Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
КРИВЫХ Елена Георгиевна ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ УРБАНИСТИКИ ...
УДК 378.016
DOI: 10.26140/bgz3-2021-1001-0033
ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ УРБАНИСТИКИ И ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
© Автор(ы) 2021 SPIN-код: 1784-7440 Author ID:656643
КРИВЫХ Елена Георгиевна, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры истории и философии Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ) (129337, Россия, Москва, Ярославское шоссе, 26; e-mail: preciso@bk.ru) Аннотация. В компетенции профессионала строительной отрасли должно входить понимание тенденций развития современного города, выражающего новый тип меняющейся социальности, что становится все более актуальным в условиях постпандемического мира. Одной из важнейших задач строительных технических наук и гра-достроистельства является создание комфортной среды жизнедеятельности человека. Автор рассматривает проект «умный город» как объект комплексной реализации средствами строительных технических наук и социально-гуманитарного знания. Наиболее актуальные параметры этого проекта, вызывающие необходимость гуманитарной рефлексии, - понятия умной среды и ландшафта знания, проблема создания новых типов общественных пространств и формирования социокультурной идентичности в условиях стандартизации городской среды. В статье обосновывается вопрос о выработке механизмов контроля инновационного знания и способов его применения. Понятие ландшафта знания раскрывается как неэкономические культурные контексты, связанные с определенным типом организации городской среды, и оказывающие формирующее влияние на взаимодействие между процессами развития знания, пространства и города. Профессиональные компетенции преобразуются в личностные качества, образуя единство знания и понимания. Автор подчеркивает, что на всех уровнях строительного образования необходимо формировать способность критической рефлексии технологических решений.
Ключевые слова. урбанистика, умный город, умная среда, строительные технические науки, идентичность, общественные пространства, ландшафт знания, компетенции.
PHILOSOPHICAL ASPECTS OF URBAN STUDIES AND THE FORMATION OF COMPETENCIES OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY OF CIVIL ENGINEERING
© The Author(s) 2021
KRIVYKH Elena Georgievna, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor,
Professor of History & Philosophy Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (129337, Russia, Moscow, Yaroslavskoye Shosse, 26, e-mail: preciso@bk.ru) Abstract. The competence of a professional in the construction industry should include understanding the development trends of a modern city, expressing a new type of changing sociality, which is becoming more and more relevant in the post-pandemic world. One of the most important tasks of the construction of engineering science and urban development is to create a comfortable environment for human life.The author considers the "smart city" project as an object of complex implementation by means of building technical sciences and social and humanitarian knowledge. The most relevant parameters of this project, causing the need for humanitarian reflection, are the concepts of a smart environment and a landscape of knowledge, the problem of creating new types of public spaces and the formation of socio-cultural identity in the context of standardization of the urban environment. The article explains the question of the development of monitoring mechanisms of innovative knowledge and ways of its application.The concept of a knowledge landscape is revealed as non-economic cultural contexts associated with a certain type of organization of the urban environment, and having a formative influence on the interaction between the processes of development of knowledge, space and the city. Professional competencies are transformed into personal qualities, forming a unity of knowledge and understanding. The author emphasizes that at all levels of construction education it is necessary to form the ability of critical reflection on technological solutions.
Keywords: Urbanism, smart city, smart environment, building engineering sciences, identity, public spaces, knowledge landscape, competencies.
ВВЕДЕНИЕ.
Урбанистика как комплексная научная дисциплина начала активно развиваться в 60-ых г. прошлого столетия. Очевидны причины, обусловившие актуализацию теоретических исследований урбанистических форм социальной жизни, и прикладную деятельность по регулированию городского планирования и обустройства. В качестве таковых выступают процессы стремительной урбанизации, как характерной черты глобализации, и проявление новых форм социальной организации, соответствующих становлению постиндустриального общества.
Следует прояснить смыслы соотносительных понятий: урбанистика и градостроительство. Остановимся на следующих определениях. Градостроительство - «это профессиональное решение всего комплекса вопросов, связанных с функционированием искусственной среды обитания человека и междисциплинарность в ней проявляется как следствие усложнения структуры решаемых задач» [1]. Урбанистика рассматривается как принципы организации городской жизни, фокусирующиеся на проблеме человек - город. Для прояснения смыслов используется противопоставление англоязычных терминов
urban design и urban planning, раскрывающее специфику этих подходов к исследованию и разработке стратегий развития города. Urban design в большей степени сфокусирован на создании удобной комфортной среды жизнедеятельности человека. Urban planning связан с решением задач функционирования городской инфраструктуры (транспортной, энергетической), обеспечением экологической безопасности, устройством землепользования, территориальным планированием и т.д.
В развитии урбанистики выделились три ветви: формалистическая (композиционная), инфраструктурная (технологическая), социальное планирование (вовлеченность граждан в жизнь города) [2]. Исследователи отмечают, что в условиях возрастания стохастичности в социальной динамике более корректно использовать термин «социальное прогнозирование». Основные концепты исследования в этой сфере урбанистики связаны со сферой социально-гуманитарного и философского знания: понятие социальности, социального пространства, социальных практик, коммуникации, культурного кода и т.д. Принципиальной методологической установкой является то, что современный город рассматривается в постклассическом контексте, что означает его
KRIVYKH Elena Georgievna PHILOSOPHICAL ASPECTS OF URBAN .
Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 1(34)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
понимание как открытой саморазвивающейся системы, гетерогенного объекта междисциплинарного исследования. Установки статичной целостности, четкого и жесткого структурно-функционального планирования рассматриваются как принципы предшествующего этапа теоретизирования города [3].
Строительная наука представляет собой набор научных знаний и опыта, сосредоточенных на анализе и контроле физических, химических и биологических явлений, касающихся строительства и архитектуры [4]. Знания и методология естественнонаучного и технического знания в системе строительных наук работают на главную цель - создание среды жизнедеятельности человека. Город является средой жизнедеятельности большинства живущих на планете людей, в этом процессе проявляются черты нового типа социальности.
Компетенции в современном педагогическом процессе в высшей школе рассматриваются как осознанная человеком возможность реализации знаний и умений для эффективной деятельности в конкретной ситуации [5]. Для профессионала строительной отрасли необходимо понимание специфики и тенденций функционирования и развития городского строительства. Цель данной статьи - показать, каким образом проблемы современного города интерпретируются в актуальном философском дискурсе и как эти знания способствуют становлению системного мышления профессионала строительной отрасли.
МЕТОДОЛОГИЯ рассмотрения проблемы носит комплексный характер, отражая специфику исследуемой области, в которой сочетаются задачи урбанистики, градостроительства, строительных технических наук, а также социально-гуманитарного знания, педагогики. На основе системного подхода применяются методы социально-философского и социологического анализа. Социально-философский и социологический методы связаны с рассмотрением динамики социального пространства, понятием идентичности личности и городской идентичности. Феноменологический метод реализуется как анализ пространства проживаемого городского опыта. Методологические приемы и понятия теории коммуникации актуальны для понимания особенностей социального взаимодействия в условиях сетевой коммуникации. Этот комплекс междисциплинарной методологии способствует формированию системности, гибкости, стратегичности и критичности мышления. В педагогической науке и практике присутствует понимание, что «профессиональные компетенции надпред-метны, т.к. эти требования не связаны жестко с той или иной дисциплиной» [6,102].
РЕЗУЛЬТАТЫ.
Формирование компетенций студентов строительного университета подразумевает их включение в различные виды инновационной деятельности. Одним из таких высокотехнологичных проектов является проект Smart city, который заключается в эффективной интеграции физических и цифровых систем в технологических решениях, направленных на улучшение качества жизни горожан [7]. Особенностью этого комплекса является способность взаимопроникновения и усиления кооперативного эффекта в развертывании технологических решений, которые способны вызывать эффекты самоорганизации социокультурных систем без возможности точного прогнозирования последствий. Следовательно, актуален вопрос о выработке механизмов контроля инновационного знания и способов его применения. В обсуждении и активной реализации этого проекта участвуют представители различных специальностей, что способствует формированию у обучающихся нескольких групп компетенций, относящихся к личности, ее саморазвитию, способности социального взаимодействия, проявлению знаний и умений.
В современной дискуссии по проблеме развития урбанизации сталкиваются позиция сетевого урбанизма,
соответствующая парадигме информационного общества, и установка на подчеркивание специфических устойчивых и исторически определенных культурных кодов развивающихся пространств. Из концепции сетевого урбанизма следует: глобальная технологическая гомогенизация (пространство потоков) определяет процессы универсализации, усреднения разнообразия городских структур. Р.Китчин, предострегая от излишнего технологического оптимизма в оценке возможностей умного города, отмечает: «большие данные» никогда не являются нейтральными и объективными, но обусловлены ситуативно», работая на создание определенного типа города [8]. Проживаемый городской опыт предоставляет нам визуализированные образы стандартизированной городской среды: огромные массивы обезличенной унифицированной застройки, «псевдопубличные» общественные пространства, многочисленные помпезные ТРЦ.
С технологической точки зрения «умная среда» подразумевает создание эффективной системы общественного транспорта, систему предоставления госуслуг посредством информационных технологий, мониторинг экологических показателей, управления всеми системами, в том числе и системой ЖКХ и т.д.
В социально-гуманитарном звучании «умная среда» выступает как та пространственная модель, которая отражает идею профессиональной и личностной самореализации, формирует новые правила социальной солидарности. Технологии, составляющие содержание комплекса умной среды, должны быть социально-психологически приемлемы для жителей города.
В изменениях городской среды для профессионала необходимо раскрытие таких свойств территории, которые направлены на осознание ее ценности для отдельной личности, определенной социальной группы. Формируемый в современном городе (мегаполисе) стиль жизни ведет к потере пространственной идентичности вследствие возникновения новых культурных кодов. Работает принцип кластеризации социокультурного пространства, когда личность постоянно и свободно обращается к различным формам культурного опыта в режиме сетевой коммуникации. Актуализируется понятие «протеевской» идентичности, основанной на идее вариативности Я, многогранности, изменчивости личности [9]. Среди комплекса причин, обусловивших появление протеевского Я, важнейшими являются масштабность воздействия на личность современных информационных потоков, возросшая значимость в ее жизненном горизонте виртуальных миров, распространение идеологии либерализма, размывающей консервативную систему ценностей. Все это затрудняет процессы личностной идентификации, размывается чувство эмоциональной родственной привязанности к определенной городской среде.
Концепция развития «креативных городов», представленная английским урбанистом Ч,Лэндри, сыграла значительную роль в создании общественных пространств нового типа, интересных для различных социальных и культурных групп [10]. Наиболее очевидные изменения связаны с возможностью создания виртуальных пространств социального взаимодействия с помощью информационных технологий, продуцирования ощущения принадлежности к некой более общей группе, объединенной сходными интересами, с которой человеку не обязательно общаться в реальности. Характеристиками нового типа публичных пространств являются их разнородность, процессуальность, открытость. Популярным трендом стало создание новых площадок социального взаимодействия, ориентированных на так называемый «креативный класс». Места бывшей фабрично-заводской застройки, индустриальные кластеры преобразуются в творческие мастерские, центры современного искусства, образовательные центры, что соответствует понятию умного города [11]. По словам
Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
КРИВЫХ Елена Георгиевна ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ УРБАНИСТИКИ ...
социолога В.Вахштайна, в пространствах такого типа «выковывается общественная идентичность».
Особое значение в формировании умной среды приобретают практики организации так называемых «ландшафтов знания».
Это понятие соединяет представления об интенсивности межличностной коммуникации, нацеленной на развитие знания, и обусловленные этим процессом изменения пространственных структур в городе. Социологические исследования показывают, что именно культурное своеобразие, «генетический код знания» способствует развитию инновационного потенциала городов.
Используется понятие «умной инфраструктуры» (smart infrastructure), которое включает формальные стратегические сети знания (институты, учреждения культуры, исследовательские центры) и креативные среды, способствующие усиленной внутренней коммуникации. Неэкономические культурные контексты, связанные и с определенным типом организации городской среды, оказывают важнейшее формирующее влияние на взаимодействие между процессами развития знания, пространства и города.
Авторы монографии «Собственная логика городов: Новые подходы в урбанистике» обосновывают запрос на индивидуальность и оригинальность, своеобразие городской среды исследованиями габитусов знания некоторых городов Германии [12].
Российские исследователи также отмечают значение насыщенной культурной среды для гуманитарного и культурного развития. В этом контексте профессиональные компетенции переходят в личностные качества, полученные знания успешно применимы как в профессиональных, так и в жизненных обстоятельствах [6, 13].
ВЫВОДЫ.
Город рассматривается в современных социальных науках как формообразующий элемент глобализации. Необходимость эффективного управления процессом урбанизации обусловливает значимость теоретического исследования и практической реализации проекта «Умный город». По мнению исследователей, сейчас «Умный город» реализуется скорее как технократический проект [14-17].
2020 год и на уровне теоретизирования, и в практике социального активности привел к осознанию необходимости изменения представлений о городе как комфортной среде жизнедеятельности человека. Урбанизм как стиль мышления представляет важный ресурс продуктивного воображения и социального действия. Социальное пространство - это прежде всего контактное пространство и в размышлениях о постпандемическом городе предлагаются новые принципы организации городской среды, предусматривающие возможности социального дистанцирования, сохранения ментального и физического здоровья, осознанного потребления.
Ключевая роль в создании высокотехнологичной городской среды отводится профессионалам строительной отрасли.
Американский урбанист Энтони М. Таунсенд предостерегает: «Нормальные аварии будут постоянным явлением в умных городах. Точно так же, как быстрая урбанизация обнажила практику недобросовестного строительства, самый яркий пример которой представляли собой печально известные «здания из тофу», собранные на скорую руку умные города будут иметь в своих технологиях недостатки, обусловленные тем, что разработчики и производители станут выбирать кратчайшие пути» [18].
Компетенции студента строительного университета рассматриваются как некий конечный результат образования, предметная область знаний.
На всех уровнях системы строительного образования одной из главных задач должно быть формирование способности критической рефлексии технологических
решений, понимания социокультурного контекста профессиональной деятельности.
Современный профессионал включен в систему непрерывного образования, которое даёт возможность специалистам совершенствовать свои компетенции или приобретать новые в течение всей профессиональной жизни [19,20].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. SheblinokN. Немного о содержании: «градостроительство» и «урбанистика». Режим доступа: https://www.gradotomia.com/post/a-little-about-the-meaning-urbanistika-i-gradostroitel-stvo
2. Замятин П.В., Тарасов Е.Н. Урбанистика как политический и концептуально- идеологический механизм регулирования городского планирования и благоустройства // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1 (ч. 1). URL: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=19111 (02.11.2020).
3. Кривых Е.Г. Динамика общественного пространства мегаполиса: философско-методологический аспект // Общество: философия, история, культура. 2017. №12. С.67.
4. Сысоева Е.В. Истоки зарождения строительной науки с древних времен // Строительство: наука и образование. 2020. Т. 10. Вып.
1. Ст. 1. URL: http://nso-journal.ru (02.03.2021).
5. Горшкова И. Ф., Заяц М. С. Проблема преподавания дисциплин, направленных на формирование общепрофессиональных и общекультурных компетенций у студентов технических вузов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Грамота. 2017. № 11(77): в 3-х ч. Ч. 2. C. 189-191.
6. Боровлева Е.И. Компетентностный подход в сфере высшего образования //ВестникМГПУ. Серия «Философские науки». 2020. №
2. С. 100—106.
7. Волков А.А., Седов А.В., Челышков П.Д., Концепция «Умный город» [Электронный ресурс] : [монография] /М. : НИУМГСУ, 2015 .— 93 с. : ил. — (Библиотека научных разработок и проектов НИУ МГСУ) .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/643087 (02.11.2020).
8. Китчин Р. Управляемый данными сетевой урбанизм //ШАГИ-STEPS. 2017. Т.3. №2. С.98-116.
9. Труфанова Е.О. Единство и множественность Я. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. — 256 с.
10. Лэндри Ч. Креативный город. М.: Издательский дом "Классика-ХХ1", 2006. — 399 с.
11. Кривых Е.Г. Гуманитарные технологии в создании коммуникативного пространства мегаполиса // Философские и социокультурные проблемы развития города //Монография. Научное электронное издание. М.: МГСУ, 2020. - 256 с. С.158-177.
12. Маттизен У. Собственная логика городских ландшафтов знания // Собственная логика городов: Новые подходы в урбанистике / Коллективная монография. М.: Новое литературное обозрение, 2017. - 424 с. С.117-192.
13. Ерохина Н.С. Формирование основ исследовательской деятельности студентов строительных специальностей // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 52-55.
14. «Умный город» XXI века: возможности и риски смарт-технологий в городском ребрендинге. М.: Международные отношения, 2018. - 256 с.
15. Видясова Л.А., Качурина П.А. Анализ моделей и сценариев развития «умных городов» // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2018. Т. 7. № 4 (44). С. 115-118.
16. Стефанова Н.А., Хисравова Я.Ш. Риски «умных» городов // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 125-126.
17. Крюкова А.А., Шматок К.О. Особенности развития концепции «умный дом»: российский и зарубежный опыт //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 397-399.
18. Таунсенд Э. Умные города: большие данные, гражданские хакеры и поиски новой утопии. Изд-во Института Гайдара, 2019. https://inde.io/article/17180-polnye-bagov-goroda-mogut-ukrep-it-demokratiyu-otryvok-iz-knigi-urbanista-entoni-taunsenda-umnye-goro-da (02.03.2021).
19. Данилина Н.В., Власов Д.Н. Организация непрерывного образования в подготовке специалистов направления «Градостроительство» //Academia. Архитектура и строительство. 2020. .№3. С.92-97. https HYPERLINK "https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-nepreryv-nogo-obrazovaniya-v-podgotovke-spetsialistov-napravleniya-gradostroi-telstvo":// HYPERLINK "https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsi-ya-nepreryvnogo-obrazovaniya-v-podgotovke-spetsialistov-napravleni-ya-gradostroitelstvo"cyberleninka HYPERLINK "https://cyberleninka.ru/ article/n/organizatsiya-nepreryvnogo-obrazovaniya-v-podgotovke-spet-sialistov-napravleniya-gradostroitelstvo". HYPERLINK "https://cyber-leninka.ru/article/n/organizatsiya-nepreryvnogo-obrazovaniya-v-pod-gotovke-spetsialistov-napravleniya-gradostroitelstvo"ru HYPERLINK "https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-nepreryvnogo-obra-zovaniya-v-podgotovke-spetsialistov-napravleniya-gradostroitelstvo"/ HYPERLINK "https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-nepreryv-nogo-obrazovaniya-v-podgotovke-spetsialistov-napravleniya-gradostroi-telstvo"article HYPERLINK "https://cyberleninka.ru/article/n/organi-zatsiya-nepreryvnogo-obrazovaniya-v-podgotovke-spetsialistov-naprav-leniya-gradostroitelstvo"/ HYPERLINK "https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/organizatsiya-nepreryvnogo-obrazovaniya-v-podgotovke-spetsialis-tov-napravleniya-gradostroitelstvo"n HYPERLINK "https://cyberleninka. ru/article/n/organizatsiya-nepreryvnogo-obrazovaniya-v-podgotovke-spet-
KRIVYKH Elena Georgievna PHILOSOPHICAL ASPECTS OF URBAN ...
Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 1(34)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
sialistov-napravleniya-gradostroitelstvo"/ HYPERLINK "https://cyber-leninka.ru/article/n/organizatsiya-nepreryvnogo-obrazovaniya-v-pod-gotovke-spetsialistov-napravleniya-gradostroitelstvo "organizatsiya HYPERLINK "https://cyberlemnka.ru/articleM/orgamzatsiya-nepreryvno-go-obrazovaniya-v-podgotovke-spetsialistov-napravleniya-gradostroitel-stvo"- HYPERLINK "https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-ne-preryvnogo-obrazovaniya-v-podgotovke-spetsialistov-napravleniya-gra-dostroitelstvo"nepreryvnogo HYPERLINK "https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/organizatsiya-nepreryvnogo-obrazovaniya-v-podgotovke-spetsialis-tov-napravleniya-gradostroitelstvo"- HYPERLINK "https://cyberleninka. ru/article/n/organizatsiya-nepreryvnogo-obrazovaniya-v-podgotovke-spet-sialistov-napravleniya-gradostroitelstvo"obrazovaniya HYPERLINK "https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-nepreryvnogo-obra-zovaniya-v-podgotovke-spetsialistov-napravleniya-gradostroitelstvo"-HYPERLINK "https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-nepreryvno-go-obrazovaniya-v-podgotovke-spetsialistov-napravleniya-gradostroitel-stvo"v HYPERLINK "https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-ne-preryvnogo-obrazovaniya-v-podgotovke-spetsialistov-napravleniya-gra-dostroitelstvo"- HYPERLINK "https://cyberleninka.ru/article/n/organi-zatsiya-nepreryvnogo-obrazovaniya-v-podgotovke-spetsialistov-naprav-leniya-gradostroitelstvo"podgotovke HYPERLINK "https://cyberleninka. ru/article/n/organizatsiya-nepreryvnogo-obrazovaniya-v-podgotovke-spet-sialistov-napravleniya-gradostroitelstvo"- HYPERLINK "https://cyber-leninka.ru/article/n/organizatsiya-nepreryvnogo-obrazovaniya-v-pod-gotovke-spetsialistov-napravleniya-gradostroitelstvo"spetsialistov HYPERLINK "https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-nepreryvno-go-obrazovaniya-v-podgotovke-spetsialistov-napravleniya-gradostroitel-stvo"- HYPERLINK "https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-ne-preryvnogo-obrazovaniya-v-podgotovke-spetsialistov-napravleniya-gra-dostroitelstvo"napravleniya HYPERLINK "https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/organizatsiya-nepreryvnogo-obrazovaniya-v-podgotovke-spetsialis-tov-napravleniya-gradostroitelstvo"- HYPERLINK "https://cyberleninka. ru/article/n/organizatsiya-nepreryvnogo-obrazovaniya-v-podgotovke-spet-sialistov-napravleniya-gradostroitelstvo"gradostroitelstvo (02.11.2020).
20. Мамедова Н.М. Образование: дистанционная парадигма // ВестникМГПУ. Серия «Философские науки». 2020. №4 (36). С. 36-41.
Статья поступила в редакцию 12.11.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021