Научная статья на тему 'Правовое обеспечение осуществления морских грузоперевозок'

Правовое обеспечение осуществления морских грузоперевозок Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
597
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
грузоперевозки / морской транспорт / обеспечение безопасности / чартер / условия перевозки / особенности морской перевозки / cargo transportation / sea vessels / provision of security / charter / terms of transportation / special features of maritime transportation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мигда Наталья Сергеевна, Петрова Анна Руслановна

Цель: провести анализ осуществления грузоперевозок морским транспортом, в частности, анализ угроз безопасности грузу, судну и экипажу во время перевозки. Методы: в работе использовались как общие методы, например, дедукции, анализа и синтеза, так и частнонаучные юридические методы, например, сравнения и формально-юридический методы. Результаты: проведя анализ действующего международного и национального законодательства в области грузоперевозок морским транспортом, в частности, делая акцент на обеспечение безопасности при осуществлении грузовых перевозок, был сделан вывод, что современное законодательство не в полном объеме обеспечивает стабильность и безопасность перевозимого груза, судна, экипажа, а также окружающей среды. Научная новизна: в статье приведен комплексный анализ вопроса обеспечения безопасности при осуществлении грузоперевозок, выявлены особенности при перевозки морским транспортом. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов обеспечения безопасности при грузоперевозке морским транспортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL SUPPORT FOR IMPLEMENTATION OF THE MARITIME CARGO TRANSPORTATION

Objective: to analyze implementation of cargo transportation via sea vessels, in particular to analyze security threats to cargo, vessel and crew during transportation. Methods: in the study we used common methods, such as deduction, analysis and synthesis, as well as specific scientific legal methods, such as comparison and formal legal methods. Results: after analyzing the existing international and national legislation in the field of cargo transportation via sea vessels, in particular laying emphasis on provision of security during implementation of cargo transportation, it was concluded, that the current legislation does not fully ensure stability and safety of the cargo, vessel, crew, as well as environment. Scientific novelty: in this article we presented a comprehensive analysis of the issue concerning provision of security during implementation of cargo transportation, and revealed special features during transportation via sea vessels. Practical relevance: main propositions and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogic activities in the consideration of issues concerning provision of security during cargo transportation via sea vessels.

Текст научной работы на тему «Правовое обеспечение осуществления морских грузоперевозок»

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 1-2 (2017)^^^ Science of law

< iAgTWEST >

K»*EUHrTTS

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

UDC 341.244.7 DOI: http://dx.doi.org/10.20534/AJH-17-1.2-250-254

N. S. Migda 1 A. R. Petrova 1

1 Federal State-Financed Educational Institution of Higher Education Admiral Ushakov Maritime State University,

Novorossiysk, Russia

LEGAL SUPPORT FOR IMPLEMENTATION OF THE MARITIME CARGO TRANSPORTATION

Abstract

Objective: to analyze implementation of cargo transportation via sea vessels, in particular to analyze security threats to cargo, vessel and crew during transportation.

Methods: in the study we used common methods, such as deduction, analysis and synthesis, as well as specific scientific legal methods, such as comparison and formal legal methods.

Results: after analyzing the existing international and national legislation in the field of cargo transportation via sea vessels, in particular laying emphasis on provision of security during implementation of cargo transportation, it was concluded, that the current legislation does not fully ensure stability and safety of the cargo, vessel, crew, as well as environment.

Scientific novelty : in this article we presented a comprehensive analysis of the issue concerning provision of security during implementation of cargo transportation, and revealed special features during transportation via sea vessels.

Practical relevance: main propositions and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogic activities in the consideration of issues concerning provision of security during cargo transportation via sea vessels.

Keywords: cargo transportation, sea vessels, provision of security, charter, terms of transportation, special features of maritime transportation.

References:

1. Pravo. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki, N 2, aprel-iyun 2016 g., s. 171-185.

2. Grazhdansky kodeks Rossyskoy Federatsii (chast pervaya) ot 30.11.1994 N 51-FZ (red. ot 07.02.2017)//"So-braniye zakonodatelstva RF", 05.12.1994, N 32, st. 3301.

3. Postanovleniye Pravitelstva RF ot 17.10.2009 N 832 O realizatsii polozheny Mezhdunarodnoy konventsii po okhrane chelovecheskoy zhizni na more 1974 goda i Mezhdunarodnoy konventsii o podgotovke i diplomirovanii moryakov i nesenii vakhty 1978 goda//"Sobraniye zakonodatelstva RF", 26.10.2009, N 43, st. 5081.

4. Alekseyev S. S. Grazhdanskoye pravo: uchebnik//Moskva: Prospekt, 2015.

5. Kodeks torgovogo moreplavaniya Rossyskoy Federatsii ot 30.04.1999 N 81-FZ (red. ot 03.07.2016) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2017)//"Rossyskaya gazeta", N 85-86, 01-05.05.1999.

6. Mezhdunarodnaya konventsiya po poisku i spasaniyu na more 1979 goda//[Elektronny resurs] URL: http://docs. cntd.ru/document/901824783 (data obnovleniya: 30.11.2016).

7. Golubkina K. V. Problemy v sfere realizatsii transportnoy bezopasnosti//Vestnik mezhdunarodnykh nauchnykh konferentsy. 2015. № 9 (13). S. 53-62.

8. Golovina A. A. Problemnye voprosy mezhdunarodno-pravovogo regulirovaniya borby s aktami morskogo pirat-stva//Aspirant i soiskatel. 2015. № 3 (87). S. 49-51.

9. Erpyleva N.Yu. Aktualnye problemy teorii i praktiki mezhdunarodnogo transportnogo prava//Advokat. 2003. N 2. S. 33.

10. Ivanov G. G. Morskiye perevozchiki v ozhidanii novykh pravil, vozmozhno, Rotterdamskikh pravil//Transport-noye pravo. 2008. N 4. S. 5-9.

Science of law « Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 1-2 (2017)

< BAiTWEST >

SdB*ELMTTS

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

Information about the authors

Migda Natalya Sergeyevna, Candidate ofJuridical Sciences, Associate Professor of the Public Law Department

Federal State Budgetary General Educational Institution of Higher Education

"State Maritime University named after Admiral F. F. Ushakov"

353918, Novorossiysk City, Lenin avenue, 93, Tel. 8 (8617) 71-75-25

E-mail: Natashachebanova90@gmail.com

ORCID : http://orcid.org/0000-0001 -6370-7415

Petrova Anna Ruslanovna, student of the 2 Year in major "Jurisprudence" Federal State Budgetary General Educational Institution of Higher Education "State Maritime University named after Admiral F. F. Ushakov" 353918, Novorossiysk City, Lenin avenue, 93, Tel. 8 (8617) 71-75-25 E-mail: anyapetrova83@gmail.com ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1834-0287

н.С. мигда 1 А.Р. Петрова 1

1 Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего образования Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова, Новороссийск, Россия

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МОРСКИХ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК

Аннотация

Цель: провести анализ осуществления грузоперевозок морским транспортом, в частности, анализ угроз безопасности грузу, судну и экипажу во время перевозки.

Методы: в работе использовались как общие методы, например, дедукции, анализа и синтеза, так и частнонаучные юридические методы, например, сравнения и формально-юридический методы.

Результаты: проведя анализ действующего международного и национального законодательства в области грузоперевозок морским транспортом, в частности, делая акцент на обеспечение безопасности при осуществлении грузовых перевозок, был сделан вывод, что современное законодательство не в полном объеме обеспечивает стабильность и безопасность перевозимого груза, судна, экипажа, а также окружающей среды.

Научная новизна: в статье приведен комплексный анализ вопроса обеспечения безопасности при осуществлении грузоперевозок, выявлены особенности при перевозки морским транспортом.

Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов обеспечения безопасности при грузоперевозке морским транспортом.

Ключевые слова: грузоперевозки, морской транспорт, обеспечение безопасности, чартер, условия перевозки, особенности морской перевозки.

введение

На сегодняшний день перевозка грузов по морю приобретает все большую востребованность. Действительно, ведь морской транспорт не имеет альтернатив, конкуренцию ему может составить только воздушное передвижение, если говорить о нацио-

нальной специфике Российской Федерации, то это железнодорожный транспорт, и набирающий популярность трубопроводный способ перевозки грузов. Одними из ключевых факторов, влияющими на рост спроса перевозки грузов морем являются следующие:

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 1-2 (2017)

< iAgTWEST >

SCBJCEUHrTTS

ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online)

Science of law

1. перевозить с помощью морской транспортировки можно любой груз, ведь существует огромное разнообразие видов морского транспорта: сухогрузы приспособлены для перевозки различных сухих грузов, например, зерно, лес, уголь; ролкеры осуществляют доставку груза на колесах — автомобили, вагоны, транспорт; контейнеровозы перевозят груз в специальных контейнерах, чаще всего таким образом доставляется единичный груз, например, косметика, телевизоры, одежда и т. д.; рефрижераторы — специализированные суда для перевозки скоропортящихся грузов — рыбных, мясных продуктов и фруктов; танкеры предназначены для перевозки наливных грузов, чаще всего нефти; химовозы наливные суда для перевозки жидких и расплавленных химических веществ, опасных для людей и окружающей среды;

2. морские суда могут перевозить огромное количество товаров за один рейс, то есть обладает огромной грузовместительностью;

3. низкая стоимость перевозки, так как морским судам нужно гораздо меньше топлива и энергии для движения по морю;

4. высокая безопасность груза при перевозке морским транспортом.

результаты исследования

Анализируя все перечисленные преимущества, особенное внимание хочется уделить последнему пункту. Как осуществляется безопасная перевозка груза, как контролируется, какими нормативно-правовыми актами регулируется, какие факторы могут помешать качественно перевести груз, все эти вопросы составляют основу для осуществления транспортировки груза по морю и неотъемлемым с юридической стороны, ведь в этом заинтересован не только грузополучатель, но и грузоотправитель.

На сегодняшний день доставка всех грузов осуществляется по всему миру, следовательно, регулируется не только российским законодательством, но и международным правом, основу которой составляет 4 конвенции [1].

Нормативно-правовые акты, регулирующие перевозки груза по морю следующие: в международном праве — это Гаагские правила, Гамбургские правила, Роттердамские правила, а также различные международные конвенции; в национальном законодательстве — это Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс торгового мореплавания.

Все вышеперечисленные нормативно-правовые акты регулируют осуществление доставки, перевозки, безопасности судоходства и регулирования движения судов, а так же права, обязанности и требования к экипажу судна, осуществление портового контроля, порядок заключения, исполнения и расторжения договоров [2], порядок действия при аварии, защиту морского дна от загрязнения, защиту моря от выбросов бензина и нефти, защита морской среды в целом, сохранения живых ресурсов моря;

предотвращения нарушения рыболовных законов и правил прибрежного государства сохранения окружающей среды; морских научных исследований и гидрографических съемок;

предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил прибрежного государства. За соблюдением требований, которые определены данным законодательством осуществляет контроль Министерство транспорта Российской Федерации [3].

Существует договора, без которых груз не сможет даже выйти из порта, это коносамент и чартер [4].

В коносамент должны быть включаются множество пунктов об осуществлении транспортировки груза, в том числе и безопасность, что касается её, то в первую очередь это наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество, при этом все данные указываются так, как они представлены отправителем, а также внешнее состояние груза и его упаковки [5]. Это обеспечивает не только безопасность экипажа, но и безопасность доставки сохранного груза получателю.

Так же существует внутренние положения и требования к самим работникам морского транспорта. Первым главным требованием является диплом моряка и квалификация. В командный состав судна допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, и прошедшие профессиональный отбор и профессиональную подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти. Вторым важным требованием к работникам морского транспорта является особое внимание к прохождению медицинской комиссии. Ни одно лицо не может быть принято на судно, если оно не имеет удостоверения, которое подтвержда-

Science of law

< EASTWEST >

SdB*ELMTTS

ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online)

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 1-2 (2017)

ет его профессиональную пригодность, отсутствие опасных заболеваний и возможность работать в море.

Не квалифицированные действия любого члена экипажа, может привести к крупной аварии, которая может вызвать большие потери не только среди персонала, но и нанести ущерб грузу и самому судну. Так же большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов.

Устранением аварии и её последствий занимаются специальные службы, к которым относятся: аварийно-спасательные, поисково-спасательные, поисковые и спасательные службы, формирования, команды и подразделения, специально подготовленные и аттестованные в установленном порядке.

С целью устранения аварии, поиска и спасения людей, была создана Международная конвенция по поиску и спасанию 1979 года (Конвенция САР-79) [6]. Для этого весь мировой океан покрывается сетью поисково-спасательных районов, в которых государства берут ответственность за организацию надлежащего поиска и спасания терпящих бедствие на море людей независимо от их статуса и национальной принадлежности. Границы морских поисково-спасательных районов определяются путем заключения двухсторонних и многосторонних соглашений сопредельных государств.

Чтобы избежать чрезвычайных ситуаций и снизить вероятность их появления, необходимо выполнять все положения и правила поведения на борту судна, используя внутренние инструкции, имеющиеся на борту каждого судна.

Другая мера по обеспечению безопасности судна, груза, фрахта, а также платы за проезд пассажира, платы за пользование судном, ожидаемой от груза прибыли и другие обеспечиваемые судном, грузом и фрахтом требований, заработной платы и иных причитающихся капитану судна и другим членам экипажа судна суммы, в том числе расходы на репатриацию, ответственность судовладельца и принятый на себя страховщиком риск (перестрахование) является страхование.

Еще один важный вопрос, который надо затронуть в данной статье, связан с современным пират-

ством [7]. Как по теории защищать судно и экипаж от нападения должна страна, под флагом которой ходит борт. Но существует ряд юридических проблем, решение которых крайне затруднено [8].

Как уже было отмечено выше, суда, как правило, ходят под «удобными» флагами (Панамы, Либерии, Монголии, Камбоджи и т. д.), их команды почти всегда состоят из представителей нескольких стран. В итоге очень часто бывает неясно, кто именно должен защищать каждое конкретное судно. Страна, чьей судно формально принадлежит, в реальности не имеет к нему никакого отношения, кроме того, не располагает силами и средствами для освобождения судов. Поэтому захват судна пиратами становится, как правило, проблемой только и исключительно компании-судовладельца, которая нередко не имеет ни средств, ни желания спасать судно и моряков (причём моряки, как уже было сказано, могут не иметь никакого отношения ни к стране, флаг которой развевается над судном, ни к стране, где «прописана» компания-судовладелец). Выплата выкупа оказывается очень часто единственно возможным вариантом. И единственным средством защиты, и обеспечением безопасности может являться принятие антипиратских мер, следовательно, судно должно быть защищено как внутренне, так и внешне, борта должны быть обмотаны колючей проволокой, члены экипажа должны быть снаряжены защитным оборудованием, должен быть проведен инструктаж, компания-владелец должна представить военное сопровождение.

ВЬШоды:

Морские перевозки в настоящее время являются одним из основных способов передвижения и доставки всех типов груза, также является главным торговым помощником и основой развития экономических связей и отношений, благодаря ему осуществляется рост товарооборота, все это важно как для внутреннего благосостояния страны, так и для получения взаимовыгоды с зарубежными партнёрами. А следовательно, одним из главных пунктов для эксплуатации такого рода транспорта является необходимость в обеспечении полной безопасности как и в отношении работников, окружающей среды, так и для сохранности загрузки, перевозки, разгрузки и доставки.

Список литературы:

1. Журнал «Право. Журнал Высшей школы экономики», N 2, апрель-июнь 2016 г. С. 171-185.

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 1-2 (2017)"^^« Science of law

< IAgTWEST >

SCBJCEUHrTTS

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017)//"Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

3. Постановление Правительства РФ от 17.10.2009 N 832 "О реализации положений Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года"//"Собрание законодательства РФ", 26.10.2009, N 43, ст. 5081.

4. Алексеев С. С. Гражданское право: учебник//Москва: Проспект, 2015.

5. "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)//"Российская газета", N 85-86, 01-05.05.1999.

6. Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 года//[Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/901824783 (дата обновления: 30.11.2016).

7. Голубкина К. В. Проблемы в сфере реализации транспортной безопасности//Вестник международных научных конференций. 2015. № 9 (13). С. 53-62.

8. Головина А. А. Проблемные вопросы международно-правового регулирования борьбы с актами морского пиратства//Аспирант и соискатель. 2015. № 3 (87). С. 49-51.

9. Ерпылева Н. Ю. Актуальные проблемы теории и практики международного транспортного права// Адвокат. 2003. N 2. С. 33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Иванов Г. Г. Морские перевозчики в ожидании новых правил, возможно, Роттердамских правил //Транспортное право. 2008. N 4. С. 5-9.

информация об авторах

мигда наталья Сергеевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры Публичное право

Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего образования

Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова

353918, г. Новороссийск, пр-т Ленина, 93, тел. 8 (8617) 71-75-25

E-mail: Natashachebanova90@gmail.com

ORCID: http://orcid.org/0000-0001-6370-7415

Петрова Анна Руслановна, студент 2 курса направления подготовки «Юриспруденция»

Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего образования

Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова

353918, г. Новороссийск, пр-т Ленина, 93, тел. 8 (8617) 71-75-25

E-mail: anyapetrova83@gmail.com

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1834-0287

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.