Научная статья на тему 'Социально-философская трактовка спасения как потребности субъекта'

Социально-философская трактовка спасения как потребности субъекта Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
54
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / PHILOSOPHY / ПОТРЕБНОСТЬ / NEED / ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / URBAN SPACE / СПАСЕНИЕ / RESCUE / МЕНТАЛИТЕТ / MENTALITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Власова И.В.

Представлена социально-философская трактовка спасения в современном мире, связанная с исследованием городского пространства, с историческими особенностями и учетом удовлетворения потребностей в безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-философская трактовка спасения как потребности субъекта»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МЧС РОССИИ К УСЛОВИЯМ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ТРАКТОВКА СПАСЕНИЯ КАК ПОТРЕБНОСТИ СУБЪЕКТА

И.В. Власова, кандидат педагогических наук. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Представлена социально-философская трактовка спасения в современном мире, связанная с исследованием городского пространства, с историческими особенностями и учетом удовлетворения потребностей в безопасности.

Ключевые слова: философия, потребность, городское пространство, спасение, менталитет

SOCIO-PHILOSOPHICAL INTERPRETATION OF SALVATION AS A SUBJECT IN

I.V. Vlasova. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russian.

Socio-philosophical interpretation of salvation in the modern world is concerned with the study of urban space, its historical features and taking into account the security needs. Keywords: philosophy, need, urban space, rescue, mentality

Современное общество называют обществом потребления. Оно представляет собой сложившийся устойчивый набор социальных форм культуры, хозяйства и власти [1]. Общество потребления, с точки зрения В.В. Козловского - это совокупность условий, ресурсов и способов потребления, заданных общественным производством и формирующих уровень, качество и стиль современной индивидуальной и коллективной жизни. Для современного общества характерны следующие черты:

- нарастание материального гедонизма;

- возрастание роли психологического фактора и моды в потреблении;

- включение имиджа и стереотипа потребления в требования социального престижа;

- загрязнение природной среды и вызванное им ухудшение условий потребления [2]. Потребности общества, группы людей или отдельного человека всегда находятся

в глубокой связи с системой ценностей. В различные исторические периоды в систему ценностей включалось понятие «спасение». Оно всегда является важной потребностью субъекта.

Понятие «спасение» часто звучит в современном мире и имеет несколько значений: более широкое предполагает спасение как предельно желательное состояние человека, характеризующееся избавлением от зла (в религиозном мировоззрении). Спасение выступает как конечная цель религиозных усилий человека и высшее дарение со стороны бога [3]. Более узкое понятие спасения предполагает избавление от опасности. Исторически прогресс в обществе сопровождается развитием города, расширением сферы его влияния.

Одна из характерных черт современной культуры - урбанизация - делает актуальной исследование феномена спасения в социокультурном пространстве города.

Изучение городского пространства в современном мире приобрело междисциплинарный характер. Это область интересов философии, социологии, культурологии и урбанологии, изучающей процессы формирования и существования городов. Ученых интересует герменевтика городского пространства, семиотический анализ символического пространства, большое внимание уделяется цивилизационно-антропологическому значению городского пространства, город рассматривается как феномен культуры, внимание исследователей направлено на изучение ментальной картины города и менталитета горожанина.

Город в современном понимании рассматривается как крупный (по сложившимся стереотипам) населённый пункт. Имеет развитый комплекс хозяйства и экономики, является скоплением архитектурных и инженерных сооружений, обеспечивающих жизнеобеспечение населения [3].

Города-государства - существовали еще в античности, приближались к понятию «цивилизация» (от лат. civilis - гражданский, государственный), рассматриваемый как одна из основных единиц исторического времени, обозначающая длительно существующее, самодостаточное сообщество, своеобразие которого обусловлено социокультурными причинами [4].

С древних времен городское пространство рассматривается как место спасения. Города разрастались на месте оборонительных укреплений (замков, крепостей и т.п.) и вокруг них. В церковнославянском «градъ» дословно означает огороженное, защищённое место [3]. Люди при необходимости имели возможность укрыться за городскими стенами от врагов.

Шпенглер О. связывал существование большой культуры с развитием городской. Мировая история, по его мнению - это история городов [5].

Город сыграл особую роль в истории культуры. Каган М.С. считает, что начало выхода города на арену истории культуры было положено именно в Древней Греции. Античный полис - «город-государство» - тип поселения, определивший особый тип развития культуры. Город открыл человечеству неограниченные возможности прогресса [6]. Значимость города особенно возросла в эпоху Средневековья в Европе, когда в феодальном обществе культура впервые в истории предстала как система субкультур. В культуре Европейского средневековья сформировалось четыре автономные субкультуры: «культура храма и монастыря», «культура замка и дворца», «культура села и хутора», «культура средневекового города». Бюргерскую культуру М.С. Каган связывает с будущим, считая, что в ней зародился грядущий (ренессансный) тип культуры [6]. Спасение в этот исторический период связано с господствующим религиозным мировоззрением в философии, архитектуре, религиозной литературе и живописи. В средневековой Европе строится множество непреступных замков и крепостей. Строительство городских стен стало символом победы над опасным внешним окружением, хотя иногда они бессмысленны с военной точки зрения.

Социокультурное пространство города можно представить как систему социальных взаимоотношений, в которые вкладывается понятие ценностей, символов и смыслов. Оно наполняет жизненный мир горожан особым смыслом и ценностными ориентациями, направленными на осуществление жизненных планов и стратегий в городской среде [7]. Исторически городское пространство выстраивается с учетом удовлетворения потребностей в безопасности. Город выступает организацией внешнего (по отношению к городу) и его внутренних пространственных структур и представляет собой соединение двух сторон пространства [8]:

- во-первых, внешней - независящей от человека (объективной, географической, природной);

- во-вторых, внутренней - созданной человеком рукотворной (архитектурной), организованной по законам безопасности, целесообразности, красоты.

Временной фактор изменения мировоззрения ведет к дальнейшему расслоению, формируется ментальная картины города, включающая в себя потребности в безопасном существовании, это проявляется в пространственной организации и особой собственной атмосфере города.

Марков Б.В. считает, что город - это отрыв от земли, от стоящего на ней жилища, город не сводим к желанию быть дома. Города со времен своего возведения стремились ввысь, а не вширь [8].

Ученый определяет город как начало цивилизации. По его мнению, город не сводится к архитектуре и не прочитывается до конца как система знаков или овеществленная форма духа [8].

Промышленная революция вызвала стремительный рост городов. Изменяется форма общественного порядка, индивидуализм породил потребность в контактах. В XIX в. остро ощущается необходимость в общении. Многообразие контактов не спасает от одиночества. Возросла скорость передвижения, изменению подвергается топография жилица, что является причиной конфликта города и индивида. Таким образом, поиск спасения и удовлетворения витальных потребностей в городском пространстве приводит человека к необходимости удовлетворения потребностей, находящихся, согласно пирамиде Маслоу, на более высоком уровне - это потребность в самореализации. Следствием и спасением этого является активное развитие новых форм и воплощением их в архитектуре, возникновение новых сословий и субкультур. В социокультурном пространстве формируются механизмы, способствующие сглаживанию конфликтов.

Таким образом, при исследовании феномена спасения в городском пространстве необходимо учитывать его исторические условия формирования и место человека в структуре мегаполиса, антропологии современного города и мультикультурном пространстве современного города.

Целесообразно рассматривать пространство города и его связь со спасением во все исторические эпохи. Город разрушает ландшафт, внося изменения в его природную структуру, сообразуясь с потребностями человека и удовлетворяя витальную потребность человека в безопасности. Города можно рассматривать и как символ величия народа, способность покорить опасное внешнее пространство, способом обжить его как свое внутреннее [9].

Проблемы развития городского пространства на социальном, антропологическом, аксиологическом уровнях имеют свою специфику и в России.

Во-первых, известно, что иноземцы называли Русь «Гардарикой», что означает «государство городов», «городить», «огораживать».

Во-вторых, для императорской России со второй половины XVIII в. характерны историческое расслоение на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). В 1722 г. Петром I в России была введена «Табель о рангах». Она предусматривала три основных рода службы: воинскую, штатскую и придворную, определившую отношение к феномену спасения.

В-третьих, формируется понимание пространства города как особого мира, спасение в витальном (переезд) и в духовном смысле (архитектура, музыка и т.п.), связывается с обликом двух столиц - Москвы и Санкт-Петербурга.

Работы многих историков, философов, писателей посвящены исследованию двух столиц, их сравнению.

По сей день не утихают споры о приоритете одного из них, тем не менее, ученые сходятся в одном: существует не только противостояние, но гораздо, продуктивная диалогичность двух столиц, которая всегда существовала и ее необходимо развивать. Москва и Петербург - центры исторического самосознания.

Исупов К.Г. особенности формирования русского характера связывает с результатом «двуголосой московско-петербургской культуры», называя Москву и Петербург - центрами исторического самосознания [10].

Ученый считает, что в результате диалога двух столиц происходит формирование нового типа городской личности в России, изменяется мировоззрение. В результате изучения трехвекового спора двух столиц также можно прояснить:

- психологию горожанина и сословных групп;

- миры моральных ценностей, их преемственность и модернизацию;

- эстетические предпочтения в сфере искусства и творческого поведения;

- специфическую мифологию Петербурга на фоне Москвы как хранительницы предания. Город, призванный защитить, «огородить» людей от зол, таит в себя для горожанина главную опасность - одиночество отчуждения и страх смерти [10].

Особенно много примеров спасения столиц городского пространства в литературе. Например, В.Г. Белинский так описывал различия столичных обитателей: «Петербуржец, если он человек солидный, скуп на слова, если они не ведут, ни к какой положительной цели. Лицо москвича открыто, добродушно, беззаботно, весело, приветливо; москвич всегда рад заговорить и заспорить с Вами о чем угодно, и в разговоре москвич откровенен. Лицо петербуржца всегда озабочено и пасмурно; петербуржец всегда вежлив, часто даже любезен, но как-то холодно и осторожно; если разговорится, то о предметах самых обыкновенных; серьезно он говорит только о службе, а спорить и рассуждать ни о чем не любит» [11].

Исследование философской концепции «спасения» в России, тесным образом связано с рассмотрением «смерти». Персонологическая проработка темы смерти в XIX в. принадлежит известным писателям и мыслителям России А.С. Пушкину, Ф.И. Тютчеву, Ф.М. Достоевскому, Л.Н. Толстому, Н.В. Гоголю, которые в своих произведениях много места отводят значению городского пространства, подчеркивая его особую ментальность.

Таким образом, современное общество связано с развитием города, сопровождается изменением городского пространства как внешнего (географического и архитектурного), так и внутреннего (ментального, семиотического) [8]. Исторически изменяясь, оно вырабатывает своеобразные механизмы и формы спасения, одновременно формируя новые опасности.

Литература

1. Козловский В.В. Общество потребления и цивилизационный порядок современности // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. № 5 (58). С. 55-66.

2. Орлов С.В. Человек и его потребности. СПб., 2006. С. 113.

3. Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org./ (дата обращения: 12.05.2014).

4. Философская энциклопедия. URL: http://dic.academic.ru./dic.nsf/ (дата обращения: 12.05.2014).

5. Шпенглер О. Закат Европы. Минск, 1999. Т. 2. С. 119.

6. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1997. С. 343-348.

7. Тулиганова И.В. Социокультурное пространство современного города. URL: http://ru.convdocs.org/docs/index-39131.html (дата обращения: 11.04.2014).

8. Тыхеева Ю.Ц. Человек в городском пространстве. URL: http:// www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/professor.ru/Tyheeva/ (дата обращения: 10.04.2014).

9. Марков Б.В. Культура повседневности. СПб.: Питер, 2008. С. 132.

10. Исупов К.Г. Русская философская культура. СПб., 2010. С. 229-232.

11. Белинский В.Г. Петербург и Москва (фрагменты из очерка). СПб., 1996. С. 186.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.