Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ / СТИЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО / БАКАЛАВРИАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Наталия Гурьевна, Стрижакова Людмила Николаевна

Цель: разработать практические рекомендации, направленные на повышение уровня удовлетворенности студентов качеством образовательного процесса. Методы: анализ научно-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование, ранжирование. Результаты: Наиболее важными профессиональными качествами преподавателей Университета студенты считают способность педагога полноценно отвечать на вопросы студентов (на что указали 90,2% опрошенных). Более 80% респондентов отметили: важность предоставления преподавателями информации о возможных рисках медицинских вмешательств; интересного изложения учебного материала; строгого соответствия материала, обсуждаемого на лекционных и практических занятиях, экзаменационным вопросам. Наиболее важным личностным качеством с точки зрения студентов является заинтересованность преподавателя в том, чтобы все студенты освоили неясные для них вопросы (88,4%). Выявлен высокий уровень удовлетворенности студентов профессиональными и личностными качествами преподавателей, и признание того, что они в значительной мере способствуют усвоению знаний и навыков, особенно по дисциплинам психолого-педагогического (80,5%) и административно-управленческого блока (81,5%). Научная новизна: в статье впервые представлены результаты исследования, которые важны с точки зрения профессиональных и личностных качеств преподавателей высшей школы. Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут быть использованы в работе аналитического и учебно-методического отделов образовательной организации высшей школы при ежегодном анализе рейтинга преподавателей и кафедр на основании данных анкетирования студентов, а также для разработки мер по совершенствованию организации учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Наталия Гурьевна, Стрижакова Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NECESSARY PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES OF HIGH SCHOOL TEACHERS ACCORDING TO STUDENTS

Objective: to develop practical recommendations aimed at increasing the level of student satisfaction with the quality of the educational process. Methods: analysis of scientific and pedagogical literature, observation, survey, ranking. Results: the most important professional qualities of University teachers are considered by students to be the ability of a teacher to fully answer students ‘ questions (as indicated by 90.2% of respondents). More than 80% of respondents noted: the importance of providing teachers with information about possible risks of medical interventions; interesting presentation of educational material; strict compliance of the material discussed in lectures and practical classes with exam questions. The most important personal quality from the point of view of students is the teacher’s interest in ensuring that all students master issues that are unclear to them (88.4%). A high level of students ‘ satisfaction with professional and personal qualities of teachers was revealed, and the recognition that they significantly contribute to the acquisition of knowledge and skills, especially in the disciplines of psychological and pedagogical (80.5%) and administrative and managerial block (81.5%). Scientific novelty: the article presents for the first time the results of research that are important from the point of view of professional and personal qualities of higher school teachers. Practical significance: the results of the study can be used in the analytical and educational departments of educational organization of higher school with an annual analysis of ranking of teachers and departments on the basis of data from the survey of students, as well as to develop measures on improvement of organization of educational process.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 7 - 8 (2020)

Pedagogy

ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online)

УДК 378.4

DOI: 10.29013/AJH-20-7.8-22-28

Pedagogy Педагогика

Н. Г. ПЕТРОВА 1, Л. Н. СТРИЖАКОВА 2,

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Аннотация:

Цель: разработать практические рекомендации, направленные на повышение уровня удовлетворенности студентов качеством образовательного процесса.

Методы: анализ научно-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование, ранжирование.

Результаты: Наиболее важными профессиональными качествами преподавателей Университета студенты считают способность педагога полноценно отвечать на вопросы студентов (на что указали 90,2% опрошенных). Более 80% респондентов отметили: важность предоставления преподавателями информации о возможных рисках медицинских вмешательств; интересного изложения учебного материала; строгого соответствия материала, обсуждаемого на лекционных и практических занятиях, экзаменационным вопросам. Наиболее важным личностным качеством с точки зрения студентов является заинтересованность преподавателя в том, чтобы все студенты освоили неясные для них вопросы (88,4%). Выявлен высокий уровень удовлетворенности студентов профессиональными и личностными качествами преподавателей, и признание того, что они в значительной мере способствуют усвоению знаний и навыков, особенно по дисциплинам психолого-педагогического (80,5%) и административно-управленческого блока (81,5%).

Научная новизна: в статье впервые представлены результаты исследования, которые важны с точки зрения профессиональных и личностных качеств преподавателей высшей школы.

Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут быть использованы в работе аналитического и учебно-методического отделов образовательной организации высшей школы при ежегодном анализе рейтинга преподавателей и кафедр на основании данных анкетирования студентов, а также для разработки мер по совершенствованию организации учебного процесса.

Ключевые слова: образование, педагогическая деятельность, обучение, стиль, профессиональная компетенция, информационная компетентность, коммуникативная компетентность, сестринское дело, бакалавриат.

Как цитировать статью: Петрова Н. Г., Стрижакова Л. Н. Профессиональные и личностные качества преподавателей Высшей Школы в Представлениях Студентов Медицинского Вуза // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences, 2020. - No. 7-8. - P. 22-28. DOI: https://doi.org/10.29013/AJH-20-7.8-22-28

Введение. Формирование целостной системы воспроизводства кадров для научно-технологического развития страны, сохранение позиции России

в числе ведущих стран мира по качеству общего и профессионального образования обеспечивается наличием высококвалифицированных кадров, обладающих

Pedagogy

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 7 - 8 (2020)

ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online)

высоким уровнем профессиональной компетенции. В соответствии с прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденным Правительством Российской Федерации 22 ноября 2018 г. развитие образования будет направлено на повышение конкурентоспособности российского образования; воспитание гармонично развитой личности [6].

Достижение этих задач, обеспечение качества профессиональной подготовки выпускников ВУЗов невозможно без наличия достаточного числа высокопрофессиональных преподавателей, владеющих совокупностью компетенций и обладающих должными личностными (социально значимыми) качествами [3; 8]. Именно преподаватели в процессе педагогической деятельности должны не только передать молодому поколению накопленные человечеством знания, но и увязать эту деятельность с текущими и перспективными потребностями общественного развития и развития личности в гармонии с самой собой и социумом [2; 4; 9]. От уровня профессиональной и психолого-педагогической компетентности каждого преподавателя, его педагогических способностей (дидактических, организационных, коммуникативных, перцептивных, суггестивных, научно-познавательных) зависит качество подготовки студентов не только по конкретной дисциплине, но и в целом, их способность и готовность к выполнению профессиональной деятельности [1]. Преподаватель должен достигать максимального контакта со студентами, обладать высоким уровнем авторитета уметь заинтересованность студентов [5; 7].

Для того, чтобы проанализировать, в какой степени преподаватели медицинского ВУЗа обладают соответствующими профессиональными и личностными качествами нами было проведено исследование, целью которого являлась разработка практических рекомендаций, направленных на повышение уровня удовлетворенности студентов качеством образовательного процесса.

Материалы и методы. Анкетирование всех (60) студентов выпускного курса факультета высшего сестринского образования ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им.акад.И.П.Павлова. Все респонденты имели среднее профессиональное образование по специальности сестринское дело. У 40,0% респондентов профессиональный стаж составил от 5 до 9 лет; у 26,0% - до 5 лет; у 16,0% - 10-19 и более 20 лет. Данные обрабо-

таны с использованием пакета прикладных программ 51аЙ81:1са и Ехсе11.

Анкета содержала три основные блока вопросов:

1. Вопросы, направленные на оценку значимости для студентов уровня владения преподаваемым материалом, владения преподавателем современными аспектами обсуждаемой проблемы, владения информацией по проблеме, выходящей за рамки конкретного занятия или лекции.

2. Вопросы, посвященные оценке значимости для студентов моментов, касающихся организации и структурированности образовательного процесса, педагогических навыков преподавателя.

3. Вопросы, касающиеся значимости для студентов личностных качеств преподавателя: внешнего вида, стиля поведения, отношения к студентам, уровня коммуникации, объема лексического запаса, чистоты речи.

Анкета предполагала наличие набора определенных качеств, значимость которых предлагалось оценить. Таким образом, выяснялась степень значимости тех или иных качеств преподавателя, и, как результат, появилась возможность ранжировать профессиональные и личностные качества преподавателей с точки зрения студентов.

Для оценки удовлетворенности студентов работой преподавателей кафедр университета, преподающих различные дисциплины во время освоения образовательной программы, студентам предлагалось оценить степень соответствия манеры преподавания и качеств преподавателя ожиданиям студентов, а также роль описанных характеристик для усвоения учебного материала.

Исследование проводилось на базе факультета высшего сестринского образования (ФВСО) ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова Минздрава России.

Согласно требованиям образовательного стандарта, в Университете разработана Общая образовательная программа по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело (уровень бакалавриата). По учебному плану студенты за весь срок обучения должны освоить 52 дисциплины.

Таким образом, студенты в процессе получения образования общаются более чем с 50-ю разными преподавателями более чем 20-ти кафедр университета. Разумеется, каждая кафедра имеет свою методологическую базу, а каждый преподаватель индивидуален со своими характерологическими особенностями, стилем преподавания, уровнем владения материалом

и общей эрудированностью, уровнем мотивации к своей профессиональной деятельности, отношением к студентам. К выпускному курсу у студентов имеется возможность сравнить и проанализировать особенности качеств разных преподавателей и дать субъективную оценку влияния тех или иных особенностей преподавателей на уровень освоения разных дисциплин. В анкетировании приняли участие все (60) студенты выпускного курса ФВСО.

В возрастной структуре студентов преобладали студенты моложе 30 лет (составляя 64,0%), значительно ниже была доля лиц 30-39 (16,0%) и 40 лет и старше (20,0%). Все респонденты имели среднее профессиональное образование по специальности сестринское дело. У 40,0% респондентов профессиональный стаж составил от 5 до 9 лет; у 26,0% - до 5 лет; у 16,0% - 10-19 и более 20 лет.

Результаты исследования. Анализ результатов опроса студентов показал, что с точки зрения студентов основным качеством преподавателя, характеризующим его профессиональную компетентность, является способность педагога полноценно отвечать на вопросы студентов, возникающие при освоении той или иной темы. Эту характеристику важной считали 90,2% опрошенных. Следует подчеркнуть, что студенты готовы самостоятельно при помощи учебников, конспектов, дополнительной литературы, электронных ресурсов сети Internet осваивать разные разделы изучаемой дисциплины. И, в этом случае, преподаватель рассматривается студентами как наставник, консультант, помогающий разобраться в наиболее сложных, спорных нюансах темы. Данное мнение большинства опрошенных студентов объяснимо тем, что студенты факультета ВСО - это люди, уже имеющие профессию и опыт работы, зачастую работающие и имеющие семьи, и вариант освоения образовательной программы в заочной или в дистанционной форме для них является предпочтительным. Однако в процессе общения с преподавателем они надеются получить исчерпывающие ответы на все, возникшие в процессе самостоятельной работы, вопросы. Следует добавить также, что эти вопросы носят вполне конкретный прикладной характер, и по точности формулировок ответов студенты могут составить достаточно четкое представление об уровне овладения самим преподавателем конкретного материала.

Чуть менее, но также существенно значимыми были для студентов такие профессиональные качества преподавателей, как предоставление информа-

ции о возможных рисках, как для пациента, так и для медицинского работника при выполнении той или иной медицинской манипуляции; интересное изложение учебного материала; строгое соответствие материала, обсуждаемого на лекционных и практических занятиях, экзаменационным вопросам. Данные характеристики отметили как очень важные 82,3-84,6% опрошенных студентов.

Сегодня студенты заинтересованы в практическом применении полученных знаний. Их в большей степени привлекает не академичность и теоретическое обоснование того или иного материала, а его применимость в практической деятельности, возможность при помощи полученных новых навыков оптимизировать собственную профессиональную деятельность. Поэтому не случайно, что 80,0% опрошенных считали важным такое качество преподавателя, как способность моделировать нестандартные профессиональные ситуации.

Три четверти (76,6%) респондентов важным считали владение педагогом современными образовательными технологиями, в частности, его способность организовывать дискуссии по теме, обсуждаемой на занятии. Для студентов, в особенности взрослых, каковыми в большинстве являются студенты факультета ВСО, существенным является наличие возможности высказывать собственное мнение, быть услышанным и услышать компетентное мнение преподавателя. Поэтому преподаватель не только должен быть профессионально подготовленным, н также в силу своих психологических характеристик и коммуникативных способностей должен быть способен к поддержанию дискуссии со студентами, аргументации собственного мнения и к признанию правоты студента. О необходимости для преподавателя владеть материалом преподаваемой дисциплины вне рамок рабочей программы или темы занятия свидетельствует тот факт, что 70,3% студентов положительно ответили на вопрос о важности предоставления преподавателем ссылки на дополнительные источники информации по обсуждаемой теме, как в традиционном «бумажном» формате - монографии, сборники, периодическая печать, так и в электронном формате - электронные адреса сайтов в сети Internet. 68,1% опрошенных студентов считали важным свободное владение материалом (без необходимости пользоваться конспектом). То есть, студенты предъявляют довольно жесткие требования к профессиональной подготовке преподавателей.

Мнения студентов об идеальной организации проведения учебных занятий не так однозначны, как мнения о необходимом уровне профессиональных знаний преподавателя. Наиболее значимым для студентов явилось наличие в образовательном процессе четко обозначенной системы требований преподавателя и их соблюдение. Важность этого обстоятельства отметили 62,2% опрошенных. Почти треть (29,8%) респондентов считали, что система должна быть, но допускали некоторое отступление. Для 8,0% наличие такой системы было незначимым. На наш взгляд, наличие четкой организационной системы, донесение ее до студентов, принятие ее студентами облегчает взаимодействие преподавателя со студентами в процессе обучения. Особенно это важно для молодого преподавателя. В то же время, способность строить занятие по ходу, с учетом интереса и вопросов студентов без потерь также важна, но присуща, как правило, только опытным преподавателям.

Более половины студентов (58,4%) считали важным использование преподавателем в образовательном процессе такого инструмента, как предоставление студентам возможности находить решение путем выбора из нескольких вариантов. Это говорит о том, что студенты готовы сравнивать, анализировать достоинства и недостатки различных путей достижения результата и выбирать оптимальный, что демонстрирует наличие у них к выпускному курсу элементов профессионально-творческого мышления и их ориентацию на использование полученных в Университете знаний и умений в практической деятельности. Отношение студентов к проведению экзамена преподавателем было наиболее разнообразным. 36,4% респондентов посчитали важным наличие творческого, нестандартного подхода преподавателя к промежуточной аттестации. Они указали на то, что такой формат экзамена позволяет им полнее продемонстрировать свои знания и полученные навыки. 34,0% студентов не считали использование новаторских подходов к проведению экзамена важным. Они готовы проходить аттестацию, как в традиционном формате опроса, так и с использованием творческого подхода. 29,6% респондентов категорически настаивали на проведении экзаменов в традиционной форме.

Наиболее важными личностными качествами преподавателей Университета с точки зрения студентов являются заинтересованность преподавателя в том, чтобы все студенты освоили неясные для них вопросы.

88,4% подчеркнули значимость этого качества. Весьма важны корректность и уважительное отношение преподавателя к студентам. 86,2% респондентов считали важным то, чтобы преподаватель уважительно и с достоинством относился к студентам, обращался к ним на «Вы», был с ними корректен, несмотря на разницу в возрасте и статусе. 70,1% студентов считали важным внешний вид преподавателя. Для них принципиально, чтобы преподаватель был опрятен и даже элегантен. Более половины опрошенных (68,2%) студентов считали наличие у преподавателя грамотной речи.

Для оценки влияния личностных и профессиональных качеств преподавателей на образовательный процесс, оценку комфортности для студентов процесса овладения учебным материалом, студентов просили отметить, насколько сильно способствовали, либо препятствовали овладению знаниями профессиональные и личностные качества конкретных преподавателей, с которыми студенты контактировали за весь срок обучения.

Наиболее комфортно и продуктивно для студентов, по их мнению, проходили занятия по таким общемедицинским дисциплинам, как нормальная физиология, общая гигиена, общая патология и медицинская биоэтика. Про то, что личностные и профессиональные качества преподавателей этих дисциплин полностью отвечают ожиданиям студентов и способствуют усвоению учебного материала указали 80,1%, 76,3%, 74,2% и 72,1% опрошенных студентов, соответственно. Показатели удовлетворенности студентов качествами преподавателей клинических дисциплин выше. В частности, студенты высоко оценили личностные и профессиональные качества преподавателя дисциплины «Сестринское дело в хирургии (90,1% из них). При анализе оценок, поставленных студентами преподавателям психолого-педагогического блока дисциплин, выявлено, что показатели удовлетворенности студентами профессиональными и личностными качествами преподавателей данного блока были довольно высоки (позитивно оценили 78-84% студентов).

Наиболее высокими показатели удовлетворенности студентов профессиональными и личностными характеристиками преподавателей были в блоке административно-управленческих дисциплин, где практически отсутствовали негативные оценки. Наивысшая степень удовлетворенности как среди дисциплин этого блока, так и среди всех дисциплин курса были у преподавателей следующих дисциплин:

Н. Г. ПЕТРОВА Л. Н. СТРИЖАКОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ...

Статистический учет и стандартизация в здравоохранении (96,0%), Менеджмент в сестринском деле (95,8%), Общественное здоровье и здравоохранение (92,3%), Маркетинг в здравоохранении (90,1%).

Заключение. Сравнительные результаты анализа мнений студентов о соответствии профессиональных и личностных характеристик преподавателей различных блоков дисциплин, ожиданиям студентов и влияния этих качеств на усвоение студентами учебного материала показали, что отношение профессиональных и личностных качеств преподавателей меняется в сторону нарастания удовлетворенности с увеличением курса обучения. Опрос показал, что по мнению студентов профессиональные и личностные качества преподавателей Университета находятся на достойном уровне и в значительной мере способствуют усвоению знаний и навыков

Наиболее важными профессиональными качествами преподавателей Университета студенты считали способность педагога полноценно отвечать на вопросы студентов; предоставление педагогом информации о возможных рисках, как для пациента, так и для медика при выполнении той или иной медицинской манипуляции; интересное изложение учебного материала; строгое соответствие материала, обсуждаемого на

лекционных и практических занятиях экзаменационным вопросам. Среди личностных качеств наиболее значимыми являются заинтересованность преподавателя и уважительное отношение к студентам. Выявлен в целом достаточно высокий уровень удовлетворенности студентов профессиональными и личностными качествами преподавателей, и признание того, что они в значительной мере способствуют усвоению знаний и навыков. В то же время дифференциация оценок по различным дисциплинам свидетельствует о необходимости дальнейшего анализа по тем кафедрам (дисциплинам), по которым получена минимальная удовлетворенность. Результаты исследования важны с точки зрения совершенствования учебно-воспитательного процесса, доказывают как необходимость постоянного профессионального роста преподавателей (в том числе и в овладении современными педагогическими технологиями), так и периодического рассмотрения вопросов этики преподавателей. На основании исследования разработаны конкретные дифференцированные рекомендации, включающие мониторинг уровня удовлетворенности студентов, которые могут служить основой для набора стандартных, наиболее востребованных траекторий профессионального развития преподавателей Университета.

Список литературы

1. Копоева Р. Т. Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы / Р. Т. Копоева, В. И. Хе-тагов // Современные проблемы науки и образования. 2019.- № 3. URL: http://www.science.education. ru/ru/article/view

2. Краснорядцева О. М. Ценностная детерминация профессионального поведения педагогов / О. М. Крас-норядцева // Сибирский психол. журн. 2012.- № 7.- С. 25-29.

3. Крючкова А. В. Инновационные образовательные технологии в педагогическом образовательном процессе / А. В. Крючкова, А. М. Князева, Ю. В. Кондусова // Уральский научный вестник. 2018.- Т. 7.- № 8.-С. 079-081.

4. Кунц Л. И. Особенности профессионального становления студентов / Л. И. Кунц // Проблемы психологии мотивации: Мат.науч.-практич. конф.- Новосибирск, 2015.- С. 84-218.

5. Петрова Н. Г. Современные проблемы и перспективы высшего сестринского образования / Н. Г. Петрова, С. Г. Погосян // Журнал акушерства и женских болезней. 2017.- Т. 66.- Спецвыпуск.- С. 62-63.

6. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденный Правительством Российской Федерации 22 ноября 2018 г. (протокол № 34, раздел II, пункт 2).

7. Сидаш Н. С. Характеристика современного преподавателя высшей школы / Н. С. Сидаш // Педагогическое образование в России. 2014.- № 8.-С. 217-222.

8. Ткачева Т. М. Роль личности преподавателя в обеспечении качества профессиональной подготовки выпускников ВУЗа / Т. М. Ткачева - М., 2015.- 77 с.

9. Ahatova Z. N. Crisis of traditional system of education and transition to practice-oriented technologies / Z. N. Ahatova // American science j. 2017.- 2. P. 70-73.

Pedagogy ' Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 7-8 (2020)

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

Информация об авторах: Петрова Наталия Гурьевна, доктор медицинских наук, профессор

ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И. П. Павлова» Министерства здравоохранения РФ

Адрес: 197022, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, д. 6-8 E-mail: petrova-nataliya@bk.ru; 1ел. 8(812) 338-63-76 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9277-2109 Стрижакова Людмила Николаевна, ассистент

ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И. П. Павлова» Министерства здравоохранения РФ

Адрес: 197022, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, д. 6-8 E-mail: alias-sm@yandex.ru; тел. 8(921)742-39-50 ORCID: https:/ /orcid.org/0000-0002-7028-7559

N. G. PETROVA 1, L. N. STRIZHAKOVA 2,

1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "First Saint-Petersburg State Medical University named After Academician I. P. Pavlov" of The Ministry of Health of The Russian Federation

NECESSARY PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES OF HIGH SCHOOL TEACHERS ACCORDING TO STUDENTS

Abstract:

Objective: to develop practical recommendations aimed at increasing the level of student satisfaction with the quality of the educational process.

Methods: analysis of scientific and pedagogical literature, observation, survey, ranking.

Results: the most important professional qualities of University teachers are considered by students to be the ability of a teacher to fully answer students ' questions (as indicated by 90.2% of respondents). More than 80% of respondents noted: the importance of providing teachers with information about possible risks of medical interventions; interesting presentation of educational material; strict compliance of the material discussed in lectures and practical classes with exam questions. The most important personal quality from the point of view of students is the teacher's interest in ensuring that all students master issues that are unclear to them (88.4%). A high level of students ' satisfaction with professional and personal qualities of teachers was revealed, and the recognition that they significantly contribute to the acquisition of knowledge and skills, especially in the disciplines of psychological and pedagogical (80.5%) and administrative and managerial block (81.5%).

Scientific novelty: the article presents for the first time the results of research that are important from the point of view of professional and personal qualities of higher school teachers.

Practical significance: the results of the study can be used in the analytical and educational departments of educational organization of higher school with an annual analysis of ranking of teachers and departments on the basis of data from the survey of students, as well as to develop measures on improvement of organization of educational process.

Keywords: education, pedagogical activity, training, style, professional competence, information competence, communicative competence, nursing, bachelor's degree.

For citation: Natalia G. P., Lyudmila N. S. Necessary Professional and Personal Qualities of High School Teachers According to Students. 2020. - No. 7-8. - P. 22-28. (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.29013/AJH-20-7.8-22-28

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 7-8 (2020) ' Pedagogy - ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

References

1. Kopaev R. T. The Professional competence of teacher of high school / R. T. Kopaev, V. I. Gatagov // Modern problems of science and education. 2019.- No. 3. URL: http://www.science.education.ru/ru/article/view

2. Krasnoryadtseva O. M. Value determination of professional behavior of teachers / O. M. Krasnoryadtseva // Siberian psychology. Journal, 2012.- No. 7.- P. 25-29.

3. Kryuchkova A. V. Innovative educational technologies in the pedagogical educational process / A. V. Kryuchkova, a.m. Knyazeva, Yu. V. Kondusova // Ural scientific Bulletin, 2018.- Vol. 7.- No. 8.- P. 079-081.

4. Kunts L. I. Features of professional formation of students / L. I. Kunts // Problems of motivation psychology: Mat. nauch.- praktich. konf.- Novosibirsk, 2015.- P. 84-218.

5. Petrova N. G. Modern problems and prospects of higher nursing education / N. G. Petrova, S. G. Pogosyan // Journal of obstetrics and women's diseases. 2017.- T. 66.- Special issue. - P. 62-63.

6. Forecast of socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2036, approved by the Government of the Russian Federation on November 22, 2018. (Protocol No. 34, section II, paragraph 2).

7. Sidash N. S. Characteristics of a modern higher school teacher / N. S. Sidash // Pedagogical education in Russia. 2014.- No. 8.- P. 217-222.

8. Tkacheva T. M. The Role of the teacher's personality in ensuring the quality of professional training of University graduates / T. M. Tkacheva.-M., 2015.- 77 p.

9. Ahatova Z. N. Crisis of traditional system of education and transition to practice-oriented technologies / Z. N. Ahatova // American science j. 2017.- 2.- P. 70-73.

Information about authors:

Petrova Natalia Guryevna, doctor of medical Sciences, Professor

FIRST Saint Petersburg state medical University academician I. P. Pavlov, Ministry of health of the Russian Federation Address: 6-8 Lva Tolstogo str., Saint Petersburg, 197022, Russian Federation E-mail: petrova-nataliya@bk.ru; tel. 8(812) 338-63-76 ORCID: https:/ /orcid.org/0000-0002-9277-2109

Strizhakova Lyudmila Nikolaevna, assistant

FIRST Saint Petersburg state medical University academician I. P. Pavlov, Ministry of health of the Russian Federation Address: 6-8 Lva Tolstogo str., Saint Petersburg, 197022, Russian Federation E-mail: alias-sm@yandex.ru; tel. 8(921)742-39-50 ORCID: https:/ /orcid.org/0000-0002-7028-7559

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.