педагогические науки
Горяинова Галина Николаевна, Литвинова Екатерина Сергеевна, Дудка Виктор Тарасович ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ...
УДК 378.14
DOI: 10.26140/bgz3-2020-0902-0014
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РАБОТЕ С ИНОСТРАННЫМИ УЧАЩИМИСЯ
© 2020
AuthorlD: 727645
SPIN: 7664-9214
Горяинова Галина Николаевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Патологическая анатомия»
AuthorlD: 769003
SPIN: 1381-4270
Литвинова Екатерина Сергеевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Патологическая анатомия»
SPIN-код: 2138-1103
AuthorlD: 315615
Дудка Виктор Тарасович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Патологическая анатомия» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица Карла Маркса, 3, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье представлены воспитательные аспекты образования, подходы и методы, используемые на кафедре патологической анатомии при обучении иностранных студентов. Обсуждены стороны образовательно-воспитательного процесса, значимость традиционных подходов к проблемам воспитания и становления специалиста. Особое внимание уделено необходимости учитывать особенности базовой подготовки иностранных обучающихся, необходимости индивидуального подхода к обучению, проведению входящего тестирования для определения разделов дисциплин, которые требуют повторения и повышенного внимания в группе и у отдельных студентов для освоения материала по патологической анатомии. Отмечена необходимость педагогического мастерства для создания траектории подготовки иностранного обучающегося. Воспитание специалиста осуществляется через обучение, путем развития профессиональной компетентности. Большое внимание преподаватели уделяют мотивации иностранных студентов к изучению дисциплины, информируют о роли и месте патологической анатомии в развитии клинико-анатомического мышления, необходимого специалисту-медику. Данные аспекты образовательно-воспитательного процесса во многом определяется глубоким, осмысленным изучением морфологических основ болезней с использованием учебного музея макро- и микропрепаратов, представляющих изменение органов и тканей при различных заболеваниях, в том числе, вызванных вредными привычками и нездоровым образом жизни. Таким образом, все стороны образовательно-воспитательного процесса играют роль при подготовке иностранного специалиста-медика.
Ключевые слова: образование, воспитание, иностранные обучающиеся.
EDUCATIONAL ASPECTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS WHEN WORKING WITH FOREIGN STUDENTS
© 2020
Goryainova Galina Nikolajevna, candidate of medical sciences, associate professor of the department "Pathological Anatomy" Litvinova Ekaterina Sergeevna, candidate of medical sciences, associate professor
of the department "Pathological Anatomy" Dudka Victor Tarasovich, candidate of medical sciences, associate professor of the department "Pathological Anatomy" Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: [email protected])
Abstract. The article presents the educational aspects of education, approaches and methods used at the Department of Pathological Anatomy in teaching foreign students. The sides of the educational process, the importance of traditional approaches to the problems of education and the formation of a specialist are discussed Particular attention is paid to the need to take into account the peculiarities of basic training of foreign students, the definition of basic training, conducting inbound testing to identify sections of disciplines that require repetition and increased attention in the group and for individual students to master the material for pathological anatomy. The need for pedagogical skills to create a trajectory of training a foreign student is noted. Specialist education is carried out through training, through the development of professional competence. Teachers devote great attention to motivating foreign students to study the discipline, inform about the role and place of pathological anatomy in the development of clinical anatomical thinking, which is necessary for a medical specialist. These aspects of the educational process are largely determined by a deep, meaningful study of the morphological basis of diseases using the educational museum of macro- and micropreparations representing changes in organs and tissues in various diseases, including those caused by bad habits and unhealthy lifestyles. Thus, all aspects of the educational process play a role in the training of a foreign medical specialist..
Keywords: education, upbringing, foreign students.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Несмотря на то, что в настоящее время в стране активно осуществляется реформа системы образования, происходит европеизация образовательного процесса, в университетах страны началось восстановление классической формулы русской школы: обучение, воспитание, развитие [1].
Образование и воспитание молодежи предложено в качестве национальной идеи. И это оправдано, так как проблема воспитания - это проблема национальной без-
опасности в любой стране [2-7]. Особенно это касается медицинских ВУЗов [8].
Все стороны университетского бытия должны воспитывать: профессорско-преподавательский состав, климат в аудитории, отношения между преподавателями, между преподавателями и студентами, организация учебного процесса, образовательная программа, аудиторная и внеаудиторная работа студентов, НИРС и так далее [9].
Воспитание формирует личность, и мы хотели бы гордиться своими учениками не только потому, что они
Goryainova Galina Nikolajevna, Litvinova Ekaterina Sergeevna, Dudka Victor Tarasovich pedagogical
EDUCATIONAL ASPECTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS ... sciences
блестящие профессионалы, но и замечательные люди, которым писатель Валентин Пикуль адресовал слова: «Честь имею!», считая настоящую интеллигенцию на Руси людьми долга и чести. В настоящее время принята точка зрения об огромном воспитательном потенциале обучения [9].
На нашей кафедре в центре образовательного и воспитательного процесса находится обучающийся и это касается любой национальности. Но студенты-иностранцы отличаются от отечественных студентов, имея отличную от российской подготовку к обучению в высшей школе, иную систему образования в своих странах, иной менталитет и традиции. В связи с этим, особую актуальность приобретает личностно - ориентированное обучение.
Иностранные студенты при поступлении в вуз получают определенную свободу, становятся более самостоятельными, лишаются повседневной поддержки, привычной среды. В то же время, они приобретают груз огромной ответственности по обеспечению быта, организации труда. Это приводит к стрессу, преодолеть который помогает профессорско-преподавательский состав.
МЕТОДОЛОГИЯ
Цель работы: исследовать воспитательные аспекты образовательного процесса при работе с иностранными учащимися на кафедре патологической анатомии.
Задачи исследования: изучить особенности воспитательного процесса при работе с иностранными учащимися на кафедре патологической анатомии.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
На кафедре с иностранными студентами работают преподаватели, имеющие достаточный стаж и опыт работы, неравнодушные к процессу обучения иностранных граждан. Педагог, работающий с иностранными студентами, должен обладать авторитетом знатока-специалиста и авторитетом наставника. Иностранные учащиеся активно ищут возможности обучаться у преподавателей, имеющих оба этих качества. Поэтому молодых преподавателей, начинающих работать на английском языке, курируют опытные коллеги.
Большое внимание уделяется созданию атмосферы, положительно влияющей на образовательно-воспитательный процесс. Это, прежде всего - атмосфера сотрудничества. Несмотря на инновации в воспитательной работе консервативного в ней много, так как неизменны нравственные ценности. Задача преподавателя - воспитать у студента преемственность этих истин: относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе; будь справедлив, милосерден, честен. Но эти понятия нельзя навязать, к ним нужно подвести опосредованно и убедительно. Мы твердо придерживаемся точки зрения, что нельзя унижать достоинство студента. В этом случае произносить высокие слова об этических нормах конечно, можно, но такие призывы наносят больше вреда, нежели несут позитива. Ушинский говорил: «Личный пример воспитателя - это луч света для молодой души, который ничем заменить невозможно».
Организация учебного процесса также содержит возможности личностной ориентации обучения. Студенты-иностранцы отличаются от отечественных базовой подготовкой. В связи с этим кафедры младших курсов вкладывают огромный труд в создание основы знаний для изучения клинических дисциплин.
На начальных этапах изучения проводится входящее тестирование, позволяющее определить, какие разделы базовых дисциплин - анатомии, гистологии требуют повторения и повышенного внимания в группе и у отдельных студентов для усвоения материала по патологии. В этом виде работы преподавателям помогают диагностическое мышление, интуиция, оптимизм.
Воспитание специалиста осуществляется также через
62
содержание дисциплины, формы и средства обучения, развитие профессиональной компетентности. В начале курса преподаватели информируют студентов о новой ступени изучения медицины - патологии. Объясняют, что целью изучения патологической анатомии является создание основ клинико-анатомического мышления, рассказывают о методах преподавания и изучения предмета. Тем самым мы стараемся показать студентам, что вместе с ними являемся двумя сторонами единого образовательного процесса.
Большим воспитательным потенциалом обладает знакомство студентов с сотрудниками кафедры, ее традициями, музеем макро- и микропрепаратов. Студентам объясняют ценность препаратов для учебного процесса, правила обращения с ними.
Иностранные обучающиеся обладают выраженным прагматизмом в отношении учебного процесса. Поэтому на каждой лекции и практических занятиях преподаватели уделяют большое внимание актуальности темы, распространенности заболевания, прикладному значению полученных по тому или иному патологическому процессу знаний. Иностранные учащиеся отдают предпочтение лекциям и занятиям, на которых обсуждаются проблемные аспекты темы. Проблемные и ситуационные задания на занятиях позволяют проявлять и развивать личное творчество, и, в то же время, коммуникативные и корпоративные навыки.
Иностранные студенты стремятся работать самостоятельно и индивидуально. Они не берут один микроскоп на двоих, каждый стремится иметь свой набор препаратов, самостоятельно найти изменения в органах и тканях, с помощью преподавателя убедиться в правильности диагностики. На кафедре проходит активное соревнование в рамках рейтинга, причем иностранные студенты активно используют его творческий компонент.
Воспитательная работа не ограничивается аудиторными занятиями, так как процесс образования содержит значительный внеаудиторный компонент, включающий творческое самообразование, самостоятельную работу. Этой форме работы на кафедре уделяется большое внимание, и она обеспечена целым рядом печатных и мультимедийных пособий, методическими рекомендациями, обучающими тестами, фильмами, Интернет-ресурсами. Это позволяет иностранным студентам самостоятельно и методично готовиться к занятиям, зачетам и экзаменам.
Научно-исследовательская работа студентов обеспечивает интеграцию с научной работой преподавателей, позволяет студентам самореализоваться. Результаты НИРС докладываются на конференциях, студенты получают грамоты и дипломы, в том числе, за многолетние исследования. Студенты осваивают навыки самостоятельной и корпоративной работы, сбора, систематизации и анализа данных, а также защиты своих выводов.
Важным разделом воспитательной работы является воспитание здорового образа жизни [10-14]. Кафедра обладает наиболее наглядной антирекламой вредных привычек и нездорового образа жизни в виде макро- и микропрепаратов, представляющих их последствия. Повышенный интерес при изучении этих препаратов вызывает вопрос обратимости изменений при отказе от вредных привычек.
Многонациональность студенческой среды требует формирования и воспитания таких морально-нравственных ценностей, как толерантность, гуманизм, готовность сотрудничать с людьми, отличающимися по внешности, языку, обычаям, религиозным взглядам.
Великие русские педагоги призывали развивать у учащихся чувство принадлежности ко всему человечеству. Участие студентов разных национальностей в научной работе, кружке, конференциях является традицией на кафедре, способствует сближению и лучшему пониманию друг друга.
ВЫВОДЫ_
Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 2(31)
педагогические науки
Горяинова Галина Николаевна, Литвинова Екатерина Сергеевна, Дудка Виктор Тарасович ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ...
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Обучение и воспитание иностранных студентов, их мнение об обучении в университете имеют большое значение для престижа вуза и страны за рубежом, и сотрудники кафедры непрерывно работают над совершенствованием образовательно-воспитательного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Брановский, Ю. С. Создание образовательной информационной среды в университетском комплексе / Ю. С. Брановский, А. Х. Ардеев // Вестн. Ставрапол. гос. ун-та. Ставрополь. - Изд-во СГУ, 2004. - Вып. 36. - С. 118-121.
2. Белогорская Л.В. Особенности развития политического сознания студенческой молодежи в образовательном процессе // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 101104.
3. Саратовцева Н.В., Пивоварова Е.Ю., Жаткин Д.Н. Родное слово как источник патриотического воспитания современной молодежи //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 126-130.
4. Трифонова Г.А., Салионов А.Е. Формирование политической культуры у современной молодежи в процессе изучения истории в вузе (на примере игровых технологий) //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 227-231.
5. Крылова Е.Л. Патриотизм как ведущая идея воспитания российской молодежи в современном социуме // Самарский научный вестник. 2016. № 4 (17). С. 195-199.
6. Иванова Т.Н. Социально-трудовой потенциал молодежи как показатель развития региона //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 256-260.
7. Василенко С.А., Новикова Д.Д. Актуальные проблемы молодежи в Испании //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 24-26.
8. 2Витвицкая, Л. А. Деятельностный подход к проблеме взаимодействия субъектов образовательного процесса / Л. А. Витвицкая // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 6. - С. 55-58.
9. Деревцова, С. Н. Интеграция как вектор развития медицинского образования / С. Н. Деревцова // Высшее образование сегодня. - 2009. - №2. - С. 80-82.
10. Бузоев А.С. Укрепления здоровья студентов средствами физической культуры как важная педагогическая проблема//Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 8-10.
11. Погосова С.Н., Тиникашвили Г.С. Развитие массового спорта как основа здорового образа жизни учащейся молодежи // Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 41-43.
12. Сизоненко К.Н. Мотивы, побуждающие студентов вуза заниматься физической культурой //Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 80. С. 71-72.
13. Иванова Т.Н. Социоэкологический потенциал физической культуры и спорта в жизни современного человека //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 149-151.
14. Бакулина Я.С., Ведерников А.В., Гусев А.А. Социально-экономические проблемы в области спорта и физической культуры системы вуза, пути решения и развития // Вестник НГИЭИ. 2015. № 9 (52). С. 18-22.
Статья поступила в редакцию 19.11.2019 Статья принята к публикации 27.05.2020