843) 231-01-09

E-mail: zmirzagalyamova@mail.ru

А. Ш. Хасанова 1 З. Н. Мирзагалямова 1

1 Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева - КАИ, г. Казань

К ВОПРОСУ О КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Аннотация

Цель исследования: анализ проводимой реформы в сфере образования, изучение подходов российских и зарубежных ученых к оценке конкурентоспособности высших учебных заведений с целью выявления новых механизмов деятельности вузов с учетом рыночного и интеграционного контекстов существования.

Методы исследования: анализ и синтез, сравнение, группировка, детализация и обобщение, исторический и логический анализ.

Результаты: представлен ряд характерных особенностей функционирования высшей школы в России; проведена группировка различных задач в программную систему приоритетов в целях совершенствования системы высшего образования.

Научная новизна: выделены особенности функционирования высшей школы в России; выявлены детерминанты конкурентоспособности образовательных учреждений и ее дифференцированные показатели.

Практическая значимость: анализ существующих подходов российских и зарубежных ученых к оценке конкурентоспособности позволил сгруппировать различные показатели деятельности вуза и его структурных подразделений в 6 групп.

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 3-4(2017)"^^« Economics and management

< iAgTWEST > 3

sceJCEUnrrrs

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

Ключевые слова: трансформация системы образования, взаимозависимость образовательного учреждения и общей экономической системы, образовательная услуга как экономическая категория, экономические интересы субъектов рынка образовательных услуг, конкурентоспособность вуза, показатели конкурентоспособности, совершенствование системы образования.

введение

Перед российским обществом на современном этапе стоит задача достижения технологического лидерства экономики, обеспечения устойчивого экономического роста, увеличения реальных доходов граждан. На их решения направлены экономические реформы, в том числе и в сфере образования [1; 2]. Инновацион-ность в качестве важнейшей черты новой экономики проявляется, прежде всего, в способности трансформировать знания (итог образовательной и научной деятельности) в создание новых продуктов, процессов, услуг [3]. Новая экономика для своего воспроизводства требует нового видения, новых подходов и новых планов действия, предполагает наличие условий, которые стимулировали бы отдельных лиц и предприятия к созданию следующего поколения знаний, технологий, бизнес-моделей и систем динамичного управления [4; 5]. В период становления экономики знаний, стремительного развития технологий и роста потребностей в новых умениях и квалификациях особенно возрастает роль высшего профессионального образования. Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.

Темпы научно-технического прогресса, тенденции мирового развития в условиях глобализации требуют постоянных корректив в системе образования. Можно выделить следующие особенности современного этапа социально-экономического развития страны, оказывающие влияние на трансформацию системы образования:

- гражданское общество формирует условия для самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций. В реализации своих способностей люди в таком обществе не зависимы от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Основными признаками гражданского общества являются: наличие в обществе свободных владельцев средств производства; развитая демократия; правовая защищённость граждан; определённый уровень гражданской культуры; высокий образовательный уровень

населения; наиболее полное обеспечение прав и свобод человека; самоуправление; конкуренция образующих его структур и различных групп людей; свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм; сильная социальная политика государства; многоукладная экономика; большой удельный вес в обществе среднего класса. Расширение возможностей политического и социального выбора вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

- переход к постиндустриальному, информационному обществу сопровождается значительным расширением масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают общекультурные компетенции;

- возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодежи;

- динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности. Критерием эффективности освоения знаний и навыков обучающихся выступают сформированные профессиональные компетенции [6]. При этом возрастают интеграционные усилия образовательно и профессионального сообществ [7].

- возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80 процентов национального богатства, что, в свою очередь, обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения. В экономике знаний только благодаря человеческому капиталу можно сделать экономический прорыв на основе инноваций, обеспечить конкурентоспособность Российской экономики, моделировать качество конкурентоспособной промышленной продукции [8].

Устойчивый интерес исследователей к современным проблемам вузов позволяет отметить ряд харак-

Economics and management

< EASTWEST >

SdB*ELMTTS

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 3-4 (2017)

терных особенностей функционирования высшей школы в России:

- наличие нерациональной финансовой политики государства, не учитывающей инвестиционный потенциал образования. Тенденцией современного этапа развития является урезание государственного финансирования вузов. В 2011 году в структуре средств государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования на долю бюджетных средств приходилось 59,6 % [9, С. 92]; существуют определенные недостатки в методике финансового обеспечения направлений подготовки: отсутствие прозрачности системы, объективного подсчета реальных затрат на реализацию образовательных программ, обучение на подготовительных отделениях для иностранных студентов не охватывается ни одним из уровней образования и не включается в подсчет финансового обеспечения. Государство не обеспечивает гарантированного уровня заработной платы профессорско-преподавательского состава. Он достигается за счет внебюджетных источников, субсидий по науке, средств грантовой деятельности;

- нехватка квалифицированных вузовских управленцев, учитывающих новую направленность менеджмента высшей школы, который становится более предпринимательским и корпоративно-рациональным;

- необходимость сбалансированности консерватизма высшего образования, обеспечивающего его фундаментальность и устойчивость, и адаптивности, связанной с учетом динамичных особенностей и потребностей современного общества [10];

- устойчивая тенденция к массовости образования наряду с ухудшением квалификационной и возрастной структуры занятости.

- наличие барьеров между научными достижениями и их практической реализацией.

Данные особенности наряду с динамизмом среды функционирования предопределяют необходимость выявления новых механизмов деятельности вузов с учетом рыночного и интеграционного контекстов существования.

На сегодняшний день объективной реальностью становится трансформация высшего учебного заведения в один из субъектов рыночной экономики. Рынок определяет отношения и взаимозависимость образовательного учреждения и общей экономической системы.

При этом отличительной особенностью вузов является выход с одним и тем же продуктом на два вза-

имосвязанных рынка: рынок образовательных услуг и рынок труда [11, С. 30].

Для решения задач адаптации, выживания и развития в рыночных условиях у вузов появилась потребность в обеспечении конкурентоспособности [12].

Образовательная услуга как экономическая категория выражает экономические отношения в области образования между потребителями и производителями образовательных услуг. Субъектами этого рынка выступают домохозяйства, образовательные учреждения, государство. На рынке образовательных услуг происходит постоянный процесс взаимодействия администрации образовательных учреждений и профессорско-преподавательского состава, абитуриентов и их родителей, студентов и работодателей. Экономические интересы субъектов рынка образовательных услуг противоречивые. Так, государство и образовательные учреждения заинтересованы в воспроизводстве качественного человеческого капитала, а работодателей интересует собственно профессиональная подготовка. В условиях двухуровневой подготовки (бакалавр, магистр) это выражается в различной оценке участниками образовательного процесса выпускников. Работодатели редко позиционируют выпускника — бакалавра на должности, требующие высшего образования. Вузы и выпускники при этом позиционируют себя специалистами с высшим образованием.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что образовательная услуга — это процесс формирования компетенций (знаний, умений, навыков, способностей) потребителя как субъекта общественно-экономических отношений с целью удовлетворения его личностно-профессиональных потребностей.

Высокая конкурентоспособность вуза позволяет:

- получить большие по сравнению с конкурентами финансовые ресурсы за счет расширения платных услуг населению;

- получить дополнительные финансовые ресурсы со стороны государства за счет оказания более качественных услуг и получения дополнительного государственного заказа;

- получить дополнительные финансовые ресурсы от представителей рынка труда за счет заключения контрактов на подготовку и переподготовку специалистов для конкретных предприятий;

- иметь возможность приобретать в приемную кампанию больший объем человеческого капитала за счет престижности обучения [4].

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 3-4(2017)

< iAgTWEST >

SCBJCEWrTTS

Economics and management

Для достижения показателей конкурентоспособности образовательных услуг необходимо определить: состав реализуемых направлений бакалавриата; направления научных и методических исследований; объем спроса на предоставляемые услуги по регионам; состав базовых потребителей предоставляемых услуг; распределение средств по направлениям деятельности и подразделениям; принципы поддержания и наращивания квалификационного уровня преподавателей и сотрудников; принципы ценовой политики на выполняемые государственные и хозрасчетные услуги; показатели предпочтительности услуг университета по сравнению с конкурирующими вузами и научными организациями; структуру источников финансирования; соотношение между текущим потреблением и инвестициями в развитие.

Учитывая существующие подходы российских и зарубежных ученых к оценке конкурентоспособности, общую совокупность показателей деятельности вуза и его структурных подразделений можно объединить в 6 групп:

- показатели экономичности показывают соотношение достигаемых результатов и затрачиваемых ресурсов;

- показатели качества обучения отражают степень соответствия образовательной услуги требованиями работодателей, государственным стандартам и ожиданиям потребителей;

- показатели условий обучения характеризуют степень соответствия принятых условий учебы и труда требованиям санитарии, экологии и безопасности, а также обеспеченностью современным учебным оборудованием, доступностью и качеством учебной и научной литературы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- показатели результативности дают оценку востребованности выпускников вуза по конкретной специальности на рынке труда;

- показатели потенциала образовательного учреждения показывают возможности вуза в учебно-методической, научно-педагогической, хозяйственно-экономической деятельности;

- показатели адаптивности образовательного учреждения отражают оперативность реагирования на изменяющиеся потребности общества.

Процедура оценки конкурентоспособности образовательных услуг включает два аспекта. Первый — надо проанализировать массив так, чтобы выделить главные характеристики, свойственные природе кон-

курентоспособности образовательных услуг. Другими словами, определить число и природу наиболее существенных и относительно независимых характеристик. Здесь целесообразно применить факторный анализ. Второй — специальности/направления бакалавриата отличаются друг от друга наличием содержательно разного труда, разным удельным весом творческого, технического труда профессорско-преподавательского состава, стоимости оборудования и техническо-материальной базы и т. п. Важно проанализировать каждую образовательную услугу, с тем, чтобы определить «лидеров» рынка образовательных услуг и «аутсайдеров».

Таким образом, оценка конкурентной позиции образовательной услуги вуза позволяет решить ряд взаимосвязанных задач:

- определить особенности развития конкурентной ситуации на рынке образовательных услуг, с тем, чтобы наиболее объективно определить квоту бюджетного финансирования;

- установить степень доминирования конкретной специальности/направления бакалавриата вуза на рынке труда для организации рационального использования, как бюджетных средств, так и средств населения на подготовку специалистов в регионе;

- выделить ближайшие вузы-конкуренты и установить относительную позицию вуза среди участников рынка образовательных услуг;

- при разработке стратегии вуза опираться на информацию о вузах-конкурентах в регионе и в стране;

- обоснованно подойти к вопросам разработки стратегии конкуренции, учитывающей конкурентную позицию специальностей/направлений бакалавриата вуза в регионе и с учетом особенности его рыночного окружения.

Можно сформулировать ряд задач, которые нужно решить в целях совершенствования системы образования, сгруппировав их в следующую программную систему приоритетов: создание равных возможностей доступа к образованию для различных категорий населения (в том числе и через развитие дистанционного образования); создание нового финансового механизма управления образованием и условий для повышения качества образования; формирование механизмов государственно-общественного управления системой образования; оптимизация сети региональных образовательных учреждений; формирование эффективной программы развития кадров

Economics and management

< EAiTWEST >

SdB*ELMTTS

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 3-4 (2017)

для региональной системы образования; развитие отношений партнерства между региональной системой образования и другими организациями и социальными институтами; обеспечение социальной защиты студентов и работников системы образования. Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) расширение финансово-хозяйственной самостоятельности бюджетных учреждений, изменение в механизмах взаимодействия государственных органов с подведомственными учреждениями (переход от сметы к субсидиям; появление планов и отчетов о результатах деятельности; предоставление образовательным учреждениям больших прав в распоряжении доходами и др.) направлены на укрепление зависимости объемов бюджетного финансирования от результатов деятельности учреждений и, следовательно, на повышение эффективности расходования бюджетных средств;

2) повышение уровня экономической безопасности вуза непосредственно связано с формированием набора эффективных инструментов, обеспечивающих его устойчивое экономическое развитие, как способа реализации целей и задач. Значительное влияние на выбор средств, способов и методов повышения уровня экономической безопасности вуза оказывают специфические особенности экономики образования и выявленные факторы. Следовательно, можно сделать вывод о качественном изменении характера и направлений необходимой деятельности образовательных учреждений по обеспечению экономической безопасности в изменившихся социально-экономических и институциональных условиях;

3) в результате расчета нормативов затрат:

- обеспечено распределение статей бюджетной сметы по направлениям затрат, соответствующим положениям нормативных правовых актов, которые в настоящее время регулируют вопросы финансового обеспечения выполнения государственного задания;

- направления затрат, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги, отделены от направлений затрат, которые не связаны с оказанием государственной услуги;

- использование индивидуальных нормативов позволяет учесть особенности каждого образовательного учреждения, специфику предоставляемых услуг, сложившуюся материально-техническую базу, степень обеспеченности инженерной инфраструктурой, географическое положение и другие факторы, оказывающие существенное влияние на стоимость подготовки учащихся.

Такой подход снизил риски резкого изменения уровня финансового обеспечения бюджетных учреждений в первый год введения нового механизма финансирования, поскольку нормативные затраты определяются исходя из фактических расходов учреждения. При этом, однако, следует иметь в виду, что индивидуальные нормативы не могут обеспечить прозрачности распределения объемов финансирования между учреждениями, не создают стимулов для сокращения издержек, привлечения внебюджетных источников финансового обеспечения и, как следствие, для повышения эффективности деятельности учреждений и эффективного использования бюджетных средств. Поэтому следующим шагом внедрения нормирования затрат в бюджетных учреждениях может стать разработка групповых нормативов.

Список литературы:

1. Хасанова А. Ш. Четверть века реформ российской экономики: блуждает ли в лабиринте или беге на месте? // Индийский журнал по науке и технике. - 2015. - Том 8 (Б10). - Б01: 1РЬ0802.

2. Александров А. Ю. Организация учебного процесса в условиях перехода на новые образовательные стандарты // Вестник Чувашского университета. - 2013. - № 2. - С. 111-115.

3. Афанасьева Н. В., Кадышев Е. Н., Афанасьев В. В. Роль малых инновационных предприятий при вузах в повышении конкурентоспособности региональной экономики // Вестник Чувашского университета. -2013. - № 4. - С. 285-291.

4. Батайкин П. А., Хасанова А. Ш., Шлычков В. В., Тумашев А. Р., Туумашева М. В. Экономический рост в условиях ресурсных ограничений: ординальный подход к оптимизации структуры макроэкономического производства // Журн. Прикладных экономических наук. XI. - Вып. 3 (41). - Р. 521-531.

5. Нестулаева Д. Р. Электронное образование как новая форма подготовки квалифицированных кадров для модернизационной экономики // Вестник экономики, права и социологии. - 2015. - № 1. - С. 35-37.

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 3-4(2017)"^^« Economies and management

< iAgTWEST > 3

sce*EwrTTs

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

6. Комелина В. А., Мирзагалямова З. Н., Габбасова Л. Б., Лаврентьев С. Ю., Харисова Г. М. Особенности формирования экономической компетентности студентов // Международный обзор менеджмента и маркетинга. Международный обзор менеджмента и маркетинга. - 2016.- 6 (1). - Р. 53-57.

7. Сибгатова К. И., Мирзагалямова З. Н., Пупышева Е. Л., Мирзанагимова Ф. И., Шкиндерова И. Н. Нуриева Е. Н. Формирование готовности учителей образовательных учреждений и профессионального сообщества к реализации руководства по совместному воспитанию учащихся // Журнал естественных наук. -2014. - 3 декабря. - DOI: 10.5539/RES.V7N1P74.

8. Гумеров А. В., Бабушкин В. М., Моисеев Р. Е., Николаева А. Б., Биктемирова М. К., Нуряхметова С. М., Харисова Р. Р., Рукокойникова В. П. Моделирование функций качества продукции промышленных предприятий // Международный обзор менеджмента и маркетинга. - 2016. - Т. 6. - № 1. - С. 165-169.

9. Индикаторы образования. Статистический сборник. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», - 2013. - С. 92.

10. Данилова С. В. Балльно-рейтинговая методика оценки конкурентоспособности вузов// Вестник Сам ГУ -№ 4 (105). - С. 19-26.

11. Высшее образование и рынок труда: парадигма взаимодействия // Высшее образование сегодня. - 2005. -№ 6. - С. 30.

12. Александров А. Ю., Верещак С. Б., Иванова О. А. Правовые вопросы соотношения государственного и общественного контроля в сфере высшего образования // Актуальные проблемы экономики и права. -№ 2. -140-146.

информация об авторе

Хасанова Асия Шамилевна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической теории Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева-КАИ, г. Казань

Адрес: 420111 г. Казань, ул. К. Маркса, 10 Тел.: +7 (843) 231-01-09 E-mail: khasanovaas@mail.ru ORCID: 0000-0002-4987-8952

Мирзагалямова Зульфия Нурулловна, кандидат экономических наук, профессор кафедры экономической теории Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева-КАИ, г. Казань

Адрес: 420111 г. Казань, ул. К. Маркса, 10 Тел.: +7 (843) 231-01-09 E-mail: zmirzagalyamova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.