Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА АКТУАЛИЗАЦИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СТРОИТЕЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

ПРОБЛЕМА АКТУАЛИЗАЦИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СТРОИТЕЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА / ДИСЦИПЛИНА "ИСТОРИЯ" / ДИСЦИПЛИНА "КУЛЬТУРОЛОГИЯ" / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ / МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМИССИИ / ЭУНП / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гацунаев Константин Николаевич

В статье выражена позиция автора относительно теории и практики реализации историко-культурного компонента профессиональной подготовки в строительном университете. Исследованы принципы формирования указанного компонента, имеющийся к настоящему времени практический опыт его реализации, а также проблемы, связанные как с преподаванием, так и с восприятием обучающимися дисциплин историко-культурного цикла. Рекомендованы новые конкретные подходы к актуализации содержания и методов преподавания дисциплин «История», «Культурология», «История мировых цивилизаций». Цель статьи - исследовать теоретические и практические аспекты реализации историко-культурного компонента профессиональной подготовки в строительном университете для выработки предложений по его совершенствованию и актуализации. Методологической основой исследования являются компетентностный и системный подходы к изучению профессиональной деятельности научно-педагогических работников. Результаты и практическая значимость исследования заключаются в предлагаемых автором рекомендациях по актуализации как содержательной части преподаваемых дисциплин историко-культурного цикла, так и по методическому совершенствованию данного компонента. Создание инновационной образовательной среды, внедрение в учебный процесс практико-ориентированных механизмов и личностно-ориентированных технологий отвечает задачам осуществления наиболее полного и последовательного процесса формирования профессионально-ориентированной и социально активной личности. Дальнейшая разработка проблемы актуализации историко-культурного компонента профессиональной подготовки будет способствовать созданию новых механизмов поддержания высокого качества научно-образовательной деятельности в строительном университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF UPDATING THE HISTORICAL AND CULTURAL COMPONENT OF PROFESSIONAL TRAINING AT THE UNIVERSITY OF CIVIL ENGINEERING

The article expresses the author's position on the theory and practice of implementing the historical and cultural component of professional training at the university of civil engineering. The principles of formation of this component, the practical experience of its implementation, available to date, as well as problems related to both teaching and the perception of subjects of the historical and cultural cycle by students, have been investigated. New concrete approaches to updating the content and teaching methods of the disciplines "History," "Cultural Studies," "History of World Civilizations" are recommended. The purpose of the article is to investigate the theoretical and practical aspects of the implementation of the historical and cultural component of professional training at the university of civil engineering in order to develop proposals for its improvement and updating. The methodological basis of the study is competent and systematic approaches to managing the quality of professional activities of scientific and pedagogical workers. The results and practical significance of the study lie in the author's recommendations on updating both the content of the taught disciplines of the historical and cultural cycle, and on the methodological improvement of this component. The creation of an innovative educational environment, the introduction of practical-oriented mechanisms and personal-oriented technologies into the educational process meets the tasks of implementing the most complete and consistent process of forming a vocational-oriented and socially active person. Further development of the problem of updating the historical and cultural component of professional training will contribute to the creation of new mechanisms for maintaining the high quality of scientific and educational activities at the university of civil engineering.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА АКТУАЛИЗАЦИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СТРОИТЕЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ГАЦУНАЕВ Константин Николаевич ПРОБЛЕМА АКТУАЛИЗАЦИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ...

УДК 378:307:304

DOI: 10.26140/bgz3-2021-1001-0016

ПРОБЛЕМА АКТУАЛИЗАЦИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СТРОИТЕЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

© Автор(ы) 2021

SPIN-код: 2076-5683

AuthorlD: 295941

ГАЦУНАЕВ Константин Николаевич, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры истории и философии Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ) (129337, Россия, Москва, Ярославское шоссе, д. 26, e-mail: gatsunaev58@mail.ru)

Аннотация. В статье выражена позиция автора относительно теории и практики реализации историко-культурного компонента профессиональной подготовки в строительном университете. Исследованы принципы формирования указанного компонента, имеющийся к настоящему времени практический опыт его реализации, а также проблемы, связанные как с преподаванием, так и с восприятием обучающимися дисциплин историко-культурного цикла. Рекомендованы новые конкретные подходы к актуализации содержания и методов преподавания дисциплин «История», «Культурология», «История мировых цивилизаций». Цель статьи - исследовать теоретические и практические аспекты реализации историко-культурного компонента профессиональной подготовки в строительном университете для выработки предложений по его совершенствованию и актуализации. Методологической основой исследования являются компетентностный и системный подходы к изучению профессиональной деятельности научно-педагогических работников. Результаты и практическая значимость исследования заключаются в предлагаемых автором рекомендациях по актуализации как содержательной части преподаваемых дисциплин историко-культурного цикла, так и по методическому совершенствованию данного компонента. Создание инновационной образовательной среды, внедрение в учебный процесс практико-ориентированных механизмов и личностно-ори-ентированных технологий отвечает задачам осуществления наиболее полного и последовательного процесса формирования профессионально-ориентированной и социально активной личности. Дальнейшая разработка проблемы актуализации историко-культурного компонента профессиональной подготовки будет способствовать созданию новых механизмов поддержания высокого качества научно-образовательной деятельности в строительном университете.

Ключевые слова: гуманитарное образование, строительный университет, учебный процесс, рабочая программа, дисциплина «История», дисциплина «Культурология», междисциплинарные связи, методические комиссии, ЭУНП, дистанционное обучение

THE PROBLEM OF UPDATING THE HISTORICAL AND CULTURAL COMPONENT OF PROFESSIONAL TRAINING AT THE UNIVERSITY OF CIVIL ENGINEERING

© The Author(s) 2021

GATSUNAEV Konstantin Nikolaevich, Candidate of Philosophical Sciences,

Associate professor, professor of the Department of history and philosophy Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (129337, Russia, Moscow, Yaroslavskoye Shosse, 26, e-mail: gatsunaev58@mail.ru)

Abstract. The article expresses the author's position on the theory and practice of implementing the historical and cultural component of professional training at the university of civil engineering. The principles of formation of this component, the practical experience of its implementation, available to date, as well as problems related to both teaching and the perception of subjects of the historical and cultural cycle by students, have been investigated. New concrete approaches to updating the content and teaching methods of the disciplines "History," "Cultural Studies," "History of World Civilizations" are recommended. The purpose of the article is to investigate the theoretical and practical aspects of the implementation of the historical and cultural component of professional training at the university of civil engineering in order to develop proposals for its improvement and updating. The methodological basis of the study is competent and systematic approaches to managing the quality of professional activities of scientific and pedagogical workers. The results and practical significance of the study lie in the author's recommendations on updating both the content of the taught disciplines of the historical and cultural cycle, and on the methodological improvement of this component. The creation of an innovative educational environment, the introduction of practical-oriented mechanisms and personal-oriented technologies into the educational process meets the tasks of implementing the most complete and consistent process of forming a vocational-oriented and socially active person. Further development of the problem of updating the historical and cultural component of professional training will contribute to the creation of new mechanisms for maintaining the high quality of scientific and educational activities at the university of civil engineering.

Keywords: arts education, university of civil engineering, educational process, working program, discipline "History", discipline "Cultural science", cross-disciplinary communications, methodical commissions, EUNP, distance learning

ВВЕДЕНИЕ

Современное состояние высшего профессионального образования в России, проблемы и перспективы его развития стали предметом острой дискуссии в научной периодике [1-16]. Относительно поисков нового подхода к развитию образования высказывались и руководители крупнейших российских вузов [17,18]. Отдельно анализируется феномен российских национальных исследовательских университетов [19,20]. Процесс реформирования российского образования в деятельности высших органах государственной власти на современном этапе рассматривается в монографии О.М. Бызовой [21].

На наш взгляд из поля зрения исследователей выпадает проблема историко-культурного компонента профессиональной подготовки в высших технических учеб-

ных заведениях.

В современных условиях значительная часть не только научно-инженерной, но и государственно-управленческой элиты готовится в высших технических учебных заведениях. Это обусловливает их особую роль в жизни российского общества. Растущая роль инженерных кадров в функционировании и развитии системы основных органов государственной власти непосредственно связана с повышением социального статуса инженера. Профессиональная деятельность современного инженера немыслима без четкого осознания социальных последствий принимаемых им организационно-технологических решений. То есть, еще в процессе профессиональной подготовки в стенах вуза необходимо формирование социальной компетентности и такой системы

GATSUNAEV Konstantin Nikolaevich

THE PROBLEM OF UPDATING THE HISTORICAL ..

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ценностей будущего инженера, которая бы гармонично совмещала в себе творческую свободу и профессиональную ответственность.

Одним из условий подготовки нравственно развитого и социально компетентного выпускника строительного университета является повышение уровня общей культуры и эрудиции. Не случайно диверсификация содержания и увеличение объема гуманитарной подготовки инженеров к настоящему времени стали глобальным трендом. Из множества направлений реформирования гуманитарного образования применительно к условиям строительного университета наиболее значимыми представляются следующие:

- профессиональная ориентация историко-культурного компонента подготовки;

- совершенствование методики его преподавания.

Система высшего профессионального образования

в России традиционно ориентирована на максимальное раскрытие потенциала человека, формирование его профессиональной культуры, воспитание творческой личности.

В основе творческой деятельности лежат интересы и потребности конкретного человека. Именно они мотивируют его на определенные действия, побуждают к профессиональному и личностному совершенствованию и самореализации. Движение в этом направлении требует систематических усилий, самодисциплины и сознательного самоограничения.

Уже почти полтора десятилетия предметом обсуждения как в средствах массовой информации, так и в научном сообществе стала теория «креативного класса» Ричарда Флориды [22,23]. В российском общественном сознании (особенно в молодежной среде) эта теория зачастую совмещается с хрестоматийными, усвоенными еще в школьном курсе литературы представлениями о «критически мыслящих личностях», способных изменять ход исторических событий. Безусловно, любой созидательный творческий процесс неизбежно предполагает преодоление как индивидуального, так и общественного консерватизма и ограниченности. Поскольку всякое творчество социально, то именно в социуме формируется спрос на то или иное новшество, изменение или преобразование.

В условиях современного технического университета, работая с социально активным, интернет-ориентированным поколением важно сформировать у аудитории понимание того, что социальное творчество представляет собой именно созидательную деятельность людей. Такая творческая деятельность должна способствовать не разъединению и ослаблению, а сохранению и развитию общества в целом. Переживаемая нами эпоха социальной и экономической турбулентности требует внимательного и бережного отношения к социальным институтам в процессе саморазвития отдельных личностей, групп и организаций. Удовлетворение растущих потребностей, обеспечение социокультурной динамики, адекватной вызовам времени предусматривает адаптацию к меняющимся условиям, поиск и интерпретацию эффективных подходов к решению уже имеющихся и возникающих новых проблем.

МЕТОДОЛОГИЯ

Руководствуясь парадигмой компетентностного и системного подходов как методологической основой исследования деятельности научно-педагогических работников, следует исходить из того, что социальное творчество как явление подчинено универсальным законам развития личности и общества. Оно детерминировано совокупностью тех или иных социокультурных и природных факторов. Творческая деятельность обусловлена ментальностью, обычаями и традициями народа, его историей. Потребность в модернизационном обновлении не раз приобретала актуальность и злободневность в различные исторические эпохи. Принципиально важно сформировать у студентов понимание тонкой грани, от-72

деляющей деятельность по осуществлению назревших социальных преобразований от погружения в хаос социального саморазрушения.

Человеческая деятельность (в том числе и творческая) не может быть абсолютно свободной; она обусловлена объективной необходимостью и ответственностью. В виде духовного феномена творчество может и должно регулировать взаимодействие как отдельных личностей, так и социальных групп. Оно с неизбежностью предполагает диалектическое единство социального новаторства и унаследованного опыта поколений, социальной интеграции и конкуренции, элементов изменчивости и устойчивости. Деятельностная передача ценностей и смыслов предполагает поддержание порядка и социальной организации в обществе в связи с постоянно изменяющимися условиями.

Опыт и отечественного, и мирового социокультурного развития дает немало поучительных примеров как успешной, так и провальной преобразовательной деятельности. Учебные дисциплины, входящие в историко-культурный компонент профессиональной подготовки в строительном университете дают возможность осуществления анализа причин успехов и неудач в области социального творчества, осознания всей меры ответственности каждого члена социума за последствия как поспешных и непродуманных действий, так и недопустимого затягивания объективно необходимых преобразований.

Восприятие техники как все более самодостаточного феномена, зачастую принимающего антигуманный характер, приводит к размыванию системы ценностей и потере нравственных ориентиров.

Современные исследования в области теории и методологии профессионального образования позволяют говорить о необходимости реализации концепции гуманитарного образования, составной частью которого выступает формирование мотивационно-ценностной нравственной составляющей. По нашему мнению, система нравственных ценностей должна проявляться как уровень профессионализма.

Задача образования - выработать и продолжить способы согласования развития технической реальности, представление о которой формируется системой технического образования, и пространством культуры, в котором реально происходит самореализация человека. Чаще всего в системе технического образования дисциплины гуманитарного блока с точки зрения студентов рассматриваются как «необязательные» предметы, что порождает соответствующее отношение к тем целям и результатам, которые преследует гуманитарное образование.

Парадигма традиционного инженерного образования реализуется в экстенсивно-информационном аспекте как некий комплект базовых знаний и умений. Цель и результат такого образования - специалист репродуктивного типа с ярко выраженной инструментализаци-ей мышления и утилитарно-прагматической системой ценностей. Отсюда следует, что техническому знанию можно научить посредством умений и навыков, которые предшествуют действию, а само действие не требует обдумывания. Система образования инновационного типа своей сущностью должна быть нацелена на подготовку специалистов творческого, продуктивного типа. В па-радигмальную связку между знаниями и умениями необходимо включение такого элемента как «понимание», что позволяет проявится другому аспекту образования - ценностно-интроспективному.

Понимание, во-первых, сосредотачивается на осмыслении и усвоении методологии изучаемой науки, во-вторых, объединяет разнопредметные знания в единую целостную систему профессиональных способностей специалиста. Особенность появления феномена понимания связана с тем, что он всегда насыщен нравственными моментами, поэтому актуальные пути достижения подлинного понимания тесно связаны с осознанием цен-

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ГАЦУНАЕВ Константин Николаевич ПРОБЛЕМА АКТУАЛИЗАЦИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ...

ностных связей и смыслов культуры.

Потребность осознания огромной технической мощи человека, воспроизводство и активизация которой направляется системой технического образования, привела к необходимости обеспечить сопряженность этики со сферой технической деятельности людей. В системе строительного образования это предполагает повышение статуса и качества его гуманитарного компонента, целью которого является формирование целостной личности, способной ставить рационально осмысленные цели, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Важное значение в этой ситуации приобретает разработка обобщающих курсов, позволяющих выявлять и устанавливать широкий спектр междисциплинарных связей с позиции не только гармонического синтеза функционирования различных ценностей, но и их постоянную трансформацию в интересах будущего.

Следовательно, целевой установкой в системе профессиональной инженерно-технической подготовки должна стать гуманитарная составляющая, формирующая нравственные императивы члена общества.

Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов при соблюдении приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства.

Изучение истории обеспечивает формирование самосознания людей на конкретных образцах значимого социального поведения. Обязательность историко-культурного компонента подготовки детерминируется невозможностью заключить знания будущих специалистов об обществе в одну лишь абстрактно-теоретическую область. Молодые люди должны воспользоваться преимуществами воспитания живой историей, с ее особенностями, опытом и уроками. Без этого не может сформироваться историзм мышления, о котором писал В.О. Ключевский: «Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться...» [24, с.322]. Возможность выйти на принципиально новый уровень исторического познания дает антропологизированная история - новая научная парадигма, имеющая своим предметом общество как результат деятельности людей. Раскрытие смысла истории предполагает ретроспективное изучение студентами системы социальных, политических и культурных ценностей. Такой подход тем более актуален, поскольку системообразующим фактором нашей истории является не столько экономика и право, сколько государственная власть как главная созидательная сила в историческом процессе. В то же время российскую историю невозможно понять вне связей с процессами развития мирового сообщества.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Поскольку историко-культурный компонент имеет исключительное значение в освоении личностью своего интеллектуального потенциала, то становится очевидной необходимость тщательного согласования рабочих программ дисциплин «История», «Культурология», «История мировых цивилизаций». Так, изучение понятий «правовая культура», «гуманитарное право» в рамках культурологического дискурса должно соотносится со знаниями студентов в области теории государства и права, приобретенными в ходе изучения соответствующих разделов курса «История» (темы «Основные этапы становления российской государственности», «Просвещенный абсолютизм» и др.). Проблемы политического лидерства, значимость разработки и осуществления сильной социальной политики приобрели сегодня особую актуальность. Это обусловливает необходимость более детального рассмотрения таких тем как «Реформы Петра I», «Великие реформы 1860-70гг.»

и др. Социально-политические и экономические трудности, преодоленные в ходе модернизационных процессов 18 - 20 веков, многократно превосходили те, с которыми сталкивается современное российское общество. Знание исторического опыта преодоления таких трудностей -ценнейший источник для осознания нынешних проблем и поиска путей их решения.

Представляется целесообразной корректировка тематики лекционных занятий в направлении таких ключевых проблем дисциплины «История» как своеобразие российского исторического процесса, альтернативы социально-экономического и культурного развития страны на отдельных этапах ее истории, проблема социально приемлемой цены прогресса, соотношение эволюционного и революционного процессов в отечественной истории. Необходим учет специфики подготовки обучающихся в строительном университете по различным направлениям (специальностям) и профилям. Содержание лекционных курсов и практических занятий должно способствовать более тесной связи изучаемого раздела курса со спецификой конкретного направления подготовки. Так, для профиля «Промышленное и гражданское строительство» целесообразно углубленное изучение вопросов, связанных с созданием мануфактурного производства в 18 веке и внедрением новых градостроительных принципов петровской эпохи. Важно усвоение обучаемыми общих черт и особенностей индустриального скачка рубежа 19-20 вв., а также инженерно-строительных аспектов сталинской индустриализации. Для направления «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» очевидна необходимость более детального изучения в курсе «Культурология» социально-экономических и духовных факторов, обусловивших формирование основных школ древнерусского зодчества, стилевую специфику архитектуры 16-17 веков, феномен советского архитектурного авангарда 1920-30 гг. Для направления «Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура» целесообразно углубленное рассмотрение проблем массового жилищного строительства периода хрущевской «оттепели», а также социокультурных экспериментов того времени.

ВЫВОДЫ

Резко возросшая в 2020 г. потребность в использовании всех видов и форм дистанционного обучения актуализировала проблему совершенствования электронных учебных наглядных пособий (ЭУНП) в рамках историко-культурного компонента профессиональной подготовки. Тематика и планы практических занятий должны, на наш взгляд, во-первых, стимулировать аналитическое восприятие обучающимися социокультурных реалий, а во-вторых, способствовать выработке навыка самостоятельного поиска историко-культурных детерминант. Практическая реализация междисциплинарных связей возможна лишь при соблюдении дидактической преемственности и согласованности рабочих программ, что требует тщательной координации работы кафедральных методических комиссий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Боброва Т.А. Современная система высшего образования в Российской Федерации: основные проблемы и пути их решения// Молодойученый.-2018.-№45 (231).С. 127-130.

2. Джойс Э.А., Симаков А.А. Актуальные проблемы развития высшего образования России/Образование. Наука. Научные кадры.//-2020-№1.-С. 145-148.

3. Новикова В.М. Проблемы и перспективы российского высшего образования/ВестникМГИМО.-2020-№6.-С. 282-286

4. Серебрякова Е.А. Российская система образования: достоинства и недостатки//Молодойученый.-2015.-№13.-С. 703-707.

5. Сысоев А.П., Суханова Н.В. Актуальные проблемы развития высшего образования в регионах//Креативная экономика.-2016.-Том 10.-№3.-С. 259-278.

6. Черезова А.С. Болонский процесс: перспективы российского образовательного сектора в едином пространстве высшего образо-вания//Политика и общество.-2015.-№2 (122).-С.175-184.

7. Шевченко Д.А. Состояние высшего профессионального образования в России и перспективы его развития// Маркетинг в России и зарубежом.-2013.-№3 (95).-С.109-121.

8. Лукьяненко В.П. Системный кризис образования в России: при-

GATSUNAEV Konstantin Nikolaevich

THE PROBLEM OF UPDATING THE HISTORICAL ..

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

знаки и их анализ//Педагогика. 2018. №1. С.22-32.

9. Тхагапсоев Х.Г., Сапунов М.Б .Российская образовательная реальность и ее превращенные формы//Высшее образование в России. 2016. №6. С. 87-97.

10. Кочергин Е.А., Сафин Р.С. Компетентностный подход и традиционное представление о высшем образовании//Высшее образование в России. 2016.№11. С.47-54.

11. Кузнецов М.А. Традиционное образование — доктринальная основа федеральной концепции в новых реалиях развития России.// Вестник МГУКИ. 2014. № 4(60). C. 106-115.

12. Ульянина О.А., Исаев Р.А. Современные тенденции модернизации высшего профессионального образования в россии и за рубежом // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 127-130.

13. Иванова Т.Н., БезденежныхП.В. Влияние информационно-компьютерных средств на процессы обучения студентов и управления вузом в условиях модернизации высшего образования // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 112-117.

14.Амиров Р.А. Стратегия развития высшего образования в России //Вестник НГИЭИ. 2019. № 8 (99). С. 105-117.

15. Вольчик В.В., Ширяев И.М. Дистанционное высшее образование в условиях самоизоляции и проблема институциональных ловушек //Актуальные проблемы экономики и права. 2020. Т. 14. № 2. С. 235248.

16. Молокова Е.Л., Благодатских В.Г., Львова М.И. Рынок высшего образования как сеть контрактов //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 263-267.

17. Садовничий В.В. В поисках нового подхода к развитию образования и производительных сил в России//Вестник высшей школы.-2001.-№1-С. 7-9.

18. Ивахненко Е.Н. Отечественное образование как система и объект управления//Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 8-9. С. 9-23.

19. Беляева Г.Д., Федоренко Г.А., Макарец А.Б., Сироткина А.Г. Конкурентоспособность и динамические способности российских национальных исследовательских университетов//Глобальная ядерная безопасность. 2015.-№4 (17); С. 115-128.

20. Щепилова А.В., Гончарова В.А., Михайлова С.В., Баженов А.Е., Алпатов В.В. Современный университет: от модели к российской дей-ствительности//Высшее образование в России.2017. №12. С.92-101

21. Бызова О.М. Реформирование российского образования в деятельности Государственной Думы на рубеже XX-XXI веков.-М.: МГСУ, 2010.-240 с.

22. Florida, R. (2005) [The Flight of the Creative Class. The New Global Competition for Talent.].-HarperCollins.

23. Florida, R. (2005) [Cities and the Creative Class]. — Routledge.

24. Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. — М.: Наука, 1968. 528 с.

Статья поступила в редакцию 26.10.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021

74

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.