Научная статья на тему 'ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "ИСТОРИЯ" В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "ИСТОРИЯ" В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПЕДАГОГИКА / ИСТОРИЯ / ТРАДИЦИИ / ИННОВАЦИИ / ТЕХНОЛОГИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / КОМПЛЕКСНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / ТВОРЧЕСТВО / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролов Владимир Павлович

Цель : Определить состояние и перспективы традиционного и инновационного обучения. Указать на принципы и закономерности развития образовательной системы. В задачи исследования входит рассмотрение сложившихся традиций, содержательное определение современной методологии и соответствующих реалиям изменяющегося общества методик преподавания истории, выявление специфики этой дисциплины в контексте технического образования на основе анализа педагогического опыта Московского государственного строительного университета. Методы . Сравнение, наблюдение, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному. Исторический, проблемно-хронологический, дискурсивный анализ, дающие возможности определить перспективы развития педагогики. Результаты . Анализ показал значимость богатого опыта преподавания истории в техническом вузе и перспективы традиционного и инновационного развития образования и воспитания; конкретизированы достоинства и недостатки электронного образовательного процесса. В современном образовании требуется интеграция традиционной и дистанционной технологий, создание эффективной системы инновационного обучения, управление и регулирование качественной апробацией инновационного потока. Выводы . В статье на основе педагогического опыта Национального исследовательского Московского государственного строительного университета дается анализ значимых методов обучения и воспитания в модернизации системы образования, использования цифровых технологий и традиционного образования, что сохраняет свое значение при быстром развитии инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS AND INNOVATIONS IN TEACHING HISTORY AT THE TECHNICAL UNIVERSITY

Purpose : To determine the conditions and prospects of traditional and innovative education. Indicate the principles and patterns of the development of educational system. Consideration of established traditions, definition of modern methodology and methods of teaching history corresponding to the realities of a changing society, identification of the specifics of this discipline in the context of technical education based on the analysis of the pedagogical experience of Moscow State University of Civil Engineering. Methods: Comparison, observation, generalization, ascent from the abstract to the concrete. Historical, problem-chronological, discourse analysis, which makes it possible to determine the prospects for the development of pedagogy. Results: The analysis demonstrated the importance of rich experience in teaching history at a technical university and the prospects for traditional and innovative development of education; the advantages and disadvantages of the electronic educational process are specified. Modern education requires the integration of traditional and distance technologies, the creation of an effective system of innovative education, management and regulation of high-quality testing of the innovation flow. Conclusions: Based on the pedagogical experience of the National Research Moscow State University of Civil Engineering, the article analyzes significant teaching and training methods in the modernization of the education system, the use of digital technologies and traditional education, which retains its importance with the rapid development of innovations.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "ИСТОРИЯ" В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34) ФРОЛОВ Владимир Павлович

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780 ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ...

УДК 378.016

DOI: 10.26140/bgz3-2021-1001-0067

ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ» В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

© Автор(ы) 2021

SPIN-код: 3153-5231

AuthorID: 655934

ФРОЛОВ Владимир Павлович, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории и философии Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ) (129337, Россия, Москва, Ярославское шоссе, дом 26, e-mail: frolovvp@mgsu.ru)

Аннотация. Цель: Определить состояние и перспективы традиционного и инновационного обучения. Указать на принципы и закономерности развития образовательной системы. В задачи исследования входит рассмотрение сложившихся традиций, содержательное определение современной методологии и соответствующих реалиям изменяющегося общества методик преподавания истории, выявление специфики этой дисциплины в контексте технического образования на основе анализа педагогического опыта Московского государственного строительного университета. Методы. Сравнение, наблюдение, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному. Исторический, проблемно-хронологический, дискурсивный анализ, дающие возможности определить перспективы развития педагогики. Результаты. Анализ показал значимость богатого опыта преподавания истории в техническом вузе и перспективы традиционного и инновационного развития образования и воспитания; конкретизированы достоинства и недостатки электронного образовательного процесса. В современном образовании требуется интеграция традиционной и дистанционной технологий, создание эффективной системы инновационного обучения, управление и регулирование качественной апробацией инновационного потока. Выводы. В статье на основе педагогического опыта Национального исследовательского Московского государственного строительного университета дается анализ значимых методов обучения и воспитания в модернизации системы образования, использования цифровых технологий и традиционного образования, что сохраняет свое значение при быстром развитии инноваций.

Ключевые слова: образовательная система, педагогика, история, традиции, инновации, технологии, модернизация, интерактивные методы, комплексность, интеграция, творчество, ценности.

TRADITIONS AND INNOVATIONS IN TEACHING HISTORY AT THE TECHNICAL UNIVERSITY

© The Author(s) 2021

FROLOV Vladimir Pavlovoch, candidate of historical Sciences, associate Professor, associate Professor of the Department of history and philosophy Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (129337, Russia, Moscow, Yaroslavskoye Shosse, 26, e-mail: frolovvp@mgsu.ru)

Abstract. Purpose: To determine the conditions and prospects of traditional and innovative education. Indicate the principles and patterns of the development of educational system. Consideration of established traditions, definition of modern methodology and methods of teaching history corresponding to the realities of a changing society, identification of the specifics of this discipline in the context of technical education based on the analysis of the pedagogical experience of Moscow State University of Civil Engineering. Methods: Comparison, observation, generalization, ascent from the abstract to the concrete. Historical, problem-chronological, discourse analysis, which makes it possible to determine the prospects for the development of pedagogy. Results: The analysis demonstrated the importance of rich experience in teaching history at a technical university and the prospects for traditional and innovative development of education; the advantages and disadvantages of the electronic educational process are specified. Modern education requires the integration of traditional and distance technologies, the creation of an effective system of innovative education, management and regulation of high-quality testing of the innovation flow. Conclusions: Based on the pedagogical experience of the National Research Moscow State University of Civil Engineering, the article analyzes significant teaching and training methods in the modernization of the education system, the use of digital technologies and traditional education, which retains its importance with the rapid development of innovations.

Keywords: educational system, pedagogy, history, traditions, innovation, technology, modernization, interactive methods, complexity, integration, creativity, values.

ВВЕДЕНИЕ

В педагогике высшего технического образования существует определенный потенциал, позволяющий решать задачи развития личности и подготовки высококвалифицированного специалиста. Педагогический опыт организации работы со студентами по истории в НИУ МГСУ богат и разнообразен, опирается на результаты исследований.

Один из основоположников педагогики Ян Амос Коменский создал систему всеобщего образования, разработал дидактические принципы обучения методологического характера. Он выступал за развитие личности, последовательность, системность знаний и воспитание сознания, учет психологических особенностей молодежи, развитие их творческих способностей и активности. Особое внимание Коменский уделял глубокому овладению знаниями, практическими умениями, считал важным принципом обучения - наглядность. [1] Его дидактические принципы сохраняют значения и на современном этапе.

Русский психолог, методолог, философ Л.С.

Выготский, которого американский философ С. Тулмин назвал «Моцартом в психологии», создал культурно-историческую концепцию деятельностного подхода и основал психологическую школу. Его труды определяют педагогическую деятельность как особую человекоо-риентированную педагогику, связанную с психологией. Он выдвигает идеи развития личности, выявляет ряд изменений способов обучения, связанных с личностными потребностями. [2].

Ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова академик В.А. Садовничий рассматривает инновации как процесс качественного развития, призывает не заболтать идею инновационного развития и обращает внимание при этом на «инновационный ресурс», «инновационные возможности», «инновационные программы», «инновационные знания», «инновационный поиск», «инновационное развитие» и

др[3]

В последние десятилетия возросло количество работ, отражающих проблемы традиционной и инновационной деятельности в гуманитарном образовании. Наибольший

FROLOV Vladimir Pavlovoch

TRADITIONS AND INNOVATIONS IN TEACHING ..

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

интерес вызывают публикации Зимней И. А. о компе-тентностном подходе в образовании. [4] Теории развивающего образования посвятил свой труд Давыдов В. В. [5] В педагогике высшей школы есть определенный потенциал, позволяющий определить достоинства и противоречия в дистанционном образовании, что нашло отражение в работах Ветрова Ю., Глухова И. [6], Зайченко Т. [7], Ильина В. [8], Устименко С. [9] и др. Когнитивные психологические особенности, ориентированные на развитие личности, анализируются в трудах Андерсона Дж. [10], Брунера Дж. [11], Холодной М. [12] и др.

Отдельно можно выделить российские работы, посвященные вопросам преподавания истории в высшей школе вообще и в технических вузах в частности. Это публикации Нуриахметовой Ф.М., Холоднова В.Г. [13], Павловой О. А. [14], Гончара И. И., Чушняковой М. В., Крохина С. Н. [15], Михайловой И.В. [16], Горшковой И. Ф., Зайца М. С. [17], Манухина А. А., Володиной Н. Н. [18], Сусловой А. Ю., Салимгареева М. В., Хамматова Ш. С. [19], Павловой Л. О. [20], Белоусовой О. А. [21], Челноковой Т.А., Ивановой А.П. [22], Рыбиной М. В. [23].

Актуальность исследования традиций и инноваций в преподавании дисциплины «история» в техническом вузе связана с определением задач современного образования, его направленностью на формирование у обучающихся не только профессиональных, но и универсальных компетенций, включающих компетенции, которые связаны с мировоззрением, с развитием культуры личности, формированием умений и навыков межкультурной коммуникации. Безусловно, без включения гуманитарных наук, в том числе истории, в университетский образовательный процесс, реализация компетентностного похода в высшей школе невозможна. Необходимым является анализ сложившихся традиций, содержательное определение современной методологии и соответствующих реалиям изменяющегося общества методик преподавания истории, выявление специфики этой дисциплины в контексте технического образования. Такое исследование, на наш взгляд, будет более эффективным, если рассматривать особенности преподавания истории в конкретном техническом вузе - в данном случае речь идет о педагогическом опыте Национального исследовательского Московского государственного строительного университета.

Актуальным также является анализ форм и методов преподавания, которые стали особенно востребованными в настоящее время - технологий дистанционного преподавания. Критическое осмысление этого процесса поможет скорректировать его задачи, направленность, определить критерии эффективности.

МЕТОДОЛОГИЯ

Исходя из актуальности проблем представленного исследования, в качестве основной цели статьи можно указать определение состояния и перспектив традиционного и инновационного обучения в контексте анализа преподавания дисциплины «история» в техническом вузе. Необходимо выявить принципы и закономерности развития образовательной системы в целом и специфику становления современного технического образования, в задачи которого входят в том числе: формирование профессионала, способного реализовать свой личностный потенциал, опираясь на опыт предшествующих поколений, используя знания особенностей социально-исторического развития, испытывая чувство ответственности за будущее страны и мира.

Исследование, результаты которого нашли отражение в статье, включает в себя исторический, проблемно-хронологический, дискурсивный анализ, использование которых дает возможность определить перспективы развития педагогики в современном обществе. В качестве методов использовались: сравнение, наблюдение, аналогия. Диалектическое сочетание методов восхождения от абстрактному к конкретному и обобщения позволило 292

выявить на основе рассмотрения опыта педагогической деятельности конкретного вуза универсальные тенденции развития современного образования, требующего интеграции технических и гуманитарных знаний, сочетания традиций и инноваций, рассмотреть специфику формирования компетенций, связанных с преподаванием дисциплины «история», в одном из известных российских вузов - Московском государственном строительном университете.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Педагогическая практика свидетельствует об интересе студентов как к традиционным формам и методам обучения, так и к инновационно-технологическим новациям. Однако, проведенные РИА «Новости» 24 апреля 2020 г. социологические опросы свидетельствуют, что 55% опрошенных выступают за традиционное образование, а 45% не желают и не готовы перейти на дистанционное образование [24]. В новом формате обучения возникли проблемы материально-технические, организационные, психологические. Предпочтительно для значительного числа обучающихся - живое творческое взаимодействие с преподавателем, прямое общение в студенческих коллективах.

На кафедре истории и философии НИУ МГСУ традиционно используются активные методы предметного обучения, направленные на вовлечение студентов в творческий процесс с учётом их индивидуальных психологических особенностей. Студенты мотивируются к работе с историческими документами с привлечением междисциплинарных знаний, делают упражнения и решают задачи с историческими текстами, участвуют в дискуссиях, коллоквиумах, конференциях, олимпиадах, выполняют другие творческие задания. Осуществляется систематическое обучение по индивидуальным графикам с учетом их наклонностей, возможностей, интересов. Постоянный мониторинг выполнения заданий позволяет определить перспективы движения вперед, что совершенствует знания, умения, навыки обучающихся. Студенты учатся рассматривать исторический процесс как систему, выявляют причинно-следственные связи, анализируют различные точки зрения российских и зарубежных ученых, что способствует формированию критического мышления.

Реализуя индивидуальный подход, педагог учит студента обращать внимание на вариативность мышления, формируется умение логически и грамотно мыслить, взаимодействовать в коллективе, работать с документами. Студенты изучают и обрабатывают материалы местного архива и музея МИСИ - МГСУ.

Не последнюю роль в педагогической деятельности преподавателей играют опора на амбиции студентов, формирование лидерских качеств, усвоение базовых социальных моделей, таких как: достоинство, ответственность, уважение, честь, патриотизм. Одновременно не забываются и поддерживаются социально значимые поступки, в том числе участие в волонтерском движении, проведении поисковых работ, ремонте и реставрации исторических памятников. Постоянно в ходе обучения среди интерактивных методов используется метод мозгового штурма, игровые методики, комплексно-структурированный подход, участие в проектно-исследова-тельской деятельности, при этом создается комфортная среда обучения. Студентам предложен оптимальный вариант запоминания фактического материала, благодаря чему алгоритм знаний по истории становятся продуктивными.

В ходе учебного процесса у обучающихся крепнет понимание необходимости расширения исторических знаний, в частности объективного представления о Великой Отечественной войне. Усиливается внимание к воспитанию нравственности и патриотизма, разработке воспитательных технологий, поддержанию традиций. Гуманитарное образование учит работе в коллективе, формирует навыки коллективного взаимодействия, обе-

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ФРОЛОВ Владимир Павлович ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ...

спечивает индивидуальный подход к выполнению задания.

Одним из методов работы со студентами является экскурсионный метод. С Древней Руси существовала традиция отражать ратные подвиги в строительстве храмов религиозной и воинской символикой. Но в современной России на рубеже XX - XXI вв. создаются такие храмы памяти героев, при которых возводятся музейные комплексы (Храм Христа Спасителя и др.) как центры духовной культуры и образования. В XXI в. музеи оснащаются мультимедийными средствами, помогающими ощутить дух времени. Таким стал музейный комплекс «Дорога памяти» и построенный вокруг храма Вооруженных сил в Кубинке «Парк Победы», продолживший его символику. Интерактивные элементы музея, с мультимедийной галереей (1418 метров) главного экспоната «Река времени» состоят из 3,3 млн. фотографий, отражающих имена героев, их боевые заслуги. Будущие профессионалы-строители, получив специальное задание, посетили этот выдающийся памятник боевой славы, приобщались к историческим особенностям и возможностям возведения грандиозных монументальных сооружений. Тем самым они не только расширили знания по истории страны, но и поняли значимость исторической памяти, героических традиций, бережного отношения к историческому наследию, роль патриотических чувств.

В рамках современного университетского образования стоит задача построить индивидуализированное дифференцированное обучение. При осуществлении гибкого обучения важна оперативная обратная связь студентов и преподавателей, которая осуществляется с помощью интерактивных обучающих программ, баз данных (к которым относятся и электронные библиотеки). Преподаватель как координатор помогает студентам добывать знания и применять их на практике.

В период инновационного поиска формируется новая мотивация к изучению дисциплины «История» с осмыслением компетентностных основ взаимодействия на современной технической базе. Современная инфраструктура обучения требует методической, теоретической, технической, организационной разработки в соответствии с индивидуальной структурой образования. Необходимо руководствоваться дидактическими принципами: сознательности и активности; наглядности; постепенности и логической последовательности; систематичности знаний.

Инновационное обучение по истории в техническом университете должно быть организовано доступно и интересно, комплексно, с использованием всего широкого спектра возможностей для развития индивидуальных образовательных траекторий. Для вариативности обучения можно использовать три уровня курсов: базовый, углубленный, продвинутый. Особое значение приобретает проектный подход к обучению, защита студентами творческих проектов после мозгового штурма. Преподаватель на цифровой образовательной платформе должен помочь тем студентам, которые захотят самостоятельно выбрать тему, определить целесообразность и правильность творческого решения, осуществить идею создания нового проекта. Проекты и методики направленные на активизацию информационного стиля мышления, системного мировоззрения, получение универсальных знаний, формируют необходимые профессиональные качества строителя.

Однако, как показали исследования и практическая работа, в процесс дистанционного образования порой начинает проникать недостоверная и вредная информация, теряется значение социального института образования, ослабляется функция коллективного взаимодействия, возникают проблемы с концентрацией и вниманием, нарушается баланс между работой и отдыхом и др. Обеспечение дистанционного формата сопрягается с дополнительными финансовыми издержками. Возрастают

требования к личности преподавателя, его стилю общения со студентами. Сочетаются методы репродуктивные и проблемно-поисковые. Вместе с тем становится ценностью проявление творчества, критического мышления и гибкости в решении учебно-воспитательных проблем.

Обладая хорошим дистанционным ресурсом, кафедра истории технического вуза должна создать систему мотивации для студентов, предложив им разнообразные формы активной творческой деятельности, которые помогут проявить личные качества, сформировать творческие компетенции. Одна из сфер человеческой деятельности, где новые материалы и технологии быстро находят свое применение - строительство. Цифровое образование в этой сфере может помочь эффективно ре-ализовывать инновации посредством знакомства с новаторскими решениями в строительной отрасли.

В образовательном процессе важно обращение к истории Московского государственного строительного университета, который в 2021 г. отмечает 100-летний юбилей. Необходимо знание исследовательских задач, которые решают его сотрудники, а также информации об успешной работе выпускников вуза, что важно для формирования организационной культуры университета, его ценностей, мотивации к будущей деятельности специалистов-строителей.

В период традиционного обучения кафедра ИиФ НИУ МГСУ начала использовать электронный учебник, методы работы с интерактивной доской и другими мультимедиа-средствами. Умения использовать современные средства обучения важны в образовательном процессе технического вуза, эти средства способствуют активизации внимания обучающихся. Разрабатываются новые современные программы, дидактические и методические материалы, требования к которым постоянно повышаются. Важной формой обучения студентов становится в настоящее время дистанционное образование.

Осуществляется поиск новых форм учебно-воспитательного процесса - медиаобразование как приоритетная область культурно-педагогического развития XXI века. Особенность педагогических технологий - опережающий характер их развития по отношению к техническим средствам. Возникает и возможность организовать диалог студента с компьютером посредством интерактивной программы. Тем самым реализуется свобода самовыражения, формируется медиакомпетентность. Одной из форм организации работы со студентами по истории в техническом университете становится не столько извлечение и обработка исторической информации, сколько интеграция медиаобразования в учебно-воспитательном процессе с базовыми предметами, гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами, конструирование образовательной среды в контексте профессиональных интересов. В решении задачи саморазвития студента приоритет отдается коммуникативности и интерактивности. В процессе дистанционного образования лекции читаются с использованием различных электронных платформ, в том числе Zoom, на практических занятиях обращается особое внимание на ответственность, собранность, активность студентов, вовлекаемых в образовательный процесс путем проведения творческих конкурсов, конференций, онлайн-экскурсий, консультаций. Необходим обстоятельный инструктаж студентов по вопросам, как лучше справиться с задачами, как работать с исторической информацией. Важную контролирующую и стимулирующую роль выполняет электронный журнал, а также решение вопросов создания комфортного плана рабочего дня.

На занятиях по истории используются цифровые технологии и ресурсы: сервис для создания интерактивных заданий, программы для создания виртуальных ресурсов, в некоторых вузах значительное внимание уделяется геймификации обучения (Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта). Развиваются активные методы формирования компетенций, связанных

FROLOV Vladimir Pavlovoch

TRADITIONS AND INNOVATIONS IN TEACHING .

Baltic Humanitarian Journal. 2021. ^ 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

с цифровым, коммуникативным, креативным, эмоционально-интеллектуальным мышлением. В обучении и воспитании используется личностно-ориентированный и личностно-деятельный подходы. Делается попытка создать эффективную образовательную систему формирования и развития информационных процессов, затрагивающих все стороны жизни университета, решаются проблемы, затрудняющие внедрение инноваций.

Однако следует заметить, что цифровое обучение в вузе, с одной стороны, помогает самообразованию, самосовершенствованию, расширяет спектр методов преподавания, а, с другой, сокращает возможности реального взаимодействия в коллективе, снижает уровень социализации студента, не всегда способствует реализации творческих способностей личности. Динамический характер профессиональной деятельности обусловил создание новой специальности 1Т-архитектор - как инновационной модели подготовки специалиста.

ВЫВОДЫ

Таким образом, педагогический опыт кафедры истории и философии Московского государственного строительного университета позволяет рассматривать традиционное образование в единстве с альтернативным инновационным, определить возможности, формы и механизмы совмещения онлайн обучения с очным форматом.

Современное образование должно отвечать на вызовы времени, быть востребованным на мировом рынке образовательных услуг. Основной целью национального проекта «Образование» является: «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» [25]. В рамках данного проекта предполагается, что к 2024 г. «20 % студентов будут осваивать отдельные курсы, дисциплины (модули), в том числе в формате онлайн-курсов, с использованием ресурсов иных организаций». Речь идёт о реализации онлайн-курсов теми университетами, которым удастся обеспечить «соответствие качества подготовки обучающихся мировому уровню» [26]. В то же время Президент РФ Путин В.В. в 2020 г. заявил, что Россия сохранит традиционный очный формат образования. [27]. Без этого невозможно решение задач воспитания личности, освоения ею культурно-цивилизационных ценностей России, развития социальной активности будущих специалистов.

На наш взгляд, практика показала, что требуется интеграция традиционной и дистанционной технологий, создание эффективной системы инновационного обучения, регулирование качественной апробации инновационного потока. В современной России дистанционное образование уже становится таким же актуальным, как классическое традиционное образование.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Пережковская А. Н. Вклад Я. А. Коменского в развитие педагогической науки/ Инновационные педагогические технологии: Материалы II Международной научной конференции (г. Казань, май 2015). - Казань, Бум. 2015, с. 27-30;

2. Рубцов В. В. Культурно-историческая научная школа: проблемы, которые поставил Л.С. Выготский // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 3. С. 4-14.

3. Садовничий В. А. Гуманитарное образование в России: мысли вслух. М. МГУ, 2007. - 17 с.

4. Зимняя И. А. Ключевые компетентности. Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы. М., 2004, — 40 с.

5. Давыдов В.В. Теория развивающего образования. М., Интор, 1996. - 544 с.

6. Ветров Ю., Глухов И. Информационные технологии в образовательном пространстве технического вуза //Высшее образование в России. 2004, №3, с 71-73;

7. Зайченко Т.П. Инвариативная система дистанционного обучения. СПб: Астерион, 2004. -188 с.;

8. Ильин В. Интернет - технологии в вузе// Высшее образование в России». 2005, №3 с. 57- 58.;

9. Устименко С.А. Проектирование инновационных дидактических технологий в высшей технической школе. М., 2004. — 214 с.

10. Андерсон Дж. Когнитивная психология. СПб Питер. 2002, -496 с.;

11. Брунер Дж. Психология познания. М., Прогресс. 1999, — 398 с.;

12. Холодная М.А. Когнитивные стили. СПб: Питер. 2004. — 384 с.

13. Нуриахметова Ф.М., Холоднов В.Г. Новые методы преподавания истории в техническом вузе //Казанский педагогический журнал. № 2 (103). 2014. С. 67-73.

14. Павлова О. А. Проблемы преподавания истории в непрофильных вузах // АНИ: педагогика и психология. 2017. №2 (19). С. 114-117.

15. Гончар И.И., Чушнякова М.В., Крохин С.Н. Обоснованность последовательности преподавания общенаучных дисциплин в техническом вузе //Вестник СИБИТа. 2019. №2 (30). С. 5-10.

16. Михайлова И.В. Специфика преподавания истории России иностранным студентам в техническом вузе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2018. №2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-prepodavaniya-istorii-rossii-inostrannym-studentam-v-tehnicheskom-vuze (дата обращения: 25.09.2020).

17. Горшкова И. Ф., Заяц М. С. Проблема преподавания дисциплин, направленных на формирование общепрофессиональных и общекультурных компетенций у студентов технических вузов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 11(77): в 3-х ч. Ч. 2. C. 189-191.

18. Манухин А. А. Володина Н. Н. Гуманитарные дисциплины в Массачусетском технологическом институте (MIT) // Гуманитарный вестник. 2015. №5 (31). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/gumanitarnye-distsipliny-v-massachusetskom-tehnologicheskom-institute-mit (дата обращения: 15.10.2020).

19. Суслов А. Ю., Салимгареев М. В., Хамматов Ш. С. Инновационные методы преподавания истории в современном вузе // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 9. С. 70-85.

20. Павлова Л.О. Предназначение гуманитарных дисциплин // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. №9-10 (1314). С. 29-32.

21. Белоусова О. А. Проблемы реализации исторических дисциплин в образовательных программах непрофильных вузов // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. 2020. №2 (10). - № 2 (10). С. 12-19.

22. Челнокова Т. А., Иванова А. П. Современные подходы преподавания истории в высшей школе //Преподаватель XXI век. 2018. №2-1. С. 131-139.

23. Рыбина М. В. История - инженеру (к вопросу о содержании учебной дисциплины «История» в техническом вузе) //Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2017. №4. С. 21-25.

24. Режим доступа https://regnum.ru/news/polit/2928311.html Дата обращения - 25.09.2020 г.

25. Официальный сайт Правительство России. Режим доступа http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPF DkmBB.pdf (дата обращения - 25.09.2020).

26. Официальный сайт Правительство России. Режим доступа http://static.government.ru/media/files/YumshgCpXWEMsqRmMTxDs0wji GzY30hs.pdf (дата обращения - 25.10.2020).

27. Сальникова Ю. Путин заявил, что в России не собираются переходить полностью на дистанционное обучение // Комсомольская правда. Режим доступа https://www.kp.ru/online/news/3930664/ (дата обращения —11.08.2020).

Статья поступила в редакцию 20.10.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021

294

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.