Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА НА ПРИМЕРЕ КАФЕДРЫ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА НА ПРИМЕРЕ КАФЕДРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СПЕЦИАЛИСТ / ЛИЧНОСТЬ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИИ / УЧЕБНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горяинова Галина Николаевна, Литвинова Екатерина Сергеевна, Дудка Виктор Тарасович

Подготовка и воспитание квалифицированного компетентного специалиста в соответствии с требованиями ФГОС предусматривает комплексную организацию образовательного-воспитательного процесса в вузе в целом и в рамках изучения отдельных дисциплин. Огромное значение имеет создание учебной среды, которая включает слаженную командную работу профессорско-преподавательского состава, создание конструктивной атмосферы на занятиях, мотивацию студентов к изучению материала занятий, использование программы обучения, отвечающей современным требованиям и обновляемой в соответствии с современными достижениями педагогических и медицинских наук. Большую роль играет индивидуализация обучения и воспитание личности, обладающей стремлением и возможностями к самообразованию и самосовершенствованию. Важным аспектом подготовки специалиста на кафедре патологической анатомии является создание и развитие навыков морфологической диагностики патологических процессов с последующей оценкой этиологии и патогенеза, а также возможных исходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горяинова Галина Николаевна, Литвинова Екатерина Сергеевна, Дудка Виктор Тарасович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO ORGANIZATION OF TRAINING OF A SPECIALIST ON THE EXAMPLE OF THE DEPARTMENT

Training and education of a qualified competent specialist in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard provides for a comprehensive organization of the educational process at the university as a whole and within the framework of the study of individual disciplines. Of great importance is the creation of an educational environment, which includes well-coordinated teamwork of the teaching staff, the creation of a constructive atmosphere in the classroom, motivation of students to study the material of classes, the use of a training program that meets modern requirements and is updated in accordance with modern achievements of pedagogical and medical sciences. An important role is played by the individualization of training and the upbringing of a person who has the desire and capabilities for self-education and self-improvement. An important aspect of training a specialist at the Department of Pathological Anatomy is the creation and development of skills for morphological diagnosis of pathological processes with subsequent assessment of etiology and pathogenesis, as well as possible outcomes.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА НА ПРИМЕРЕ КАФЕДРЫ»

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ГОРЯИНОВА Галина Николаевна и другие СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ...

УДК 378.1:616-053.2

DOI: 10.26140/bgz3-2021-1001-0018

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА НА ПРИМЕРЕ КАФЕДРЫ

© Автор(ы) 2021 AuthorlD: 727645 SPIN: 7664-9214

ГОРЯИНОВА Галина Николаевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Патологическая анатомия»

AuthorlD: 769003 SPIN: 1381-4270

ЛИТВИНОВА Екатерина Сергеевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Патологическая анатомия»

AuthorlD: 315615 SPIN: 2138-1103

ДУДКА Виктор Тарасович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Патологическая анатомия» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица Карла Маркса, 3, e-mail: dudkaviktor@rambler.ru) Аннотация. Подготовка и воспитание квалифицированного компетентного специалиста в соответствии с требованиями ФГОС предусматривает комплексную организацию образовательного-воспитательного процесса в вузе в целом и в рамках изучения отдельных дисциплин. Огромное значение имеет создание учебной среды, которая включает слаженную командную работу профессорско-преподавательского состава, создание конструктивной атмосферы на занятиях, мотивацию студентов к изучению материала занятий, использование программы обучения, отвечающей современным требованиям и обновляемой в соответствии с современными достижениями педагогических и медицинских наук. Большую роль играет индивидуализация обучения и воспитание личности, обладающей стремлением и возможностями к самообразованию и самосовершенствованию. Важным аспектом подготовки специалиста на кафедре патологической анатомии является создание и развитие навыков морфологической диагностики патологических процессов с последующей оценкой этиологии и патогенеза, а также возможных исходов.

Ключевые слова: образовательно-воспитательный процесс, специалист, личность, комплексный подход, компетенции, учебная среда.

MODERN APPROACHES TO ORGANIZATION OF TRAINING OF A SPECIALIST ON THE EXAMPLE OF THE DEPARTMENT

© The Author(s) 2021

GORYAINOVA Galina Nikolajevna, candidate of medical sciences, associate professor

of the department "Pathological Anatomy" LITVINOVA Ekaterina Sergeevna, candidate of medical sciences, associate professor of the department "Pathological Anatomy" DUDKA Victor Tarasovich, candidate of medical sciences, associate professor of the department "Pathological Anatomy" Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: dudkaviktor@rambler.ru) Abstract. Training and education of a qualified competent specialist in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard provides for a comprehensive organization of the educational process at the university as a whole and within the framework of the study of individual disciplines. Of great importance is the creation of an educational environment, which includes well-coordinated teamwork of the teaching staff, the creation of a constructive atmosphere in the classroom, motivation of students to study the material of classes, the use of a training program that meets modern requirements and is updated in accordance with modern achievements of pedagogical and medical sciences. An important role is played by the individualization of training and the upbringing of a person who has the desire and capabilities for self-education and self-improvement. An important aspect of training a specialist at the Department of Pathological Anatomy is the creation and development of skills for morphological diagnosis of pathological processes with subsequent assessment of etiology and pathogenesis, as well as possible outcomes.

Keywords: educational process, specialist, personality, integrated approach, competencies, learning environment.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Основной задачей медицинского университета в настоящее время является подготовка специалистов, обладающих высоким профессионализмом и особыми личностными качествами, врачующих не только тело, но и душу. Кропотливый педагогический и воспитательный процесс при работе со студентами требует большого внимания и усилий. Это обусловлено не только компетент-ностным подходом к организации учебного процесса, но и национальными особенностями, социальными факторами, особенностями индивидуального воспитания, образования, религиозными убеждениями учащихся [1-9].

Учебная среда университета во все своем многообразии направлена на воспитание специалиста и включает научно-педагогический коллектив, психологически и педагогически организованную конструктивную атмосферу занятий, взаимоотношения в коллективе сотруд-

ников и обучающихся, организацию образовательного процесса, образовательную программу, аудиторную и самостоятельную работу студентов, организацию досуга [10,11-13].

Учебно-педагогический процесс формирует личность [12,14], и по окончании вуза мы хотели бы испытывать гордость за своих выпускников не только за их профессионализм, но и за их замечательные личностные качества, которым знаменитые российские писатели посвящали свои произведения и ставили на пьедестал человеческих ценностей русской интеллигенции долг, патриотизм, честь и совесть.

МЕТОДОЛОГИЯ

Цель работы: исследовать современные аспекты организации процесса подготовки будущего специалиста на кафедре патологической анатомии.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результа-

GORYAINOVA Galina Nikolajevna and others STRESSOV ...

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

тов. Личность студента должна находиться находится в центре образовательно-воспитательного процесса. Концепция профессионального воспитания студентов на кафедре патологической анатомии реализуется на основе формирования развивающей среды в режиме социально-педагогической поддержки студентов. Эффективный воспитательно-образовательный процесс во многом зависит от гармоничной системы взаимодействия преподавателя и обучаемого. Для освоения и совершенствования профессорско-преподавательским составом педагогических и профессиональных компетенций в вузе активно работает факультет повышения квалификации, а также мастер-классы, конференции, проводимые на местном и всероссийском и международном уровнях [15].

Особую категорию учащихся составляют зарубежные студенты, с которыми работает специально подготовленный профессорско-преподавательский состав, обладающий достаточным опытом работы, авторитетом, хорошо владеющий иностранным языком. При обучении и воспитании студентов на кафедре большое значение имеет работа на практических занятиях в режиме диалога и дискуссии, что способствует развитию у студентов коммуникативных навыков, воспитанию коллегиальности, терпимости, способности принять и рассмотреть мнение собеседника. Кроме того, интерактивное общение позволяет быстро понять и оценить эффективность педагогических приемов и скорректировать их в случае необходимости [14,15].

На кафедре патологической анатомии подготовку специалистов обеспечивает образовательная программа, постоянно обновляемая на основании последних достижений педагогических и медицинских наук. Учитываются научные и методические достижения сотрудников кафедры, а также мировой науки, меняется содержание дисциплины при изменении ФГОС и в соответствии с рекомендациями потребителей. Большое внимание уделяется согласованию учебных программ со смежными дисциплинами.

Целью курса патологической анатомии является освоение студентами компетенций по морфологической диагностике патологических процессов и заболеваний по их морфологическим проявлениям на макро- и микроскопическом уровнях. Обучающиеся на практических занятиях тренируют навыки определять патологический процесс, его возможные причины, механизмы развития при определенных заболеваниях, а также представлять возможные клинические признаки. Кроме того, студенты тренируют построение обратной цепочки: на основании клинических данных представляют патомор-фологическую картину. Таким образом, осуществляется формирование основ клинико-анатомического мышления. Для достижения этой цели используют наглядные пособия, музеи макро- и микропрепаратов по всем изучаемым заболеваниям и патологическим процессам, электронные и печатные варианты пособий, сборники задач и клинических ситуации. Особое внимание уделяется навыкам работы с музейными экспонатами, играющими большую роль в учебном процессе.

Работа с макропрепаратами включает репродуктивную составляющую: выявление и описание патоморфо-логических изменений органа по разработанному алгоритму. Установление преобладающего патологического процесса, определение механизмов развития заболевания, моделирование клинических проявлений основаны на эвристических указаниях. По каждому изученному препарату студенты проводят исследование и дают заключение о причинах и путях развития патологического процесса, механизмах выздоровления, указывают возможные осложнения и исходы процесса или заболевания. Каждый из возможных вариантов исхода патологического процесса должен быть обоснован указанием условий его развития.

Изучение микропрепаратов позволяет студентам вы-

являть морфологическую основу болезни - патологию клеток и тканей на микроскопическом уровне. Большую роль микроскопические исследования, проводимые на практическом занятии, играют в развитии навыков постановки диагноза по биопсийным препаратам.

Ситуационные и проблемные задачи позволяют тренировать навыки моделирования патоморфологической картины на основании клинических проявлений заболевания, взятых из истории болезни, а также способность прогнозирования клинических проявлений и постановки диагноза по известным патоморфологическим изменениям из данных о вскрытии. Таким образом, у студентов третьего курса складывается стереотип клинико-анато-мического осмысления морфологических изменений и клинических ситуаций, создается основа врачебного мышления, что необходимо для дальнейшего обучения на клинических кафедрах и в практической деятельности врача [14].

Важным аспектом работы с обучающимися в рамках секционного курса является демонстрация вскрытий, работа на практических занятиях с трупным и биопсий-ным материалом. Студенты проводят критический анализ истории болезни, составляют учебные протоколы вскрытий, заключения о причинах и механизмах смерти, подтверждают диагнозы или анализируют их расхождение.

В целях индивидуализации образовательного процесса на начальном этапе обучения проверяют начальный уровень знаний путем проведения тестирования по базовым дисциплинам (анатомии, гистологии). При выявлении определенных пробелов в знаниях и в рамках индивидуальных консультаций и заданий преподаватели обращают внимание на трудные и неясные вопросы и уделяют повышенное внимание при работе с отдельными студентами, испытывающими трудности при усвоении материала по патологии. На каждой лекции и на занятиях преподаватели акцентируют цель изучения темы, представленность заболевания или патологического процесса, а также прикладное значение темы, использование знаний по теме при изучении клинических дисциплин, в практической работе специалиста, что мотивирует студентов к изучению материалов занятия.

На кафедре созданы электронные учебно-методические комплексы по изучаемым дисциплинам, в которых интегрированы все необходимые методы и способы получения знаний, тренировки умений и навыков, самоконтроля.

В учебный процесс на протяжении ряда лет активно внедряются современные инновационные методы обучения. Лекционный курс читается с использованием компьютерного мультимедийного сопровождения, что позволяет визуализировать учебный материал, представив его в виде схем, слайдов с микро- и макрофотографиями, видеосюжетов, отражающих сущность пато- и морфогенеза, морфологических изменений в органах и тканях при тех или иных заболеваниях и патологических процессах.

Для самостоятельной работы при подготовке к практическим занятиям студенты используют учебные пособия на электронных носителях, содержащие теоретический и иллюстрационный материал в виде презентаций, слайд-фильмов, видеофильмов, обучающих мультимедийных тестов. Это в значительной мере повышает восприятие учебного материала и облегчает освоение практических умений и навыков при работе студентов с макро- и микропрепаратами на практических занятиях.

Аудиторная и внеаудиторная образовательная деятельность студента является интегрированным процессом, позволяет проявить инициативу, самостоятельность и включает творческое самообразование и саморазвитие, НИРС и корпоративную деятельность студентов.

Повышение уровня научных исследований способствует внедрению в учебный процесс достижений современной кафедральной и университетской научной

80

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ГОРЯИНОВА Галина Николаевна и другие СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ...

деятельности, а также позволяет привлекать студентов к научно-исследовательской работе.

На кафедре работает рейтинговая система оценки знаний студентов, которая создает атмосферу состязательности в процессе изучения дисциплины. Студенты участвуют в обсуждении проблемных и ситуационных задач, проявляют творческий подход к их решению на занятиях, активно соревнуются в рамках дисциплинарных рейтингов, участвуют в работе научного кружка, выступают на научных конференциях.

Патологическая анатомия как наука о структурных основах болезней позволяет представить материалистическое обоснование необходимости здорового образа жизни. В процессе обучения преподаватели постоянно обращают внимание студентов на клинико-морфологи-ческие проявления заболеваний и патологических состояний, обусловленных вредными привычками, экологическими факторами, образом жизни.

Проводятся заседания студенческого кружка, студенческие конференции, в рамках которых представляются результаты исследований, посвященных патологии, вызванной вредными привычками. В работе конференций принимают активное участие отечественные и иностранные студенты.

Большое внимание на кафедре уделяется развитию у студентов культуры межнационального общения. Адекватное восприятие особенностей культуры и быта представителей различных национальностей особенно актуальны в интернациональной студенческой среде университета. В студенческой исследовательской работе участвуют представители разных национальностей и стран. Студенты представляют на конференциях результаты межнациональных исследований, что способствует лучшему пониманию обучающихся разных стран, а также способствует развитию компетенции межкультурного общения и толерантности. Осуществляется базовая и специальная методическая подготовка молодых преподавателей к работе с иностранными обучающимися.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, на кафедре патологической анатомии неразрывно объединены и взаимообусловлены педагогические и воспитательные аспекты работы преподавателей, что направлено на интеграцию всех сторон и участников образовательного процесса для подготовки специалиста-профессионала. Развитие материально-технической, учебно-методической и научной базы кафедры, научный подход к развитию системы обучения студентов позволяют и в дальнейшем совершенствовать профессиональное воспитание специалистов на кафедре.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Крушельницкая О. И., Третьякова А. Н. Мотивация получения высшего образования у студентов первого и выпускного курсов (сравнительный анализ) //Высшее образование в России. 2017. № 2. С. 7077.

2. Алонцева А.И. Отношение студентов вузов к будущей профессиональной деятельности //Проблемы современного педагогического образования. 2017. №55-4. С. 341-347.

3. Бейлина А.Ф. Мотивация профессиональной деятельности преподавателей высшей школы // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №55-4. C. 68-77.

4. Эстерле А.Е. Соотношение готовности к профессиональному саморазвитию и реальной вовлеченности в профессиональное саморазвитие у педагогов-психологов //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 441-445.

5. Иванова Т.Н. Профессиональное самоопределение выпускников школ как фактор эффективного дальнейшего обучения в системе среднего профессионального и высшего образования // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 100-102.

6. Петрук Г.В. Методические аспекты оценки качества профессорско-преподавательского состава университета //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 289-291.

7. Гасанов А.В., Тагиева Г.Г., Султанов О.П. Формирование креативного мышления в инновационной деятельности преподавателей вузов Азербайджана //Научный вектор Балкан. 2020. Т. 4. № 1 (7). С. 18-20.

8. Тищенко В.О. Характеристика системного подхода в контексте исследования системы подготовки будущих преподавате-

лей в учреждениях высшего образования // Jurnalul Umanitar Modern. 2019. № 1. С. 38-41.

9. Tyshchenko V.O. Essence of the concept "Didactic competence of future teachers of higher education institutions"//BalkanScientificReview. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 60-63.

10. Кузьмин Е.Я. Рынок труда и профессий для молодых специалистов: проблемы и пути их решения // Высшее образование в России. 2012. № 12. С. 138-141.

11. Рубин Ю.Б. Высшее образование в России. Качество и конкурентоспособность. М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2014. 448 c.

12. Абанкина И. В. и др. Типология и анализ научно- образовательной результативности российских вузов // Форсайт. 2013. Т. 7. № 3. С. 48-63.

13. Титова Н.Л. Путь успеха и неудач: стратегическое развитие российских вузов. М.: МАКС Пресс, 2008. 280 c.

14. Аниськин В.Н., Горбатов С.В., Добудько А.В., Добудько Т.В. Контроль и педагогическая оценка в условиях современной электронной информационно-образовательной среды вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4. С. 36-40

15. Зеер Э.Ф, Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 216 с.

Статья поступила в редакцию 28.12.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.