Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВУЗАХ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ / ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинова Екатерина Сергеевна, Горяинова Галина Николаевна

Число иностранных обучающихся в отечественных учебных заведениях высшей школы неизменно увеличивалось в течение последних двух десятилетий. Однако из-за информационных и культурных барьеров эта тенденция замедляется. Иностранные студенты-медики выезжают за границу в поисках хорошего образования и адекватных условий обучения. Для выбора страны обучения и учебного учреждения решающими факторами являются доступность, социальные связи, а также система образования в соответствии с принципом достижения цели. Общение с другими иностранными обучающимися не рассматривается в качестве проблемы, иностранные студенты-медики больше всего обеспокоены социальной изоляцией из-за языковых, межкультурных и религиозных различий. Обеспечение доступа к университетской системе образования, материально-технической, информационной среде, социальная поддержка, создание условий для культурной интеграции, воспитание религиозной толерантности во многом помогают иностранным студентам-медикам. Таким образом, создание специальной адаптационной среды, а также развитие адекватных межкультурных отношений, наряду с личностно-ориентированным образовательным процессом, способствуют успешному достижению цели пребывания иностранных обучающихся в образовательной среде университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвинова Екатерина Сергеевна, Горяинова Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE PROCESS OF ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTSIN DOMESTIC UNIVERSITIES

The number of foreign students in domestic higher education institutions has steadily increased over the past two decades. However, due to information and cultural barriers, this trend is slowing down. Foreign medical students travel abroad in search of a good education and adequate learning conditions. For the choice of the country of study and educational institution, the decisive factors are accessibility, social ties, as well as the education system in accordance with the principle of achieving the goal. Communication with other foreign students is not seen as a problem, and foreign medical students are most concerned about social isolation due to linguistic, intercultural and religious differences. Providing access to the University education system, material, technical and informational environment, social support, creating conditions for cultural integration, and fostering religious tolerance help foreign medical students in many ways. Thus, the creation of a special adaptive environment, as well as the development of adequate intercultural relations, along with a person-oriented educational process, contribute to the successful achievement of the goal of foreign students ' stay in the educational environment of the University.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВУЗАХ»

LITVINOVA Ekaterina Sergeevna and others

SOME ASPECTS OF THE PROCESS OF ADAPTATION ..

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

УДК 378.14

DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0045

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВУЗАХ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 1381-4270 AuthorID: 769003

ЛИТВИНОВА Екатерина Сергеевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Патологическая анатомия»

SPIN: 7664-9214 AuthorID: 727645

ГОРЯИНОВА Галина Николаевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Патологическая анатомия» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица Карла Маркса, 3, e-mail: kat_roma@mail.ru) Аннотация. Число иностранных обучающихся в отечественных учебных заведениях высшей школы неизменно увеличивалось в течение последних двух десятилетий. Однако из-за информационных и культурных барьеров эта тенденция замедляется. Иностранные студенты-медики выезжают за границу в поисках хорошего образования и адекватных условий обучения. Для выбора страны обучения и учебного учреждения решающими факторами являются доступность, социальные связи, а также система образования в соответствии с принципом достижения цели. Общение с другими иностранными обучающимися не рассматривается в качестве проблемы, иностранные студенты-медики больше всего обеспокоены социальной изоляцией из-за языковых, межкультурных и религиозных различий. Обеспечение доступа к университетской системе образования, материально-технической, информационной среде, социальная поддержка, создание условий для культурной интеграции, воспитание религиозной толерантности во многом помогают иностранным студентам-медикам. Таким образом, создание специальной адаптационной среды, а также развитие адекватных межкультурных отношений, наряду с личностно-ориентированным образовательным процессом, способствуют успешному достижению цели пребывания иностранных обучающихся в образовательной среде университета.

Ключевые слова: иностранные студенты-медики, проблемы интеграции, образование.

SOME ASPECTS OF THE PROCESS OF ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTSIN DOMESTIC UNIVERSITIES

© The Author(s) 2021

LITVINOVA Ekaterina Sergeevna, candidate of medical sciences, associate professor

of the department "Pathological Anatomy" GORYAINOVA Galina Nikolajevna, candidate of medical sciences, associate professor of the department "Pathological Anatomy" Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: kat_roma@mail.ru) Abstract. The number of foreign students in domestic higher education institutions has steadily increased over the past two decades. However, due to information and cultural barriers, this trend is slowing down. Foreign medical students travel abroad in search of a good education and adequate learning conditions. For the choice of the country of study and educational institution, the decisive factors are accessibility, social ties, as well as the education system in accordance with the principle of achieving the goal. Communication with other foreign students is not seen as a problem, and foreign medical students are most concerned about social isolation due to linguistic, intercultural and religious differences. Providing access to the University education system, material, technical and informational environment, social support, creating conditions for cultural integration, and fostering religious tolerance help foreign medical students in many ways. Thus, the creation of a special adaptive environment, as well as the development of adequate intercultural relations, along with a person-oriented educational process, contribute to the successful achievement of the goal of foreign students ' stay in the educational environment of the University.

Keywords: foreign medical students, integration problems, education.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современный период развития высшего образования в России характеризуется выраженным стремлением к интеграции в международную систему предоставления образовательных услуг. Одним из путей реализации сближения отечественной образовательной среды с зарубежной высшей школой является активное привлечение иностранных граждан к обучению в вузах страны. Курский государственный медицинский университет имеет длительный опыт работы с иностранными студентами. В связи с этим руководство и структурные подразделения университета уделяют огромное внимание организации учебно-воспитательной работы с иностранными обучающимися. Изучение подхода к профессиональной подготовке специалистов, а также анализ результатов регулярных опросов иностранных студентов позволят обобщить опыт организации образовательного процесса и внести некоторые коррективы в его организацию.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Цель: Провести анализ возможностей привлечения иностранных граждан в вузы страны и адаптации обучающихся к новой языковой, социальной и образовательной среде. Методы: анализ научной литературы, описание результатов исследования. Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Большую роль в адаптации играет социализация иностранного студента с самого начала обучения - саморазвитие личности во взаимодействии с различными социальными группами и учреждениями университета, что способствует выработке активной жизненной позиции. Адаптация личности студента к образовательной среде во многом обусловлена учебной мотивацией, которая в свою очередь зависит от степени учета жизненно значимых для него интересов и, в первую очередь, от его профессионального становления. Это достигается организацией системы обучения, набором средств, методов и действий, используемых при этом. Мотивация обучения, характеризуя интерес учащихся к получению знаний, приобретению умений и навыков, к своему раз-

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; в-^Ы: 2712-8474

ЛИТВИНОВА Екатерина Сергеевна и другие НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ...

витию, бывает глубоко личностной, внутренней, связанной с потребностью в совершенствовании, реализации духовных и профессиональных целей, ценностей, идеалов, расширении кругозора и эрудиции, общей образованности. В связи с этим обучение иностранных студентов должно носить личностно-ориентированный характер [1,2].

Среди иностранных обучающихся университета преобладают граждане развивающихся стран Африканского континента, Южной Америки и Азии, значительная часть которых предпочитают получить медицинское образование по специальности «лечебное дело» [3].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Исследования показывают, что иностранные студенты после поступления в вуз сталкиваются с различными проблемами в связи с языковыми, культурными барьерами [4], с отсутствием социальной поддержки [5], отчуждением и тоской по дому, а также с бытовыми и академическими трудностями [6-11]. Кроме того, нередко иностранные студенты-медики достигают более низких результатов в доклинических, и в клинических экзаменах.

Для иностранных обучающихся высокий уровень образовательного процесса, международная репутация университета являются важными критериями для выбора места обучения. В этом плане университет обладает необходимыми показателями, обеспечивающими признание за рубежом. Мотивация иностранных студентов в выборе места обучения основана на высоком качестве образования, результатах подтверждения и признании диплома, а также на мнении соотечественников о вузе.

Образование ориентировано на подготовку высококвалифицированного специалиста, который хорошо ориентируется в практической деятельности, самостоятельно получает и анализирует необходимую информацию, рационально использует приобретенные знания для успешного решения профессиональных задач. В университете взаимодействуют две стороны процесса образования: университет воздействует на студента путем обучения и воспитания, личность реагирует на это самореализацией и развитием. Для успешного достижения результата обучения необходимо создать комфортную образовательную среду и гармонично включить в нее иностранных обучающихся.

Популяризация обучения в отечественных высших учебных заведениях напрямую зависит от возможностей иностранных студентов быстро и успешно адаптироваться к иноязычной среде и социально-культурным особенностям принимающей стороны. В университете активно работает специальный отдел по социальной адаптации иностранных студентов

Эффективной адаптации способствует адекватное и быстрое обретение вновь поступившего в университет иностранного обучающегося навыков взаимодействия с различными студентами другой национальности и структурами университета. Успех подобного взаимодействия во многом обусловлен мотивацией деятельности иностранного студента по реализации значимых для него интересов и его профессионального становления.

Межкультурные взаимоотношения играют ключевую роль в создании благоприятной социально-образовательной среды при работе с иностранными обучающимися. Университет создает максимально благоприятные условия для формирования у студентов навыков и культуры межнационального взаимодействия, дружелюбия, деликатности, толерантности в любых ситуациях, умения избегать конфликтов.

Качество образования не может рассматриваться вне контекста трудозатрат и здоровья субъектов образовательного процесса. Цели образования, решаемые им задачи должны соизмеряться с психофизическими возможностями обучающихся. Нет смысла в образовании,

если оно наносит вред здоровью, лишая молодых людей самой важной ценности в жизни.

В центре здоровьесберегающей системы образования находятся соответствующие педагогические технологии. Они являются ведущими, потому что в учебном процессе должны обеспечиваться все составляющие здоровья студентов, их психофизический и социально-духовный комфорт: личностно мотивированная заинтересованность, активность и работоспособность, индивидуализация и дифференциация обучения и уважение друг к другу субъектов образования. К таким технологиям относятся проблемное обучение, решение ситуационных задач и др.

Условиями достижения цели обучения являются:

- уважение и принятие студента как самоценной личности;

- включение студентов в процесс обучения;

- создание атмосферы размышления, анализа, открытости, поддержки и подчеркивания достижений.

Высоким личностно-развивающим потенциалом обладают конструктивные взаимоотношения между студентами, умение работать в команде.

Несомненную роль в организации эффективного образовательного процесса играет адекватная организация процесса обучения иностранных учащихся.

Структурирование процесса адаптации обучающихся в образовательной среде позволяет обозначить последовательность этапов адаптации:

- на первом курсе иностранные студенты знакомятся с образовательной средой вуза, получают базовые навыки пребывания в профессиональной среде;

- на втором-третьем курсах иностранные студенты формируют основу клинико-анатомического мышления, позволяющего решать профессиональные задачи;

- на четвертом-шестом курсах адаптация обучающегося проявляется творческой самореализацией в процессе решения профессиональных задач.

В результате быстрого развития медицинской науки и реформы медицинского образования происходит систематическое пополнение объема учебного материала, и для его усвоения и систематизации уже недостаточно имеющихся учебников, табличного фонда, наглядных пособий. Необходимо использование новых современных методов обучения, что облегчит усвоение студентами знаний.

В значительной мере эта проблема решается благодаря широкому внедрению в образовательный процесс новых высокотехнологичных педагогических методов, реализуемых через электронные средства обучения. При этом инновационные методы обучения не только оптимизируют работу преподавателей, но и повышают мотивацию учащихся к изучению материала, развивают мышление и, таким образом, позволяют учащимся при относительно небольших материальных затратах в короткий срок усвоить учебный материал [12,13]. Тем самым удается повысить качество обучения.

В университете активно внедряются современные инновационные методы обучения. Лекционный курс читается с использованием компьютерного мультимедийного сопровождения, что позволяет визуализировать учебный материал, представив его в виде схем, электро-нограмм, микро- и макрофотографий, видеофильмов, отражающих сущность пато- и морфогенеза, патоморфо-логических и клинических изменений в организме при тех или иных заболеваниях и патологических процессах.

Для самостоятельной работы по подготовке к практическим занятиям студенты используют учебные пособия на электронных носителях, содержащие теоретический и иллюстрационный материал в виде презентаций, слайд-фильмов, видеофильмов, обучающих мультимедийных тестов. Это в значительной мере повышает восприятие учебного материала иностранными студентами-медиками, облегчает освоение практических навыков и умений.

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002; 130008

181

LITVINOVA Ekaterina Sergeevna and others

SOME ASPECTS OF THE PROCESS OF ADAPTATION ...

ВЫВОДЫ

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, создание комплексной системы адаптации иностранных обучающихся является ключевым условием эффективной подготовки специалистов-медиков для иностранных государств и конкурентоспособности вуза. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Брановский, Ю. С. Создание образовательной информационной среды в университетском комплексе / Ю. С. Брановский, А. Х. Ардеев // Вестн. Ставрапол. гос. ун-та. Ставрополь. - Изд-во СГУ, 2004. - Вып. 36. - С. 118-121.

2. Деревцова, С. Н. Интеграция как вектор развития медицинского образования / С. Н. Деревцова // Высшее образование сегодня.

- 2009. - №2. - С. 80-82.

3. Дудка В.Т., Горяинова Г.Н., Иванов А.В., Литвинова Е.С., Мхитарян Г.В. Проблемы и перспективы внедрения мультимедийных компьютерных технологий в процесс преподавания патологической анатомии // Труды II Съезда Российского общества патологоанатомов. - Т. 1. - М.:МДВ, 2006. - С. 23-26.

4. Бушмина, О.Н. Особенности повышения качества обучения у иностранных студентов медицинского вуза на примере кафедры биологической химии курского государственного медицинского университета / О.Н. Бушмина // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020.

- Т. 9. № 2 (31). - С. 34-37.

5. Меренков А.В., Антонова Н.Л., Дорожинская Н.С. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов в Уральском федеральном университете // Изв. Урал. федерал. ун-та. Сер. 3 «Общественные науки». - 2013. - № 4 (121). - С. 185-192.

6. Попов А.С., Прохоров А.В., Хурошвили И.Н. Проблемы обучения иностранных граждан в техническом университете на неродном для них языке // Науч. Вестн. МГТУ ГА. Сер. «Международная деятельность вузов». - 2005. - № 94(12). - С. 66-73.

7. Гагиева З.А. Особенности успешной адаптации студентов к условиям вуза //Научный вектор Балкан. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 18-21.

8. Гасымова К.В. Поликультурное образование как основа формирования толерантности в мультикультурном пространстве // Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 14-18.

9. Бажан Т.А. Социокультурная интеграция иностранных граждан в системе государственной миграционной политики // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 24-30.

10. Атмаджов Л.С. Иммиграция и культурная адаптация в юношестве //Балканское научное обозрение. 2020. Т. 4. № 1 (7). С. 40-42.

11. Петрова Н.Э. К вопросу о проблемах иностранных студентов в межкультурной коммуникации: пути преодоления этикетной интерференции //Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 53-55.

12. Цоколь Л.П. Учет особенностей иностранных учащихся подготовительного факультета в процессе педагогического общения: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1987. 16 с.

13. Ямщикова О.А. Актуальные проблемы обучения иностранных студентов в России: психолого-педагогический аспект // Сибир. пси-хол. журн. - 2005. -№ 21. - С. 89-93.

Статья поступила в редакцию 10.08.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.