Научная статья на тему 'Особенности преподавания спецкурсов о городском пространстве студентам гуманитарных специальностей'

Особенности преподавания спецкурсов о городском пространстве студентам гуманитарных специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦКУРСЫ О ГОРОДЕ / ПРЕПОДАВАНИЕ / ГУМАНИТАРНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлова О.Н.

Изучение современного города как сложной системы предполагает междисциплинарный подход. Вследствие этого городское пространство стало объектом интереса для разных наук: экономики, социологии, педагогики, политологии, культурологии, антропологии, филологии и многих других. Городская тематика вызвала научный интерес у широкого круга специалистов. Ответом на эту тенденцию стало появление учебных программ о городе, городском пространстве и методических рекомендаций для будущих историков, философов, социологов, культурологов, экономистов, управленцев. В статье проанализированы программы спецкурсов и методические рекомендации по философии города, социологии города, городской антропологии, экономики города, урбанистике для студентов гуманитарных специальностей в российских вузах. Анализ программ базировался на трех образовательных задачах, выделенных в соответствии с современным общественным запросомк городским исследованиям: 1) развитие способностей студентов к конструктивному междисциплинарному диалогу с другими специалистами по вопросам модернизации и исследования городской среды; 2) формирование умения студентов анализировать сложные городские процессы с точки зрения философии, культурологии, социологии, экономики, управленческих технологий и других наук; 3) формирование у студентов понимания, как в рамках своих узкопрофессиональных умений они могут влиять на развитие города, городских пространств. Были изучены образовательные программы о городе и методические рекомендации, разработанные для студентов-гуманитариев в высших учебных заведениях России. Отмечено, что дисциплины о городе для студентов гуманитарных специальностей имеют много пересечений в списке литературы, что впоследствии может дать возможность студентам разных направлений подготовки выстраивать конструктивный диалог по поводу городского пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF TEACHING SPECIAL COURSES ON URBAN SPACE TO STUDENTS OF HUMANITARIAN SPECIALTIES

The study of a modern city as a complex system presupposes an interdisciplinary approach. As a result, the urban space became an object of interest for different sciences: economics, sociology, political science, cultural studies, anthropology, philology and many others. City has become the object of scientific interest for a wide range of specialists. The response to this trend was the emergence of special disciplines programs about the city and methodological recommendations for future historians, philosophers, sociologists, economists, and managers. In the article programs of special courses and methodical recommendations on city philosophy, city sociology, city anthropology, city economy, urban studies for students of humanitarian specialties in Russian universities are analyzed. The analysis of the programs was based on three educational tasks, singled out in accordance with the modern public demand for urban research: 1) development of students’ abilities to constructive interdisciplinary dialogue with other specialists in the field of modernization and research of the urban environment; 2) formation of students’ ability to analyze complex urban processes from the point of view of philosophy, cultural studies, sociology, economics, management technologies and other sciences; 3) the formation of students’ understanding of how within their narrow professional skills they can influence the development of the city, urban spaces. It was analyzed about ten educational programs about the city and methodological recommendations developed for students of humanities in higher educational institutions of Russia. It is noted that disciplines about the city for students of humanitarian specialties have many intersections in the list of literature, which can subsequently enable students of different areas of training to construct a constructive dialogue about the urban space. The article gives recommendations on teaching and supplementing these educational programs, namely: the emphasis of students’ attention on the interdisciplinary approach to studying the city; familiarity with methods of analyzing the city from related scientific disciplines; the inclusion of «microurbanism» in the programs; enrichment of educational programs with practical tasks oriented to applying theoretical knowledge in the territory where the discipline is taught.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания спецкурсов о городском пространстве студентам гуманитарных специальностей»

ПЕДАГОГИКА

DOI: 10.18287/2542-0445-2018-24-2-50-55 УДК 378

Дата поступления статьи: 12/III/2018 Дата принятия статьи: 18/IV/2018

О.Н. Орлова

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦКУРСОВ О ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ СТУДЕНТАМ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

© Орлова Ольга Николаевна — аспирант, кафедра философии, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

E-mail: kkleb@yandex.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1383-9628

АННОТАЦИЯ

Изучение современного города как сложной системы предполагает междисциплинарный подход. Вследствие этого городское пространство стало объектом интереса для разных наук: экономики, социологии, педагогики, политологии, культурологии, антропологии, филологии и многих других. Городская тематика вызвала научный интерес у широкого круга специалистов. Ответом на эту тенденцию стало появление учебных программ о городе, городском пространстве и методических рекомендаций для будущих историков, философов, социологов, культурологов, экономистов, управленцев. В статье проанализированы программы спецкурсов и методические рекомендации по философии города, социологии города, городской антропологии, экономики города, урбанистике для студентов гуманитарных специальностей в российских вузах. Анализ программ базировался на трех образовательных задачах, выделенных в соответствии с современным общественным запросомк городским исследованиям: 1) развитие способностей студентов к конструктивному междисциплинарному диалогу с другими специалистами по вопросам модернизации и исследования городской среды; 2) формирование умения студентов анализировать сложные городские процессы с точки зрения философии, культурологии, социологии, экономики, управленческих технологий и других наук; 3) формирование у студентов понимания, как в рамках своих узкопрофессиональных умений они могут влиять на развитие города, городских пространств. Были изучены образовательные программы о городе и методические рекомендации, разработанные для студентов-гуманитариев в высших учебных заведениях России. Отмечено, что дисциплины о городе для студентов гуманитарных специальностей имеют много пересечений в списке литературы, что впоследствии может дать возможность студентам разных направлений подготовки выстраивать конструктивный диалог по поводу городского пространства.

Ключевые слова: спецкурсы о городе, преподавание, гуманитарная специальность, междисциплинарный подход.

Цитирование. Орлова О.Н. Особенности преподавания спецкурсов о городском пространстве студентам гуманитарных специальностей // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2018. Т. 24. № 2. С. 50-55. БОТ: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-2-50-55.

© ®

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License Which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0)

DOI: 10.18287/2542-0445-2018-24-2-50-55 Submitted: 12/III/2018

UDC 378 Accepted: 18/IV/2018

O.N. Orlova

PECULIARITIES OF TEACHING SPECIAL COURSES ON URBAN SPACE TO STUDENTS

OF HUMANITARIAN SPECIALTIES

© Orlova Olga Nikolaevna — postgraduate student, Department of Philosophy, Samara National Research University,

34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

E-mail: kkleb@yandex.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1383-9628

ABSTRACT

The study of a modern city as a complex system presupposes an interdisciplinary approach. As a result, the urban space became an object of interest for different sciences: economics, sociology, political science, cultural studies, anthropology, philology and many others. City has become the object of scientific interest for a wide range of specialists. The response to this trend was the emergence of special disciplines programs about the city and methodological recommendations for future historians, philosophers, sociologists, economists, and managers. In the article programs of special courses and methodical recommendations on city philosophy, city sociology, city anthropology, city economy, urban studies for students of humanitarian specialties in Russian universities are analyzed. The analysis of the programs was based on three educational tasks, singled out in accordance with the modern public demand for urban research: 1) development of students' abilities to constructive interdisciplinary dialogue with other specialists in the field of modernization and research of the urban environment; 2) formation of students' ability to analyze complex urban processes from the point of view of philosophy, cultural studies, sociology, economics, management technologies and other sciences; 3) the formation of students' understanding of how within their narrow professional skills they can influence the development of the city, urban spaces. It was analyzed about ten educational programs about the city and methodological recommendations developed for students of humanities in higher educational institutions of Russia. It is noted that disciplines about the city for students of humanitarian specialties have many intersections in the list of literature, which can subsequently enable students of different areas of training to construct a constructive dialogue about the urban space.

The article gives recommendations on teaching and supplementing these educational programs, namely: the emphasis of students' attention on the interdisciplinary approach to studying the city; familiarity with methods of analyzing the city from related scientific disciplines; the inclusion of «microurbanism» in the programs; enrichment of educational programs with practical tasks oriented to applying theoretical knowledge in the territory where the discipline is taught.

Key words: disciplines about the city, teaching, humanitarian specialty, interdisciplinary approach.

Citation. Orlova O.N. Osobennosti prepodavaniia spetskursov o gorodskom prostranstve studentam gumanitarnykh spetsialnostei [Peculiarities of teaching special courses on urban space to students of humanitarian specialties]. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia [Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology], 2018, Vol. 24, no. 2, pp. 50-55. DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-2-50-55.

Появление образовательных программ и специальных дисциплин о городе — это ответ высшей школы на современный тренд всеобщего внимания к городскому пространству. Человечество пытается осмыслить место, в котором в настоящее время проживает значительная часть населения планеты. Современный интерес к городу вышел за рамки профессиональных компетенций местных властей и градостроителей. Сегодня участвовать в управлении городом могут не только эксперты, но и обычные жители, компетенции которых не связаны с урбанистическим знанием.

В то же время участие горожан в процессе конструирования и исследования городского про-

странства не отменяет вдумчивого, профессионального взгляда на город. Скорее, наоборот, в ситуации, когда городская структура становится более сложной, когда в процесс создания городского пространства включаются новые акторы, вырастает необходимость в грамотном планировании территории, в городских социокультурных технологиях и комплексных исследованиях, содержащих междисциплинарное взаимодействие ученых. Так, Высшая школа урбанистики совместно с институтом медиа, архитектуры и дизайна Б^е1ка реализует магистерскую программу по урбанистике. На обучение приглашаются маркетологи, культурологи, экономисты, дизайнеры, архитекторы. Кроме того,

в непрофильных вузах студентам предлагается освоить спецкурсы, связанные с изучением города. Социология города, городская антропология, культурная антропология города, история урбанистики, экономика города, философия города — все эти дисциплины преподаются не будущим архитекторам и градостроителям, а студентам гуманитарных специальностей, профессия которых напрямую не связана с изменением городской среды. Эти программы представляют собой особый педагогический интерес, так как отвечают новому общественному запросу на понимание города и его изучение разными специалистами. На сегодняшний день важно понять, на каких принципах основывается преподавание названных дисциплин и как эти принципы соотносятся с современными реалиями. Исходя из существующих тенденций развития урбанистики и понимания городского пространства, можно выделить следующие учебные задачи, которые следует решить в процессе реализации спецкурсов о городе для студентов гуманитарных специальностей в российских вузах: 1) Развить навыки междисциплинарного взаимодействия с другими специалистами по вопросам исследования городской среды; 2) Развить умение анализировать системные процессы в городе с точки зрения философии, культурологии, социологии, экономики, управленческих технологий; 3) Сформировать у студентов понимание, как в рамках своих профессиональных компетенций они могут влиять на город, городское пространство. В соответствии с обозначенными задачами было проанализировано десять программ специальных дисциплин о городе для бакалавриата и магистратуры гуманитарных специальностей в российских вузах. Цель данного анализа — определить основные подходы к преподаванию программ о городском пространстве студентам гуманитарных специальностей.

Программы, как правило, не ставят своей задачей развитие у студентов навыков междисциплинарных исследований. Особенно это относится к спецкурсам по социологии и экономике города. В них студенты изучают традиционные экономические или социологические методы исследования. Целесообразно в рамках освоения специальной дисциплины также познакомить их с разными подходами к анализу городского пространства. Взгляд архитектора, культуролога, историка дополнит социологическую или экономическую картину города. Методология других наук не обязательно должна быть в полной мере освоена студентами (экономист не может заменить архитектора). Но знакомство с иным способом видения урбанистических процессов поможет разным специалистам найти точки соприкосновения. Так, например, Петр Штомпка рассматривает фотографию как один из важных способов современных социологических исследований [Штомпка]. Этот же метод используют градостроители в предпроектных исследованиях перед проектированием объектов.

Несмотря на то что разработчики программ не указывают в целях и задачах навыки междисцип-

линарной работы, программы содержат в себе предпосылки для того, чтобы разные специалисты смогли между собой договориться. Похожий библиографический список во многих программах позволяет сформировать единое исследовательское поле, от которого впоследствии могут отталкиваться студенты при выстраивании междисциплинарного диалога. Практически во всех программах упоминается работа Г. Зиммеля «Большие города и духовная жизнь», ставшая основой для современного развития урбанистического знания [Зиммель]. На него опираются программы по философии1, соци-ологии23, антропологии города4. Макс Вебер подробно анализирует город с экономической точки зрения, но также его работу «Город» можно встретить в программах по социологии города5. Представители Чикагской социологической школы — Л. Вирт [Вирт], Э. Берджесс [Берджесс], Р. Парк [Парк] — упоминаются в программах по антропологии, социологии города. Также во многих спецкурсах можно встретить ссылки на Кевина Линча [Линч], Вячеслава Глазычева [Глазычев], Джейн Джекобс [Джекобс]. Это подтверждает существование общей основы для разных дисциплин о городе: философии города, социологии города, культурологии города, экономике города, городской антропологии, урбанистике.

Помимо общего списка литературы, некоторые из программ содержат разделы, где рассматриваются интерпретации понятия «город» в зеркале разных наук и научных дисциплин. Например, в программе Саратовского госуниверситета имени Н.Г. Чернышевского выделены главные направления исследования городов: территориальное, историческое, экономическое, градостроительное, социологическое, социокультурное, культурологическое, психологическое, политологическое, семиотическое, онтологическое6. Таким образом, даже при отсутствии специальных разделов о междисциплинарных исследованиях программы спецкурсов содержат в себе потенциал в виде общей теоретической и терминологической базы для обучения студентов диалогу с другими специалистами. Поэтому в данном случае достаточно акцентировать внимание студентов на данной проблеме, обсудить с ними важность понимания подходов разных наук для эффективного изучения города.

Если междисциплинарный диалог о городе требует от специалистов понимания точек соприкосновения друг с другом, то экспертный анализ городского пространства, наоборот, предполагает узкий взгляд на город отдельного специалиста. У обучающихся на гуманитарных специальностях в отношении изучения города есть особая роль. Она заключается в том, чтобы увидеть процесс многообразных городских изменений, отрефлекси-ровать сложные процессы, выделить новые социальные сценарии, которые разворачиваются на городской сцене. Это задача культурологов, философов, историков, социологов. Так, например, программа МГУ имени М. Ломоносова среди навыков выделяет технику комплексной философско-ант-

ропологической реконструкции образа человека из различных теоретических моделей городской жизни7. Программа Волгоградского государственного социально-педагогического университета среди умений студентов выделяет следующие: «Анализировать и определять свою принадлежность к городу как месту и социокультурному сообществу со специфическими смыслами, социально-культурной идентичностью, ценностными убеждениями и мировоззренческими установками» [Шипулина]. Кроме того, именно человекомерный взгляд, взгляд гуманитария, на город определяет современный ракурс многих городских исследований наравне с городским пространством (последнее подробно представлено в программе Казанского федерального университета8). Данный аспект в программах спецкурсов представлен достаточно полно. В программах встречаем такие темы: «Фланер и другие фигуры исключения — к формированию субъекта городских исследований»9; «Городские ритмы, ментальные карты и памятные места — человек отвоевывает город»10; «Homo virtualis. Множество "виртуальных личностей"»11. Среди компетенций студентов разработчики программ выделяют умение проводить экономический, социологический, культурологический анализ места.

Однако ни в одной из рассмотренных программ не было упоминания о микроурбанизме, новом подходе исследования городского пространства через детали [Микроурбанизм]. Этот способ взгляда на город соразмерен человеку, понятен простому горожанину. Тема микроурбанизма могла бы стать качественным дополнением программ спецкурсов по социологии, философии и антропологии города. Знакомство студентов с этим подходом расширяет спектр возможных способов исследования города, доступных для реализации во время обучения в вузе. Масштабные комплексные работы по изучению города и человека в нем трудновыполнимы для обучающихся. К тому же направление их подготовки не требует глубокого погружения в проблемы урбанистики. А рассмотрение города с точки зрения микроурбанизма позволяет на обозримом материале провести грамотное исследование, проинтерпретировать результаты.

Кроме того, что студенты гуманитарных специальностей могут дать экспертную оценку системным процессам, происходящим в городе, им необходимо понимать, каким образом они могут участвовать в изменениях городского пространства, включиться в процесс создания или изменения городского пространства. Роль гуманитария в этой ситуации состоит в создании смыслов, вдохновении, выстраивании коммуникации между участниками диалога о городе. Российский урбанист С. Мурунов отмечает: «Для ее [идеологии] развития необходима рефлексия и критическое мышление. Хорошие идеологи — художники, философы, поэты. Но в каком городе у нас эти люди встроены в городское управление? Их даже в разработку стратегии не зовут — единственных людей, спо-

собных оперировать культурными кодами и понимать, что они собой представляют» [Карпов].

Далеко не все существующие образовательные программы включают в себя практическую работу студентов в поле: проведение социологических, культурологических или иных исследований. Дисциплины при своей практической ориентированности осваиваются через традиционные лекции, семинары, эссе. Пример включения практических заданий в процесс обучения — программа Ярославского госуниверситета им. П.Г. Демидова. В нее включены задания по составлению программы социологического исследования города, апробирование метода включенного наблюдения в городе, анализ путеводителей по Ярославлю и многие другие12. Данные практические задания имеют прямое отношение к городу, в котором происходит обучение. Волгоградский государственный социально-педагогический университет предлагает студентам разные творческие задания по завершении курса [Шипулина]. Программа по экономике города включает в себя деловые игры и творческие зада-ния13. Таким образом, обширный теоретический материал находит точки приложения в конкретном месте, понятном для студентов.

Подводя итоги, следует сказать, что даже при наличии общей теоретической базы объединение программ о городе и создание единой программы для гуманитарных специальностей нецелесообразно. Каждая наука вносит свой уникальный вклад в развитие и анализ городского пространства. Вместе с тем желательно включение в программу спецкурсов изучения методов других наук о городе для того, чтобы студенты могли понимать особенности научного мировоззрения специалистов из других сфер и умели продуктивно с ними взаимодействовать во время комплексных городских исследований. Важной задачей гуманитарного осмысления города является рефлексивный взгляд на город и человека в нем. Именно гуманитарные науки позволяют выявить и проанализировать существующие тенденции в городском пространстве, определить способы выстраивания взаимоотношений между человеком и городом. Поэтому в образовательные программы спецкурсов о городе должны быть включены задания на анализ, обобщение и интерпретацию городских данных. Также следует включить в программы тему, посвященную микроурбанизму, что расширит рамки для исследовательской деятельности студентов и продемонстрирует возможность изучать город в микромасштабах. Прак-тикоориентированные курсы о городе редко содержат достаточное количество заданий на применение полученных знаний. Как правило, программы ограничиваются традиционными формами лекци-онно-семинарских занятий (реже используются эссе, исследования). И лишь немногие предлагают студентам творческие, исследовательские, практические задания в полном объеме. Данное направление в образовательных программах о городе требует наибольшей корректировки. В целом программы

дисциплин о городе отвечают на современные общественные запросы. Само появление таких спецкурсов свидетельствует об изменении подходов к образованию в высшей школе, в частности к преподаванию урбанистики и смежных дисциплин.

Примечания

1 Рабочая программа дисциплины Философия города / Саратовский государственный университет имени Чернышевского Н.Г. Саратов, 2014. 10 с.

2 Рабочая программа дисциплины Б3.В.ДВ5 Социология города / Кемеровский государственный университет. Новокузнецк, 2014. 23 с.

3 Руденко Л.Д. Социология города: методические указания / Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. Ярославль: ЯрГУ, 2012. 52 с.

4 Данилов В.Н. Рабочая программа дисциплины Антропология города / Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. М., 2013. 10 с.

5 Казанцев В. И., Светульков М.Г. Социология города: учебно-методическое пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2004. 140 с.

6 Рабочая программа дисциплины Б3.В.ДВ5 Социология города / Кемеровский государственный университет. Новокузнецк, 2014. 23 с.

7 Данилов В.Н. Указ. соч.

8 Столярова Г.Р. Фролова Е.В. Программа дисциплины Антропология города М2.ДВ.6 / Казанский (Приволжский) федеральный университет. Казань, 2014. 15 с.

9 Данилов В.Н. Указ. соч.

10 Там же.

11 Рабочая программа дисциплины Философия города / Саратовский государственный университет имени Чернышевского Н.Г. Саратов, 2014. 10 с.

12 Руденко Л.Д. Указ. соч.

13 Пудовик Е.М. Программа дисциплины Экономика города М2.В.3 / Казанский (Приволжский) федеральный университет. Казань, 2014. 15 с.

Библиографический список

Берджесс Э. Рост города: Введение в исследовательский проект // Личность, культура, общество. 2002. Т. 4. Вып. 1-2. С. 169-181. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=9158320 (дата обращения: 30.05.2018).

Вебер М. Город // Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. 704 с. URL: http:// www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/vebobr/ index.php (дата обращения: 30.05.2018).

Вирт Л. Урбанизм как образ жизни // Вирт Л. Избранные работы по социологии. М.: ИНИОН РАН, 2005. С. 93-118.

Глазычев В.Л. Урбанистика. М.: Европа, 2008. 220 с. URL: https://www.twirpx.com/file/998419.

Джекобс Д. Смерть и жизнь больших американских городов / пер. с англ. М.: Новое издательство, 2011. 460 с. URL: http://socioline.ru/book/dzhejn-dzhekobs-smert-i-zhizn-bolshih-amerikanskih-gorodov.

Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. № 3-4, 2002. С. 23-34. URL: http:// www.ruthenia.ru/logos/number/34/02.pdf (дата обращения: 30.05.2018).

Карпов М. «Везде деградировавший ландшафт». Урбанист Святослав Мурунов о том, почему в России нет позитивных примеров развития городов / / Lenta.ru. URL: https://lenta.ru/articles/2015/05/30/murunov/ (дата обращения: 30.05.2018).

Линч К. Образ города / пер. с англ. В.Л. Глазычева. М.: Стройиздат, 1982. 328 с.

Микроурбанизм. Город в деталях / сб. ст.; под отв. ред. О. Бредниковой, О. Запорожец. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 352 с.

Парк Р.Э. Городское сообщество как пространственная конфигурация и моральный порядок // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 2000. № 3. С. 136-150. URL: https://sociologica.hse.ru/data/2011/03/14/1211453107/ 5_1_3.pdf (дата обращения: 30.05.2018).

Шипулина Н.Б. Культурная антропология города: программа учебной дисциплины по направлению 44.03.01 Педагогическое образование // Наука и образование ONLINE. URL: https://pedagog.eee-science.ru/listing/kulturnaya-antropologiya-goroda-programma-uchebnoj-distsipliny-po-napravleniyu-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie (дата обращения: 30.05.2018).

Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: / пер. с польск Н.В. Морозовой, авт. вступ. ст. Н.Е. Покровский. М.: Логос, 2007. 168 с.

References

Byordzhess E.H. Rostgoroda: vvedenie vissledovatelskii proekt [Growth of the city: introduction to the research project]. Lichnost', kultura, obshchestvo [Personality. Culture. Society], 2002. Vol. 4, issue 1-2, pp. 169-181. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=9158320 (accessed 30.05.2018) [in Russian].

Weber M. Gorod [The city]. In: Weber M. Izbrannoe. Obraz obshchestva [Selectas. The image of society]. M.: Iurist, 1994, 704 p. Available at: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Sociolog/vebobr/index.php (accessed 05.30.2018) [in Russian].

Wirth L. Urbanizm kak obraz zhizni [Urbanism as a way of life]. In: Wirth L. Izbrannye raboty po sotsiologii [Selected works on sociology]. M.: INION RAN, 2005, pp. 93-118 [in Russian].

Glazychev V.L. Urbanistika [Urban studies]. M.: Evropa, 2008, 220 p. Available at: https://www.twirpx.com/file/ 998419 [in Russian].

Jacobs J. Smert i zhizn bolshikh amerikanskikh gorodov. Per. s angl. [The Death and Life of Great American Cities. Translation from English]. M.: Novoe izdatel'stvo, 2011, 460 p. Available at: http://socioline.ru/book/dzhejn-dzhekobs-smert-i-zhizn-bolshih-amerikanskih-gorodov [in Russian].

Simmel G. Bol'shie goroda i dukhovnaia zhizn' [The Metropolis and Mental Life]. Logos [Logos], no 3-4, 2002, pp. 23-34. Available at: http://www.ruthenia.ru/logos/ number/34/02.pdf (accessed 30.05.2018) [in Russian].

Karpov M. «Vezde degradirovavshii landshaft». Urbanist Sviatoslav Murunov o tom, pochemu v Rossii net pozitivnykh primerov razvitiia gorodov [«Everywhere a degraded landscape». Urbanist Sviatoslav Murunov about why there are no positive examples of urban development in Russia]. Lenta.ru. Available at: https://lenta.ru/articles/ 2015/05/30/murunov/ (accessed 30.05.2018) [in Russian].

Linch K. Obraz goroda. Per. s angl. V.L. Glazychev [The image of the city. Translation from English by V.L. Glazychev]. M.: Stroiizdat, 1982, 328 p. [in Russian].

Mikrourbanizm. Gorod v detaliakh. Sb. statei; pod otv. redaktsiei O. Brednikovoi, O. Zaporozhets [Microurbanism. City in details. Collection of articles; O. Brednikova, O. Zaporozhets (Eds.)]. M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2014, 352 p. [in Russian].

Park R.E. Gorodskoe soobshchestvo kak prostranstvennaia konfiguratsiia i moralnyi poriadok [The urban community as a spatial configuration and moral order]. Sotsialnye i gumanitarnye nauki za rubezhom. Ser. 11. Sotsiologiia [Social and humanities abroad. Ser. 11.

Sociology], 2000, no. 3, pp. 136-150. Available at: https:// sociologica.hse.ru/data/2011/03/14/1211453107/5_1_3.pdf (accessed 30.05.2018) [in Russian].

Shipulina N.B. Kulturnaia antropologiia goroda: programma uchebnoi distsipliny po napravleniiu 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie [Cultural anthropology of the city: program of educational discipline in the direction of 44.03.01 Pedagogical Education]. Nauka i obrazovanie ONLINE [Science and Education ONLINE]. Available at: https://pedagog.eee-science.ru/listing/kulturnaya-antropologiya-goroda-programma-uchebnoj-distsipliny-po-napravleniyu-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie (accessed 30.05.2018) [in Russian].

Shtompka P. Vizualnaia sotsiologiia. Fotografiia kak metod issledovaniia. Per s polsk. N.V. Morozovoi, avt. vstup. st. N.E. Pokrovskii [Visual sociology. Photography as a method of research: Translation from Polish by N.V. Morozova; author of the introductory article N.E. Pokrovsky]. M.: Logos, 2007, 168 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.