Научная статья на тему 'АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ - СТОМАТОЛОГОВ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРЕ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ'

АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ - СТОМАТОЛОГОВ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРЕ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОМАТОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО / ОЦЕНКА / STOMATOLOGY / EDUCATION / QUALITY / ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинова Екатерина Сергеевна, Горяинова Галина Николаевна, Дудка Виктор Тарасович

В статье обсуждается проблема повышения качества образовательного процесса для студентов-стоматологов на кафедре патологической анатомии как составная часть повышения качества образования в медицинском вузе. Необходимость повышения конкурентоспособности вуза удовлетворение потребителей, каковыми, в частности, являются студенты, обозначена практически во всех документах, посвященных качеству образования. Решения этой проблемы возможно с использованием оценки качества учебного процесса самими потребителями-студентами. Методы. Для оценки удовлетворенности образовательным процессом опрошено 100 студентов. Опрос проведен в анкетной форме. Студенты оценивали показатели качества учебного процесса по десятибалльной шкале. Результаты: на основании анализа данных опроса установлена высокая удовлетворенность организацией и качеством образовательного процесса в рамках дисциплины « Патологическая анатомия, патологическая анатомия головы и шеи». Высоко оценена доброжелательная, конструктивная атмосфера на занятиях, отношение преподавателей к студентам, содержание и качество организации лекционных, практических занятий, самостоятельной работы, материально-технического и учебно-методического обеспечения. Структурированы формы самостоятельной работы, предпочитаемые студентами. Выявлено, что освоению практических навыков способствует изучение дисциплины по выбору. Сделан вывод, что необходима дальнейшая работа по индивидуализации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвинова Екатерина Сергеевна, Горяинова Галина Николаевна, Дудка Виктор Тарасович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE SATISFACTION OF STUDENTS - STOMATOLOGISTS BY THE QUALITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE DEPARTMENT OF PATHOLOGICAL ANATOMY

The article discusses the problem of improving the quality of the educational process for students stomatologists at the departments of Pathological anatomy as an integral part of improving the quality of education in a medical university. Increase the competitiveness of the university, customer satisfaction, which, in particular, are students, is indicated in almost all documents on the quality of education. A solution of this problem is possible using the assessment of the quality of the educational process by consumer students themselves. Methods. To assess satisfaction with the educational process, 100 students were interviewed. The survey was conducted in a questionnaire form. Students evaluated the quality of the educational process on a ten-point scale. Results: based on the analysis of the survey data, high satisfaction with the organization and quality of the educational process in the discipline "Pathological anatomy, pathological anatomy of the head and neck" was established. The benevolent, constructive atmosphere in the classroom, the attitude of teachers towards students, the content and quality of the organization of lecture, practical classes, independent work, material and technical, and methodological support were highly appreciated. The forms of independent work preferred by students are structured. It was revealed that the development of practical skills contributes to the study of discipline of choice. Conclusion is drawn. Further work is needed to individualize the educational process.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ - СТОМАТОЛОГОВ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРЕ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ»

Litvinova Ekaterina Sergeevna, Goryainova Galina Nikolajevna, Dudka Victor Tarasovich ANALYSIS OF THE SATISFACTION OF STUDENTS - STOMATOLOGISTS ...

pedagogical sciences

УДК 378.14:378.4.096:616-091 DOI: 10.26140/bgz3-2019-0804-0019

АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ - СТОМАТОЛОГОВ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРЕ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ

© 2019

AuthorlD: 769003 SPIN: 1381-4270

Литвинова Екатерина Сергеевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Патологическая анатомия»

AuthorlD: 727645 SPIN: 7664-9214

Горяинова Галина Николаевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Патологическая анатомия»

AuthorlD: 315615 SPIN: 2138-1103

Дудка Виктор Тарасович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Патологическая анатомия» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица Карла Маркса, 3, e-mail: dudkaviktor@rambler.ru) Аннотация. В статье обсуждается проблема повышения качества образовательного процесса для студентов-стоматологов на кафедре патологической анатомии как составная часть повышения качества образования в медицинском вузе. Необходимость повышения конкурентоспособности вуза удовлетворение потребителей, каковыми, в частности, являются студенты, обозначена практически во всех документах, посвященных качеству образования. Решения этой проблемы возможно с использованием оценки качества учебного процесса самими потребителями-студентами. Методы. Для оценки удовлетворенности образовательным процессом опрошено 100 студентов. Опрос проведен в анкетной форме. Студенты оценивали показатели качества учебного процесса по десятибалльной шкале. Результаты: на основании анализа данных опроса установлена высокая удовлетворенность организацией и качеством образовательного процесса в рамках дисциплины « Патологическая анатомия, патологическая анатомия головы и шеи». Высоко оценена доброжелательная, конструктивная атмосфера на занятиях, отношение преподавателей к студентам, содержание и качество организации лекционных, практических занятий, самостоятельной работы, материально-технического и учебно-методического обеспечения. Структурированы формы самостоятельной работы, предпочитаемые студентами. Выявлено, что освоению практических навыков способствует изучение дисциплины по выбору. Сделан вывод, что необходима дальнейшая работа по индивидуализации образовательного процесса. Ключевые слова: стоматология, образование, качество, оценка.

ANALYSIS OF THE SATISFACTION OF STUDENTS - STOMATOLOGISTS BY THE QUALITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE DEPARTMENT OF PATHOLOGICAL ANATOMY

© 2019

Litvinova Ekaterina Sergeevna, candidate of medical sciences, associate professor

of the department "Pathological Anatomy" Goryainova Galina Nikolajevna, candidate of medical sciences, associate professor of the department "Pathological Anatomy" Dudka Victor Tarasovich, candidate of medical sciences, associate professor of the department "Pathological Anatomy" Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: dudkaviktor@rambler.ru) Abstract. The article discusses the problem of improving the quality of the educational process for students stomatologists at the departments of Pathological anatomy as an integral part of improving the quality of education in a medical university. Increase the competitiveness of the university, customer satisfaction, which, in particular, are students, is indicated in almost all documents on the quality of education. A solution of this problem is possible using the assessment of the quality of the educational process by consumer students themselves. Methods. To assess satisfaction with the educational process, 100 students were interviewed. The survey was conducted in a questionnaire form. Students evaluated the quality of the educational process on a ten-point scale. Results: based on the analysis of the survey data, high satisfaction with the organization and quality of the educational process in the discipline "Pathological anatomy, pathological anatomy of the head and neck" was established. The benevolent, constructive atmosphere in the classroom, the attitude of teachers towards students, the content and quality of the organization of lecture, practical classes, independent work, material and technical, and methodological support were highly appreciated. The forms of independent work preferred by students are structured. It was revealed that the development of practical skills contributes to the study of discipline of choice. Conclusion is drawn. Further work is needed to individualize the educational process. Keywords: stomatology, education, quality, assessment.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Улучшение качества образования является приоритетным направлением работы любого образовательного учреждения. В современных условиях данный аспект работы является одним из основных факторов, обеспечивающих конкурентноспособность вуза. Точками приложения работы по воздействию на показатели качества являются ка-дрово-педагогические ресурсы, обеспечение должного уровня компетентности преподавателей в области про-

фессиональной подготовки, содержание образования, организационные процессы, управленческие процедуры, риск - ориентированное мышление, планирование профилактических мероприятий, навыки самопознания, самооценки и самообразования у преподавателей и обучающихся. В широком смысле повышение качества образования требует внедрения в образовательный процесс известной формулы успеха - цикла Деминга, предполагающего планирование процессов, выполнение намеченных целей, проверку качества, выявление недостатков и их коррекцию [1-2].

педагогические науки

Литвинова Екатерина Сергеевна, Горяинова Галина Николаевна, Дудка Виктор Тарасович АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ - СТОМАТОЛОГОВ ...

Формируются новые представления о качестве образования, получив которое человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. В этой связи качество образования рассматривается как понятие, отражающее способность образовательной системы обеспечивать достижение поставленных в образовании целей и задач, удовлетворять потребности конкретной личности в получении образования, обеспечивать его соответствие запросам общества и экономики, т.е. определяется его социально-экономической адекватностью. Все большее распространение приобретает подход, в рамках которого основной задачей учебного процесса становится формирование креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста молодежи [3-14].

В поисках решения проблемы совершенствования образовательного процесса современная педагогическая система пришла к необходимости усиления роли учащихся, их активной позиции в достижении цели образования, каковой является, прежде всего, подготовка компетентного и самостоятельного специалиста. Огромную роль при этом приобретает личная заинтересованность обучающегося. Преподаватель играет роль профессионала, руководителя, советчика, наставника, мотивирующего учащегося к получению знаний и освоению навыков. Личные интересы студентов расширяют горизонты познания, и возникает необходимость в обновлении содержания образования, программ, введении новых дисциплин, использовании специальных методов и технологий образовательного процесса. Подобная трансформация преподавания, нацеленная на удовлетворение интересов потребителя-студента, возможна только при активном участии самого обучающегося в организации учебного процесса. В связи с этим необходимо оценивать образовательный процесс глазами студента [15].

МЕТОДОЛОГИЯ

Цель работы: исследовать удовлетворенность студентов-стоматологов организацией преподавания оро-фациальной дисциплины «Патологическая анатомия, патологическая анатомия головы и шеи».

Задачи исследования: исследовать особенности образовательного процесса на кафедре патологической анатомии, проанализировать результаты проведения анкетного опроса студентов.

Материалы и методы исследования. Проведен опрос в анкетной форме 100 студентов 2 курса стоматологического факультета на предмет оценки удовлетворенности организацией учебного процесса по дисциплине «Патологическая анатомия, патологическая анатомия головы и шеи». Участникам опроса предлагалось оценить по десятибалльной шкале показатели качества образовательного процесса на кафедре.

Анкета включала следующие показатели:

1.Психологический климат

- методическое обеспечение

- взаимодействие с преподавателем

- взаимодействие с вспомогательным персоналом

2. Организация учебного процесса:

- лекционные занятия

- практические занятия

- самостоятельная работа

- итоговые занятия

- индивидуальные консультации.

3. Содержание, качество и значимость для изучения дисциплины:

- лекций

- практических занятий

- самостоятельной работы.

4. Освоение практических навыков.

5. Достаточность и доступность материально-технического обеспечения и

учебно-методической литературы:

- учебное и лабораторное оборудование

- наглядные пособия

- макроскопические и микроскопические препараты

- современные информационные ресурсы.

Проведена обработка первичных данных, систематизированы результаты исследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Согласно данным опроса, большинство студентов считают психологический климат на кафедре патологической анатомии комфортным, самая высокая оценка (9,3 балла) дана взаимоотношениям и взаимодействию с преподавателем. Методическое обеспечение и работа вспомогательного персонала оценены 8,6 баллами. При детализации оценки данного показателя отмечено неравнодушное отношение к обучающимся: преподаватели помогают учащимся справиться не только с трудностями обучения, но и с проблемами вне университета. Опрос показал, что студенты, в основной массе, удовлетворены организацией учебного процесса, однако несколько ниже оценили индивидуальные консультации - 6,0 баллов (рис 1).

Рисунок 1 - Оценка качества организации образовательного процесса студентами-стоматологами по десятибалльной шкале.

Содержание, формы учебного процесса оценено высоко: одобрительные отзывы получены о качестве лекций: их материалы, интерактивный и проблемный подходы, мультимедийное представление содержания лекций оценены 8,7 баллами.

Анкетный опрос по практическим занятиям структурирован и включал оценку показателей по проблемным дискуссиям на теоретической части занятия, решению ситуационных задач, анализу и выводам по макро - и микроскопическим препаратам, и в среднем удовлетворенность составила (7,3 балла). Содержание занятий также получило высокую оценку - 8,0 балла, материально-техническое оснащение - 7,3 балла.

Важным показателем является возможность освоения практических навыков по морфологической диагностике патологических процессов головы и шеи, которую студенты оценили высоко. Следует отметить, что при изучении элективного курса по патологической анатомии возможность освоения практических навыков оценены выше - 9,2 балла, чем у студентов, не изучавших элективный курс (рис. 2).

По результатам оценки качества знаний студентов на итоговых занятиях и промежуточной аттестации (экзамен) выявлено, что студенты, изучавшие элективный курс в 80 % случаях получили отличные и хорошие оценки, в то же время среди тех, кто не изучал элективный курс на кафедре - только 60 %.

Использование на практических и лекционных занятиях мультимедийных технологий получило оценку 7,8 баллов. Высоко оценено студентами обеспечение учебным и лабораторным оборудованием - 7,3 балла,

Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4(29)

103

Litvinova Ekaterina Sergeevna, Goryainova Galina Nikolajevna, Dudka Victor Tarasovich ANALYSIS OF THE SATISFACTION OF STUDENTS - STOMATOLOGISTS ...

pedagogical sciences

уровень доступности современных информационных технологий - 8,3 балла.

Рисунок 2 - Сравнение удовлетворенности студентами освоения практических навыков по десятибалльной шкале.

фактор повышения качества образования вуза //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 200-202.

12. Овод А.И. Формирование системы качества фармацевтического образования //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 50-53.

13. Скоробогатова А.И. Повышение качества профессионального образования средствами телекоммуникационных систем в условиях действия ФГОС //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3 (8). С. 69-71.

14. Найниш Л.А., Бурлов В.В., Ремонтова Л.В. Учебное время и качество профессиональной подготовки в системе высшего образования России //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4 (20). С. 227-230.

15. Деревцова, С. Н. Интеграция как вектор развития медицинского образования / С. Н. Деревцова // Высшее образование сегодня. - 2009. - №2. - С. 80-82.

Статья поступила в редакцию 30.09.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020

При анализе удовлетворенности форм организации и качеством самостоятельной работы выявлено, что на первое место студенты ставят важность самостоятельного изучения тем и разделов дисциплин - 67 % студентов, второе место приходится на углубленное изучение специальной литературы, терминов - 18 %, а 15 % студентов больше интересуются подготовкой рефератов, обзоров литературы, эссе.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Студенты стоматологического факультета, в целом, удовлетворены организацией и качеством учебного процесса по дисциплине «Патологическая анатомия, патологическая анатомия головы и шеи» результатами и содержанием обучения, а также материально-технической базой на кафедре. Это обеспечено использованием комплексного подхода к организации образовательного процесса с использованием инновационных технологий, актуализацией содержания образования, методов преподавания, интерактивным компонентом образовательного процесса. Несколько ниже студенты-стоматологи оценили организацию индивидуальных консультаций на кафедре, на что необходимо обратить внимание для повышения удовлетворенности учебным процессом на кафедре.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Брановский, Ю. С. Создание образовательной информационной среды в университетском комплексе / Ю. С. Брановский, А. Х. Ардеев // Вестн. Ставрапол. гос. ун-та. Ставрополь. - Изд-во СГУ, 2004. - Вып. 36. - С. 118-121.

2. Витвицкая, Л. А. Деятельностный подход к проблеме взаимодействия субъектов образовательного процесса / Л. А. Витвицкая // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 6. - С. 55-58.

3. Колюжный, А. С. Компьютерное тестирование как способ контроля знаний студентов / А. С. Колюжный, О. Г. Павлов // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 7. - С. 67-69.

4. Богданова А.В. Мультиагентные связи в диагностике качества образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 14-17.

5. Петриченко Л.А. Методологические аспекты эффективного управления качеством образования в высшем педагогическом учебном заведении //Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 52-56.

6. Ивинская М.С. Повышение качества образования на основе использования электронной информационно-образовательной среды //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 73-75.

7. Рубцова, Е.В. Повышение качества образовательного процесса иностранных учащихся с помощью информационных компьютерных технологий // ОБРАЗОВАНИЕ. ИННОВАЦИИ. КАЧЕСТВО: материалы VМеждународной научно-методической конференции. -2012. - С. 44-47.

8. Худяков В.А., Гуськова Т.В. Обеспечение гарантии качества в системе высшего образования //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 163-169.

9. Тишина Е.В. Концептуальные подходы к оценке качества среднего профессионального образования //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 334-347.

10. Кривоногов С.В., Петров В.А. Применение информационных технологий в обучении как средство повышения качества образования //Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 15-19.

11. Шумилова О.Н. Электронное портфолио преподавателей как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.