Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / FOREIGN STUDENTS / QUALITY OF EDUCATION / MEDICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинова Екатерина Сергеевна, Горяинова Галина Николаевна

В статье представлены пути решения проблемы повышения качества образования иностранных обучающихся в медицинском вузе. В современных условиях ответственность за подготовку высококвалифицированных специалистов для зарубежья разделяют все подразделения университета на кафедре. Реализации этой цели способствуют инновационные методы обучения, основанные на достижениях научно-технического процесса, в том числе мультимедийные технологии. Однако, по- прежнему актуальны традиционные методы обучения, в частности проблемное обучение. Достижение высокого качества знаний обучающихся основано также на мотивации освоения тем дисциплины. В этом смысле особую роль играет обоснование актуальности тем для дальнейшей интеграции полученных знаний в процессе изучения клинических дисциплин. Освоению практических навыков во многом способствует структурированность работы с морфологическими препаратами, основанная на ориентировочной основе действия. В целом, использование современных инновационных технологий и традиционных методов обучения способствует приобретению знаний, умений и навыков в рамках освоения необходимых компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвинова Екатерина Сергеевна, Горяинова Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF INNOVATIVE METHODS WHEN TRAINING FOREIGN STUDENTS AT THE DEPARTMENT OF PATHOLOGICAL ANATOMY USE OF INNOVATIVE METHODS WHEN TRAINING FOREIGN STUDENTS AT THE DEPARTMENT OF PATHOLOGICAL ANATOMY

The article presents ways to solve the problem of improving the quality of education of foreign students in a medical university. In modern conditions, the responsibility for training highly qualified specialists for foreign countries is shared by all departments of the university in the department. The implementation of this goal is facilitated by innovative teaching methods based on the achievements of the scientific and technological process, including multimedia technologies. However, traditional teaching methods, in particular problem-based learning, are still relevant. Achieving high quality knowledge of students is also based on motivation to master the topics of discipline. In this sense, the substantiation of the relevance of topics for the further integration of acquired knowledge in the process of studying clinical disciplines plays a special role. The development of practical skills is largely facilitated by the structured work with morphological preparations, based on an indicative basis for action. In general, the use of modern innovative technologies and traditional teaching methods contributes to the acquisition of knowledge, skills in the development of the necessary competencies

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ»

Litvinova Ekaterina Sergeevna, Goryainova Galina Nikolajevna USE OF INNOVATIVE METHODS WHEN TRAINING FOREIGN .

pedagogical sciences

УДК 378.14:378.4.096:616-091 DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0035

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ

© 20120

AuthorlD: 769003 SPIN: 1381-4270

Литвинова Екатерина Сергеевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Патологическая анатомия»

AuthorlD: 727645 SPIN: 7664-9214

Горяинова Галина Николаевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Патологическая анатомия» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица Карла Маркса, 3, e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье представлены пути решения проблемы повышения качества образования иностранных обучающихся в медицинском вузе. В современных условиях ответственность за подготовку высококвалифицированных специалистов для зарубежья разделяют все подразделения университета на кафедре. Реализации этой цели способствуют инновационные методы обучения, основанные на достижениях научно-технического процесса, в том числе мультимедийные технологии. Однако, по- прежнему актуальны традиционные методы обучения, в частности проблемное обучение. Достижение высокого качества знаний обучающихся основано также на мотивации освоения тем дисциплины. В этом смысле особую роль играет обоснование актуальности тем для дальнейшей интеграции полученных знаний в процессе изучения клинических дисциплин. Освоению практических навыков во многом способствует структурированность работы с морфологическими препаратами, основанная на ориентировочной основе действия. В целом, использование современных инновационных технологий и традиционных методов обучения способствует приобретению знаний, умений и навыков в рамках освоения необходимых компетенций. Ключевые слова: иностранные обучающиеся, качество образования, медицинский вуз.

USE OF INNOVATIVE METHODS WHEN TRAINING FOREIGN STUDENTS AT THE DEPARTMENT OF PATHOLOGICAL ANATOMY USE OF INNOVATIVE METHODS WHEN TRAINING FOREIGN STUDENTS AT THE DEPARTMENT OF PATHOLOGICAL ANATOMY

© 2020

Litvinova Ekaterina Sergeevna, candidate of medical sciences, associate professor

of the department "Pathological Anatomy" Goryainova Galina Nikolajevna, candidate of medical sciences, associate professor of the department "Pathological Anatomy" Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: [email protected]) Abstract. The article presents ways to solve the problem of improving the quality of education of foreign students in a medical university. In modern conditions, the responsibility for training highly qualified specialists for foreign countries is shared by all departments of the university in the department. The implementation of this goal is facilitated by innovative teaching methods based on the achievements of the scientific and technological process, including multimedia technologies. However, traditional teaching methods, in particular problem-based learning, are still relevant. Achieving high quality knowledge of students is also based on motivation to master the topics of discipline. In this sense, the substantiation of the relevance of topics for the further integration of acquired knowledge in the process of studying clinical disciplines plays a special role. The development of practical skills is largely facilitated by the structured work with morphological preparations, based on an indicative basis for action. In general, the use of modern innovative technologies and traditional teaching methods contributes to the acquisition of knowledge, skills in the development of the necessary competencies. Keywords: foreign students, quality of education, medical university.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

В течение многих лет в университете осуществляется подготовка специалистов высшей квалификации для стран ближнего и дальнего зарубежья. Огромную ответственность по обучению иностранных студентов разделили все подразделения университета и, в том числе, кафедры. В условиях работы системы менеджмента качества образования и в рамках утвержденных учебных программ кафедра патологической анатомии стремится максимально приблизиться к достижению уровня обучения студентов, отвечающих требованиям, которые предъявляются международной системой образования [1-2].

Реализации цели образовательного процесса по подготовке высокообразованных, способных к саморазвитию специалистов способствуют инновационные методы обучения, разработкой и внедрением которых занимаются преподаватели университета. Благодаря научно-техническому прогрессу внедрены современные методы обучения, основанные на мультимедийных технологиях: лекции, компьютерные тестовые программы, пособия. Безусловно, подобные инновации помогли

нам значительно повысить качество образовательного процесса на кафедре для иностранных обучающихся. Однако не потеряли актуальности широко известные и разрабатываемые в течение многих лет методы обучения, в частности, проблемное обучение [3-13].

МЕТОДОЛОГИЯ

Цель работы: проанализировать пути повышения качества обучения иностранных студентов - медиков на кафедре.

Задачи исследования: исследовать роль инновационных методов обучения. Определить место традиционных методов обучения в процессе образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Иностранные обучающиеся с начала изучения дисциплины проявляют заинтересованность в практическом применении полученных знаний. На лекциях и практических занятиях большое внимание уделяется мотивации изучения морфологии общепатологических процессов и патологической анатомии заболеваний, создающих базу для интеграции получаемых знаний в процессе освоения клинических дисциплин.

Заинтересованность иностранных студентов в изуче-

педагогические науки

Литвинова Екатерина Сергеевна, Горяинова Галина Николаевна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ...

нии материала многократно возрастает при использовании проблемного подхода к чтению лекций. При этом преподаватель формулирует проблему и, чаще всего, предлагает варианты решения. Это обусловлено тем, что предварительное изучение материала перед лекцией не предусмотрено, в отличие от зарубежных вузов. Но и в этом случае реализация проблемного подхода в лекционном курсе зависит от педагогического опыта лектора. В качестве примера можно привести проблемные вопросы по патологии сердца: «Почему гипертрофия сердца, являющаяся компенсаторным процессом и проявляющаяся увеличением размеров и функции органа, ведет к сердечной недостаточности?» или по патологии дыхательной системы: «Почему результаты саногенеза при острых пневмониях у разных больных отличаются, и чем обусловлены отличия исходов заболевания?», «Почему метаплазия эпителия бронхов - патологический процесс - относится к проявлениям адаптации у курящих?».

На практических занятиях обсуждение темы организовано с максимально возможным использованием проблемных вопросов и заданий, и их решение осуществляется как с помощью преподавателя, так и самостоятельно студентами, что позволяет развивать кли-нико-морфологическое мышление будущих врачей и разрешать возникающие при обсуждении противоречия. Обязательным является участие нескольких студентов в обсуждении, при этом у иностранных учащихся развивается корпоративный дух и личная заинтересованность в решении проблемы.

На занятии проблемные задания и вопросы посвящены раскрытию особенностей клинических и морфологических проявлений заболеваний и патологических процессов у разных больных, объяснению причин и механизмов разнообразия клинико-морфологических проявлений и исходов, клинико-морфологическому сопоставлению проявлений болезни. Например, обсуждаются механизмы и морфогенез безжелтушной и циклической желтушной форм течения острого гепатита у больных в пределах одной семьи. Для ответа на этот проблемный вопрос необходимо обратиться к знаниям по обмену билирубина, гистологическому строению печеночных долек, пигментным дистрофиям, индивидуальным особенностям реактивности макроорганизма, использовать междисциплинарное интегративное мышление, разрешить противоречие между общепринятой точкой зрения на проявление заболевания и индивидуальными особенностями его течения, сделать обобщающее заключение о патогенезе и морфогенезе заболевания у конкретного больного.

Особое значение проблемный подход к обучению имеет при самостоятельной работе иностранных студентов. На нашей кафедре практическая часть занятия основана на исследовании макро- и микропрепаратов, подобранных таким образом, чтобы обеспечить наглядность изменений органов и тканей при патологических процессах и заболеваниях. На каждом занятии изучается около десяти макроскопических препаратов. Студенты самостоятельно описывают патологические изменения органов и тканей таким образом, чтобы на основании представленной патоморфологической картины назвать патологический процесс или заболевание и сделать заключение о возможных причинах, механизмах развития данных изменений, их осложнениях, исходах, саногене-зе и танатогенезе, а также клинических проявлениях.

Работа с макропрепаратами осуществляется с использованием ООД (ориентировочная основа действий).

МАКРОПРЕПАРАТЫ

1. Назвать орган или ткань.

2. Описать изменения:

размеры органа (увеличен, уменьшен); форма (сохранена, изменена или деформирована); поверхность (гладкая, морщинистая, мелко- или крупнобугристая, зернистая; тусклая или блестящая, состояние капсулы,

наличие наложений на поверхности); в полых органах отмечается толщина стенки, форма и размер полости, состояние выстилающей оболочки, цвет.

Характеристика патологического очага:

локализация, размеры, форма, цвет, консистенция (предположительно), границы с окружающей тканью, отношение к поверхности разреза.

3. Назвать патологический процесс или болезнь.

4. Сделать заключение: указать причины, механизмы развития, клинические проявления и исходы данного процесса или болезни.

При этом иностранные учащиеся объясняют, каковы причины и механизмы разных путей развития, разнообразных морфологических проявлений и исходов заболеваний.

На практических занятиях созданы условия для решения необходимых компетенций, в том числе патологических процессов на микроскопическом уровне. По каждой теме студентам предлагается изучить четыре -шесть гистологических препарата, также используется ООД:

МИКРОПРЕПАРАТЫ

1. Записать номер, полное название препарата, вид окраски.

2. Осмотреть препарат невооруженным глазом, отметив гомогенность или гетерогенность структуры, цвет, наличие слоев, очагов и др., строение которых будет уточнено при микроскопии.

3. Изучить препарат при малом увеличении микроскопа:

отметить нарушение архитектоники органа, определить патологический процесс (дистрофия, некроз, воспаление, иммунопатология, нарушение кровообращения, компенсаторно-приспособительные процессы, опухоли); отметить изменения паренхиматозных и стромальных элементов органа (количество, клеточная инфильтрация, наличие патологических включений), состояние сосудов (ширина просвета, толщина стенки, содержимое, изменение слоев стенки сосуда и др.).

4. Изучить препарат при большом увеличении микроскопа:

уточнить детали патологического процесса (размеры клеток, особенности строения цитоплазмы и ядра в отличие от нормы, наличие ядерных и цитоплазматиче-ских включений, многоядерность и др.).

5. Зарисовать микропрепарат и сделать обозначения на рисунке.

Задача исследования на микроскопическом уровне состоит не только в определении органа или ткани, но и патологического процесса, на основании чего студент диагностирует заболевание.

В целях актуализации познавательной деятельности иностранных студентов на кафедре создан банк ситуационных задач, используемых как на практическом занятии, так и во внеаудиторное время для самостоятельной работы. Задачи стимулируют обращение к уже изученному материалу, систематизируют знания, открывают новые связи между явлениями и дисциплинами. Иностранные студенты осуществляют творческий поиск путей решения задач, аргументируют свое согласие или несогласие с предлагаемыми диагнозами или морфологическим эквивалентом клинической картины.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Сочетание инновационных технологий с наработанными традиционными методами проблемного обучения обеспечивают сближение фундаментальных дисциплин и практической медицины, вырабатывает у студентов стремление творчески мыслить, позволяет приобрести навыки саморазвития и самообразования для освоения профессионального мастерства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Брановский, Ю. С. Создание образовательной информацион-

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2(31)

157

Litvinova Ekaterina Sergeevna, Goryainova Galina Nikolajevna USE OF INNOVATIVE METHODS WHEN TRAINING FOREIGN .

pedagogical sciences

ной среды в университетском комплексе / Ю. С. Брановский, А. Х. Ардеев // Вестн. Ставрапол. гос. ун-та. Ставрополь. — Изд-во СГУ, 2004. — Вып. 36. - С. 118-121.

2. Витвицкая, Л. А. Деятельностный подход к проблеме взаимодействия субъектов образовательного процесса / Л. А. Витвицкая // Высшее образование сегодня. — 2009. — № 6. — С. 55-58.

3. Колюжный, А. С. Компьютерное тестирование как способ контроля знаний студентов/А. С. Колюжный, О. Г. Павлов //Высшее образование сегодня. — 2009. — № 7. — С. 67-69.

4. Деревцова, С. Н. Интеграция как вектор развития медицинского образования / С. Н. Деревцова // Высшее образование сегодня. — 2009. — №2. — С. 80-82.

5. Ваганова О.И., Максимова К.А., Карпова М.А. Технология проблемного обучения в профессиональном образовании // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 7-10.

6. Минеева О.А., Ляшенко М.С., Борщевская Ю.М. Смешанное обучение как средство интенсификации обучения иностранному языку студентов магистратуры // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 115-119.

7. Кондаурова И.К., Батеева Е.Х. Профессионально ориентированное обучение математике в медико-биологическом лицее // Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 39-42.

8. Gudkova S.A., Emelina M.V. Teaching foreign languages in higher school for social studies and science students and professional mobility // Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 17-20.

9. Klinkov G.T. Technological andprofiling education at universities: active methods // American Journal of Pedagogy and Education. 2014. Т. 4. № 2. С. 7-15

10. Костылев Д.С., Кутепова Л.И., Трутанова А.В. Информационные технологии оценивания качества учебных достижений обучающихся //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 190-192.

11. Макаров С.И., Севастьянова С.А. Векторная интерпретация оценки остаточных знаний обучающихся // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 335-339.

12. Кривоногов С.В. Разработка информационной системы для контроля и оценки знаний студентов // Вестник НГИЭИ. 2016. № 8 (63). С. 30-41.

13. Таранцева К.Р., Моисеев В.Б., Пятирублевый Л.Г. Оценивание уровня компетенций при последовательном тестировании с помощью критерия конкурирующих дидактических гипотез // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 151156.

Статья поступила в редакцию 06.12.2019 Статья принята к публикации 27.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.