Научная статья на тему 'Спасение в социокультурном пространстве города: философский аспект'

Спасение в социокультурном пространстве города: философский аспект Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
187
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / СПАСЕНИЕ МЕНТАЛИТЕТ / PHILOSOPHY / URBAN SPACE / RESCUE MENTALITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Власова Ирина Владимировна

Изучение городского пространства в современном мире приобрело междисциплинарный характер. Это область интересов философии, социологии, культурологии, и урбанологии. Исторически городское пространство выстраивается с учетом удовлетворения потребностей в безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Salvation in the socio-cultural space in the city: philosophical aspect

Study of urban space in the modern world is interdisciplinary in nature. This is an area of philosophy, sociology, cultural studies, and urbanologii. Historically, urban space is built taking into account the security needs.

Текст научной работы на тему «Спасение в социокультурном пространстве города: философский аспект»

УДК 316.334.56

И.В.Власова

Спасение в социокультурном пространстве города: философский аспект

Изучение городского пространства в современном мире приобрело междисциплинарный характер. Это область интересов философии, социологии, культурологии, и урбанологии. Исторически городское пространство выстраивается с учетом удовлетворения потребностей в безопасности.

Ключевые слова: философия, городское пространство, спасение менталитет

Irina V. Vlasova

Salvation in the socio-cultural space in the city: philosophical aspect

Study of urban space in the modern world is interdisciplinary in nature. This is an area of philosophy, sociology, cultural studies, and urbanologii. Historically, urban space is built taking into account the security needs.

Keywords: philosophy, urban space, rescue mentality, rescue mentality

Понятие спасение часто звучит в современном мире и имеет несколько значений: более широким предполагает спасение - в религиозном мировоззрении предельно желательное состояние человека, характеризующееся избавлением от зла. Спасение выступает как конечная цель религиозных усилий человека и высшее дарение со стороны бога1.

Более узкое понятие спасения предполагает - избавление от опасности.

Одна из характерных черт современной культуры урбанизация делает актуальной исследование феномена спасения в социокультурном пространстве города.

Изучение городского пространства в современном мире приобрело междисциплинарный характер. Это область интересов философии, социологии, культурологии, и урбанологии, изучающей процессы формирования и существования городов. Ученых интересует герменевтика городского пространства, семиотический анализ символического пространства, большое внимание уделяется цивилизаци-онно-антрополоическому значению городского пространства, город рассматривается как феномен культуры, внимание исследователей направлено на изучения ментальной картины города и менталитета горожанина.

Город, в современном понимании, рассматривается как - крупный (по сложившимся стереотипам) населенный пункт. Имеет развитый комплекс хозяйства и экономики, является скоплением архитектурных и инженерных сооружений, обеспечивающих жизнеобеспечение населения2.

Города государства - существовали в еще античности, приближались к понятию «цивилизация» (от лат. civilis - гражданский, государственный), рассматрива-

132

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Раздел I. Социологический анализ культуры

емый как одна из основных единиц исторического времени, обозначающая длительно существующее, самодостаточное сообщество, своеобразие которого обусловлено социокультурными причинами3.

С Древних времен городское пространство рассматривается как место спасения. Города разрастались на месте оборонительных укреплений (замков, крепостей и т. п.) и вокруг них. В церковнославянском «градъ» дословно означает огороженное, защищенное место4. Люди при необходимости имели возможность укрыться за городскими стенами от врагов.

О. Шпенглер, связывал существование большой культуры с развитием городской. Мировая история, по его мнению - это история городов5.

Город сыграл особую роль в истории культуры. М. С. Каган считает, что начало выхода города на арену истории культуры было положено именно в Древней Греции. Античный полис - «город-государство» - тип поселения, определивший особый тип развития культуры. Город открыл человечеству неограниченные возможности прогресса6. Значимость города особенно возросла в эпоху в Средневековья в Европе, когда в феодальном обществе культура впервые в истории предстала как система субкультур. В культуре Европейского средневековья сформировалось четыре автономные субкультуры: «культура храма и монастыря», «культура замка и дворца», «культура села и хутора», «культура средневекового города». Бюргерскую культуру М. С. Каган связывает с будущим, считая, что в ней зародился грядущий (ренессансный) тип культуры7. Спасение в этот исторический период, связано с господствующим религиозным мировоззрением, в философии, архитектуре, религиозной литературе и живописи. В средневековой Европе строится множество непреступных замков и крепостей. Строительство городских стен стало символом победы над опасным внешним окружением, хотя иногда они бессмысленны с войной точки зрения.

Социокультурное пространство города можно представить как систему социальных взаимоотношений, в которые вкладывается понятие ценностей, символов и смыслов. Оно наполняет жизненный мир горожан особым смыслом и ценностными ориентациями, направленными на осуществление жизненных планов и стратегий в городской среде8. Исторически городское пространство выстраивается с учетом удовлетворения потребностей в безопасности. Город выступает организацией внешнего (по отношению к городу) и его внутренней пространственных структур и представляет собой соединение двух сторон пространства9:

Во-первых, внешней - независящей от человека (объективной, географической, природной);

Во-вторых, внутренней - созданной человеком рукотворной (архитектурной), организованной по законам безопасности, целесообразности, красоты.

Временной фактор, изменения мировоззрения ведет к дальнейшему расслоению, формируется ментальная картины города, включающая в себя потребности в

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

133

Раздел I. Социологический анализ культуры

безопасном существовании. Это проявляется в пространственной организации и особой собственной атмосфере города.

Б. В. Марков считает, что город - это отрыв от земли, от стоящего на ней жилища, город не сводим к желанию быть дома. Города со времен своего возведения стремились ввысь, а не вширь10.

Ученый определяет город - как начало цивилизации. По его мнению, город не сводится к архитектуре и не прочитывается до конца как система знаков или овеществленная форма духа11.

Промышленная революция вызвала стремительный рост городов. Изменяется форма общественного порядка, индивидуализм породил потребность в контактах. В XIX веке остро ощущается необходимость в общении. Многообразие контактов не спасают от одиночества. Возросла скорость передвижения, изменению подвергается топография жилица, что является причиной конфликта города и индивида. Таким образом, поиск спасения в и удовлетворения витальных потребностей в городском пространстве приводит человека к необходимости удовлетворения потребностей находящихся, согласно пирамиде Маслоу на более высоком уровне - эта потребность в самореализации. Следствием и спасением этого является активное развитие новых форм и воплощением их в архитектуре, возникновение новых сословий и субкультур. В социокультурном пространстве формируются механизмы, способствующие сглаживанию конфликтов.

Таким образом, при исследовании феномена спасения в городском пространстве необходимо учитывать его исторические условия формирования и место человека в структуре мегаполиса, антропологии современного города и мультикультурному пространству современного города.

Целесообразно рассматривать пространство города и его связь со спасением, во все исторические эпохи. Город разрушает ландшафт, внося изменения в его природную структуру, сообразуясь с потребностями человека и удовлетворяя витальную потребность человека в безопасности. Города можно рассматривать и как символ величия народа, способность покорить опасное внешнее пространство, способом обжить его как свое внутреннее12.

Проблемы развития городского пространства на социальном, антропологическом, аксиологическом уровнях, имеют свою специфику и в России.

Во-первых, известно, что иноземцы называли Русь «Гардарикой», составное и означает «государство городов»,- «городить», «огораживать».

Во-вторых, для императорской России со второй половины XVIII века характерны историческое расслоение на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). 1722 г., Петром I России была введена «Табель о рангах». Она предусматривала три основных рода службы: воинскую, штатскую и придворную, определившую отношение к феномену спасения.

134 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Раздел I. Социологический анализ культуры

В-третьих, формируется понимания пространства города как особого мира спасение в витальном (переезд) и в духовном смысле (архитектура, музыка и т. п.) связывается с обликом двух столиц - Москвы и Санкт-Петербурга

Работы многих историков, философов, писателей посвящены исследованию двух столиц, их сравнению.

По сей день не утихают споры о приоритете одного из них, тем, не менее, ученые сходятся в одном: существует не только противостояние, но гораздо продуктивнее диалогичность двух столиц, которая всегда существовала и ее необходимо развивать. Москва и Петербург - центры исторического самосознания.

К. Г. Исупов особенности формирования русского характера связывает с результатом «двуголосой московско-петербургской культуры», называя Москву и Петербург - центрами исторического самосознания13.

Ученый считает, что в результате диалога двух столиц происходит формирование нового типа городской личности в России, изменяется мировоззрение. В результате изучения трехвекового спора двух столиц также можно прояснить:

- психологию горожанина и сословных групп;

- миры моральных ценностей, их преемственность и модернизацию;

- эстетические предпочтения в сфере искусства и творческого поведения;

- специфическую мифологию Петербурга на фоне Москвы как хранительницы предания. Город, призванный защитить, «огородить» людей от зол, таит в себя для горожанина главную опасность: одиночество отчуждения и страх смерти14.

Особенно много примеров спасения столиц особенности городского пространства литературе. Например, Белинский В. Г. так описывал различия столичных обитателей: «Петербуржец, если он человек солидный, скуп на слова, если они не ведут, ник какой положительной цели. Лицо москвича открыто, добродушно, беззаботно, весело, приветливо; москвич всегда рад заговорить и заспорить с вами о чем угодно, и в разговоре москвич откровенен. Лицо петербуржца всегда озабочено и пасмурно; петербуржец всегда вежлив, часто даже любезен, но как-то холодно и осторожно; если разговориться, то о предметах самых обыкновенных; серьезно он говорит только о службе, а спорить и рассуждать ни о чем не любит»15.

Исследование философской концепции «спасения» в России, тесным образом связано с рассмотрением «смерти». Персонологическая проработка темы смерти в XIX веке принадлежит известным писателям и мыслителям России Пушкину, Тютчеву, Достоевскому, Толстому, Гоголю, которые в своих произведениях много места значение отводят городского пространства, подчеркивая его особую ментальность.

Таким образом, развитие города сопровождается изменением городского пространства, как внешнего (географического и архитектурного), так и внутреннего (ментального, семиотического)16. Исторически изменяясь, оно вырабатывает своеобразные механизмы и формы спасения, одновременно формируя новые опасности.

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

135

Раздел I. Социологический анализ культуры

Примечания

1 Википедия: свобод. энцикл: сайт. URL: http: // ru. wikipedia. org. (дата обращения: 26. 02. 2015).

2 Там же.

3 Философская энциклопедия: сайт. URL: http: // dic. academic. ru. (дата обращения: 26. 02. 2015).

4 Википедия: свобод. энцикл: сайт. URL: http: // ru. wikipedia. org. (дата обращения: 26. 02. 2015).

5 Шпенглер О. Закат Европы. Минск, 1999. Т. 2. С. 119.

6 Каган М. С. Философия культуры. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. С. 343.

7 Там же. С. 348.

8 Тулиганова И. В. Социокультурное пространство современного города. URL: http: // ru. convdocs. org (дата обращения: 11.04. 2014).

9 Тыхеева Ю. Ц. Человек в городском пространстве. URL: http: // mosgu. ru (дата обращения: 10. 04. 2014).

10 Марков Б. В. Культура повседневности. СПб.: Питер, 2011. С. 131.

11 Там же. С. 128.

12 Там же. С. 132

13 Исупов К. Г. Русская философская культура. СПб.: РХГА, 2010. С. 229.

14 Там же. С. 232.

15 Белинский В. Г. Петербург и Москва: фрагменты из очерка // Санкт-Петербург в русской литературе. СПб.: Свет, 1996. С. 186.

16 Тыхеева Ю. Ц. Человек в городском пространстве. URL: http: // mosgu. ru (дата обращения: 10. 04. 14).

136

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.