Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ОРГАНИЗАЦИЕЙ И СОДЕРЖАНИЕМ ДИСЦИПЛИНЫ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ'

РЕЗУЛЬТАТЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ОРГАНИЗАЦИЕЙ И СОДЕРЖАНИЕМ ДИСЦИПЛИНЫ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДИАТРИЯ / СТУДЕНТЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / ОЦЕНКА / PEDIATRICS / STUDENTS / EDUCATION / SATISFACTION / ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харченко Анастасия Викторовна, Разумова Марина Сергеевна, Литвинова Екатерина Сергеевна

В статье рассмотрены качество образования и работы преподавателей по дисциплине «патологическая анатомия» по результатам оценки удовлетворенности студентов педиатрического факультета. Анализ удовлетворенности заслуживает особого внимания на повышение уровня качества труда преподавателей, что в итоге может положительно отразиться на получении на выходе востребованного работодателями специалиста-педиатра и, следовательно, на положение в образовательном пространстве самого вуза. Улучшение усвоения учебного материала приводит к изменениям процесса обучения и направлено на повышение качества образования, что требует периодического мониторинга отношения самих студентов к организации учебного процесса. Методы. Оценка и анализ удовлетворенности студентов качеством организации образовательного процесса проведен опрос 220 студентов педиатрического факультета в форме анкетирования. Показатели качества образовательного процесса и его организация были разбиты на критерии и оценивались по десятибалльной шкале. Результаты: на основании анализа данных опроса установлена высокая оценка удовлетворенности организацией и качеством образовательного процесса в рамках дисциплины «Патологическая анатомия» на трех курсах обучения. Заинтересованность каждого студента в усвоении предмета способствует ускорению процессов постоянного развития и совершенствования учебного материала, а также методов обучения на кафедре патологической анатомии, что повышает и создает условия для профессиональной самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харченко Анастасия Викторовна, Разумова Марина Сергеевна, Литвинова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF SATISFACTION OF STUDENTS OF THE PEDIATRIC FACULTY BY ORGANIZATION AND CONTENT OF DISCIPLINE OF PATHOLOGICAL ANATOMY

The article considers the quality of education and the work of teachers in the discipline "pathological anatomy" based on the results of assessing the satisfaction of students of the pediatric faculty. The satisfaction analysis deserves special attention to improving the quality of teachers' work, which may ultimately have a positive effect on receiving a pediatrician in demand by employers and, consequently, on the situation in the educational space of the university itself. Improving the assimilation of educational material leads to changes in the learning process and is aimed at improving the quality of education, which requires periodic monitoring of the students themselves to the organization of the educational process. Methods. Assessment and analysis of student satisfaction with the quality of the organization of the educational process, a survey of 220 students of the pediatric faculty in the form of a survey was conducted. The quality indicators of the educational process and its organization were divided into criteria and evaluated on a ten-point scale. Results: based on the analysis of the survey data, a high assessment of satisfaction with the organization and quality of the educational process in the discipline "Pathological anatomy" in three training courses was established. Each student’s interest in mastering the subject accelerates the processes of constant development and improvement of educational material, as well as teaching methods at the Department of Pathological Anatomy, which increases and creates the conditions for professional self-realization.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ОРГАНИЗАЦИЕЙ И СОДЕРЖАНИЕМ ДИСЦИПЛИНЫ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ»

Charchenko Anastasia Viktorovna, Razumova MarinaSergeevna, Litvinova Ekaterina Sergeevna RESULTS OF SATISFACTION OF STUDENTS OF THE PEDIATRIC FACULTY ...

pedagogical sciences

УДК 378.14:616-091

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0901-0030

РЕЗУЛЬТАТЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ОРГАНИЗАЦИЕЙ И СОДЕРЖАНИЕМ ДИСЦИПЛИНЫ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ

© 2020

AuthorlD: 726869 SPIN: 7628-8442

Харченко Анастасия Викторовна, ассистент кафедры «Патологическая анатомия»

AuthorlD: 805155 SPIN: 3107-0914

Разумова Марина Сергеевна, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры «Патологическая анатомия»

AuthorlD: 769003 SPIN: 1381-4270

Литвинова Екатерина Сергеевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Патологическая анатомия» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица Карла Маркса, 3, e-mail: kat_roma@mail.ru) Аннотация. В статье рассмотрены качество образования и работы преподавателей по дисциплине «патологическая анатомия» по результатам оценки удовлетворенности студентов педиатрического факультета. Анализ удовлетворенности заслуживает особого внимания на повышение уровня качества труда преподавателей, что в итоге может положительно отразиться на получении на выходе востребованного работодателями специалиста-педиатра и, следовательно, на положение в образовательном пространстве самого вуза. Улучшение усвоения учебного материала приводит к изменениям процесса обучения и направлено на повышение качества образования, что требует периодического мониторинга отношения самих студентов к организации учебного процесса. Методы. Оценка и анализ удовлетворенности студентов качеством организации образовательного процесса проведен опрос 220 студентов педиатрического факультета в форме анкетирования. Показатели качества образовательного процесса и его организация были разбиты на критерии и оценивались по десятибалльной шкале. Результаты: на основании анализа данных опроса установлена высокая оценка удовлетворенности организацией и качеством образовательного процесса в рамках дисциплины «Патологическая анатомия» на трех курсах обучения. Заинтересованность каждого студента в усвоении предмета способствует ускорению процессов постоянного развития и совершенствования учебного материала, а также методов обучения на кафедре патологической анатомии, что повышает и создает условия для профессиональной самореализации.

Ключевые слова: педиатрия, студенты, образование, удовлетворенность, оценка.

RESULTS OF SATISFACTION OF STUDENTS OF THE PEDIATRIC FACULTY BY ORGANIZATION AND CONTENT OF DISCIPLINE OF PATHOLOGICAL ANATOMY

© 2020

Charchenko Anastasia Viktorovna, assistant of the department "Pathological Anatomy" Razumova MarinaSergeevna, assistant of the department "Pathological Anatomy" Litvinova Ekaterina Sergeevna, candidate of medical sciences, associate professor of the department "Pathological Anatomy" Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: kat_roma@mail.ru) Abstract. The article considers the quality of education and the work of teachers in the discipline "pathological anatomy" based on the results of assessing the satisfaction of students of the pediatric faculty. The satisfaction analysis deserves special attention to improving the quality of teachers' work, which may ultimately have a positive effect on receiving a pediatrician in demand by employers and, consequently, on the situation in the educational space of the university itself. Improving the assimilation of educational material leads to changes in the learning process and is aimed at improving the quality of education, which requires periodic monitoring of the students themselves to the organization of the educational process. Methods. Assessment and analysis of student satisfaction with the quality of the organization of the educational process, a survey of 220 students of the pediatric faculty in the form of a survey was conducted. The quality indicators of the educational process and its organization were divided into criteria and evaluated on a ten-point scale. Results: based on the analysis of the survey data, a high assessment of satisfaction with the organization and quality of the educational process in the discipline "Pathological anatomy" in three training courses was established. Each student's interest in mastering the subject accelerates the processes of constant development and improvement of educational material, as well as teaching methods at the Department of Pathological Anatomy, which increases and creates the conditions for professional self-realization. Keywords: pediatrics, students, education, satisfaction, assessment.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Основной деятельностью любого вуза является деятельность по предоставлению образовательных услуг, современные потребители которых оценивают качество образования и подготовленность специалистов по уровню их компетентности. Актуальной задачей современной системы образования является повышение его качества, которое невозможно осуществить без решения проблем усовершенствования образовательного процесса.

Ответственная и качественная работа преподавателей имеет прямую зависимость с качеством образования или получения на выходе востребованного работодателями специалиста [1-15]. При этом, задачами преподавателей, например, становятся не столько передача знаний, умений и навыков, сколько формирование у обучающихся потребности в постоянном самообразовании и оказании им помощи в поиске новой информации.

Современный уровень развития медицинской науки и практики предъявляет повышенные требования к выпускникам медицинских образовательных организаций

педагогические науки

Харченко Анастасия Викторовна, Разумова Марина Сергеевна, Литвинова Екатерина Сергеевна РЕЗУЛЬТАТЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ...

высшего образования по степени освоения практических навыков и умений, способности быстро ориентироваться в сложных клинических ситуациях. Помочь в этом студенту должна оптимальная программа освоения необходимых профессиональных навыков, опирающаяся на современные модели формирования профессиональных компетенций у обучающихся [16].

Основным направлением в области обеспечения качества высшего образования в настоящее время является перенос внимания с процессов внешнего контроля качества образовательного процесса и его результатов, который базируется на национальных системах аттестации и аккредитации, на внутреннюю самооценку вузов, основывающихся на тех или иных моделях менеджмента качества [17].

В Курском государственном медицинском университете существует эффективная система мониторинга удовлетворенности основных групп потребителей, которая включает следующие блоки мониторинга удовлетворенности: 1) работодателей качеством подготовки выпускников; 2) студентов организацией и содержанием учебной и внеучебной работы; 3) профессорско-преподавательского состава работой в вузе; 4) выпускников качеством полученного образования [18].

Проводимый анализ базируется на втором пункте системы мониторинга удовлетворенности основных потребителей и является, в свою очередь, составляющей системы менеджмента качества внутренней системы оценки и контроля качества образования нашего университета.

МЕТОДОЛОГИЯ

Цель работы: анализ и изучение удовлетворенности студентов педиатрического факультета качеством и организацией преподавания дисциплины «Патологическая анатомия» на кафедре патологической анатомии. Задачи исследования: исследовать особенности образовательного процесса на кафедре патологической анатомии, проанализировать результаты проведения анкетного опроса студентов.

Материалы и методы исследования. Было проведено анкетирование 220 студентов 3, 4 и 5 курсов педиатрического факультета.

Анкета была представлена следующими разделами:

1.Удовлетворенность лекциями

2.Удовлетворенность качеством и организацией практических занятий

3.Удовлетворенность самостоятельной работой

4.Удовлетворенность наличием литературы и пособий по дисциплине

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Полученные результаты удовлетворенности качеством преподавания дисциплины «Патологическая анатомия» подверглись анализу с последующим определением динамики изменения этих критериев путем анализа результатов социального опроса студентов 3 - 5 курсов педиатрического факультета. Также была дана комплексная оценка качества образовательного процесса на педиатрическом факультете на основе обратной связи.

Каждый показатель анкеты оценивался респондентами по десятибалльной шкале, где: 0 - 4 балла - низкий уровень удовлетворенности; 5 - 7 баллов - средний, 8 - 10 баллов - высокий. Для оценки удовлетворенности рассчитывался средний балл по каждому курсу обучающихся.

Таблица 1 - Средняя оценка удовлетворенности лекциями

№ анкеты Показатели критерия Средняя оценка удовлетворенно ста

3 курс 4 курс 5 курс

1 Актуальность лекционного материала 6,9 7,1 6=7

2 Объем лекции 7,0 72 7,1

3 лекции и 7Л 6,8

4 Выразительность речи лектора 7,4 7,3 6,7

5 Наглядность лекционного материала 7,1 7Д 7,1

б Культура общения на лекции 7,3 7,8 7,0

Актуальность лекционного материала студенты 4 курса педиатрического факультета оценили выше среднего, тогда как студенты 3 и 5 курсов дали оценку ближе к среднему уровню удовлетворенности (до 7 баллов). Также респонденты 5 курса остались средне удовлетворены выразительностью речи лектора и доступностью его изложения.

Объем лекций и наглядность лекционного материала все три курса оценили одинаково выше среднего (7,1 балла), однако культура общения на 4 курсе была отмечена намного выше, чем на 3 и 5 курсах и составила 7,8 баллов.

Таблица 2 - Средние баллы удовлетворенности студентов практическими занятиями

№ анкеты Показатели критерия Средняя оценка удовлетворенности

3 курс 4 курс 5 курс

7 изложения материала 7,6 7,7 6,8

Оснащенность практических 7,9 7,2 6,7

9 Качество тестовых заданий 7,4 7,3 6,9

10 Качество ситуационных задач 7,8 7,6 6,9

11 Возможность непосредственной беседы с преподавателем 7,8 7,4 7,2

12 Организация индивидуальной работы с преподавателем 7,8 7,5 6,8

13 Культура общения с преподавателем 8,1 7,7 6.9

14 Система оценки знаний 7,9 7,7 6,9

15 Соответствием полученных знаний ожиданиям студента 8,0 7,5 7,2

В среднем студенты 5 курса удовлетворены проведением практических занятий выше 6 баллов. Оценкой выше среднего (7,2 балла) респонденты отметили возможность непосредственной беседы с преподавателем и соответствие полученных знаний своим ожиданиям.

Однако студенты 4 курса высоко оценили доступность и понятность изложения материала, качество ситуационных задач, организацию индивидуальной работы с преподавателем, культуру общения, систему оценки знаний и соответствие полученных знаний своим ожиданиям. При этом респонденты этой группы наименьшую оценку дали оснащенности практических занятий техническими средствами.

Наиболее высоко респонденты 3 курса остались удовлетворены культурой общения с преподавателем и соответствием полученных знаний своим ожиданиям, оценив эти критерии на 8,1 и 8 баллов соответственно. Качество тестовых заданий их удовлетворило в меньшей степени, о чем показала оценка в 7,4 балла.

Таблица 3 - Средняя оценка удовлетворенности самостоятельной работой

№ Показатели критерия Средняя оценка удовлетворенности

3 курс 4 курс 5 курс

16 Методы организации сам. работы 7,5 7,6 6,7

17 Контроль за выполнением сам. работы 7,7 7,5 6,9

18 Система оценки сам. работы 7,7 7,7 6,7

19 Методическая организация сам. работы 7,7 7,7 7,1

Респонденты 3, 4 и 5 курсов удовлетворены самостоятельной работой выше среднего. При этом менее 7 баллов оценили 3 показателя данной группы критериев студенты 5 курса, тогда как студенты 3 и 4 курсов дали оценку выше 7,5 баллов по всем показателям.

Таблица 4 - Удовлетворенность доступностью и наличием литературы и пособий по дисциплине

№ Показатели критерия Средняя оценка удовлетворенности

Зкурс 4 курс 5 курс

20 Доступность учебной и учебно-методической литературы 8,1 7Д

21 Наличие электронных пособийпо 7,9 8,2 7

Доступность учебной и учебно-методической литературой, а также наличие электронных пособий по патологической анатомии высоко оценили студенты 3 и 4 курсов, в отличие от студентов 5 курса, которые остались удовлетворены всего лишь на 7 баллов.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Средняя оценка удовлетворенности студентов по всем показателям критери-

Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 1(30)

127

Charchenko Anastasia Viktorovna, Razumova MarinaSergeevna, Litvinova Ekaterina Sergeevna RESULTS OF SATISFACTION OF STUDENTS OF THE PEDIATRIC FACULTY ...

pedagogical sciences

ев составила 7,6 и 7,5 баллов на 3 и 4 курсах педиатрического факультета, что соответствует уровню удовлетворенности качеством и организации преподавания дисциплины патологическая анатомия выше среднего. Однако по данным анализа результатов анкетирования студентов 5 курса педиатрического факультета средняя оценка удовлетворенности оказалась ниже 7 (всего 6,9 баллов). Проведенный опрос показал, что студенты всех курсов остались удовлетворены в большей степени культурой общения и доступностью изложения материала на лекциях, наличием учебной и учебно-методической литературы, а также организацией и качеством практических занятий. Оснащенностью практических занятий, качеством тестовых заданий и методами организации самостоятельной работы по дисциплине респонденты были удовлетворены в меньшей степени.

Таким образом, постоянное развитие и совершенствование учебного материала и методов обучения на кафедре патологической анатомии повышает заинтересованность самого студента в усвоении предмета и создает условия для профессиональной самореализации.

В настоящее время на кафедре продолжается работа по созданию наглядных и современных материалов с использованием мультимедийного оборудования. Пополняется база учебно-методической литературы и учебных пособий с использованием ситуационных и проблемных заданий, а также пособий по тренировке навыков диагностики заболеваний и патологических процессов по макроскопическим и микроскопическим препаратам на основе ориентировочной основы действия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зубарев В.Ф., Бондарев Г.А. Иерархия базовых социокультурных критериев современного поколения преподавателей медицинского университета //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 49-52.

2. Щепкина Н.К. Исследование профессионально-личностного роста и карьерных устремлений преподавателей вуза // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 76. С. 78-81.

3. Гамбеева Ю.Н., Сорокина Е.И., Литвак Л.Д. Вовлечение преподавателей в процесс использования инновационных технологий он-лайн-обучения //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 51-54.

4. Иванова Т.Н. Социокультурный потенциал молодого преподавателя вуза в условиях информационного общества (эмпирический опыт) //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 103-109.

5. Гаранин М.А., Болгова В.В. Модель оценки качества работы преподавателя в механизме контроля качества реализации основой профессиональной образовательной программы //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 63-67.

6. Буренина В.И., Кочетова Н.Г. Модель развития творческого потенциала преподавателя технического вуза // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 270-274.

7. Черемискина И.И., Ращупкина В.А. Образ преподавателя у студентов с разными видами личностной направленности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 362-365.

8. Гущина О.М. Концептуальная модель оптимального распределения внеучебной нагрузки преподавателя //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 19-22.

9. Одинокая М.А. Роль и функции современного преподавателя в обеспечении качества профессиональной подготовки выпускников вуза в условиях компетентностного подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 215-219.

10. Романова Л.Л. Мотивация преподавателей вуза к применению электронных образовательных технологий // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 80. С. 53-54.

11. Бондарев Г.А., Зубарев В.Ф., Бобровская Е.А. Преподаватель и студент: конфронтация или новый уровень общения? // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 36-40.

12. Раздорская И.М., Урусова Т.И., Резцова Т.В., Ульянов В.О. Этические аспекты взаимодействия преподавателей и студентов в процессе обучения //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 53-56.

13. Шумилова О.Н. Электронное портфолио преподавателей как фактор повышения качества образования вуза //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 200-202.

14. Найниш Л.А., Голубинская Т.В., Горбунова В.С. Личности преподавателя технического вуза 21 века // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 112-116.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Панфёров В.Н., Микляева А.В., Безгодова С.А., Васильева С.В. Социально-психологическая интерпретация личности преподавателя

в условиях видеолекции // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 365-368.

16. Павлов В. Н., Цыглин А. А. Модернизация высшего образования посредством внедрения современных инновационных технологий // Медицинское образование и вузовская наука. 2015. №1. С. 83 — 86.

17. Мельникова И. Ю., Романцов М. Г. Особенности медицинского образования и роль преподавателя вуза в образовательном процессе на современном этапе // Международный журнал экспериментального образования. 2013. №11. С. 47 — 52.

18. Олейникова Т. А. Оценка качества образования — ключевой процесс системы менеджмента качества вуза //Медицинское образование и вузовская наука. 2015. №1. С 31 — 35.

Статья поступила в редакцию 21.10.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.