Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ КАК ЕДИНЫЙ ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ'

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ КАК ЕДИНЫЙ ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
903
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА / ВОСПИТАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИСТОРИЯ / ТРАДИЦИИ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молокова Татьяна Алексеевна

Цель представленного в статье исследования - анализ ряда проблем, связанных с развитием концепций целостной системы обучения и воспитания, их реализацией в деятельности вузов, в том числе и технических (на примере НИУ МГСУ). Задачи исследования включают рассмотрение связей между основополагающими принципами университетского образования: единства обучения и воспитания, фундаментализации, интеграции гуманитарных, естественнонаучных и технических знаний. Данный анализ позволяет определить роль и место университета в инновационной педагогической системе. Методы . Обобщение результатов, наблюдение, системный подход, индукция и дедукция. На основе историко-сравнительного анализа выявляется общее и особенное в решении актуальных вопросов обучения и воспитания в разных странах, специфику образовательных процессов на разных исторических этапах развития российского общества. Результаты . На основе рассмотрения концепций зарубежных и российских ученых показаны ключевые функции университета как самостоятельного образования национальных и технологических системах. В исторической ретроспективе показана нелинейность развития университета в разных моделях. Выводы . В статье с помощью анализа деятельности технических университетов, в том числе Национального исследовательского Московского государственного строительного университета представлена тенденция развития системы обучения и воспитания, соответствующая современным требованиям модернизации высшего образования в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING AND UPBRINGING AS AN INTEGRATED PROCESS OF EDUCATION

The purpose of the research presented in the article is to analyze a number of problems associated with the development of concepts of an integral system of education and upbringing, their implementation in the activities of universities, including technical ones (on the example of NRU MGSU). The research objectives include the review of the links between the fundamental principles of university education: the unity of teaching and upbringing, fundamentalization, integration of humanitarian, natural science and technical knowledge. This analysis allows us to determine the role and place of the university in the innovative pedagogical system. Methods. Generalization of results, observation, systems approach, induction and deduction. On the basis of historical and comparative analysis, the general and specific features in solving topical issues of education and upbringing in different countries, the specifics of educational processes at different historical stages of the development of Russian society are identified. Results . Based on the analysis of the concepts of foreign and Russian scientists, the key functions of the university as an independent formation of national and technological systems are shown. The historical retrospective introduces the nonlinearity of the development of the university in different models. Conclusions. By analyzing the activities of technical universities, including the National Research Moscow State University of Civil Engineering, the article presents a tendency in the development of the education and training system that meets the modern requirements of modernization of higher education in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ КАК ЕДИНЫЙ ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ»

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

МОЛОКОВА Татьяна Алексеевна ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ КАК ЕДИНЫЙ ...

УДК 378.4 + 378.14

DOI: 10.26140/bgz3-2021-1001-0038

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ КАК ЕДИНЫЙ ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 5710-1594 AuthorlD: 655922

МОЛОКОВА Татьяна Алексеевна, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории и философии Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ) (129337, Россия, Москва, Ярославское шоссе, дом 26, e-mail: molokovata@mgsu.ru) Аннотация. Цель представленного в статье исследования - анализ ряда проблем, связанных с развитием концепций целостной системы обучения и воспитания, их реализацией в деятельности вузов, в том числе и технических (на примере НИУ МГСУ). Задачи исследования включают рассмотрение связей между основополагающими принципами университетского образования: единства обучения и воспитания, фундаментализации, интеграции гуманитарных, естественнонаучных и технических знаний. Данный анализ позволяет определить роль и место университета в инновационной педагогической системе. Методы. Обобщение результатов, наблюдение, системный подход, индукция и дедукция. На основе историко-сравнительного анализа выявляется общее и особенное в решении актуальных вопросов обучения и воспитания в разных странах, специфику образовательных процессов на разных исторических этапах развития российского общества. Результаты. На основе рассмотрения концепций зарубежных и российских ученых показаны ключевые функции университета как самостоятельного образования в национальных и технологических системах. В исторической ретроспективе показана нелинейность развития университета в разных моделях. Выводы. В статье с помощью анализа деятельности технических университетов, в том числе Национального исследовательского Московского государственного строительного университета представлена тенденция развития системы обучения и воспитания, соответствующая современным требованиям модернизации высшего образования в Российской Федерации.

Ключевые слова: педагогика, образование, наука, воспитание, университет, глобализация, интеграция, фунда-ментализация, дистанционное обучение, история, традиции, инновации.

TEACHING AND UPBRINGING AS AN INTEGRATED PROCESS OF EDUCATION

© The Author(s) 2021

MOLOKOVA Tatyana Alekseevna, candidate of historical Sciences, associate Professor, head of the Department of history and philosophy Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (129337, Russia, Moscow, Yaroslavskoye Shosse, 26, e-mail: frolovvp@mgsu.ru) Abstract. The purpose of the research presented in the article is to analyze a number of problems associated with the development of concepts of an integral system of education and upbringing, their implementation in the activities of universities, including technical ones (on the example of NRU MGSU). The research objectives include the review of the links between the fundamental principles of university education: the unity of teaching and upbringing, fundamentalization, integration of humanitarian, natural science and technical knowledge. This analysis allows us to determine the role and place of the university in the innovative pedagogical system. Methods. Generalization of results, observation, systems approach, induction and deduction. On the basis of historical and comparative analysis, the general and specific features in solving topical issues of education and upbringing in different countries, the specifics of educational processes at different historical stages of the development of Russian society are identified. Results. Based on the analysis of the concepts of foreign and Russian scientists, the key functions of the university as an independent formation of national and technological systems are shown. The historical retrospective introduces the nonlinearity of the development of the university in different models. Conclusions. By analyzing the activities of technical universities, including the National Research Moscow State University of Civil Engineering, the article presents a tendency in the development of the education and training system that meets the modern requirements of modernization of higher education in the Russian Federation.

Keywords: pedagogy, education, science, upbringing, university, globalization, integration, fundamentalization, distance learning, history, traditions, innovation.

ВВЕДЕНИЕ

Характерной чертой современного мира является глобализация, которая требует обновление системы образования, это в первую очередь относится к системе высшего профессионального образования, к деятельности университетов. Само понятие «университет» происходит от латинского термина означающего нечто всеобщее, глобальное, дающее обучающимся универсальное образование. Этим требованиям универсальности отвечали первые европейские университеты, но система университетского образования сформировалась в конце XVIII в. Немецкий учёный, основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольдт, взяв за основу неогуманистические идеалы, создал концепцию университетского образования, в которой дал определение фун-даментализации образования. Он провозгласил целью высшего образования развитие и совершенствование личности. Ученый считал основополагающим принципом деятельности университета объединение учебной, научной и воспитательной работы. Гумбольдт ратовал за насыщение образования сведениями о новейших достижениях науки, выступал за встроенность в образовании научных исследований. Он разработал принципы

организации воспитания обучающихся. В его трактате «О теории обучения и воспитании человека» раскрываются концепции человечности и активности личности, провозглашается принцип универсальности и при этом подчеркивается особо важность изучения истории [1]. В статье «О задачах историка» Гумбольдтом внесен вклад в развитие теории истории и обосновывается ключевой метод познания - метод понимания прошлого. Историк должен не только собирать факты, но и строить на них исторические конструкции, чтобы познать смысл действительности, отделить случайное, раскрыть внутренние взаимосвязи и сделать видимыми истинные действующие силы истории. Важно, духовно формируя личность, помогать раскрытию человеческой индивидуальности со всеми ее способностями, подчеркивал ученый [2].

Эти принципы основоположника немецкой системы университетского образования были взяты за основу формирования университетского образования в России. Их суть не утратила своего значения и в наше время, несмотря на проведенное в современной России реформирование системы высшего образования.

В педагогической науке существует устойчи-

MOLOKOVA Tatyana Alekseevna

TEACHING AND UPBRINGING AS AN INTEGRATED ...

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

вая тенденция взаимосвязи обучения и воспитания. Разрабатывая дидактические методы обучения, академик Лернер И.Я. в середине XX века, видел в обучении средство образования и воспитания человека в их единстве. Это предполагает усвоение учащимися не только знаний и умений, но и опыта творческой деятельности и эмоциональной воспитанности [3]. Обучение знаниям и способам деятельности имеет значение для личности, развивая ее волевые, нравственные, эстетические качества, совершенствует обучающегося в соответствии с изменяющимися целями, которые ставит общество перед системой высшего образования. Это еще раз свидетельствует о том, что обучение невозможно без воспитания. Формирование мировоззрения, нравственных устоев предусматривает усвоение системы знаний о мире, о социальных нормах жизни общества, политических процессах, происходящих в государстве. Важно также научить студентов давать им объективную оценку и научиться использовать полученные знания на практике.

А.В. Пономарев в своем исследовании под социально-педагогической функцией вуза в воспитании современного специалиста подчеркивает преобразующую роль университета в обществе, обеспечивающую социально-конструктивное взаимодействие участников образовательного процесса, направленное на подготовку активного, социально ответственного специалиста, стремящегося к непрерывному развитию и повышению уровня своей социально-личностной компетентности в изменяющихся социо-культурных условиях [4].

Исследователи из Оренбургского государственного университета Кирьякова А.В. и Ольховая Т.А. в своей работе на тему «Университет в контексте глобализации: инновационные варианты развития», рассматривая развитие университета в современных условиях мировой глобализации, выявили основные тенденции, характеризующие этот процесс. Среди этих тенденций первостепенная роль отводится фундаментализации, при которой важным является освоение самого социокультурного и гносеологического фундамента знаний, способов их усвоения, развития способностей воспринимать, понимать и использовать поток новой информации в течение всей жизни человека [5].

Еще в 2003 г., выступая на Всероссийском совещании заведующих кафедрами гуманитарных и социо-эконо-мических дисциплин, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий обратил особое внимание на фунда-ментализацию высшего образования. В частности он подчеркнул, что в наше время фундаментализация зачастую сводится лишь к желанию поменять учебные планы, увеличить часы на математику, физику и т.д. При этом студент без особых усилий овладевает аппаратной частью фундаментальных наук, нежели идейной, концептуальной стороной научных теорий. По мнению академика, одной из причин этой проблемы является «.. .явная недооценка курсов по истории и методологии науки, без которых просто невозможно разобраться в генезисе фундаментальной науки» [6, с. 5]. В.А. Садовничий, ссылаясь на труды Эрвина Шредингера, отмечает, что «.все естественные науки связаны с общечеловеческой культурой» и что «.научные открытия даже кажущиеся в настоящий момент передовыми. все же бессмыс-лены вне своего культурного контекста» [6, с. 6].

Выводы известного ученого, ректора ведущего университета страны подтверждают актуальность принципов фундаментализации образования, выявления его значимости в пространстве развития культуры, определения роли образования в развитии личности и общества, обоснования того, что эта роль может быть реализована только при единстве обучения и воспитания. Анализ этих подходов является важной задачей для исследователей, занимающихся вопросами современного высшего образования.

МЕТОДОЛОГИЯ.

Основная цель представленного в статье исследова-

ния - анализ ряда проблем, связанных с созданием концепций целостной системы обучения и воспитания, их реализацией в деятельности вузов, в том числе и технических (на примере НИУ МГСУ). Эта цель предполагает рассмотрение связей между основополагающими принципами университетского образования: единства обучения и воспитания, фундаментализации, интеграции гуманитарных, естественнонаучных и технических знаний. Данный анализ позволяет определить роль и место университета в инновационной педагогической системе.

Исследование базируется на системном подходе, используются методы наблюдения, индукции и дедукции, обобщения и аналогии.

Историко-сравнительный анализ позволяет выявить общее и особенное в решении актуальных вопросов обучения и воспитания в разных странах, специфику образовательных процессов на разных исторических этапах развития российского общества.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Достаточно длительное время, до 90-х гг. XX в., в российской педагогической мысли и в организации системы образования в России и СССР единство обучения и воспитания не подвергалось сомнению. Так, известный психолог и педагог А. Н. Леонтьев в 70-е гг. XX в. активно разрабатывал концепцию единства обучения и образования, причем акцент делался именно на воспитании. Ученый считал, что отрыв познавательной деятельности от личностно-смысловой может привести к личностной деформации, «обнищанию души при одновременном обогащении информацией» [7, с. 17]. Бесспорно, идеи А. Н. Леонтьева актуальны и в настоящее время, поскольку личность не может реализовать себя вне общества с его ценностями и нормами, освоение и присвоение которых не менее важно, чем узко-профессиональные знания.

В современных условиях развития образования возникает потребность в переосмыслении содержания понятий «обучение» и «воспитание» и их сопряжение в рамках ведущего и в среднем, и в профессиональном образовании компетентностного подхода. Исследователи Огнев А.С. и Лихачева Э.В. определяют понятие «воспитание» следующим образом, связывая содержание термина с результатом определенного влияния : «Многие авторы сходятся во мнении о том, что объектом таких воздействий становятся потребности, ценности, смысловые установки учащихся, а главным результатом - их готовность к самостоятельной успешной жизнедеятельности в качестве ответственных («зрелых») граждан нашей страны» [8]. Часто возникают сложности в соотнесении терминов «обучение» и «воспитание», некоторые авторы считают обучение составной часть воспитания. И, напротив, есть примеры, когда образование, воспитание и развитие человека предлагается считать элементами обучения [8]. В настоящее время в образовательном процессе задачи воспитания и обучения сопряжены и реализуются в рамках общего компетентностного подхода. [9] Содержательно воспитательная направленность компетенций, формируемых в вузе, связана в значительной степени с универсальными (общекультурными) компетенциями [10]. Часто сами формулировки этих компетенций включают задачи развития мировоззрения, освоения социальных норм и культурных ценностей, умения взаимодействовать с людьми, становления гражданских качеств и т.п. Безусловно, большую роль в реализации этих компетенций в вузе играют гуманитарные дисциплины [11, с. 88].

Поэтому не менее важной и связанной с единством обучения и воспитания является в современном университетском образовании проблема интеграции гуманитарных и технических знаний. Этой проблеме была посвящена Всероссийская научная конференция (с международным участием), которая прошла в сентябре 2018 г. в Национальном исследовательском Московском государственном строительном университет при поддержке Российского фонда фундаментальных иссле-

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

МОЛОКОВА Татьяна Алексеевна ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ КАК ЕДИНЫЙ ...

дований (РФФИ) в рамках научно-исследовательского проекта №18-001-20056Г [12]. В работе конференции приняли участие ученые из различных регионов России: Архангельска, Волгограда, Ижевска, Красноярска, Махачкалы, Москвы, Новосибирска, Оренбурга, Улан-Уде, Читы, а также зарубежные специалисты из Белоруссии, Германии, Италии, Китая и Польши. Особую интердисциплинарную тональность в работе конференции придало участие представителей гуманитарных и технических наук.

Взаимодействие наук способно стимулировать исследовательскую активность ученых, развивать творческое мышление, помогать решению принципиально важных задач, стоящих перед обществом. Вне научной интеграции невозможно развивать междисциплинарный подход, который является одним из самых востребованных подходов в современной науке, сложно осуществлять комплексный анализ явлений и процессов, транслировать методы из одной предметной области в другую, актуализировать интерес к инновациям и нестандартным решениям [13, с. 190]. В наше время требования к образованию носят надпредметный характер, отличаются универсальностью, новым содержанием и новейшими педагогическими методами. При этом, как верно отмечает проф. И.А. Зимняя, методологическая позиция лич-ностно-деятельного подхода в образовании затрагивает не только формирование позитивных качеств студента, но и интеллектуально-эмоциональную сферу человека в образовательном процессе [14].

Современная образовательная парадигма требует, чтобы любой вуз формировал у будущего специалиста высокие личностные качества, общекультурные компетенции [15]. А такие качества и компетенции выпускника технического университета могут быть сформированы только согласованными усилиями преподавателей вуза при изучении дисциплин гуманитарного, естественнонаучного и профессионального циклов. Объективной основой подобной интеграцией знаний является конвергенция гуманитарного, естественнонаучного и прикладного направлений науки. Процессы конвергенции в научном мире создают системные связи между социогу-манитарной, естественнонаучной и технической сферами образования. Эти связи служат потенциальной базой для разработки конкретных методов интеграции, что выражается в создании так называемых интегрированных курсов, позволяющих обучающимся системно видеть инженерную профессию, формировать в сознании единую картину Мира и Человека, формировать системное профессиональное мышление [16]. При этом именно так, на наш взгляд, решается задача гуманитаризации и фундаментализации высшего технического образования. В. Шукшунов, президент Международной академии наук, профессор, доктор технических наук и В. Лозовский, профессор, доктор физико-математических наук уверены в том, что для интеграции гуманитарного, естественнонаучного и профессионального компонентов образования следует использовать их общие фундаментальные истоки. «Практически это означает, что фундаментализация высшего технического образования служит важнейшим методологическим приемом интеграции знаний, получаемых студентами при изучении всех дисциплин учебного плана» [16].

ВЫВОДЫ.

В настоящее время НИУ МГСУ - ведущий университет федерального уровня в области отраслевого профессионального образования и исследований, научно-технической и экспертной деятельности в проектировании, строительстве и эксплуатации зданий, сооружений, комплексов, один из лидеров инженерного образования в России. В 2021 г. университет готовится отметить свой 100-летний юбилей. За годы своего существования МИСИ - МГСУ подготовил около 140 тысяч высококвалифицированных специалистов строительной отрасли не только для Советского Союза, современной России,

но и для многих зарубежных стран. Университет обладает богатыми академическими традициями, своей славной историей и замечательным опытом интеграции гуманитарных, естественнонаучных и технических знаний. Ученые, преподаватели университета прекрасно понимают, что интеграция наук, т.е. процесс их сближения, становление высокой формы реализации межпредметных связей, является в наше время важной чертой качественно новой ступени отражения науки в образовании. Осмысление особенностей взаимоотношений гуманитарных и технических наук, их специфики и возможностей интеграции способствует решению вопросов не только технического прогресса, но и развития общества в целом. Именно взаимодействие наук способно стимулировать исследовательскую активность ученых, развивать творческое мышление, помогать решению принципиально новых задач стоящих перед обществом.

В 2020 г. в принятый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» были внесены поправки, в соответствии с которыми воспитательная составляющая перенесена в равную плоскость с обучением на всех ступенях образования [17]. 19 ноября 2020 г. в рамках Всероссийского семинара - совещания по вопросам воспитания в вузах Министр науки и высшего образования РФ В.Н. Фальков подчеркнул, что «Воспитательная работа должна быть органичной частью образовательного процесса в университете» [18]. МИСИ - МГСУ за годы своего существования накопил огромный опыт воспитательной работы со студентами. Достаточно вспомнить зародившиеся в МИСИ и получившие своё дальнейшее распространение в других вузах страны студенческие строительные отряды (ССО), клубы веселых и находчивых (КВН), интернациональные трудовые отряды, походы по местам боевой славы, автопробеги и т.д. Славные традиции широко развиваются в МГСУ, обретая новые направления и формы: это волонтёрское движение, поисковые отряды и т.п. Традиционно большую воспитательную работу проводят кафедры гуманитарных дисциплин. Так, например, кафедра Истории и философии в учебном процессе и вне его организует и проводит со студентами экскурсии по памятным местам и достопримечательностям столицы, анализируя архитектурные и градостроительные памятники, обращается особое внимание будущих специалистов строительной отрасли на проблему сохранения культурного наследия. На кафедре работают научные кружки, участники которых активно выступают на студенческих конференциях, под руководством преподавателей пишут эссе и рефераты, которые затем публикуются в сборниках и альманахах.

Одной из особенностей деятельности современного университета является дистанционное обучение. Эта форма взаимоотношений между преподавателем и студентом имеет свою историю. В конце XVIII в. в Европе появилось так называемое корреспондентское обучение, когда ученики получали задания по почте. Позже, в середине XIX в. появились первые институты заочного обучения. В 1873 г. в США были созданы первые заочные школы также с использованием почты, а в 1892 г. в Чикагском университете создана первая дистанционная программа обучения. Через 7 лет в Королевском университете Канады также стали обучать студентов дистанционно. В середине 50-х гг. XX века средства массовых коммуникаций внесли свой вклад в дистанционное образование. С 1960-х гг. дистанционное образование развивается при поддержке ЮНЕСКО. В 1969 г. новые технологии стали основой организации учебного процесса открытого университета образования в Великобритании, а в 1984 г. дистанционное образование по инженерным специальностям вводят в США [19, 20]. В начале 1990-х гг. в нашей стране были опробованы различные дистанционные технологии: телевизионные, компьютерные, спутниковые и др.

Тогда же дистанционное образование активно во-

MOLOKOVA Tatyana Alekseevna

TEACHING AND UPBRINGING AS AN INTEGRATED ..

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

шло в учебный процесс Московского государственного строительного университета, но особенно важной оказалась эта форма образования для работы с обучающимися в условиях чрезвычайных ситуации, в частности, во время пандемии covid-19. Именно сегодня в НИУ МГСУ, как и во многих других вузах мира и Российской Федерации, активно применяются дистанционные технологии обучения. Лекции и практические занятия проводятся посредствам платформы Zoom и BigBlueButtom. Взаимосвязь со студентами осуществляется посред-ствам электронной почты, а информация об имеющихся методических материалах, обеспечивающих проведение занятий, а также задания в рамках текущего и промежуточного контроля успеваемости размещаются на образовательном портале НИУ МГСУ «Строительство+». При необходимости эти материалы направляются через ЛКС и ЛКР.

Кроме этого, контакт между преподавателем и студентом в условиях дистанционного синхронного (онлайн) обучения осуществляется с использованием электронной информационной образовательной среды (ЭИОС) [21-25].

При всем многообразии новейших информационных технологий и методов обучения, профессорско-преподавательский коллектив НИУ МГСУ стремится сохранить лучшие традиции отраслевой высшей школы, важнейшей из которых является единство обучения и воспитания как отражение единого процесса университетского образования [26, 27].

Таким образом, если рассматривать современное высшее образование как сложную целостную социальную систему, то становится очевидным, что аспекты единства обучения и воспитания, интеграции гуманитарных, естественнонаучных и технических знаний, фунда-ментализации образования тесно взаимосвязаны. Это во многом обусловлено и тем, что субъект образования

- обучающийся - это личность, включенная во многие сферы социокультурной жизни. Она взаимодействует с другими личностями и разными социальными группами, успешность её реализации связана с различными видами деятельности и многообразными социальными практиками. Кроме того, в самом общем смысле образование

- это пространство производства будущего общества. Общества, включающего всю сложность социальных отношений и имеющего своим основанием сложившиеся, транслируемые и развивающиеся ценности, которые должны и могут быть усвоены в процессе образования.

Опираясь на педагогические традиции и инновации, анализируя опыт НИУ МГСУ, ведущих российских и зарубежных университетов, мы осуществляем поиск направлений и путей дальнейшего обучения и воспитания как единого процесса образования, комплексно формируя интеллектуально и профессионально подготовленную личность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. «Die Aufgabe des Geschichtsschreibers ist die Darstellung des Geschehenen. Je reiner undvollstandiger ihm diese gelingt, desto vollkommener hat erjene gelost». Cm.: Humboldt W. Uberdie Aufgabe des Geschichtsschreibers. Schriften zur Anthropologie und Geschichte. Stuttgart,1960. S. 585.

2. Гумбольдт В. Über das Studium des Altertums und insbesondere des griechischen. Über den Charakter der Griechen und deren idealistische und historische Ansicht. Über die Verschiedenheiten des menschlichen SprachbausM.: Директ-медиа, 2010. — 424 с.

3. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: 1981. —186 с.

4. Пономарев А.В. Социально-педагогическая функция вуза в воспитании современного специалиста. М.: ИКАР, 2009. — 430 с.

5. Кирьякова А.В., Ольховая Т.А. Университет в контексте глобализации: инновационные варианты развития.//Труды седьмой Всероссийской и пятой Международной научно-практической конференции «Гуманитарные проблемы современности: социальная динамика строительной сферы». М.: МГСУ, 2010, с. 37-46

6. Выступление ректора Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова академика Садовничего В.А. на Всероссийском совещании заведующих кафедрами гуманитарных и социально-экономических дисциплин. М.:МГУ, 20-21 ноября 2003.

7. Соколова Е. Е. Фундаментальные принципы университетского

образования и психологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. №1. С. 12-24. С. 17.

8. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Сочетание воспитания и обучения в технологиях личностного развития для системы профессионального образования //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. №1-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/nAsochetanie-vospitaniya-i-obucheniya-v-tehnologiyah-lichnostnogo-razvitiya-dlya-sistemy-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 16.11.2020).

9. Баркова И. Н. Активные методы обучения как средство развития творческой личности (из опыта преподавания) //Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2017. №3.

10. Горб В.Г. Компетентностный подход в высшем образовании: проблемы и решения //Вопросы управления. 2018. №6 (36). С. 216-223.

11. Гузнова А.В., Горохов В.А., Литвинчук В.И. Интеграция дисциплин гуманитарного цикла как способ формирования общекультурных компетенции // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 87-90.

12. Особенности интеграции гуманитарных и технических знаний : сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием (27-28 сентября 2018 г., г. Москва) ; М-во образования и науки Росс. Федерации, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет». Москва: НИУ МГСУ, 2018. 387 с.

13. Молокова Т. А., Бернюкевич Т. В. Всероссийская научная конференция (с международным участием) «Особенности интеграции гуманитарных и технических знаний» (Москва, 27-28 сентября 2018 г.) // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2019. № 1 (94). С. 189-193. С. 190.

14. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М.: Логос. 2005. — 382 с.

15. Белкина В. В., Макеева Т. В. Концепт универсальных компетенций высшего образования //Ярославский педагогический вестник. 2018. №5. С. 117-126.

16. Шукшунов В., Лозовский В. Как повысить качество подготовки инженеров? Вузовский Вестник. 22 (286) 16—30 ноября 2017 г.

17. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся». Режим доступа http://www.kremlin.ru/acts/bank/45788 (дата обращения: 10.09.2020).

18. Валерий Фальков рассказал о специфике воспитательной работы в вузах //Новости и анонсы Минобрнауки Росси. Режим доступа https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=25863 (дата обращения: 10.09.2020).

19. Поздняков В.А. Дистанционное образование: история становления и развитие. Саратов, СГУ им. Н.Г. Чернышевского. 2015 г. — 96 с.

20. Петькова Ю.Р. История развития дистанционного образования/Успехи современного естествознания. 2015. №3, с. 199-204.

21. Савельева Н.Х., Демакова Г.А., Ульянова В.Г. Возможности электронной информационной образовательной среды вуза для профессиональной подготовки будущих специалистов //Балканское научное обозрение. 2020. Т. 4. № 1 (7). С. 37-39.

22. Смольянинова Е.Н., Козлова А.А. Анализ условий обучения в высшей школе как факторов, влияющих на выбор абитуриентов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 186-189.

23. Богословский В.И., Аниськин В.Н., Добудько Т.В., Аниськин С.В. Проектирование холистичной образовательной среды как информационной инфраструктуры педагогического университета //Научный вектор Балкан. 2018. № 1. С. 17-23.

24. Ваганова О.И., Прохорова М.П., Максимова К.А. Роль инновационной образовательной среды в самореализации субъектов образовательного процесса // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 11-14.

25. Амбросенко Н.Д. Цифровая образовательная среда университета: направления развития, опыт, проблемы и риски //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2020. Т. 9. № 1 (49). С. 4348.

26. Университетское образование: традиции и современность. Межвузовская городская научно-практическая конференция. Сборник трудов. М., МГСУ. 2009 г. - 206 с.

27. Очерки истории университетского образования под редакцией Т.А. Молоковой. 2-е изд. М.: МГСУ. 2011. - 175 с.

Статья поступила в редакцию 19.11.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.